Итоги-2015: Так отвечали авторы


1. Лучший отечественный музыкант/группа 2015 года?
2. Лучший отечественный альбом 2015 года?
3. Самые яркие события в вашей и окружающей музыкально-журналистской жизни в 2015 году?
4. Разочарование/огорчение/печаль года?
5. Ваши творческие планы на 2016 год?



Анна Аляска (Северодвинск)

Назвать все нижеописанное экспертным мнением было бы неправильно, скорее это просто личные предпочтения.

1. Банально и ожидаемо от меня. Лучшей мне бы хотелось назвать группу LOUNA. Их популярность не падает, а только растет, кроме того, в этом году было у них такое знаковое событие как концерт с оркестром "Глобалис" в московском "Crocus City Hall". На мой взгляд, это выводит группу на новый уровень.

2.
1) TRACKTOR BOWLING - "Бесконечность"
Мне кажется, это сильное возвращение группы на сцену. Их новый альбом выстрелил бы, даже если бы это были не тракторы, а какая-нибудь неизвестная группа.
2) ПОРНОФИЛЬМЫ - "Русская Мечта ч.1"
Просто поразили - такой честный, качественный поп-панк, даже где-то панк-рок.
3) MULTIPASS - "Межзвездный"
Очень добрая музыка, просто как глоток воздуха в этом унылом мире.
4) Не знаю, можно ли в список вставлять EP, но хочу включить сюда группу МОЯ ПОДРУГА КАТРИН! и их релиз "Девятнадцать Пойманных Лет". Надолго засели в плеере, очень приятный вокал и заедающие мелодии.

3. Следующих ребят пока рано заносить в категорию "Лучший альбом", так что пусть это будут открытия. Это группа ГРЕБЛЯ из Архангельска и их альбом "Север" и команда ДУША из Ижевска с мини-альбомом "Самое Главное". Играют в совершенно разных жанрах, но и в тех и в других есть что-то, на мой взгляд, новое, раскачивающее при прослушивании.
Еще здесь хочется написать про возникновение журнала "Артист". Неплохая задумка дать жизнь рок-музыке на бумаге, на ура принятая аудиторией. Жаль, что распространяется он пока только на территории Москвы - за исключением фестивалей, куда попадают номеров 10-20 и быстро расходятся.

4. Я бы назвала группу AMATORY и их новый альбом. В нем просто не за что зацепиться. Нет идеи, нет интересного звучания, все как-то пресно и обыденно.
Еще - сорванный "Помор Фест" в Архангельске, который запретили якобы за экстремизм. История с угрозами со стороны представителей власти, конечно, не новая, но сколько же сил было брошено, чтобы прогнать несколько молодых ребят, собравшихся просто попеть песенки. Потом на просторах Сети еще попался пост о том, как разогнали "Арт Шабаш Фест" где-то в подмосковных лесах. Непонятен мне такой интерес власти к любителям музыкой на природе побаловаться. Как будто нет других, более важных проблем.

5. Как и любой другой год, для меня что 2015-й, что грядущий 2016-й - это время поиска своего места в музыке. Пишу ли я ее, пишу ли я о ней - неважно, все самое лучшее в моей жизни происходит благодаря музыке. Так, в 2015 году Наш НеФормат подарил мне возможность развиваться в области музыкальной журналистики, которая в Архангельской области практически отсутствует. И надеюсь, что в 2016-м это сотрудничество будет продолжаться.


Алексей Анциферов (Москва)

1. Источников новой музыкальной информации у меня сейчас два: Наш НеФормат и программа "Живые" на "Своем Радио". Все, что я тут и там вижу/слышу, на 90% мне нравится. На лучших/нелучших делить не буду. До крышесноса не доходило, но и вытье "вот, все плохо, слушать нечего, РР - дерьмо, СРО" и т. п. не поддерживал и не поддержу.

2. Естественное продолжение п. 1. Но тут есть разговор предметный.
Лучший альбом, наверное, тот, за который отдал деньги. В этом году это был "Мачете" от LASCALA. Ребята не превзошли свой первый альбом, но остались энергичными и интересными. Еще был куплен альбом Ольги Арефьевой и КОВЧЕГА "Время Назад". Но я его до сих пор не послушал! Каюсь! Единственное мне оправдание в том, что я верю, что Ольга не могла сделать что-то непрекрасное. Также ждут своего часа OMUT - "Дзесяць Шляхоу Праз Дрыгву".
Есть еще один альбом, который достался официально бесплатно (он для всех бесплатен): PROCENT - "За Гранью, Часть 1: Новый Старт". Мы с моей 6-летней доченькой рубились под него вместе. Дитятко кричало "Моща!", и я с ней совсем согласен. И они, кажется, собрались с духом для "Части 2-й".
И последняя в списке, но не по значению - Александра Арбацкая и ее альбом "Женщина Хочет Превратиться в Машину". Вынес эту девушку с поминальника Башлачёва как одно из самых драгоценных воспоминаний. Потом нашел и этот альбом. Все ее альбомы у меня были, но этот - удивительный и лучший. Молодец, Саша!

