АЛИСА, часть 3 (разные издания)


"Мы уже почти поем..."

Писать о таких звездах, как лидер рок-группы АЛИСА Константин Кйнчев, дело нелегкое. Фактографией не обойдешься - ее знают все желающие. "Мелодия" выпустила три диска АЛИСЫ, на обороте конвертов которых можно выяснить состав исполнителей и годы записи альбомов.

Тем более трудно писать в подростковый журнал, если по письмам читателей узнаешь, что многие из них интересуются в основном личной жизнью звезд. Вы бы знали, как неловко задавать подобные вопросы артистам, - они-то справедливо полагают, что интересны главным образом творчеством. Спрашивать о любимых блюдах в последнее время стало тоже неприлично - все едят то, что еще удается раздобыть. Впрочем, некоторые факты из биографии Кинчева напомню, прибавив несколько малоизвестных штрихов, о которых упоминалось разве что в имеющих локальное распространение "левых" рокерских изданиях.

Наш журнал уже рассказывал о Святославе Задерии по кличке Алиса, который создал группу АЛИСА и пригласил из Москвы в Ленинград вокалиста и автора текстов Костю. "Он писал стихи о том, о чем мы писали музыку", - говорит Задерий, объясняя свой выбор. Дальнейший разрыв Слава трактует и вовсе житейски. С репетиций Костя тянулся домой, к супруге и маленькой дочке, и эта страсть к стирке пеленок противоречила "уставу" о безраздельной преданности музыке, который до поры пытаются исповедовать выходцы из андеграунда.

А если копнуть глубже, поймешь, что актерский талант Кинчева просто не умещается в рамках каких-либо альянсов. Песню той поры "Мы Вместе" Задерий истолковывает как лозунг единения московских и ленинградских рокеров, в отношениях которых по сей день существует ревнивая конкуренция. Для публики девиз "Мы вместе" стал знаменем единства не тусовочного, даже не политического, а межчеловеческого. Многие признают рок религией, Кинчев сумел стать ее апостолом. Автограф АЛИСЫ с двумя звездами предложил Энди Уорхолл, дизайнер БИТЛЗ и РОЛЛИНГ СТОУНЗ. Джоан Стингрей, рекламируя на Западе "красную волну", показала художнику фонограмму группы, и он на банке грибной подливки написал "Алиса" с двумя "А" в виде звезд. Джоан привезла банку Косте.

По поводу прозвища Кинчева Доктор Задерий признает: "Биополе у него точно есть, он обладает способностями лечить. Раньше таких людей называли духовниками. Поэтому я и назвал его Доктором".

Вообще, говорят, добрый парень. Вот деньги дал на первое издание рокерской газеты "Иванов".

Впервые АЛИСА появилась на II фестивале Ленинградского рок-клуба в 1984 году. С тех пор прошла будто целая эпоха блеска и нищеты отечественного рока. Совсем недавно фанаты праздновали победу выхода андеграунда на свет. Мы, причисляю и себя к этой когорте, искренне верили, что слушатели поймут, насколько песни Кинчева, Сукачева, Шевчука лучше - содержательнее, образно ярче - безликих стереотипов официозной эстрады. Однако триумф рокомании длился недолго. В массовом успехе победили поп-исполнители, выигрывающие перед былыми эстрадными кумирами только юностью. Рокеры почувствовали себя в окружении. К нападкам родителей им было не привыкать. Но тут подросло новое поколение четырнадцатилетних, которое грубо ткнуло в спины повзрослевших братьев: "Проваливайте, отцы, кончилось ваше время, Шатунова хотим".

Блокаду (блок ада) удалось прорвать немногим. Цою, Кинчеву. Они не погнушались, что в письмах их заказывают через запятую с Ромой Жуковым и Женей Белоусовым. Один из премьерных показов поп-металлической программы Кинчева состоялся на VII фестивале Ленинградского рок-клуба в 1989 году. Надо было видеть, как полупустой зал на улице Рубинштейна, 13, где маниакальные приверженцы "подполья" силком возрождали свою "контркультуру", в момент наполнился вопящими тинэйджерами, создавшими обстановку восторга, по существу, необходимую искусству. Проталкиваясь наперерез через плотную безбилетную толпу, снобы брезгливо спешили к выходу, причитая: "Кинчев пошел на поводу у малолеток", - и забывали, как недавно сами козыряли повальным энтузиазмом и прозорливостью юности.



На мой взгляд, Кинчев доказал истинность своей актерской сущности, ища зрителей, а не отворачиваясь от них. Ведь есть доля вероятности, что слушатели сумеют оценить преимущества АЛИСЫ перед безголосыми, неуклюжими, придурковатыми "фанерными" попсерами? Рокеры в свое время обещали воспитать новое поколение, которое сумеет преобразить к лучшему жизнь. Так зачем же при первых накладках на попятный? Кинчев - Артист, и сказка об очистительном Огне для него не атрибут металлического выпендрежа, а живая мысль проповеди, извечно ищущей свою паству.

Недавно на дискуссии о современном кинематографе я слышала мнение о невозможности нынче таких жанров как вестерн, детектив, мелодрама, поскольку они построены на противопоставлении черного и белого, абсолютно плохого и совершенно хорошего, а нынешний человек уже понимает, что так не бывает, и перестает верить в схему. Осмелюсь возразить. Именно в самые смутные и тяжелые времена, когда понимание беды не становится освобождением от нее, обостряется потребность в добрых и простых сказках. Вернее, это ведь и не вполне сказки. Заветы "не укради", "не прелюбодействуй" наивны только тем, что не учитывают невыполнения их большинством людей. Что касается белого и черного, добра и зла, порядочности и подлости - они вполне существуют и в чистом виде, только положительные примеры реже встречаются. Фильм, песня, религиозное учение предлагают относительно идеальные варианты. Инъекция относительности придает произведению убедительность. В хорошем кино ковбой, детектив, герой-любовник не вылеплены из сахара, хотя могут характеризоваться как положительные, "сказочные" персонажи. На безрыбье всходят белые розы.

