ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГО


СПЕРВА ВВ, ПОТОМ ТАНКИ

Контр-террористическая операция? Нет, это украинский прорыв на российский музыкальный рынок. ВВ - это совсем не Внутренние Войска, а ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА. А Танки - это хип-хоп команда ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГО (ТНМ Конго) из рэп-столицы Украины города Харькова. Ну и между ними, конечно, тихой сапой проползли лазутчики из зондеркоманды Грин Грей в защитных цветах, омывающие свои сапоги в Океане Эльзы. Я думаю, что феномен украинских групп на российском музыкальном рынке состоит в том, что они играют веселую и качественную музыку, под которую хочется танцевать. У нас же: если это рок, то минорный (дождливо-питерский) и мрачный (депрессивно-свердловский), а если веселье и танцы, то это какая-нибудь клонированная безмозглая поп-кукла. В конце июля - начале августа 2000 г. ребята из ТНМ Конго дали пять концертов в ночных клубах Москвы. Это второе их появление в Первопрестольной с сольными концертами. У себя на Украине они собрали целый букет наград и званий "Лучший...". Лучший дебют, лучшая данс-группа, лучший шлягер, альтернатива года. В 97 году они заняли 1-ое место на фестивале "Червона Рута". Харьковские хлопцы покорили Киев. Пришло время покорять Москву. И вот мы сидим на лестнице, служащей гримеркой для артистов, выступающих в клубе "Бункер". Начали мы интервью с автором текстов группы весельчаком Фоззи, а потом к нам стихийно присоединились остальные пять участников группы, приехавших в Москву: пургометчики Фагот и Диля (голоса), стойкий оловяный солдатик Витольд (стуки&грюки), последний аргумент группы в спорах Котя (бац&контрабац) и чуть застенчивый, но Мудрый Ярослав (гитара), и постепенно нас накрыла атмосфера буффонады, шуток и праздника, которой насыщены концерты группы, и интервью неизбежно превратилось в веселый базар.

- Где находится площадь Конго?
- В Новом Орлеане.

- Как получилось, что вы так назвались?
- Площадь Конго - это культовое место в истории джаза. Мы это вычитали из учебника истории джаза Овчинникова. Причем, был интересный такой образ площади - такого островка какой-то другой, африканской, культуры в белой Америке того времени. Это такой оазис для них был, то есть разные африканские народы - невольники - собирались на этой площади по выходным дням, в свободное от физических упражнений на плантациях время и аккумулировали то, что они помнили африканского. В черной культуре это место считается Меккой. У нас сначала была песня "Танец на площади Конго". Мы тогда назывались Новые дома. Все были с района Новые дома в Харькове. А потом нас стало больше, появились люди из других микрорайонов, и мы хоть и были маленькие, но понимали, что нужно уже менять название. И кто-то предложил взять такое странное, немножко некоммерческое название, и так оно и выжило. Мало того, через два года выяснилось, что на сленге в Южных Штатах "Kongo square" это конопляная делянка.

...Як умру, то поховайте в Новому Орлеанi
Засiйте на могилi дiлянку конопляну
Нехай заарештують. Менi по барабану
(из песни "По барабану")

- Покуриваете?
- Нет, нет. Мы придерживаемся традиционно славянских средств затуманивания сознания. Высококачественного алкоголя. Кагора крымского, горилки хорошей. "Шустов", например, "Шустов №2".
Сейчас на концерт приходил парень - москвич. Зовут его Патрикей Лисидзе. Очень много у нас друзей виртуальных, т.е. по сети переписываемся. И он написал такую монографию "Краткая история музыки хип-хоп", и из нее, я вообще был в шоке, когда узнал, что в 30-х годах прошлого века был известен танец под названием kongo square dance. Это является предтечей брейк-денса современного. И весь парадокс в том, что когда мы взяли название Танец на площади Конго, мы играли рок. Никакого хип-хопа тогда еще и в помине не было. Ну может был, но так на грани прикола...

- Ты на чем играл?
- Я играл на гитаре тогда. А Диля был тогда клавишник. А Фагот был приглашенный фаготист. Мы с группой уже 11 лет получается...

ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГО- На вашем web-site http://tnmkongo.da.ru написано, что у вас первый альбом вышел в 92 году под остроумным названием "Худшее из..." Где его можно услышать?
- Ой, я очень надеюсь, что никто этого не услышит...

- Это действительно было худшее?
- Наверное, да.

- Как случилось что только в 98 году какая-то из киевских газет назвала вас вместе с Океаном Эльзы "открытием года"?
- Не, мы были номинированы официально на "Открытие года". Есть у нас такая премия "Золотая жар-птица". Мы в 98-м были номинированы на Открытие года и Альтернатива года, а в 99-м стали лучшей альтернативной группой страны. Официально. Это самая такая пафосная штука.

- Но к этому времени у вас уже было около 400 песен и 6 аудиорелизов...
- То таке. Все серьезное началось после "Червоной Руты" в 97 году. А начиная с 98-ого мы начали перемещаться уже в Киев постепово...

- Вы, стало быть, киевская группа?
- Не, мы украинская группа.

