"Башлачёв. Серебро и Слёзы. Трибьют"


(p) Navigator Records, 2014
12 tks./T.t. 67:09


Любите ли вы классику? А обработки классики? О себе могу сказать: я люблю и то и другое. С маленькой оговоркой: если оригинал произведения и предлагаемые интерпретации действительно хороши. Артефакт, недавно привлекший мое внимание, многажды прослушанный от начала до конца, от конца до начала и в произвольном порядке, изученный вдоль и поперек, разложенный на составляющие и собранный заново, вызвал во мне целый спектр чувств - от безудержного восторга до стойкого неприятия.

"Серебро и Слёзы" - альбом песен Александра Башлачёва, аранжированных группой КАЛИНОВ МОСТ, созданный к 50-летию поэта и музыканта по инициативе Дмитрия Ревякина с привлечением в качестве вокалистов легенд русского рока. Название ему дала строчка из песни "Лихо": "Серебро и слёзы в азиатской вазе".

Путь этого трибьюта к слушателю оказался нелегок: материал был записан еще в апреле 2010 года. Предполагалось, что он увидит свет в юбилейном мае 2010-го. Но возникли вопросы с авторскими правами, для решения которых потребовалось несколько лет. Лишь группа СПЛИН, подготовившая для трибьюта песню "Петербургская Свадьба" с музыкой Александра Васильева на стихи Александра Башлачёва, успела включить ее в свой альбом "Обман Зрения". В 2013 году каверы на песни Башлачёва первоначально прозвучали на "Нашем Радио" в передаче "Чартова дюжина". Трибьют же был выпущен только минувшей осенью.

Страна должна знать своих героев. А посему назову всех инструменталистов, задействованных в проекте - как участников КМ, так и сессионных музыкантов: Константин Ковачев (экс-OCTOPUS, КВАРТАЛ, КУКУРУЗА, составы, аккомпанирующие Владимиру Преснякову-младшему, Александру Маршалу, Александру Иванову и Ларисе Долиной) - гитара, акустическая гитара, гусли, балалайка, клавиши; Андрей Баслык - бас-гитара; Виктор Чаплыгин - барабаны, перкуссия; Сергей Воронов (экс-ГАЛЕРЕЯ, ГРУППА СТАСА НАМИНА, СВ, БРИГАДА С и ЛИГА БЛЮЗА, ныне CROSSROADZ) - губная гармошка; Андрей Мисин - аккордеон; Андрей Котов (ансамбль древнерусской духовной музыки СИРИН) - колесная Лира; Сергей Старостин (экс-АЛЬЯНС, MOSCOW ART TRIO, SERGEY STAROSTIN'S VOCAL FAMILY, ныне - ВОЛКОВТРИО, THE FARLANDERS, ЖИЛИ-БЫЛИ, ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ) - калюка, рожок; Александр Дитковский (джаз-квинтет ЭДЕЛЬВЕЙС, КВАРТАЛ, ОРКЕСТР КРЕОЛЬСКОГО ТАНГО, МАШИНА ВРЕМЕНИ) - труба; Михаил Гудков (КВАРТАЛ, KOSMAXBAND) - тромбон. От такого состава ожидаешь очень и очень многого.

Как говаривал великий классик, театр начинается с вешалки. От себя продолжу: а альбом - с внешнего вида. Надпись на красной круглой наклейке поверх целлофанового пакета гласит: "Участвуют К. Кинчев, Э. Шклярский, Ю. Шевчук, А. Васильев". Почему именно эти имена и фамилии обозначены на самом видном месте? Ответ напрашивается сам собой: коммерческий ход со стороны издателя, призванный расширить потенциальную аудиторию. Диджипак просто приятно взять в руки. Оформление выдержано в старом питерском стиле (спасибо дизайнеру Денису Изотову). Трибьют снабжен 24-страничным буклетом с фотографией Башлачёва и текстами песен... И вот здесь у меня возникает вопрос к составителю и издателям: по какому источнику приводятся тексты? Если брать за основу книгу "Александр Башлачёв: человек поющий", составленную Львом Наумовым (хоть первое, хоть второе издание), налицо пунктуационные различия. СашБаш, как известно, в своих рукописях знаков препинания почти не ставил. В буклете же они аккуратно расставлены. Допускаю, что песня "Время Колокольчиков", открывающая трибьют, публикуется в редакции самого Дмитрия Ревякина. За основу была взята поздняя версия, со "свистоплясом" вместо "рок-н-ролла". Но поскольку человек, исповедующий православие, не может прославлять язычество по религиозным и этическим соображениям, слово "славное" было заменено на нейтральное "буйное", которое и рифму не нарушает, и общий смысл не искажает. Что касается остальных песен - если не полениться одновременно вслушиваться в слова и читать тексты со страниц буклета, кое-где можно обнаружить разночтения между спетым и напечатанным текстом. Впрочем, подобные несоответствия заметит разве что педантичный слушатель, либо критик-зануда вроде меня.

