ТЕЛЕВИЗОР (разные издания)


ТЕЛЕВИЗОР

Группа создана в 1984 году студентом филфака ЛГУ Михаилом Борзыкиным. Она успешно продолжила ленинградские "нововолновые" традиции, стала лауреатом городских рок-фестивалей 1984 и 1985 годов. Песни того времени были, в основном, лирическими, с некоторой дидактичностью в текстах и преобладанием мелодекламации.

В 1986 году произошел перелом: вместо гитары и баса появились басовые клавиши, но самое главное - Борзыкин обратился к болевым точкам нашего общества (весьма заметной стала песня "Выйти Из-Под Контроля"). В следующем сезоне ТЕЛЕВИЗОР много гастролировал. Подлинный успех ждал группу на Ленинградском фестивале 1987 г., где она заняла второе место, пропустив вперед лишь ДДТ.

Магнитоальбомы: "Шествие Рыб" (выходит сейчас на пластинке фирмы "Мелодия") и "Отечество Иллюзий".

Состав: Михаил Борзыкин (вокал, клавишные), Александр Беляев (гитара), Игорь Бабанов (бас-клавиши), Алексей Рацен (ударные).

"Парус" №9'1988


ТЕЛЕВИЗОР

Выполняя многочисленные просьбы читателей, наш корреспондент встретился с руководителем ленинградской рок-группы ТЕЛЕВИЗОР Михаилом Борзыкиным.

- Когда и с какой целью вы решили собраться вместе?
- ТЕЛЕВИЗОР появился почти 5 лет назад, до этого же все его участники играли в школьных и институтских группах. Если говорить о цели создания, то у всех нас тогда было огромное желание исполнять рок-песни на русском языке.
В общем, собрались, сделали программу и выступили с ней на II смотре-конкурсе ленинградского рок-клуба. Стали лауреатами, после чего были приняты в рок-клуб, причем сразу, без прохождения обычного кандидатского стажа. Видимо, всем очень понравились.

- Каковы ваши музыкальные пристрастия?
- В принципе, мне нравятся многие группы: ТОКИНГ ХЭДЗ, Ю-ТУ, например. Но какой-то особый восторг от прослушивания других пластинок я давно перестал испытывать. Сейчас меня больше всего заботит музыка группы ТЕЛЕВИЗОР.

- У группы, насколько мне известно, неоднократно возникали сложности с проведением концертов в различных городах страны.
- Да, до недавнего времени очень многие концерты срывались. Только совсем недавно, так сказать, "пала" Москва, которая держалась дольше всех по части запрещений и отмен концертов, даже в тех случаях, когда в газетах давалась реклама и все билеты были проданы.

- А сейчас - все в порядке? Что-то же изменилось?
- Ну, во-первых, в последнее время изменилось многое, люди привыкли. Если раньше все выглядело примерно так: "Ага, ТЕЛЕВИЗОР. Вроде поговаривали - это что-то антисоветское. Тут надо подумать". И думали. После чего разрешали или нет наши выступления. И только уже после концерта понимали, что поем-то мы о проблемах, тревожащих и понятных большинству советских людей. Во-вторых, нас показали по телевидению, а это для наших чинуш - словно бальзам на душу: раз по ТВ показали - значит, концерт разрешить уже не страшно.
Да и время, собственно, сейчас такое, очень, я бы сказал, очень шаткое. Чиновники просто боятся "не пущать", хотя их практически уже и никто не спрашивает.

- А почему они долгое время боялись "пущать"? Может, опасались анархии, вседозволенности...
- О, эти слова настолько относительны, ими так часто манипулируют... И лично меня сейчас настораживает то, что слишком часто уж подобные слова я слышу от тех, кто явно не хочет, чтобы в нашей стране происходили перемены. А по поводу вседозволенности, то уголовщина как была, так и остается уголовщиной и будет всегда преследоваться по закону. Все же остальные ограничения я считаю просто глупыми и ненужными.

- В песне - "Твой Папа Фашист" поется отчасти и об этих противниках прогрессивных преобразований?
- Смысл этой песни в том, что существует некий психологический тип людей, не способных уважать чужую свободу, желающих сделать всех похожими на себя. У нас таких людей, к сожалению, хватает. Большинство представителей старшего поколения представляются мне фашистами именно в этом смысле. И в данном случае слово "фашист", как иногда думают, к немецким каскам и Гитлеру никакого отношения не имеет. Повторяю, что речь идет о сформированном годами и обстоятельствами типе людей, которым изначально чужд всякий демократизм.

