АКВАРИУМ, часть 4 (разные издания)


АКВАРИУМ. Любители-профессионалы
Первая пластинка ленинградского ансамбля АКВАРИУМ

В конце шестидесятых - начале семидесятых годов в нашей стране возникло множество самодеятельных коллективов, которые называли себя просто "группами", "командами". Критика дала им намного более громкое и громоздкое имя - вокально-инструментальные ансамбли. Они появлялись в каждой школе, в каждом учебном заведении, в каждом дворе, районе, городе. Большинство из них распадалось довольно быстро - музыкальный уровень был весьма низок, и когда терялся элемент новизны, публика тоже утрачивала к ним интерес, критика внимания на них практически не обращала, концертные организации к непрофессионалам относилась пренебрежительно (забывая при этом, что те же БИТЛЗ, например, вышли из самодеятельности). Очень быстро отсеивались и ансамбли, играющие "импортные" песни, да притом еще не на русском языке - слушателям хотелось понимать, о чем им поют. Так, неожиданно, появилось еще одно требование к группам - не только музыка, но и тексты должны были быть удачными или, по крайней мере, интересными. Многие коллективы распались именно из-за текстового барьера.

С того времени сохранилось, в общем, весьма немного "команд". Конечно, по-прежнему выступают те, кто сразу постарался добиться официального признания и ушел в профессионалы. Но время показало, что далеко не всем из них удалось сохранить симпатии публики, особенно молодежной. Как ни странно на первый взгляд, но наибольший успех выпадал на долю самодеятельных коллективов. Причин тому, наверное, немало. В определенной степени это можно объяснить тем, что они были намного свободнее профессионалов в составлении собственного графика концертов, могли репетировать столько, сколько считали нужным, хоть по году, худсовет у них был самый благожелательный и самый требовательный - публика. Разумеется, творческие удачи были и есть и в активе профессионалов, но слушатели, особенно молодежь, по традиции, к самодеятельным коллективам относятся с большей теплотой. Особенно к тем, кто за долгие годы доказал свою преданность избранному пути, кто не погнался за модой и не пошел на поводу у публики, а терпеливо и доброжелательно вел ее за собой.

Среди таких групп одно из первых мест занимает ленинградский ансамбль АКВАРИУМ. Его слава давно перешагнула границы родного города. АКВАРИУМ был создан в 1973 году его бессменным руководителем, поэтом, композитором, гитаристом и певцом Борисом Гребенщиковым. В 1976 году ансамбль уже принимал участие в рок-фестивале в Таллине, где был удостоен приза за самую интересную программу. В 1980 году АКВАРИУМ выступил на фестивале "Весенние Ритмы" в Тбилиси. В 1986 году ансамбль стал лауреатом первого Вильнюсского рок-фестиваля "Литуаника".

Об АКВАРИУМЕ высоко отзывались поэты А. Вознесенский, Е. Евтушенко, композитор А. Петров, писатель А. Житинский, а также "Литературная Газета", "Аврора", "Советская Культура", "Собеседник", "Московский Комсомолец", "Советская Россия", "Известия", "Ленинградская Правда", "Смена" и другие газеты и журналы.

Песни АКВАРИУМА не раз звучали по Ленинградскому и Всесоюзному радио, Ленинградскому и Центральному телевидению, они использованы в различных кинофильмах и театральных постановках.

Успех, конечно, пришел не сразу. Достаточно послушать сейчас первые, любительские записи АКВАРИУМА, чтобы убедиться, что широкой популярности, признанию предшествовали долгие годы проб и ошибок. Ошибок, которые АКВАРИУМ, как и любой любительский коллектив, исправлял сам, затрачивая на это, может быть, больше времени, чем окруженный зваными и незваными советчиками коллектив профессиональный, но приходя в итоге к решению с большей внутренней убежденностью.