3. В журналистской жизни - только освещение поминальника СашБаша в Москве. Рад, что не обошел то, что нельзя обойти. В музыкальной - моя маленькая, но, смею надеяться, важная помощь в записи альбома Ольги Дзусовой "Неофит". Только то, что он не выпущен официально, помогло мне быть объективным в п. 2. Олин альбом не по музыке, но по смыслу, по тематике - поперек всего, что есть у нас. Так что итоги года-2016 для меня отчасти определены уже сейчас.

4. Я ужаснулся безвременной гибели Александра Быстрицкого (СТОКГОЛЬМ), которая случилась в 2014 году, но я узнал только сейчас. Это тяжелая потеря. Ушел очень оригинальный музыкант. Мама собирает наследие сына здесь.

5. Есть шанс помочь одному гению из Харькова (точнее, из-под Харькова, не любит он Харьков). Далее - молчок, чтоб не сглазить.


Екатерина Борисова (Санкт-Петербург)

1. Те, кто меня хорошо знает, наверное, удивятся, услышав мой ответ на этот вопрос: Борис Гребенщиков. И тут надо оговориться, что впечатлила меня в 2015 году не его музыка (к которой я уже много лет дышу очень ровно), а его гражданская - и творческая - позиция. Да, я считаю, что это важно. Да, особенно важно то, что БГ не выкрикивал лозунгов, не участвовал в массовых акциях и не произносил сильно пафосных речей, - но все, что он говорил и делал, было уместно, насущно и правильно. Его слова и дела вдохновляли, поддерживали и дарили надежду на то, что не все так хреново в окружающей действительности, как часто казалось. И за это ему большое спасибо.
Что касается собственно музыкальной жизни, то в наилучшем смысле этого слова поразил успех краудфандинг-проекта ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ. Группа с непростым материалом, отсутствующая и на телевидении, и (почти) на радио, сумела создать себе настолько преданную и увлеченную фан-базу, что собрать в рекордные сроки сумму, в несколько раз превышающую заявленную, ей внезапно не составило никакого труда. Опять же, было интересно и приятно наблюдать, с какой выдумкой команда изобретала и отрабатывала новые лоты проекта - одна "мотоэкскурсия по Москве с Сергеем Калугиным" чего стоила! В общем, молодцы, респект и уважуха.
И еще артистом года для меня лично вдруг стал Константин Арбенин, с которым мы вообще-то знакомы давным-давно, но в последние годы немного потерялись. А теперь снова нашлись, и я выяснила, что Костя по-прежнему пишет прекрасные песни, некоторые из которых - самые новые - на меня произвели очень серьезное впечатление. Кроме того, меня глубоко тронул его моноспектакль "Два клоуна". Вроде не люблю я с детства ни театр, ни цирк, а вот нате. Впрочем, "Два клоуна" - это не совсем театр и совсем не цирк. Поразительная работа, рекомендую всем, кто еще не видел.

2. То ли в минувшем году я стала более внимательно следить за аудиорелизами, то ли год выдался урожайный на хорошие альбомы, но список составился без всякого труда. Порядок произвольный.

