МЕРАДА - "Проста Вер"


(c) МЕРАДА, 2015
(p) Вигма, 2015
10 tks/T.t. 43:53


Группа МЕРАДА была основана в Минске в конце 2013 года супругами Стивом (экс-CALIFORNIA SHORES, RED MAMA, BLUESMOBILE, STEVE CRAMER BAND) и Анной Крамер. Они составляют основной костяк коллектива и являются авторами большей части поэтического материала, а музыка и аранжировки принадлежат Стиву.

С выбором названия группе помог известный минский гармошечник Виталий Волошин, подсказав слово "мера" как отражение глобальной сути всего человеческого бытия. Понятие "мерада" не поддается однозначному толкованию и в то же время является весьма и весьма смыслоемким: во-первых, слоги этого слова можно перевести на современный с древнего общеславянского образного праязыка как "Да свету во мне", во-вторых, предполагает игру слов: "мера да", "да мере!", "Ме Ра Да", "мера +рада" и т. п.

Отталкиваясь от названия группы и опираясь на ведическое миропонимание, Стив и Анна сформулировали концепцию своего творчества. Согласно ей, любое художественное и, в частности, музыкальное произведение уподобляется человеку и, как и сам автор, имеет условно четыре уровня: 1) физический или телесный (выбор выразительных средств, техника исполнения, качество игры и пения, аранжировки, записи, сведения и т.д.); 2) душевный (эмоциональное воздействие на слушателя, развитие определенных душевных качеств); 3) интеллектуальный (смысловое наполнение произведения, соответствие его традициям, развитие вкуса у слушателя); 4) духовный (возможность поднять слушателя на более высокий уровень осознанности, миропонимания, способность вдохновлять и концентрировать в человеке лучшие качества). Единством и качеством этих четырех уровней и определяется достоинство художественного произведения.

Я не случайно здесь излагаю концепцию МЕРАДЫ столь подробно: знакомство с ней помогает потенциальному слушателю правильнее понять содержание дебютного альбома "Проста Вер" ("Просто Верь"), обусловливает не только порядок расположения композиций, но и внутреннюю структуру и драматургию каждого из 10 номеров.

Важно отметить, что к альбому приложили руку многие люди - музыканты, звукорежиссеры, поэты, художники (список благодарностей содержит имена 50 человек). При этом концепция представляемой работы ничуть не пострадала, я бы даже сказал, одержала победу.

Несколько слов об оформлении, поскольку оно в альбоме играет ничуть не меньшую роль, чем, собственно, треки. Над передней и задней сторонами обложки трудился уже известный в Минске Лидский художник, мастер стрит-арта Евгений Ковек. Фронтон украшает Алатырь как объединяющий, светлый символ; как универсальный оберег, использовать который может человек любого возраста и пола; как знак, объединяющий мужское (прямой крест) и женское (косой крест) начала; как метафора сворачивания и разворачивания Вселенной - первоисточника жизни и вечного движения. На задней стороне фоном к трек-листу изображен свастический символ Вепрь Небесный, олицетворяющий соединение прошлого и будущего, духовного и материального начала. Знакомясь с трек-листом, потенциальный обладатель этого диска обратит внимание, что порядковые номера треков помечены не цифрами, а буквенными обозначениями (буквицами), которые встречаются в церковнославянской литературе и древних исторических текстах: "Аз", "Веди", "Глаголь", "Добро", "Есть" и т. д. При этом каждое число соответствует песне на образно-смысловом уровне. Евгений Ковек и художница Елена Румянцева, его соратница, использовали в оформлении обложек и буклета различные модификации древних шрифтов. Для одной из страниц буклета Елена срисовала с фотографии фронтон дома Виталия Волошина, который, между прочим, тот построил собственными руками. Авторство большого снимка, на котором изображены Стив и Анна Крамер, принадлежит минскому фотографу Полине Герасимович. В свою очередь, сессионных музыкантов, участвовавших в записи альбома, фотографировала большей частью сама Анна Крамер. Один разворот занимают тексты всех композиций. Наконец, слушатель увидит архивную фотографию Аллана - сына Стива Крамера, погибшего в автокатастрофе в 23 года; ему и посвящен альбом.

Этимология названия "Проста Вер" может объясняться на разных уровнях. Во-первых, как отмечалось выше, его появлению предшествовали печальные события, побудившие Стива и Анну к пересмотру своего миропонимания. Радикальная переоценка ценностей подтолкнула участников группы к созданию альбома, немного грустного и одновременно светлого, в котором главный вектор внимания направлен не наружу, а внутрь, вглубь души человека. Во-вторых, работая в студии, Стив и Анна часто повторяли фразу "просто верь", поддерживая друг друга в трудные моменты. И - верили сами. Альбом получился по-настоящему выстраданным.

