С. С. Шаулов - "Поэзия А. Н. Башлачёва: в поисках «основного мифа»"


(c) С. С. Шаулов, 2011
(p) Уфа, Изд-во БГПУ, 2011
80 с. - 100 экз.


Уже с середины 90-х поэзия Александра Башлачёва попала в поле исследовательского интереса не только публицистов, но и литературоведов. В 2000 году в Череповце - на родине Башлачёва - прошла научно-практическая конференция "Рок-поэзия как социокультурный феномен", приуроченная к 40-летию поэта, по следам которой Череповецким государственным университетом был издан одноименный сборник статей (составители - Т. Л. Посохова, А. В. Чернов). В 2007 году в Брянске в издательстве "Ладомир" вышла монография В. А. Гаврикова "Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва". Тремя годами позже московское издательство "Русская школа" подготовило юбилейный сборник статей "Александр Башлачёв: исследования творчества" (сост. Л. Дмитревская). Научные труды публикуются на страницах сборников "Русская рок-поэзия: текст и контекст", "8 1/2", "Творчество писателя и литературный процесс" и мн. др. Конечно, Башлачёв по количеству диссертационных и монографических исследований, статей и сборников материалов существенно уступает, например, Высоцкому и Окуджаве. Но, так или иначе, новая отрасль литературоведения, с легкой руки тверского филолога Юрия Доманского получившая название "башлачевистика", завоевала место под солнцем.

В минувшем году библиографический список материалов о Башлачёве пополнила небольшая книжка, выпущенная мизерным тиражом. Ее автор - Сергей Сергеевич Шаулов, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и фольклора Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы. На рубеже 90-х - 2000-х Шаулов уже публиковал несколько материалов о поэзии Башлачёва. Один из них - "«Вечный Пост» Александра Башлачёва. Опыт истолкования поэтического мифа" (вошедший в сборник "Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 4", изданный в Твери в 2000 году) - стал отправной точкой для написания рецензируемой книги.

Автор предлагает один из возможных вариантов мифопоэтической интерпретации творческого наследия Александра Башлачёва. Двуединую цель представленной научной работы можно сформулировать как, во-первых, системный литературоведческий анализ альбома - или, как сказано в аннотации, поэтико-музыкального цикла "Вечный Пост"; во-вторых, как выделение ключевых тематических тенденций изучения поэзии Башлачёва, уяснение истоков и принципов некоторых уже сформировавшихся традиций её восприятия и попытка определения путей наиболее очевидного их развития. При этом Шаулов оговаривает, что "ключевое для нас может представляться второстепенным для читателей". Исследователь проводит четкую грань между литературоведением и литературной критикой ("литературовед не обязан заниматься апологетикой автора или пропагандой его текстов"), самое интересное для Шаулова - познание текста в его смысловом богатстве, его понимание, где процесс важнее результата. И, тем не менее, налицо влюбленность автора в своего персонажа. Я бы даже сказал, что это - любовь, которой дышит каждое предложение, каждое слово, каждая буква и знак препинания, даже каждый пробел и абзацный отступ... Быть может, оттого книга, при всем её академизме, читается если не легко, то, по крайней мере, с большим интересом.

