ANIMAL ДЖАZ - "Хранитель Весны"


(с) & (p) Bootlegger-Music по лицензии ANIMAL ДЖАZ, 2015

Странно думать, что еще в начале прошлого десятилетия эту музыку кто-то называл "альтернативной". Сейчас она так тесно граничит с поп-музыкой, что иногда вторгается на чужую территорию, порождая самые удивительные недоразумения. Как-то раз попав на волну сугубо попсового "Русского Радио", слышу тут знакомый голос, надрывно поющий ранее не встречавшуюся мне песню "В Самое Сердце", и радуюсь! Надо же, какие успехи делает группа ANIMAL ДЖАZ, которую сейчас даже по "Нашему Радио" не услышишь. Однако впоследствии оказалось, что это вовсе не ANIMAL ДЖАZ, а чистый эстрадник Сергей Лазарев, поющий хоть и похуже, чем Александр Михалыч Красовицкий, но с очень похожими интонациями и в таких же умеренно-жестких аранжировках - правда, куда более скучных. Нет такого шедевра, который бы рано или поздно не изгадили многочисленные подражатели-паразиты-конъюнктурщики. Вот и до наших героев добрались!

Но они опять опоздали как минимум лет на десять. Михалыч продолжает расти как исполнитель и как автор, и то, что кому-то кажется сегодня модным, для него уже, скорее всего, позавчерашний день. С каждым альбомом предлагаемое им соединение жесткости и чисто питерского интеллигентного романтизма, мелодической простоты и технической изобретательности кажется все более органичным. Заглавная песня нового альбома звучит удивительно светло и одухотворенно на сумрачном депрессивном фоне. Найти в себе силы и сохранить в душе способность любить, сострадать, верить в лучшее - иногда это единственное, что помогает нам оставаться людьми. И это самое трудное, ибо все остальное от нас уже не зависит. Это не похоже на гимн - подобными песнями никого никуда не зовут и даже не утешают в трудную минуту, но помочь разобраться в себе и отыскать даже что-то светлое и весеннее в окружающей тебя серой повседневности они могут.

Подобных вещей в "Хранителе Весны" несколько. Все они отличаются не только оптимистическим настроением, но и сочными электронными аранжировками, добавляющими в умеренных дозах привкус танцевальности, дискотечности. "Здесь И Сейчас", полная призывов "устроить джаз" - то есть оторваться по полной в теплой компании, "Дыши" - напоминание о том, что искренняя любовь подобна иногда спасительному глотку свежего воздуха... От эстрады в чистом виде отличие есть, но в очень мелких деталях - например, в как всегда умных и тонких текстах, насыщенных афоризмами, достойных скорее пера БГ: "Все, чем нам стоит быть - это мы и есть", "Без любви сердце - лишь часы" и т. п.

Но Михалыч не всегда бывает благостным и восторженным. Иногда он вспоминает, что может играть и более тяжелую музыку, что и демонстрирует в композиции "Выжить Во Время Потопа". Здесь группа, кстати, обращается к не совсем для нее типичной социальной тематике и даже пытается полемизировать кое с кем из коллег по "альтернативному" цеху, представляя свое видение совсем недавнего прошлого: "И я косил свой страх в дешевых пивных местах, и в библиотеках, кладбищах чужих успехов. Выиграв роль молодого отца и мужа, я только сейчас понимаю, какой я там был нужен, у кого-то был рейв, у меня была жопа, но зато теперь я знаю, как теперь выжить во время потопа...". Насчет рейва - это, видимо, камень в огород КИРПИЧЕЙ, для которых 90-е рисовались в совершенно других красках, и все депрессивные моменты были связаны разве что с похмельем после бурной вечеринки. Спето - нет, скорее выкрикнуто - рэперской скороговоркой, зло, напористо, так, что сразу видно: это глубоко личное, выстраданное. Слушателей же, впавших в апатию, здесь должно передернуть как от ушата холодной воды, чтобы проснулась задремавшая было совесть. Это тоже своего рода средство от уныния, когда человека не гладят по голове, а напоминают, что бывает еще хуже и еще страшней, что грех сейчас-то на жизнь жаловаться. Иногда и вправду оно действует - главное не переборщить с дозой, чтобы свет в конце тоннеля не оказался фарами надвигающегося из темноты поезда.

В данном случае всего - гнева и радости от того, что все худшее уже в прошлом, - в меру. И вот ведь что еще любопытно: Михалыч очень далек от примитивной черно-белой картины мира и прекрасно знает, насколько все неоднозначно и как трудно бывает отличить поражения от побед. Все-таки, погружаясь в воспоминания о пережитой в юности бедности, он горячится как спортивный болельщик потому, что тогда имел конкретный смысл жизни, конкретную цель. Но вот все сбылось, все получилось - и тогда уже в другой, не менее сердитой песне-монологе "Гудбай" приходится задаваться вопросом: а дальше-то что? Ибо звездой, идолом, богом быть, оказывается, труднее всего.

Самой же глубокой и болезненной вещью не только в альбоме, но и вообще во всем многолетнем творчестве группы оказывается "Третий Рим". Ощущение, что мы постепенно превращаемся в варваров, разрушающих не конкретный исторический Рим, а тот "Рим", что живет в душе каждого из нас, вообще очень часто посещает интеллигентных людей. Но сейчас оно уже становится невыносимым, и ты либо пьешь, либо лжешь, либо отказываешься вообще понимать, что происходит, и получаешь удовольствие от вида катастрофы. Честно говоря, еще сравнительно недавно невозможно было представить, чтобы живущие в каком-то придуманном, скорее книжном, чем реальном, мире ANIMAL ДЖАZ могут спуститься на грешную землю, но, видимо, настоящий художник слова и звука не может оставаться безучастным к виду родной страны, делающей очередную попытку суицида.

Вообще, когда слушаешь альбомы подобных групп, обращаешь внимание прежде всего на то, что называется "приключением жанра" - то есть на то, как модные в мировой музыке чисто технические моменты приспосабливаются, адаптируются к нашим песенным традициям. Большего не ждешь, ибо и попытка зачастую получается довольно-таки искусственная. В данном случае мы видим как раз исключение из всех правил. В плане стилистических изысков тоже скучать не приходится. "Металлом" полязгали, под дикую электронику из ранних 90-х "высокой энергией" подзарядились, под некое подобие поп-волны из поздних 80-х помедитировали, даже под что-то вроде салонного аристократического романса чуть-чуть взгрустнули - и лишний раз убедились, как крепко все эти ретро-мотивы увязаны с сегодняшним днем. Но параллельно с поисками в области аранжировки и чисто формальных соединений несоединимых элементов, здесь есть еще кое-что. В этой хорошо сложенной плоти обитает душа. Причем год от года ее становится все больше и больше. Как и неподдельных чувств в голосе Михалыча, прежде казавшемся мне уж слишком монотонным. Конечно же, это - далеко не Градский, но для своего времени, для своего поколения - уже звезда, почти равновеликая Александру Борисовичу. И именно в этом, похоже - его главная "альтернативность"...

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 07 декабря 2015, 00:22
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиДа здравствует Джаz! (ANIMAL ДЖАZ в клубе "Re:Public", Минск, 24.04.2016)Геннадий Шостак03.05.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.004