- Что вам больше всего не нравится в людях?
- Страх. Это естественное чувство, но когда сталкиваешься с этим везде и повсюду, становится не по себе. Еще - хамство, бесконечное хамство. Но я ни в коем случае не обвиняю в этом сам народ, не говорю, что в стране все так плохо, потому что люди ленивые, плохо работают. Хотя это отчасти и так, но лишь отчасти. Я убежден, что основная беда - в системе, которая не давала человеку выбора, иного выхода, не давала возможности для проявления каких-то индивидуальных качеств и способностей.

- На ваш взгляд, изменилось ли что-нибудь в нашем народе за последнее время?
- Да, сегодня происходит прямо-таки революционный сдвиг в сознании людей, который лично меня радует. Они становятся сознательнее, организованнее в хорошем смысле этого слова. Скажем, случай со смотром-конкурсом ленинградского рок-клуба, когда в последний момент выяснилось, что официальные власти намерены под любым предлогом сорвать это мероприятие. Тогда ребята организовали стихийную демонстрацию и направились к Смольному. Где-то на полпути мы встретились с представителями горкома партии и других организаций. В считанные минуты все вопросы были решены. Меня в этой ситуации порадовала сознательность ребят, от которых ее обычно никто не ждет: не было никаких нарушений общественного порядка, брани, хулиганства и т.д.
Другой случай - когда на концерте АЛИСЫ беременную жену Кости Кинчева милиционер толкнул в живот, а заступившегося за нее Костю скрутили и затолкали в машину. Тогда люди не дали случиться произволу - они окружили машину, и милиции ничего не оставалось, как отпустить Кинчева.

- Первый ваш магнитофонный альбом считается несколько слабее следующего.
- Обычно, когда что-то долго носишь в себе, в итоге вещь получается не очень сильной, даже похожей на чужое произведение. Наш первый альбом оказался таким, в нем было много лирики.
А потом наступило нечто вроде прозрения: мы сыграли вещь, строго-настрого запрещенную, но спеть ее считали для себя необходимым. И с тех пор страх отсутствует, не скажу, конечно, что полностью, но тем не менее.

- А вы не боялись последствий, когда в первый раз спели песню "Три-Четыре Гада"?
- Лично я эту песню не воспринимаю, как это многие обычно делают, однозначно. Ведь речь идет не только о тех, кто наверху. Например, там есть строка: "Три-четыре гада всегда со мной", то есть существуют гады не только где-то, но и внутри каждого из нас. А страха не было и нет. Есть огромное желание прожить жизнь не так, как прожили наши родители. Это выше любого страха.

- Вы считаете, что они плохо прожили жизнь?
- В общей своей массе да. Во всяком случае, те из старших поколений, кого я знал, на мой взгляд, не сложились в чем-то главном. Индивидуальность, скажем, во многих из них отсутствует напрочь.

- Если можно, расскажите об основной идее песни "Сыт По Горло".
- Идея в том, что все надоело... Мы все уже привыкли к этой духовной уравниловке, к массовому подходу в воспитании. Это вызывает тошноту, желание выплюнуть обратно все то, что в меня некогда заложили.

- Вам не кажется, что историческая тематика, перебирание имен политических деятелей в текстах многих групп стали приобретать спекулятивный характер?
- Что касается так называемых исторических песен о том, что и как было в нашей стране, то ТЕЛЕВИЗОР, по-моему, не касается прошлого в том смысле, что мы поем о настоящем в настоящем времени. Посудите сами: "Рыба гниет с головы", а не "гнила с головы". Повод же для такой постановки вопроса, к сожалению, еще остается. Теперь о спекуляциях - тут я с вами во многом согласен. Давно прошло время, когда была необходимость перебирать поименно всех деятелей тех лет. Сегодня нужны поиски корней случившегося, источников всех бед и показа путей выхода из кризиса. Этого, кстати, больше всего и боятся "застойные" люди.

