ЦЕНТР (разные издания)


Метаморфозы ЦЕНТРА

Меломаны со стажем помнят, наверное, шумный успех, который сопутствовал первым концертам московского самодеятельного ансамбля ЦЕНТР. Было это четыре-пять лет назад.

В самом деле, группа не просуществовала еще и года, а авторитетный журнал "Юность" поместил на своих страницах пространное интервью с лидером ансамбля В. Шумовым, известный кинорежиссер пригласил музыкантов для съемок и записи музыки к новому фильму ("Время отдыха с субботы до понедельника"), а телевидение показало видеоклип группы в одной из популярнейших телепрограмм ("Веселые ребята"). Критики поспешили тогда заявить об ансамбле как о лидере столичной "новой волны". Одним словом, энергия, ирония, романтизм песен ЦЕНТРА, их непохожесть на все то, что звучало с самодеятельной (и не только) сцены, привлекали внимание очень многих. Строчки песни "Наутилус" стали в то время как бы "визитной карточкой" группы. Помните?

Посторонитесь, тоскливые франты -
В небе парус капитана Гранта!
Мы любим все - все, что красиво!
О, "Наутилус", "Наутилус"!


Но время шло, а число почитателей ансамбля не только не увеличивалось, но и, похоже, резко пошло на убыль. Трудно сказать, что явилось основной причиной этого явления, но один вывод кажется очевидным - слушатели явно "не успевали" за ходом экспериментов в музыке и текстах песен группы.

Удивительное дело, но создавалось впечатление, что ЦЕНТР это нисколько не волнует. Шумов и его единомышленники продолжали записывать в среднем по два (!) магнитофонных цикла в год, и каждый последующий из них приводил в недоумение поклонников предыдущего. Нет, песни по-прежнему были и ироничны, и романтичны, но меняющийся поэтический мир настораживал, а иногда и начинал раздражать даже самых истовых почитателей ансамбля. Кое-кто стал даже отрицать сам факт наличия поэзии в песнях группы.

В надежде рассеять все сомнения решаю встретиться с Василием Шумовым - руководителем, композитором и автором текстов песен ансамбля. Проще всего это оказалось сделать после одного из "сборных" концертов московской рок-лаборатории в ДК имени Курчатова - клубе, который является "базовым" для ЦЕНТРА.

- Василий, много споров возникает, когда речь идет о стиле музыки вашего ансамбля. Как вы сами его определяете?
- Мы не придерживаемся каких-то общепринятых направлений, стилей. Мы просто музыканты, которые пытаются реализовать свои идеи. Нам нравится постоянно изменяться, развиваться, прогрессировать. Ведь как бывает? Нашел свою стезю, сел на своего "конька", почувствовал, что это кому-то нравится - и все, из года в год одно и то же. Мы идем другим путем, стараясь не повторяться.

- Тебе не кажется, что раньше ваши песни были более простыми, доступными, что сегодня ваша аудитория сузилась?
- Нам трудно об этом судить. Встречи со зрителями довольно редки - ведь мы группа любительская... (после паузы), и все-таки мы считаем, что наши песни по-прежнему доступны и просты. С другой стороны, не хочется, чтобы они были примитивными. И тут многое зависит от слушателя. Нам хотелось бы, чтобы он, послушав песню, задумался и сделал для себя какой-то вывод, оценил ее.

- Насчет доступности позволь с тобой не согласиться. Возьмем хотя бы только названия - "Мауна Лоа", "Марианская Впадина", "Кони Йото"...
- Просто это песни, написанные в романтическом духе. Помните, Бодлер сказал: "Романтизм - это своя манера чувствовать". И это не подразумевает какую-то заумность или намек на "выеденное яйцо". И потом. Когда-то нам нравилось делать песни типа "Мауна Лоа", а теперь мы поем совсем другие. Они менее романтичны, но более жизненные, социальные...

- В интервью журналу "Юность" ты когда-то говорил о том, что смена состава перемножает на "ноль" творческие усилия. Не кажется ли тебе, что частые смены в ЦЕНТРЕ умножают ваше творчество на величину, меньшую единицы?
- Знаете, я до сих пор хотел бы играть с одними и теми же ребятами. К сожалению, жизнь есть жизнь (ухмыляется). Например, наш барабанщик Карен Саркисов окончил в 1984 году пединститут и был призван в армию. Мы же не могли сидеть и ждать, пока он вернется? Появляются новые идеи, которые требуют реализации. Мы исходим из того, что не надо никакого фанатизма в этом отношении, надо быть обыкновенными людьми со своими проблемами (сейчас К. Саркисов выступает в известной группе БРИГАДА С - прим. автора).