- У вас в текстах часто подчеркивается ваша принадлежность к "схiд-сайду", т.е. восточной Украине, где, как известно, преобладают про-Российские настроения и говорят, в основном, по-русски. А вы поете на украинском для прикола?
- У-у, не знаю... Фагот, ты для чего поешь, для прикола?
Фагот: - Не, чо... Мы-ж все-таки граждане Украины. Мы даже по Москве, видишь, ходим как бы постоянно со стремом, что нас хлопнут. Мы очень долго учили язык, чтоб приехать в Москву... (дружно рогочут). Понимаешь, оно понятно, что исторически так сложилось, что по-русски даже во Львове говорят. Но все равно это ж как бы Украина и понятно, что родной язык все-таки украинский...

- Во Львове на улицах все-таки не говорят по-русски, в отличие от Харькова и даже Киева...
- Во Львове самое популярное радио "Наше", которое крутит русскую музыку. И поэтому там тоже говорят по-русски, но конечно там меньший процент, чем в Харькове, потому что в Харькове, наверное, 80% говорят по-русски. Так должно было случиться, исходя из тех прошедших лет, которые были. Но понятно, что разными методами, иногда силовыми методами (хотя они в некоторых случаях тоже оправданы, потому что нужно возрождать и культуру, и язык) процентное соотношение сейчас меняется, и по-украински в Харькове очень много людей говорит уже.

- А что вы, ребята, думаете о последнем инциденте во Львове...
- Ну это, понимаешь, людей, которые перегибают палку всегда очень много. Хотя в этом случае очень грубо сказать "перегибать палку", потому что человек погиб. Ну, это, я считаю, просто нецивилизованно. Но таких людей хватает везде...

- Как вы думаете, смогут ли городские власти добиться исполнения своего закона о запрещении исполнения в публичных местах пошлых русскоязычных песен?
- Это один из силовых методов. Т.е. там очень хитро сформулировано. Типа: "не играть в публичных местах пошлых песен на иностранных языках"...

- Наше телевиденье делало акцент, что именно "русскоязычных песен".
- Нет, там формулировка такая хитрая "... на иностранных языках". Понятно, что у вас тоже ведется пропаганда своеобразная, и точно также загибают углы в ту сторону, чтоб чуть-чуть приукрасить соответственно в свою сторону.
Нас приглашали участвовать в концерте в фонд погибшего Белозера - был концерт во Львове и в Киеве одновременно - но что-то там не срослось. Там была проблема с живым звуком.
Фоззи: - Если без одержимости, то мы все за украинскую культуру, но нам не нравится и одержимость про-украинская, и одержимость про-русская.

- А засилие американской, в таком случае?
Фагот: - Вот это вот меня кумарит, если честно. Мне это не нравится. Вот мы приехали, я почитал периодические всякие издания, особенно молодежные, которые попадались... Меня просто начинает дергать - все тупо про-американское. Читаешь журнал для 14 - 15 летних подростков и понимаешь, что это все тупо переведено с того, что делается у них. Люди не догоняют... Музыка делается тупо слизывая. Ничего своего нет.
Котя: - Примечательно, что единственная потребность - это спекуляция...

- Вот у нас по MTV показывают, так называемую, "Украинскую 20-тку". Вы там снимались...
- Ну, конечно, заставочки...

- ...Отчего, на ваш взгляд, на первые 10 мест украинские группы не попадают, как правило?
Диля: - Ты мне можешь назвать хоть один честный хит-парад в России, который составляется по голосам зрителей, реальный рейтинг?

- Я не берусь назвать реальный хит-парад, но могу сказать, что нет такого хит-парада в России, где российские группы не попадали бы на лидирующие позиции... А украинский... Я его стал смотреть, чтобы видеть украинские группы, там, Танок на Майданi Конго, например, а вместо этого вижу ту же Бритни Спирс...
Витольд: - Ну, значит нет украинских групп.
Танки (хором): - Есть, есть, конечно.
Фагот: - Ну, почему... Что мне еще не нравится, это "синдром младшего брата". От него, по большому счету, Украина еще не избавилась. И будет избавляться еще если не очень долго, но избавится не скоро... Поэтому люди, которые ее делают... Это все равно не реальный рейтинг. Это как бы подставлено. Мы должны были вообще вести эту 20-тку. Снимались в заставке, потому что должны были вести. Но не срослось...

- Отчего?
- Ну там свои эти... М-м-м...

- Если бы вы все-таки вели "Украинскую 20-тку", кто бы из украинских групп входил в ваш хит-парад?
Фоззи: - Это и Дилин проект, он продюсер девочки Росава. Тоже по MTV начинает крутиться.
Диля: - Кстати, Росава - это еще один представитель неформатной музыки.
Веселый смех всех танков.
Фагот: - Группа Тартак. Альбом их будет, я думаю, "О-ля-ля" называться. Спалахнув Шифер, но они сейчас немного в тень ушли. Катя Чилли, Моторолла, Юля Лорд...