- Кто вы по специальности?
- Я был отчислен с пятого курса английского отделения филологического факультета ЛГУ за неуспеваемость. И ничуть об этом не жалею. Амбиции, коррупция, претензии на выезд заграницу - такая обстановка в университете с самого начала была мне не по душе.

- Вы член ВЛКСМ?
- Наверное, уже нет, поскольку два года назад перестал платить взносы, и, вероятно, уже выбыл из этой организации. Как я к ней отношусь? Я считаю, что комсомол сильно дискредитировал себя за годы своего существования. Сейчас это одна из самых бездарных, фиктивных организаций. Многие лезут туда, так как считают, что это наиболее верный и краткий путь к партийной или еще какой-нибудь карьере. Я общался со многими работниками горкомов и райкомов, и они, кстати, среди них были и неплохие ребята, говорили: скучно, надоело, когда пытаемся что-то сделать - нас тут же одергивают. Не знаю, сможет ли комсомол как организация перестроиться, но пока этого не видно: все та же трусливая настороженность, та же боязнь принять решение без согласования.
По-моему, инерция будет длиться очень долго, если не бесконечно. Думается, нужно создавать что-то новое, вернее, не создавать - это как-то искусственно звучит, а пусть это возникнет стихийно, действительно по инициативе молодежи.

- Вы довольно критично настроены по отношению к комсомолу.
- Просто надоело постоянно кланяться в ноги тем, кто ничего не делает и не хочет делать. Почему мы должны брать с собой в зарубежную поездку какого-то работника обкома как руководителя группы ТЕЛЕВИЗОР, когда он ни к нам, ни к музыке вообще никакого отношения не имеет?! Получается, что мы своими концертами зарабатываем на его пребывание за границей деньги, в то время, когда его задача заключается в слежке за нами. Это абсурд!
Я считаю, что сейчас рок-группы более полезны для государства в экономическом смысле, чем такие вот деятели и организации, ведь мы приносим стране огромный доход, просто десятки и сотни тысяч рублей.
Пример? Вот совсем недавно рок-музыкантов обвинили в том, что они не патриоты своей родины. Но мало, наверное, кто знает, что в Киеве, где мы выступали вместе с АЛИСОЙ и ДДТ, доход с концертов (примерно 50 тыс.) был перечислен в Фонд мира и Фонд строительства реабилитационного центра для воинов-интернационалистов. И это только лишь один из примеров.

- А что для вас означают такие понятия как патриотизм и интернационализм?
- По-моему, понятие патриотизм у нас до сих пор как-то извращенно трактуется. Ведь уважать себя - это значит уважать Родину. Если ты борешься против чего-то, что тебя в ней раздражает, если ты борешься против недостатков с искренним желанием их искоренения, в этом случае ты - патриот. А отнюдь не тогда, когда ты можешь лишь доходчиво объяснить, кто друг, а кто враг, в чем твоя страна опередила другую страну, - и больше ничего для Родины не сделать. Обычно у нас считают, что военные - истинные патриоты. Я не совсем с этим согласен, ведь, скажем, солдат, это прежде всего человек подчиненный, винтик - куда прикажут бежать, туда он и бежит. А патриотизм предполагает личную сознательность и свободу выбора.
Вообще, в разделении земного шара на страны и границы между ними есть какая-то величайшая ошибка и трагедия. Нам нужно сейчас быть патриотами Земли, потому что с таким утилитарным подходом к патриотизму - вот это мой кусок земли, и я его патриот - мы скоро доиграемся до ядерной войны.
А интернационализм лично для меня означает прежде всего дружбу между народами, а не военную помощь. Но, к сожалению, все повторяется: Вьетнам, Ангола, Куба, Никарагуа, Афганистан. Хотя каждый раз в конечном итоге ни к чему хорошему не приводит.

- Каково, на ваш взгляд, сегодняшнее состояние советской музыки?
- Если говорить об официальной эстраде, то там, по-моему, давно все прогнило, все насквозь пропитано ложью, взяточничеством. Вообще у меня складывается такое впечатление, что государство не заинтересовано в развитии истинной молодежной культуры. Ему гораздо спокойнее, когда все каналы массовой информации забиты так называемым "попсом" - серой, однообразной и бессмысленной эстрадной музыкой. И когда всем этим заправляют люди, которых тысячами наплодила брежневская эпоха, которые имеют выходы на радио, телевидение. Они и сейчас ворочают делами, имея массу знакомств и связей на высоких уровнях. Что же касается молодежной культуры, то лично я какой-либо заботы о продвижении вперед, творческом развитии, материальной помощи со стороны государства не ощущаю. Чувствую одно только противодействие со стороны эстрадных воротил.

