"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23.02-01.03.1998 (А. Башлачёв)


"Я увидел тебя, Россия..."

В чистом поле дожди косые.
Эх, нищета, за душой ни копья!
Я не знал, где я, где Россия,
И куда же я без нея.


Так пел Александр Башлачёв, крепко связывая свою поэзию с национальными духовными корнями. И продолжал, заставляя каждого ощутить сопричастность к судьбе этой земли:

Я не знал, где искать Россию,
А Россия есть росс и ты.
А заканчивалась эта песня традиционно - трагически:
Я увидел тебя, Россия.
А теперь посмотри, где я.


Горький упрек, который мог бы бросить не один Башлачёв, а многие талантливые люди, вовремя не понятые и не сбереженные своей страной. Но в этих словах не только вызов, но и зов: "Посмотри, где я"...

17 февраля исполнилось 10 лет со дня гибели Башлачёва. Хоть и с опозданием, но посмотреть в его сторону нужно.

Его творчество можно соотнести не только с рок- и бард-культурой, но и с традиционной отечественной поэзией, со сказаниями Древней Руси... Далеко заводит цепь времен, одним из звеньев которой стал Башлачёв. В плоскости музыкально-поэтической, а не социально-политической, разумеется. А то, что стал, - это бесспорно. Потому что принадлежность к культуре определяется не качеством стихотворных сборников и не частотой появления на радио и ТВ. Рядом с сонмом расплодившихся ныне певчиков и графоманов Башлачёва представить невозможно. Вряд ли его именем назовут улицу или музей, как это хотят сделать, например, с именем Талькова. Последнего - под горячую руку тотальной демократизации - возвели в ранг пророка. Любят у нас самоуверенных проповедников, толкающих свои недобрые идеи с трибуны или с большой эстрады. И не важно, что в их речах никакой поэтической ценности, а лишь политическая. Главное - прийтись к месту и ко времени. А Башлачёв определял положение поэта совсем иначе: "Пусть не ко двору эти ангелы-чернорабочие", "Тот, кто любит, да не к сроку, Тот кто исповедует, да сам того не ведает". Вот и посоревнуйся в таком-то положении с теми, кто прочно стоит на своих красно-белых позициях. Башлачёву не нашлось места ни в застойные, ни в перестроечные годы, потому как не было в нем ни советской, ни антисоветской "закваски". Он был русским поэтом. Просто русским - без всяких "наклеек". И связь времен ему удалось восстановить очень легко - срифмовав в одной строфе слова "Царь-колокол" и "рок-н-ролл". И в этом не было никакой натяжки: одно проистекает из другого: "Я мету сор новых песен из старой избы..." История в песнях Башлачёва существует не на уровне Кремля, а на уровне золотых куполов и выше. Время для поэта - это судьба, а не повод гаденько похмыкать над несуразной Родиной, которая со своими дураками и дорогами под ногами мешается. Он был зорким поэтом и за всем "сором" сумел разглядеть главное. Как у Галича в "Русских Плачах":

Я молю тебя: Выдюжи!
Будь и в тленьи живой,
Чтоб хоть в сердце,
как в Китеже,
Слышать благовест твой!..


Так и у Башлачёва: "в сердце" его песен всегда звенит Русь, только не ортодоксально-церковная, а языческая, где "матюги с молитвами":

Загремим, засвистим, защелкаем -
Проберет до костей, до кончиков!
Эй, братва, чуете печенками
Грозный смех русских
колокольчиков?


Содержимое этих песен вневременное и всевременное. В их фольклорную мелодику врывается "хор Дома Радио и Центрального Телевидения", а бытовые детали вырастают до эпических образов:

Только кольцами года завиваются
В водоворотах пустых площадей,
Только ржавая вода разливается
На портретах Великих Дождей...


Даже песни, привязанные к конкретному времени, сегодня звучат куда как актуально:

За окнами - салют.
Царь - Пушкин в новой раме.
Покойные не пьют, да нам бы не пролить.
Двуглавые орлы с побитыми крылами
Не могут меж собой корону поделить.


"Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл", - писал о Башлачёве Булат Окуджава. По-моему, Башлачёв рассматривал русский язык из какого-то четвертого измерения, откуда слово можно увидеть со всех сторон, да ещё и "изнутри":

Наша правда проста, но ей не хватит креста
Из соломенной веры в "спаси-сохрани",
Ведь святых на Руси только знай выноси!
В этом высшая мера: скоси - схорони.