Вводная часть, "О некоторых проблемах интерпретации поэзии А. Н. Башлачёва", представляет собой первый опыт систематизации литературы о поэте, - вернее, источников, которые были доступны автору книги. В этой части умело сочетаются обзорный и содержательный типы подачи материала. Шаулов сосредотачивается на научной литературе и почти не касается мемуаристики и публицистики. В одних случаях исследователь соглашается со своими коллегами по цеху, в чем-то развивая и дополняя их теоретические положения, в других - вступает с ними в спор, аргументируя свою позицию. Важно отметить, что Шаулов не боится признать ошибочность и собственных наблюдений, изложенных в работах более чем десятилетней давности. Автор возражает исследователям - включая и себя раннего (см. доклад "А. С. Пушкин и А. Н. Башлачёв в дискурсе постмодернизма", вошедший в сборник материалов научно-практической конференции "Пушкин и современность" - Уфа, 1999) - вписывающим творчество поэта в постмодернистскую парадигму на основании использования Башлачёвым широкого массива цитируемых источников: "К сожалению, подобные интерпретации почти всегда приводят к отождествлению тесной связи традиции и активного её использования с постмодернистской игрой, Башлачёву не свойственной". Шаулов предостерегает против социоисторического подхода к интерпретации творчества Башлачёва, - то есть против восприятия его произведений (даже таких как "политическая" песня "Абсолютный Вахтер") в духе антикоммунизма: такое восприятие, по мнению автора, приводит либо к выхолащиванию, либо к искажению смыслов. Критике подвергается и ставшая общим местом в литературе о русском роке так называемая концепция жизнетворчества, утверждающая сближение и полное слияние биографического автора и лирического героя. В рамках этой концепции мотив полета в поэзии Башлачёва признается как предсказание или программа будущего самоубийства. Исследователю ближе точка зрения, согласно которой полет декодируется как творческое вдохновение.

Сердцевину книги составляет глава "Мифопоэтический сюжет альбома А. Н. Башлачёва «Вечный Пост»", богатая интересными наблюдениями. Это пока первая и единственная работа подобного рода. До неё встречались статьи, где анализировались лишь отдельные песни, включенные в альбом (например, "Имя Имен. Концепция слова в поэзии А. Башлачёва" С. В. Свиридова или "Время собирать камни: евангельские и фольклорные образы в поэзии Александра Башлачёва" Л. Дмитревской). Автор старается пристально проанализировать каждую из девяти песен, образующих единый сюжет. Стремясь к раскрытию смысла песен, Шаулов приходит к выводу о его неисчерпаемости. Суть же башлачёвского мифа определяется как самоотождествление Поэта со Христом. Исследователь обращает внимание читателя на переклички с "Балладой об Илье Муромце", "Преступлением и наказанием", "Мастером и Маргаритой", даже рок-оперой "Jesus Christ Superstar", но почему-то умалчивает о происхождении фразы "Все от винта!" Неужели фильм "В бой идут одни старики" прошел мимо него?

В финальном разделе "О "филологичности" Башлачёва. Вместо заключения" Шаулов выделяет две тенденции в осмыслении творчества поэта: "Попытки в той или иной степени уточнить объект исследования и стремление дешифровать башлачевскую «тайнопись»". Первая тенденция заключается в изучении башлачёвского текста в единстве поэтической, музыкальной и исполнительской составляющих, учете всех вариантов исполнения композиций и в итоге - в необходимости не только литературоведческого, но и искусствоведческого комментария. Вторая проявляется через обращение позднего Башлачёва к христианской основе русской культуры и связь его поэтического языка с религиозно-мифологической традицией. Большой интерес для ученых-литературоведов представляет сопоставление последнего куплета песни Александра Башлачёва "Как Ветра Осенние..." и стихотворения Осипа Мандельштама "Феодосия".

Далеко не во всем можно согласиться с автором книги. Некоторые ассоциативные связи, выстраиваемые Шауловым, своей алогичностью повергают в недоумение: например, что общего между фразами "Присело солнце с пустым ведром" и "Велика ты, Россия, да наступать некуда"? Метафора "серебро в ведре" трактуется им как "луна, отраженная в глазах". Солнце садится (надо полагать, за горизонт) с ведром - глазами, в которых отражается луна? Как же надо мыслить, чтобы до этого додуматься?! Приведу ещё одно высказывание (о песне "Как Ветра Осенние..."): "Песня самим автором относится к року, в действительности не имея к нему - как к музыкальной форме - почти никакого отношения". Интересно, по каким критериям г-н Шаулов определяет принадлежность той или иной композиции к року или иному жанру?

