Никто еще не умер (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кобейн)


Башлачев упал в окно,
Надоело маяться.
Башлачеву всё равно,
А люди удивляются.


Появлением на свете вышеприведенного стиха (как и множества других подобных творений, а также статей и художественных произведений) мы обязаны одному из малопримечательных и малоэстетичных событий февраля 1988 года. Благодаря этому событию человек, о котором идет речь, на многие годы стал иконой - со всеми вытекающими последствиями - для очень многих; его эстетика - волосы, гитара, бубенцы - стала стилем жизни не одного десятка людей. Уже целое десятилетие в различных изданиях - от самиздата до "Комсомольской Правды" - публикуют его стихи, причем, прошу заметить, всегда одни и те же с небольшими вариациями. В последние годы постоянно выпускаются кассеты и CD опять же с одними и теми же песнями. Все это происходит сейчас, хотя жизнь и деятельность этого человека протекала в середине 80-х годов. Вот здесь и возникает вопрос, почему? Почему всех этих записей не было тогда?

Как свидетель и очевидец тех лет могу заявить - в 1987-1988 годах в Питере без особых проблем можно было достать запись любого альбома, квартирника или концерта любого существовавшего в те времена исполнителя - Кинчева, Цоя, БГ и всех остальных, вплоть до самых дворовых. Записей Башлачёва не было. Осмелюсь предположить такой парадоксальный факт - их не было потому, что просто не существовало. Вся наличествующая на сегодняшний день информация (стихи-песни-записи) появилась, что называется, постфактум.

Скажи-ка мне, читатель сих строк, что лично ты слышал о Башлачёве в том же 1987-м году, в период его "расцвета"? Бывал ли ты на его концертах сам или знаешь людей, которые там были? Я думаю, ясно, куда я клоню.

Самая первая информация о Башлачёве появилась в аккурат после его "смерти", а в ноябре 1988-го на концерте памяти в Москве К. Кинчев сказал буквально следующее: "Благодаря этому концерту многие узнают, кто это такой". С этого, собственно, и началась та история "Башлачёва", которую мы все знаем. Все "рок-звезды", как-то сразу оказавшиеся его лучшими друзьями, в один голос заговорили: "А знаете, каким он классным парнем был" (что же они раньше-то о нём молчали?). Появился шквал публикаций в рок- и официозной прессе. За короткое время "Башлачёв" оброс тысячью мельчайших подробностей. Была придумана (возможно, скомпилирована из различных реальных частей) биография провинциального журналиста из тухлой районной газетенки, который вдруг сошел с ума и начал писать "та-а-акие вещи" (кстати, что там в них такого особенного?), что на какое-то время с именем Башлачёва стали ассоциировать понятия "русская душа" и "русская идея". Ком покатился и катится до сих пор.

Конечно, можно допустить, что кто-то когда-то был на квартирнике или на концерте, где пел "Башлачёв". Но хочу привести два факта.

Первый. Видеозапись. Официально продается, в обложечке, то-се, все дела. Башлачёв на вечере какого-то журнала. Если вы сравните лицо человека, поющего на сцене, с фотографией "Башлачёва", скажем, на пластинке "Время Колокольчиков" или с фотографиями в "Огоньке", то вы не обнаружите никакого сходства вообще. Конечно, есть много фотографий, где сходство есть, но ведь это могли снимать как раз этого "певца", а потом выдавать его за "Башлачёва".

Факт второй. Году в 1995-м мне довелось посетить один квартирник, так вот, там играл человек, очень похожий на певца с видеозаписи. Одна девушка мне даже шепнула: "Смотри, как на Башлачёва похож!"

Говоря о легендах русского рока, нельзя не упомянуть другой известный миф - о Цое. Нет, в том, что он (Цой) существовал, сомневаться, конечно, глупо. Речь о другом.