1) Ольга Арефьева и КОВЧЕГ - "Время Назад"
Альбом сложный, цельный и очень красивый - такие записывали в конце 60-х, в золотой век рок-н-ролла. Замечательно, что Ольга наконец-то зафиксировала в студии одну из своих программных и главных песен - "Время Назад", и что эта песня звучит так же грандиозно, как и 25 лет назад. А может быть, даже лучше.
2) АДАПТАЦИЯ - "Цинга"
У меня сложное отношение к этом альбому, и я его не назову своим самым любимым из всего каталога АДАПТАЦИИ. Однако испытываю глубокое уважение к Ермену, который не побоялся радикально сменить состав и, соответственно, звуковую концепцию группы. Результат заслуживает как минимум пристального внимания. Да и песни хорошие.
3) АБВИОТУРА - "Под Азовом"
Любимая АБВИОТУРА порадовала мини-альбомом с довольно неожиданными версиями народных песен. Если раньше в собственный абвиотурский материал вплетались фрагменты подлинных фольклорных вещей, то теперь все наоборот: народные тексты и мелодии творчески дополнены и разбавлены авторскими абвиотурскими вставками. Получилось здорово.
4) INVERSIJA - "Пролегала Степь-Дорожка"
Еще один образец непротиворечивого синтеза фольклора и рок-музыки. Весело, мощно, круто, красиво. Верю и надеюсь, что этот рыбинско-московско-швейцарский коллектив завоюет ту популярность, которой однозначно заслуживает.
5) ПИКНИК - "Большая Игра"
Это не номерной альбом, а сборник, почти полностью состоящий из хорошо известных песен, но это вовсе не значит, что у Шклярского закончились идеи. Вообще же именно в последние годы стало понятно, что ПИКНИК - вечная группа, группа на все времена, и поэтому любой релиз от нее - подарок и большая радость.
6) THEODOR BASTARD - "Ветви"
Когда я писала рецензию на "Oikoumene", я уже догадывалась, что следующий их альбом будет посвящен Русскому Северу. Так и вышло. И я до сих пор не могу решить, какой из двух альбомов лучше. "Ветви" при этом - безусловно, выдающаяся работа. И по материалу, и по исполнению. Тонкая, изысканная, с налетом чисто русской меланхолии - и при этом сильная и свободная. Суперальбом.
7) Саша Самойленко & TOMAS BAND - "Время-Весы"
Предыдущий альбом, записанный еще старым составом, ТОМАС выпустил в 2008 году, так что мое ожидание сильно затянулось, а терпение почти истощилось. И вот оно было вознаграждено прекрасным во всех отношениях альбомом, две песни из которого ("Одна Звезда" и "Идеальный Мир") я теперь слушаю чуть ли не каждый день. Да и прочие не забываю. Спасибо!
8) GROGGY - "Turtle"
Практически весь материал пластинки я уже слышала живьем - благо, этот великолепный омский дуэт регулярно ездит в туры, не обходя вниманием и Питер. Были некоторые опасения, что в записи все это будет звучать не так сокрушительно и убедительно. Однако получился чумовейший альбом, который можно (и нужно!) слушать всем - любителям блюза, стоунера, дума, хэви-метала и проч. и проч. В общем, горжусь знакомством.
9) Константин Арбенин и СЕРДОЛИК - "Пустарь. Дети Блюз"
Это сингл всего из двух песен - очень страшных, я бы сказала, песен. Если уж мирного сказочника окружающая действительность допекает настолько, что он начинает сочинять подобное, - значит, дело совсем швах. И речь вовсе не о политике и экономике - страшно за души человеческие. Но, может быть, еще осталась надежда, ведь есть у Кости и совсем другие песни...
10) Для десятой позиции альбома не нашлось, поэтому вне конкурса - для симметрии и округлости - отмечу группу RADIOLIFE, но не с альбомом, а с клипом на лучшую, по моему мнению, их песню "Не Верю Никому". Клип получился немного претенциозным, но стильным, и песню он никоим образом не испортил, а, напротив, украсил.

3. Меня очень порадовали любимые фестивали "Rock-Line" и "Беломор-Буги" - они меня всегда радуют, но в этом году оба прошли как-то особенно душевно. Также впервые посетила фестиваль "Иллюминатор", была им полностью очарована и надеюсь посещать его впредь.
Регулярно ездить на фестивали я стремлюсь еще и потому, что практически ежегодно открываю на них интересные группы, некоторые из которых впоследствии становятся любимыми. Не обошлось без таких открытий и в 2015 году. На "Иллюминаторе" услышала ОБЕ-РЕК - про эту группу прежде много читала, но как-то руки не дошли ознакомиться с их творчеством. Очень понравились. На "Рок-Лайне" меня нешуточно впечатлили СМИРНЫЙ И ТОВАРИЩИ, однако не уверена, что проект не одноразовый, поэтому загадывать на будущее пока не стану. А вот международная формация PRINCESSE ANGINE - вполне живая и действующая, недавно они записали альбом и теперь едут с ним в тур по городам России. Не пропустите, это восхитительно! На "Беломоре" я вдруг прониклась творчеством архангельской группы TRAWLER, которая в прошлом году меня не очень впечатлила, и получила большое удовольствие от выступления архангельской же группы КАФЕ ВАН ГОГ. Кроме того, на этом фестивале я сделала самое главное для меня открытие года - имею в виду северодвинского фингерстайл-гитариста Дмитрия "ДэДэ" Дьячкова.
И вы будете смеяться, но я внезапно заинтересовалась творчеством группы СЛОТ - тоже, кстати, на фестивале ("СольПерец", 15 ноября, клуб "Космонавт", СПб), куда попала довольно случайно. Это называется "до жирафа дошло"...

Если говорить о музыкальных открытиях, то стоит сказать еще о двух, вызывающих у меня смешанные чувства.
Во-первых, это питерская исполнительница Радмира Ружковская. Ее, наверно, надо относить не к року, а к бардовской песне, и к ее манере исполнения и игры, как и к текстам, можно предъявить ряд существенных претензий. Но - цепляет, по-настоящему цепляет (меня, во всяком случае), а это главный критерий оценки.
Во-вторых - питерская же группа АФФИНАЖ. Мне ее одновременно порекомендовали послушать два совсем разных человека, и это заинтриговало. Послушала в Интернете треков шесть-семь. Поняла, что да, это по-настоящему талантливо. Но меня в жизни так не плющило! Точнее, так интенсивно плющило всего однажды - когда я пыталась слушать группу COIL (это сравнение не музыки, а произведенного впечатления). Меня эти песни просто-таки физически придавливают к земле, это абсолютно невыносимо. Я их теперь боюсь. Но эти ощущения все же стоят того, чтобы о них сказать.

