Пляс Сибири на Чудских берегах (АЛИСА в Пскове, август 2004)


1. Псков. Стадион "Машиностроитель". 1 августа 2004 года

Вот так всегда и бывает. Можно сколько угодно спорить на различных форумах и просто с друзьями о том, что кумир твоей юности постарел и исписался окончательно и безвозвратно, можно говорить, что песни его стали гораздо слабее, чем раньше, а музыка - коммерческой, можно равнодушно проходить мимо выставленного на прилавке нового альбома (ну что ещё там может быть интересного?..). Но стоит твоему городу - не побоюсь этого слова - разукраситься чёрно-красными афишами со словом-молнией "АЛИСА", как вопрос о том, идти или не идти на концерт, как-то даже не возникает. Просто знаешь: сбор на стадионе в семь вечера, и хорошо бы не опоздать.

И такое происходило не только со мной. Бродя по стадиону в ожидании концерта, я то и дело натыкался на друзей и знакомых, за которыми как-то никогда не замечал пристрастия к року. На недоуменный вопрос: "Ты тоже перешёл (перешла) на рок-музыку?" звучал стандартный, словно все сговорились, ответ: "Ну, это же АЛИСА..."

Наверное, те времена, когда концерт АЛИСЫ в любом городе был синонимом бардака и побоищ, остались в прошлом. Всё организовано очень чинно и культурно. При входе на стадион проверяют сумки - очень вежливо. Охраны мало, и она вообще не везде. Небольшими оазисами вокруг концертной площадки - лотки с напитками. Их немного - словно бы специальный акцент: главное - не здесь, главное - там, на сцене. Народу много, люди продолжают подходить и после начала концерта. В основном, это молодёжь 20-30 лет, а подростки - просто "алисоманы" и члены "красно-чёрной сотни" с соответствующими знамёнами, добравшиеся из столиц - растворяются в этой толпе и почти не заметны.

Концерт начался почти вовремя. Ведущий, программный директор "Дорожного Радио" Дмитрий Ошеров, объявил разогревающую группу:

- Бывает так, что смеешься над артистом, а бывает - что смеешься над тем, о чём он поёт. Так вот, сейчас будет этот второй случай. Встречайте - группа ОБМОРОК И МАМА!

На сцене появляются трое среднеазиатских музыкантов, одетых в восточные халаты и головные уборы, с восточными же инструментами плюс синтезатор. Начался как бы разогрев. Выглядело это так: в стилистике азиатского фольклора пелись самые разные песни, от "WWW" Шнура до "Я Свободен" Кипелова и "Госпожа Удача" из известного кинофильма. Всё это действительно могло бы быть смешно... если бы не было так грустно. Пелось всё совершенно на один мотив, у певца отсутствовал голос, а у песен - оригинальные аранжировки. Похоже, музыканты считали, что все будут смеяться от самого факта внесения восточного колорита в известные хиты. Считали зря: никто не смеялся (нечему было), разве что вежливо похлопали и кое-как перетерпели это странное явление.

И вот - наконец-то! Дмитрий Ошеров объявляет "тех, кто не нуждается в представлении". Музыканты поочередно занимают места за инструментами, небольшая пауза, счет - и стадион просто взрывается увертюрой маршевых труб. Узнавание моментально: "Время Менять Имена"!!! Как хотите - но не заорать от восторга невозможно...

Константин КинчевПод наши овации появляется Он. Костя, Константин Евгеньевич, Доктор Кинчев. Одет оригинально, на теле всего лишь шорты из обрезанных джинсов (а что вы хотите - человеку два часа выкладываться на 25-градусной жаре!), матерчатые сапоги, перчатки с обрезанными пальцами и узкие черные очки. "Как классно выглядит!" - перекрикиваются (переговариваться в кричащей толпе невозможно) соседние девушки. Истинная правда: ни грамма лишнего веса, ни одной жировой складки, накачанные мускулы, и только седая шевелюра говорит о возрасте.