Подобно тому, как попса играет в сиротство, рок-культура некоторое время в натуре разыгрывала мелодраму о гонимой добродетели. Кинчев привнес в эти истории настолько острую детективность, что им заинтересовалась газета "Совершенно секретно". Фильм "Взломщик", где Костя сыграл главную роль, показался легкой репетицией, жизнь подкидывала сюжеты покруче. Кто-кто, а Кинчев не выделывался, его действительно менты не пускали на собственный концерт, вязали руки, тащили в "воронок". Чистый боевик: избиение беременной жены на глазах артиста, он бросается защищать, его обвиняют в фашизме, а потом он блистательно выигрывает процесс с опубликовавшей клевету ленинградской газетой "Смена".

Кинчев - Художник потому, что его популярность зиждется не только на подобных эпизодах. Все это есть и в песнях, но изложенное не биографически, а в варианте той самой схемы (чистые цвета могут варьироваться): красное на черном. Это - схема добра и зла, где в ущерб рокерскому куражу признается даже уязвимость глашатая, однако неизменна его самоуверенность Мессии. "К несчастью, я слаб, как и слаб очевидец событий на Лысой Горе". Но: "Я - даю тебе шанс!" Не хило. И какой же?

Признания типа "возможно, я - картонный герой" воспринимаются у Кинчева не то чтобы кокетством, а минутным вздохом, подтверждающим реальность его персонажа-супермена. Он - Герой, который бой принимает.

Первые песни Кинчева, по преимуществу в стиле рэп, были кратким жизнеописанием юного рокера, темой и интонациями напоминали баллады другого ленинградского певца - Майка Науменко. Хулиган, плохо учусь, коллекционирую пластинки, танцую рок-н-ролл. Однако уже среди ранних работ появился зловещий Экспериментатор, инженер человеческих судеб, противостоящий герою Кинчева, как фольклорный царь Ирод разбойнику Кудеяру.

Артисты оказались более прозорливы, чем политики. Еще публика на концертах АЛИСЫ размахивала красными знаменами, радуясь новой революции, а Кинчев уже заметил, что методы аэробики-перестройки не сильно отличаются от предыдущей политфизкультуры. Песня "Новый Метод" написана в манере, близкой сатире группы АВИА. "Тоталитарный рэп" перекладывает автобиографию среднестатистического меломана, аналогичную и на Западе, и у нас, на специфически отечественную ситуацию. И, наконец, еще во времена "Моего Поколения" Кинчев замечает: "Какой изумительный праздник, но в нем явно не хватает нас". Ох, как бы мне хотелось, чтобы эти слова не щемили все большей актуальностью сегодня!



Впрочем, самому Кинчеву тоже указывают, что принципы его философии и приемов поднимать толпу, мягко говоря, неоригинальны и опасны. Что ж, он не придумывает правил игры: "Я не хочу пожара, но огонь уже зажжен..." Однако Дух Огня, к которому взывает металлизировавшаяся АЛИСА, попритворявшись силой тьмы, то и дело оборачивается Солнцем. (Его Звезда тоже по имени Солнце.)

Дух Огня, начни игру,
нам не начать без тебя...
Сойди, мы здесь,
мы ждем сигнала к началу дня...
Распиши горизонт
к Австралии новых зарниц,
вскрой душное небо
скальпелем утренних птиц.
И хотя этот восход еще слишком молод,
а закат уже слишком стар,
я продолжаю петь, я вижу пожар.


"И вновь продолжается бой!" - подобными интонациями, залихватским духом "Неуловимых мстителей" переполнены песни АЛИСЫ. Кинчев местами - блистательный поэт. Чего стоит, например, образный поворот фразы: "Слезы устали течь рекой, право свое поправ..." Однако еще важнее, вероятно, реальное содержание этих строк.

Нет, ничего нового. Кинчев - долгожданный герой, который напоминает: "Мы вольны хотя бы в том, что у нас есть глаза, а у наших глаз - голос". Вот этого не отнимешь. А в остальном традиционно: "...как эпилог все та же любовь, а как пролог все та же смерть". Заметьте, не демагогическое копание в том, что не поленятся разглядеть глаза, а масштабные вечные понятия - соучастие. Это тот случай, когда положительный герой не радует противников черно-белой гаммы готовностью подставить щеку, а попросту вмажет по роже отъявленному подлецу. Что еще можно сегодня предложить?

По ошибке? Конечно, нет.
Награждают сердцами птиц
тех, кто помнит дорогу наверх
и стремится броситься вниз
.

Кинчев, пожалуй, самый разнообразный среди отечественных рокеров в смысле поисков музыкальных стилей. На концерте памяти Виктора Цоя в Лужниках он выступил в этакой псевдорусской манере, неприятно напомнив ранние потуги ВИА типа АРИЭЛЬ. Однако все предшествующие победы артиста заставляют меня верить, что и этот путь для артиста не случаен, что-то он, вероятно, задумал и снова выиграет. Наш Орленок, дай Бог ему здоровья и не сделай пророческой традиционную для романтических баллад жертвенность: "...если песню не суждено допеть, то хотя бы успеть сложить...".

Нина ТИХОНОВА
Фото Евгения МАТВЕЕВА и Валерия ПОТАПОВА

"Мы" №06'1990



Ураган "АЛИСА" приближается...

Нет, речь не идет о стихийном бедствии. Просто этой фразой прокомментировали предстоящие концерты рок-группы с берегов Невы АЛИСА в столичном Дворце спорта Центрального стадиона имени В. И. Ленина наши коллеги с Ленинградского телевидения.

