Александр Башлачёв - "Вечный Пост"


(c) Егор Башлачёв, 2010
(c) & (p) Отделение Выход, 2010
CD1 9 tks/T.t. 65:17 (+ mp3)
CD2 10 tks/71:16
CD3 12 tks/T.t. 68:44 (+ mp3)


"И свет во тьме светит. И тьма не объяла его".
Евангелие от Иоанна


"Поэт среди рокеров, рокер среди поэтов", - сказал о нём Лев Наумов, автор-составитель книги "Александр Башлачёв: Человек поющий". Готов согласиться с маленькой поправочкой: Башлачёв был больше чем поэт и больше чем рокер. Ему, провинциалу, удалось поставить на уши как минимум обе столицы. При жизни Башлачёв пришел в русский рок, изменив его лицо, а уже посмертно ворвался на территорию большой литературы.

Альбом записывался в апреле 1986 года на Николиной горе, на даче у Александра Липницкого, где располагалась студия группы ЗВУКИ МУ. Вскоре после записи оригинал был уничтожен самим автором; Липницкий издал альбом по сохранившейся у него первой копии. Напомню: ещё до официального издания эта запись спонтанно распространялась под двумя названиями - "Николина гора" и "Вечный Пост". Первое название означает место, где она была сделана. Второе заключает в себе глубинный философский смысл: его можно общо сформулировать как развернутую метафору страдания, в котором судьбы Руси (России) и Поэта, живущего в ней и тождественного Христу, соединяются в нерасторжимое целое... Готовя альбом к первому изданию, Липницкий разработал концепцию оформления. Оно отсылает к русской народной сказке-аллегории про Колобка. Дизайнер Марина Шимонец вышила нечто вроде надгробного покрова на холсте, который украшает просфора с изображением убежавшего от всех Колобка. По признанию самого Липницкого, таким он видел Башлачёва, прочитанного в рамках русской культуры, - скрывшегося, непонятого, загадочного. В то же время Колобок - это метафора Слова, которое было в начале; жертвенный путь Колобка символизирует смысл жизни Поэта. Наконец, образ Колобка связан с утверждением гармонии, добра и любви.

Впервые "Вечный Пост" был выпущен на аудиокассете и компакт-диске фирмой "General Records" в 1994 году. Второе издание состоялось 16 лет спустя. Оно имеет ряд принципиальных отличий. Во-первых, никологорская запись заново подверглась реставрации. Во-вторых, издание, состоящее из трех CD, дополнено бонусом, который по объему в два с лишним раза превышает основной материал: это ранее неизвестная запись, сделанная в Подмосковье, в Студии клуба любителей звукозаписи Пущинского дома ученых 12-13 апреля 1986 года (спасибо Евгению Гапееву за мастеринг!), а также фрагмент любительской записи, сделанной в Алма-Ате в июле 1986 года на свадьбе у Рашида Нугманова. Так что у слушателя есть возможность сопоставлять разные варианты исполнения одной и той же песни. В-третьих, если в издании "General Records" беседа Александра Липницкого с Вячеславом Егоровым, звукорежиссером АКВАРИУМА и близким другом Башлачёва, публиковалась на прилагавшемся буклете, представленный релиз содержит её запись в формате mp3 (см. CD1). Также впервые публикуется в аудиозаписи интервью Бориса Юхананова с Александром Башлачёвым (см. CD3) - то самое, которое в урезанном и искаженном виде было напечатано в "КонтрКультУР'е" №3 за 1991 год. Наконец, кроме лицевой стороны обложки, которая осталась прежней, добавлено несколько цветных фотографий; в кармашек 8-полосного диджипака вложен вкладыш к кассете фирмы "AGFA", на котором рукой автора написаны трек-лист и маленькое стихотворное посвящение Липницкому. Поэтому, когда берешь альбом в руки, словно переносишься на 25 лет назад.