Песня кончается. Костя коротко здоровается, но разговаривать некогда - музыканты уже играют вступление следующей вещи. "Антихрист", из последнего альбома, за ней, так же, без паузы - "Умереть Молодым". Здесь не обходится без комментария:

- На самом деле, умирать молодыми не надо. Мы должны дожить, - Кинчев чуть задумывается, - до 2050 года! А умирать не стоит.

Играется вступление следующей вещи, но - какой всё же рок-концерт без инцидента? Напомню, происходило всё 1 августа, накануне Дня Десантника, и эти самые десантники и отметились. Кто кому не понравился или кого-то толкнул - вряд ли нужно выяснять, но в середине толпы вспыхивает короткая драка. Реакция Кинчева моментальна: он тут же останавливает концерт, делая специальное заявление:

- Так, это для вот тех ребят в голубых беретах. Я не хочу со сцены смотреть на всякий там мордобой, я уже насмотрелся отсюда всякого - и с меня довольно! Ещё один такой случай - и концерта не будет, мы просто развернёмся и уедем! Кому вы хуже сделаете - себе только!.. Поверьте старому человеку - посмотрите на мои седины! - взъерошивает прическу Кинчев.

Короткая пауза - и тут Константина, что называется, прорывает:

- Ну, вы люди или нет?! Почему обязательно нужно драться? Я не могу же так... не могу смотреть, как русские парни колотят друг друга! У нас что, мало врагов вокруг, что мы ещё и сами с собой дерёмся?.. - тут достаётся и "разогреву". - Вон, нагнали сюда чурок разных всяких, - кивает Кинчев за кулисы, - а мы между собой всё отношения выясняем... Если и дальше так будет - не будет никакого концерта!

М-да... Ладно, проехали. Восточных музыкантов бить никто не пошёл - и на том спасибо. Походив по сцене, Константин остывает и даёт знак музыкантам: можно продолжать.

За это время подстраивают звук. Бывший вначале несколько суховатым для двухгитарной группы, акцентировавший только ритм-секцию, саунд набирает мощь, не заглушая при этом слова, и становится почти идеальным. Звучат несколько не столь известных песен - "Смутные Дни", "Дурак И Солнце", "Инок, Воин И Шут". Танцев и оваций уже меньше - народ больше вслушивается. Следующая песня - снова оживление: "Небо Славян". Кинчев просто поёт, никак не комментируя наиболее патриотичные тексты, не проповедуя и не агитируя (чего я, честно говоря, перед концертом побаивался).

И - снова взрыв оваций: "Моё Поколение"! Правда, рефрен песни действительности соответствует не слишком: людей поколения Кинчева на стадионе исчезающе мало... Но - столь же мало людей, не слышавших эту вещь, и поют её хором. Поневоле ловишь себя на мысли: ничего не меняется, и песня, получается, актуальна и поныне...

Дальше началась магия, не иначе. Звучат первые аккорды ещё одной старой песни - "Ко Мне". По ходу дела Кинчев магическими пассами гипнотизирует публику. И не только публику. Висевшая в отдалении тёмная туча вдруг приближается к стадиону и зависает прямо над сценой. Но ни одной капли дождя не падает вниз. Картина потрясающая, и - даже не жаль, что нет фотоаппарата: это всё равно заснять было бы невозможно.

Висящая черная туча
Огромная толпа народу
И - демонический голос, заклинающий:

Иди ко мне!
Слышишь - это говорю тебе я!
Это зовёшь меня ты!
Ко мне!!!


Невольно подумалось: христианство христианством, но от язычества тебе, Костя, никуда не деться... Хочешь ты этого или нет.

Через несколько минут всё закончилось: туча ушла обратно, а дождь так и не состоялся.

Я не знаю, как они это делают. Но - два года назад на концерте в Пскове БГ остановил дождь (и я видел это собственными глазами, и могу рассказать об этом не здесь). А сегодня Кинчев гонял по небу тучи. И это я тоже видел.