А вчера лидер коллектива Константин Кинчев был гостем редакции. Мы не виделись два года. Именно столько АЛИСА не выступала в нашем городе. А до этого мельком встретились в Софии на Международном фестивале детских и юношеских фильмов. Костя был гостем смотра, а мы с моим коллегой, фотокорреспондентом Владимиром Гердо - аккредитованными журналистами. Но по-настоящему поговорить не довелось. Да и сегодняшний разговор был сумбурным.

- До начала концертов мы выступим в том же зале на вечере памяти Виктора Цоя, - сказал Кинчев. - Любимые "дети небес" уходят слишком рано от нас. Таким был Виктор. Таким был и Саша Башлачёв, вечер памяти которого тоже состоялся в Лужниках. Помню, что "Вечерка" была первой партийной газетой, которая рискнула опубликовать стихи Саши. Причем сделала это дважды. Да и сейчас вместе с редакцией "Московского Комсомольца" "ВМ" стала одним из соучредителей фонда имени Виктора Цоя.

- Костя, это интервью, по-моему, первое для нашей газеты. Немного расскажи о себе.
- Родился и живу в Москве, а работаю с группой в Ленинграде и по всей стране. Окончил технологический институт, но ни дня не работал по специальности. Снялся в фильме "Взломщик". Записал три диска-гиганта, каждый тиражом более миллиона. Летом начали работу еще над одним альбомом во Франции. В октябре планировали завершить запись, но политические события в связи с действиями Ирака несколько приостановили ее.

- "Бродяжная" жизнь рок-музыканта, вероятно, не оставляет времени для семейной жизни...
- Я женат, у меня растут двое детей. Вот только семьянин неважнецкий. Если удается побыть дома неделю, счастлив.

- Извини, но сейчас вопрос, который очень волнует правоохранительные органы...
- Слушатели на наших концертах, естественно, не пай-мальчики. Это шумный зритель, громко выражающий свои чувства к музыкантам. Я всегда обращаюсь к залу с просьбой соблюдать порядок. Но аудиторию постоянно провоцируют на скандал. Нет, не обычные милиционеры. Есть такие подразделения - ОМОН. Против безоружных ребят в ход зачастую пускают дубинки. Правда, потом объясняют это слишком шумной реакцией, грозящей артистам. Хотя все это вымысел. Думаю, концерты в Москве пройдут без происшествий. Поэтому приглашаю поклонников рок-музыки в Лужники 27 и 28 октября.

В завершение, снова возвращаясь к "урагану", с полным основанием можно предположить, что билеты исчезнут из театральных касс с быстротой ураганного ветра. Ведь такие вечера бывают раз в два года.

В. ВАХРАМОВ
Фото В. ГЕРДО

"Вечерняя Москва" 17.10.1990



Костя Кинчев: "Я такой, как прежде..."

Из всех ближайших друзей Виктора Цоя, собирающихся принять участие в Вечере памяти 26 октября во Дворце спорта в Лужниках, имя лидера АЛИСЫ Кости Кинчева вызвало, пожалуй, наибольший резонанс в московских средствах массовой информации. По крайней мере, на сегодняшний день.

Связано это, видимо, с тем обстоятельством, что после выступления на Вечере памяти Виктора Цоя АЛИСА даст четыре сольных концерта на той же площадке 27 и 28 октября.

Более того, в последние дни АЛИСА вновь фигурировала в сводках ленинградской скандальной хроники. После недавних концертов в СКК возбужденные милиционеры вновь колотили дубинками рок-болельщиков, а последние, в свою очередь, выразили протест очередным разгромом нескольких станций ленинградского метро.

По имеющимся у редакции сведениям, вся эта история стоила нескольких седых волос ленинградскому главе Анатолию Собчаку, а Вадим Медведев в "600 секундах" не без доли ехидства сообщил, что "ураган по имени АЛИСА направился в направлении Москвы".

АЛИСА в числе очень немногих групп "подлинного рока" сумела удержаться на волне популярности после того, как значительная часть публики охладела к такой музыке, предпочтя ее слезливым напевам отечественного попса.

Хотя АЛИСА считается группой питерского рока, ее лидер Костя Кинчев (31) родился и вырос в самом центре Москвы, в проезде Художественного театра, в том доме, где располагалась ныне закрытая аппетитная пельменная. В бессознательном детстве вместе с друзьями он проникал на кухню ресторана "Арагви", и веселая компания юрко уводила из-под носа тучных поваров свежеиспеченный лаваш. Лаваш Костя любит до сих пор.

Учился в одном классе с Ваней Аджубеем, внуком Никиты Хрущева. Ходил в гости. У Вани были классные заграничные индейцы, и Костя как-то не удержался и "стырил" их у Вани. Кража была обнаружена, и будущую рок-звезду отлучили от дома сановных особ.

Когда Костя учился в пятом классе, семья переехала в новую квартиру на ВДНХ. В 1976 году Костя окончил среднюю школу №293 Бабушкинского района. Костина классная руководительница Маргарита Николаевна направила в военкомат та-акую характеристику, что в военкомате Костю и всю компанию моментально поставили на учет в психдиспансер. Таким образом, принципиальные действия Маргариты Николаевны сыграли воистину эпохальную роль для судеб русской рок-музыки, ибо, попади Костя в Красную Армию, трудно сказать, как сложилась бы его дальнейшая судьба.

Окончив десять классов очень средней советской школы, Костя стал зарабатывать на жизнь, играя в ансамбле на танцплощадке в подмосковном Красногорске. Первой всегда шла песня "Хэви Стар" из репертуара ДИП ПЕРПЛ, а на второй композиции, уже из репертуара любимой Костиной команды БЛЭК САББАТ, начиналась "махаловка" между красногорскими и тушинскими. Однако ансамбль продолжал добросовестно исполнять утвержденную программу до тех пор, пока на сцену из зала не начинали падать посторонние предметы. За эту опасную для жизни работу Костя получал 60 рублей.