- Представь, пожалуйста, сегодняшний состав ЦЕНТРА.
- Кроме меня, это 27-летний гитарист Виталий Чурилов, закончивший в свое время институт культуры, ударник Александр Васильев - дипломник института связи (вуз, который закончил и я пять лет назад) и самый опытный из нас бас-гитарист Юрий Иванов. Он - музыкант первых поколений московских рок-групп. Когда-то играл в первом рок-клубе на улице Алабяна, где начинали Макаревич, Ситковецкий, Стас Намин. Несмотря на то, что по возрасту он значительно старше нас, Юрий не остановился в своем музыкальном развитии и ему интересно наше творчество, наши идеи. С этого года с нами выступает еще и вокальное трио девушек. Вновь стал репетировать гитарист Валерий Виноградов из первого состава.

- Многие считают ЦЕНТР "текстовым" ансамблем. Интересно, чья поэзия вам особенно близка?
- Нам очень нравится творчество Игоря Северянина. Иногда мы даже делаем песни-монтажи, используя строчки из его произведений. Очень близки стихи Александра Блока и Николая Гумилева, из зарубежных - французских поэтов Артюра Рэмбо, Шарля Бодлера... Кстати, на концертах 1986 года мы даже играли рок-оперу "Артюр Рэмбо", в которой на сцене с ЦЕНТРОМ выступали Жанна Агузарова, певец НОЧНОГО ПРОСПЕКТА Алексей Борисов, Петр Мамонов, Артем Троицкий, саксофонист Сергей Летов и пианистка Татьяна Диденко.

- Ты сказал, что ваши песни стали более социальными. Что же вас сегодня волнует, тревожит?
- Многое. Например, проявление инфантилизма и фетишизма среди молодежи. Многие не могут сами принять какие-то решения, хотят, чтобы за них это сделал кто-то. А между тем преимущество молодости как раз в том и заключается, что это время принятия решений и их воплощения в жизнь. Часто внешняя сторона жизни у некоторых заслоняет все на свете. Какие-то модные вещи, ансамбли, модные темы для разговора... Именно в ответ на проявления бездуховности мы и написали наши песни "Бездельники", "Сердцебиение" (они вскоре выйдут миньоном на "Мелодии"), "Жизнь Замечательных Мужчин", "Времена Года". Нельзя проходить мимо этих фактов, быть просто сторонним наблюдателем. Это наша принципиальная позиция.

Что ж, последние выступления ансамбля подтверждают, что ЦЕНТР вновь изменился. Меньше ли стало в песнях романтики?

Судите сами:

"Каждого, кто боится и самовлюблен,
Солнечные зайчики испепеляют.
Рухлядь трясется и шипит изнутри -
Это агония, ее агония!
Современный воздух свеж,
Сегодняшний ветер порывист!"
(песня "Солнечные Зайчики", 1987 год)


Ну как? По крайней мере актуально, не правда ли?

Сергей НОВИКОВ

P. S. По многочисленным просьбам читателей называем полную "дискографию" магнитофонных "альбомов" ансамбля ЦЕНТР Московской рок-лаборатории:
1. "Стюардесса Летних Линий". 2. "Однокомнатная Квартира" (оба - 1983 г.). 3. "Чтение В Транспорте". 4. "Тяга К Технике" (оба - 1984 г.). 5. "Цветок И Мотылек". 6. "Признаки Жизни" (оба - 1985 г.). 7. "Учитесь Плавать". 8. "Любимые Песни В "Ретро". 9. Опера "Артюр Рэмбо". 10. "Замечательные Мужчины". 11. "Мой Район" (сольный - В. Шумова, последние пять "альбомов" записаны в 1986 г.). 12. "Русские В Своей Компании" (1987 г.).