Послушайте-ка альбомы КИНО, начиная с "45" и кончая "Ночью". Послушали? А теперь послушайте "Группу Крови" и "Звезду По Имени Солнце". Если теперь вы скажете мне, что всё это написал один человек, я рассмеюсь вам в лицо. Товарищи дорогие! Если Цой когда-то что-то вообще писал, то это как раз и было всё это "любовь - не любовь, ночь, улица, фонарь, городской романс", ибо что ещё мог написать купчинский гопник с ПТУшным образованием. Все остальные песни, приписываемые Цою, написал кто-то другой. Зачем? А как раз для того, чтобы создать легенду. По поводу "Черного Альбома", правда, есть особое мнение. По темам песен он как бы является продолжением двух последних альбомов, но по тупости и сырости текстов находится на уровне "ранних" опусов. Возможно, песни для него были написаны самим Цоем под влиянием творчества неизвестного автора, создавшего все хиты КИНО.

Попытка неизвестных демиургов удалась на сто процентов, а сама смерть Цоя настолько гармонично укладывается в контекст, что вызывает серьезные сомнения в её случайности.

Ещё одним наиболее характерным именно для России рок-мифом является миф о Кобейне. Я понимаю, что все вы так или иначе от НИРВАНЫ тащитесь, и если не кассета в фонотеке, то хотя бы портрет Курта у вас на стене где-нибудь имеется. Но послушайте эту НИРВАНУ не ушами упертого фаната, а ушами отстраненного слушателя. Ведь ясно же, что по всем параметрам - музыка, тексты, энергетика - группа ниже среднего. НИРВАНА - ярчайший пример внушенного почитания Умелое "паблисити" в американской прессе, пара отрепетированных до мелочей "скандалов" - и миф готов.

К чему мы вспомнили все эти "Сказки дядюшки Римуса"? А к тому, что всё это - иллюстрация того, что массам постоянно нужны легенды, ибо через "легендарных" личностей человек массы самоидентифицируется. Надевая на себя значок с Цоем или футболку с Кобейном, заурядный человек приобретает, как ему кажется, возможность сказать и показать окружающим его другим заурядным людям, что "он не такой, как они", что у него "своё мышление". У человека появляется некий особый социальный статус, что в переходном возрасте просто необходимо. Возьмите для примера какой-нибудь номер журнала "FUZZ" и откройте страницу объявлений. Среди них легко можно вычислить обращения фанов АЛИСЫ, АГАТЫ, ГО и прочих по характерным выражениям, даже если названия близких сердцу групп не упомянуты.

Возвращаясь же к главному герою настоящего повествования - "Башлачёву", - хочу отметить некоторую парадоксальность ситуации: миф, созданный вокруг никогда не существовавшего человека, живет и действует, в то время как мифы вокруг реальных персонажей угасли, а сами персонажи, образно говоря, прозябают. Посмотрите на нынешних Летова, Кинчева, БГ etc. и сравните их нынешнее положение в сознании масс с положением хотя бы десятилетней давности. Говорят, что изменились времена. Это неправда, ибо в нашей Аватаре времена всегда одни и те же. Скорее, изменились ориентиры.

Сознанием масс сейчас владеют артефакты-однодневки, сменяющие друг друга со все большей скоростью. Мифы и легенды им не нужны, у них другое назначение - выкачать из target group (целевая группа - авт.) как можно больше денег за как можно более короткое время. Можно сказать, что тотальная мифология 80-х годов была нужна для того, чтобы расшатать советское массовое сознание, помочь ему преодолеть инерцию, накопленную за несколько десятилетий монотонного существования.

Мифология была нужна ещё и для того, чтобы отработать методы получения духовной власти над будущей target group. А сейчас духовной власти как таковой уже нет, ибо массы, став target group, духовность утратили. И виноваты в этом те, за кем мы шли десять-пятнадцать лет назад, виноваты в этом, увы, и мы, потому что шли за ними, своими действиями подготавливая почву для тех, кто, в свою очередь, шел за нами. И когда в начале 90-х (1992-1993) наш веселый поезд, выполнив свою задачу, расцепился, мы - "поколение 80-х" - оказались между "локомотивом" и "вагонами". "Вагоны" - target group. Мы - потерянное поколение, не нужное ни тем, кто был впереди, ни тем, кто пришел после нас. А кто же "локомотив"? Ясно, что это не наши "герои", они тоже были, по сути, пешками в этой партии. Кто - я не знаю. Да и какая разница? Можно сказать одно - это очень талантливые люди (?).