- Как насчет Мертвого Пiвня?
Фагот: - Да, Мертвий Пiвень тоже...
Танки (перебивая друг друга): Грин Грей, Вопли Видоплясова, Океан Эльзы... Наверняка кого-то забыли...
Диля: - Хорошо б добавить про группу Танок на майданi Конго.
Дружный смех.

- Если бы вы вели этот хит-парад, он был бы честный?
Диля: - Нет, честных хит-парадов не бывает.
Фагот: - Ты-ж понимаешь, что если бы мы его делали, то мы бы старались, чтобы он был честным. Но так, как мы могли быть там только людьми, которые преподносят...
Диля: - Знаешь, чем бы он был честным, я могу сразу сказать, тем, что туда не попадали бы такие группы, как "Руки вверх".

- Или украинские варианты этого всего..?
Диля: - О, да, такие есть. Я не скажу названия, чтобы не было потом неприятностей.

ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГОЦица-дрица! Шо не цица - то заслужена актрица
Я не розумiю: може, и ви менi на шию понавiсите медалi. Чому нi? Я теж спiваю! Зiрка я. I баста!
(из песни "Ретро")

- Я могу их и сам назвать...
Танки: - Не надо. А мы об этом не говорили...
Фоззи: - О Драконах ни слова...

- Тем не менее, их заказывают на радио, покупают альбомы... У них есть какая-то популярность. Что делать со вкусом людей, которым они нравятся?
Фагот: - Ну, у нас был уже прецедент такой. Мы вот с Фоззом вели программу с 94 по 96 год по телеканалу Т-2. "Rap-Обойма" называлась. Программа была узконаправленной. Ну, знаешь, как обычно получилось, когда в дело вмешиваются деньги, то об узконаправленности никто и речи не ведет. Поэтому сразу программу закрыли и все дела. Эфир больше не дали. Но там мы старались крутить музыку под свой вкус. На свой риск, полагаясь на то, что нам нравится.

- Форматную?
- В том то и дело, что неформатную. И в принципе популярность была. Понятно, что она более-менее профессиональной стала уже к концу 96 -го года. Когда мы только начинали, там, понятно, такая лажа была. Знаешь, такие молодые пацаны дорвались до этого всего. Но энергетика была правильной, потому что мы честно делали это все, и какое-то отдохновение от того, что было в то время на экранах.

- Создается впечатление, что музыка на Украине развивается интереснее сейчас, чем, скажем, в России. С чем вы это связываете?
Фоззи: - Это благодаря фестивалю "Червона Рута". Государство вкладывало сотни тысяч долларов в развитие современной украинской музыки - совмещение современной европейской музыки и украинской народной. И были вбуханы очень большие деньги, и на протяжении 10 лет каждые 2 года выдавалась такая обойма хороших музыкантов.
Диля: - На эти деньги мы до сих пор и живем (смех). Отсюда пошли в свое время ВВ, Братья Гадюкины, Океан Эльзы...

- А Братья Гадюкины еще живы?
Фоззи: - Они восстанавливаются сейчас.
Тут (в России) все полочки были распределены, а там (в Украине) организовывался новый шоу-бизнес. Поэтому нам и удалось стать лучшей альтернативой года и участвовать в президентских турах. Для России это будет наверняка странным, ну или хотя бы год назад было бы странным, чтоб хип-хоп в туре типа там "Голосуй или проиграешь!"

- В благодарностях к альбому "Зробi менi хiп-хоп" стоит благодарность "украинским музыкальным коррупционерам за адреналин". Пожалуйста, поподробнее об этом.
Фагот: - Понимаешь, до сих пор нас кумарит вопрос, что то, что мы делаем, наша музыка, это считается "неформатом".

- Вы лично понимаете, что значит слово "формат"?
- Очень смутно. Но тем не менее, всегда этим мотивируют. Нас отказываются крутить по радио...

- Какие станции?
- Многие... "Мьзик радио" в Киеве отказались крутить, сказали "неформат". Покрутили только "Зачекай", самую попсовую песню. "Просто радио" рассматривало три или четыре песни... Сказали: нет, неформат. Понимаешь, опять-таки, возвращаясь к "синдрому младшего брата", когда им присылают это из Москвы, они все готовы это крутить.

- Поэтому вы сейчас здесь?
- И поэтому тоже. Ну, по разным причинам. Потому что нас позвали сюда.

- Ну так что там с "украинскими музыкальными коррупционерами"?
- Ну, определения у них вообще какие-то непонятные. Я, например, считаю нашу музыку вообще попсой.

- Разве хип-хоп может считаться попсой?
- Вот, понимаешь, может. Потому что это на самом деле коммерческая музыка. Вот то, что считается у нас попсой, это вообще ниже плинтуса. Это как на базар приходишь, а там турецкий ширпотреб дешевый. Понятно, мы можем говорить, что мы, там типа, цари, там, качественное чего-то делаем, но, по большому-то счету, вот это и есть поп-музыка, реальная.

- Ну у нас тут бытует мнение, что хип-хоп - это уличная музыка, что выходят бедные ребята с улиц...
Фоззи: - Потом говорят: "Да, я своим трудом все достиг". Да, щас!
Фагот: - Нет, ты Паффа Дедди знаешь? Что, можешь сказать, что это бедные ребята?