Сейчас, когда слушаешь записи АКВАРИУМА или смотришь их выступление, уже не удивляешься непривычному для рок-группы набору инструментов. Среди гитар, различных ударных, клавишных - флейта, виолончель, скрипка. Одно время был и фагот. Все это кажется теперь естественным. Однако вначале это поражало. Отечественная рок-группа с флейтой и виолончелью?! Впрочем, сами музыканты не спешат называть себя "рок-группой". Может быть, они и правы - музыкальные интересы ансамбля охватывают и народную музыку, причем, не столько южных и восточных народов, что было одно время модно среди рок-коллективов, сколько музыку русскую, северную, кельтскую. "Наша цель, - сказал Б. Гребенщиков в одном из недавних интервью, - движение в сторону возобновления русской певческой традиции. Вместе с тем, АКВАРИУМ - дитя рок-музыки, рок-культуры". Синтез фольклора и рока, синтез не поверхностный, не формальный, а глубоко духовный, внутренний - вот что составляет музыкальную основу творчества АКВАРИУМА. Может быть, поэтому им открыты самые разные жанры - и задорный рок-н-ролл, и философская притча, и едкая сатирическая песня, и лирическая баллада. Может быть, поэтому АКВАРИУМУ случалось выступать и в рамках джазовых фестивалей, а многие джазовые музыканты с ним играли и записывались: В. Чекасин, В. Пономарева, И. Бутман, Е. Губерман, А. Беренсон, С. Курёхин. Дуэт Гребенщиков - Курёхин принял также участие в джазовом фестивале, посвященном 60-летию образования СССР в Москве в 1982 году.

Не менее интересна и поэтическая сторона их песен (обычное выражение "поэтическая основа" здесь вряд ли подходит, ибо текст и музыка рождаются у них, как правило, одновременно). Слушая песни АКВАРИУМА, ты испытываешь радостное чувство, какое бывает всякий раз, когда поэт, писатель, художник дарит тебе не просто удачное стихотворение, рассказ, картину - а целый мир. Тебе не все в нем может быть понятно, не все ты можешь принимать и не со всем соглашаться, но ощущение щедрого подарка от этого не становится меньше. Войти в мир незнакомых тебе и, возможно даже, непривычных образов нелегко, но постижение мира никогда не было легким занятием. Люди, дарящие тебе мир, раскрывающие пере тобой свою душу, могут, по крайней мере, рассчитывать на то, что ты сделаешь усилие, чтобы их понять.

Как бы ни были интересны и оригинальны тексты АКВАРИУМА, коллектив никак не назовешь "текстовым ансамблем", И дело не только в том, что его участники - сильные и одаренные музыканты. Но и, думается, в том, что в творчестве группы обе составляющие любой песни - музыка и поэзия - существуют на абсолютно равной основе, поддерживая, оттеняя, подкрепляя друг друга. Никогда гитарный "забой" не отодвинет на второй план слова, и никогда поэтический образ не заслонит мелодический рисунок. Каждое произведение АКВАРИУМА - картина, из которой изъять половину - значит, разрушить ее. Вот почему нельзя понять смысл слов, не слушая музыки, и нельзя полностью оценить музыку ансамбля, не вслушиваясь внимательно в то, о чем он поет. На текст ложится дополнительная нагрузка - он становится дополнительным музыкальным штрихом, а некоторые музыкальные фразы по смыслу становятся выразительнее целых зарифмованных строф. Ни один, пожалуй, отечественный ансамбль не достиг такого органичного сплава поэзии и музыки, как АКВАРИУМ.

На пластинку, выпускаемую фирмой "Мелодия", вошли песни 1984-1986 годов из двух программ ансамбля "День Серебра" и "Дети Декабря". Все они были записаны в секции звукозаписи Ленинградского рок-клуба (к которому принадлежит АКВАРИУМ) опытным звукорежиссером А. Тропилло.

Все песни написаны Борисом Гребенщиковым, который также играет на гитаре и поет. В составе ансамбля: Андрей Романов, (флейта, вокал), Михаил Васильев (перкуссия), Всеволод Гаккель (виолончель, вокал), Александр Титов (бас-гитара, вокал), Александр Куссуль (скрипка), Александр Ляпин (соло-гитара), Сергей Курехин (фортепиано), Петр Трощенков (ударные). В записи принимали участие Игорь Бутман (саксофон) и Александр Беренсон (труба).