Одновременно подрабатывал натурщиком в Суриковском художественном училище на Таганке. 200 рублей в месяц по тем временам были неплохими деньгами. Один грек ваял с Костиной натуры статую Персея. Однако статуя уехала вместе с греком в Грецию. Где она сейчас?

С того же 1976 года началось Костино знакомство со славной северной столицей, ныне Санкт-Петербургом, а в те времена - Ленинградом. Уже тогда питерская подпольная рок-тусовка была островком свободы в разлагавшейся и дурно пахнущей большевистской империи.
На одной из конспиративных явок судьба свела будущего Кинчева с Майком (Михаил Науменко - ЗООПАРК), уже тогда весьма авторитетным гражданином. Майк одобрил Костины поэтическо-музыкальные изыски, чем вдохновил его на запись первого альбома "Нервная Ночь" под именем "Доктор Кинчев и группа СТИЛЬ". Запись была сделана за одну очень нервную ночь в студии театрального института вместе с Андреем Заблудовским и Алексеем Мурашовым (ныне СЕКРЕТ), а также Славой Задерием (впоследствии НАТЕ!), с помощью очень хорошего человека по имени Панкер.

Тогда же состоялось мое знакомство с Костей в его малогабаритной квартирке где-то на задворках Теплого Стана. Я попросил его написать на листочек бумаги названия лучших, на его взгляд, рокеров Страны Советов. Мало кому тогда известный Костя Кинчев, не задумываясь, поставил на первое, второе, третье и все прочие места свое имя. Боже, как он был прав!

В конце 1984 года Костя пришел в АЛИСУ. Группа существовала в недрах рок-клуба больше года, но лишь с приходом Кинчева и под влиянием его несомненного магнетизма она превратилась в то, что мы сейчас и подразумеваем, когда говорим - группа АЛИСА.

На днях Костя пришел в гости в нашу редакцию и между нами состоялся интересный разговор. Его фрагменты я предлагаю читающей публике.

- Костя, как ты относишься к тому, что в хит-парадах "ЗД" твои произведения соседствуют с песнями т. н. попсовых команд? Дело в том, что многие люди этим недовольны и обвиняют нас в святотатстве по отношению к рок-идеалам.
- Мне тоже это не нравится. Я все-таки считаю, что хит-парады нужно разделять. Разделять по жанрам. Они ведь никак не пересекаются, поскольку к ним даже подход разный.

- Но ведь это чисто советское понимание музыки, это непримиримое деление отдельно на "поп", отдельно на "рок". Везде в мире, как правило, хит-парады миксовые, и никто из этого не делает трагедии.
- Ну, мы в России живем. Меня как-то мало волнует, что на Западе делят и как делят. Если бы я там жил, воспитывался. Если бы мое сознание формировалось там с детства... А я родился в России, и поэтому слово "рок" для меня имеет значение большее, чем просто музыка.

- Что же ты вкладываешь в это слово?
- В русском языке "рок" имеет второе значение. Это - судьба. То есть приговор бессрочный, подписанный, и обратной дороги нет. Вот это - рок.

- Ты по-прежнему верен тому, что исповедовал три или четыре года назад?
- Кардинальных изменений и быть не может. Поскольку человек я сформированный и менять что-либо уже поздно. Я живу согласно своему моральному кодексу, который сам же для себя сформировал.

- Он сильно отличается от "морального кодекса строителя коммунизма"?
- Прежде всего, я не знаком с "моральным кодексом строителя коммунизма". Да и существует ли он у них?

- Какие же положения в твоем моральном кодексе?
- Ну, почитай Евангелие. Там то, к чему я стремлюсь. Другое дело, что в жизни не всегда получается.

- То есть основные христианские заповеди?
- Я скорее язычник. По своему мировоззрению, ощущению земли, природы. То, что Христос был величайшим человеком на земле, - это очевидно. Я люблю его как старшего брата, который учит меня жизни. Главное, пожалуй, никогда ни подо что не подстраиваться, доверять своему импульсу, слушаться его, идти туда, куда он подсказывает. И не кривить душой. Все начинается с малого - чуть влево, чуть вправо и понесла... Поэтому рок и не подвержен конъюнктуре.

- Ты не усматриваешь в истории рока ни одного примера, когда люди следовали конъюнктуре?
- Я говорю о русском роке... Хотя, конечно, есть печальные примеры...

- То есть ты считаешь, что конформизм автоматически лишает человека права называть себя рок-музыкантом?
- А это происходит вне зависимости от его желаний. Он просто начинает терять внутреннюю связь с той энергией истины, которая питала его творчество. В конце концов ложь сжирает такого человека с потрохами, он теряет себя и свое лицо.

- Но внешние-то формы рока при этом могут сохраняться...
- Но все будут понимать, что это - лажа. Будут отворачиваться и бросать вослед: ты продал, ты предал...

- Ты считаешь, что российское понимание рока - это прежде всего не столько форма, сколько содержание?
- У нас вообще страна поэтов. И рок - это прежде всего слово в сочетании с музыкой. Конечно, идеально было бы достичь гармонии, но у нас, как правило, текст доминирует над музыкой.

- Эпатаж - одна из главных составных эстетики АЛИСЫ. Но все-таки насколько соответствует твоему внутреннему стержню недавнее сравнение АЛИСЫ с ураганом? Ведь в жизни-то ты совсем другой человек. Я бы даже сказал - чрезмерно тихий.
- Ты представь на секундочку, если бы я и в жизни был таким же, какой я на сцене... А эстетика АЛИСЫ... Знаешь, это как-то все стихийно происходит. Все, что происходит там, в глубинах моей души, та вечная война между светом и тьмой, добром и злом - это на сцене и выплескивается. Душа открывается нараспашку, и мне трудно контролировать это. Я и не хочу. Ведь это уже будет ложью. А в жизни я могу себе позволить и большую замкнутость, и некоторую дистанцию от удручающей реальности. Вспомни Сомерсета Моэма: жизнь - это театр, а театр - это жизнь...

