АВИА (разные издания)


Мандолина и ритм-компьютер

В почте рубрики "11 надежд" много писем с просьбой рассказать о группе АВИА. Этот год для группы - первый, но складывается удачно. Ансамбль стал лауреатом IV фестиваля ленинградских любителей рок-групп, а саксофонист Алексей Рахов, клавишник Николай Гусев, барабанщик Александр Кондрашкин были названы среди лучших инструменталистов. Трио выступало в программе "Диско-телетайп" в Театре эстрады, и там также было отмечено. АВИА вы могли видеть в передачах "Кружатся диски", "Музыкальный марафон", а вскоре увидите и в новой картине "Ленфильма". Ребята часто выступают в Ленинграде, побывали и на первых гастролях - в Выборге, Куйбышеве.

А почему все-таки АВИА? Странное название. Может быть, группа выступает от Аэрофлота? Есть ведь теперь вокально-инструментальные ансамбли, которые базируются при колхозах, даже при цирковых организациях... Но трио никакого отношения к этим парадоксам не имеет. Ансамбль этот любительский, входит в состав рок-клуба и статус коллектива менять не собирается. Николай Гусев и Алексей Рахов - сотрудники Государственного оптического института, Александр Кондрашкин - работник клуба "Ленэнерго".

Так почему же АВИА?

Ребята улыбаются и начинают, импровизируя. предлагать разные варианты названия. Но в итоге сходятся к тому, что они хотели стать "анти-ВИА", то есть непохожими на шаблонные ВИА. А заодно и посмеяться над штампами жанра - над "глубокомысленностью" текстов, над манерным поведением исполнителей. Поэтому и сделали АВИА ансамблем игровым, импровизационным, пародийным.

Гусев, Рахов, Кондрашкин на ленинградской любительской рок-сцене - лица заметные. Были участниками группы СТРАННЫЕ ИГРЫ. В прошлом году решили сделать новый состав, а главное, музыку обновить. Ребята очень дружны между собой, но как выступать втроем? Оказалось, и это не помеха. Кондрашкин умудряется теперь управляться с ритм-боксом и тут же играть на электронных барабанах и ксилофоне. Рахов вдобавок к саксофону освоил аккордеон; гитару, мандолину. Теперь они вполне могут отыграть концерт из инструментальных пьес, таких как "Шла Машина Грузовая", - фактурных, мелодичных. Сначала и хотели ограничиться инструментальной музыкой. Но публика явно ждала песен. Вокал группе был нужен, но брать певца и "ломать" мини-коллектив ребята были против. Решили... запеть сами, хотя прежде этого не делали. И запели! Правда, в подчеркнуто пародийной манере. и их вокальные минусы еще больше усиливали комический эффект.

"Ночная Прогулка", "Беспокойство", "Ночью В Карауле", "Весенняя Массовая", "Спокойной Ночи Всем", "Урок Русского Языка" - эти песни составили цикл, названный иронично "Жизнь И Творчество Композитора Зудова". Буйство вдохновения, творческий полет героя этого цикла приводит к рождению на свет песенки с липким мотивом и словами "Та-ра-рам-пам-пам". Смешно? Нелепо? Но, право, нашелся бы проворный поэт-песенник, сделал бы подтекстовку к этому мотивчику, уговорил бы записать кого-то из признанных "звезд", и, кто знает, не полилась бы эта песенка из радиоприемников, телевизоров, магнитофонов?..

С этой программой АВИА выступали перед разными зрителями, и перед так называемыми рок-фанами, и перед самой обычной аудиторией эстрадных концертов. Реакция была одной - аплодисменты, смех, улыбки. Все-таки у юмора, который точен по адресу, всегда найдется свой зритель. К тому же нашей эстраде катастрофически не хватает юмора. Жанр музыкальной эксцентрики впору заносить в Красную книгу. А ведь "предки" сегодняшних эстрадных исполнителей выступали на улицах, площадях как раз в жанре балагана, в веселых, игровых масках. И здесь АВИА - продолжатели народных традиций!

...Первый год их творческой жизни не оказался комом - это уже сейчас ясно. Но новичкам публика и специалисты всегда многое прощают. И, чтобы идти дальше, вновь удивлять, нужно куда больше усилий затратить. Сейчас АВИА готовит новую программу. Музыкальный материал в принципе подобран, а вот с либретто - проблемы. Ребята стараются все делать сами, а так ли нужно замыкаться? Почему бы не поискать талантливых сатириков, пародистов, не привлечь их. Жанр, в котором выступает трио, предполагает использование элементов театрализации, но втроем не развернешься. Почему бы не установить контакты с актерами любительских студий, тогда можно было бы сделать действительно музыкальный спектакль.