В выходных данных при указании авторства допущен досадный ляп. В трибьют вошли две версии "Петербургской Свадьбы". В основную часть включена сплиновская, как уже отмечалось, с музыкой Александра Васильева. В бонус же вынесена версия, предложенная КАЛИНОВЫМ МОСТОМ. При этом Ревякин также не перепевал башлачёвскую мелодию, а положил стихи на свою музыку. Об этом на диджипаке - ни слова. Конечно, скромность украшает человека, но тем не менее она не должна вступать в противоречие с точностью.

В принципе, соавторами СашБаша можно в той или иной степени назвать каждого участника трибьюта. Как известно, многие песни Башлачёва не отличались фиксированной мелодией. Исполняя их, автор сам часто варьировал те или иные фразы. Поэтому здесь песни не только заново аранжированы, - в них появились мелодические построения и гармонические обороты, которых не было в оригинале.

Дмитрий Ревякин на правах инициатора проекта спел три знаковые песни Башлачёва - "Время Колокольчиков", "Все От Винта" и "Петербургскую Свадьбу". Две первые мелодически очень близки к оригиналу. Но все же во "Времени Колокольчиков" лидеру КМ не хватает ощущения драматизма русской истории. Более удался кавер на "Все От Винта". Ревякин сотоварищи насытили инструментальное сопровождение мажорными аккордами, подчеркнув тем самым светлое, жизнеутверждающее начало песни.

Версии "Петербургской Свадьбы" - очень разные по характеру и настроению: у Александра Васильева - драматически напряженная баллада, тогда как у Ревякина - песня, прозвучавшая торжественно и просветленно. И каждая по-своему хороша.

Юрий Шевчук не только сохранил, но и существенно интонационно обогатил и разнообразил мелодию "Лиха", придав песне еще более трагичное звучание. "Мельница" в прочтении Константина Кинчева превратилась в девятиминутный моноспектакль. Композицию обрамляют пространные соло калюки в сопровождении колесной лиры. Лидер АЛИСЫ в точности следует за первоисточником, при этом не просто поет, а проживает балладу от и до. И аранжировка, на мой взгляд, самая лучшая.

Еще один удачный номер - "Некому Берёзу Заломати" в пронзительнейшем исполнении Сергея Богаева. Где-то на заднем плане, как в рассказе Акутагавы Рюноске, сквозь инструменты прорывается - нет, не липкий шепот, а призрачный бэк-вокал самого автора песни, "помогающий" ныне покойному лидеру ОБЛАЧНОГО КРАЯ.

Юрий Наумов прочитал текст песни "Поезд №193" как стихотворение, да так прочитал, что мурашки по коже. Воистину, настоящий артист талантлив во всем, а актер - профессия интуитивная.

"Зимняя Сказка" в интерпретации Гарика Сукачёва звучит в большей степени по-сукачёвски, нежели по-башлачёвски, невзирая на близость к оригиналу. Порадовал ухо балалаечный проигрыш во вступлении.

Вячеслав Бутусов спел "Посошок" тоскливо, заунывно, почти в соответствии с авторским замыслом. Но возникает вопрос к аранжировщикам: зачем было превращать песню в вальс?..

Я очень люблю Александра Башлачёва и Эдмунда Шклярского, первого чуть больше, второго чуть меньше. И считаю, что Башлачёв у лидера ПИКНИКА не получился. "Спроси, Звезда" в его интерпретации - почти попсовый шлягер с несколько видоизмененной мелодией и точно воспроизведенным текстом. Хоть я не Станиславский, но - не верю! Это все равно что песни THE BEATLES в трактовке, например, Эмила Димитрова... Категорически не понравилось мне и исполнение Александром Ф. Скляром "Черных Дыр": интонация, с которой лидер ВА-БАНКА пропевает фразы, очень уж отдают русским шансоном.