Дмитрий АВЕРЬЯНОВ
"Новая Молодежная Газета" (Йошкар-Ола), 1.02.2001
(Перепечатка статьи "Летние мысли нирванического существа или «Легенды русского рока» " из самиздатовского журнала "Культура Восемь" (Колтуши)


Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 18 августа 2013, 10:31
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛев Наумов - "Александр Башлачев: Человек поющий"Екатерина Борисова23.06.2010
Рецензии"Александр Башлачёв: исследования творчества"Геннадий Шостак18.08.2010
Рецензии"Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников"Екатерина Борисова01.03.2012
РецензииС. С. Шаулов - "Поэзия А. Н. Башлачёва: в поисках «основного мифа»"Геннадий Шостак09.07.2012
РецензииАлександр Башлачёв - "Вечный Пост"Геннадий Шостак28.12.2012
РецензииАлександр Башлачёв - "Третья Столица" и "Таганский Концерт"Геннадий Шостак14.01.2015
Рецензии"Башлачёв. Серебро и Слёзы. Трибьют"Геннадий Шостак27.01.2015
СтатьиБашлачёв +1 (фестиваль-концерт "Сашин День" в клубе Алексея Козлова, Москва, 27.05.2015)Алексей Анциферов04.06.2015
Архив"Кругозор" №07'1989 (А. Башлачёв)Старый Пионэр05.11.2003
АрхивАлександр Башлачёв, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр11.01.2005
Архив"Юность" №06'1988 (И. Кормильцев, А. Башлачёв)Старый Пионэр07.09.2006
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23.02-01.03.1998 (А. Башлачёв)Старый Пионэр03.11.2006
Архив"Комсомольская Жизнь" №10'1990 (А. Башлачёв)Старый Пионэр30.11.2006
Архив"Нева" №02'1992 (А. Башлачёв)Старый Пионэр02.07.2008
Архив"Досье" (Москва) №11'1992 (А. Башлачёв)Старый Пионэр04.09.2008
АрхивКонцерты памяти А. Башлачёва (разные издания)Старый Пионэр18.02.2009
Архив"Звезда Востока" (Ташкент) №03'1993 (А. Башлачёв)Старый Пионэр09.11.2010
Архив"Университет" (Калининград) 24.06.1991 (А. Башлачёв)Екатерина Борисова01.08.2011
АрхивАлександр Башлачёв, часть 2 (разные издания)Екатерина Борисова17.02.2013
АрхивАлександр Башлачёв, часть 3 (разные издания)Екатерина Борисова25.05.2013
Архив"Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.)Екатерина Борисова17.06.2013
АрхивТакой "неформальный" Учитель (к/ф "Рок", А. Башлачёв, "митьки" и др.)Екатерина Борисова11.07.2013
АрхивАлександр Башлачёв, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова16.02.2014
Архив"Аврора" №02'1989 (А. Башлачёв)Екатерина Борисова26.05.2014
АрхивАлександр Башлачёв, часть 5 (разные издания)Екатерина Борисова16.02.2015
Архив"Еловая Субмарина". ТВ "Ностальгия", 18.04.2008 (Александр Башлачёв)Екатерина Борисова17.02.2016
РецензииЮрий Айзеншпис - "Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды"Геннадий Шостак03.08.2012
РецензииВиктор Цой - "Мы ждем перемен"Геннадий Шостак20.02.2013
РецензииАлексей Рыбин - "Кино с самого начала"Геннадий Шостак14.11.2013
РецензииКИНО - "Атаман"Олег Гальченко04.08.2015
РецензииВиталий Калгин - "Виктор Цой"Геннадий Шостак14.08.2015
АрхивКИНО, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр28.11.2003
АрхивКИНО, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр04.09.2006
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
Архив"Московский Комсомолец" 21.04.1988 (к/ф "Йя-хха")Старый Пионэр29.10.2008
Архивк/ф "Игла" (разные издания)Старый Пионэр05.11.2008
АрхивКонцерт памяти Цоя (разные издания)Старый Пионэр04.06.2009
АрхивКИНО, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова13.08.2015

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 7 / 0.01