Алексей Рыбин - "Кино с самого начала"


(c) Алексей Рыбин
(p) СПб, "Амфора", 2013
286 с. - 3000 экз.


Хорошие книги не способны устаревать. Изданные много лет назад, они возвращаются, чтобы быть прочитанными и переосмысленными с учетом изменившегося культурно-исторического контекста.

В редакционной аннотации повесть Алексея Рыбина "Кино с самого начала" представлена как "первое художественное произведение о культовой группе и ее лидере Викторе Цое". Первое издание (Смоленск, Редакционно-издательский центр Иванова А. "ТОК", 1992) увидело свет через два года после гибели Виктора Цоя. В начале нулевых книга вышла во второй раз, почему-то под названием "Кино с самого начала и до самого конца" (Ростов-на-Дону, "Феникс", 2001), хотя автор заканчивает биографию группы 1983 годом. С тех пор текст повести (иногда с отступлениями от оригинала) бессчетное количество раз публиковался на различных сайтах, а также включался в электронную антологию КИНО, и возможность его прочесть была (да и есть) у всех и каждого. Помню, с какой неистовой жадностью набросился я на эту книгу 20 лет назад и проглотил ее буквально залпом. А, стало быть, мог что-то упустить, мимо чего-то пройти, чему-то не придать значения. Поэтому, когда в мои руки попало третье издание, перечитывал медленно и внимательно, подолгу пробуя на вкус каждую главу, каждую страницу, каждый абзац...

Второго издания я не видел - знаю о нем по многочисленным отсылкам и описаниям. Поэтому буду сравнивать первое и третье, оно же последнее. Текст повести слово в слово, буква в букву публикуется по первому изданию. Тем не менее выходящая в третий раз книга воспринимается как новая. Если хотя бы пролистать оба издания, можно обнаружить существенные отличия. Во-первых, изменилось внешнее оформление. В первом издании на аверсе обложки можно прочитать короткие отзывы Бориса Гребенщикова, Александра Житинского и Александра Липницкого. В последнее переиздание они почему-то не попали. Во-вторых, изменилось содержание приложения: так, в первом издании поальбомно публиковались тексты песен Цоя раннего периода КИНО (до альбома "Ночь" включительно). Анонимные составители третьего издания вместо песен - что, на мой взгляд, резонно и правильно, - перепечатали, большей частью из книги "Виктор Цой: Стихи. Документы. Воспоминания" (СПб, "Новый Геликон", 1993), фрагменты интервью лидера КИНО, данные им в разные годы, расположив их в хронологической последовательности.

Герои повести - не только сам автор и Виктор Цой, но и их коллеги по цеху: Андрей "Свин" Панов, Майк Науменко, Борис Гребенщиков, Свен Гундлах, Сергей Рыженко, Александр Липницкий и многие другие культовые фигуры русского рока... Рыбин описывает события, происходившие в период с 1980 по 1983 годы. Автор воссоздал во всех деталях социокультурную, экономическую и - быть может, сам того не предполагая - политическую обстановку, в которой рождалась группа КИНО. Открывая книгу на первой странице, мгновенно переносишься на 30 с лишним лет назад, в героическую эпоху начала 80-х с такими ее атрибутами как тотальное безденежье, товарный дефицит, повышенный спрос на магнитофонную ленту, путешествия "зайцем" в электричках и поездах, дешевый портвейн, квартирники, проходившие в условиях жесткой конспирации, пристальное внимание к поэтам, рок-музыкантам и иным творческим личностям со стороны правоохранительных органов и КГБ... Перед читателем проходит вереница событий, участниками или свидетелями которых стали будущие рок-знаменитости: московские гастроли, организованные ленинградской группе Артемом Троицким. Отдых в Крыму с выпивкой и спонтанными выступлениями перед аборигенами. Запись в студии Андрея Тропилло. Разгон милицией битломанов после концерта в Ленинграде грузинской группы БЛИЦ. Концерт, посвященный 10-летию АКВАРИУМА, едва не закончившийся задержанием участников группы. Мучительная процедура литовки текстов в ЛРК...

Время от времени Рыбин отвлекается от событийного ряда и останавливается на творческом процессе как таковом. Из повести читатель узнает, как рождались такие песни Цоя как "Алюминиевые Огурцы", "Мои Друзья", "Восьмиклассница", "Электричка" и многие другие. Автор предлагает и свою версию появления песни Бориса Гребенщикова "Герой Рок-н-Ролла", невольным соавтором которой стал уже упоминавшийся здесь Артем Троицкий: строчки, в которых поется/говорится про молодую шпану, принадлежат именно ему. Алексей Рыбин обладает философским складом ума: на протяжении всех 12 глав автор пытается осмыслить советскую реальность, в которой пришлось жить ему и его друзьям-единомышленникам.