За пять лет группа АЛИСА во главе с Костей Кинчевым выпустила три альбома: "Энергия", "Блок Ада" и "Шестой Лесничий". Все остальные компиляции, имеющие хождение на магнитофонных кассетах, по утверждению Кинчева, не являются концептуальными программами и непосредственно к нему отношения не имеют. Как правило, - это самодеятельность студий звукозаписи либо пиратские записи с концертов.

В настоящее время готовится четвертый альбом "Шабаш", первый тираж которого должен выйти во Франции. Там же происходят запись и сведение фонограмм.

На концерте Вечера памяти Виктора Цоя АЛИСОЙ будет исполнена песня, которая написана Кинчевым в день, когда пришла страшная весть о гибели его друга. "Гибель Вити - невосполнимая утрата, о которой даже думать тяжело", - говорит Костя.

На Вечер памяти придут также Борис Гребенщиков и АКВАРИУМ, Юрий Шевчук и ДДТ, Джоанна Стингрей, Петр и Алексей Мамоновы. Будут показаны фрагменты фильмов, в которых снимался Витя, прозвучат песни из последнего альбома группы КИНО...

Артур ГАСПАРЯН
Фото Александра АСТАФЬЕВА


Р. S. Редакция "МК" благодарит председателя Фонда им. Виктора Цоя Юрия Айзеншписа за содействие в организации интервью с Константином Кинчевым.

"Московский Комсомолец" 21.10.1990


АЛИСА в стране чудес
К. Кинчев: "Кощунствуем, пока есть силы"

На лестничной площадке было слышно, как он что-то наигрывал на гитаре. Он - это тридцатидвухлетний Константин Кинчев. Правда, в своей квартире среди полок с книгами (Толстой, Воннегут, Фромм) и игрушек его трехлетнего сына Кинчев был совсем не похож на неистового лидера группы АЛИСА, которой до недавнего времени официально запрещалось выступать в Ленинграде, Москве и других городах.

- Костя, злые языки до сих пор утверждают, что все инциденты на концертах АЛИСЫ, включая печально знаменитую драку в 1987 г. в Ленинграде с блюстителями порядка, после того как один из них ударил твою беременную жену, устраиваются АЛИСОЙ намеренно.
- Ничего себе, намеренно. Я тогда три месяца под следствием провел. Каждый день - к следователю и на протяжении 6-8 часов - очные ставки, допросы... Судебное дело выиграл, но скольких нервов мне это стоило. Что же касается драк, то я их не провоцирую, а наоборот: если вижу, к примеру, что девчонку или парня бьет какой-нибудь из омоновцев, тут же прекращаю концерт.

- То есть ты считаешь главными зачинщиками беспорядков ОМОН и милицию?
- Да, я считаю, что почти все драки на наших концертах были спровоцированы ими, а не АЛИСОЙ и ее поклонниками. Может, я много на себя беру, но думаю, что такая охрана нам и не нужна вовсе. Я один могу контролировать положение в зале. Вот недавно в Калининграде милиция отказалась работать на нашем концерте. Я попросил ребят не лезть на сцену - и они не лезли.

- Думаю, что не все согласятся с твоим мнением о стражах порядка. Например, ленинградский телерепортер А. Невзоров рисует их иными красками...
- Начнем с того, что я познакомился с Невзоровым в 1987 г. Меня тогда в чем только не обвиняли, а он работал в передаче "Открытая дверь" - вот я и решил в нее постучаться, чтобы мне самому дали высказаться по всем вопросам. Но вместо прямого эфира, вместо моего выступления было полтора часа мультфильмов. Я спросил его, что бы он сделал на моем месте. И знаешь, что ответил Невзоров? "Я бы повесился. АЛИСА антисоветская группа. А антисоветским группам не место на свободе". Видимо, в ту пору он был ярым коммунистом. Короче, для меня он - флюгер, который четко знает, за кем сила и власть, - на тех и работает. Я не чувствую в нем какого-то внутреннего морального стержня. Точно так же отношусь и к его репортажам. Кстати, и о нем написал песню. Называется "Звезда Свиней".

- А на чьей стороне твои политические симпатии?
- Сейчас я, что называется, руками и ногами за Ельцина. Пусть он не умеет красиво говорить или еще что-то, но мне нравится его позиция. Хотя я и отдаю себе отчет в том, что он - политик, а политика - это лавирование. И если завтра он повернет в другую сторону, я не удивлюсь.

- Что ты думаешь по поводу того, что сейчас стали усиленно пропагандировать всевозможные верования?
- Хорошо, что вспомнили о религии. Хорошо, если бы в Бога истинно уверовало как можно больше людей. Меньше грязи будет в душах, ведь если выбрал Его, то искус насилия, власти, тщеславия, гордыни над тобой не возобладает.

- Но, если помнишь, после событий в Вильнюсе и Риге военные говорили, что над ними, кроме всего прочего, еще довлеет присяга...
- Если человек сам расписывается в том, что он - болван, что им можно управлять как марионеткой, мне тут нечего добавить. Легче всего свалять вину со своих плеч на приказ неизвестного начальника. И фашисты во время войны так говорили. И энкэвэдэшники каялись: мы только исполняли приказы. Но на то мы и люди, чтобы в каждой ситуации действовать так, как подсказывает совесть, если, конечно, она есть. А все оправдания насчет присяги только показывают, что совесть их не чиста и руки в крови.

- Ты сказал как-то, что находишься в стадии богоискательства. Что это значит?
- Я не крещеный и не христианин, хотя верую в Бога. Церковных канонов не приемлю, не люблю попов за то, что они врут. Вот был я в Печорском монастыре. Что там за попы такие пошли? Я приехал туда покаяться, чтобы мне показали дорогу, которой идти, а меня начали кадилом охаживать: "Бес, иди отсюда!".

