МАГЕЛЛАНОВО ОБЛАКО - "Условный Сигнал"


(р) Cardiowave, 2014

Странно думать, что еще года три назад название этой группы мало кому что-то говорило, и единственной возможностью заявить о себе для нее было участие в одном из выпусков программы "Бесполезное Золото" на "Радио России". Помню, как услышав в эфире первую же песню МАГЕЛЛАНОВА ОБЛАКА, я сразу же бросился искать в Интернете хоть что-нибудь еще, сочиненное и записанное этими талантливыми людьми, но почти ничего не нашел. И вот перед нами уже коллектив со своей серьезной биографией, достаточно длинной для такого нежного возраста дискографией, а главное - всеми необходимыми данными для превращения в кумиров... нет, не миллионов, но нескольких тысяч мечтательных "ботаников" - точно. Еще недавно многим могло показаться, будто подобная музыка - негромкая, предназначенная для спокойного и вдумчивого восприятия - вообще на успех и претендовать не может. С одной стороны у нас поп-рок, ориентированный на широкие массы радиослушателей и посетителей разного рода "Нашествий", с другой - весьма депрессивный андеграунд, мало изменившийся с середины 90-х. А вот АДО и ХРОНОП, Павел Кашин и Кирилл Комаров, многочисленные продолжатели гребенщиковских традиций от снизившего свою активность до минимума пермского ПАФЛЮКТОРА до великолепно работающих и ныне ФАВОРИТОВ ЛУНЫ существовали где-то на периферии музыкальной жизни лишь для узкого круга посвященных. И если человек не склонен к примитивному популизму и несет в душе гармонию, то совершенно непонятно, куда ему податься!

Автор и исполнитель собственных песен Сергей Дворецкий идет своей единственно возможной дорогой смело - потому что ему нечего терять, кроме разве что своих идеалов. Иногда даже кажется, что ему и группа не особенно нужна, чтобы самовыражаться на всю катушку. Ведь что такое, собственно говоря, его песни, если не традиционные русские романсы, к которым барабаны и прочие инструменты, характерные скорее для рока, добавлены лишь с одной целью - эмоционально усилить, наполнить воздухом современности строгую классическую форму. Он настолько убедителен, что может себе позволить, не прибегая к каким-то особым ухищрениям, вызывать у слушателей чувство, что мы вместе, что нам точно по пути. "Под россыпью северных звезд, под дождем из обрывков вчерашних газет мы встретимся в самом начале, успев отразить этот свет". Так поется в открывающей альбом песне "Движение", и куда именно движется лирический герой, тоже очевидно. В сторону весны, конечно же. Нервный, полный одновременного восторга и боли голос невольно проговаривается, что нынешнее просветление пришло не просто так, что оно было выстрадано, что вырваться из повседневной суеты в некий параллельный мир, устроенный более разумно, стоило немалого труда. Но сейчас ему хорошо наедине с вечностью и любовью; отсюда - мотив полета почти в каждом тексте: то происходит встреча с ангелом, помогающим побороть земное притяжение, то "я падаю - и мне легко...". Время от времени герой заговаривает с кем-то на "ты" и в женском роде. Кто это - всякий раз загадка. То ли сама Жизнь, то ли Прекрасная Дама, то ли божественный идеал Вечной Женственности, но трепетное отношение к не видимой нами собеседнице очевидно. Возможно, это вообще что-то такое, чего словами описать нельзя. Недаром же для Дворецкого так важно молчание. "Время Молчать" - не просто название самой красивой баллады альбома, а момент наивысшего откровения, не переводимого на человеческий язык.

Кстати, вот ведь что интересно. Сергей - поэт, возможно, местами неровный, не всегда точный в определениях, но в общем и целом четко обозначающий основную мысль, которую хочет донести до нас. Однако в наиболее эмоциональные моменты, в минуты максимального драматического накала он вдруг замолкает, уступая место какому-нибудь солирующему инструменту - например, виолончели Натальи Хмелевской или флейте Анастасии Бугаковой. Таким образом, всем музыкантам предоставляется возможность стать равноправными соавторами, а уж они не упускают случая и вносят посильный вклад в общее дело. Аранжировочное решение композиций - это вообще отдельная история. Оно всегда работает на драматургию произведения, хотя не всегда отличается сложностью. В психоделической "Все Спокойно" все начинается с заунывных псевдовосточных мотивов, а финал проваливается в какую-то жутковатую звуковую "черную дыру" - и, слыша это, понимаешь: так вот она какая, оказывается - настоящая нирвана! "Замерзший Цветок" похож на диско конца 70-х. Танцевать под это, конечно, невозможно - уж больно трагический сюжет нам предлагается в тексте. Но природа ведь не знает, что такое добро и зло, где радость, а где боль, и происходящие в ней постоянные перемены можно сравнить с танцем, хороводом, балетом - ярким, бесконечным. Сочетание электронных инструментов и живых, соседство живого человеческого голоса с космическим холодом в песне "Вечность" - еще один наглядный пример того, как владение современными технологиями, современным звуком не мешает делать музыку "с человеческим лицом".

МАГЕЛЛАНОВО ОБЛАКО берет прежде всего не технической мощью, а искренностью. Унаследовав какие-то чисто внешние признаки и приемы от БГ, Дворецкий тем не менее выбрал совсем другую интонацию для общения со слушателем. Там, где у АКВАРИУМА начинается ирония, стеб, игра в митьковский абсурд, у Сергея начинается исповедь. Все очень и очень серьезно, все вещи названы своими именами. А быть в наше время серьезным и прямолинейным еще опаснее, чем тридцать лет назад. Альбом наверняка называется "Условный Сигнал" не только потому, что участники группы получают некие сигналы из космоса и теперь имеют возможность запросто беседовать с самими небесами. Это - прежде всего сигналы нам с вами. Простые позывные, помогающие настроиться на ту самую волну, которую очень многие ищут, но в обычном радиоэфире ни за что не найдут: "О чем поют те, кто не должен петь? О чем молчат все те, кто это слышит? Дешевый мир, так хочется успеть на три строки подняться выше, не очерстветь и не сойти с ума на полюсах разорванного круга. Так нелегко все объяснить в словах, чтобы случайно не проспать друг друга...".

В конце песни они еще споют о том же самом уже иначе: "Чтобы случайно не убить друг друга". Как ни пытался художник сбежать от актуальных проблем сегодняшнего дня, они все равно догнали его. Но только душу отравить не смогли. Творчество МАГЕЛЛАНОВА ОБЛАКА - лучшее средство против войны, агрессии, мыслей о том, что выхода нет. Я благодарен судьбе, что не проспал этих "Сигналов", чего и всем желаю!.. Слушаем и спасаемся!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 12 января 2015, 19:05
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииМАГЕЛЛАНОВО ОБЛАКО - "Ледовитый Океан" (EP)Олег Гальченко25.05.2015
РецензииМАГЕЛЛАНОВО ОБЛАКО - "Параллели"Олег Гальченко01.02.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.017