"Мелодия" №04'1988 (Центр Стаса Намина)


Музыкальная республика Стаса Намина

Имя Намина знакомо любителям популярной музыки уже давно. Наверняка многие помнят ансамбль ЦВЕТЫ, концертные выступления и пластинки ГРУППЫ СТАСА НАМИНА. Почти двадцать лет продолжается дружба и творческое сотрудничество с Александром Лосевым, тоже небезызвестным у поклонников этого жанра. Сам Стас, оценивая свою работу прошлых лет, говорит, что ничего не прошло даром, а появился определенный опыт, возможность на его основе анализировать, выбирать и даже судить. На вопрос о его личных симпатиях и антипатиях он дал вполне однозначный ответ: "Я не приверженец конкретно того или иного направления. Люблю хорошую, профессионально сделанную музыку, будь то новая волна или металл, старый, добрый хард-рок или традиционный поп. Хотя из западных исполнителей особо интересно мне творчество Питера Гэбриэла (покинувшего в середине семидесятых известную группу ГЕНЕЗИС и начавшего сольную карьеру), ансамбль ПОЛИС и его вокалиста Стинга". И вот летом прошлого года, во время прохождения Международного московского кинофестиваля, в Зеленом театре ЦПКиО имени М. Горького собрались молодые музыканты, Стас представил почетного гостя - известного американского исполнителя, композитора, аранжировщика и продюсера Куинси Джонса, и начался большой разговор, ставший фактически первым собранием Центра. А официальной датой рождения стало первое января следующего - нынешнего года.

Что же такое этот Центр, который уже успел заявить о себе на целом ряде концертов, участники которого прошли проверку на профессионализм в совместных выступлениях со СКОРПИОНЗ, Ховардом Джонсом и Мэлани, получили престижное приглашение записываться за океаном? Сначала - слово С. Намину: "Идею объединения музыкантов разных направлений рока в одном центре, если хотите, под одной крышей, удалось реализовать только совсем недавно, что, в общем-то, не требует пояснений. Несмотря на всякие домыслы, основа нашей деятельности - творчество, а не коммерция. Мы стараемся сотрудничать с наиболее интересными и перспективными коллективами, как совсем еще молодыми, начинающими, так и вполне профессиональными. Я считаю, что помогать нужно только талантливым. Да и слово "помогать" не совсем точно. Здесь, скорее, необходимо грамотное продюсерство, организационные моменты которого зачастую не под силу только одному коллективу. А это и проведение концертов, гастролей, запись пластинок, и преодоление еще множества существующих пока бюрократических рогаток".

С первого взгляда, заявление о помощи талантливым музыкантам отдает конъюнктурой. Но если копнуть поглубже... Сейчас как никогда важно искать среди разнообразных ансамблей и исполнителей достойных, способных не дискредитировать жанр, а поднять профессиональный уровень, найдя такие, постараться помочь им не раствориться в безликой массе, спекулирующей на веяниях моды, псевдосоциальной и молодежной тематике, скрывающей за внешним мишурным блеском исполнительское и авторское убожество. Стас и его коллеги таким образом пытаются как бы воздействовать на тот выбор музыкальной продукции, которую предоставляет нашему изголодавшемуся зрителю и слушателю время. Посмотрим теперь на Центр со стороны, глазами пришедшего на концерт в Зеленый театр. Кстати, не лишним будет сказать, что помещения для репетиций, хранения аппаратуры, сам зал Центр арендует у Парка культуры. Итак, небольшое знакомство с самими гражданами этой музыкальной республики.