В записи участвовали: Анна Крамер - вокал, бэк-вокал; Стив Крамер - гитары, слайд-гитара, мандолина, перкуссия, бэк-вокал; Геннадий Дульчевский - соло-гитара; Иван Кучеренко (Белорусский государственный музыкальный театр) - клавишные, орган; Владимир Михнович (экс-ХАРЛІ и ОСТРОВ ПРИШЕЛЬЦЕВ) - клавишные, орган; Константин Горячий (экс-Государственный концертный оркестр Республики Беларусь п/у Михаила Финберга, СЕСТРА, ХАРЛІ и ЛЕПРИКОНСЫ, ныне - КВАРТЕТ ИВАНА БОРИСОВА и APPLE TEA) - орган; Ксения Кручек (экс-BOSAESONCA, ARTES LIBERALES, БУЛЬВАР - аккордеон; Игорь Ворошкевич (экс-СТУДИЯ-7, БОНДА, РОКІС, CALIFORNIA SHORES, RED MAMA, ныне - КРАМА) - губная гармошка; Анна Асаян - скрипка; Федор Шахлевич (LIPNITSKY SHOW ORCHESTRA) - конги; Валерий Дасюкевич (экс-ДРОЗДЫ, CALIFORNIA SHORES, БЕЗ БИЛЕТА, ныне - J_MORS) - бас-гитара; Иван Махнович (экс-NEO, ХАРЛІ, ныне - GABRIEL K.) - барабаны; Алексей Золотов (экс-SVET BOOGIE BAND, DIVINA ENEMA, КВАРТЕТ ИВАНА БОРИСОВА и GENTLE BAND, ныне ISF и KRIWI) - барабаны. Можно искренне порадоваться за Стива и Анну, собравших вокруг себя таких сильных музыкантов.

Песни, составившие "Проста Вер", созданы преимущественно в 2007-2012 годах, а одна музыкальная тема появилась еще в 1993-м. Правда, все они были критически переосмыслены, заново аранжированы, а некоторые и вовсе изменены до неузнаваемости. Стив и Анна сочинили к ним новые тексты, соавторами половины из которых являются профессиональные поэтессы Аксана Спрынчан и Анастасия Гулак (последняя известна по сотрудничеству с Игорем Ворошкевичем); одна композиция написана Стивом совместно с Аленой Белоножко. О стилистике композиций можно говорить много и долго. В юности Стив Крамер сотрудничал как звукооператор с группами БОНДА, МРОЯ и ULIS, тогдашними музыкальными кумирами молодежи. Любил переслушивать ранних ПЕСНЯРОВ. Сложилось так, что Стив 17 лет прожил за границей, из них 12 - в США. Он впитал в себя все лучшее, что было и есть в англо-американской музыкальной культуре. В композициях МЕРАДЫ причудливо переплетаются фолк и кантри, соул и госпел, блюз и рок-н-ролл... При этом все стили переосмыслены по-белорусски (оговорюсь: я имею в виду не вербальную, а музыкальную составляющую). Следуя американской традиции, все 10 песен автор выдержал в так называемом mid tempo (среднем темпе). Но и в аранжировках, и в манере подачи, и в голосоведении ощутимо влияние ансамбля Владимира Мулявина именно первой половины 70-х. В ряде композиций использован орган "Hammond" как символ ностальгии по "золотому веку" рок-н-ролла.

Альбом открывается песней "Ваяр Святла" ("Воин Света"). Дабы исключить все возможные домыслы и предположения, спешу подчеркнуть: никакого отношения к хиту группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ она не имеет! В первоначальном варианте, на английском языке, песня была сочинена в 2008 году, за два года до рождения михалковских "Воинов Света". Текст был переписан Анной в 2013-м под влиянием событий на Украине и в мире. В итоге получилась песня не только об извечной борьбе света и тьмы, но и о взаимоотношениях между человеческим невежеством и божественным знанием внутри каждого из нас. "Дзень Народзінаў Вясны" ("День Рождения Весны") можно воспринимать на разных уровнях: буквально - как начало новой жизни, метафорически - как пробуждение разума благодаря познанию. "Рака Кахання" ("Река Любви") написана под влиянием творчества Роберта Планта. Основная идея песни - оставаться верным себе, быть собой при любых обстоятельствах, не бояться любить - сконцентрирована в припеве. В песне "Вядзьмак" ("Ведьмак") причудливо переплетаются элементы кантри, госпела и tex mex music. А центральный образ получает здесь неожиданную лирическую трактовку. Композиция "Цягнік" ("Поезд") выдержана в стиле кантри. Американские блюзмены часто изображают на гитаре или губной гармошке звук идущего поезда. Стив успешно решает эту задачу не только в музыке, но и в тексте. Сама песня навеяна возвращением на родину, встречей с близкими людьми, с которыми давно не виделся, с родной природой, и в то же время расставанием с друзьями, которые остались за океаном. "Адзіны Ты" ("Единственный Ты") - образец патриотической песни о том, как жены и матери ждали мужей и сыновей с войны. "Бывай" ("Прощай") - песня о любви и смерти, проникновенная и пронзительная. "Проста Вер" - апофеоз оптимизма. Многократно повторяемый припев обладает гипнотическим воздействием: слушаешь и черпаешь веру в свои силы. Два последних номера - "Няхай Вандруе Любоў" ("Пусть Странствует Любовь") и "Срэбны Анел" ("Серебряный Ангел"), удивительные по своей красоте "госпелы по-белорусски" - составляют своего рода дилогию. Любовь помогает нам пережить беды и несчастья - так общо можно сформулировать ее основную идею.

Материал альбома записывался в Минске в студии "Everest". Но качеству записи могли бы позавидовать многие и многие белорусские исполнители (отдельная благодарность Павлу Синило за предоставление студии и помощь в сведении и мастеринге!).

В самом начале я подробно остановился на творческой концепции группы. Думаю, Стиву и Анне следовало поместить в буклете хотя бы маленькое "Введение в метафизику". Ибо сегодня далеко не каждый меломан, в том числе обладатель настоящего диска, озаботится поиском информации в Интернете. От разъяснительной аннотации альбом "Проста Вер" только выиграл бы.

На мой субъективный взгляд, каждая из 10 песен альбома как раз представляет собой пример гармоничного единства физического, душевного, интеллектуального и духовного уровней. Хотите в этом убедиться? Внимательно переслушайте "Проста Вер" от начала до конца.

Слушать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 14 сентября 2015, 04:07
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (8) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.006