В августе 1986 года скрипач АКВАРИУМА А. Куссуль трагически погиб. Его памяти музыканты и посвящают эту пластинку.

А. ГАВРИЛОВ
Фото В. КОНРАДТА

"Мелодия" №1'1987



"...Сейчас много прекрасной работы"

Boris Grebenshchikov. Rock fans both in the Soviet Union and in many countries in the West know this name only too well. For young folks he is a symbol of protest. Gifted musician and performer, he is their idol.

Борис Гребенщиков. Это имя знают любители рок-музыки не только в СССР, но и во многих странах Запада. Для молодых людей он стал символом непокорности, таланта, современности.

- Вы, наверное, не раз слышали слова - теперь они стали модными - "перестроиться, значит по капле выдавить из себя раба"? Вспомнили Чехова... Сказано удивительно точно. Жаль только, что откровение начинает превращаться в расхожую формулу, впрочем, "формула" здесь, пожалуй, не то слово, скорее - "лозунг", "призыв". Каждому действительно есть что из себя "выдавливать". Но как это сделать?! Как изменить себя, если многие годы из нас сознательно, начиная с детского сада, потом в школе делали людей, которые хорошо могут маршировать под любую музыку, все принимать, со всем соглашаться, во все "свято верить"? В этом добились больших успехов. Поразительно, что еще остались люди, оказавшиеся "неуспевающими" (или непреуспевающими?!), "двоечниками". Они не хотели и не могли усвоить науку "правильной жизни". Кажется, вы тоже были таким "двоечником"? Вас выгнали с работы, вы не сумели сделать карьеры в науке, песни ваши долго распространялись из-под полы, как контрабанда...
- Боюсь, что фраза, о которой вы говорите, про "выдавливание раба" - даже не лозунг, а удобный штамп, который, к сожалению, я тоже использовал. А рабов из людей делали не "многие годы", а всегда, правда, каждый раз по-разному...
Я более или менее знаю свое поколение. "Двоечников" в нем не так уж и мало. Они все правильно понимают. Но, может быть, не всегда знают, как себя вести не по-рабски...

- Точнее, не всегда находят в себе для этого силы...
- Но и новое поколение - 18-20-летние - они тоже на демонстрации и митинги не пойдут...

- Но ведь дело не в том, понимали или не понимали, что вокруг делалось. С этим было в порядке. А в том, что не находили в себе силы что-либо этому противопоставить... Мне кажется, секрет успеха вашей группы и других рок-групп, существовавших до недавнего времени неофициально, в том, что, слушая их, молодые компенсировали свое нереализованное желание подать голос против, не согласиться. В вас же ваши поклонники видят человека, который сумел себя сохранить, несмотря на обстоятельства... Вы как бы придаете им силы. А что давало силы вам?
- У меня была музыка. С тех пор, как появился рок-н-ролл, он для тех, кто его почувствовал, стал спасением.

- Вы думаете, музыка может спасти человека?
- Нас спасла. И на Западе многие говорят то же самое. Мы просто не обращали внимания на тот обман, который нас окружал. Послали все подальше...
Рок-н-ролл помог нам когда-то... Но теперь наступило другое время. Время поступков. Теперь пора идти дальше. Пора выходить в мир, в котором люди жили изначально, а потом многие сотни лет все больше закрывали простор своего восприятия... Ведь в мире гораздо больше живого, чем мы думаем. Но мы отвыкли это чувствовать. Надо менять свое сознание, чтобы воспринимать окружающую нас жизнь без напряжения, естественно. А музыка в этом очень хорошо помогает - это живой язык XX века, рассказывающий о болезнях человечества. И еще музыка - лекарство.

- Лекарство? А может быть, витамин? Профилактическое средство?
- Пожалуй, так будет точнее. Рок-музыка пробуждает в человеке желание что-то делать, она дает ему силы...

