 |
|
|
|
|
АКВАРИУМ - "Greatest Hits" (с) & (р) Борис Гребенщиков, 2015
(с) & (p) Мистерия Звука, 2015
Невозможно объять необъятное. Популярный, но все-таки посредственный музыкант, лет тридцать назад написавший десяток неплохих песен и на том остановившийся в развитии, может до конца жизни выпускать их на дисках с разными названиями, но абсолютно идентичными трек-листами. А что делать человеку, который создал целый мир величиной со Вселенную и продолжает дополнять его время от времени какими-то недостающими элементами? Как такую громадину втиснуть в один сборник? Как определить, что тут действительно greatest, а что не совсем? И как бы ни выстроился трек-лист, все равно найдутся ворчуны, успевшие отслушать всю официальную дискографию плюс несколько сотен бутлегов и готовые упрекнуть составителя в том, что он какой-то шедевр совершенно напрасно проигнорировал или же пошел на поводу у радиоформатов. Мне тоже трудно побороть искушение и не присоединиться к их числу. Ведь непонятно, почему на диск не попало ничего из "доисторического" периода - что, впрочем, сделалось уже традицией со времен "Хрестоматии" и "Легенд Русского Рока". А почему "Поколения Дворников И Сторожей" нет? А куда целых "Пятнадцать Голых Баб" подевалось?!
Но неча на букварь пенять, коли "Улисса" уже прочел! Из всех сборников лучших песен АКВАРИУМА именно этот следует признать самым удачным хотя бы потому, что его можно рекомендовать любому, кто о БГ ничего не знает, но очень хочет составить хотя бы поверхностное представление. Материал альбома подан так, что хиты двадцатилетней и тридцатилетней давности идут вперемешку с относительно новыми, акустика смешана с электричеством, никакой хронологии не наблюдается. Но при всем при этом если какая-то эклектика и ощущается - то чисто стилистическая, вполне типичная и для номерных альбомов, и для живых концертов группы. Звукорежиссер Евгений Гапеев смог путем реставрации придать более или менее современный вид даже записям, сделанным на подпольной студии Андрея Тропилло, технического несовершенства которых не заметит разве что слушатель, заставший те времена. Теми же руками были почищены и два трека, прежде официально не публиковавшихся - освобожденный от радиошумов из альбома "Радио Африка" гимн "Рок-н-ролл Мертв" и первоначальный вариант "Поезда В Огне", послуживший в свое время звуковой дорожкой для клипа, но позднее считавшийся безвозвратно утраченным. Не бог весть какие раритеты, конечно, но хоть какое-то дополнение ко всем известному материалу.
С "Поезда"-то все и начинается. Что вполне естественно. Песня стала символом определенной эпохи со всеми ее иллюзиями и надеждами не в меньшей мере, чем цоевские "Перемены". Для АКВАРИУМА она не вполне типична ввиду своей почти лобовой публицистичности, но актуальность ее ощущается еще острее, чем в 1988-м - разве что на визит полковника Васина, который научит всех уму-разуму, надежды уже нет. Столь же пророческой и нестареющей выглядит сатирическая зарисовка "Древнерусская Тоска". Только пятнадцать лет назад над кашей, бурлящей в головах полусовков-полу-"новых русских" еще можно было тихо посмеиваться, наблюдая все со стороны словно на экране телевизора, а сейчас не знаешь, чем эту тоску залить и куда от нее спрятаться.
Некоторые песни хотя и не несут на себе печати "ретро", но меня лично погружают в жутчайшую ностальгию. Вот, скажем, "Не Пей Вина, Гертруда". Наверное, это далеко не лучшее, что было в альбоме "Кострома Mon Amour", но именно этим - не поверите! - "Европа Плюс", только-только появившаяся в местном FM-эфире в 1994-м, будила мня по утрам, иногда - в одной обойме с ЧАЙФОМ, THE DOORS и LED ZEPPELIN. Ну как тут не взгрустнуть о том, как мы за двадцать лет изменились, и что произошло с массовыми вкусами! А вот еще вещица со своей эфирной судьбой - "2-12-85-06". Летом 1986 года Карельское радио в передаче "Онежская Волна" использовало ее как иллюстрацию к рассуждениям идейно подкованных дяденек о чуждых нам явлениях, увы, имеющих место быть в молодежной среде. Забавное было время: песню в эфир давать было уже можно, а хорошо говорить о ней - еще нет!