Почему "Вечный Пост" дополнен именно пущинской записью? Внимательно вчитайтесь в список песен - и ответ придет сам собой. Во-первых, по содержанию запись эта представляет собой расширенный вариант "Вечного Поста" с измененной последовательностью композиций, из-за чего, впрочем, целостность концепции ничуть не страдает. Песни, вошедшие в рассматриваемый релиз, созданы преимущественно в 1985-1986 гг., то есть в период, когда Башлачёв увлекся магией русских слов и на уровне корней и звукоповторов приходил к истинному, потаенному смыслу речи. Во-вторых, пущинская запись содержит песни, которые - если верить Вячеславу Егорову - Башлачёв либо собирался включить в "Вечный Пост", либо изъял из альбома. Так, например, произошло с "Егоркиной Былиной", качество записи которой СашБаша не устраивало. Наконец, в-третьих, Башлачёв выстроил материал (или он сам выстроился?) так, что несколько песен, написанных в предыдущий период творчества - "Некому Березу Заломати", "Лихо" и "Время Колокольчиков", - на записи в Пущино пришлись как нельзя кстати. Если бы эти песни вошли в "Вечный Пост", они бы туда органично вписались.

Истолкование песен Башлачёва - дело неблагодарное: они в принципе не поддаются однозначной интерпретации. Различные варианты трактовки песен потребовали бы исследования размером в толстенную монографию. Да мне и самому не хотелось бы навязывать читателю-слушателю свое субъективное видение башлачёвской поэзии. Лучше предоставлю слово самому автору. Концепцию своего творчества он формулирует как ответ на вопрос: "Как, в каком мире ты живешь и каким ты его хочешь видеть?"

Вообще всем, кто интересуется творчеством Александра Башлачёва, я бы настоятельно рекомендовал ознакомиться с двумя mp3-файлами. Философия жизни, философия творчества, философия отношения к фиксации звука - так в общем и целом можно обозначить тематику беседы Александра Липницкого с Вячеславом Егоровым. В отличие от Егорова, я не имел счастья общаться с Башлачёвым, и судить о нём могу только по стихам, песням и интервью. Но заявление Егорова, что Башлачёв был язычником, выглядит чрезмерно категоричным. Неправы и те, кто однозначно относит его к христианам. Мне кажется, о вере Башлачёва можно рассуждать не в религиозном, а в философско-этическом контексте. В его понимании русская вера сочетает в себе элементы язычества и православия.

В интервью, данном Борису Юхананову в 1986 году, Башлачёв рассуждает о содержании и форме в отечественном (тогда еще советском) роке и формулирует свое жизненное кредо: "Песню надо жить, песню нельзя петь, песню нужно обязательно прожить". Опубликованное в "КонтрКультУР'е", интервью послужило методологической основой для создания литературоведами-"рокологами" так называемой концепции жизнетворчества, согласно которой жизненные и творческие установки того или иного автора находятся в неразрывном единстве. С позиции данной концепции анализируется и оценивается творчество представителей нынешнего рок-подполья.

И альбом, и запись в Пущино открываются песней "Посошок". В пущинской записи песня звучит более экспрессивно, в никологорской же - до невыносимости заунывно, с ярко выраженными интонациями плача, стона и мольбы. Именно это исполнение кажется мне наиболее адекватным авторскому замыслу. Песне "От Винта!" в "Вечном Посту" не хватает выразительности, даже последняя строчка "А ну от винта! Все от винта!" интонируется как-то неуверенно. Пущинский вариант исполнения песни - один из самых сильных. Баллада "Сядем Рядом..." представлена в трех вариантах. Мне больше всего понравилось, как Башлачёв её спел/сыграл во время интервью Борису Юхананову: даже весьма посредственная по качеству запись сохранила характер и темперамент исполнения, в котором проникновенности и пронзительности гораздо больше, чем на никологорской и пущинской фонограммах. Песня "Когда Мы Вместе" в "Вечном Посту" прозвучала как заклинание; в пущинской же записи ощущается перебор с надрывом. В заглавной песне христианская семантика переплетается с дохристианской, молитвенная формула и православная лексика приходят в столкновение с языческими знаками и действиями; образы молнии и грома символизируют русский народ, его противоречивость и национальные качества. В песне выражено желание автора видеть россиян как одну общину - с единой верой, общими идеалами и устремлениями. На исполнительском же уровне оно более убедительно воплощено в пущинском варианте. Песня "Всё Будет Хорошо" в альбоме и в пущинской записи воспринимается диаметрально противоположно: в первом случае заглавная фраза произносится так, что понимаешь: хорошо никогда не будет. Я отдаю предпочтение второму варианту. Песня "Имя Имен" также строится на оппозиции христианских и языческих образов; кроме того, здесь переплетаются евангельская история рождения Иисуса Христа и история русского народа. В альбоме исполнение песни близко церковному пению, в пущинской же записи появляются юродствующие интонации. "Песня О Поэтах" занимает одну из сильных позиций в альбоме. Это философское размышление о предназначении поэта. В альбоме Башлачёву не хватает экспрессивности. Зато следующая за ней песня "Как Ветра Осенние..." сражает наповал именно в никологорском варианте: здесь она звучит жизнеутверждающим финалом...