- Вы говорите о рок-музыке? По-вашему, она призвана выполнять некую социальную функцию?
- Нет, рок - это скорее явление духа.

- Но выражает он не только состояние человека, но и состояние общества...
- Лишь постольку поскольку человек живет в обществе. Не нужно рассматривать личность отдельно. Она - часть общей картины, очень сложной, которую рисуем не мы. Это делается через нас, сквозь нас, нашими руками, но мы не властны этим распоряжаться.
Я бы предпочел, чтобы стихи, которые я пишу, существовали только в музыке. Чтобы они были как силы природы. А обо мне чтобы никто не знал...

- Но это невозможно. Вы уже попали в круговорот славы, популярности... И мне кажется, что в вашем существовании появилось какое-то противоречие, парадоксальность. И в ваших ответах она обнаруживается. С одной стороны, то, что вы делаете - ваше творчество, - это попытка уйти от сиюминутности, суеты, попытка выйти на предельную искренность; вы пытаетесь открывать в себе и в других непознанную глубину. А с другой стороны - вас окружает поклонение до фанатичности, обожание до уничижительности, и вы, по-моему, играете в эту игру: внешний антураж, исполнение каких-то своих ритуалов, верность созданному имиджу. Разве все это, если посмотреть с юмором, не такая же суета, не так же смешно, как погоня за внешним великолепием у тех, кого вы высмеиваете, - "хозяев" жизни. Как вы совмещаете это в себе, как приводите в гармонию?
- Есть замечательная история, или притча. Ученик знаменитого лучника пришел к учителю и говорит: "Мастер, я наконец научился стрелять из лука". Учитель отвечает: "Хорошо. Покажи". Молодой лучник стал стрелять. Все блестяще... Тогда мастер говорит: "Это хорошо. Но это все пустяки. Пойдем со мной!" Подвел ученика к глубокой пропасти: "Встань на самый край и выстрели". - "Как?! Я не могу стрелять, я упаду!" - "Значит, ты не умеешь стрелять из лука..." И мастер встал сам на самый край обрыва и начал стрелять так же, как если бы он стоял в пустыне. Вот это была стрельба из лука...
Если отвлекаться на внешнее, я ничего не сделаю. Это будет не стрельба из лука...

- Человек слаб. Испытание "медными трубами" всегда было самым трудным и опасным. Мне мало приходилось встречать людей, кого бы слава хоть чуточку не изменила, в ком не открылись - в лучах поклонения - дурные черты...
- Ну, моя рабская часть на это реагирует. А нормальный человек на это реагировать, по-моему, не может. Конечно, это дает определенные силы. Но если я буду об этом думать, я не смогу чувствовать, ничего не смогу сделать...

- Вы хотите сказать, что просто делаете вид, что ничего не происходит, что вы не замечаете всей этой шумихи вокруг вас?
- Шум вокруг Гребенщикова. Это отдельная фигура... А мое дело - уйти подальше и что-то делать, пока он отвлекает на себя внимание.

- Что ж, вы довольно своеобразно все объяснили... Еще вопрос. Вы, вероятно, знаете, что в последнее время некоторые обвиняют вас в зазнайстве, говорят, что вы стали снобом... Как вы на это реагируете?
- А как мне реагировать? Если я сумею что-то сделать, значит, я что-то сумею сделать. Важно лишь одно: как человек поступает с тем, что имеет, что дала ему природа.

- И все-таки?.. Ведь знаменитость живет как будто под увеличительным стеклом: что носит, как смотрит, говорит, куда ездит, кого любит... И всем хочется ее "руками потрогать"...
- В общем-то, да! Простой пример: раньше я, например, ходил в баню и спокойно себе мылся. А сейчас вместо того, чтобы париться, раздаю автографы. Какой из этого выход? Приходится каким-то образом так к людям относиться, чтобы они понимали, что лезть не надо. Я сам не лез, честно говоря, ни к кому...

