КИНО, часть 1 (разные издания)


Виктор Цой

Впервые рубрика "Три вопроса музыканту" появилась в "Комсомольце" полгода назад. За это время на вопросы наших читателей ответили Андрей Кондаков (Петрозаводск) и Владимир Кузьмин (Москва). Сегодня старшеклассник из Петрозаводска Олег Гальченко задает вопросы ленинградскому музыканту Виктору Цою. Следующий кандидат в рубрику, как мы и обещали, Владимир Пресняков.

- На IV Ленинградском рок-фестивале ваши стихи были выделены как лучшие. Каких поэтов любите вы сами?
- Поправлю: были отмечены не стихи, а тексты песен, я и сам не считаю их стихами. А из поэтов мне больше других нравится Маяковский.

- Одна из английских газет охарактеризовала стиль КИНО как пост-панк. Придерживаетесь ли вы такого мнения? Какие можете назвать интересные группы?
- Я не считаю, что мы играем пост-панк и вообще против того, чтобы как-то обозначать стиль группы. Мы играем ту музыку, которая нам нравится.
Из советских групп мне нравятся все мои друзья - ленинградские "рокмэны"", из московских - ЗВУКИ МУ, НИКОЛАЙ КОПЕРНИК и ЦЕНТР, новосибирский КАЛИНОВ МОСТ, в Свердловске - НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. За рубежом в последнее время мое внимание ничто не привлекает.

- Повлияли ли изменения, происходящие в нашем обществе, на творчество группы?
- Пожалуй, нет. Мы и раньше не лгали. Единственное - я стал сниматься в кино. Вот буквально на днях вернулся со съемок из Казахстана. У нового фильма нет пока названия. Он не о музыке, хотя она и звучит за кадром. Видимо, я заинтересовал режиссера не как музыкант, а как актер. А что касается изменений для группы - никаких (если не считать нашего миньона, который вышел на "Мелодии"). Успеха вашей рубрике!

Вопросы нашего читателя задавала Ю. КОСТЯКОВА, студентка факультета журналистики ЛГУ
"Комсомолец" (Петрозаводск) 7.03.1988



Начальник "Камчатки"
К выходу на фирме "Мелодия" первого диска-гиганта группы КИНО

В таком богатом памятниками городе как Ленинград есть, ко всему прочему, и неформальные, так сказать, достопримечательности. Среди них особое место занимает котельная, известная завсегдатаям ЛРК (Ленинградского городского рок-клуба) и внушительному числу городских подростков под романтическим названием "Камчатка". Из этой жаркой угольной колыбели вышло немало популярных в городе личностей. В том числе создатель группы КИНО Виктор Цой.

С помощью АКВАРИУМА двадцатилетний резчик по дереву записал в 1982 году свою первую акустическую программу "45". В мае этого же года Цой опять же совместно с АКВАРИУМОМ дал премьерный концерт в ЛРК.

И - надолго замолчал. За весь следующий сезон - одно-единственное выступление. Виктор всерьез занялся набором состава. Первый же выбранный им кандидат - гитарист Юрий Каспарян - вызвал в среде коллег-музыкантов недоумение - "он совсем играть не умеет".

Однако время расставило все и всех по местам. Сегодня искушенные мэтры, без энтузиазма встретившие Каспаряна, виновато разводят руками - ну кто бы мог подумать, что у Цоя такая интуиция. Но тогда, весной восемьдесят третьего, они остались вдвоем. И целый год репетировали тандемом. Затем к ним присоединился известный в Ленинграде барабанщик Георгий Гурьянов. На бас-гитаре согласился играть, не покидая родной АКВАРИУМ, Александр Титов (осенью 1985 года его сменил музыкант ДЖУНГЛЕЙ Игорь Тихомиров).

Этим составом - Цой, Каспарян, Гурьянов, Титов - КИНО вышло на II смотр-конкурс ЛРК в 1984 году. Квартет попал в "первую тройку". Не самая лучшая песня "Безъядерная Зона" была признана песней-победительницей фестиваля.

Но все это события городского масштаба. А вот вышедший в этом же году магнитофонный альбом "Начальник Камчатки" открыл двери холодно-смоделированного мира КИНО всесоюзной аудитории.

Двадцатишестилетний певец уютной котельной - самый молодой из лидеров нашей молодежной музыки. Восторженная публика носила на руках Андрея Макаревича после концертов до гостиницы, когда Витя ходил во второй класс. Ему исполнилось одиннадцать лет, когда Борис Гребенщиков начал заполнять "очищающей водой" дерзких метафор полифонические рамки созданного им АКВАРИУМА. Он младше даже вожаков групп, которые набрали силу уже на фоне полулегендарного КИНО, допустим, Кости Кинчева из АЛИСЫ.