Сама книга лично у меня вызывает массу вопросов и претензий. Недостаточная продуманность структуры работы затрудняет её жанровую характеристику: в аннотации она заявлена как монография, автор же в центральном разделе определяет её как статью. По объему работа на монографию не тянет - скорее это действительно статья, обрамленная введением и заключением. Дополни Шаулов книгу главкой, построенной на своем исследовании взаимосвязи поэзии Пушкина и Башлачёва, - книга от этого выиграла бы не только по форме, но и по содержанию. Монография должна заканчиваться списком использованной литературы, в рассматриваемой же книге библиография отсутствует - ссылки на первоисточники даются в сносках внизу страниц. К их оформлению автор часто подходит небрежно и невнимательно: к примеру, каковы правильные инициалы литературоведа Николаева, чьи работы цитируются несколько раз, - А. И. или И. А.?

Высказанные замечания, впрочем, не ставят под сомнение научную состоятельность книги Шаулова, Это, безусловно, оригинальная, талантливая работа, отличающаяся концептуальностью, развернутостью и вдумчивостью анализа. Да, в ней много неясного и сомнительного. Но продвижение по этому пути приближает науку к пониманию башлачёвского творчества не только в привычном филологическом, но и общеэстетическом ключе. Такое понимание нам необходимо.

Скачать книгу

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 09 июля 2012, 21:53
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛев Наумов - "Александр Башлачев: Человек поющий"Екатерина Борисова23.06.2010
Рецензии"Александр Башлачёв: исследования творчества"Геннадий Шостак18.08.2010
Рецензии"Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников"Екатерина Борисова01.03.2012
РецензииАлександр Башлачёв - "Вечный Пост"Геннадий Шостак28.12.2012
РецензииАлександр Башлачёв - "Третья Столица" и "Таганский Концерт"Геннадий Шостак14.01.2015
Рецензии"Башлачёв. Серебро И Слёзы. Трибьют"Геннадий Шостак27.01.2015
СтатьиБашлачёв +1 (фестиваль-концерт "Сашин День" в клубе Алексея Козлова, Москва, 27.05.2015)Алексей Анциферов04.06.2015
Архив"Кругозор" №07'1989 (А. Башлачёв)Старый Пионэр05.11.2003
АрхивАлександр Башлачёв, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр11.01.2005
Архив"Юность" №06'1988 (И. Кормильцев, А. Башлачёв)Старый Пионэр07.09.2006
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23.02-01.03.1998 (А. Башлачёв)Старый Пионэр03.11.2006
Архив"Комсомольская Жизнь" №10'1990 (А. Башлачёв)Старый Пионэр30.11.2006
Архив"Нева" №02'1992 (А. Башлачёв)Старый Пионэр02.07.2008
Архив"Досье" (Москва) №11'1992 (А. Башлачёв)Старый Пионэр04.09.2008
АрхивКонцерты памяти А. Башлачёва (разные издания)Старый Пионэр18.02.2009
Архив"Звезда Востока" (Ташкент) №03'1993 (А. Башлачёв)Старый Пионэр09.11.2010
Архив"Университет" (Калининград) 24.06.1991 (А. Башлачёв)Екатерина Борисова01.08.2011
АрхивАлександр Башлачёв, часть 2 (разные издания)Екатерина Борисова17.02.2013
АрхивАлександр Башлачёв, часть 3 (разные издания)Екатерина Борисова25.05.2013
Архив"Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.)Екатерина Борисова17.06.2013
АрхивТакой "неформальный" Учитель (к/ф "Рок", А. Башлачёв, "митьки" и др.)Екатерина Борисова11.07.2013
АрхивНикто еще не умер (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кобейн)Екатерина Борисова18.08.2013
АрхивАлександр Башлачёв, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова16.02.2014
Архив"Аврора" №02'1989 (А. Башлачёв)Екатерина Борисова26.05.2014
АрхивАлександр Башлачёв, часть 5 (разные издания)Екатерина Борисова16.02.2015
Архив"Еловая Субмарина". ТВ "Ностальгия", 18.04.2008 (Александр Башлачёв)Екатерина Борисова17.02.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.006