4. Наибольшая печаль - это, конечно, уход из жизни достойных музыкантов. Самая катастрофическая потеря - Дэвид Боуи. Я отдаю себе отчет в том, что наш портал посвящен лишь музыке постсоветского пространства, но Боуи повлиял на десятки тысяч артистов - от мэтров до начинающих, поэтому его невозможно не упомянуть, говоря о рок-музыке любой страны.
Очень беспокоит пресловутый "закон о СРО", который может - если будет принят - самым нехорошим образом сказаться на судьбе моих любимых фестивалей. Ну, и постоянная возня законотворцев вокруг Интернета с попытками запретить или как минимум прижать к ногтю все, что хоть как-то шевелится и дышит, вызывает не только гадливость, но и постоянную тревогу. Особенно потрясла блокировка Википедии (к счастью, не состоявшаяся). От людей, пытающихся запретить энциклопедию, ничего разумного, доброго и вечного ждать не приходится.

Что касается моих личных обломов, то их два.
Во-первых, очень обидно, что из-за внезапной болезни я не смогла поехать на фестиваль "Медго-Rock", куда очень хотела попасть. Но тут уж никто не виноват, просто фишка так неудачно легла. Надеюсь в будущем восполнить этот пробел в своей биографии и географии.
Во-вторых, крайне бесит поведение питерского издательства "Амфора". Они мне заказали два текста для книжной серии "Легенды нашего рока" - оба я написала в срок, к обоим не было никаких претензий. Однако обе книги так и не вышли, а за вторую мне еще и не заплатили (хотя по условиям договора должны были, причем еще год назад). Да, я понимаю, кризис и все такое - но я не понимаю, почему люди, которые висели у меня на телефоне и в почте практически ежедневно, когда им нужен был от меня текст книги, мгновенно испарились с горизонта, когда речь зашла об оплате этого текста и вообще о каких-то внятных перспективах его издания. По-моему, это непорядочно. Мягко говоря.
Я, конечно, все еще надеюсь, что мои книги рано или поздно будут изданы, а гонорар выплачен, однако в дальнейшем не собираюсь иметь с "Амфорой" никаких отношений. Ибо неприятно.

5. У меня в прошедшем году случился некий странный затык: я легко и с удовольствием писала фестивальные отчеты и брала интервью, но почему-то была совершенно не в состоянии писать рецензии. И это при том что альбомов слушала много, и мне есть что о них сказать. Планирую в наступившем году как-то этот затык преодолеть.
Кроме того, есть пара интересных проектов, в которые я ввязалась и на развитие которых тоже рассчитываю. Один из них, правда, с музыкой не связан совсем никак, - но даже профессиональный музыкальный журналист не обязан круглые свои сутки посвящать исключительно музыке.
Вообще главное - чтоб жить было интересно и чтоб все были здоровы. Чего себе и всем желаю.


Юлия Боровинская (Алма-Ата)

1-2. -

3. Для меня самыми яркими событиями прошедшего года стали успешные краудфандинг-проекты наших рок-музыкантов. Молниеносно собрали деньги на выпуск своих новых альбомов БГ и ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, полного успеха добился Юрий Наумов; Кирилл Комаров, до окончания краудфандинг-проекта которого осталось больше трех недель, уже получил почти в полтора раза больше заявленной суммы... И это только самые яркие примеры.
Наша публика, которую так долго и гневно обвиняли в пиратстве, доказала, что готова поддержать деньгами любимых авторов, при том что по-прежнему не желает платить всевозможным посредникам в лице лейблов и магазинов. И очень хотелось бы верить, что все это - начало нового, принципиально иного этапа взаимодействия между слушателями и музыкантами, этапа, который не только даст возможность артистам нормально творить и жить, но и похоронит, наконец, нынешние чудовищные законы об авторском праве, выгодные не столько настоящим авторам, сколько "правообладателям" всех мастей - от лейблов, купивших за копейки права, до внучатых наследников-племянников.