И эту юношескую жилку нельзя не заметить. Особенно в бесхитростно скроенных, скромно аранжированных альбомах "Ночь" и "Это Не Любовь". (Программы были записаны за сезон 1984-1985 гг., но из-за разногласий со звукорежиссером Андреем Тропилло "Ночь" вышла в свет лишь в позапрошлом году). Экспрессивный и неоромантический настрой этих песен уживается с пугающе искренней агрессивностью, этими точными звуками вырывающейся наружу душевной боли, так же, как в пятнадцатилетнем мальчике сосуществуют нежно-влюбленный девятиклассник и несговорчивый уличный хулиган. Поэтика становящихся на ноги. Потому-то так часто вспоминает Цой "телефоны", "сигареты", "ночи". И в него влюблены школьники, а из армии ему пишут ничуть не меньше, чем дикторшам ТВ или обманчиво-доступным красоткам, глянцево улыбающимся с журнальных обложек.

Простые слова, доходчивые образы, незамысловатые мелодии. "Моя четырехлетняя дочь знает песни Цоя наизусть", - писал писатель Александр Житинский в журнале "Аврора". Меня это не удивляет. Но со следующим утверждением ленинградского писателя - "Цой абсолютно не похож ни на кого из западных исполнителей" - согласиться не могу. Специфика звучания группы КИНО напоминает мне многих зарубежных подвижников новой волны - и американскую группу БЛОНДИ, и английскую ПОЛИС. И вообще, слушая Цоя, я почему-то вспоминаю Аманду Лир. Именно с этой бывшей манекенщицей, певицей, поэтессой и художницей схож ленинградский музыкант. Многим. Прохладностью загадочно-кошачьей пластики, чарующей отстраненностью мимики, подчеркнуто-бесстрастным вокалом. В прижатости которого угадывается такое буйство крови, такая мучительная неудовлетворенность, такое бессонное желание выплеснуть себя, что не поверить этому странному голосу можно, только внушив себе - это категоричное, отмеренное ритмичным ходом гитары предложение неминуемого выбора "с нами или против нас" всего лишь померещилось в металлических и мягких, словно фольга, гармониях.

Весьма характерно заряд на бескомпромиссность проявился в последней работе квартета "Группа Крови" (1988 год). Альбом на порядок выше четырех предыдущих. Виктор явно вырос как поэт (хотя решением жюри IV фестиваля ЛРК он был признан лучшим текстовиком уже в 1986 году). Положа руку на сердце, не могу умолчать о некоторых, тем не менее, шероховатостях его текстов. Например: "И внезапно в вечность вдруг превратился миг". Хотя даже столь признанный авторитет, как Андрей Макаревич, грешит подобными ляпами: в одной из своих последних песен он - несмотря на свой семнадцатилетний сочинительный стаж - допустил аналогичный дубляж: "Зря ты напрасно терял в ожидании столько лет".

Главное достоинство новых песен КИНО - сдвиг авторской позиции с непререкаемого "я" на нервное "мы":

Мы хотели пить, не было воды,
Мы хотели света, не было звезды,
Мы выходили под дождь и пили воду из луж,
Мы хотели песен, не было слов,
Мы хотели спать, не было снов,
Мы носили траур, оркестр играл туш.


Но, с другой стороны, остротой и социальной направленностью текстов Цою и Ко явно не сравниться с другими фаворитами ЛРК, особенно с Михаилом Борзыкиным, Константином Кинчевым и Михаилом Науменко. Хотя я и не решился бы отказать песням КИНО в честности, как это делают некоторые клубные радикалы, зачислившие квартет в разряд мажорских групп (на ленинградском сленге это означает сытую, склонную к коммерческой музыке, уходящую от больных вопросов, от выраженного социального протеста группу). Цой работает с "открытым забралом", просто стоит, развернувшись чуть в сторону.

Зато он наиболее адекватно отражает интересы и чаяния совсем юных меломанов. Потому что естественен, ему нет нужды подстраиваться под них, как это делают АЛИСА и ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, или сознательно игнорировать их вкусы, подобно АКВАРИУМУ и ЗООПАРКУ, представляющим тридцатилетних.

Тогда в чем же дело? Почему фирма "Мелодия" решила выпустить только один диск-гигант КИНО? Отчего не часто балует группу пресса своим вниманием? Из-за чего игнорирует ребят ТВ и радио? (Кроме восьмимартовского "Взгляда", не припомню что-то КИНО на экранах ЦТ).

Тому я вижу две причины. Во-первых, повторю, творчество Цоя органично по самой своей природе, сориентировано на подростков, а в худсоветах они, ясное дело, не представлены, и даже очень молодые, прогрессивно настроенные критики некоторые вещи КИНО просто-напросто не понимают. А во-вторых, и это основное, Цой не очень-то контактен. В среде журналистов, пишущих о музыкантах, это называется "не умеет работать с прессой" (ох, многим это умение проложило дорожку на обложки журналов и газетные полосы). Он не особенно любезен с представителями солидных организаций, а от встречи с незнакомым журналистом вовсе может отказаться.

Это не значит, что Цой не честолюбив. У молодых музыкантов за те годы, пока их музыка находилась на полулегальном положении, выработалось стойкое недоверие к любопытствующим. Они часто отказываются от интервью. И даже от съемок в фильмах. (В "Роке", например, не захотел сниматься Костя Кинчев, после того как его "подставили" во "Взломщике", который он, кстати, не пожелал озвучивать...).

