 |
|
|
|
|
Никто еще не умер (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кобейн) Башлачев упал в окно,
Надоело маяться.
Башлачеву всё равно,
А люди удивляются.
Появлением на свете вышеприведенного стиха (как и множества других подобных творений, а также статей и художественных произведений) мы обязаны одному из малопримечательных и малоэстетичных событий февраля 1988 года. Благодаря этому событию человек, о котором идет речь, на многие годы стал иконой - со всеми вытекающими последствиями - для очень многих; его эстетика - волосы, гитара, бубенцы - стала стилем жизни не одного десятка людей. Уже целое десятилетие в различных изданиях - от самиздата до "Комсомольской Правды" - публикуют его стихи, причем, прошу заметить, всегда одни и те же с небольшими вариациями. В последние годы постоянно выпускаются кассеты и CD опять же с одними и теми же песнями. Все это происходит сейчас, хотя жизнь и деятельность этого человека протекала в середине 80-х годов. Вот здесь и возникает вопрос, почему? Почему всех этих записей не было тогда?
Как свидетель и очевидец тех лет могу заявить - в 1987-1988 годах в Питере без особых проблем можно было достать запись любого альбома, квартирника или концерта любого существовавшего в те времена исполнителя - Кинчева, Цоя, БГ и всех остальных, вплоть до самых дворовых. Записей Башлачёва не было. Осмелюсь предположить такой парадоксальный факт - их не было потому, что просто не существовало. Вся наличествующая на сегодняшний день информация (стихи-песни-записи) появилась, что называется, постфактум.
Скажи-ка мне, читатель сих строк, что лично ты слышал о Башлачёве в том же 1987-м году, в период его "расцвета"? Бывал ли ты на его концертах сам или знаешь людей, которые там были? Я думаю, ясно, куда я клоню.
Самая первая информация о Башлачёве появилась в аккурат после его "смерти", а в ноябре 1988-го на концерте памяти в Москве К. Кинчев сказал буквально следующее: "Благодаря этому концерту многие узнают, кто это такой". С этого, собственно, и началась та история "Башлачёва", которую мы все знаем. Все "рок-звезды", как-то сразу оказавшиеся его лучшими друзьями, в один голос заговорили: "А знаете, каким он классным парнем был" (что же они раньше-то о нём молчали?). Появился шквал публикаций в рок- и официозной прессе. За короткое время "Башлачёв" оброс тысячью мельчайших подробностей. Была придумана (возможно, скомпилирована из различных реальных частей) биография провинциального журналиста из тухлой районной газетенки, который вдруг сошел с ума и начал писать "та-а-акие вещи" (кстати, что там в них такого особенного?), что на какое-то время с именем Башлачёва стали ассоциировать понятия "русская душа" и "русская идея". Ком покатился и катится до сих пор.
Конечно, можно допустить, что кто-то когда-то был на квартирнике или на концерте, где пел "Башлачёв". Но хочу привести два факта.
Первый. Видеозапись. Официально продается, в обложечке, то-се, все дела. Башлачёв на вечере какого-то журнала. Если вы сравните лицо человека, поющего на сцене, с фотографией "Башлачёва", скажем, на пластинке "Время Колокольчиков" или с фотографиями в "Огоньке", то вы не обнаружите никакого сходства вообще. Конечно, есть много фотографий, где сходство есть, но ведь это могли снимать как раз этого "певца", а потом выдавать его за "Башлачёва".
Факт второй. Году в 1995-м мне довелось посетить один квартирник, так вот, там играл человек, очень похожий на певца с видеозаписи. Одна девушка мне даже шепнула: "Смотри, как на Башлачёва похож!"
Говоря о легендах русского рока, нельзя не упомянуть другой известный миф - о Цое. Нет, в том, что он (Цой) существовал, сомневаться, конечно, глупо. Речь о другом.