Магия закончилась, а концерт продолжился блоком новых вещей, если не ошибаюсь, ещё не включенных в альбомы. "Изгой", "Бойся, Проси И Верь", "Война" и ещё одна вещь - что-то про черные дороги. Сложно сказать что-то определённое, не выучив текст, но эти песни скорее понравились, чем наоборот. Звук становился всё мощнее, музыканты, вслед за Кинчевым, всё более расходились - и Константин давал им поиграть, временами отходя вглубь сцены.

Где-то в это время, вслед за местными десантниками, отметились и заезжие "алисоманы", зажигавшие так называемые "файеры" - нечто вроде факелов, ярко горящих и разбрасывающих во все стороны искры. Файеры эти горели прямо в толпе, и, разумеется, охрана сих юных поджигателей быстро нейтрализовывала. Допев очередную вещь - "Ой, Мама, Больно Мне" - Кинчев, обращаясь специально к "питерским", достаточно вежливо попросил эти самые файеры больше не жечь. Одновременно он попросил охрану не пресекать слэм: "Ребята просто танцуют!". Охрана послушалась, к удовольствию слэмующих, на "поджигателей" же действия это не возымело. Следующая песня, "Трасса Е-95" просто-таки оказалась предназначенной для разного рода проявлений чувств, и под слаженный хор стадиона, в котором иногда тонул голос самого Кинчева, какой-то "красно-черно-армеец" очередной файер так-таки поджег.

Охрана тут же "зачистила" и этого, а Кинчев снова не выдержал:

- Да что вы за люди такие?! Говоришь вам, говоришь... Я же просил!.. Ну, и кто теперь виноват?.. Кто виноват, я спрашиваю?..

Тут же прерывает себя:

- Да что я вам, учитель?.. Воспитывать ещё вас... - машет рукой музыкантам. - Поехали!

Очередной взрыв восторга. У всех. Без исключения. "Красное На Чёрном"!!! Чёткий рифф, разрывающий воздух, яростные, знакомые с детства слова, казалось, уже подзабытые - ан нет! Тот же драйв, та же мощь. И тот же голос. Ничего не изменилось. Не думал, что смогу так орать на концерте на четвёртом-то десятке лет.

Финал. Дань памяти тем, кто... "Спокойная Ночь" Цоя. Поём хором. Последнюю часть песни поём одни. Меняемся местами. Кинчев ходит по сцене, подпевает. Нам. Без микрофона. Это мы поём ему, а он слушает.

Уход со сцены. На бис, на бис!!! Нельзя же вот так вот... Конечно, нельзя - короткий перекур, и музыканты снова за инструментами. "Иерусалим". Из новых, что ли? Наверно - думать и анализировать уже не хочется. Время чистого кайфа. О чём там? Какая разница. Мы ещё вместе.

"Песня Без Слов". "Я чувствую, закрывая глаза...". Вспышка: снова 80-е, все ещё живы и молоды, все ещё только вылезли из подвалов, а впереди - столько всего ещё будет! Ещё вспышка - и вспоминаешь дату. Нет, это 2004-й, и только БГ поёт "Маму-Анархию" и "Пригородный Блюз", а Кинчев желает спокойного сна тем, кто ложится спать и видит идущий на него (уже на него!) войной мир. Мы здесь, мы на дороге в никуда, мы - по ту сторону добра, нам не вернуться во вчера. Увы.

Кода. Ещё одна новая вещь. Медленная и спокойная. "И в эпилоге - Любовь" Всё.

...Я не знаю, буду ли я с прежним интересом слушать новые альбомы Константина Кинчева. Не знаю. Но я вряд ли смогу забыть этот концерт.


2. Константин Кинчев: "Пачкаться дух не будет"

Псков. Студия "Дорожного Радио". Ведущий - Дмитрий Ошеров

В райдере группы АЛИСА значилось: "Только одно интервью на радио. Все прочие контакты с журналистами исключаются". И это не пижонство. Дают о себе знать 20 лет гастрольной жизни.