4. При всем моем безусловном уважении к личности и творчеству Бориса Гребенщикова именно его сентябрьский концерт в Праге стал для меня разочарованием года.
И дело тут, разумеется, совершенно не в звуке. Напротив, как раз играет РУССКО-ИРЛАНДСКИЙ КВАРТЕТ БГ дивно, музыканты изумительны, и отработали они просто прекрасно. Но...
Поймите меня правильно: я ничего не имею против, когда светлые, спокойные и медитативные песни в альбомах БГ и АКВАРИУМА оттеняют другие, намного более эмоциональные, острые и экспрессивные. В конце концов, никто же не станет есть горстями одну соль. Но и абсолютно пресная размазня энтузиазма у меня также не вызывает. А когда на тебя со сцены полтора часа изливаются сплошь божьи коровки, анютины глазки, в голову невольно начинают лезть мысли о старческой расслабленности и дряхлом благодушии. Ну, вот сидит эдакий древний-древний дедушка и что-то там просветленно мямлит. Ему бы чайку из самоварчика с вареньицем и бараночками (да-да, все такое уменьшительно-ласкательное!), а он, бедный, на сцене мается. И где здесь рок? Где БГ? Одно только огорчение.

5. -


Олег Гальченко (Петрозаводск)

1. АКВАРИУМ
ANIMAL ДЖАZ
КАЛИНОВ МОСТ
ПИКНИК
Ю-ПИТЕР


2. ПИКНИК - "Большая Игра"
ANIMAL ДЖАZ - "Хранитель Весны"
АКВАРИУМ - "Greatest Hits"
Ольга Арефьева и КОВЧЕГ - "Время Назад"
КАЛИНОВ МОСТ - "Циклон"


3. В ушедшем году меня как радиослушателя больше всего порадовало возрождение на "Нашем Радио" программы "Воздух". Наконец-то нашли нового компетентного ведущего и вернули ту непринужденную атмосферу, которая имела место быть пятнадцать лет назад при Юрии Сапрыкине! Вообще, я заметил, что исполнение живой музыки в живом эфире снова становится модным - недаром же эта тенденция захлестнула даже телеящик, где стали возможны "Квартирники" с Евгением Маргулисом и "Соль" с Захаром Прилепиным.
В моей собственной жизни тоже случилось несколько ярких событий, главное из которых - увольнение из газеты "Петрозаводский Университет". Сотрудничеству с этим изданием я отдал более четверти века и очень не хотел с ним расставаться даже тогда, когда пришло новое руководство и сделало меня из ведущего популярных авторских рубрик - "неформатом". Сейчас же только радуюсь, что больше не трачу время на университетскую рутину. Занимаюсь лишь тем, что мне по-настоящему интересно. Например, местный незрячий чтец и исследователь поэзии Юрий Тихомиров подбил меня на написание цикла стихотворений о народных музыкальных инструментах. Что получилось - все желающие могут теперь прочитать на моей страничке ВКонтакте или Фейсбуке, в "Избе-читальне" и Стихах Ру. По-моему, проект получился интересным. Некоторые тексты уже стали песнями.
Еще удалось наладить кое-какие контакты с иногородними изданиями, которые могут очень пригодиться в году грядущем. Особенно близким по духу мне оказался питерский альманах "Свежий Взгляд", сотрудничество с которым идет наиболее плодотворно. В общем, в 2015-м было не всегда легко, но почти всегда интересно!

4. Самым худшим, что я слышал в прошлом году, несомненно, был рэп-хит "Товарищ Президент" в исполнении одного очень большого человека из шоу-бизнеса. Всякое бывало на моей памяти - и комсомольские гимны в репертуаре ВИА, и корпоративные гимны, написанные на заказ к выборам выдающимися музыкантами, но лизание начальственной задницы с таким экстатическим причмокиванием, с таким неземным удовольствием... Такое наблюдаю впервые. Но назвать это именно "разочарованием" не могу - скорее очарованием. Наше время очаровывает тем, что открывает истинные лица известных людей. А уж лицо упомянутого выше человека всем и так хорошо известно!

5. Да планы-то все весьма приземленные и без прицела на какое-то далекое будущее. Дописать большой биографический материал об Александре Барыкине для Нашего НеФормата. В феврале провести вовсю готовящийся мой большой творческий вечер с участием трех чтецов, двух бардов, известной композиторши в качестве тапера и, возможно, еще каких-то спецгостей из литературной тусовки, которые тоже захотят высказаться. Поскольку подобные мероприятия всегда требуют больших эмоциональных затрат, для меня сейчас главное - свой вечер пережить. Ну, а если он пройдет на достойном уровне, можно будет приступать и к другим проектам, которые я пока держу в секрете, но очень хочу осуществить...


Александр Ковалевич, фотограф (г. Высокое Брестской обл.)

1. OMUT
RE1IKT
VOX MIRA
NEURO DUBEL
ГАЙДАМАКИ
VŬRAJ


2. KOZAK SYSTEM - "Живи І Люби"
KRAMBAMBULA - "Чырвоны Штраль"
RE1IKT - "Лекавыя Травы"
ŠUMA - "Znivo"


3. Фестивали "Купальскае Кола" (июнь 2015) и "Наш Грунвальд" (июль 2015).

4. Гибель Андрея Кузьменко, лидера группы СКРЯБІН.

5. Слушать больше хорошей музыки.