Впрочем, Цой снялся в прошлом году у Сергея Соловьева в "Ассе" и у Алексея Учителя в "Роке", а в начале этого - закончил работу над главной ролью в ленте под условным названием "Игла" ("Казахфильм").

По-моему, Цой все-таки из тех музыкантов, которым всерьез угрожает перспектива "звездной болезни". Поэтому-то и не очень ратую за расширенный выпуск его пластинок и организацию всесоюзных гастролей. Он может, пусть даже завоевав большую аудиторию, потерять себя. Ведь плохие мальчики с классных "камчаток" никогда не получают - вдруг! - почетные грамоты от учителей. Отгородившись на этой своей территории, они независимо хозяйничают на "камчатках". И придуманную для них резервацию на задних партах некоторые умеют превращать в обетованную землю.

Евгений ДОДОЛЕВ
Фото Владимира ЖАРОВА

"Московский Комсомолец" 25.03.1988



Дон Кихот из котельной

Сосед заснул, убаюканный привычным шумом автомобилей. И вдруг за стеной его малогабаритной квартиры явственно раздался стук копыт. Прислушался - нет, не прогуливающий туристов старинный экипаж. Здесь же, в доме, яростный ритм перерастал из рыси в галоп. "Хулиганство!" - вздохнул сосед и, шаркая шлепанцами, побрел искать нарушителя спокойствия. Даже если бы дверь, из-за которой доносился шум, ему открыл сам идальго ламанчский на своем Росинанте, человек не удивился бы столь сказочному обороту дел, а только повторил - хулиганство! - и потребовал выдворить лошадь прочь. Примерно такая ситуация возникает в одной из песен Виктора Цоя, лидера ленинградской рок-группы КИНО.

Пожелав ложащимся спать спокойной ночи, Виктор забросил намечавшуюся было в его судьбе профессию резчика по дереву и отправился трудиться истопником в котельную, которая стала известна среди молодежи романтическим названием "Камчатка", где подолгу засиживались, слушая композиции Цоя.

Чем выделяется этот двадцатишестилетний юноша из ряда современных героев рок-н-ролла? Колоритной восточной внешностью? Суровым выражением лица? Да. А еще - странной уверенностью в своих силах.

В сущности, он поет о том же, о чем другие рокеры, - о своем поколении. Сценический образ воплощается в манере форсированно, с растяжкой произносить слова - похоже на стиль речи дворовой шпаны.

Персонаж Виктора Цоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в путь, вступить в бой. Он таинственно улыбается безусловной победе, даже когда сажает "алюминиевые огурцы на брезентовом поле". И когда тонет, хотя, как и все, знает близлежащий брод. Дело не в том, что он отказывается от легкого пути, дело в том, что, позвав за собой, манит не на красивую гибель, а к выигрышу по большому счету.

Так уж сложилось, поет Цой - "где бы ты ни был, что б ты ни делал, между землей и небом - война". И в тотальной возне за место под солнцем уверенность в осмысленности на первый взгляд иррациональных, "невыгодных" поступков служит залогом сохранения духовности.

В этом, собственно, и состоит цель песенного героя Виктора Цоя. Цель, куда менее определенная, чем путь к ней, как расплывчаты контуры любой идиллии. Не предлагая чудодейственных рецептов, не скалясь на "отдельные недостатки", Цой просто заявляет: "дальше действовать будем мы". И по дорогам снова мелькает плащ странствующего рыцаря.

Сценический облик Виктора Цоя удачно дополняет пластика. Рисунок танца в его композициях ненавязчив - ритмичные движения мягко перетекают одно в другое - изысканно плавная и вдруг - резко контрастная графика тела аккомпанирует песне.

Молодежь отлично знает Цоя по магнитофонным альбомам: "45" - 1982 г., "Начальник Камчатки" - 1984 г., "Ночь" и "Это Не Любовь" - 1984-1986 гг., "Группа Крови" - 1988 г. Помнит, как он начинал выступать вместе с АКВАРИУМОМ. В курсе, как собирался состав КИНО: гитарист Юрий Каспарян, барабанщик Георгий Гурьянов, бас-гитара - сначала Александр Титов (параллельно с работой в АКВАРИУМЕ), потом Игорь Тихомиров из ДЖУНГЛЕЙ.

С выходом на экраны художественного фильма Сергея Соловьева "Асса" менее осведомленным слушателям можно будет напоминать, кто такой Цой - ну, тот, что в финале картины поет: "Перемен мы ждем, перемен!" Подобных зрителей, боюсь, окажется большинство. Неинформированность возникает не по их вине - шутка ли углядеть певца, если он пару раз мелькнул в музыкальных эпизодах телепрограммы "Взгляд", а более объемных его выступлений нет ни в эфире, ни на крупных концертных площадках.

Фирма "Мелодия" выпустила диск-гигант с записями КИНО. Но и здесь не обходится без сложностей. По госцене вы пластинку с песнями Виктора Цоя вряд ли достанете, только раз в пять-десять дороже - у спекулянта. Очевидно, мал тираж. Любая зарубежная фирма проявила бы оперативность и, радуясь успеху своей продукции, быстро откликнулась на запросы слушателей. У нас же создается впечатление, будто планирование - производство - реализация специально созданы для взвинчивания цен на "черном рынке".