- В чем это выражается?
- Ну, например, в поездках за границу. Очень часто приглашают популярную среди молодежи рок-группу, но в последний момент случается заминка, и вот уже вместо нее едет другой, "прикрытый" каким-нибудь "великим" композитором ансамбль.

- Но сейчас многие рок-группы все чаще стали выступать по радио, телевидению.
- Мне кажется, что сегодняшняя политика официальных органов по отношению к року сводится к тому, чтобы выделить какие-то группы, отделить их от привычной среды и заключить в рамки официального искусства. При этом выбираются коллективы достаточно безобидные во всех отношениях: тексты, музыка и т. д., то есть те, кто изначально ничего серьезного сказать не мог и не хотел. Довольно старый метод, неприятно лишь то, что это коснулось рок-музыки. А молодым бывает и невдомек, что все эти "крутые металлисты" еще пару лет назад были участниками заурядных ВИА.

- Но ТЕЛЕВИЗОРУ грех жаловаться: в прошлом году вы несколько раз выступали за границей.
- Да, но опять-таки складывается впечатление, что в пропаганде современного советского искусства никто, кроме самих музыкантов, не заинтересован. Скажем, мы ездили в Италию на рок-фестиваль по линии "Спутника". А эта организация до самого последнего дня не обладала ни малейшей информацией: что это за фестиваль, кто будет участвовать и т. д. Более того, нам пришлось самим платить за билеты. Хотя, можно было бы договориться с организаторами и по-другому. Но этим заниматься, видимо, им просто незачем.
А случай с Гребенщиковым? Он вышел на международный уровень сам, без чьей-либо помощи, даже наоборот, при сильном противодействии официальных органов. Достойно представляет Союз за рубежом, но вспомните, как невозможно ему было достать билет до США! Он даже был вынужден отложить поездку на несколько месяцев. Теперь ему проще - появились знакомые, которые (опять-таки в основном за подарки) чем-то могут помочь.

- Вы не находите, что сейчас происходит некоторый спад интереса к рок-музыке?
- Нет, исчезает лишь нездоровый ажиотаж вокруг нее. Я бы сказал наоборот: появляется все больше молодых групп и поклонников рок-музыки, ни о каком спаде речи не идет. Сегодня стоит вопрос о том, чтобы рок-музыка стала частью, причем полноправной частью советской культуры; если это не произойдет, то опять настанут времена подполья и глупого ажиотажа.

- А какие существуют проблемы внутри самой рок-музыки?
- Главное на сегодняшний день в том, чтобы поднять уровень отечественной рок-музыки до уровня международного стандарта. Это касается и музыки, и текстов, и исполнения. Ведь если с содержанием у наших ведущих групп все более-менее в порядке, то теперь требуется достойная форма воплощения их идей.

Н. АРЕФЬЕВ
"Сельская Молодёжь" №8'1989



С вами говорит ТЕЛЕВИЗОР

Ленинградская рок-группа ТЕЛЕВИЗОР была создана на рубеже 1983-1984 годов студентом-инязовцем Михаилом Борзыкиным. Чтобы сразу же покончить с необходимой фактографией, напомню, вероятно, известные многим меломанам сведения. Первоначальный состав ТЕЛЕВИЗОРА абсолютно, кроме непременного солиста и лидера Борзыкина, отличается от сегодняшнего.

При всей социально-политической ершистости отечественного рока ТЕЛЕВИЗОР выделяется особенной остротой текстов. Поэтому, думаю, группа не стала шлягерной звездой массмедиа, хотя не раз появлялась на телеэкране. Второй причиной тому полагаю глубину песен ТЕЛЕВИЗОРА, рассчитанных на интеллектуального слушателя, которым редко оказывается зритель массовый. Впрочем, нынче модно раздавать подобные комплименты артистам, наделяя песни большей значительностью, чем есть на самом деле, а в случае чьего-либо невнимания объясняя нежеланием и неспособностью вникнуть в истинную суть.