"Московский Комсомолец" 11.09.1987


Группа ЦЕНТР
Редактор А. Устин

Группа эта возникла в Москве в 1982 году, записала магнитофонный альбом "Стюардессы Летних Линий" и сразу наделала много шума своей веселой рок-н-ролльной иронией, иногда дополняемой философскими размышлениями. Данное обстоятельство показалось странным, так как разудалые рок-н-роллы считались не слишком подходящими для подобных экспериментов. За пять лет существования группа записала четырнадцать (!) магнитофонных альбомов, обойдя всех своей продуктивностью. Каждая новая работа начисто опровергала все, сделанное музыкантами прежде. Это вносило крайнюю сумятицу и неразбериху. Когда терпение критики и публики лопнуло, на Василия Шумова, руководителя группы, посыпались вопросы. Он отвечал:

- Мы не придерживаемся каких-то общепринятых направлений и стилей. Мы просто музыканты, которые реализуют свои идеи. А их рождает жизнь, такая непредсказуемая и разнообразная. Сегодня одно, завтра другое. Мы не боимся меняться. Наоборот, стараемся не повторяться. Неинтересно делать из года в год одно и то же только потому, что это нравится. Место в хит-параде для нас вопрос третьестепенный...

Ощущение новизны - постоянный спутник творчества группы ЦЕНТР. Богатство и разнообразие музыкальных и поэтических идей впечатляет. В этом смысле группа ЦЕНТР безусловно соответствует главному критерию рок-музыки - самостоятельному, независимому творчеству. И творческая константа в произведениях ЦЕНТРА есть. Это - постоянная работа мысли. Подчас она столь напряженная, что выдает невообразимой сложности конструкции. Но они не подавляют своей тяжеловесностью или несуразностью.

На первом миньоне группы, выпущенном "Мелодией", звучат песни из альбома "Замечательные Мужчины", записанного группой в 1986 году. Все та же ирония, чувство юмора. Что касается музыкального стиля, то вслед за Шумовым можно сказать, что каждому слушателю придется решать этот вопрос самостоятельно.

Первый миньон - капелька из большого музыкального поэтического мира, сконструированного за пять лет ЦЕНТРОМ. По этой причине вопрос о перспективах группы в грамзаписи кажется отнюдь не праздным. Руководитель группы и музыканты готовы и дальше сотрудничать с фирмой "Мелодия".

"Мелодия" №3'1988


Группа ЦЕНТР
Редактор О. Глушкова. Звукорежиссер Ю. Богданов

С творчеством этого московского коллектива, возглавляемого Василием Шумовым, думается, хотя бы немного знаком каждый истинный поклонник отечественной рок-музыки. А многие помнят и его шумный дебют, когда на гребне "новой волны" группа ЦЕНТР ворвалась в столичную рок-элиту и до сих пор, постоянно экспериментируя, не сдает позиций.

Свой высокий уровень ЦЕНТР подтвердил во время памятного телевизионного "Музыкального Ринга", прямой эфир которого состоялся 7 января нынешнего года. Встречались на "ринге" авангардные коллективы Москвы и Ленинграда. Столицу, кроме ЦЕНТРА, представляли не менее известные ЗВУКИ МУ и ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. Честь города на Неве защищали группы АВИА и ИГРЫ, составлявшие ранее единое целое под названием СТРАННЫЕ ИГРЫ, а также инструментальный коллектив ДЖУНГЛИ во главе с А. Отряскиным. Тот, кто видел эту встречу, помнит, что в общем она прошла остро, дав обильную пищу для споров и писем на телевидение, и лишний раз подтвердила, что так называемый интеллектуальный (или авангардный) рок имеет довольно большое число заинтересованных поклонников.

Но вернемся к группе ЦЕНТР. Команда Василия Шумова выступала во втором раунде и выиграла его. Отметим, это единственная победа москвичей в прошедшем "ринге". Этот успех у телезрителей для ЦЕНТРА ценен - тем, что он поколебал устоявшееся мнение о суперэлитарности творчества Шумова и его коллег. Поэтому сейчас курьезным кажется такое высказывание одного музыкального критика: "Для большинства ее (группы ЦЕНТР - В. К.) поклонников творчество с трудом ассоциируется с тем, что принято у нас называть рок-музыкой". Не вступая в дискуссию по этому вопросу, скажу прямо, у нас нередко рок-музыкой называют то, что с ней и рядом не стояло. Так стоит ли ориентироваться на заблуждения "большинства"?

Творческий путь Василия Шумова и его ЦЕНТРА доказывает, что популярность любой ценой этим музыкантам не нужна.

Бесполезная песня - пусть отдохнет голова.
Бесполезная песня - доходчивые слова.
Бесполезная песня - но можно танцевать.
Бесполезная песня - не мешает спать.