Честно говоря, пока, беседуя о роке с обычными зрителями, а не с фанатами, не будешь знать, что ведешь речь именно, скажем, о КИНО, а не о "всяких разных, которых развелось, плюнуть некуда", продуктивного разговора не получится. Не получается его и с руководящими инстанциями, уверенными, что нынче открыты куда уж более торные дороги для рока.

Однако проведение клубных концертов по-прежнему встречает сложности и лишено маломальской рекламы. На большие концертные площадки и в эфир, вытесняя лучшие группы, хлынула масса плохоньких. Прогрессивные кооперативные и хозрасчетные формы в сфере культуры разъедает недуг, уже всесторонне обнаруживший свою порочность в филармониях, - склонность к сборным концертам, где к одному хорошему номеру выдается солидная "нагрузка".

Середняк оказывается более хватким, удобным в обращении, приемлемым на все вкусы. Действительно, интересные артисты зачастую резче, строптивее, конфликтнее - что с ними связываться? Так, похоже, решили апологеты рока от журналистики, по совместительству освоившие профессию менеджеров. Они прилежно и достаточно регулярно организуют гала-концерты, фестивали, "дорожки", "волны", но занимают там по большей части своих знакомых и тех, кого проще ангажировать. С одной стороны, это дает шанс молодняку, с другой - слабый интерес публики к новоявленным посредственным группам вроде бы наглядно подтверждает прогнозы о спаде увлечения роком. Прежде чем радоваться или огорчаться, заслышав любимый рокерский возглас - "Мы вместе!", хочется вспомнить поставленный встречно вопрос Виктора Цоя: в каком месте? Хотелось бы дифференцировать качество отечественных групп, не ссылаясь то и дело на западные аналоги - как правило, они от нас еще дальше, чем "Камчатка" от широкой аудитории. А поступив так, предоставить рок-музыке достойное место в художественной жизни. Сегодня, когда советским роком живо интересуются за рубежом и КИНО уже приобретает международную известность, странно и стыдно, что порой его знать не знают или игнорируют на Родине.

Нина ТИХОНОВА
Фото Евгения МАТВЕЕВА

"Смена" №16(1470), август 1988



Такое КИНО

Давным-давно учителя придумали для строптивых мальчишек этакую резервацию на задних партах, прозванную школьниками "Камчаткой". Из обитателей этой неуправляемой земли вырастают порой интересные личности и оригинальные артисты. Мне кажется, что создатель ленинградской группы КИНО Виктор Цой - из их числа.

"Начальник Камчатки" - таково название первой сорокаминутной программы, подготовленной квартетом Виктор Цой - Юрий Каспарян - Густав Гурьянов - Александр Титов в 1984 году.

Почему "Камчатки"? ...После Тбилисского фестиваля 1980 года Бориса Гребенщикова, как известно, "ушли" из комсомола и института, где он работал. Виктора Цоя выгнали из Ленинградского художественного училища имени Серова много позже. Не по "политическим", впрочем, мотивам, а "за разгильдяйство и неуспешность". И в котельной, известной многим ленинградским подросткам под романтическим названием "Камчатка", появился новый кочегар.

Двадцатишестилетний певец из знаменитой в Ленинграде котельной - самый молодой из лидеров нашей молодежной музыки. Он младше даже, допустим, Кости Кинчева из АЛИСЫ. Неоромантический настрой его мини-пьес уживается с пугающе искренней агрессивностью и вырывающейся наружу душевной болью, так же, как в пятнадцатилетнем мальчике сосуществуют нежно влюбленный девятиклассник и несговорчивый уличный хулиган. Поэтика становящихся на ноги.

Бесхитростные образы, скромные мелодии. "Моя четырехлетняя дочь знает песни Цоя наизусть", - пишет Александр Житинский. Пусть так. Но со следующим утверждением этого ленинградского писателя - "Цой абсолютно не похож ни на кого из западных исполнителей" - согласиться не могу. Слушая Цоя, я вспоминаю Аманду Лир. Именно с этой бывшей манекенщицей, певицей, поэтессой и художницей схож ленинградский музыкант. Многим. Вызывающе-бесстрастным вокалом, в ровности которого угадывается такое неутешное буйство крови, такая ревнивая неудовлетворенность, такое экспрессивное желание выплеснуть себя, что не поверить этому отстраненному голосу можно, только заткнув уши!

Характерное звучание музыки КИНО становится все более "киношным" год от года. Если в первой программе были явно инспирированные АКВАРИУМОМ вещи (например "Транквилизатор") и полная беспомощность (проявившаяся в исполнении знаменитой арии Мистера Икс "Да, я шут..."), то в следующих - "Это Не Любовь" (1985 г.) и "Ночь" (1986 г.) - все больше находок, все меньше огрехов. "Стала тверже рука и уверенней шаг".

