КРАМА - "Белая Вада"


(c) Крама, 2014
(p) БМАgroup, 2014
10 tks/T.t. 39:10


В 1989 году в Минске была образована группа РОКІС. У истоков ее создания стоял гитарист и певец Игорь Ворошкевич, известный по группам СТУДИЯ-7 и БОНДА, в которых он играл "новую волну". Как РОКІС коллектив просуществовал недолго - чуть больше двух лет. Но был примечателен тем, что первым начал играть блюз-рок с белорусскоязычными текстами.

Группа профессионально росла и развивалась. В декабре 1991 года Игорь Ворошкевич принял решение сменить название на КРАМА, что в переводе с белорусского означает "магазин": во времена карточек, талонов и тотальных дефицитов на всё и вся такое название представлялось музыкантам сверхактуальным. Далее за почти четвертьвековую историю группа ни разу не теряла своего культового статуса. Если КРАМА на какое-то время и исчезала из поля зрения поклонников (а такое случалось), ее все равно помнили и любили. И продолжают любить до сих пор. Справедливости ради следует сказать, что деятельность Игоря Ворошкевича одной лишь КРАМОЙ не ограничивалась: в начале 2010-х он также играл в блюзовой группе, которая называлась сначала CALIFORNIA SHORES, затем - RED MAMA.

В ноябре минувшего года после семилетнего перерыва КРАМА презентовала свой восьмой номерной альбом "Белая Вада" ("Белая Вода"). В его записи участвовали: Игорь Ворошкевич - электрогитара, акустическая гитара, губная гармоника, вокал; Сяржук Труханович (экс-АЗАРТ, КАМЕННЫЙ ДОЖДЬ, РОКІС, SAM GRAY, СЯБРЫ, А. ОЛЕЙНИКОВ И ДРУЗЬЯ, ныне также ПАЛАЦ) - соло-гитара, акустическая гитара; Андрей Леончик - клавишные, бэк-вокал; Александр Ванькевич - бас-гитара, бэк-вокал; Андрей Терехович (ПАЛАЦ) - барабаны; Алесь Сапега (APPLE TEA) - барабаны. Музыку части песен Ворошкевич создал сам, части - в соавторстве с Трухановичем. Автор стихов большинства песен - известный белорусский поэт и журналист Змицер Лукашук; одна песня - на стихи Анастасии Гулак, по одному тексту Игорь написал в соавторстве соответственно со Змицером и Анастасией. Впрочем, от такого разнобоя материал нисколечко не пострадал, а быть может, даже выиграл.

Можно сказать, что Игорь Ворошкевич и его коллеги по группе продолжают эксплуатировать чуждую Беларуси блюзовую (ритм-энд-блюзовую? блюз-роковую?) традицию. Пусть это называется эксплуатацией или как-нибудь еще. В данном случае главное - не что делать, а как. На мой субъективный взгляд, у КРАМЫ блюз во всех его разновидностях и модификациях звучит вполне по-белорусски - не только вербально, но и музыкально.

"Белая Вада" - по признанию Игоря Ворошкевича, дорожный альбом. Быть может, его следовало бы озаглавить как-нибудь иначе. Но авторам видней. Образ дороги - сквозной для всего альбома, а в основу его незатейливого сюжета положено путешествие, в котором сосуществуют и переплетаются мечта и реальность, размышления и чувства, радость и печаль. Лирический герой то едет, то идет. Движение пронизывает все песни, слышится в каждом такте.