- Ну, понятно, что не все... Но начиналось во всяком случае так...
- Ну начиналось все так. И рок-н-ролл так начинался.

- Вот вы на "Зробi менi хiп-хоп" вы поете такой сельский гангстерский хип-хоп.
- Да, нет, это не гангстерский совершенно...
Фоззи: - Это игра...

- Ну, как вы там учите пацана вставлять пульку...
- Это прикол. Это именно бендеровский прикол...
Фагот: - Вот я не помню, написано там на альбоме, что все творчество группы - это стеб и самостеб. Поэтому, если употреблять слово "гангстерский", то стебно-гангстерский... Если уличный, то стебно-уличный. Разные настроения есть у группы, но по-серьезному говорить о серьезных вещах это примитивно.
Фоззи: - А у нас это лубок такой...

- Но такой хип-хоп мог бы понравиться украинским бандитам. Не было ли у вас каких-нибудь контактов, не приглашали ли они вас поиграть на своих сходках?
- Главное, чтобы эти бандиты не выглядели как в фильме "Брат - 2". Это обидно, честно говоря, там...
Фагот: - Нет, на сходки не приглашали, но рассказывали типа мол друзья, что когда они садятся к каким-то браткам в машину, у них там кассетка лежит наша. Это приятно, конечно...
Котя: - Какая разница, бандит человек или музыкант?! Никакой разницы.

- Ну, у нас тут ходила информация открытая, что "Дюну" постоянно приглашали на сходки где-то в Чехословакии... Нравятся они бандитам, вот они их и приглашают...
Фагот: - Если дальше все будет нормально, то, это понятно, что бандиты всегда пополняются... Некоторые, кому сейчас 15 лет, все равно станут бандитами. Вот, наверно, они нас потом будут звать.
Смех.

- Ну вы к тому времени, надо думать, чего-нибудь другое будете играть?
Витольд: - А мы джаз к тому времени играть будем...
Дружный смех.

- Были ли проблемы с выпуском альбома?
- Нет.
Фоззи: - У нас проблемы с новым альбомом. Ждем нормального предложения. Мы хотели выпустить диско-сингл к лету, но не получилось, потому что не было предложения, от которого бы мы не смогли отказаться.
Фагот: - Понимаешь, все хотят, чтоб мы им отдали "на шару"... А мы не хотим. Мы слишком много в это вложили, чтоб его кому-то подарить.

- Олег Скрипка как-то сказал, что "на Украине нет возможности для качественного выпуска альбома" и что за 12 лет профессиональной деятельности он получил 20 гривен авторских...
- Это он чуть загнул...

- Ну, он всегда чуть загибает. Мы его все за это любим...
- (смех) Вот, а, по большому счету, да, деньги там за это пытаются заплатить как можно меньшие.

- Вы с чего живете?
- С музыки...

- Т.е. вы получаете деньги за музыку?
- Ну, мы первый альбом продали и получили относительно хорошо. Но имеется ввиду, что если тебе повезет, то ты продашь альбом, если кто-то вдруг, знаешь, решится все-таки на этот шаг: заплатить тебе деньги нормальные за альбом, и попытаться заработать сам. Причем, это можно сделать. Просто все играют всегда в бедных, и говорят: (с жалостливой интонацией) "Вот, у нас сейчас денег нет. Все плохо..."
Фоззи: - А сами клепают стол арабскими вкладышами...
Фагот: - А потом тебе говорят: Давай на роялти (royalty) работать. Если ты согласишься, то все, ты денег не увидешь. Тебе говорят, что продали твоих 10.000 кассет, а сами продали уже 80.000 кассет. И ты ничего не проверишь и не докажешь.
Фоззи: - У нас лежит три разных варианта пиратской кассеты с первым альбомом.

- С какого первого, "Худшее из..."?
- Нет, "Зробi менi хiп-хоп"...

- Вы считаете его первым?
- Профессиональным, коммерческим да, первым.

- Не планируете ли выпускать специально альбом на российский рынок, как те же Океан Эльзы переиздали "Там, де нас нема"?
Диля: - Да ну мы не хотим делать чего-то под кого-то... Я вообще не знаю. Может они (кивает на Фоззи и Фагота) чего-то там задумали.
Фагот: - Было бы хорошо, если бы альбом здесь купили. А там говорят... Вот мы его на несколько лейблов приносили. Его прослушивали: "Да, вот, хорошо, очень клево, нравится, хороший качественный продукт. Но, ребята, сделайте пару песенок на русском языке". И сразу получается не то, что типа прогнуться, а просто потерять все, что наработано.

- Да и концепция не та...
- Концепция совершенно не та. Точно также заставь сейчас Аллу Пугачеву рэп читать. Глупо просто. Сам подход: сделайте что-то, и тогда мы вас купим или тогда вы популярней будете. Наоборот, тогда, может статься, что мы потеряем то, что есть вообще.

- Сегодня на концерте публика знала ваши песни, подпевала вам. Видимо, все-таки Москва вас знает.
- Ну пока это единицы, и это в принципе начало...