Стабилизировался и состав. Осенью 1985 года басист Александр Титов полностью переключился на работу в АКВАРИУМЕ, и на его место Цой приглашает Игоря Тихомирова из ДЖУНГЛЕЙ. Самый молодой из музыкантов - гитарист Юрий Каспарян, чьи способности вызывали нескрываемый скепсис многих коллег, настолько отточил технику, что лидер группы оставил гитару и стал петь так называемым освобожденным вокалом, а это положительно сказывается на качестве пения.

Последняя программа Цоя - "Группа Крови" (1988 г.) - так же, как и предыдущие, состоит из 11 номеров. Но этот альбом заметно сильнее всех прежних работ КИНО. Прежде всего - текстами. Виктор ушел от несколько инфантильного "я" и переключился-таки на уверенное "мы". Тот, кого в музыкальных кулуарах называли певцом поколения, наконец осознал себя таковым и как поэт.

В 1982 году Борис Гребенщиков помог никому не известному резчику по дереву Виктору Цою написать акустическую программу "Сорок Пять" и организовал его совместный с АКВАРИУМОМ концерт. Прошло шесть лет, и АКВАРИУМУ пришлось потесниться на пьедестале ленинградской молодежной музыки.

Весна этого года стала для группы Виктора Цоя удачным сезоном. Молодежная программа "Взгляд" отводит КИНО дефицитные минуты телевизионного вечера. "Мелодия" выпустила в апреле первый диск группы. КИНО выходит на широкие экраны: Цой снялся в трех фильмах, в том числе и в нашумевшей "Ассе" Сергея Соловьева.

И вообще группа переживает сейчас "весну", набирая силу. Ее ждут новые открытия.

Евгений ДОДОЛЕВ
Фото Сергея БОРИСОВА и Сергея АРТЕМЬЕВА

"Собеседник" №40, сентябрь 1988



Группа КИНО - "Ночь"
С90 26795 003

В семнадцать лет Виктор Цой написал свои первые песни. Когда ему было двадцать, его песни фактически оказались под запретом. Сегодня, в свои двадцать шесть Цой - один из лидеров советского рока, можно сказать, даже ветеран.

В 1981 году он был принят в мастерскую "профессора рока" Бориса Гребенщикова. Вступительный экзамен состоялся в электричке из Петергофа, после одного из концертов АКВАРИУМА, на который и артисты, и зрители в ту пору ездили одной честной компанией.

- По тонкости я ничего равного песням Цоя не знаю, - говорил Гребенщиков. - В чем-то он сродни бардам, но не сегодняшним, а Окуджаве, раннему Клячкину. Мой лирический герой именно героем выглядит: его мысли, ассоциации предполагают сильно развитую эстетику. У Цоя же герой обходится малым. Дворы, подъезды, улицы, ему лет 15-17, прост набор слов, но такой мощный поэтический образ, такое обаяние. Под маской внешней отстраненности прячется существо ранимое, редкое для рок-музыки.

Гребенщиков стал продюсером КИНО, помог записать в студии первый альбом "45", помогал с концертами - в ту пору Цой выступал в первом отделении, а АКВАРИУМ во втором. КИНО рождалось в бесконечных разговорах на кухне квартиры Бориса, в долгих дружеских спорах", - вспоминает Цой.

И тем не менее альбом "45" вышел до конца несведенным, сырым, в бардовском варианте. Цой страшно переживал, но Гребенщиков настоял: важен первый шаг. И оказался прав. Пленка с удивительной быстротой разошлась. КИНО стали приглашать в разные города, часто в столицу. Свой первый концерт в Ленинградском рок-клубе группа дала в 1981 году, и Цою вместе с гитаристом Лешей Рыбиным помогали два музыканта АКВАРИУМА - Михаил Васильев и Андрей Романов.

Годы шли, а ничего особенно не менялось. С большими паузами выходили магнитофонные альбомы - "46", "Начальник Камчатки", "Ночь" (записан в 1984-85 годах), "Это Не Любовь". Записи КИНО вошли в американскую пластинку "Красная Волна" (1986). Концерты были не столь часты, успешные выступления на рок-фестивалях чередовались с провалами. Группа завоевала авторитет, однако "подростковая неоромантика" Цоя была изучена вдоль и поперек. Сам же Виктор не подогревал интерес к КИНО слухами, скандалами, сенсационными интервью. И стало укореняться мнение, что, заняв волею судьбы в рок-движении видное место, КИНО всё же входит в когорту лидеров скорей "за компанию".

И вдруг в 1988 году произошел резкий скачок интереса к песням Цоя. Один за другим выходят фильмы с его участием - "Рок", "Асса", "Город", "Игла". В телепередаче "Взгляд" то и дело крутят клипы его песен. В Хит-параде Градского на радио группа в лидерах. На "Мелодии" выпущены два миньона и гигант из архивных записей.

В чем-то эта ситуация повторила "звездное рождение" МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, АКВАРИУМА, бывших не так давно лишь лидерами музыкального "андеграунда".