- Не бывает у вас иногда сомнений? Не хочется сказать тем, кто с таким обожанием на вас смотрит: "Ребята, я не стою этого!"
- Не бывает такого, потому что просто не до этого. Слишком много прекрасной работы, которую хочется делать. Я знаю: то, что я уже сделал, - это "так". Отказываться мне не от чего.

- Что ж, вам можно позавидовать...
- Ну, мне такое дано. Когда хорошая песня - это хорошая песня. Я знаю, что она существует и будет существовать.

- Кроме песен, есть еще и ваша жизнь: какие-то поступки, отношения с людьми, с близкими. Что-то вас не устраивает?
- Я сам себя не устраиваю. Я гораздо хуже, чем мог бы быть. Но человек изменяется только работой. Чем больше работаешь, тем лучше становишься...

- Но это - с одной стороны. А с другой? Вот своего маленького сынишку вы наверняка видите редко... Увы, соединить полноценную личную жизнь и работу в полную силу мало кому удается...
- Опять-таки у каждого это по-разному. В принципе я с сыном провожу достаточно времени.

- У вас есть взаимопонимание?
- Я у него учусь. Он рассуждает, у него свой подход к каким-то вещам. У меня свой... Сравниваем наши подходы.

- Вы надеетесь, что у вас не будет конфликта в будущем?
- Не знаю. Все, что я могу сделать, - быть человеком в отношениях с ним. Давать ему такие же шансы, какие я себе даю.

- Кем бы вы хотели его видеть?
- Какое я имею право хотеть! Это его дело.

- А у вас с отцом были хорошие отношения?
- Отец просто не лез туда, куда - он знал - лезть не надо. Не давил. А если давил, то я давил в ответ.

- Борис, вот такой, может быть, неприятный вопрос: далеко не всегда вы соглашаетесь принимать участие в сборных программах нашей рок-музыки. С чем это связано?
- Мы не хотим вставать в ряд советского рок-н-ролла. Мы занимаем свое место, нам ни с кем не нужно соревноваться. Это не спорт...
А все эти мероприятия, конкурсы - плешь все это, сплошная помпезность...
В принципе же, когда мы в какие-то мероприятия вписываемся, то вопросов нет. И денег мы не берем. Но от всего, что нам не нужно, мы отказываемся. А вот как раз демонстрировать, что мы популярная советская группа, - это нам не нужно.

- Почему?
- А зачем? Зачем нам это может быть нужно?!

- Вам больше нравится роль непризнанных гениев?
- Взятки нам не нужны. Мы не хотим идти в "росмосгосконцерт"...

- А что вам нужно?
- Независимость, которая у нас есть. А все остальное мы постепенно построим, нам торопиться некуда. Нам не нужна судьба Леонтьева, Боярского, МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и всех остальных. Они не свободны. У нас же просто так ничего не дают. Сначала дают, а потом говорят: "Вот мы вам дали! А теперь сделайте что-нибудь для нас".

- Но ведь на Западе то же самое...
- Да. Но там расчет другой - деньгами.

- А вообще какие у вас с деньгами отношения?
- Еще недавно они были очень простые - я не знаю, на что мы с семьей жили какой-нибудь год-два назад.

- Есть желание заработать их побольше?
- Я могу заработать их сколько угодно. Но зачем? Зачем? Мы отказываемся от 95 процентов предложений из 100. Я отказываюсь...

- Вы себя считаете сильным человеком?
- Сильный ничего хорошего в жизни не может сделать. Он глух ко всему остальному, кроме своей силы... Поэтому я надеюсь, что я очень слабый человек.

Беседу вела Татьяна ЧЕРНЫШКОВА
Фото Олега МИТКИНА

"Студенческий Меридиан" №8'1989



Подборка писем из журнала "Парус"

Маленькая кассета, вернувшая меня к жизни

6 апреля 1989 года группа АКВАРИУМ прекратила свое суще...