Повесть написана живым языком. Увлекательность повествования достигается благодаря манере изложения событий - художественной, а не документальной. В литературоведении встречается такое понятие - "ритмизированная проза". Приведу здесь лишь один фрагмент, свидетельствующий о том, что Рыбин блестяще владеет этим литературным приемом. Вот как он рассказывает о "Волшебном мешке Цоя". Дело было зимой 1981 года. Ленинградские музыканты по приглашению Троицкого приехали в Москву и долго гуляли по городу. Все устали и проголодались, так что мешок пришелся как нельзя кстати: "Цой снял с плеча свой мешок и достал оттуда продолговатый предмет, завернутый в газету. Потом он достал плоскую квадратную коробку, завернутую в газету. Потом он достал короткий цилиндр, завернутый в газету. Потом он достал длинный узкий цилиндр, завернутый в газету. Потом он быстро развернул все газеты, мы увидели перед собой на снегу небольшой кусок балыка, коробку шоколадных конфет, граненый стакан и бутылку коньяка". Перечитав эти строки, я сам мысленно разделил с автором и героями то чудесное состояние, словно вместе с ними вкусил коньяка с балыком и шоколадными конфетами.

По мере приближения к концу повести отношение Рыбина к Цою-человеку заметно меняется в худшую сторону, будто автор за что-то обиделся на своего главного героя и вдруг обнаружил в его характере отрицательные качества, которых не рассмотрел ранее. Иногда он позволяет себе нелицеприятные высказывание в адрес лидера КИНО. Что ж, быть может, и такая точка зрения имеет право на существование.

Последнюю четверть книги занимают, как уже отмечено выше, интервью Виктора Цоя, данные им с 1984 по 1990 годы (три из них публиковались посмертно). А если учесть, что повесть Рыбина заканчивается 1983 годом, интервью можно считать ее продолжением. Интересно следить за тем, как менялся на протяжении 10 лет и сам Цой, и его музыкальные пристрастия... Здесь мне остается только поставить жирное многоточие: подробности - в книге.

Как я уже писал, в переиздании повесть Алексея Рыбина воспроизводится слово в слово. Но - увы и ах - вместе с текстом сюда перекочевали и досадные ляпы. Вот лишь небольшая часть одного предложения: "Против РОССИЯН действительно ни Витька, ни я ничего не имели против..." Фамилия Bowie в русской транскрипции в одном месте пишется как Боуи, в другом - как Бауви... Где же корректорская правка, черт подери? Виктор Цой и корреспондент мурманского ТВ (чья фамилия нигде не указана), вспоминая поездку АУКЦЫОНА во Францию весной 1989 года, оба допускают фактологическую неточность, приписывая Олегу Гаркуше демонстрацию со сцены голой задницы, тогда как она (задница, то бишь) принадлежала другому шоумену группы - Владимиру Весёлкину... Казалось бы - мелочь. Но все же в примечании или сноске уточнение внести следовало - хотя бы из уважения к Гаркуше...

Несмотря на отмеченные нестыковки и неточности, книгу рекомендую всем: молодым КИНОманам; юношам и девушкам, интересующимся историей русского (ленинградского) рока и андеграунда в целом; людям, которым сегодня под и за 40, чья молодость проходила под аккомпанемент рук-музыки и, в частности, музыки группы КИНО, в том числе и тем, кому повесть Рыбина знакома по двум предыдущим изданиям, - ведь хорошие книги хочется перечитывать еще и еще, а культурно-историческим контекстам свойственно меняться.

P. S. Мамы-папы, будьте осторожны! Обращайте внимание на предупреждение на обороте титульного листа: "Издание не рекомендуется детям младше 12 лет". Хотя нынешние дети - акселераты еще те!

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 14 ноября 2013, 02:50
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииКИНО - "Атаман"Олег Гальченко04.08.2015
Статьи"КиноПробы" (часть 2) на телеканале "ОРТ"Старый Пионэр21.10.2002
СтатьиКиноХроника ("Конец Каникул")Андрей Дмитриев04.05.2008
АрхивКИНО, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр28.11.2003
АрхивКИНО, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр22.07.2005
АрхивКИНО, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр04.09.2006
Архив"Комсомольская Правда" 12.04.1989 (ЗВУКИ МУ, КИНО, АУКЦЫОН)Старый Пионэр15.02.2008
АрхивКИНО, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова13.08.2015
РецензииЮрий Айзеншпис - "Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды"Геннадий Шостак03.08.2012
РецензииВиктор Цой - "Мы ждем перемен"Геннадий Шостак20.02.2013
РецензииВиталий Калгин - "Виктор Цой"Геннадий Шостак14.08.2015
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
Архив"Московский Комсомолец" 21.04.1988 (к/ф "Йя-хха")Старый Пионэр29.10.2008
Архивк/ф "Игла" (разные издания)Старый Пионэр05.11.2008
АрхивКонцерт памяти Цоя (разные издания)Старый Пионэр04.06.2009
АрхивНикто еще не умер (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кобейн)Екатерина Борисова18.08.2013

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.43 / 8 / 0.018