Однако новые песни Цоя из его магнитофонного альбома "Группа Крови" (1988 г.) поразили другим - "новым звуком" и уровнем осмысления проблем поколения двадцатипятилетних. Герой подворотен, о котором говорил когда-то Гребенщиков, вырос и стал поэтом, героем. И разрушил представление о КИНО как музыке для подростков. Стало ясно, что рок для Виктора Цоя - не только протест поколения, а нечто большее - это шанс отстоять нравственность, призыв объединиться перед угрозой тотального разрушения личности и цивилизации.

А. ТРОИЦКИЙ
"Мелодия" №1'1989



Группа КИНО

Перемен требуют наши сердца.
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
и в пульсации вен -
Перемен, мы ждем перемен!

("Мы Ждем Перемен")

Так Виктор Цой вместе с группой КИНО со сцены ДК "Невский" (на проходившем в 1986 году четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба) выразил чаяния всего "рок-подполья": жажду перемен в общественной жизни и перемен по отношению к себе, возможности со сцены свободно выражать свои мысли посредством песен.

История группы КИНО характерна для отечественных рок-ансамблей, зародившихся в семидесятых и начале восьмидесятых годов - это история "поколения дворников и сторожей": полузакрытые выступления в клубах, запись магнитоальбомов в домашних условиях, сопротивление официоза, бесконечные проблемы с аппаратурой и сугубо формальная служба где-нибудь и кем-нибудь, лишь бы не отрывала много времени от любимого дела.

Создание группы КИНО можно датировать 1981 годом, когда совсем еще молодые ребята - певец, гитарист и сочинитель Виктор Цой и гитарист Алексей Рыбин образовали дуэт и вошли в состав Ленинградского рок-клуба. Через год появился их первый магнитоальбом "Сорок Пять", продюсером которого был Борис Гребенщиков. На протяжении четырех лет в КИНО постоянно происходили изменения, лишь к осени 1985 года состав группы стабилизировался и остается неизменным по сей день: Цой - вокал и гитара, Юрий Каспарян - гитара, Игорь Тихомиров - бас-гитара и Георгий Гурьянов - ударные. Как водится, музыканты занимались поначалу и более прозаической трудовой деятельностью. Например, лидер КИНО работал в кочегарке, а Юрий Каспарян руководил клубной самодеятельностью. Но это не мешало Цою сочинять песни, а всей группе исполнять их на различных площадках. За три года были записаны магнитофонные альбомы "Сорок Шесть", "Начальник Камчатки", "Это Не Любовь", "Ночь". Группа КИНО становится лауреатом второго и третьего фестивалей Ленинградского рок-клуба. В 1984 году лучшей песней второго фестиваля безоговорочно признается "Я Объявляю Свой Дом Безъядерной Зоной".

Как-то Борис Гребенщиков сказал "Герой Цоя обходится малым. Дворы, подъезды, улицы, - казалось бы, совсем простой набор слов, но такой создается мощный поэтический образ, такое обаяние..."

Это очень точная характеристика поэтической стороны творчества Виктора Цоя (все тексты пишет только он). Излюбленный герой песен КИНО - подросток, паренек, предоставленный сам себе. Музыкальная же основа у КИНО весьма бесхитростна. По-видимому, в этом и заключается секрет популярности группы у молодежи. Тембр голоса Цоя легко узнаваем, индивидуален, мелодии доступны для восприятия и сразу запоминаются, при этом в песнях затрагиваются чувства юных слушателей, их проблемы - одиночество, любовь, взаимоотношения между сверстниками. Кстати, участники группы не стремятся усложнять и технику исполнения. "Любую песню КИНО способны сыграть другие музыканты", - говорит Юрий Каспарян. Но все-таки творчество КИНО было бы ошибочно относить лишь к развлекательной поп-музыке. Группа нашла золотую середину между незамысловатой мелодикой и интересными, трогающими за живое текстами, что в наибольшей степени продемонстрировал последний магнитофонный альбом "Группа Крови" (1988). Расширив песенную тематику, ансамбль поднимается в нем на более высокую, качественно новую ступень. Похоже, этот альбом стал этапным для КИНО.

Альбом "Группа Крови" создавался четырьмя музыкантами, как обычно, в жилой квартире, в комнатушке площадью десять квадратных метров. Запись производилась на четырехканальном магнитофоне "Ямаха" при участии клавишника Андрея Сигле и звукорежиссера Алексея Вишни. Обогатился характер звучания, за счет синтезатора усложнена аранжировка: внедрены различные стилевые элементы - фанк (песня "Война"), реггей ("Башетунмай"), мелодический рок-хард ("Прохожий"). К этому присоединяется четкий ритм и тембрально яркая гитара. В песнях заметно стремление к усложнению поэтики. Наряду с романтикой городской ночи КИНО касается общечеловеческих категорий - это и война, и смятение чувств, и сложность бытия:

Мы хотели пить - не было воды
Мы хотели света - не было звезды
Мы выходили под дождь и пили
Воду из луж
Мы хотели песен - не было слов
Мы хотели спать - не было снов
Мы носили траур - оркестр играл туш

("В Наших Глазах")