Да, слушая сборник, словно пролистываешь альбом со старыми фотографиями, ибо прожил с этой музыкой уже больше тридцати лет, и она уже неразделима с твоей судьбой. Одни кадры - эпизоды из твоей частной жизни, другие - скорее панорама жизни целой страны. Вот "Электрический Пес", который до появления башлачёвского "Времени Колокольчиков" казался средоточием наивысшего нервного напряжения и самым точным отражением событий 80-х годов, вот "Десять Стрел" - наши тогдашние светлые ожидания, наши мечты, связанные с будущим. Вот "Бурлак" и "Никита Рязанский" из "Русского Альбома" - то есть из самого что ни на есть смутного времени, когда анархическая вольница легко уживалась с истовой религиозностью. А вот уже явно не случайно встретившиеся два стоп-кадра, похожие на начало и конец одной и той же истории: раздолбайские, веселые "Стаканы" и трагическое, похмельное "Мама, Я Не Могу Больше Пить...". Просто смешено вспоминать, что БГ когда-то кому-то виделся далеким от земных реалий, пребывающим в какой-то неведомой нам, грешным, нирване, настолько это все о нас! О "Козлодоевых" и "людях из Кемерово", "гарсонах" и "сестрах". А все это написавший человек сидит на своем "красивом холме" лишь потому, что оттуда все лучше видно!
Венчает подборку, конечно же, хвостенковский "Город". Из воспоминаний некоторых ветеранов АКВАРИУМА мы знаем, как люто они - и особенно Всеволод Гаккель - ненавидели эту песню, считая, что ничего пошлее и примитивнее в своей жизни не играли. Но она действительно одна из лучших, по музыкальному решению значительно превосходящая сыроватый бардовский оригинал. И с этой визитной карточкой, с этой счастливой находкой и одновременно проклятием Гребенщикову уже жить до скончания века, ибо "Город" - как купол над выстроенным им виртуальным храмом. Выбросишь его из подборки - и чего-то будет не хватать.
Видимо, оттого, что сборник составлялся не какими-то посторонними анонимными доброжелателями, а самим Борисом Борисовичем, он превратился в своеобразный звуковой автопортрет - очень точный, объемный и далеко не парадный. Тот минимум информации, который необходим для представления о поэзии и музыке группы, об истории и даже чуть-чуть о дальнейших перспективах, в нем присутствует. Виден масштаб явления - причем, возможно, и не только слушателям, владеющим русским языком. Говорят, будто диск распространяется не только в России, но и далеко за ее пределами. И хоть бессмысленно надеяться, что наконец-то будет взят реванш за провальное "Radio Silence", в котором не обнаружилось ни единого настоящего хита, но может быть, хоть кто-то на Западе теперь узнает правду о БГ, скрытую акулами шоу-бизнеса четверть века назад. А именно - что это не только пародия на Дэвида Боуи с русским акцентом!
Автор: Олег Гальченко
опубликовано 28 октября 2015, 00:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайтеРецензии | АКВАРИУМ - "Песни Рыбака" | Максилла Кузнецов | 15.03.2004 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Беспечный Русский Бродяга" | Максилла Кузнецов | 25.07.2006 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Беспечный Русский Бродяга" (Bonus DVD) | Максилла Кузнецов | 13.09.2006 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Лошадь Белая" | Юлия Боровинская | 08.12.2008 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Лошадь Белая" | Игорь Лунев | 19.03.2009 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Пушкинская, 10" | Татьяна Ежова | 14.05.2010 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Наша Жизнь С Точки Зрения Деревьев" | Юлия Боровинская | 24.08.2010 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Архангельск" | Юлия Боровинская | 06.10.2011 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Архангельск" | Hankich | 07.02.2012 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Тайная История Пчеловодства" | Олег Гальченко | 14.03.2013 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Воздухоплавание В Компании Сфинксов" | Олег Гальченко | 18.03.2013 | Рецензии | АКВАРИУМ - "А+" | Олег Гальченко | 25.02.2014 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Песни Нелюбимых" (EP) | Юлия Боровинская | 22.03.2016 | Статьи | Два дня в мае 1991-го (РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ДДТ, АКВАРИУМ...) | Сергей Райтер | 20.11.2009 | Статьи | Сергей Калугин: Как я впервые услышал АКВАРИУМ или Последнее письмо Тимофея | Екатерина Борисова | 31.08.2012 | Архив | "Российская Музыкальная Газета" №03'1993 (АКВАРИУМ, ТРИУМВИРАТ) | Старый Пионэр | 20.01.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 1 (разные издания) | Старый Пионэр | 21.10.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 2 (разные издания) | Старый Пионэр | 27.10.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 3 (разные издания) | Старый Пионэр | 28.10.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 4 (разные издания) | Старый Пионэр | 01.11.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 5 (разные издания) | Старый Пионэр | 03.11.2004 | Архив | ВЫХОД (разные издания) | Старый Пионэр | 13.12.2006 | Архив | "Музыкальная Жизнь" №06'1987 (Ленинградский Рок-клуб) | Старый Пионэр | 14.03.2008 | Архив | "Мир Музыки - World of Music" вып. 1'1991 (АКВАРИУМ) | Екатерина Борисова | 21.09.2011 | Архив | "Мелодия" №01'1989 (АВТОГРАФ, АКВАРИУМ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ и др.) | Екатерина Борисова | 19.06.2013 |
Другие рецензии
|
|
|
|
|
|  |
|