Не стану подкреплять свидетельства таланта Михаила Борзыкина перечислением многочисленных успешных зарубежных гастролей ТЕЛЕВИЗОРА: в Польше, Италии, Швейцарии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии. Замечу лишь, что в отличие от иных коллег, ТЕЛЕВИЗОР, подавшись за "бугор", сумел не только отовариться там шмотками и позабыться за время вояжей отечественным зрителям. Изрядно окрепло мастерство группы.

Вспомним первый, 1985 года, альбом ТЕЛЕВИЗОРА, выпущенный три года спустя фирмой "Мелодия" в качестве пластинки, - "Шествие Рыб". Там еще встречались явные подражания тому же Гребенщикову, которые я вижу в композициях "Вчера" и "Цветные Сны". Или красивые, но достаточно самоцельные стилизации, как "Дальний Восток".

В период концертного проката второго альбома - "Отечество Иллюзий", 1987 года создания - выразительности Борзыкина, на мой вкус, мешала сценическая манера. Находились апологеты, которые хвалили артиста за его тогдашний образ "сомнамбулического истерика", а мне казалось, он отвлекал от текстов, приобретавших все большую мощь и емкость.

Сегодня "жесткая новая волна" в музыке ТЕЛЕВИЗОРА плещет раскрепощенно. Сценическая пластика Борзыкина обрела отточенность и ритмичность. Поэзия... Помню, еще в одной из первых песен группы, задолго до альбома "Музыка Для Мертвых" (1989 год), меня потряс образ "Людей В Ожидании". Борзыкин рассказал о злобной давке в поезде, уходящем в город мечты.

Именно такой ракурс делает объемным последующие работы ТЕЛЕВИЗОРА. "Отечество иллюзий, что внутри, что снаружи, чем дальше, тем хуже" - это одновременно и мир снов - единственная неотъемлемая собственность человека, и реальная страна, построенная на фальши. Даже рефрен песни можно услышать по-разному.

"Оставьте меня, я живой!" -
с вами говорит ТЕЛЕВИЗОР


или

"Я буду думать своей головой" -
с вами говорит телевизор.


Группа всегда говорит лично о себе, но и о сидящем в каждом из нас стереотипе сознания, навеянном, в частности, и "ящиком".

Мне всегда нравилось, что отличать правду от лжи герой Борзыкина стремится не по формальным признакам, а заглядывая в глаза конкретному человеку. ("Я видел его глаза... твой папа - фашист".) Круг действий для себя определяет посильный: "Три-четыре гада мешают мне жить". И не устает рваться из сетей фальши: "Если это любовь, значит, я - импотент", если кругом звучит "музыка жирных сердец", то Борзыкину "чай без сахара!".

И в жизни Миша умеет сочетать романтические порывы с реальным осознанием действительности. Стал одним из инициаторов вступлений музыкантов в защиту экологической среды на Волге и Байкале в походе "Рок чистой воды".

А вот последние новости, которые сообщил Михаил Борзыкин: "1991 год стал периодом творческого переосмысления пройденного пути. В октябре вышла наша новая пластинка - "Мечта Самоубийцы". Сейчас идет смена состава группы, готовится материал для нового альбома, в котором - попытка музыкального эксперимента, связанного с поисками новых музыкальных красок и поэтических идей".

На кассете вы услышите песни из альбома "Мечта Самоубийцы". Музыка, слова и аранжировки М. Борзыкина.

Нина ТИХОНОВА, кандидат искусствоведения
"Кругозор" №4'1992



Михаил Борзыкин: "Для меня и музыка и текст находятся в абсолютной гармонии"

О группе ТЕЛЕВИЗОР еще лет 5 назад многие говорили как о настоящей рок-сенсации, как о самой революционной группе в стране, переживающей пик популярности групп социального рока. По дерзости и бунтарству они обошли даже АЛИСУ, произведя эффект разорвавшейся бомбы на IV фестивале ленинградского рок-клуба в 1986 году. Их песенный призыв "Выйти Из-Под Контроля" всерьез напугал тогда многих функционеров от культуры. Да что там функционеров - даже коллеги по рок-сцене и те посчитали такую дерзость опасной в плане последующих "рок-репрессий".
Но время все меняет, и после "Отечества Иллюзий", известнейшего альбома ТВ 1987 года, группе подобного же успеха достичь уже не удавалось. Виной тому, видимо, были постоянные смены составов, периоды распадов и полураспадов. И вот, после недавнего нового воскрешения, ТЕЛЕВИЗОР - участник екатеринбургского фестиваля "Рок-Арсенал", на котором мне и удалось побеседовать с Михаилом Борзыкиным, неизменным лидером группы.