Думается, отношение к шлягерам понятно и из четырех строчек первого куплета "Бесполезной Песни". Но процитирую еще:

Бесполезная песня - мрачное событие.
Бесполезная песня - остановка в развитии.
Бесполезная песня - творческая разновидность.
Бесполезная песня - духовная инвалидность.


Убийственные характеристики! Однако они справедливы - сколько на отечественной эстраде еще подобной "духовной инвалидности". К счастью, ЦЕНТР давным-давно сделал выбор, отказавшись от общепринятых подходов к рок-музыке. Наверное, поэтому так трудно определить стиль, избранный коллективом Шумова. Хотя творчество, по-моему, вполне доступно многим - лишь бы хотелось понять, лишь бы было что слушать!

А слушать теперь можно пластинку-сборник, который ранее был записан и выпущен во Франции. Десять композиций для него отобраны с "центровских" магнитоальбомов "Тяга К Технике", "Жизнь Замечательных мужчин", "Русские В Своей Компании" и "Дитятя". Автор всей музыки и текстов - Василий Шумов. Он же единственный из ЦЕНТРА принимал участие в записи, помогали ему французские музыканты. Продюсировал диск Максим Шмит. Весной этого года группа ЦЕНТР уже в полном составе посетила Францию. Концерты, организованные для рекламы альбома, по словам В. Шумова, получили положительные отклики в прессе. Как видим, французы не прогадали, издав альбом ЦЕНТРА. Да и "Мелодия" ничем теперь не рискует, перепечатывая его для советских филофонистов, ведь сборник, действительно, получился отличным.

Возможно, в отобранных песнях мало былого романтизма, зато они точнее и ближе к действительности, чем работы начального периода. Социальная направленность творчества ЦЕНТРА ощущается даже в названиях: "Человек", "Радиоактивность", "Жалобы", "Комиссия". Музыканты считают, что нельзя не замечать негативные явления, быть просто сторонним наблюдателем. Такова их позиция.

Но что же, собственно, волнует участников группы ЦЕНТР? На какие проблемы нашего общества они пытаются обратить внимание своих слушателей? Диапазон этих вопросов довольно широк. Вот, к примеру, издержки эмансипации современных женщин:

Тургеневские женщины пишут письма,
разбираются в артистах, ищут нефть,
говорят о медицине, выступают на эстраде,
кладут асфальт, сосредоточены в танце.
("Тургеневские Женщины")


А в другой песне, где герои мужчины, речь уже идет о бездуховности. Тему "Замечательных Мужчин" развивает композиция "Привет Тебе":

Друг копит на машину. Он почти незаметен.
Инженер-одиночка совершенно секретен.
В интуристовском театре на сцене "Иван Сусанин".
А я опять на лопатках в районном универсаме.
Недавно в моем паспорте наклеена вторая фотография.
Невозможно придраться к стандарту моей биографии.


Конечно, не всем нравится манера, в которой сделаны песни этого сборника, но, она не отделима от группы, ЦЕНТР так работает давно и сумел добиться полного стилевого единства исполнения, текста и музыки. Хочу особо подчеркнуть, что группа ЦЕНТР довольно много записывается. У них накопилось материала еще на несколько пластинок. Возможно, в скором времени на фирме "Мелодия" выйдут и оригинальные альбомы московской группы ЦЕНТР. Что ж, поживем услышим...

Валерий МИХАЙЛОВ

Дискография магнитоальбомов группы ЦЕНТР:

1983 г. "Стюардесса Летних Линий", "Однокомнатная Квартира"
1984 г. "Чтение В Транспорте", "Тяга К Технике"
1985 г. "Цветок и Мотылек", "Признаки Жизни"
1986 г. "Учитесь Плавать", "Любимые Песни В "Ретро"", "Артюр Рэмбо" (опера), "Жизнь Замечательных Мужчин", "Мой Район"
1987 г. "Русские В Своей Компании"
1988 г. "Дитятя"
1989 г. "Сделано В Париже" (выходит на "Мелодии"), "Очищение", "От Звонка До Звонка"

"Мелодия" №4'1989


В университетах Калифорнии Вася Шумов читал лекции о нашем роке. Но не пел...

Хит-парады, опросы, рейтинги - в любом уважающем себя издании... Но вы не найдете там ни одной песни, ни одного альбома московской группы ЦЕНТР, сыгравшей заметную роль в развитии отечественного рока. Бесконечные смены состава и некоммерческий характер музыки негативно сказываются на известности ансамбля и прежде всего его лидера - Васи Шумова. В результате Шумова больше знают как ведущего рок-передач радиостанции "Юность", чем как музыканта-экспериментатора, записавшего 17(!) магнитофонных альбомов.