- У Воплей Видоплясова тоже сначала единицы были...
- Ну, ВВ - это просто изначально феномен.
Фоззи: - Но у них с Гала-рекордз тогда был контракт, понимаешь.

- Но у них с Гала-рекордз и конфликт был нехилый.
Фагот: - Та, конфликты у них постоянно, я так понял. Тут конфликт, там конфликт.
А над остальными, которые хорошо выстреливают, помимо того, что у них качественный продукт, у них еще очень хорошо работает менеджмент, над ними работает огромная продюсерская группа. У нас так нет. У нас группа и один человек, который этим занимается. Поэтому тут чуть-чуть сложнее... Поэтому если будет предложение, от которого мы не сможем отказаться, мы на него согласимся. Пока все делают такие предложения, что типа отдай мне все, а я подумаю, дать тебе чего-нибудь или нет.
Диля (Фаготу): - Ты не начитался сегодня рэпа что ли?
Фагот: - А становиться русской группой, переезжать сюда...

- Ну, у вас просто не будет шансов... Да я уверен, что вы и не собираетесь этого делать в любом случае... Большинство украинских групп, особенно известных здесь, это группы с ярко выраженными лидерами. Вы - прежде всего ГРУППА, вы даже на интервью все вместе...
Фоззи: - Есть группы с лидерами. Есть группы, которые делают лидера. А есть группы таких вот балаболов. Просто нет дяди, который хлопает по попке и говорит: "Молчать, собаки! Вот этот будет говорить - у него профиль хороший."
Фагот: - Нет, есть дядя, который пытается говорить, но у него ничего не получается (смеется)...
Фоззи: - Дядя имеет свойство получать в торец и молчать...

- Это вы своего директора так?
- Да. Ты же видишь его здесь нет (смеются). Нет, он у нас хороший...

- Вы сегодня представили новые песни: Вий-2000, Море де?, На дачу.ua. Судя по всему, концепция нового альбома будет отличаться от "Зробi менi хiп-хоп"?
- Да, конечно.
Фоззи: - Более городская...
Фагот: - Тихая... Больше диско будет. Ну то, что на сегодня прет. Больше в сторону того же фанка. Может что-нибудь из джаза, дудки будут...
Диля: - Будет больше песен про девчонок.

- Когда он будет готов?
Фоззи: - Ну, сначала пишутся песни, потом надо придумывать все эти межпесенные штучки.
Фагот: - Сначала пишутся песни, как они пишутся. А потом уже мы вырабатываем, как это все связать как бы в единую книгу. Чтоб это было связно и монолитно.

- На какой стадии сейчас работа над альбомом?
- Где-то 50%.

- Когда его следует ждать?
- Если кто-нибудь найдется и скажет: типа, мол, пацаны, к осени, там, или к концу года все, я даю вам лаве, нужен альбом. Я готов вами заниматься. Засядем так, что... А так, просто параллельно пишутся песни и ведутся переговоры.

- Что-нибудь я забыл вас спросить? Что-нибудь вы хотели бы сказать сами?
Фоззи: - Нет, самый интересный вопрос был когда мы играли "Хип-хоп в Горбушке". Подошел чувак какой-то:
- Что такое танок? Танец?
- Ну да, - я говорю, - танец, но более точное значение хоровод, массовый танец, пляска.
- Что такое майдан?
- Площадь.
Он говорит:
- А что такое Конго?

- Очень приятно было с вами поболтать.
Фагот: - Аналогично.
Фоззи: - Мы очень уважаем Музыкальную газету. Очень жалко, что очень долго был недоступен архив. Вы очень часто и много пишите о хип-хопе. Я всегда все скачиваю. У меня в компьютере есть отдельная директория, называется "Музыкальная газета". Все о хип-хопе с фотографиями.
Фагот: - И ворует все, собака.
Фоззи: - Да, но читаю. Там сейчас про брейкеров было, элементы брейка, какие тапочки надевать. Очень хорошее издание. И когда-то мы отослали кассету туда, вот, и вышла рецензия, потом прислали Витьку на дом вырезку из газеты. И мы очень порадовались, потому что очень нормально написали. Не ты писал?

- Нет, к сожалению. Напишу на следующий...

В два часа ночи мы попрощались с Танками на Тверской у входа в "Бункер", где, как всегда, толпилась стайка молоденьких девчат. Не прошло и двух минут как барабанщик, басист и директор группы были задержаны доблестной московской милицией по подозрению в сутенерстве. А уж когда выяснилось, что у них нет регистрации в паспорте (остальные участники группы по приглашению "Кирпичей" ездили на 2 дня посмотреть Питер - Фоззи с восторгом говорил мне о Петергофе - и поэтому им регистрация не нужна была), то их сопроводили в ближайшее отделение милиции на Петровку, 28. У ребят были с собой музыкальные инструменты, но их сумки никто и не думал досматривать. Когда смолкает музыка, слово за цифрами. 300 рублей, и вы больше не террористы. "Доброй вам ночи..., дорогие мои москвичи".

Максилла Кузнецов

Через неделю в пяти минутах ходьбы от клуба "Бункер" в переходе на Пушкинской прогремел взрыв...


МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА №3 (218) 2001 г.

15 декабря 2000 года в московском клубе "Китайский летчик Джао Да" состоялся концерт-шабаш хип-хоп гурта Танок на Майданi Конго. По сравнению с предыдущей летней серией концертов в столице, публике был представлен DJ Toniq (велик соблазн назвать его DJ Танок, хотя очевидно, что его сценическое имя неразрывно связано с его гражданским именем Антон), который добавил новых красок и существенно разнообразил действо. Ребята также хотели привезти с собой духовые и саксохфоны, неприменных участников их концертов на рiдной батькiвщiне, но пока что не смогли, и пришлось за всех отдуваться тому же Тонику, извлекавшему звуки саксофона из подручных средств: терн-тэйбла и винила.

ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГОМосквичи тоже успели соскучиться по музыкантам и встречали их на ура. В публике были замечены и ДеЦлоподобные подростки в разноцветных хин-хоп шапочках; и танцующие MTV-шные красавицы; и американцы из Портленда с "Никонами" наперевес, знавшие, на что пришли, хотя название группы упорно не давалось им (интересно, смогли бы они воспроизвести название клуба?!); и оператор с Бетакамом; и подвыпившие быкующие бандитообразные субъекты (уроженцы Запорожья) с восторженной репликой, обращенной к Фоззи: "Во ты на мовi хуяришь!" и с требованием от Тоника "побольше скрэтчей!"; и многочисленные друзья, которыми группа успела обрасти за время их предыдущих концертов. Разношерстность публики совсем неудивительна, ибо, смею утверждать, веселый, жизнерадостный рэп с шутками и прибаутками, читаемый легкоузнаваемыми голосами Фагота, Фоззи и Дили, просто обречен на то, чтобы нравится ВСЕМ, в независимости от национальности, возраста, пола и прочих условностей.

Концерт начался с небольшим опозданием, связанным со сьемками группы в проекте ОСП "Сестра-3", проходивших в клубе "Точка"... Зато уже первая песня "По-Rap-олося сердце", впервые исполяемая в Москве, сразу поставила зал на уши, что дало настроение всей вечерине, которую традиционно задорно вел эМ-Си Фоззи в футболке сборной Бразилии с номером 9 (Рональдо, кто не знает), укороченных прикольных штанях и шапочке-талисмане, без которой он после концерта вмиг превращается в Александра Аркадьевича Соренко, в котором порой не так то просто узнать хитреца Фоззи. Первым делом он посвятил действо закрытию Чернобыльской АЭС, по странному совпадению пришедшемуся именно на день концерта ТНМ Конго в Москве. Уже на второй песне Диля вклочья порвал на себе красно-белую адидасовскую майку. И понеслось: "Ото таке, ото таке, ото таке, о-то таке"... После "А море де?" кто-то из публики дает Фаготу пива промочить горло, а Фоззи уже представляет диптих "На дачу.ua" и "На дачу.ru" (последняя на сборнике "Нашествие 6" записана ТНМ Конго совместно с Михеем), и оказываеся, что ru - это вовсе не Россия, как мог бы заподозрить какой-нибудь юзер в очках -6 на одном глазу и -8 - на другом, а рiдна Украiна. Только Фоззи просил никому об этом не рассказывать, так что и вы-уж, друзья мои, будьте добры, не подведите меня. Несмотря на это, единственный, кто патриотично был одет в форму национальной сборной Украины по футболу, это барабанщик Витольд, остервенело долбящий по барабанам в своем сольном номере "для девушек". Впервые в Москве были исполнены песни "В осенi" (на музыку Чайковского "Болезнь куклы") и "Люба-Люба". Последняя - про девушку со второй группой крови, которой папа не разрешает встречаться с парнем, потому что у того третья группа крови. Тут же среди публики была найдена Люба со второй группой, а третья - на радость всем собравшимся оказалась у Фагота. Во время исполнения песни короткостриженный басист Котя традиционно попыхивал своими любимыми сигаретами "Союз-Аполлон". Ну и конечно же апофеозом всего стал исполняемый в конце супер-хит группы "Зробi менi хiп-хоп". Поют все... Ну и разумеется ваш покорный слуга... И вдруг Диля как сунет мне под нос микрофон... А я-ж не знаю, громко он настроен или нет, и как вжарил:
Гриця (Гриця!), кохаю лише Гриця
За те, шо у Гриця в кишенi полу-полуниця
Вiн приходить, мене робить, я кохаю Гриця
Його бачу, червонiю, як та полуниця...

"Я так не потел с тех пор, как носил памперсы", - подвел итог чумовому концерту Фоззи. Кажется, усидеть на месте удалось только гитаристу Ярославу Мудрому, меланхолично и методично наигрывавшему свои зажигательные партии... А вот какие реплики слышались из удовлетворенно усталой от танцев, и медленно расходящейся публики:
- Вот это да! Ну ребята дают!