Представляется необходимым обратиться к предыдущему альбому "Ночь", в связи с которым возникает вопрос об авторских правах. Если не считать выпущенный в Соединенных Штатах Джоанной Стингрей пластинки "Красная Волна", куда вошли пять песен КИНО, а также миньона с фрагментами из "Начальника Камчатки", то это единственный альбом ансамбля, представленный слушателям не на магнитофонной пленке, а на пластмассовом диске. "Ночь" была выпущена в 1988 году фирмой "Мелодия" по инициативе звукорежиссера Андрея Тропиллы (но без согласия музыкантов). По оценке самих участников группы, "Ночь" - самая слабая их запись. Работа над альбомом велась еще в 1984 году и позднее была прекращена. Лишь полтора года спустя произведено сведение звуковых дорожек. Песни оказались ритмически и мелодически однообразными, об исполнительстве вообще трудно что-либо сказать, да и тематика однообразна. Вполне объяснимо нежелание музыкантов группы представлять широкому слушателю явно неудачный материал, они были против издания альбома. Однако первейшим правом авторов - выставлять на суд слушателя или не выставлять свое детище - представители фирмы "Мелодия" пренебрегли, в данном случае даже не выяснив их мнения...

Ветер перемен коснулся и участников группы. Теперь КИНО предоставляют большие концертные площадки и спортивные арены. Ансамбль постоянно находится в центре внимания - интервью, телевидение, съемки в фильмах. Продолжается и студийная работа: в октябре 1988 года музыканты приступили в своей "штаб-квартире" к записи следующего альбома. Сохранит ли КИНО уровень, достигнутый в "Группе Крови", покажет новый материал. Хочется верить, что сохранит.

Вадим ЗИНКЕВИЧ
"Музыкальная Жизнь" №4'1989



Вопрос на бегу

Фильм "Асса" заканчивается песней Виктора Цоя. Вопрос к зрителям, выходящим из кинотеатра:

- Понравилось ли вам кино?
- Да, но еще больше КИНО!

Голос за кадром: Рок-группа КИНО (солист и автор песен Виктор Цой) с 1982 по 1988 гг. выпустила альбомы: "45", "46", "Начальник Камчатки", "Это не любовь", "Ночь", "Группа Крови".

"Пионер" №5'1989


Он не ищет славы

Завтра в универсальном Дворце спорта "Крылья советов" начинаются совместные концерты ленинградской группы КИНО и столичного АЛЬЯНСА, организованные Московским рок-клубом. Интерес к ним оказался настолько велик, что билеты исчезли из театральных касс еще две недели назад.
Сейчас КИНО осталось чуть ли не единственной советской рок-группой, на сольные концерты которой еще собираются полные залы практически в любом городе. Состав прежний: Виктор Цой (вокал, гитара), Георгий Гурьянов (барабаны), Игорь Тихомиров (бас-гитара), Юрий Каспарян (гитара).
АЛЬЯНС - любимец московской публики прошлого года. Однако группа готовится к новому прыжку, и возможно, в ближайшее время вернет себе прежние позиции в нашем хит-параде.


Полтора года назад мой коллега Женя Додолев откровенно признался в "Звуковой Дорожке" ("МК" от 25 марта 1988 г.), что почему-то он всегда вспоминает Аманду Лир, слушая Виктора Цоя. Аманда Лир, судя по ее продолжительному молчанию, осталась, видимо, довольна комплиментом и не стала опровергать авторитетное суждение. Не так давно Витя и КИНО побывали на родине Аманды в Италии, в городе Риме. Они пробыли там всего трое суток, и, конечно, никак не могли встретиться с обворожительной итальянкой. Не потому, что было времени в обрез, а потому, что много-много лет назад начавшая свою певческую деятельность Аманда Лир умчалась из Италии на Британские острова вслед за Дэвидом Боуи, который предрек ей звездное будущее. Как был прав старик Боуи! Да и ладно.

Пусть теперь Аманда кусает свои локти, завидуя всей московской рок-публике. А завидовать есть чему! Долгожданный праздник - концерты КИНО в Москве - начнется уже завтра.

Целый год скучали верные бойцы московского рок-фронта, лишенные общения с одним из своих любимцев и его славной командой. Скучали и не могли взять в толк, почему КИНО объезжает Москву стороной. Но Цой не виноват. Год назад, тоже в октябре, на памятных концертах в Лужниках обожатели Витиного творчества, впав в экстаз, поломали несколько рядов алюминиево-брезентовых стульчиков, неизвестно зачем выставленных в партере. Очень рассердились тогда на Витю и решили, что это он во всем виноват: вместо того чтобы петь легкомысленные песенки, лучше бы занялся утихомириванием зрителей.

С тех пор, правда, решилась проблема, над которой "ЗД" безуспешно билась очень долгое время - партеры на всех роковых концертах стали наконец освобождать от архаичных сидячих рядов. Клин, как говорится, выбили клином. Но "киношники" оказались крайними, и все это время были лишены визы на въезд в пределы Москвы и области.

Но мир не без добрых людей. Героическими усилиями директора концертных программ Юрия Айзеншписа удалось пробить и эту мощную стену. В результате 19 октября сего года, выйдя из вагона "Красной стрелы", Виктор Цой благополучно ступил на московскую землю.