Валерия Соколовская (Киев)

В 2015 году по ряду причин личного характера я не была столь активным автором Нашего НеФормата, как в прошлые годы. Надеюсь в 2016 году это исправить.

1. Проект KREIGEN и его дебютный релиз "Fimbulwinter Tale" - прекрасен сам по себе и как подтверждение того, что было бы у артиста желание и настойчивость, а место жительства, материальная база и прочие обстоятельства вторичны. Очень серьезная работа, высоко оцененная не только мной.

2. Опять-таки "Fimbulwinter Tale" KREIGEN и, пожалуй, "Die Grenzen Der Zeit" LAUFDERZEIT.
Также хочу отметить альбом "Rising Sun" MIRRATAL и надеюсь, что следующий альбом будет не менее сильным. А больше, увы, никого назвать не могу, хотя и не исключаю, что какой-то чудесный альбом прошел мимо меня.

3. Концерт ТІНЬ СОНЦЯ в апреле, Третий киевский стимпанк-конвент, недавний концерт FLЁUR. И еще хочу отдельно отметить впервые проведенный в Киеве пост-апокалиптический фестиваль "The Pit", собравший любителей этой стилистики. В музыкальном плане "The Pit" был представлен только группой THE CHERRY MEN, но главное, что фестиваль состоялся, и сейчас идет подготовка следующего, так что я очень и очень надеюсь на развитие и расширение этого проекта.

4. СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ - "Всё Внутри", а больше никаких особых разочарований не было.

5. Вернуться в число активно пишущих авторов.


Старый Пионэр (Саров/Москва)

1. Не уверен, можно ли назвать их "отечественными", но я родился в СССР, так что... Открытием года для меня стали, пожалуй, украинцы - KOZAK SYSTEM. Если же брать российских исполнителей, то музыкантом и одновременно группой года назову, как ни странно, Noize MC.

2. KOZAK SYSTEM - "Живи І Люби".
Пользуясь случаем, назову и лучшую песню года - "Пойдем На Войну" (из неудачного альбома Бранимира "Уже Поздно").

3. Какое-то конкретное событие вспомнить не могу, но для меня стало важным, что музыкальные журналисты стали уделять особое внимание антивоенным песням.

4. Травля Макаревича - омерзительная кампания, о которой можно говорить много, долго и яростно. Но я лучше не буду. Огорчен, разочарован, опечален.

5. Писать хотя бы одну рецензию в год. Впрочем, это уже сделано.


Хагнир (Москва)

1-2. Первый пункт, как водится, совмещен со вторым, поскольку музыкантов я оцениваю исключительно по релизам, соответственно, те, кто вошел в список лучших альбомов - они же и лучшие для меня.

ЗАВТРАККУСТО - "Декадент Нуво"
КОНТОРА КУКА - "Рио"
WEARTISTS - "WeArtists"
КРАСНОЗНАМЕННАЯ ДИВИЗИЯ ИМЕНИ МОЕЙ БАБУШКИ - "Кики"
MR MORSE - "Faceless"
ЛАМПАСЫ - "Бом Бом!"
БЕЛКИ НА АКАЦИИ - "Губы-Зубы"
ZIMNE - "Набор Снов"
NO ONE TO FOLLOW - "EP1"
HAROTNICA - "Gvalt"


3. Если не считать кипиша с громогласным навечным закрытием Рутрекера - которое, в конечном итоге, никто на себе не почувствовал, - то лично у меня ничего особо яркого не было. Данный же геволт внес милое разнообразие в скучную канцелярскую модераторскую жизнь. Копирастическая битва с пиратской гидрой описывается формулой "назло жене прищемлю яйца". Кто выиграл от данного судебного процесса - покрыто тайной, ибо запретить свободный обмен музыкой (как и прочим контентом, облекаемым в цифру) можно лишь запрещением Интернета ad hoc. Технические пути обхода запрета выработаны были на ходу, за месяц до вступления судебного решения в силу среди юзеров Рутрекера провели учения по ГО, где все желающие могли выбрать из нескольких способов возложения тяжелого детородного на жадных до денег дельцов самый лучший, - и все работает, шкворчит и лязгает не хуже прежнего.
В самом деле - выбор был вполне предопределен. Либо вы идете на поводу у копирастов (а большая четверка в виде "Universal", "EMI", "Warner" и "Sony" зря времени не теряет и дикими тоннами скупает права на адовое количество бэк-каталогов более мелких контор) - и тогда через некоторое время выяснится, что выпилить с трекера придется процентов семьдесят музконтента (уникального в ряде позиций). Либо кладете тяжелый детородный из прекрасного пиратского далека, но зато с полным сохранением контента (уникального в ряде позиций). Рутрекер, который ранее максимально шел навстречу правообладателям, по иронии судьбы, огреб данную диалектику одним из первых, подумал внутри себя и, пожав плечами, поднял на рею щербатого Роджера, выбросив за борт обрывки каперской лицензии. Большое спасибо организаторам данного аутодафе должны сказать те правообладатели, с кем сотрудничал Рутрекер ранее и с кем теперь сотрудничать нет уже никакой нужды.