Так хочется, чтобы талант этих трех своеобразных музыкантов и актеров раскрылся полностью!

Михаил САДЧИКОВ
Фото В. ЕРЕМЕЕВА

"Смена" (Ленинград), октябрь 1986



"АВИА - очень демократичная команда"

Закончились гастроли в Горьком ведущей группы Ленинградского рок-клуба - АВИА. Скорее, это были не концерты, а шумные гротесковые шоу, рок-спектакли. В них не было сквозного сюжета, зато у каждого из музыкантов был определенный образ, маска, типаж, узнаваемый сразу. Плакатно-лозунговые композиции типа "Семафор", "Таким Образом", "Плечом К Плечу", сменялись раздольно-праздничными "Я Не Люблю Тебя", "Массовая Песня". А исполненная на бис инструментальная, в джазовых традициях, композиция "Шла Машина Грузовая" вообще сбила с толку зрителей.
Что же такое АВИА?
В перерывах между концертами нам удалось задать несколько вопросов одному из основателей группы Николаю Гусеву. Возможно, его ответы помогут нам составить образ АВИА - группы неординарной, необычной и очень смелой на нашей рок-сцене.


- Год назад где-то прочитал, что ты, Николай, "без пяти минут кандидат технических наук". Как это совмещается с музыкальным творчеством в АВИА?
- Да никак. Я был всего лишь старшим инженером: после окончания Ленинградского электротехнического института шесть лет работал в одном из НИИ. Но вот уже полтора года как перешел на профессиональную сцену. К вопросу о совмещении: учась в институте, я поступил в музыкальное училище и окончил его, а все свободное от инженерной работы время посвящал группе...

- АВИА?
- Сначала были СТРАННЫЕ ИГРЫ. Осенью 1985 года СТРАННЫЕ ИГРЫ фактически распались. 2-3 месяца мы пробовали играть с Олегом Скибой из известной группы МАНУФАКТУРА, но как-то поняли, что лучше играть втроем. Почти год играли в таком составе: Алексей Рахов, Александр Кондрашкин и я. Месяцев через десять к нам присоединились Антон Адосинский, Марат Темиргазов, Елена Бобрецова, а в 1987 - физкультурная группа. Так родилась АВИА, какой ее знают по фильмам и телепрограмма.

- Кстати, вы довольны тем, что выходит на экран?
- По правде говоря, не очень. Всего у нас снято, кажется, 7 клипов. Но постоянно крутят 3-4. И удачными их не назовешь. Пожалуй, за исключением "Я не люблю тебя", от которого мы получили внутреннее удовлетворение. Это единственный видеоклип, который сняли и смонтировали так, как хотели мы. Мы сами расписывали сценарный план, очередность съемок, присутствовали при монтаже. В остальных же случаях все отдавалось на откуп телережиссерам, которые, во всяком случае у нас в Ленинграде, очень далеки от эстетики нашего жанра. И не почувствовав ее, штампуют ролики по тем же рецептам, что и для ФОРУМА, и для Э. Пьехи. К тому же техника, на которой все это делается, еще та... Но это уже беда вообще телевидения, а не только Ленинградского.

- В субботу у вас была запись на нашем Горьковском телевидении. Твои впечатления?
- Думаю, что при таком напряженном графике гастролей в Горьком ваши телевизионщики приняли единственно верное решение. Был записан концертный вариант наших самых популярных вещей, а затем была беседа со зрителями, которые собрались в студии.

- Николай, ты сказал, что график выступлений был очень напряженный. А удалось ли вам посмотреть город?
- Лично я в Горьком не впервые. Лет шесть назад уже был в вашем городе. И тогда мне он очень понравился. Я приезжал сюда летом, поразила красота вашего кремля, обилие зелени, интересная архитектура старой части города. На сей раз погода не очень- то нас порадовала, и мы сумели пройтись только по вашей замечательной пешеходной улице Свердлова, посмотрели кремль и Верхне-Волжскую набережную. Но и сейчас, в зимнюю пору, город по-своему красив. Поразили нас и размеры вашего города. Мы выступали сначала во Дворце культуры ГАЗа, так переезд туда нам казался бесконечным. Но все тяготы переездов компенсировались теплым приемом автозаводцев.