Добиться встречи с ним - дело непростое. Упорно ходят слухи о его затворничестве и скрытности, что, впрочем, не совсем соответствует действительности. Просто - подобно многим - Шумов значительную часть времени проводит за границей. И наша беседа состоялась накануне очередной поездки Шумова в Англию и США.

- Василий, что изменилось за год после нашей последней встречи?
- Я нашел для себя новые ориентиры как музыкант. Это главное.

- Ты не хочешь даже вспоминать об остальном?
- Ну, если ты настаиваешь... Недавно в Америке вышел мой компакт-диск. Записываю второй альбом для издания во Франции. Но для меня все это творческого интереса уже не представляет, поскольку речь идет о сборниках моих старых вещей. Сейчас мне больше интересны спектакль "Библиотека приключений" и соло-альбом под условным названием "Две Головы", тематика которого резко отличается от того, что я делал раньше.

- А что происходит в это время с группой ЦЕНТР?
- В нашей жизни трудно что-то программировать, тем более когда речь идет о творчестве. Именно творчество для меня главное. Тусовка, деньги - это уже вторично. Каждый выбирает, что ему важнее. Я выбрал; ребята, с которыми я работал в последние два года - тоже.

- Чем ты занимался в Америке?
- Я попал туда при содействии фонда Сорроса (у нас это называется советско-американская культурная инициатива). Знаешь, как верующему христианину важно побывать в Иерусалиме, так и мне хотелось на родину рок-н-ролла. Последние 10 лет я верил в бога по имени "Рок-н-ролл"... Я был в Калифорнии, в Лос-Анджелесе, побывал на множестве концертов. И, естественно, меня интересовала жизнь американцев с человеческих позиций - какие у них ценности, что для них важно, а что нет, как они воспитывают детей и т. д. Тем более, что времени было достаточно - 5 месяцев.

- Что поразило тебя там?
- Ты знаешь, я понял, что люди везде равно несчастны, одиноки и беззащитны. Есть различия в уровне жизни, но не он определяет счастье.

- Несчастны даже американцы, которые кичатся своим благополучием?
- Кичатся не американцы, а фирмы, политики... Я очень мало встречал людей, которые говорили, что у них все нормально и без проблем.

- А в плане музыки, отношения к ней, к музыкантам?
- Здесь все - дело вкуса, привязанностей. Например, есть круглосуточный музыкальный телеканал MTV. Так вот, он мне через два дня надоел, потому что там основное время занимают клипы, в данное время "раскручиваемые" какой-то фирмой. Для меня относительно интересна была передача MTV "120 минут", об альтернативной музыке, о "панке" и "пост-панке", но о тех стилях, которые меня интересуют - "нью эйдж", например, - там тоже было очень мало. Если же сравнивать поп-музыку... Можно, конечно, говорить о разном уровне индустрии, музыкальной культуры, но по содержанию это вещи одного порядка. То есть я не вижу большой разницы между, допустим, Мадонной, Джексоном и младшим Пресняковым, ЛАСКОВЫМ МАЕМ... Мотивы - одни и те же.

- Ты тоже считаешь, что "средний" американец находится под постоянным прессом рекламы?
- Несомненно. У нас это когда-то называлось "воротилы шоу-бизнеса". Именно эти люди заказывают музыку, заставляют делать сальто на сцене...

- ...И кому-то это нравится.
- Большинству. Но, слава Богу, есть и те, кто идет свой дорогой. Именно они и создают произведения искусства.

- В США ты встречал таких?
- Конечно. Страна богатая, есть возможность слушать то, что нравится. Большой выбор компакт-дисков, множество концертов... Хотя я тоже долго не мог найти видеокассет с музыкой РЕЗИДЕНТС и Л. Андерсен. Фильм "Москва слезам не верит" нашел, а их нет.

- Ты как-то говорил по радио, что тебя потрясло, что огромные залы собирают одинаково много и поклонников рок-музыки и любителей классики...
- Да. Например, я был в "Голливуд боу" - открытой концертной площадке на 15-18 тысяч - во время концерта Рода Стюарта. Аншлаг. И то же - на следующий день, когда приехал симфонический оркестр. Причем система такая - заявляется концерт и тут же сообщается, когда будут реализовываться билеты. В кассы идти не нужно - по-моему, их просто нет. Звонишь, говоришь номер своего банковского счета и заказываешь билеты. Можно сразу десять тысяч.