Кинчев приехал на "Дорожное Радио" прямо из Питера, но минута в минуту. Узкие черные очки, седая шевелюра, стильная двухдневная щетина. Через пару часов - сгусток энергии на сцене, легко подчиняющий своей воле публику. Сейчас - спокойный и вполне доброжелательный себе мэтр. Мудрый, как змея на его татуировке.

Юбилеи и медали

Дмитрий Ошеров: Константин Евгеньевич, совсем недавно группа АЛИСА отметила свое 20-летие. Срок приличный даже для человеческой жизни, не говоря о группе. Как встретили юбилей?
Константин Кинчев: Да нормально... Мы расценивали это как обычную календарную дату. Был концерт. А потом мы поменяли состав. Пришли новые барабанщик и гитарист.

Константин Кинчев и Дмитрий ОшеровДО: А Макаревич, к примеру, юбилей своей группы "засветил" на Красной площади. Олигархи в VIP-зоне, билеты по соответствующей цене... Эфир на всю страну. У вас не мелькала мысль устроить нечто подобное? Не денег ради, а чтобы все поняли, что может и АЛИСА бабахнуть?
Константин: А нам никто не дал бы выступить на Красной площади, потому что мы особой дружбы с властями не ведём. И дело не в том, что мы в какой-то оппозиции находимся, просто власть нас опасается. Видимо, шлейф, который за мной тащится и все ярлыки, которые журналисты придумали и на меня повесили - они немного пугают (улыбается).

ДО: К вопросу о правде и вымысле: сведущие люди рассказывали мне, что медаль "Защитнику Белого Дома" вы пришли получать, что называется, "с корабля на бал", не наряжаясь и даже не вполне трезвый, так как известие о награждении застало вас совершенно врасплох.
Константин: Если честно признаться, то да. Я в то время просто сильно пил. Погиб мой гитарист, и у меня был сложный период такой. А работники госбезопасности вычислили меня каким-то удивительным образом, потому что где я находился - даже жена не очень знала. Но меня нашли и привезли в Кремль. В том виде, в каком я был.

ДО: А президент как отреагировал?
Константин: Президент был на удивление хорошо информирован. Это был как раз девятый день со дня гибели Игоря Чумычкина, и он сказал: "Девять дней - святое дело, я тебя понимаю. Всё нормально".

Душа - женщина ветреная

ДО: Процесс принятия веры был болезненным, или же всё прошло достаточно органично?
Константин: На мой взгляд, вполне органично, и я благодарен Творцу, что он таки привёл меня к вере и не дал загнуться на этом пути. Жизнь-то я вел достаточно бурную, и удивительно, что вообще сохранился до 46 лет.

ДО: Я к тому, что очень многие люди после обращения напрочь отрекаются от прошлого, настолько иначе смотрят на вещи, что даже в скит уходят.
Константин: Ну, путь монаха - он самый верный для христианина. Другое дело, что он же - самый тяжелый. И я к нему не готов. Слаб духом.

ДО: А примирить в душе Христа и рок-н-ролл было трудно?
Константин: ...Но возможно, во всяком случае. Хотя несколько лет этот процесс занял.

ДО: Вы согласны с утверждением, что любой фанатизм суть идолопоклонство? И как вы с этим боретесь в "Армии Алисы"?
Константин: Согласен. Но у нас, мне кажется, не слепой фанатизм, а сообщество единомышленников. В этом смысле мне больше нравится слово "поклонник". Ведь он что сделал - поклонился и дальше пошёл. Вот и мы друг другу поклонились на концерте - и у всех хорошее настроение. Мой поклон - мои песни, поклон уважаемой публики - это поднятые руки...

ДО: Минутных проблесков тоски по былой, разгульной жизни не бывает?
Константин: Нет. Поскольку эта разухабистая жизнь - она, по сути, рабство. Ты в рабстве у собственных привязанностей. И в этом разгуле абсолютно зависим - от дозы, от количества выпитого, от ситуаций, которые нарисовываются... Ты не свободен.