- В концерте вы выступали с одним из ведущих коллективов нашего рок-клуба, лауреатом прошлогоднего Всесоюзного рок-фестиваля в Подольске, группой ХРОНОП. А что вы слышали о наших горьковских музыкантах, о нашем рок-клубе?
- Если честно, практически ничего. Мы знали лишь, что в Горьком существует рок-клуб, что сюда приезжали наши коллеги - группы ТЕЛЕВИЗОР, ЗООПАРК, ДЖУНГЛИ. И не больше. Ваших же музыкантов нам слышать не довелось. Это понятно, ведь до недавнего времени и наши ленинградские музыканты были мало кому известны из-за ограниченной возможности выступать и технического несовершенства большинства самодельных записей. Сейчас ситуация несколько изменилась. На студии "Мелодия" пишутся и выходят и КИНО, и ДДТ, и АЛИСА. Возможно, в ближайшее время выйдет и наш диск. Что касается ХРОНОПА, - это вполне профессиональные музыканты, их хорошо знает публика. Но мне лично - пусть ребята не обижаются - нравится другая музыка.

- А именно?
- Если коротко, то "хорошая энергичная музыка". Если более подробно, то это музыка классических биг-бэндов. Очень люблю оркестр Гленна Миллера. Классические рок-н-роллы, буги-вуги, нравится музыка группы КРИДЕНС, Френка Заппы, ЧИКАГО, БЕД МЕННЕРЗ. Последнее время много слушаю представителей новой немецкой волны, в частности, ТРИО.

- Это зарубежные, а среди отечественных групп кого выделяешь?
- Прежде всего ДДТ. Думаю, что на сегодняшний день это несомненный лидер. Близка нам по духу литовская группа АНТИС. А из молодых - новая ленинградская группа НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МОЛОДЕЖИ. Ребята сумели найти свой, совершенно непохожий на существовавшие раньше сценический образ, что-то вроде "народных академиков". Очень интересный коллектив.

И наконец, вопрос, без которого не обходится, наверное, ни одно интервью. Что же означает АВИА и что такое АВИА? Слишком много было последнее время толкований..?

- Действительно, на этот вопрос приходится отвечать чаще других. Поэтому спешу заверить, что название АВИА вообще ничего не значит. И Аэрофлот не выступает нашим спонсором, а мы, соответственно, не являемся его рекламным агентом. Просто, когда решали, как назвать группу, перебрали массу названий и остановились на АВИА из-за того, что нам просто понравилось слово. Расшифровка его как "анти-вокально-инструментальный ансамбль" тоже необязательна. Фраза, оброненная случайно в одном из интервью, надолго прицепилась к нам. Но мы не пародийная команда, поэтому характеристика "Анти-ВИА" искусственно ограничивает диапазон творчества нашей группы. Не стоит вешать на нас ярлык и театра "Синей блузы". Да, действительно, в шоу есть много элементов буффонады 20-х годов, но это - одно из средств. Мы делаем то, что видим, знаем, исходя из своих представлений об искусстве, жизненного опыта, знаний. Мы никому не навязываем своей музыки. Ведь все по-разному смотрят на мир. АВИА - очень демократичная команда и в творчестве, и в жизни. Все решаем сообща. Поэтому и на сцене полное равноправие музыки, текста и сценического движения.

Так кто же они, группа АВИА?