- Говоришь, ты читал в США лекции на английском. Получалось?
- Конечно, иначе не приглашали бы. Знаешь, у них там абсолютно нет снобизма. Я читал лекции о нашей рок-музыке в университетах Калифорнии, и слушатели были, в основном, студенты факультетов славянских языков и музыкального.

- О чем спрашивали?
- О том, как живут музыканты, сколько зарабатывают, что нам известно об американской музыке. Часто спрашивали, сколько у нас фирм грамзаписи, сколько каналов на телевидении, сколько рок-изданий...

- И при твоих ответах у слушателей округлялись глаза?
- В том-то и дело, что нет. Они слушали и задавали вопросы только для того чтобы знать, а не округлять глаза или посмеяться. Мне нравилась доброжелательность слушателей. Заканчивались лекции обычно аплодисментами, хотя я не пел, и меня все видели в первый раз.

- Василий, тебе недавно исполнилось тридцать лет, - можно подводить какие-то итоги. Хотелось ли тебе что-нибудь изменить в твоем прошлом, если бы была возможность?
- Как в романе Оруэлла "1984"? Я бы не сделал такого огромного количества ошибок. Я бы не стал тратить таких усилий, чтобы кому-то что-то доказать. Например, директорам различных клубов, чиновникам от культуры, дельцам, которые пытались и пытаются уговорить меня делать коммерческую музыку.

- А писать так много песен - стал бы?
- Ты знаешь, эти десять лет, что я занимаюсь музыкой, - ученический этап. Из 100 моих песен восемьдесят - как наброски для художника. За эти годы я более-менее сформировался как человек, как автор музыки и стихов.

- Давай поговорим об альбоме "Сделано В Париже". Ты ведь связывал с ним большие надежды.
- Для меня очень важно, что он вышел в Союзе. Фактически это итог десяти лет работы. Можно было только мечтать о таких условиях, о такой аппаратуре. И самое замечательное, что это сборник. В нем есть даже песня 1982 года. Теперь можно двигаться дальше.

- У тебя есть данные о популярности альбома за рубежом?
- Нет. Но я знаю, что он продается во всех странах Европы, в Японии, Гонконге, Австралии, Израиле. А данные о популярности для меня не так уж важны.

- Ты часто и надолго стал ездить за границу. Не было мысли там и остаться?
- Ну нет, этого моим недоброжелателям не дождаться. Я еще так мало сделал здесь!

С НОВИКОВ
Фото А. ШИШКИНА

"Российская Музыкальная Газета" №2'1991



Василий Шумов - "ТеКтоНикак"
(c) Lava Production, 1993
(p) Moroz Records, 1997
15tks/70mins


Как мне кажется, начиная с альбома 1986 года "Жизнь Замечательных Мужчин" московской группы ЦЕНТР, лидером коей и являлся Шумов, творческие эксперименты Василия закончились. И, прослушивая данную работу, записанную в 1992 году в Лос-Анджелесе, приходишь к выводу, что музыкант все так же предпочитает вариться в монотонном месиве из электрогитар, баса и компьютерного программирования. Сложно сказать, кому эта музыка понравится сегодня: вслушиваться в текст песен сейчас вроде как неприлично, особенно если это текст из готовых резолюций; поклонники того ЦЕНТРА так и остались в том времени, разинув рты, не врубившись в метаморфозы Шумова - переход от легкой, невесомой, гитарной музыки к навязчиво повторяющимся аранжировочным ходам; сторонники баловства со звуками вряд ли найдут для себя что-то необычайное. Может, фэны Жанны Агузаровой обрадуются ее бэк-вокалу на "ТеКтоНикак"?..

"Деньги есть, чего же не записать", - скажет злопыхатель. Окстись, родной! Василий Шумов интересен хотя бы тем, что этот человек в свое время кое-что сделал для русского рока, и каждый его очередной альбом - уже событие. Я для себя выбрал на пластинке "Дохлые Кости" и "Химическую Зависимость". Выбирайте вы.