ДО: А вера не есть зависимость?
Константин: Вера даёт как раз полную свободу. Мало того, ты понимаешь цену той свободы, которую даёт тебе Господь, и пытаешься взнуздывать собственные порывы. Поскольку осознаешь, что они не полезны для души. А как следствие - ты и телом начинаешь заниматься, относиться к нему иначе, чем раньше. Вот татуировок у меня не добавляется, а продолжал бы по-прежнему жить - давно бы уже весь синий был. Так что, кроме пользы, Господь человеку не даёт ничего, просто необходимо к этому прийти и понять. А когда человек себя переоценивает и считает, что он сам знает, чего хочет - он идёт на поводу у собственной души. А душа его во всякие блудни закидывает, из которых вылезать сложно...

ДО: Развивая тему: как-то в интервью, где тоже шла речь о Духе и душе, вы сказали: "Шевчук - он человек душевный. Потому его и кидает во всякие крайности. А Дух - это совсем другое". Может, я не совсем понял, что имелось в виду, но прозвучало немного высокомерно...
Константин: Да, может, жестковато сказал, ну, тогда извинюсь перед уважаемым Юрием Юлиановичем (улыбается). Просто это не полезно - быть очень душевным. Душа - женщина ветреная и до всевозможных страстных увлечений жадная. Потому и кидает из огня да в полымя человека. А Дух взнуздывает душу, даёт ей возможность твердо идти по выбранной раз и навсегда дороге. Дух дается человеку через таинство причастия. Когда после глубокой сердечной исповеди человек допускается к причастию, у него освобождается маленькая клеточка чистоты в сердце для того, чтобы туда мог войти Святой Дух. А так - просто места нет. Он и рад бы войти в каждого человека, да места нет чистого. А пачкаться Дух не будет. Душа же - она вся запачканная. Вот и разница.

Шнур и "оттопырка"

ДО: Вернемся к делам мирским. Вот ведь какая интересная на Западе вещь получается: там нынче практически слились воедино рок-н-ролл и попса. И уже нет такого четкого водораздела, как у нас...
Константин (иронически улыбаясь): Сейчас этим как раз и занимаются многие радиостанции. Пытаются нивелировать то, что изначально вкладывалось в России в понятие "рок-н-ролл".

ДО: А почему бы и впрямь разным жанрам не слиться в единое культурное пространство?
Константин: Потому что не пересекаемые на самом деле рубежи. Изначально точки отсчета разные. "Поп-культура" и шоу-бизнес - это изначально зарабатывание денег. Тогда как рок - это сердечный порыв поделиться тем, что творится на душе у автора. Улавливаете разницу? Соединить кислое с зеленым невозможно.

ДО: Отчего же тогда ваши новые песни не звучат даже на многих рок-н-ролльных станциях?
Константин: Идеологически не укладываемся в формат. Идет пропаганда американского образа жизни, а мы стоим против всего этого.

ДО: А что есть американский образ жизни применительно к рок-музыке?
Константин: Деньги, попойка...

ДО: Наркотики, пляски...
Константин: Ну да, пропаганда полной "оттопырки": секс, разнузданное бухло, соответствующая манера поведения... Посмотрите "MTV". Но Америка ведь очень хитрая страна. Всё это - не для её внутреннего потребления. Внутри Америки очень поощряются патриотизм, национальное достоинство и т.д. То есть то, о чем здесь поём мы. Но здесь это не поощряется, потому что многие радиостанции куплены американцами.

ДО: Стало быть, группа ЛЕНИНГРАД - это происки?
Константин: Шнур - очень талантливый человек, но он, к сожалению, паразитирует на низменных чувствах толпы. А это недопустимо для настоящего рокера. Он - скорее попса. Кстати, они очень востребованы на корпоративных вечеринках, где основное бабло зарабатывают как раз попсовые музыканты. Собирается небольшое количество богатых людей, а Серёга Шнуров развлекает их своими песнями (смех). Тычет им в лицо всевозможные матерные слова, а тем очень нравится.

