МАГЕЛЛАНОВО ОБЛАКО - "Архитектоника"


(р) Soyuz Music, 2017

Как это получается у Сергея Дворецкого, я, честно говоря, не знаю! Ведь все его творчество достаточно монотонно, однообразно по настроению и примерно одинаково по техническому уровню - весьма, кстати, высокому. В общем и целом можно легко предсказать, что и как он споет и в следующем альбоме, и в последующем, и десять альбомов тому вперед. А начнешь слушать - и не оторвешься. Музыка МАГЕЛЛАНОВА ОБЛАКА - это скорее фон для медитаций или атмосфера, в которой можно существовать только Здесь и Сейчас. Погрузился с головой, привел мысли в порядок, поразмышлял о чем-то своем, глубоко личном - и выныриваешь с чувством необыкновенной легкости на душе. В новом альбоме, возможно, чуть больше нерва, драматизма, выстраданности. Но ровно столько, чтобы не разочаровать нас в жизни. Просто счастье не дается даром, его еще надо заслужить, заработать. Об этом тоже нам постоянно напоминают песни Дворецкого.

"У игры нет правил!" - назойливо повторяется в первой же композиции "Сон Рассеян". Да, у той реальности, в которой мы живем, четко оговоренных правил нет. Этот агрессивный и иногда весьма болезненный для нас хаос привести в порядок может только человек, наделенный каким-то особым знанием, особым видением мира. Собственно говоря, нам здесь и показывают, как открываются глаза на истину. Дорог к ней много, а итог один - нам однажды суждено "услышать все, чем дышит мир". Определенный трагизм песне придает разве что упоминание о том, что лирический герой свой момент истины переживает, "попав на север". Что это значит? Просто впечатления от какого-то путешествия в северные широты или намек на какой-то мистический, мифологический подтекст? Известно же, что в мифологических представлениях о мире у многих народов именно на севере диком располагается царство мертвых. Страшновато задумываться о том, какие открытия и сюрпризы нас ждут в загробной жизни, если она вообще существует. Но все же хочется верить, что там мы узнаем что-то важное и неизвестное здесь.

Вторая композиция "Мое Последнее Солнце" словно бы подтверждает мои смутные догадки насчет попыток заглянуть туда, куда живых обычно не пускают. Вообще, слушая эту вещь, вдруг понимаешь, что нынешнего Дворецкого сравнивать с БГ уже как-то неловко. Он не просто растет как профессионал, а пытается быть сложнее во всем - в слове, в звуке, в подаче материала. В данном случае он вообще приближается скорее к Сергею Калугину, под плач скрипки утверждая, что ничего нет прекраснее смерти. Разве что любви к земной жизни в нем чуть-чуть больше - недаром же герою важнее не прорваться в неведомые миры из своего тесного земного мира, а увидеть напоследок солнечный свет.

"Я Уже Здесь" - а вот это сказано слишком по-гребенщиковски, чтобы стать творческой удачей. Возьмите этот текст, положите на упрощенный ритм реггей, добавьте припев о том что "время перейти эту реку вброд" - и вы не почувствуете почти никакой разницы. Особенно если совпадает и тема, и настроение. Но вот что любопытно: иным подражателям удается даже плохие произведения сделать так хорошо с чисто технической точки зрения, завернуть чужой товар в такую яркую обертку собственного производства, что с третьего-четвертого прослушивания невольно забываешь все свои упреки. Неожиданный отчаянный вздох клавишных во вступлении, похожий на цитату из киномузыки 60-х годов и совершенно вроде бы неуместный на фоне холодноватого электронного кантри - ну как тут не вздрогнет, сбиваясь с ритма, сердце? Да, перед нами замечательные музыканты, знающие, чем можно задеть слушателя за живое.

В балладе "Шифр", величавом гимне во славу Женщины и ее вечной загадки, напротив, все предельно просто, без эстетских закидонов, и это понятно: есть слова, которые можно себе позволить только наедине, без свидетелей, даже если "свидетели" - твои соратники по группе. В фолк-роковом же "Растворись и Растай", где требуются как раз ничем не сдерживаемые эмоции, вся "группа поддержки" дружно шагает в ногу, лишь чуть-чуть отставая от лидера, дабы своей мощью не заглушать его голос. Виолончелистка Дарья Богословская, умеющая очень точно обозначить то тему любви и нежности, то тревогу, клавишница Светлана Мочалина, закатывающая каждую композицию в звуковой "асфальт", по которому приятно прогуляться привыкшему к комфорту человеку XXI века, флейтистка Алла Лужецкая, чутко распознающая моменты самых интимных откровений. Мы к ним вроде бы уже привыкли, уже знаем их возможности, и все-таки слышим как будто впервые. Прекрасно сыгранный, прекрасно чувствующий музыку своего лидера состав. Прекрасные профессионалы, которым, наверное, очень интересно работается вместе, ибо результат настоящего коллективного творчества всегда непредсказуем.

Когда звучат "Девять Жизней", ты понимаешь, что, видимо, русский Дэвид Боуи должен выглядеть именно так. Жесткая, даже агрессивная электроника, под которую при желании и потанцевать можно, становится фоном для простых слов о дожде, смывающем прошлое - в том числе и мучительную, обреченную на гибель любовь. Где-то в подсознании у всех нас, рожденных в СССР, сидит очень похожая трогательная песенка из фильма "Розыгрыш" на стихи Алексея Дидурова. Но там была почти безграничная подростковая романтика, а у Дворецкого - горечь от того, что все течет и меняется. А ожидание больших перемен к лучшему все равно никуда не исчезло. И ближе к концу композиции, когда слушателю начинает мерещиться присутствие в аранжировке целого оркестра, что-то очень похожее на благодать небесную сходит не только на лирического героя, но и на всех нас, замерших около черного динамика.

Всякий альбом лишь тогда чего-нибудь стоит, если благодаря ему мы узнаем о группе или исполнителе что-нибудь новое. После "Архитектоники" мы о МАГЕЛЛАНОВОМ ОБЛАКЕ узнали, что оно может не только ласкать душу гармоничными созвучиями, но и больно ранить. Что Дворецкий все смелее осваивает не обжитые другими его коллегами территории и не собирается тиражировать только тот свой образ, который сложился в сознании слушателей за предыдущие годы существования группы. То есть показывает еще один пример того, как можно неторопливо и в то же время уверенно идти своей однажды выбранной дорогой, ведущей по направлению то ли к храму, то ли прямо в рай...

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 16 октября 2017, 14:10
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002