O'K
"Музыкальная Газета" (Минск) №06(70), 18 - 25 февраля 1998



ЦЕНТР - "Стадия Озарения"
(c) Lava Production, 1995
(p) Moroz Records, 1997
13tks/34mins


Данная работа входит в серию "Центромания", издаваемую "Moroz". Лидер Ц. Василий Шумов всегда делал то, что прежде всего было интересно ему, а потом уже слушателю. Эти интересы совпадали в годы раннего творчества Василия, позже они стали расходиться. "Стадия Озарения", как мне кажется, принадлежит к интересам полярным. На Артюра Рембо, на его стихи в переводе Евгения Головина звучат на пластинке песни, Шумов запал, если мне не изменяет память, году эдак в 1986-м. Тогда же начались эксперименты Василия в области звука. Вот всю эту совокупность мы и имеем в "Озарении". Практически ровным, без интонаций голосом Шумов начитывает ровные, рубленые слова под ритмичную, большей частью гитарную музыку и пиршество всяческих компьютерных эффектов, лишь изредка раскрашивая такую "урбанизацию" живыми цветами. То, что ближе к року, - это "Пятна Зловещих Узоров" и "Горькое Солнце"... Представляю, во что Шумов мог бы превратить... ну Есенина.

O'K
"Музыкальная Газета" (Минск) №12(76), 1 - 8 апреля 1998



ЦЕНТР - "Стадия Первая"
(c) Lava Production, 1996
(p) Moroz Records, 1997
11tks/41mins


Вот оно! Вижу по глазам! Честно скажу, сердце забилось как-то по-другому, когда я слушал этот альбом. Молодость, едрит ее и переедрит... 1982-83-й годы, наверное. Кислород тада, ребята, хоть и был с привкусом гэбэшного табака, но все ж почище, чем сейчас: неприятель - перед нами, а мы - кто со сцены полуподвальных клубов, кто у магнитофона с самопальными записями поем и слушаем крамолу. А где теперь неприятель? Настоящий?.. В те годы Шумов работал классную гитарную музыку и пел стихи, полные чистой, не высосанной из пальца романтики. Два чумовых рок-н-ролла "Стюардесса Летних Линий" и "Девушки Любят Летчиков" (вау-у-у!) и сегодня звучат как абсолютный новяк, "Ревность" (под нее мы учились ревновать), "Морелла" (учились разгадывать Васины ребусы), "Звезды Хороши, Особенно Ночью" (на небо посмотрите, хватит целоваться) и т. д. Совок Шумов в Штатах перепел свои старые песни, и это у него получилось отлично, только голос, увы, постарел.

O'K
"Музыкальная Газета" (Минск) №12(76), 1 - 8 апреля 1998



ЦЕНТР - "Смутное Пятно Неизвестно Чего"
(p) Moroz Records, 1997
(c) Lava Production, 1997
14tks/45mins


Идейные установки лидера ЦЕНТРА Василия Шумова меня всегда смущали своей не совсем логичностью. При всей нелюбви к "совку", на словах он чаще всего высказывался о нем с мужественным трепетом. Особенно теперь, когда он, живя в Штатах и приезжая оттуда навестить историческую родину, так сладко ненавидит все капиталистические пережитки, будь то пережитки капитализма развитого, как в USA, или капитализма недоразвитого, как в России. И методы у Шумова простые: бах, словом в лобешник - и сразу у человека мысли должны забегать в нужном направлении, в общечеловеческом. Да не побегут они, Василий! Больно будет и все! Гораздо все понятней, когда его глагол жжет то, что характерно для общества в целом: вещизм, неискренность, зло, тупость... А музыка у Шумова на альбоме вышла в давних традициях социалистического ЦЕНТРА - живая, гитарная. Да, осталась от того Ц. и прежняя монотонность, и декламация, но уж так много сегодня экспериментаторов над музыкой, выжимающих звуки откуда только можно, что все старое кажется гораздо естественней и милей, каким бы архаичным оно ни выглядело на пороге XXI века. Лучше у Шумова получается там, где юмора чуть побольше: "Гимн Драке" (помните клип про махающихся хоккеистов?), "Визитэйшен" ("Мы осуществляем визитэйшен", а?!), "Красная Фея", "Девушка"... Гложет Василия, гложет мысль, как обустроить Россию, и он бы рад помочь, но никак не определится, с чего начать: "то ли поесть, то ли поспать?".

O'K
"Музыкальная Газета" (Минск) №16-17(80-81), 6 - 13 мая 1998


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 05 июля 2006, 19:32
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиВасилий Шумов: "Мы призываем всех жить с содержанием"Сергей Гарагуля09.11.2009

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.004