Повторюсь: трибьют Александру Башлачёву "Серебро и Слёзы" вызывает во мне противоречивую реакцию. И все же голосую за него обеими руками. Прошу не считать высказанное мной здесь мнение истиной в последней инстанции. У любого читателя может создаться отличное или противоположное впечатление.

Песни, вошедшие в трибьют, для представителей молодого поколения отечественного (не только русского, но и постсоветского) рока, безусловно, послужат достойным образцом работы со словом. А остальных, быть может, подвигнут на более обстоятельное знакомство с творчеством этого величайшего поэта и рок-музыканта.

Слушать трибьют
Скачать трибьют (скачивание платное)
Заказать диск

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 27 января 2015, 19:08
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛев Наумов - "Александр Башлачев: Человек поющий"Екатерина Борисова23.06.2010
Рецензии"Александр Башлачёв: исследования творчества"Геннадий Шостак18.08.2010
Рецензии"Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников"Екатерина Борисова01.03.2012
РецензииС. С. Шаулов - "Поэзия А. Н. Башлачёва: в поисках «основного мифа»"Геннадий Шостак09.07.2012
РецензииАлександр Башлачёв - "Вечный Пост"Геннадий Шостак28.12.2012
РецензииАлександр Башлачёв - "Третья Столица" и "Таганский Концерт"Геннадий Шостак14.01.2015
СтатьиБашлачёв +1 (фестиваль-концерт "Сашин День" в клубе Алексея Козлова, Москва, 27.05.2015)Алексей Анциферов04.06.2015
Архив"Кругозор" №07'1989 (А. Башлачёв)Старый Пионэр05.11.2003
АрхивАлександр Башлачёв, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр11.01.2005
Архив"Юность" №06'1988 (И. Кормильцев, А. Башлачёв)Старый Пионэр07.09.2006
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23.02-01.03.1998 (А. Башлачёв)Старый Пионэр03.11.2006
Архив"Комсомольская Жизнь" №10'1990 (А. Башлачёв)Старый Пионэр30.11.2006
Архив"Нева" №02'1992 (А. Башлачёв)Старый Пионэр02.07.2008
Архив"Досье" (Москва) №11'1992 (А. Башлачёв)Старый Пионэр04.09.2008
АрхивКонцерты памяти А. Башлачёва (разные издания)Старый Пионэр18.02.2009
Архив"Звезда Востока" (Ташкент) №03'1993 (А. Башлачёв)Старый Пионэр09.11.2010
Архив"Университет" (Калининград) 24.06.1991 (А. Башлачёв)Екатерина Борисова01.08.2011
АрхивАлександр Башлачёв, часть 2 (разные издания)Екатерина Борисова17.02.2013
АрхивАлександр Башлачёв, часть 3 (разные издания)Екатерина Борисова25.05.2013
Архив"Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.)Екатерина Борисова17.06.2013
АрхивТакой "неформальный" Учитель (к/ф "Рок", А. Башлачёв, "митьки" и др.)Екатерина Борисова11.07.2013
АрхивНикто еще не умер (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кобейн)Екатерина Борисова18.08.2013
АрхивАлександр Башлачёв, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова16.02.2014
Архив"Аврора" №02'1989 (А. Башлачёв)Екатерина Борисова26.05.2014
АрхивАлександр Башлачёв, часть 5 (разные издания)Екатерина Борисова16.02.2015
Архив"Еловая Субмарина". ТВ "Ностальгия", 18.04.2008 (Александр Башлачёв)Екатерина Борисова17.02.2016
РецензииАЛИСА - "Танцевать"Старый Пионэр23.12.2001
РецензииАЛИСА - "Сейчас Позднее, Чем Ты Думаешь"Старый Пионэр28.11.2003