А началось все банально. Подруга дала послушать кассету. Я тогда была в ужасном состоянии, был, как говорят у нас, облом. Я взяла послушать эту кассету из чистого любопытства. Потом заинтересовалась. Число кассет стало увеличиваться. Эта музыка спасла меня. Помогла мне поверить в себя. Вернула меня к жизни. Б. Г. стал самым дорогим для меня человеком. Я почувствовала, что просто не могу жить без его музыки. Я сделала первый шаг, и отступать было уже поздно.

Я видела, как мучалась моя подруга. Как на уроках, открывая последнюю страницу тетради, она в сотый раз выводила эти буквы... Б. Г.! Боб! Ты Бог! И как украдкой появлялась его фотография. Как потом был облом, и как она дрожащими руками подносила ко рту стакан с валокордином. И я боялась. Боялась, что и со мной может быть такое. Но тогда мне было уже все равно. Шаг сделан.

Назад пути нет. А потом...

Потом был фильм "Рок"! На который мы ходили 11 раз. Потом появились вырезки из газет и журналов. Потом на стене плакат Б. Г. и фотографии АКВАРИУМА. Потом... 6 апреля 1989 года группа АКВАРИУМ прекратила свое существование.

Сначала был шок. Я даже теряла сознание. Несколько дней почти не выходила из комнаты, мой магнитофон молчал. Мама подумала, что я принимаю наркотики. В последнее время я жила только этой музыкой. Я верила и любила. О распаде группы я узнала только в июне. И все это время я верила в То, что уже не существует и никогда больше не будет существовать. Я верила в миф... В сказку, которую сочинила сама. В старых газетах и журналах я читала статьи об АКВАРИУМЕ. "АКВАРИУМ - яркое и самобытное явление в советской рок-музыке". "Борис Гребенщиков - лидер советского рока"...

АКВАРИУМ начал свое существование в 1975 году. Мне тогда было 2 года. В 1979 они, тогда еще подпольная группа, выступали на частных квартирах, в кафе, парках, клубах, домах отдыха.

1981 г. - АКВАРИУМ записал свои первые альбомы. Тысячи кассет с записями, как послания в бутылках, странствовали по всей стране. Они приносили людям тепло и свет.

1983 г. - АКВАРИУМ стал любимцем Ленинграда.

1985 г. - Борис дает концерты в Москве.

1986 год - год АКВАРИУМА.

1987 год .....

1988 г. ......

1989 г. 6 апреля группа АКВАРИУМ......

На Арбате стайка разгоряченных ребят пытается подобрать на расстроенной гитаре "Поезд в Огне".

В это же время на другом конце улицы парень лет 27 играет Баха и Вивальди. Из его скрипки льется чудесная музыка, которая на мгновение заглушается звоном падающих монет.

Никто не обращает на него внимания. Редко кто остановится послушать. Мимо проходят люди. Они бросают на него равнодушные взгляды. И никто не знает, что этот скрипач - бывший член легендарной группы АКВАРИУМ. Все проходит... остаются только воспоминания. "Старая память хуже, чем сифилис".

Но любовь к музыке вечна.

И я люблю.

Ира Р.


Ничего не хочу

Я люблю Гребенщикова. И у меня ничего нет. Я люблю Ленинград, так как там жил Гребенщиков. Может быть, я тоже "серебряный зверь в поисках тепла"! Он был слишком прост, доступен, внимателен и гостеприимен. Он был совершенно далек и скрытен. Он пережег себя. У него ненадежный организм. Он сильно устает и быстро сходит с круга. Он устал от своего странного образа жизни. Он все еще убегает от судьбы. Он свободен. Он оставил глубокую память. Он все еще одержим, но он не знает точно, что ему нужно в жизни. Я люблю Гребенщикова за уникальное мировосприятие. За мудрость. Иногда он чист, как ребенок. Иногда он кажется мне древним стариком или горьким пьяницей. "Трава" поднимала его на недосягаемые высоты, "Трава" бросала его вниз, в самую грязь жизни... Он по-настоящему красив. Его некрасивость чуть ли не свята. Я люблю Гребенщикова за то, что он никогда не работал на публику. Он только хотел петь. Это известно. Но это так.