То, что делал Башлачёв, он делал, по собственному определению, "во Имя Имен", т. е. ради какого-то надреального смысла. Его поэзия действительно была "мукой, а не мукою", не пустым перемалыванием словес. Он напомнил о главном назначении поэта - менять сознание людей, приводить их к правде. И качество его песен доказывает, что они способны были совершить такое чудо. По природе своей они таковы, что должны были передаваться из уст в уста, становясь народной гордостью:

Наши беды вам и не снились,
Наши думы вам не икнулись,
Вы б наверняка подавились,
А мы же - ничего, облизнулись.
Лишь печаль-тоска облаками
Над седой, лесною страною;
Города цветут синяками,
Да деревни - сыпью чумною...


Но такому размаху мешали какие-то частности, условности. Может, поэтому Александр Башлачёв и поставил "знак кровоточия" в конце своей жизни так рано. Свою смерть он понимал как некое логическое завершение своей беспокойной жизни: "Я не погрешу против истины, согрешив за неё"... Его песня о поэтах вопреки традиционной формулировке называлась "На Жизнь Поэтов", потому как смерти у истинного поэта быть не может:

Не жалко распять для того, чтоб вернуться к Пилату.
Поэта не взять - все одно - ни тюрьмой, ни сумой.
Короткую жизнь - семь кругов беспокойного лада -
Поэты идут... И уходят от нас на восьмой.


Но ведь восьмой круг лада - это одновременно первый круг лада новой жизни, на более высоком уровне.

Ольга ГОРНОВА

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 03 ноября 2006, 12:20
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛев Наумов - "Александр Башлачев: Человек поющий"Екатерина Борисова23.06.2010
Рецензии"Александр Башлачёв: исследования творчества"Геннадий Шостак18.08.2010
Рецензии"Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников"Екатерина Борисова01.03.2012
РецензииС. С. Шаулов - "Поэзия А. Н. Башлачёва: в поисках «основного мифа»"Геннадий Шостак09.07.2012
РецензииАлександр Башлачёв - "Вечный Пост"Геннадий Шостак28.12.2012
РецензииАлександр Башлачёв - "Третья Столица" и "Таганский Концерт"Геннадий Шостак14.01.2015
Рецензии"Башлачёв. Серебро и Слёзы. Трибьют"Геннадий Шостак27.01.2015
СтатьиБашлачёв +1 (фестиваль-концерт "Сашин День" в клубе Алексея Козлова, Москва, 27.05.2015)Алексей Анциферов04.06.2015
Архив"Кругозор" №07'1989 (А. Башлачёв)Старый Пионэр05.11.2003
АрхивАлександр Башлачёв, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр11.01.2005
Архив"Юность" №06'1988 (И. Кормильцев, А. Башлачёв)Старый Пионэр07.09.2006
Архив"Комсомольская Жизнь" №10'1990 (А. Башлачёв)Старый Пионэр30.11.2006
Архив"Нева" №02'1992 (А. Башлачёв)Старый Пионэр02.07.2008
Архив"Досье" (Москва) №11'1992 (А. Башлачёв)Старый Пионэр04.09.2008
АрхивКонцерты памяти А. Башлачёва (разные издания)Старый Пионэр18.02.2009
Архив"Звезда Востока" (Ташкент) №03'1993 (А. Башлачёв)Старый Пионэр09.11.2010
Архив"Университет" (Калининград) 24.06.1991 (А. Башлачёв)Екатерина Борисова01.08.2011
АрхивАлександр Башлачёв, часть 2 (разные издания)Екатерина Борисова17.02.2013
АрхивАлександр Башлачёв, часть 3 (разные издания)Екатерина Борисова25.05.2013
Архив"Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.)Екатерина Борисова17.06.2013
АрхивТакой "неформальный" Учитель (к/ф "Рок", А. Башлачёв, "митьки" и др.)Екатерина Борисова11.07.2013
АрхивНикто еще не умер (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кобейн)Екатерина Борисова18.08.2013
АрхивАлександр Башлачёв, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова16.02.2014
Архив"Аврора" №02'1989 (А. Башлачёв)Екатерина Борисова26.05.2014
АрхивАлександр Башлачёв, часть 5 (разные издания)Екатерина Борисова16.02.2015
Архив"Еловая Субмарина". ТВ "Ностальгия", 18.04.2008 (Александр Башлачёв)Екатерина Борисова17.02.2016

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.009