О радостной встрече в редакции "МК", куда Витя приехал прямо с вокзала, в тот же вечер сообщила "Экспресс-камера" устами Наташи Тюриной, а наутро - мы.

С дороги Витя был очень уставший и совершенно неразговорчивый. Мы попили кофе (что видели все, кто смотрел "Экспресс-камеру"), а потом Цой сказал, что вообще не любит давать никаких интервью, потому что вопросы все одни и те же, часто глупые, а напечатанные ответы совсем не совпадают со сказанным на самом деле.

Мы Вите искренно посочувствовали и спросили, с чего бы он начал свою деятельность, если бы его выбрали народным депутатом.

- Я бы, наверное, взял самоотвод, - ответил Цой. - Не мое это дело - политика, не умею я этим заниматься, и ничего хорошего из этого не получится. Я уже занимаюсь своим делом, - резюмировал он.

Что касается "своего дела", то здесь творится следующее. Летом выпущен новый магнитофонный альбом "Звезда по имени Солнце", во Франции вышла уже настоящая пластинка с песнями разных лет, а в Нью-Йорке опубликована предпоследняя работа КИНО - альбом "Группа Крови" (пластинка отменного качества), магнитофонная запись которого заняла в итоговом хит-параде "ЗД" за 1988 г. второе место (см. "МК" от 6 января сего года).

- А почему в Нью-Йорке-то? - не удержался я от глупого вопроса.
- Потому что я в плохих отношениях с фирмой "Мелодия", - сказал Витя, - и никогда ни на какие отношения с ней не пойду. Ни сейчас, ни в будущем:

Далее В. Цой пояснил, что находится в большой обиде на "Мелодию" за то, что у него даже никто не спросил разрешения на выпуск альбома "Ночь" как пластинки. Это неэтично и бескультурно, считает Цой. Вот американцы, перед тем как выпустить "Группу Крови", обратились с официальным предложением.

Не считая омрачившую Витино житие неприятность с "Мелодией", все остальное в биографии КИНО вроде нормально.

Успешно прошел кинодебют в фильме "Игла". Говорю это не ради протокола. Из всех кинематографических начинаний наших рок- и поп-именитостей "Игла" с Цоем представляется произведением, наиболее приближенным к понятию "искусство кино". У Цоя самые серьезные намерения на дальнейшую работу в кинематографе, которая ему очень понравилась.

Утверждение о несомненной популярности группы КИНО и Виктора Цоя давно уже перестало быть откровением. Как сказал один близкий к "киношным" кругам человек, популярность песен Цоя идет от народа, они не нуждаются в искусственном насаждении и назойливой рекламе.

Похоже, Витя не очень обременен поисками славы. Хотя, безусловно, ему, как любому нормальному человеку, весьма приятно, что его произведения находят отклик у многих людей. Однако он заверил в беседе, что никогда не споет песню, которая ему не нравится. Даже если все будут предрекать ей стопроцентный успех в хит-парадах.

Цой вышел из андеграунда, но он не радикал в своем творчестве. Он предпочитает призывам и революционным лозунгам философские рассуждения, что очень соответствует его флегматичному характеру. С другой стороны, его философия - вполне конкретная политика, далекая от абстрактного миросозерцания.

Все это в сочетании с красивой музыкой, которую кое-кто из идеологических противников обзывает "коммерческой", очень нравится московским (и не только московским) рок-фанам. Поэтому они в считанные дни вымели все билеты на концерты КИНО из касс Дворца спорта "Крылья советов".

Артур ГАСПАРЯН
Фото Александра АСТАФЬЕВА

"Московский Комсомолец", 26.10.1989



Следующая часть >>

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 28 ноября 2003, 21:52
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЮрий Айзеншпис - "Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды"Геннадий Шостак03.08.2012
РецензииВиктор Цой - "Мы ждем перемен"Геннадий Шостак20.02.2013
РецензииАлексей Рыбин - "Кино с самого начала"Геннадий Шостак14.11.2013
РецензииКИНО - "Атаман"Олег Гальченко04.08.2015
РецензииВиталий Калгин - "Виктор Цой"Геннадий Шостак14.08.2015
АрхивКИНО, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр04.09.2006
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
Архив"Московский Комсомолец" 21.04.1988 (к/ф "Йя-хха")Старый Пионэр29.10.2008
Архивк/ф "Игла" (разные издания)Старый Пионэр05.11.2008
АрхивКонцерт памяти Цоя (разные издания)Старый Пионэр04.06.2009
АрхивНикто еще не умер (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кобейн)Екатерина Борисова18.08.2013
АрхивКИНО, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова13.08.2015
Статьи"КиноПробы" (часть 2) на телеканале "ОРТ"Старый Пионэр21.10.2002
СтатьиКиноХроника ("Конец Каникул")Андрей Дмитриев04.05.2008
АрхивКИНО, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр22.07.2005
Архив"Комсомольская Правда" 12.04.1989 (ЗВУКИ МУ, КИНО, АУКЦЫОН)Старый Пионэр15.02.2008

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 7 / 0.025