Я люблю Гребенщикова. Он очень добрый человек. Он всегда был занят своим внутренним миром, почти всегда. Он пытался сделать свое время по возможности прекрасным. Его голос - это кайф! Мне жаль, что теперь он говорит все больше на английском. Мне жаль, что в доме его ремонт. И никто не предчувствует его неожиданное появление в местах старого Питера, куда он заходил в добрые старые времена... И некому будет прятаться от настойчивых ходоков в "храм Бориса".

Я люблю Гребенщикова. Давно. И я не боюсь, что эта любовь подведет меня "под монастырь".

P. S. Он никогда не заигрывал с хиппи. Он не был им. Это хиппи смотрели ему в рот и "просили его голос". Он предпочитал оставаться недопонятым...

Анита, 20 лет, г. Калининград


"Этот выбор был за мной..."

Господь, благослови перед исповедью! 6 апреля 1989 года АКВАРИУМ, "посол рок-н-ролла в неритмичной стране", прекратил свое существование. Ну, с Богом, Боб! Это твое счастье или горе! А может быть, просто устал, сдали нервы! Чтобы двигаться дальше, нужно было "сделать шаг". А куда? В ад, в рай, на Восток или Запад! А ведь кто что-либо смыслит в жизни, должен был заметить щемящую ноту одиночества в песнях "Дети Декабря", потом "Равноденствие". Почему мы не заметили разлада Б. Г. как с друзьями по АКВАРИУМУ, так и с самим собой? "Туда, куда я, со мной не пойдет никто". Почему не пошли! Чего испугались! Замарать репутацию, клейма "предатель"? А может, это было самым мудрым решением: видя, что источник исчерпал себя, не накачивать его искусственно, а завалить камнями! Что надо было делать: "продолжать петь, не заметив, что нас уже нет", "взять холст и кисти, хоть это ничего не меняет"? Или "медленно двигаться"... хотя в этом нет больше смысла? Кто кого предал, покажет время. А пока не надо осуждать ни Б. Г., ни его бывших друзей. А пока... пейте "чистую воду" с дисков и кассет. Входите в сад АКВАРИУМА, когда вам темно. Он еще не завял. И пусть вас встретят там мир и любовь, свет и радость. АКВАРИУМ был для нас не просто группой, а образом жизни, как БИТЛЗ для наших не таких уж древних предков. Может быть, лет через 10-15 появятся книги об АКВАРИУМЕ, музеи и выставки Боба, Севы, Дюши и прочих членов шальной компании.

Б. Г. сейчас очень трудно. Да, слава на Западе, выход дисков, фильмы, интервью, гастроли. Но ему все равно трудно. Ведь оказались пророческими его слова: "Оставленный один, неподвижен и смят, этот выбор был за мной, и я прав". Мы с тобой, Боб!

Все братья-сестры! Да хранит тебя судьба!

Римма Выгоупер, г. Винница


Давайте любить его таким, какой он есть

АКВАРИУМ - ''Radio Silence''Сначала должен огорчить: эту пластинку вам не удастся купить ни в одном магазине Советского Союза. Диск "Радио Тишина", обложку которого вы видите, - первый плод контракта между Гребенщиковым и американской фирмой "Белка Интернэшнл". И все же я хочу вас обнадежить - в настоящий момент Б. Г. записывает в США вместе с АКВАРИУМОМ уже следующий альбом. АКВАРИУМ не распался. Хотя, возможно, и стал другим.