Альбом открывает "Песня Для Сяброў" ("Песня Для Друзей"). Прекрасное начало путешествия. С первых же тактов словно заражаешься хорошим настроением. Вторая композиция "Колькі Дарог" ("Сколько Дорог") настраивает на лирические размышления. Заглавный номер "Белая Вада" не поддается однозначному толкованию. В древнеславянской мифологии вода связывалась с течением времени. Она несла в себе сакральный символизм рока, то, чего не избежать. В романтической традиции водная стихия обозначала неизвестность. Жизнь, полная тайн и неопределенностей, - так можно, опираясь на романтиков, кратко обозначить содержание песни. В композиции "Шлях Праз Багну" ("Путь Сквозь Болото") реализуется философская мысль: дорога к свободе трудна и опасна. Центральная идея песни "Вышэй За Дахі" ("Выше Крыш") заключена в припеве:

Ты блукала каля зоркі,
Ты была на глыбіні.
А мне застаецца толькі
Толькі ў неба камяні кідаць,
А потым збіраць.


(Ты блуждала около звезды,
Ты была на глубине.
А мне остается только,
Только в небо камни бросать,
А потом собирать.)

Здесь содержится прямая отсылка к строкам Екклесиаста. Собиратель камней - метафора экзистенциально значимой миссии свидетеля времени. Но герой, столкнувшись с внешними обстоятельствами, оказывается не в силах ее осуществить... "Дзяўчынка Са Шклянымі Вачыма" ("Девочка Со Стеклянными Глазами") - необходимое лирическое отступление. Просто хорошая, очень трогательная песня о безответной любви. "З Новым Годам" ("С Новым Годом") - поздравление, звучащее, однако, весьма и весьма иронично. Песня исполнена горячего сочувствия к белорусам, которые настолько погрязли в повседневном быту, что разучились элементарно радоваться жизни. Даже о праздниках им приходится напоминать. Песня "Твой Накірунак" ("Твое Направление") была написана еще в 1995 году в бомбоубежище завода "Крыніца", где группа работала над альбомом "Камэндант", но так и не включила эту вещь в альбом. Лирический герой продолжает путь, хотя силы его на исходе. Если же отвлечься на музыкальную составляющую, создается впечатление, что лидер КРАМЫ решил немного поностальгировать по временам, когда он играл еще в БОНДЕ. Песню "Сумны Брат" ("Грустный Брат") Игорь Ворошкевич посвятил своему старому другу Геннадию Старикову - организатору и президенту "Стар-клуба", в котором проводились мероприятия с участием отечественных и зарубежных блюзовых музыкантов. "Дзякуй Богу, Але Ж Мы Ідзем Дамоў" ("Слава Богу, Но Мы Идем Домой") - финальная точка альбома. Песня являет собой вариацию на тему распространенной у славянских народов пословицы: "В гостях хорошо, а дома лучше".

Аранжировки песен принадлежат КРАМЕ и Александру Тереховичу. Эти музыканты некачественный продукт не могут произвести в принципе. А еще здесь есть пространные виртуозные гитарные соло Сяржука Трухановича; в четырех песнях на губной гармонике солирует сам Игорь Ворошкевич, а уж поет так, будто только что сбросил годочков 25-30. Андрей Леончик украшает композиции партиями клавишных; в песне "Шлях Праз Багну" он блестяще сыграл на фортепиано... А те, кто знает группу с начала 90-х и следил за творчеством Игоря Ворошкевича "докрамовского" периода, будут приятно удивлены: в альбоме "Белая Вада" синтезировано, обобщено и в некоторых случаях критически переосмыслено все лучшее, что было у коллектива на протяжении 20 с лишним лет, и не только. Ну, а качество записи материала ничуть не уступает европейскому.

Альбом КРАМЫ "Белая Вада" воспринимается на разных уровнях. Можно погружаться на глубину смысла и вникать в каждый текст. А можно абстрагироваться от вербальной составляющей и просто внимать музыке и приятному голосу Игоря Ворошкевича. В любом случае от альбома остается хорошее послевкусие.

Слушать/скачать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 04 мая 2015, 23:19
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиБлюз-рок по-белорусски (КРАМА в клубе "Re:Public", Минск, 28.03.2015)Геннадий Шостак07.04.2015
СтатьиБлюз-рок по-белорусски II (КРАМА в ресторане-пивоварне "Друзья", Минск, 30.08.2015)Геннадий Шостак08.09.2015

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.009