4. Не отметил для себя - я вообще плохого не замечаю, выпадает из поля зрения, а вот хорошее остается.

5. И донт кнов, сэд Иван Сусанин. Неопределенность будущего следует из наиболее авторитетной концепции современной физики - теории относительности. Будущее вероятностно, и это скорее хорошо, чем плохо. Скучать не придется.


Геннадий Шостак (Брест)

2015 год оказался урожайным на многие музыкальные события: концерты, альбомы, интересные знакомства, перерастающие не только в профессиональные контакты, но и в тесную дружбу.

I.
1) Дмитрий Ревякин и КАЛИНОВ МОСТ
Почему называю и группу, и ее лидера? Потому что в сольном акустическом проекте Дмитрия Ревякина, о котором речь пойдет ниже, задействован весь МОСТ.
2) ТАНОК НА МАЙДАНІ КОНГО
Обожаю коллективы, которые не стоят на месте, а продолжают развиваться. Недавно в мои руки попало интересное видео, из которого я узнал о новом стиле "симфо-хип-хоп". ТНМК, выступающие с симфоническим оркестром, стали его основоположниками.
3) МЕРАДА
Группа, не просто пересадившая американские и некоторые европейские традиции на белорусскую почву, но и сделавшая их белорусскими.
4) KOZAK SYSTEM
Этой группе одинаково легко удаются и публицистика, и лирика, и интерпретации украинского фольклора.
5) Ольга Акулич
Люблю в любой ипостаси - и под акустическую гитару, и в проекте #VOLHA, и в пока безымянной блюз-роковой группе.
6) ПИЛОТ
Рад, что и в 18-летнем возрасте эта группа не теряет юношеского задора, по-прежнему пользуется всенародной любовью. Хочется пожелать Илье Черту и сотоварищам не терять высоту.
7) KRAMBAMBULA
Группа, которая умеет удивлять и преподносить сюрпризы.
8) TONQIXOD
Этот коллектив заслуживает упоминания уже потому, что единственный на территории Беларуси играет арт-рок.
9) RE1IKT
На протяжении года много раз бывал на концертах этой группы - сборных и сольных. Мне кажется, RE1IKT не умеют играть плохо и выходят из положения, даже если технические условия оставляют желать...
10) ГАЙДАМАКИ
Мне нравился АКТУС. Нравились ГАЙДАМАКИ в своем первом составе (который - за исключением Сашка Ермолы - в 2012 году образовал KOZAK SYSTEM), нравятся и сейчас. Най жиє козацький рок!

2. Мне довелось в минувшем году следить за музыкальной жизнью трех славянских стран. А посему на правах старожила Нашего НеФормата я позволю себе маленько оборзеть и несколько нарушить регламент, - не в корыстных целях и не из каких-либо иных соображений, а полноты картины ради. Ибо картина в ушедшем году получается сверхинтересная. Таким образом, я выделил по 5 альбомов от России, Украины и Беларуси.

Россия:
1) Дмитрий Ревякин - "Grandi Canzoni. Opus 1" и "Grandi Canzoni. Opus Magnum"
Несмотря на то, что две части дилогии разделяют два года, называю их именно сейчас, поскольку воспринимаю как единое целое. Очень хотелось бы продолжения!
2) КАЛИНОВ МОСТ - "Циклон"
Каждая новая работа КМ отличается от предыдущей. И это здорово!
3) ПИЛОТ - "Изолятор"
Альбом со своим сюжетом, к тому же, познавательный. А некоторые песни надолго оседают в памяти.
4) МОЛОКА СТАКАН - "Камикадзе"
Неожиданно альбом понравился. Даже не могу сказать, почему. Но с удовольствием переслушиваю.
5) АДАПТАЦИЯ - "Цинга"
Сегодня АДАПТАЦИЯ иная, чем 20 лет назад. Можно сравнивать по музыкальной, вербальной и исполнительской составляющим. В любом случае, каждому времени - своя АДАПТАЦИЯ.

Украина:
1) ТАНОК НА МАЙДАНІ КОНГО - "Дзеркало"
Альбом 2014 года, но я его услышал только в 2015-м. Люблю ТНМК за эксперименты. Можно работать на поле одного стиля и все время находить что-то новое.
2) KOZAK SYSTEM - "Живи І Люби"
В одном из вариантов "Марша Веселых Ребят" И. Дунаевского/В. Лебедева-Кумача первая строчка припева звучит так: "Нам песня строить и жить помогает", в другом - "Нам песня жить и любить помогает". Так вот, песни KS помогают и жить, и любить, и созидать. За что спасибо.
3) ГАЙДАМАКИ - "УкрОп"
Песни отражают нашу жизнь. ГАЙДАМАКИ записали очень своевременный, животрепещущий альбом.
4) ФІОЛЕТ - "ПЛНПБ"
Название расшифровывается как "Пісні Любові На Полі Бою" ("Песни Любви На Поле Боя"). Можно сразу понять, о чем этот альбом. Но, как всегда, здесь нашлось место и лирике, без которой Сергей Колос не может обойтись...
5) АНТИТІЛА - "Все Красиво"
Название говорит само за себя - ни убавить, ни прибавить.