Послушайте-ка альбомы КИНО, начиная с "45" и кончая "Ночью". Послушали? А теперь послушайте "Группу Крови" и "Звезду По Имени Солнце". Если теперь вы скажете мне, что всё это написал один человек, я рассмеюсь вам в лицо. Товарищи дорогие! Если Цой когда-то что-то вообще писал, то это как раз и было всё это "любовь - не любовь, ночь, улица, фонарь, городской романс", ибо что ещё мог написать купчинский гопник с ПТУшным образованием. Все остальные песни, приписываемые Цою, написал кто-то другой. Зачем? А как раз для того, чтобы создать легенду. По поводу "Черного Альбома", правда, есть особое мнение. По темам песен он как бы является продолжением двух последних альбомов, но по тупости и сырости текстов находится на уровне "ранних" опусов. Возможно, песни для него были написаны самим Цоем под влиянием творчества неизвестного автора, создавшего все хиты КИНО.
Попытка неизвестных демиургов удалась на сто процентов, а сама смерть Цоя настолько гармонично укладывается в контекст, что вызывает серьезные сомнения в её случайности.
Ещё одним наиболее характерным именно для России рок-мифом является миф о Кобейне. Я понимаю, что все вы так или иначе от НИРВАНЫ тащитесь, и если не кассета в фонотеке, то хотя бы портрет Курта у вас на стене где-нибудь имеется. Но послушайте эту НИРВАНУ не ушами упертого фаната, а ушами отстраненного слушателя. Ведь ясно же, что по всем параметрам - музыка, тексты, энергетика - группа ниже среднего. НИРВАНА - ярчайший пример внушенного почитания Умелое "паблисити" в американской прессе, пара отрепетированных до мелочей "скандалов" - и миф готов.
К чему мы вспомнили все эти "Сказки дядюшки Римуса"? А к тому, что всё это - иллюстрация того, что массам постоянно нужны легенды, ибо через "легендарных" личностей человек массы самоидентифицируется. Надевая на себя значок с Цоем или футболку с Кобейном, заурядный человек приобретает, как ему кажется, возможность сказать и показать окружающим его другим заурядным людям, что "он не такой, как они", что у него "своё мышление". У человека появляется некий особый социальный статус, что в переходном возрасте просто необходимо. Возьмите для примера какой-нибудь номер журнала "FUZZ" и откройте страницу объявлений. Среди них легко можно вычислить обращения фанов АЛИСЫ, АГАТЫ, ГО и прочих по характерным выражениям, даже если названия близких сердцу групп не упомянуты.
Возвращаясь же к главному герою настоящего повествования - "Башлачёву", - хочу отметить некоторую парадоксальность ситуации: миф, созданный вокруг никогда не существовавшего человека, живет и действует, в то время как мифы вокруг реальных персонажей угасли, а сами персонажи, образно говоря, прозябают. Посмотрите на нынешних Летова, Кинчева, БГ etc. и сравните их нынешнее положение в сознании масс с положением хотя бы десятилетней давности. Говорят, что изменились времена. Это неправда, ибо в нашей Аватаре времена всегда одни и те же. Скорее, изменились ориентиры.
Сознанием масс сейчас владеют артефакты-однодневки, сменяющие друг друга со все большей скоростью. Мифы и легенды им не нужны, у них другое назначение - выкачать из target group (целевая группа - авт.) как можно больше денег за как можно более короткое время. Можно сказать, что тотальная мифология 80-х годов была нужна для того, чтобы расшатать советское массовое сознание, помочь ему преодолеть инерцию, накопленную за несколько десятилетий монотонного существования.
Мифология была нужна ещё и для того, чтобы отработать методы получения духовной власти над будущей target group. А сейчас духовной власти как таковой уже нет, ибо массы, став target group, духовность утратили. И виноваты в этом те, за кем мы шли десять-пятнадцать лет назад, виноваты в этом, увы, и мы, потому что шли за ними, своими действиями подготавливая почву для тех, кто, в свою очередь, шел за нами. И когда в начале 90-х (1992-1993) наш веселый поезд, выполнив свою задачу, расцепился, мы - "поколение 80-х" - оказались между "локомотивом" и "вагонами". "Вагоны" - target group. Мы - потерянное поколение, не нужное ни тем, кто был впереди, ни тем, кто пришел после нас. А кто же "локомотив"? Ясно, что это не наши "герои", они тоже были, по сути, пешками в этой партии. Кто - я не знаю. Да и какая разница? Можно сказать одно - это очень талантливые люди (?).