- Концерты АЛИСЫ, кстати, часто называют "сатанинскими плясками"... Так поэтому ты и не любишь церковь?
- В бесовстве кого и за что только не обвиняли. Церковь и колядки, и праздник Ивана Купалы объявляла бесовскими игрищами. Церковники - догматики, а любая догма убивает все живое. И мне это не нравится.

- Кстати, Костя, лично для меня в твоих песнях больше языческого, чем христианского.
- То, что Россия - языческая страна, для меня совершенно ясно. Мы поклоняемся-то чему, откуда энергию черпаем? Из воды, да земли, да огня. И как христианская церковь ни боролась, а народ языческие праздники до сих пор помнит и отмечает - и блины на масленицу печет, и колядует, и т. д.

- Может быть, раздвоенность русской натуры - вроде и не европейцы, и не азиаты - и мешает нам жить нормальной жизнью?
- А я считаю, что наша раздвоенность - это как раз и хорошо. Великая красота русского духа в том, что его носит по огромной амплитуде - то поднимает, то о землю ударит. Не то, что Европа живет - по маленькой. А середина - это болото, тлен. Ни горения, ни взлета. Правда, и падения нет. Но зато мы отдыхать умеем так, как никто другой.
Кстати, к вопросу о язычестве. Ты знаешь, что слово "кощунствовать" произошло от слова кощуны. А кощуны - это сказки, которые на Руси пели певцы-бояны. Они кощунствовали, то есть пели свои песни. Так что и мы сейчас кощунствуем.

Фото С. ХАЛЬЗОВА
"Аргументы и Факты" №7, 15.02.1991



АЛИСА - "Шабаш"
"Мелодия", 1991 год

Появлению этого двойного зальника Доктора Кинчева и сопровождающих его лиц на прилавках наших магазинов способствовал, по словам Кинчева, кризис в Персидском заливе. Дело в том, - как он рассказал на очень неофициальной мини-презентации дома у Коли Васина, - что альбом должен был выйти в студийном варианте во Франции, но там сочли момент не совсем подходящим (?!?). Поскольку в контракте оговаривался невыход в Союзе только студийной версии альбома, на паре концертов и был записан зальник.

О плюсах и минусах работы. Альбом приятно взять в руки (если у вас найдутся лишние сорок рублей). Зал звучит весьма впечатляюще, Кинчев - тоже, особенно если учесть, что вокал был потом почти весь перезаписан в студии и наложен на "живую" запись. (Впрочем, вины АЛИСЫ тут нет: вспомните хотя бы совершенно бредовое звучание тройника "Рок-Панорама"). В результате, правда, создается порой впечатление, что музыканты работают на порядок менее эмоционально, чем их лидер. Можно поспорить и о композиционном построении альбома: несколько блюзовых композиций, поставленных подряд, воспринимаются не так эффектно, как могли бы. Мелочь? Наверное. Дело не в этом: "Шабаш", безусловно, хороший подарок всем "алисоманам". Доктор, давай следующий!

О. М.
Снимок А. ШИШКИНА

"Рок-Хроника" (Свердловск - Екатеринбург) №5(8)'1991



Наш соковыжиматель

Впервые я узнал о существовании Доктора Кинчева, услышав его альбом "Нервная Ночь", записанный совместно с некоей неведомой группой СТИЛЬ. В подмосковном городке Фрязино была студия звукозаписи, хозяин которой - Алик - имел все советские новинки, включая, естественно, музыку, занесенную в "черные списки". Так вот, Алик завел мне первую вещь альбома "Доктор Франкенштейн". И я понял, что уже давно жду именно этого...

В целом альбом казался довольно сырым: вокалист мог местами петь мимо нот, гитаристы играли вразнобой; казалось, что он действительно записан за одну весьма нервную ночь (так оно впоследствии и оказалось). Но, тем не менее, эта работа давала новое ощущение места и времени и была беспредельно свежей. Как ветер, - один из любимейших, кстати, образов Кинчева... Даже сейчас, когда прошло уже довольно много лет, это один из лучших альбомов Доктора. Его лирика - агрессивна, а пафос - нежен, и Кинчев с изяществом балансирует на этой грани.

В то время у меня существовал неформальный обмен записями с ленинградским рок-клубом, я им привозил московские новости, а они записывали мне питерский "свежак". Естественно, однажды - зимой 1985 года - я повез туда свое приобретение. "Вот, - говорю, - классная вещь совершенно неизвестного автора". - "Ну, если хочешь, - смеются они, - мы тебя с ним познакомим, альбом как раз у нас записывался...".

К тому времени Константин Кинчев уже немало поиграл в разных комбинациях, больше по квартирам. Пытался выступать и с рок-группой, называлась она, кажется, ЗОНА ОТДЫХА, ныне совершенно забыта. "Флэтовая" акустика привела Кинчева осенью 1984 года в Питер. На одном из домашних концертов он познакомился с известным в ту пору Игорем "Монозуб" Панкером. И тот, нимало не сомневаясь, предложил Кинчеву записать магнитофонный альбом. На запись были приглашены гитарист Андрей Заблудовский из СЕКРЕТА, басист Станислав Задерий и барабанщик Михаил Нефедов из группы АЛИСА (они-то, как выяснилось, и скрылись под псевдонимом "Группа СТИЛЬ"). И одной осенней ночью дело было сделано! С этой записи началось то странное явление, что назвали в конце концов "алисоманией".