Александр Кондрашкин (ударные, ксилофон, вокал). Выпускник музыкального училища имени Мусоргского, в группе со дня ее образования. Знатокам рок-музыки эго имя хорошо известно. Александр принимал участие в записи многих альбомов ведущих ленинградских рок-групп, а в начале 80-х он одновременно играл в 2-3 коллективах. Это были и МАНУФАКТУРА, и ТАМБУРИН, и ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, и ДЖУНГЛИ, и СТРАННЫЕ ИГРЫ. Каждая из команд имела возможность репетировать два, от силы три раза в неделю, выступала с концертом раз в две недели, а уж если выпадал выезд в другой город, то разговоров хватало на полгода. Таким образом, чтобы не оставаться без дела, иметь возможность каждый день заниматься любимым ремеслом, Александру и приходилось одновременно выступать с разными командами. Пробовал выступать Александр и с джазовыми музыкантами. Играл в дуэте с Владимиром Макаровым (виолончель), трио с Сергеем Летовым (духовые), выступал в ПОП-МЕХАНИКЕ Сергея Курёхина, играл с Владимиром Чекасиным. Сейчас адрес творческой прописки - АВИА, коллектив, которому отдано за последние два года очень много сил.
Алексей Рахов (саксофон, гитара, аккордеон, вокал). Считает, что АВИА - команда, где существуют лучшие условия для реализации себя как музыкантов. По образованию Алексей инженер-технолог. Первый его музыкальный инструмент - бас-гитара, на которой научился играть еще в школе. В институте, на первом курсе поступил в музыкальное училище по классу саксофона и вместе с нынешним звукооператором АВИА Александром Мироновым играл в группе с непонятной ориентацией и с названием ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. С 1982 года - в СТРАННЫХ ИГРАХ, с 1986 - в АВИА. Спектр музыкальных пристрастий - от старинной музыки до новой волны. Однако слушает все новое, чтобы быть в курсе. Из коллег по Ленинградскому рок-клубу выделяет ДДТ. В своей группе, в отличие от официально-маршевого направления Николая Гусева, проповедует разухабисто-народное направление, лучше всего отразившееся в его хите "Я Не Люблю Тебя".
Марат Темиргазов ("голос из народа"). Образ, возникший случайно, как пародия на официальный эстрадный конферанс на одном из новогодних концертов, а потом получивший дальнейшее развитие и превратившийся в ключевой персонаж спектакля группы АВИА. Выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Профессиональный актер. Год после окончания института работал в Свердловском ТЮЗе, но полностью творчески реализоваться смог лишь в АВИА.
Елена Бобрецова (саксофон, шоу). В коллектив Елена пришла вместе с Антоном Адосинским. До этого они четыре года работали в театре Вячеслава Полунина "Лицедеи". Инструмент начала осваивать по приходу в коллектив. Занималась фотографией, видеосъемками. Принимала участие в съемках фильма "Как стать звездой". Хорошо знакома с горьковским коллективом пантомимы "Скица".
Дмитрий Тюльпанов (тромбон, шоу). В АВИА всего год. Пластический образ, созданный Дмитрием, несколько отличается от того, что раньше делал в спектакле Антон Адосинский, учитель Дмитрия. Образу Дмитрия Тюльпанова еще предстоит развитие. Каждому на самопознание необходимо время.
Алексей Меркушев (саксофон, шоу). Приехал в Ленинград с Сахалина. Непросто складывалась его судьба в Ленинграде, во многом ему помог коллектив. Сейчас на Алексея возложена одна из самых трудных задач - он заполняет все неминуемо возникающие в ходе спектакля паузы для смены инструментов, перенастройки аппаратуры. Но это сделать надо так умело, чтобы не отпустить внимание зрителя. чтобы поддержать общий дух, атмосферу действия. Алексей делает свое дело именно так.
А все вместе - это АВИА.


И. ВИНОКУРОВ
"Ленинская Смена" (Горький) 7.12.1988



АВИА

Название группы обычно расшифровывают как АНТИ-ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ-АНСАМБЛЬ. Музыканты не возражают против других версий, но связь с авиацией отвергается категорически.

Они начинали традиционно. Барабанщик Александр Кондрашкин, саксофонист Алексей Рахов и клавишник Николай Гусев ушли из группы СТРАННЫЕ ИГРЫ с тем, чтобы создать свой коллектив. Первый выход на публику - 31 декабря 1985 г. Ленинградская молодежная газета "Смена" объявила группу "надеждой года". И не без оснований. На IV фестивале ленинградских любительских рок-групп музыканты АВИА стали лауреатами. Состав начал стремительно расти: группа, оркестр, а теперь - театр при Ленинградском Дворце молодежи. А то, что стали показывать музыканты, уже и не концерт вовсе, а представление, балаган. Утверждают, что похоже на "Синюю блузу". Но только кто из нас видел ее выступления! У АВИА - коктейль из официальных речей, спортивных парадов, телепередач... Пародия, гротеск, зеркало с ужасающе знакомыми персонажами.

Однажды Николаю Гусеву задали вопрос: "Так, может быть, это и анти-рок?" - "Может быть..."