РецензииАЛИСА - "Изгой"Старый Пионэр13.12.2005
РецензииАЛИСА - "Стать Севера"Старый Пионэр07.08.2007
РецензииАЛИСА - "атнирибалйеревд ялетинархсьлуП"Старый Пионэр13.03.2008
РецензииРикошет (трибьют) - "Выход Дракона"Старый Пионэр25.12.2009
РецензииАЛИСА - "Ъ"Игорь Лунев29.10.2010
РецензииАЛИСА - "Саботаж"Олег Гальченко30.01.2013
РецензииАЛИСА - "Цирк"Старый Пионэр30.10.2014
РецензииАЛИСА - "Эксцесс"Юлия Боровинская31.10.2016
СтатьиВосемь лет. Без права передышки (АЛИСА - "...Танцевать", ДС "Лужники", Москва, 9.02.2002)Старый Пионэр11.12.2002
СтатьиПляс Сибири на Чудских берегах (АЛИСА в Пскове, август 2004)Алекс Драйвер03.08.2004
СтатьиАЛИСА в Ухте (ГДК, 26.02.2005)SmokerMan16.03.2005
СтатьиКайф без денег (АЛИСА - "Книга фотографий")Старый Пионэр25.04.2007
Статьи"Саботаж" удался на славу (АЛИСА в ДКИ НАУ, Киев, 20.10.2012)Валерия Соколовская25.10.2012
Архив"Ура! Бум-бум" (Ростов-на-Дону) №11'1994 (Петр Самойлов: АЛИСА отмывала деньги партии)Старый Пионэр10.02.2004
АрхивАЛИСА, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр04.11.2004
АрхивАЛИСА, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр12.11.2004
АрхивАЛИСА, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр19.11.2004
АрхивАЛИСА, часть 4 (разные издания)Старый Пионэр01.08.2006
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23-29.03.1998 (АЛИСА, ЧАЙФ)Старый Пионэр03.11.2006
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 27.05.1993 (АЛИСА)Старый Пионэр20.11.2006
Архив"Молодежная Эстрада" №02'1991 (АЛИСА)Старый Пионэр07.09.2007
Архив"Московский Комсомолец" 30.10.1987 (Ленинградский Рок-клуб - открытие сезона)Старый Пионэр12.03.2008
Архив"СДВИГ" 1991, часть 1 (К. Кинчев, ТУПЫЕ)Старый Пионэр15.06.2010
ФорумАлисА "Сегодня позднее, чем ты думаешь"Old Pionear30.10.2003
ФорумАлисА меняет кожу?!Старый Пионэр18.12.2003
РецензииДмитрий Ревякин - "Grandi Canzoni. Opus 1" & "Grandi Canzoni. Opus Magnum"Геннадий Шостак27.12.2015
СтатьиДмитрий Ревякин: "Я постоянно хожу беременный песнями"Геннадий Шостак12.12.2014
Архив"Я - Молодой" №50'1996 (Д. Ревякин, ЧАЙФ)Старый Пионэр20.11.2003
Архив"Nашъ Драйвъ" №03, февраль-март 1996 (Д. Ревякин, А. Григорян, хоумтейпинг и др.)Старый Пионэр03.06.2005
Архив"Самовитое слово" Дмитрия РевякинаЕкатерина Борисова17.01.2013
Архив"Самовитое слово" Дмитрия Ревякина (окончание)Екатерина Борисова17.01.2013
РецензииЮрий Шевчук & ДДТ - "Прекрасная Любовь"Андрей Головкин22.05.2007
РецензииЮрий Шевчук & Константин Казански - "L'Echoppe"Сергей Райтер28.12.2009
Архив"Nашъ Драйвъ" №05, август 1996 (Ю. Шевчук, аналитика, рецензии)Старый Пионэр12.07.2005
АрхивДДТ, часть 4 (разные издания)Старый Пионэр22.08.2006
Архив"Юность" №11'1991 (Ю. Шевчук)Старый Пионэр08.09.2006
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 27.05.1993 (нижегородские группы, Ю. Шевчук)Старый Пионэр22.11.2006
Архив"Московский Комсомолец" 27.11.1993 (Ю. Шевчук)Старый Пионэр22.01.2007
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
Архивк/ф "Духов день" (разные издания)Старый Пионэр27.11.2008
АрхивКонцерт "Рок Против Террора" (разные издания)Старый Пионэр24.02.2009

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.1 / 9 / 0.028