Безусловными лидерами пока считаются (и, наверное, вполне заслуженно) три коллектива: ветераны движения во главе с Александром Лосевым, БРИГАДА С и ПАРК ГОРЬКОГО. Здесь есть все: и мастерство исполнителей, и реальный контакт со своими слушателями, и вполне конкретный сценический образ (особенно у БРИГАДЫ С). Недаром они получили приглашение принять участие в долгосрочном советско-американском проекте в области грамзаписи и концертной деятельности. За ними следом идут группы ЦЕНТР, НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, играющие в стиле "новая волна", и ЛИГА БЛЮЗА - название говорит само за себя, - ориентированная на "ритм-энд-блюз". Вот здесь, как мне кажется, уже есть проблемы. Тексты некоторых композиций излишне вычурны, перенасыщены порой одним музыкантам понятными символами или просто слабые, хотя уровень инструментального сопровождения довольно высок. И, наконец, еще три коллектива: АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (тяжелый рок), МЕГАПОЛИС ("новая волна" с теми же текстовыми проблемами) и НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ (что-то анти, но с большой претензией на актуальность, на оригинальность). Вот, на мой взгляд, условная градация участников Центра. Условная потому, что с ней можно не соглашаться и участники названы не все, к примеру, уже многим известное РОНДО.

Сам Намин, считая уровень Центра в целом довольно высоким, работает не со всеми ансамблями. Видимо, здесь осуществляется принцип сотрудничества с наиболее перспективными в творческом отношении коллективами, среди которых уже названные ПАРК ГОРЬКОГО, БРИГАДА С, РОНДО и НИКОЛАЙ КОПЕРНИК.

Относительно небольшой срок существования Центра все-таки позволяет назвать некоторые из его насущных проблем, связанных не только с творческими планами, но и с деятельностью как хозрасчетного предприятия. Сначала о планах. Они, как правило, рождаются на художественном совете или общем собрании, куда входят представители всех ансамблей - участников Центра. Естественно, главным остается постоянная и кропотливая работа над профессиональным уровнем. Прошедшие весной и летом этого года концерты "Музыканты за мир" показали, кто есть кто и что нужно делать дальше. Продолжая сценические выступления как прекрасную школу общения со своими слушателями, пробу сил и шлифовку репертуара (его обкатку), пора серьезно подумать и о студийной работе. Кстати, Стас в нашей беседе как раз и говорил, что зимой Центр сделает упор на работе в студии и что существует предварительная договоренность с руководством фирмы "Мелодия" о совместных записях. Представляют интерес и международные контакты наших музыкантов. Слово опять С. Намину: "Мы не занимаемся какой-либо ориентированной на запад рекламой. Поверьте, у них информация налажена хорошо. И неудивительно, что на наши концерты приезжают снимать видеоклипы, как это было с ПАРКОМ ГОРЬКОГО, в американском популярном журнале появляется большой материал о БРИГАДЕ С". Возможно, конечно, что именно этим объясняется заинтересованность представителей рок-индустрии в возможных концертах и выходе пластинок наших наиболее интересных в профессиональном отношении коллективов за рубежом. Но нельзя полностью исключить и личные контакты, обмен мнениями, информацией. И в этом нет ничего плохого. Ведь музыканты должны общаться не только со своими домашними коллегами. В частности, совместные концерты, опыт проведения которых уже имеется, помогают укреплять не только творческие связи, но и просто человеческие контакты между странами и народами, разрушают привычные стереотипы мышления. А это сейчас очень важно. Первыми, кто пересечет океан для работы на студиях США, будут Александр Лосев и ПАРК ГОРЬКОГО, затем последует за ними и БРИГАДА С, которая, кстати, выступала летом на фестивале в Финляндии.

Все, что делается в Центре, построено на хозрасчете. Естественно, есть и счет в банке, и долги. Да и как им не быть. Ведь Министерство культуры ни разу не позаботилось о том, что неплохо было бы помочь с аппаратурой. Музыкантам приходится выкручиваться самим, чуть ли не паять и клеить. А тут еще и концерты, и все безвозмездно. Задуматься над этим все-таки стоит. Сколько уже изначально хорошего погибло из-за равнодушия и зачастую элементарного невежества.

С. МУРАВЬЕВ, журналист

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 19 марта 2008, 11:41
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.003