"Парус" №12'1988


Песня субботы

Похоже, что у ЛАСКОВОГО МАЯ появился серьезный конкурент. После показа по ЦТ видеоклипа и выхода пластинки ленинградского АВИА редакцию захлестнул шквал читательских писем с просьбой напечатать в нашей рубрике ноты и текст песни "Я Не Люблю Тебя". Вот что пишет наш постоянный автор ветеран труда И. Разумный: "Глубоко проникли в душу мне самобытные слова этой песни". К нему присоединяются учащиеся 5-8 классов Засадовской средней школы: "Нам очень жалко героя этой песни, но мы верим, что он еще встретит настоящую любовь".

Композитор-полемист В. Очищалов в своем письме касается музыкальной стороны: "Могучий полисимфонизм пронизывает всю музыкальную ткань произведения, вызывая в памяти бессмертные творения Рахманинова, Шенберга и Тихона Хренникова. Вокальные откато и стаккато, сопровождаемые на заднем плане зловещими аккордами бас-гитарной партии, пробуждают в душе слушателей мощный порыв чувств, хочется воскликнуть вместе с оптимистическим финальным аккордом: "Да! Я! Не! Люблю! Тебя!". Без сомнения, этот плод коллективного творчества группы АВИА заслуженно войдет в золотой фонд мировой музыкальной культуры".

"Я Не Люблю Тебя"
Музыка и слова группы АВИА

Я - это я, а ты - это ты
Что я люблю, не знаешь ты,
что любишь ты, не знаю я,
Но я не люблю тебя!

Я люблю солнце, дождь и снег
Длительный сон и легкий бег
Я люблю всех, и все, и вся,
Но я не люблю тебя!

Вот от такого избытка чувств
Я иногда даже лопнуть боюсь.
Лишь одного не могу понять я -
Почему я не люблю тебя!

Кроется здесь какой-то подвох,
Я очень стараюсь, видит бог!
Все я могу - уверен я,
Но не могу полюбить тебя!

Припев:
Я не люблю тебя!
Я не люблю тебя!
О-о-о-ох!
Я не люблю тебя!
Я не люблю тебя!

(Звук пожарной сирены)

Я не люблю тебя!
Я не люблю тебя!
О-о-о-ох!
Я не люблю тебя!
Я не люблю тебя!

(Звук милицейской сирены)

Я не люблю тебя!
Я не люблю тебя!
О-о-о-ох!
Я не люблю тебя!!
Я не люблю тебя!!!
О-о-о-ох!
Я не люблю тебя!!!!
Я не люблю тебя!!!!!

(Звук сирены "Скорой помощи")

О-о!!!
О-о!!!
О-о...

"На Смену" (Свердловск) 1.04.1989


АВИА: навстречу 1000-летию Великого Октября

Недалеко от станции Обухово имеется гаражный кооператив, окна которого выходят на кладбище. Откроешь окна - и в них ворвутся траурные звуки оркестра, но подчас происходит нечто неловкое: из окон гаража доносятся бравурные марши. Откроем тайну: здесь репетирует оркестр АВИА, который многие меломаны уже поспешили похоронить...

И вправду: два года об АВИА почти ничего не слышно. В свое время они потрясли рок-н-ролльный свет программой "АВИА - Всемъ!", часто мелькали на телеэкранах, а потом куда-то запропастились. Говорили, что АВИА теперь предпочитает "Боинги" и разъезжает по заграницам, продавшись империалистам. Ходили слухи, что бойцы конструктивного рока не поделили лавры и доллары, и потому группу покинул супершоумен Антон Адасинский. Просачивалась информация, что даже в рядах трех мушкетеров Николая Гусева Алексея Рахова, Николая Кондрашкина, которых когда-то в 1986-м "Смена" назвала среди "надежд", произошли трения из-за того, что им никак было не решить - куда истратить гонорар - на суперсинтезатор, на автобус "Икарус" или на коммерческий винно-водочный магазин...

И вот когда промозглым осенним днем на Фонтанке мелькнула тень отца АВИА Коли Гусева, мне ничего не оставалось, как схватить его за полы новенькой кожаной куртки и соблазнить приятной беседой в редакционном буфете.

- Коля, давно из Лондона?
- Да уж третьего дня обернулись.

- Не томи, рассказывай - что привез?
- Жене и детям - подарки. Себе инструменты. Добыл "Корг" за две тысячи...