Дмитрий АВЕРЬЯНОВ
"Новая Молодежная Газета" (Йошкар-Ола), 1.02.2001
(Перепечатка статьи "Летние мысли нирванического существа или «Легенды русского рока» " из самиздатовского журнала "Культура Восемь" (Колтуши)
Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 18 августа 2013, 10:31
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайтеРецензии | Лев Наумов - "Александр Башлачев: Человек поющий" | Екатерина Борисова | 23.06.2010 | Рецензии | "Александр Башлачёв: исследования творчества" | Геннадий Шостак | 18.08.2010 | Рецензии | "Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников" | Екатерина Борисова | 01.03.2012 | Рецензии | С. С. Шаулов - "Поэзия А. Н. Башлачёва: в поисках «основного мифа»" | Геннадий Шостак | 09.07.2012 | Рецензии | Александр Башлачёв - "Вечный Пост" | Геннадий Шостак | 28.12.2012 | Рецензии | Александр Башлачёв - "Третья Столица" и "Таганский Концерт" | Геннадий Шостак | 14.01.2015 | Рецензии | "Башлачёв. Серебро и Слёзы. Трибьют" | Геннадий Шостак | 27.01.2015 | Статьи | Башлачёв +1 (фестиваль-концерт "Сашин День" в клубе Алексея Козлова, Москва, 27.05.2015) | Алексей Анциферов | 04.06.2015 | Архив | "Кругозор" №07'1989 (А. Башлачёв) | Старый Пионэр | 05.11.2003 | Архив | Александр Башлачёв, часть 1 (разные издания) | Старый Пионэр | 11.01.2005 | Архив | "Юность" №06'1988 (И. Кормильцев, А. Башлачёв) | Старый Пионэр | 07.09.2006 | Архив | "Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23.02-01.03.1998 (А. Башлачёв) | Старый Пионэр | 03.11.2006 | Архив | "Комсомольская Жизнь" №10'1990 (А. Башлачёв) | Старый Пионэр | 30.11.2006 | Архив | "Нева" №02'1992 (А. Башлачёв) | Старый Пионэр | 02.07.2008 | Архив | "Досье" (Москва) №11'1992 (А. Башлачёв) | Старый Пионэр | 04.09.2008 | Архив | Концерты памяти А. Башлачёва (разные издания) | Старый Пионэр | 18.02.2009 | Архив | "Звезда Востока" (Ташкент) №03'1993 (А. Башлачёв) | Старый Пионэр | 09.11.2010 | Архив | "Университет" (Калининград) 24.06.1991 (А. Башлачёв) | Екатерина Борисова | 01.08.2011 | Архив | Александр Башлачёв, часть 2 (разные издания) | Екатерина Борисова | 17.02.2013 | Архив | Александр Башлачёв, часть 3 (разные издания) | Екатерина Борисова | 25.05.2013 | Архив | "Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.) | Екатерина Борисова | 17.06.2013 | Архив | Такой "неформальный" Учитель (к/ф "Рок", А. Башлачёв, "митьки" и др.) | Екатерина Борисова | 11.07.2013 | Архив | Александр Башлачёв, часть 4 (разные издания) | Екатерина Борисова | 16.02.2014 | Архив | "Аврора" №02'1989 (А. Башлачёв) | Екатерина Борисова | 26.05.2014 | Архив | Александр Башлачёв, часть 5 (разные издания) | Екатерина Борисова | 16.02.2015 | Архив | "Еловая Субмарина". ТВ "Ностальгия", 18.04.2008 (Александр Башлачёв) | Екатерина Борисова | 17.02.2016 |
Другие записи архива
|
|
|
|
|
|  |
|