- Миша, с каких пор ты начал свой путь в музыку? И когда ты понял, что рок - это твое?
- Вообще-то музыкой я занимаюсь достаточно долго - лет с восьми. В ту пору бабушка определила меня в музыкальную школу по классу фортепиано. Поскольку ходил я туда не по своему желанию, то и особой любви к занятиям музыкой я тогда не испытывал.
Роком же по-настоящему стал интересоваться в 8-9-м классах. Начиналось все это с увлечения музыкой БИТЛЗ, МАШИНЫ ВРЕМЕНИ...

- ТЕЛЕВИЗОР долгое время лихорадило с составом. А нынешний состав группы можно назвать стабильным?
- С уверенностью этого сказать нельзя. Группа до сих пор находится в стадии формирования. Практически два года группа не выступала, не давала концертов. И я вообще удивляюсь, что нас сюда пригласили, что нас еще помнят. Причины же распадов чаще кроются в том, что люди не всегда притираются друг к другу, да и я - человек довольно требовательный...

- Это, наверное, твой главный недостаток?
- Мой основной недостаток в том, что я, мягко говоря, бываю очень несдержан.

- У Михаила Борзыкина на нашей рок-сцене сложился имидж бунтаря-одиночки. То есть, ты никогда не бросал клич "Мы вместе!", речь скорее шла от своего лица и о себе. Ты по своей природе индивидуалист?
- Во-первых, только не бунтарь. Так называли меня в прессе различные рок-критики, упирая на политическую сторону песен. Вообще-то меня всегда раздражало и обижало то, что эти критики считали нас группой, пишущей исключительно политические тексты, отказывая нам в праве на музыкальность. Между тем, для меня и музыка и текст находятся в абсолютной гармонии, и то, что рок-критики не замечали музыкальную сторону группы, говорит лишь об их уровне музыкальной образованности. А что касается моего характера, то скорее всего я действительно индивидуалист.

- Но у ТЕЛЕВИЗОРА тем не менее нет чисто лирических песен, так называемых "песен о любви"...
- Нет, почему же? Вот в нашем альбоме "Дым-Туман", выходящем через 2 месяца, есть песня исключительно о любви - "Я У Вольных, У Ворот"...

- Миша, а в наше время у тебя не возникает желания написать песню по типу "3-4 Гада" и посвятить ее нашему правительству?
- Нет, сейчас не возникает. Я вообще считаю, что мы пришли к естественному своему состоянию. То есть наша страна возвращается к пещерным временам, к превращению человека в обезьяну, к тому, к чему все собственно и двигалось. Думаю, так оно и должно было стать. Единственное, что радует - то, что теперь уже никто не прикрывается лозунгами о светлом будущем, о построении коммунизма. Эта жизнь меня, конечно, ломает, раздражает, но я понимаю, что наша страна идет к тому, к чему давно движется все остальное человечество.

- На сцене ты производишь впечатление очень спортивного, сильного человека. Ты занимаешься спортом?
- Специально нет. Обыкновенная гимнастика, закаливание, т. е. я стараюсь, конечно, поддерживать спортивную форму.

- Ты известен еще и как человек, достаточно критически относящийся к любым рок-авторитетам. И все же нравится ли тебе кто-либо из современных исполнителей, коллег по рок-сцене?
- Очень нравится НАСТЯ - интересная, самобытная группа. Люблю АЛИСУ, но только когда они в форме...

- Борзыкин противостоял не только официозу, но и в самой рок-тусовке, по-моему, он был как-то особняком...
- Да, я не принимаю многого из того, что было и есть. Мне не нравятся эти совместные пьянки, я привык больше внимания уделять музыке, а не тому, что ее окружает. Возможно, поэтому и меня многие не воспринимали...