Отметим и такой факт, что 1984 год - год, когда начал раскручиваться Кинчев, - был вообще одним из наиболее творческих периодов отечественного рока. Вовсю фонтанировал идеями Гребенщиков, Майк записал свою лучшую работу - альбом "Белая Полоса", в Москве гремело БРАВО, фаны тащились от великолепного альбома ЦЕНТРА "Чтение В Транспорте", начинали свой путь к славе Петр Мамонов и Слава Бутусов. Все эти вещи, без сомненья, каким-то образом были взаимосвязаны. Тем временем Задерий и Кинчев целые дни проводили во Дворце молодежи. Задерий вскоре понял, что Кинчев - человек, который способен вывести его группу на самый верх. АЛИСА (до этого ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР и МАГИЯ) играла тогда ориентированный на ПТУ-шников рок-н-ролл с такого рода текстами: "Моя герла живет в общаге, а я ее кайфовый мэн; мы оба вышли из путяги, чего-то там не сделает такой-то мент..."

Кинчев, в принципе, разделял позиции своего нового друга и в музыке и даже в одежде: выходил на сцену в кроссовках, в засаленных брючках, в коротком черном пиджачишке с поднятым по последней ПТУ-моде воротником. Свой, короче. Выступать был готов хоть ежедневно и в Москву не рвался: там с концертами было несравненно сложней, чем в Питере. Так Кинчев стал штатным вокалистом АЛИСЫ, и название группы с тех пор неразрывно связано с ним, хотя первоначально словечко "Алиса" было кличкой Задерия.

Я был на одном из тех первых концертов Кинчева с АЛИСОЙ. Происходило это в танцзале ЛДМ, но лишь только АЛИСА появилась на эстраде, так танцующие перестали трястись и сгрудились вокруг музыкантов. Кинчев был великолепен. От него исходила мощнейшая энергия. Две песни, что сделали Кинчеву имя, - "Экспериментатор" и "Соковыжиматель" (они появились задолго до "Моего Поколения" и "Мы Вместе", которые сейчас принято считать главными хитами АЛИСЫ) весьма сексуальны. Если с них соскрести напластования метафор и гипербол, то они окажутся просто неприличными.

Потом был первый концерт АЛИСЫ в Москве. Его устроили мои друзья - студенты биологического факультета МГУ - в своей "общаге". Была пасхальная ночь, на Пасху тогда разрешали все что угодно, лишь бы отвлечь студентов от церковных церемоний, но АЛИСА оказалась уж слишком крутой, и где-то в конце сейшена университетское начальство дрогнуло и приказало сворачивать концерт. Устроители, гости и гости гостей отправились допевать в диско-холл на другой этаж. Но просто закрыть концерт местному руководству показалось мало, и часа через полтора из Главного здания прибыл оперотряд (на своих, видимо, положиться было нельзя). Дружинники перекрыли входы и выходы и принялись обыскивать комнаты в поисках "каких-то ленинградских музыкантов". Наверное, этим музыкантам не поздоровилось бы, если б их нашли, но Бог был за нас: за пятнадцать минут до появления оперотряда какая-то девчонка увела АЛИСУ к себе домой есть макароны...

Затем был III Ленинградский рок-фестиваль, на котором выступление АЛИСЫ произвело сенсацию. Скажу как зритель: после Кинчева никого слушать по-старому было уже невозможно. Очень был недоволен этим Гребенщиков. Тем более что в "Нервной Ночи" он усмотрел строчку, его задевающую: "Твой символ - Роза ветров, а мой - ржавый гвоздь...". В ней Кинчев как бы противопоставлял свой драйв его компромиссам. Гребенщиков ворчал. А в самом деле, что делать, когда никому не известная группа за полчаса изменяет все приоритеты? Мы полюбили АЛИСУ!..

Причину столь феноменального успеха АЛИСЫ я вижу в том, что Доктор Кинчев сумел объединить два начала, две школы рок-н-ролла - московскую и питерскую. В Питере - все Герои, все супера, все движутся в полный рост, даже пропащий Свинья. В Москве же проявления рок-н-ролла более сдержанны, хотя и более изысканны, здесь все маскируется в плотный слой метафор и иносказаний. Москва более патриотична, Ленинград - интернационален. Только в Ленинграде могли появиться АКВАРИУМ и ТЕЛЕВИЗОР. Только в Москве - ДК или МАШИНА ВРЕМЕНИ. Кинчев первым переступил границу, объединив две эти ипостаси, став рукой Москвы в стане друзей-соперников. Только он смог в одной песне объединить и героизм, и метафоричность. Зато все оказалось выпяченным наружу, контакты оголены, героизм и метафоричность предельно экзальтированны. Именно это и дало толчок к зарождению "алисомании".

Влияние Кинчева росло - и не только на публику. По пути бунта и ярости двинулся Борзыкин, песни которого мало походили на полубардовское творчество раннего ТЕЛЕВИЗОРА. Из песен Цоя исчезла вся его юношеская нежность, остались только непримиримость и холодность. Жизнь же самого Доктора походила на ежедневный спектакль: концерты, конфликты с милицией, судебный процесс (выигранный им). Он мотался между Ленинградом и Москвой, и здесь - чужой, и там - не слишком свой. Однако, уставая, он все дальше шел по пути агрессивности. Первым это заметил его дружок Слава Задерий, пытавшийся затормозить "нарастание зла" хотя бы бэк-вокалом или "урбанизированными ударными инструментами". Наконец, Задерий почувствовал, что пора уходить. Правда, он столько раз пытался сделать это, что в тусовке даже сложили анекдот:

Новости из Ленинграда:
Понедельник - АЛИСА распалась.
Вторник - АЛИСА сошлась.
Среда - АЛИСА распалась.
Четверг - рыбный день.
Пятница - АЛИСА сошлась.
Суббота - АЛИСА распалась.
Воскресенье - АЛИСА сошлась.

В самом деле, как уйти из группы, которая твое детище, которая носит твое имя? Ведь Кинчев - Доктор, Алисой называли Задерия.

Но Слава ушел, оставив Кинчеву питерский пафос и забрав себе московское изящество. Создав новую группу, он назвал ее НАТЕ!.