- Рублей?
- Фунтов стерлингов.

- Почем же нынче фунт?.. Впрочем, не будем о черном рынке. Давай лучше о высоком искусстве!
- Давай! Я свежую британскую прессу привез.

- Переводи, ты, наверное, в инглише теперь - спец?
- Да уж... Вот журнальчик "Кью" - очень авторитетный. Рецензирует новые пластинки. Прослушали и нашу.

- И как?
- Хорошо.

- Я понимаю, а оценка какая?
- "Хорошо" по пятибалльной системе. У Джо Кокера - две звездочки, у Яна Гиллана вообще одна, у нас - четыре.

- Сердце наполняется гордостью! И что же пишут?
- "Шестеро музыкантов плюс физкультурная группа показали блестящее театрально-концертное действо. Яркий конструктивизм их рок-мюзикла сочетается с необычными хореографическими элементами. Но это не театральный спектакль, а настоящее рок- шоу - и хотя все на русском, но доходчиво и сильно. Мы должны быть благодарны "Ханнибалу" (это фирма, которая выпустила пластинку) за представление оригинальной восточноевропейской продукции. Группа может быть причислена к поп-направлению, но те, кто любит рок, найдут неожиданное сочетание отчаянного ска, элементов сатиры Брехта и Курта Вейля, орущих хоров и рок-инструментальных импровизаций, и все это на очень русской основе".

- Золотые слова. А ругательные статьи захватил?
- С радостью бы, но любят нас капиталисты. Даже уважаемая газета "Гардиан": "АВИА с легкостью может достигнуть того, что оказалось недостижимым для ЗВУКОВ МУ и ПАРКА ГОРЬКОГО. Они реально доказали, что русская молодежь не только сидела на кухне и слушала пленки с черного рынка, а оказалась способной сделать что-то сильное и оригинальное".

- Коля, на какой лондонской стрит писали вы пластинку?
На улице Профессора Попова, во Дворце молодежи. И было это в 1988-м.

- Так "Ханнибал" выпустил вашу программу "АВИА - Всемъ"? Но ее же год назад выпустила фирма "Мелодия" на пластинке. Неужто известная своим коварством "Мелодия" не подала на англичан в суд?
- А-а, мы записали ту пленку за свои деньги и "Мелодии" ее продавать не стали, хотя те и просили. Предлагали нам 800 рублей. Мы отказались. Хотите - выпускайте пластинку бесплатно! "Мелодия" так и сделала, хотя, продав 150 тысяч экземпляров, в накладе не осталась. Зато мы уступили "Ханнибалу" запись за 2,5 тысячи...

- Понятно: не рублей. В общем, стали коммерсантами. Но давай начистоту...
- Давай!

- Интерес к русскому року на Западе падает?
- Считай, на нуле.

- А вы?
- Держимся. В этом году были в Бельгии, Англии - по два раза, в Голландии, Италии, Германии. Не меньше, чем в прошлом-позапрошлом, когда "на ура" шла любая русская команда.

- Скажи честно: выступаете в маленьких залах, за мизерные суточные?
- Всякое бывало, но сейчас мы уже знаем себе цену - подорожали. Если завтра позвонит какой-нибудь менеджер и позовет на несколько концертов за суточные - не поедем. После Англии - как-то несолидно... Там же вообще тяжелая ситуация. Большинство команд в Лондон едут за свой счет, чтоб засветиться, прессу получить. Мы же играли и в тысячных, и в двухтысячном зале - на аншлагах. Вроде, зрители успокоились: больше на нас не смотрят как на экзотических животных, а реагируют на шоу, на музыку. Нравится - ходят, не нравится - пустой зал. После Англии мы загордились: там ведь рок - все еще образ жизни, а не просто музыка для потребления.

- Вас, наверное, связали по рукам и ногам контрактом воротилы западного шоу-бизнеса?
- Нет, мы ничего не подписывали. Все на добрых отношениях. Куда торопиться. Знающие люди говорят: если в Англии выстояли, то все будет в порядке, но для этого надо пять лет играть одно и то же. Наши друзья-менеджеры просят: только не меняйте программу!

- Понятно, значит, "Гудбай, Россия!".
- Почему? Будем работать на два фронта. Сейчас, как и все советские люди, готовимся к празднику Октября! Современникам и потомкам посвящаем программу "Навстречу 1000-летию Великого Октября". Пусть не все из нас доживут до этого светлого праздника, но настоящая музыка бессмертна.