- Ну что, Фоззи, полгода прошло, какие новости?
- Ну какие новости? Песни пишем. Т.е. мы вчера из студии, приедем в понедельник в Киев - опять в студию. Уже в финальной стадии разные песни... Сейчас мы пишем студийный вариант (песни "В осенi"): там гобои, виолончель, скрипка, альт. Т.е концертные версии отличаются... Там, фано - Диля играет. (Вместе с Дилей на украинский манер) Музыканьти. Нам нравится. Вот предложили Олегу Скрипке совместную песню, песня уже написана, называется она "Называла леваком", такой украинский раггамафин. После Нового года сразу же ему покажем...

- Твоя песня?
- Ну да. С Михеем уже записали песню.

- Да ты никак охрип, хлопчик?
- Да. Кх-кх... Завтра отыграем в "16 тоннах" и послезавтра домой, потому что тяжело нам в Москве... Так что мы на 3 дня и обратно.

- А чего тяжело-то? Климат не тот?
- Нет, сейчас хорошо: вот приехали, люди соскучились...

- Чувствуется усиление интереса публики?
- Каждый раз она разная. Она-ж случайная. Черт его знает. Видишь, для того, чтобы понимать, существует ли интерес вообще и какого рода, надо находиться здесь. Ну приятно, приятно было.

- Ну смотри, теоретически получается, что сейчас интерес к украинскому языку еще не прошел...
- Ну он меняется все время...

- ...существует явный интерес к рэпу. Отсюда прямой такой вопрос: не пора ли?
- Понимаешь, есть такая французская группа Ассосин, есть у них песня "Одиссей идет своим путем". Мы в Киев переезжали очень долго. Два года мы переезжали поэтапно. Потому что мы не хотели... Контракт, ты знаешь, это быть наемной рабочей силой мы не хотим. Все, что у нас есть, всего этого мы добились сами. Ни копейки денег никогда со стороны не было вложено. Все, что зарабатывали, в себя вкладывали. А тут рекордным фирмам проще работать с сырым материалом... Там какой-то творческий диктат и так далее... Были разговоры, но начинаются денежные предложения, которые нам не нравятся. Нам интереснее сидеть там и заниматься музыкой.

- Хорошо, Одиссей, идешь своим путем... Каким?
- Мы сняли два клипа. Один на следующей неделе уже будет. "По барабану" концертник, а "А море де?" мы на март оставляем (Стало быть и новый альбом стоит ожидать где-то в марте - апреле. - Прим. автора). Лейтмотивом клипа "По барабану" является сайт наш новый tnmk.com.ua . Такой серьезный портал мы делаем. Вот на следующей неделе он уже будет. И мы их одновременно запускаем: и сайт, и новый клип. Вот, и мы как-то переписывались с чувачком - журналистом. И он говорит: где клип, а я говорю: опять откладывается. Все-ж, заработали чуть - туда, заработали - туда... Он говорит: Ну что это такое? Когда же? Я говорю: Что это такое? Это долгая дорога в дюнах! Жалко, что альбом так нельзя назвать... (смеется).

- Ну вы решили, как альбом новый назовете-то?
- У нас продолжаются драки. В бою все 5 новых названий... Но называть его по названию какой-то песни неохота. Мы не хотели назвать (предыдущий) альбом "Зроби менi хiп-хоп". Это был уже такой продюсерский ход. Мы хотели назвать альбом "Ото Таке". Ну, "Хiп-хоп" такая народная песня, это первая песня с которой мы засветились на Украине, и всем было понятно, что надо. А как сейчас будет? Непредсказуемо. Была идея сделать новый альбом двойником, потому что получается песен 14, на две части мы его разбили, но такой практики нету... Потом проект "Та-та-та", я тебе рассказывал, проект популяризации современного украинского языка с прононсами разными (английским, французским, испанским) и новый проект "Оползни". Это будет много песен-каверов. Мы создаем виртуальную группу, человек из 30. Т.е. это не сборник разных групп, а виртуальная группа, которая может себе позволить все, что угодно: петь матом, петь на русском, на украинском... Выпускать разные сборники и концептуальные альбомы.

- Это будет разовый проект?
- Нет, есть уже идея трех альбомов. Вот, и мы сейчас приглашаем российских, украинких, болгарских, белорусских...

- Кто будет из российских исполнителей?
- Кирпичи готовы.

- Вот у нас тут развивается клановость в рэп-музыке. Как ты к этому относишься?
- Нормально.

- Вот там якобы гангстерский хип-хоп ШеFF, например, я не знаю, ты с ним знаком?
- Да, мы с ним сегодня встречались на вокзале...

