 |
|
|
|
|
АКВАРИУМ - "А+" (с) & (р) Борис Гребенщиков, 2013
(с) & (р) Мистерия Звука, 2013
Ещё задолго до выхода альбома по Интернету начала гулять фраза Бориса Борисовича: "Альбом "Аквариум Плюс" - это эксперимент на тему: как бы звучали песни АКВАРИУМА, если бы все было по-другому". Зачем понадобилось всё это нам объяснять - непонятно. В течение предыдущих сорока лет ведь происходило примерно то же самое - каждый раз по-другому, словно находящийся в работе диск первый и последний. Даже неудобоваримое и нелепое "Искушение Св. Аквариума" было "по-другому" по отношению ко всему, что происходило в остальной отечественной музыке, включая ещё находившийся в зачаточном состоянии рок-андеграунд. Нынешнее же "по-другому" - прежде всего попытка доказать, что в шестьдесят лет музыкант, давно уже имеющий полное право почивать на лаврах, вовсе не обязан этого делать. Однако результат эксперимента оказывается ещё более неожиданным. Получается то ли подведение предварительных итогов, то ли мысленное путешествие туда, куда лучше раньше времени не заглядывать.
За всё спетое и ставшее уже частью истории совесть должна быть абсолютно спокойна. Но если бы АКВАРИУМ просто взял и переписал свои старые хиты нынешним составом, используя современные технологии, он напоминал бы старичка-пенсионера, решившего поиграть игрушками внука - дорогими и недоступными в годы трудного военного детства. А ностальгия - чувство, слишком чуждое Гребенщикову, прекрасно знающего, что воспоминания о временах, когда тебе было хорошо, ещё никого не сделали по-настоящему счастливыми сейчас и здесь. И среди попавших на диск песен настоящим хитом может считаться лишь одна - "Как Движется Лёд", да и та стала известной и популярной исключительно в акустическом варианте. Остальные хоть иногда и исполнялось на концертах, но никогда не были востребованы по-настоящему. Для значительного числа слушателей они вообще могут прозвучать как абсолютно свежие сочинения.
Альбом не случайно открывается именно "Льдом". Это - то ли эпиграф, то ли манифест, доходчиво объясняющий всё, что будет происходить дальше. Когда песня исполнялась на подпольных квартирниках времён застоя, она воспринималась как предчувствие больших перемен, свидетелями которых мы станем очень скоро. Теперь же в ней слышится скорее голос стороннего созерцателя, без особого интереса взирающего на нашу суету и заранее знающего, чем она для всех закончится. Оптимизма в его голосе, кстати, сейчас гораздо больше, да и бодрости в аккомпанирующей группе - тоже. Блюз звучит, пожалуй, даже слишком по-летнему, так, что никакого льда - за исключением разве что льдинок в наших с вами сердцах - в поле зрения музыканта быть не может. Видимо, их он и старается растопить своим душевным теплом изо всех сил. И от данного конкретного трека, и от всего диска исходит какое-то удивительное свечение, ощущение спокойствия, гармонии и удовлетворённости собой. Такое бывает с человеком, наверное, только от ощущения, что самое главное в жизни уже сделано, самые важные слова сказаны - остаются лишь подстрочные примечания и заметки на полях. "Я работал всю жизнь, похоже, коту под хвост, и мне остается одно - молитва и пост...", - поёт он в тяжёлом блюзе, уже когда-то давшем название целому концертному сольнику, а внутренне посмеивается над собственными словами, потому что на какие-то суетные пустяки никогда не разменивался. Продолжается эта линия и в "Сердце Из Песка", где утверждается достаточно простая и не новая для гребенщиковского творчества мысль, что поработить и убить можно человеческую плоть, но не душу. Когда же в "Сутре Ледоруба" появляется намёк на некий конфликт, это уже - не "Козлы" какие-нибудь, а всего лишь ленивая попытка отогнать, как надоедливых мух, сомнения в разумном и справедливом устройстве мира.