Михаил САДЧИКОВ

В блокнот меломану: АВИА-антология: 1. "Жизнь И Творчество Композитора Зудова" (1987); 2. "АВИА - Всемъ!" (1988); 3. "Навстречу 1000-летию Великого Октября" (1989-1990).
АВИА-90: Николай Гусев - клавишные, музыка, тексты, вокал, режиссура; Николай Кондрашкин - ударные, музыка, вокал; Алексей Рахов - саксофон, музыка, вокал; Евгений Жданов - саксофон; Евгений Скобюв - труба; Валерий Кутейников - тромбон; Марат Темиргазов - голос народа; Дмитрий Тюльпанов - тромбон и шоу; Рашит Алмаметов - художник, режиссура. Плюс физкультурная группа - семеро девушек.


"Смена" (Ленинград), октябрь 1990


АВИА - "Песни О Природе И Любви"
General Records

Этот альбом (судя по обложке, считаемый третьим из выпускаемых в среднем раз в три года опусов группы), как явствует уже из его названия, открывает новую - и почти необычную - страницу история знаменитого коллектива.

Не торопитесь пугаться необычности: их музыка изменилась не настолько сильно, как могла бы - количество духовых и клавишных осталось столь же офигительным, хотя несколько больше стало гитары, благодаря чему звук стал чуть плотнее, сближая АВИА со СТРАННЫМИ ИГРАМИ: застарелым дадаизмом веет от инструментала "Миронов", а некоторые другие номера решены в ска/рок-стэди ("Деревенская", например). По-прежнему самые, на мой взгляд, сильные места связаны с хоровыми распевками ("Песни..." помогали записывать два хора: сводный мужской из участников групп Н.О.М., Н.Э.П. и СТРАННЫЕ ИГРЫ и хор девочек-подростков 9-го класса школы №60); ничего не могу сказать плохого о вокальных данных тт. Рахова, Гусева и Жданова, но они все же раньше были "просто" саксофонистами и пианистами, да и музыка их более подходит не для сольного, а для коллективного исполнения.

Наиболее безупречное в этом альбоме (как и в предыдущих) - оформление, сделанное Рашидом Алмаматовым. "Стальной соловей" с обложки идеально отражает живую и в то же время механистическую суть нового произведения АВИА. Удачен и текст на вкладыше: название каждой песни комментируется; сообщается, к примеру, что "Бор" (на стихи С. Я. Маршака) - это песня о боре. "Пояснительные выражения объясняют темные мысли". Я не хочу сказать, что в текстах "Песен О Природе И Любви" появились темные мысли, но, следуя провозглашенному в 1988 г. лозунгу: "Хватит умных слов", АВИА в основном заменяли "философскую лирику" Н. Гусева на "бытовые зарисовки" А. Рахова. Хуже не стало, но стало по-другому (бывшее раньше нравятся мне больше). Восполнена недостача природы и любви, но "водянистого лиризма, всегда фальшивого и в особенности сейчас" это не породило - нельзя же ассоциировать или хотя бы совместить с ним следующие, вполне характерные, слова из песни "о любви" "Ламбада": "И снова пью я водку, и сплю я с кем попало: я стал самим собой". Оптимизм социальный, присущий АВИА с начала их пути, закономерно породил и оптимизм бытовой, житейский.

По-прежнему музыка АВИА была бы уместна в старом фильме. По-прежнему так и тянет пройтись под нее "колоннами маршем, правый кулак подняв на ходу". Но "одного яйца два раза не высидишь", обществу неинтересно заигрывать с тоталитарными идеями и - такое веление времени - АВИА изменяются. "Смотри Веселее" - неизменно убеждают нас люди, утверждающие: "Нам просто хорошо, и мы поем об этом".

В. И. ТЯШ-АРАПОВ
Фото Д. ВЫШИНСКОГО

"Rock Fuzz" №25, сентябрь 1995


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 20 октября 2004, 12:54
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

Архив"Музыкальная Жизнь" №06'1987 (Ленинградский Рок-клуб)Старый Пионэр14.03.2008
АрхивКонцерт "Рок Против Террора" (разные издания)Старый Пионэр24.02.2009
Архив"Работница" №04'1988 (БРИГАДА С, АВИА, КРУИЗ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС)Екатерина Борисова12.02.2015

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.008