"Радио Тишина" довольно слабо напоминает АКВАРИУМ. Дэйв Стюарт - композитор и гитарист, шеф дуэта ЮРИТМИКС, который смикшировал большинство композиций на пластинке, он же и продюсер альбома,- внес изрядную долю своей индивидуальности. Получилось своеобразно - при характерной для Гребенщикова мелодике и с его проникновенным голосом звучат типично "юритмиксовские" аранжировки. Композиции напичканы электроникой, звучание плотное, упругое, ужасно "фирменное", очень сильно по ритмам приближено к поп-музыке. Но не "диско", до этого еще не дошло. Есть, правда, и традиционные для Б. Г. баллады под гитару. Две песни Борис исполняет по-русски, остальные - на английском, причем, все тексты "не по-нашему" сочинил сам. Тонкие ценители считают, что в американском варианте поэзия Б. Г. все-таки многое теряет... Некоторых старых поклонников АКВАРИУМА этот альбом, наверное, разочарует и даже огорчит. Но давайте подумаем, какая непростая стоит перед Борисом задача: завоевать американский пластиночный рынок. Не учитывать его законы - самонадеянно и глупо. Наверное, новые друзья Бориса, которые помогали ему работать над пластинкой, знают, что советовать (а среди этих друзей - Игги Поп, Дэвид Боуи, Анне Леннокс, Рей Купер и другие). Так что не надо ностальгии. Если любим, давайте принимать Гребенщикова, как и раньше, - таким, какой он есть.

Фантик

"Парус" №1'1990


АКВАРИУМ

<< Предыдущая часть

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 01 ноября 2004, 19:07
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАКВАРИУМ - "Песни Рыбака"Максилла Кузнецов15.03.2004
РецензииАКВАРИУМ - "Беспечный Русский Бродяга"Максилла Кузнецов25.07.2006
РецензииАКВАРИУМ - "Беспечный Русский Бродяга" (Bonus DVD)Максилла Кузнецов13.09.2006
РецензииАКВАРИУМ - "Лошадь Белая"Юлия Боровинская08.12.2008
РецензииАКВАРИУМ - "Лошадь Белая"Игорь Лунев19.03.2009
РецензииАКВАРИУМ - "Пушкинская, 10"Татьяна Ежова14.05.2010
РецензииАКВАРИУМ - "Наша Жизнь С Точки Зрения Деревьев"Юлия Боровинская24.08.2010
РецензииАКВАРИУМ - "Архангельск"Юлия Боровинская06.10.2011
РецензииАКВАРИУМ - "Архангельск"Hankich07.02.2012
РецензииАКВАРИУМ - "Тайная История Пчеловодства"Олег Гальченко14.03.2013
РецензииАКВАРИУМ - "Воздухоплавание В Компании Сфинксов"Олег Гальченко18.03.2013
РецензииАКВАРИУМ - "А+"Олег Гальченко25.02.2014
РецензииАКВАРИУМ - "Greatest Hits"Олег Гальченко28.10.2015
РецензииАКВАРИУМ - "Песни Нелюбимых" (EP)Юлия Боровинская22.03.2016
СтатьиДва дня в мае 1991-го (РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ДДТ, АКВАРИУМ...)Сергей Райтер20.11.2009
СтатьиСергей Калугин: Как я впервые услышал АКВАРИУМ или Последнее письмо ТимофеяЕкатерина Борисова31.08.2012
Архив"Российская Музыкальная Газета" №03'1993 (АКВАРИУМ, ТРИУМВИРАТ)Старый Пионэр20.01.2004
АрхивАКВАРИУМ, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр21.10.2004
АрхивАКВАРИУМ, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр27.10.2004
АрхивАКВАРИУМ, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр28.10.2004
Архив"СДВИГ-Афиша" 15.06.1989 (АКВАРИУМ)Старый Пионэр03.11.2004
Архив"Московский Комсомолец" 11.08.1993 (АКВАРИУМ, ВЫХОД)Старый Пионэр13.12.2006
Архив"Музыкальная Жизнь" №06'1987 (Ленинградский Рок-клуб)Старый Пионэр14.03.2008
Архив"Мир Музыки - World of Music" вып. 1'1991 (АКВАРИУМ)Екатерина Борисова21.09.2011
Архив"Мелодия" №01'1989 (АВТОГРАФ, АКВАРИУМ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ и др.)Екатерина Борисова19.06.2013

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.01