Но признаем, что и АЛИСЕ Задерий был уже не нужен. Бас-гитарой он владел средне, а "нововолновых" изысков АЛИСА себе уже не позволяла. По системе символов и смыслов это был самый натуральный "металл". И это неудивительно, ведь Кинчев - москвич, а "металл" в Москве развит более чем где-либо, поскольку целые поколения московской публики выросли на метафорах, гиперболах, ассоциативных связях, столь любимых МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ и БРИГАДОЙ С, да и Окуджавой с Приговым, так что это у нее в крови, и она - московская публика - в "металлические" иносказания врубилась с ходу. Впоследствии Кинчев взял себе даже настоящего "металлического" гитариста - Игоря Чумычкина из 99%, одной из первых московских тяжгрупп. Тут, впрочем, мне должно достаться от Кинчева на орехи: он не любит, когда АЛИСУ сравнивают с "металлом". Но я лично никакого криминала в этом не вижу: в "тяжесть" врубаюсь, ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК люблю и ЛЕД ЗЕППЕЛИН уважаю. А еще Доктор переодел в "железо" кое-что из своих старых "боевиков". Удали у них, конечно, прибавилось: будто саблей - хрясть! - и пополам. Для 1987 года это было очень круто: рев вокалиста, завывание гитары. Конечно, жалко мне было, что хит из "Нервной Ночи" "Эй, Там, На Том Берегу" больше не реггей, а хард-н-хэви, но, как говорится, автор имеет право...

Честно говоря, после этого я на какое-то время потерял Кинчева из виду. Читал в разных газетах, что то тут, то там из-за буйства фанатов его концерты временами запрещали. Но Доктору грех жаловаться. Он сам начал эту игру, он знал, на что идет. А его перебранке с ОМОНом я не верю. Я сам видел, как эти ребята под два метра ростом балдели в Питере от КРЕМАТОРИЯ и ЧАЙФА, а потом, окружив Армена Григоряна плотной стеной, брали у него автографы. И как раз на них-то можно положиться, потому что видел я еще их беседы с разными панками. А обычно милиция с панками не разговаривает: хвать палкой по голове - вот и весь диалог. Так что не переигрывает ли кое в чем наш Доктор?

Но речь не об этом. Я хочу сказать, что АЛИСА - это, конечно, не "металл". АЛИСА - это суперметалл! У натуральных тяжрокеров и страсти умереннее, и тусовка локальнее. И вообще - концерт АЛИСЫ имеет языческое начало. Русь - это испокон веку языческое царство. Царство Перуна, а Кинчев - шаман его!

А вообще Кинчев - простой и очень добрый парень. Он был хорошим другом и Башлачёву, и Цою. И я очень рад тому, что одно время имел возможность довольно плотно с ним общаться, да и сегодня могу позвонить и перекинуться парой-другой фраз.

Владимир МАРОЧКИН
"Эстрада и Цирк" №6'1991



<< Предыдущая часть

Следующая часть >>

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 19 ноября 2004, 21:12
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАЛИСА - "Танцевать"Старый Пионэр23.12.2001
РецензииАЛИСА - "Сейчас Позднее, Чем Ты Думаешь"Старый Пионэр28.11.2003
РецензииАЛИСА - "Изгой"Старый Пионэр13.12.2005
РецензииАЛИСА - "Стать Севера"Старый Пионэр07.08.2007
РецензииАЛИСА - "атнирибалйеревд ялетинархсьлуП"Старый Пионэр13.03.2008
РецензииРикошет (трибьют) - "Выход Дракона"Старый Пионэр25.12.2009
РецензииАЛИСА - "Ъ"Игорь Лунев29.10.2010
РецензииАЛИСА - "Саботаж"Олег Гальченко30.01.2013
РецензииАЛИСА - "Цирк"Старый Пионэр30.10.2014
Рецензии"Башлачёв. Серебро И Слёзы. Трибьют"Геннадий Шостак27.01.2015
РецензииАЛИСА - "Эксцесс"Юлия Боровинская31.10.2016
СтатьиВосемь лет. Без права передышки (АЛИСА - "...Танцевать", ДС "Лужники", Москва, 9.02.2002)Старый Пионэр11.12.2002
СтатьиПляс Сибири на Чудских берегах (АЛИСА в Пскове, август 2004)Алекс Драйвер03.08.2004
СтатьиАЛИСА в Ухте (ГДК, 26.02.2005)SmokerMan16.03.2005
СтатьиКайф без денег (АЛИСА - "Книга фотографий")Старый Пионэр25.04.2007
Статьи"Саботаж" удался на славу (АЛИСА в ДКИ НАУ, Киев, 20.10.2012)Валерия Соколовская25.10.2012
Архив"Ура! Бум-бум" (Ростов-на-Дону) №11'1994 (Петр Самойлов: АЛИСА отмывала деньги партии)Старый Пионэр10.02.2004
АрхивАЛИСА, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр04.11.2004
АрхивАЛИСА, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр12.11.2004
АрхивАЛИСА, часть 4 (разные издания)Старый Пионэр01.08.2006
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23-29.03.1998 (АЛИСА, ЧАЙФ)Старый Пионэр03.11.2006
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 27.05.1993 (АЛИСА)Старый Пионэр20.11.2006
Архив"Молодежная Эстрада" №02'1991 (АЛИСА)Старый Пионэр07.09.2007
Архив"Московский Комсомолец" 30.10.1987 (Ленинградский Рок-клуб - открытие сезона)Старый Пионэр12.03.2008
Архив"СДВИГ" 1991, часть 1 (К. Кинчев, ТУПЫЕ)Старый Пионэр15.06.2010
Архив"Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.)Екатерина Борисова17.06.2013
ФорумАлисА "Сегодня позднее, чем ты думаешь"Old Pionear30.10.2003
ФорумАлисА меняет кожу?!Старый Пионэр18.12.2003

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.027