Беларусь:
1) МЕРАДА - "Проста Вер"
Мне кажется, все, что мог, я уже высказал в рецензии на данный релиз, посему всех интересующихся отсылаю к ней.
2) #VOLHA - "Далоні"
Поначалу хотел поставить свежую работу Ольги Акулич на первое место. Но, увы, по хронометражу "Далоні" тянут скорее на EP, чем на альбом.
3) KRAMBAMBULA - "Чырвоны Штраль"
По-хорошему неожиданный альбом. Но, к сожалению, последний от группы KRAMBAMBULA.
4) RE1IKT - "Лекавыя Травы"
Название соответствует содержанию и предназначению. А лечебные свойства альбома испытал на себе!
5) NEURO DUBEL - "На Марс!"
С таким альбомом можно не только на Марс - в другую галактическую систему улететь.

3. Концерты и фестивали.
1) Фестиваль "Даем Рады-2015" в Минске в клубе "Re:Public" 13.02.2015. Никогда не забуду, с каким напряжением ожидал объявления победителя в очередной номинации. Атмосфера располагала к общению. Практически все выступили на должном уровне.
2) Праздник весеннего равноденствия в Минске в клубе "Re:Public" 22.03.2015. Фольклор в разных его проявлениях - аутентичный (ГОРЫНЬ), фолк-метал (OMUT), козак-рок (ТІНЬ СОНЦЯ) и атмосфера ничем не ограниченной свободы - вот чем запомнился этот большой концерт.
3) Презентация альбома TONQIXOD "Pradmova" в Минске в Театре белорусской драмы 20.04.2015. Это была уникальная возможность оценить TONQIXOD по достоинству - и в плане репертуара, и в плане полноценного звучания (с приглашенными музыкантами).
4) Концерт "Ведай нашых!" в Минске в "TNT Rock Club" 19.09.2015. На концерте была представлена широчайшая палитра белорусского рока - как раз то, чего нам так не хватает.
5) Презентация альбома RE1IKT "Лекавыя Травы" в Минске в клубе "Re:Public" 07.12.2015. Реликты приготовили для своих поклонников множество сюрпризов: загадочный человек, играющий на рыбе перед концертом, видеоряд, оформление сцены, розыгрыши... И - любимые песни.

Еще одно событие, мимо которого не могу пройти - открытие минувшим летом в белорусской столице "Rock Буфета", в котором регулярно проходят концерты молодых (и не очень) андеграундных исполнителей и коллективов.

4. В последнее время все более разочаровывает русский рок и некоторые белорусские музыканты.
Очень огорчила гибель лидера группы СКРЯБІН Андрея Кузьменко, известного также как Kill и Кузьма Скрябин.
Расстраивают глупость и рабство людей, которых, к сожалению, становится все больше.
Раздражает визовый режим с европейскими странами. Если бы не он, можно было бы поездить на концерты исполнителей, выступления которых в Беларуси невозможны в принципе.
А еще огорчает, расстраивает и печалит долбоебизм так называемых борцов с пиратством. В России он достиг своего апогея 1.05.2015. И вся беда в том, что борьба с пиратством нарушает право граждан на информацию. Закрылся доступ к большим аудиоархивам порталов Moskva.fm и Piter.fm. Там хранились - в единственном экземпляре! - выпуски многих музыкальных, литературных, общественно-политических передач, выходивших в FM-эфире Москвы и Питера с августа 2007 года по сей день. Там выкладывались эфиры в том числе и тех программ, которые отсутствуют на официальных сайтах соответствующих радиостанций. Для многих музыкальных обозревателей эти архивы были просто на вес золота. Лично меня Moskva.fm и Piter.fm выручали в 100% случаев... Больше выручать не будут.
Ведется наступление и на другие сайты, на которых хранились (или еще хранятся) аудио- и видеоархивы. Не хочу сеять панику, но уверен, что в нынешнем году сия тенденция будет усиливаться и возрастать в геометрической прогрессии.

5. Хотелось бы расширить географию поездок и знакомств. А еще - научиться правильно распределять нагрузку. И, конечно же, саморазвиваться.


Итоги-2015: Вводная часть

Итоги-2015: Так отвечали коллеги

Итоги-2015: Так отвечали музыканты

Итоги-2015: Постскриптум (полная таблица)

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 25 января 2016, 08:15
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 5 / 0.003