- ...Это кажется немного искусственно, нет?
- Нет, ну они считают, что нужно делать американскую музыку на русском языке. Как бы у нас и у вас свободная страна. Есть такая пословица грубая: "У нас свободная страна: каждый может себя вые......ть в жопу и у каждого ты можешь отсосать". Свободная страна - можно делать все, что угодно. Насколько это останется в памяти, как остается в памяти "Городская тоска" Bad Balance, классика такая жанра, или Говоруны... Останется ли это потом, черт его знает... Мне, конечно, больше всего нравятся питерские рэп-группы: Кирпичи, DA-108. Я люблю литературу. Там в подаче какая-то событийность. Здесь это американский такой лубок: Вот я, я еду в машине... Нам интереснее другое. Хотя есть в планах поиграться в гангстерские... Вот как раз Оползни "Крещатик 2013"... (смех)

- South Central?
- Да, развалины Крещатика. И мы хотим делать эту песню, называется "Пузати трулять мени фуфел", что значит "Пузатые тулят мне фуфло", типа того, что толстые притесняют худых... Это нам интересно: сделать такой прикольчик с полу-подтекстом... Ну, конечно, все в детстве хотели петь там:
Die, Мазафака, Die
Пришел твой час погибать, твою мать...
Но хочется музыки больше все-таки...
Вот, и чем дальше, тем, мне кажется, у нас больше этноса какого-то появляется. Черт его знает, чем это все закончится. Может быть, это все закончится хардкором; может быть, это все закончится, не знаю там, частушками украинскими...

- А я вот слышал, что не все так безоблачно для ТНМ Конго на Украине...
- Нет, тут как бы имеется два вида притеснения. Вот мы как раз в среду должны принимать участие в акции против засилия в Украине такого жлобского продукта российского, таких групп, как Демо, Вирус...
Диля: - Это просто катастрофа какая-то!
Фоззи: - А украинцам пробиться на (украинское) радио невозможно! Второе, это вот форматные дела...

- А вот что конкретные группы вставляют вам палки в колеса...
- А, ну там было масса междуусобиц... С Братьями Карамазовыми один раз чуть до драки не дошло... Был концерт, где они еще и организаторами выступали. И там нас просто убили по звуку. Т.е. мониторы вообще не включили. Фагот бил техника головой об монитор. Потом нас сняли с предвыборного тура Кучмы якобы за плохое поведение. Мы вели себя как обычно. Просто мы фамилии никаких кандидатов не называли... Допустим, мы не кричали "Голосуйте за Кучму!"

- Из-за этого сняли?
- Черт его знает, формулировка была "за плохое поведение". Ну мы вели себя, ну как музыканты ведут себя на гастролях...

- А Скрябин?
Диля: - Ну я слышал, что там, где Скрябин и Братья Карамазовы, там Танок не выступает.

- Отчего?
Фоззи: - Просто они работают с достаточно влиятельными украинскими музыкальными структурами...

- Как то?
- Ну например, Скрябин - это Таврийские игры, а Таврийские игры - это монстры... Понимаешь, не оперируя никакими данными, мы можем только догадываться, кто вставляет палки в колеса, но ЭТО БЫ БЫЛ НЕ ХИП-ХОП, если бы все говорили: - Ребята, пожалуйса! (делает приглашающий знак руками) Давайте! Это совершенно нормально, но, понимаешь, это злит!
Диля: - Это ощущается конкретно, когда не ставят в рекламы, в афиши каких-то акций... Мы играем, а в рекламу берут и не вставляют...
Фоззи: - Ну это уже мелочи, ладно. Нечего об этом говорить...
ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГОТы Микола, я Микола
Обась мы Миколы.
Тебя били коло церквы
Меня - коло школы.
Тебя били из-за того,
Шо ты пил горiлку.
Меня били из-за того,
Шо я любiв дiвку...
(из песни "По-Rap-олося Сердце")

- Вы концерт сегодня посвятили закрытию Чернобыльской АЭС. Какое вообще ваше отношение к этому?
- Это событие, которое повлияло на жизнь миллионов. Ну и естественно там 8 тысяч человек, которые нажились на этом, так хорошо там наворовали... И при этом миллионы потеряли здоровье и т.д. Как к этому можно относиться?!

- Нет, ваше отношение к закрытию..?
- Кто-то на этом заработал. Запад дал денег.
Мы были в этом городке, городок чудный. Мы играли там на фестивале "Золотая осень Славутича" 9 сентября. Публика просто безбашенная! 3 дня там фестиваль: Океан играл, Скрябин и мы. А вообще там детский конкурс. И закрывала какая-то известная группа на центральной плошади... Очень понравилось! Там с утра выходишь - сосны... А теперь все они остались без работы. 32-тысячный город умрет. Там часть работала на Чернобыле, остальные их обслуживали.

- Так правильно было закрыть или неправильно? Вовремя или..?
- Главное, чтоб эти деньги пошли на то, чтобы этим людям получить рабочие места, чтоб их не тупо разворовали, как деньги там гастарбайтеров, а чтоб пошло все впрок. А отношение к тому Чернобылю, блин, ЛУЧШЕ БЫ ОН СДОХ ВМЕСТО БОБА МАРЛИ! Ничего там хорошего не было, и атомная энэргия, она слишком страшна... Мы за солнечные и ветряные электростанции! И следующий концерт посвятим этому!

Максилла Кузнецов

Особая благодарность клубу "Китайский летчик Джао Да" и Алексею Паперному за интересную и грамотную музыкальную политику, а также доброжелательное отношение к прессе.

Автор всех фотографий: Максилла КУЗНЕЦОВ

Автор: Максилла Кузнецов
опубликовано 16 июня 2006, 09:49
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.005