Безумно хочется пространно говорить и писать о каждой песне - они того стоят. В пущинской записи производят сильное впечатление "Случай В Сибири" и "В Чистом Поле - Дожди", "Петербургская Свадьба" и "Спроси, Звезда", "Тесто" и "Мельница" и особенно "Егоркина Былина" и "Ванюша" (последняя - моя самая любимая из песен Башлачёва).

Третий диск комплекта украшает бонус - запись, сделанная через микрофон в Алма-Ате на свадьбе у Рашида Нугманова. Башлачёв поет песню Высоцкого "На Нейтральной Полосе" и собственное посвящение виновникам торжества "Рашид +Оля" (кстати, это, по всей вероятности, единственная сохранившаяся запись песни). Фонограмма, несмотря на удручающее качество (а каким ему ещё быть?), во всей полноте сохранила непринужденность обстановки. Ценность этой записи в большей степени историческая, чем художественная.

Альбом "Вечный Пост", дополненный записью в Пущинском доме ученых - прекрасный подарок судьбы всем любителям Александра Башлачёва и русского рока. В настоящее время переиздан альбом "Третья Столица". Очень хочется надеяться, что на "Отделении Выход" увидят свет переиздания "Всё Будет Хорошо", "Времени Колокольчиков", "Таганского Концерта" и других записей этого замечательного автора и исполнителя.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 декабря 2012, 15:47
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛев Наумов - "Александр Башлачев: Человек поющий"Екатерина Борисова23.06.2010
Рецензии"Александр Башлачёв: исследования творчества"Геннадий Шостак18.08.2010
Рецензии"Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников"Екатерина Борисова01.03.2012
РецензииС. С. Шаулов - "Поэзия А. Н. Башлачёва: в поисках «основного мифа»"Геннадий Шостак09.07.2012
РецензииАлександр Башлачёв - "Третья Столица" и "Таганский Концерт"Геннадий Шостак14.01.2015
Рецензии"Башлачёв. Серебро И Слёзы. Трибьют"Геннадий Шостак27.01.2015
СтатьиБашлачёв +1 (фестиваль-концерт "Сашин День" в клубе Алексея Козлова, Москва, 27.05.2015)Алексей Анциферов04.06.2015
Архив"Кругозор" №07'1989 (А. Башлачёв)Старый Пионэр05.11.2003
АрхивАлександр Башлачёв, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр11.01.2005
Архив"Юность" №06'1988 (И. Кормильцев, А. Башлачёв)Старый Пионэр07.09.2006
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23.02-01.03.1998 (А. Башлачёв)Старый Пионэр03.11.2006
Архив"Комсомольская Жизнь" №10'1990 (А. Башлачёв)Старый Пионэр30.11.2006
Архив"Нева" №02'1992 (А. Башлачёв)Старый Пионэр02.07.2008
Архив"Досье" (Москва) №11'1992 (А. Башлачёв)Старый Пионэр04.09.2008
АрхивКонцерты памяти А. Башлачёва (разные издания)Старый Пионэр18.02.2009
Архив"Звезда Востока" (Ташкент) №03'1993 (А. Башлачёв)Старый Пионэр09.11.2010
Архив"Университет" (Калининград) 24.06.1991 (А. Башлачёв)Екатерина Борисова01.08.2011
АрхивАлександр Башлачёв, часть 2 (разные издания)Екатерина Борисова17.02.2013
АрхивАлександр Башлачёв, часть 3 (разные издания)Екатерина Борисова25.05.2013
Архив"Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.)Екатерина Борисова17.06.2013
АрхивТакой "неформальный" Учитель (к/ф "Рок", А. Башлачёв, "митьки" и др.)Екатерина Борисова11.07.2013
АрхивНикто еще не умер (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кобейн)Екатерина Борисова18.08.2013
АрхивАлександр Башлачёв, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова16.02.2014
Архив"Аврора" №02'1989 (А. Башлачёв)Екатерина Борисова26.05.2014
АрхивАлександр Башлачёв, часть 5 (разные издания)Екатерина Борисова16.02.2015
Архив"Еловая Субмарина". ТВ "Ностальгия", 18.04.2008 (Александр Башлачёв)Екатерина Борисова17.02.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.019