ДО: Но вы же улыбаетесь сейчас, стало быть, и вам он симпатичен?
Константин: Каждый имеет право сжигать свою жизнь так, как он хочет. Или строить её. Серёга пока её сжигает. Ну, всегда есть возможность одуматься. То, что он человек талантливый, для меня очевидно.

ДО: Мне как-то довелось по делам концертным побывать на даче, соседней с вашей. Был потрясен атмосферой: озеро, лес, тишина такая нереальная... Я знаю, что вы и отдыхать предпочитаете тут, на Северо-Западе. В Пскове частенько бываете?
Константин: С концертами - редко, а проездом - да, регулярно. Но больше в Гдове (райцентр, 120 км к северу от Пскова - А. Д.), поскольку рыбу ловлю на Чудском озере.

ДО: Когда планируете новый альбом?
Константин: Работаем, пишем. Думаю, выйдет не раньше, чем в 2005 году... если будем живы, опять же.

Фото: с сайта газеты "Псковская губерния" (1) и alisa.net (2)

Интервью опубликовано в газете "Стерх" 06.08.2004

Автор: Алекс Драйвер
опубликовано 03 августа 2004, 09:42
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (9) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАЛИСА - "Танцевать"Старый Пионэр23.12.2001
РецензииАЛИСА - "Сейчас Позднее, Чем Ты Думаешь"Старый Пионэр28.11.2003
РецензииАЛИСА - "Изгой"Старый Пионэр13.12.2005
РецензииАЛИСА - "Стать Севера"Старый Пионэр07.08.2007
РецензииАЛИСА - "атнирибалйеревд ялетинархсьлуП"Старый Пионэр13.03.2008
РецензииРикошет (трибьют) - "Выход Дракона"Старый Пионэр25.12.2009
РецензииАЛИСА - "Ъ"Игорь Лунев29.10.2010
РецензииАЛИСА - "Саботаж"Олег Гальченко30.01.2013
РецензииАЛИСА - "Цирк"Старый Пионэр30.10.2014
Рецензии"Башлачёв. Серебро И Слёзы. Трибьют"Геннадий Шостак27.01.2015
РецензииАЛИСА - "Эксцесс"Юлия Боровинская31.10.2016
СтатьиВосемь лет. Без права передышки (АЛИСА - "...Танцевать", ДС "Лужники", Москва, 9.02.2002)Старый Пионэр11.12.2002
СтатьиАЛИСА в Ухте (ГДК, 26.02.2005)SmokerMan16.03.2005
СтатьиКайф без денег (АЛИСА - "Книга фотографий")Старый Пионэр25.04.2007
Статьи"Саботаж" удался на славу (АЛИСА в ДКИ НАУ, Киев, 20.10.2012)Валерия Соколовская25.10.2012
Архив"Ура! Бум-бум" (Ростов-на-Дону) №11'1994 (Петр Самойлов: АЛИСА отмывала деньги партии)Старый Пионэр10.02.2004
АрхивАЛИСА, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр04.11.2004
АрхивАЛИСА, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр12.11.2004
АрхивАЛИСА, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр19.11.2004
АрхивАЛИСА, часть 4 (разные издания)Старый Пионэр01.08.2006
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23-29.03.1998 (АЛИСА, ЧАЙФ)Старый Пионэр03.11.2006
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 27.05.1993 (АЛИСА)Старый Пионэр20.11.2006
Архив"Молодежная Эстрада" №02'1991 (АЛИСА)Старый Пионэр07.09.2007
Архив"Московский Комсомолец" 30.10.1987 (Ленинградский Рок-клуб - открытие сезона)Старый Пионэр12.03.2008
Архив"СДВИГ" 1991, часть 1 (К. Кинчев, ТУПЫЕ)Старый Пионэр15.06.2010
Архив"Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.)Екатерина Борисова17.06.2013
ФорумАлисА "Сегодня позднее, чем ты думаешь"Old Pionear30.10.2003
ФорумАлисА меняет кожу?!Старый Пионэр18.12.2003

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.005