С музыкальной точки зрения альбом интересен своей прямо-таки вызывающей старомодностью. Он словно бы записывался в середине 60-х годов - при условии, конечно, если б советский рок в ту пору развивался примерно теми же темпами, что и англо-американский. Нет, это - ни в коем случае не ретро-стилизация, скорее - полное и окончательное погружение в мир музыки, которая постоянно звучит в программе "Аэростат". Если бы всё было по-другому, это могло бы звучать и по-русски: жёсткие, но, по большому счёту, лишённые всякой агрессии блюзы, робкие шаги в сторону того, что вскоре назовут "психоделией" и большое количество тихих баллад, переполненных почти детским восторгом. В песне "Рухнул" - по сути, глубоко личном послании высшим силам, на фоне полусонного бормотания джаз-роковой гитары клавиши изображают такое сладкое пение ангельского хора, что на седьмом небе чувствуешь себя без всяких медитаций. "Песнь Весеннего Восстановления" - светлая, жизнеутверждающая композиция, в которой уже словам трудно угнаться за сменой настроения от хорошего до очень хорошего. Путь в сторону весны закончен. Небо, приближение которого так тревожно ощущалось тридцать лет назад, оказывается, уже здесь - и слава богу!.. "Синее небо, белые облака. Высоко над землёй веселей, чем вино, солнце над головой, ночь далека, хотя по всем моим подсчётам уже должно быть темно...", - снова тихо-тихо, без лишних эмоций, словно боясь вспугнуть прекрасное видение. Наконец, наступает апофеоз нежности, любви, доброты - босса нова "Кошка Моря". Такое можно сочинить только в отпуске, греясь на солнышке где-нибудь на юге. Обычный земной пейзаж постепенно тает как сон, уступая место космосу, вечности, нирване.
Я боюсь произнести это вслух, но всё-таки произношу, ибо истина дороже: новый альбом очень похож на прощальный. На эпилог в длинном и увлекательном романе, на финальный кадр фильма, после которого могут идти только торопливые и никем не читаемые титры. Двигаться дальше просто некуда. Лишь три песни в бонусе, раньше являвшиеся материалом самостоятельного сингла "Праздник Урожая Во Дворце Труда", а сейчас дополнившие коллекционное издание диска, напоминают нам о том, что Гребенщиков ещё с нами, что он по-прежнему неравнодушен к судьбе земляков и сограждан. Но и рисуя сатирический портрет некоего губернатора, не понимающего, что есть вещи поважнее, чем власть и богатство, и по-шамански гипнотизируя толпу, бредущую "на праздник урожая во дворце труда", и даже печалясь о том, чего "не было и не будет", он продолжает подводить итоги пройденного и сделанного. И не спрашивайте, что будет дальше. Ответ очевиден: всё будет совсем по-другому, но нас это, скорее всего уже не касается...
Автор: Олег Гальченко
опубликовано 25 февраля 2014, 16:07
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайтеРецензии | АКВАРИУМ - "Песни Рыбака" | Максилла Кузнецов | 15.03.2004 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Беспечный Русский Бродяга" | Максилла Кузнецов | 25.07.2006 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Беспечный Русский Бродяга" (Bonus DVD) | Максилла Кузнецов | 13.09.2006 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Лошадь Белая" | Юлия Боровинская | 08.12.2008 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Лошадь Белая" | Игорь Лунев | 19.03.2009 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Пушкинская, 10" | Татьяна Ежова | 14.05.2010 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Наша Жизнь С Точки Зрения Деревьев" | Юлия Боровинская | 24.08.2010 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Архангельск" | Юлия Боровинская | 06.10.2011 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Архангельск" | Hankich | 07.02.2012 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Тайная История Пчеловодства" | Олег Гальченко | 14.03.2013 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Воздухоплавание В Компании Сфинксов" | Олег Гальченко | 18.03.2013 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Greatest Hits" | Олег Гальченко | 28.10.2015 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Песни Нелюбимых" (EP) | Юлия Боровинская | 22.03.2016 | Статьи | Два дня в мае 1991-го (РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ДДТ, АКВАРИУМ...) | Сергей Райтер | 20.11.2009 | Статьи | Сергей Калугин: Как я впервые услышал АКВАРИУМ или Последнее письмо Тимофея | Екатерина Борисова | 31.08.2012 | Архив | "Российская Музыкальная Газета" №03'1993 (АКВАРИУМ, ТРИУМВИРАТ) | Старый Пионэр | 20.01.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 1 (разные издания) | Старый Пионэр | 21.10.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 2 (разные издания) | Старый Пионэр | 27.10.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 3 (разные издания) | Старый Пионэр | 28.10.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 4 (разные издания) | Старый Пионэр | 01.11.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 5 (разные издания) | Старый Пионэр | 03.11.2004 | Архив | ВЫХОД (разные издания) | Старый Пионэр | 13.12.2006 | Архив | "Музыкальная Жизнь" №06'1987 (Ленинградский Рок-клуб) | Старый Пионэр | 14.03.2008 | Архив | "Мир Музыки - World of Music" вып. 1'1991 (АКВАРИУМ) | Екатерина Борисова | 21.09.2011 | Архив | "Мелодия" №01'1989 (АВТОГРАФ, АКВАРИУМ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ и др.) | Екатерина Борисова | 19.06.2013 |
Другие рецензии
|
|
|
|
|
|  |
|