- Сейчас достаточно много книг выходит о самых разных группах. Иногда в роли биографов выступают сами музыканты, иногда рок-журналисты. По поводу ТЕЛЕВИЗОРА нет никаких задумок?
- Нет. Сами мы не пишем книги, да и смысла в этом не видим. А чтобы о нас писали известные рок-обозреватели, так это опять же надо ходить у них в друзьях, с рок-критиками нужно вместе пить.

- Есть также мнение, что для рок-музыкантов сейчас только два способа существования: уход в подполье ("назад в подвалы") или же продаться шоу-бизнесу. Твой выбор и твое мнение по этому вопросу?
- Я лично так не думаю. По крайней мере, за ТЕЛЕВИЗОР я могу сказать, что мы не продавались и продаваться не собираемся. Хотя и у меня возникают мысли и сомнения по этому поводу. Иногда чувствую: "вот эту грань перейти нельзя". То есть всегда подсознательно понимаешь грань допустимого, инстинктивно чувствуешь, где будет "продажа", а где - нет. Группы в подполье тоже есть и будут существовать, но мы это уже переросли. И в то же время мы хотели бы остаться независимыми ни от кого.

Интервью брала Светлана КОШКАРОВА
"Субботняя Газета" (Курган) №7/1993



ТЕЛЕВИЗОР 93-го года выпуска

В 1984 г. молодые питерские рок-музыканты объединились в группу, название которой придумали почти сразу. Так как отечественная эстрада была наводнена всякими ПОЮЩИМИ ГИТАРАМИ, ДОБРЫМИ МОЛОДЦАМИ и ПЕСНЯРАМИ, решили - название должно быть мужского рода, единственного числа. И в то же время, чтобы оно ни к чему не обязывало и позволило играть любую музыку. Так родился ТЕЛЕВИЗОР, в котором главная роль принадлежит Михаилу Борзыкину. Он - автор музыки и текстов, вокалист и клавишник.

- За последние полгода у нас полностью изменился состав. Неизменным элементом остался я сам. Но с новыми музыкантами мы неплохо сработались - скоро должна появиться пластинка "Дым - Туман".

- ТЕЛЕВИЗОР с самого своего рождения несет на себе клеймо "самой пессимистической и эпатажной рок-группы"...
- В общественном сознании, не без участия прессы, сформировался именно такой образ. Правдивый взгляд на жизнь всегда вызывает поверхностный пессимизм, но за этим стоит желание изменить ситуацию к лучшему. Я лично пессимистом себя не считаю. Более того, в нашей новой программе стало больше светлых тонов, больше современной ритмики. Я пытался синтезировать элементы африканской музыки, хип-хопа и рок-н-ролла последних 30 лет. Ведь кардинально что-то новое изобрести при помощи этих инструментов сложно. Думаю, что в искусстве, и в частности в музыке, произошел определенный круг.

- Что же является для тебя стимулятором творчества?
- В основе любого творчества так или иначе - конфликт личности и толпы, "массы". Моя задача - отстоять эту индивидуальность в рамках ТЕЛЕВИЗОРА. Меня, например, в последнее время ужасно раздражает массовое увлечение различными религиями.

- Ты атеист?
- Нет, я, безусловно, верю в существование некоей абсолютной сущности. Но это глубоко интимное понимание. У каждого, мне кажется, должна быть персональная религия и свое понимание Бога. Верить во что-то или в кого-то хочется, но конкретно в Кришну или в Христа не получается. Я неоднократно беседовал с представителями разных конфессий. В их рассуждениях столько противоречий! Главное, что мне не нравится - отношение "слуга-хозяин". Я хочу разговаривать со своим Богом один на один, мне не нужны посредники.

- Когда-то ты был активным участником всех акций ленинградского рок-н-ролла. Что происходит сейчас с клубной деятельностью?
- Идет нормальный процесс медленной кремации рок-клуба как музыкального братства. Зато рок-н-ролльная жизнь перекочевала в маленькие клубы: "Там-Tам", "Инди", "Мегамикс"... В каждом из них своя публика и определенной направленности музыка. Старая гвардия в лице АУКЦЫОНА, ДДТ, НАУТИЛУСА и т. д. продолжает свое дело. А группы более молодого поколения грешат пением на псевдоанглийском языке. Создается впечатление, что люди приходят на сцену для того, чтобы получить минимальный контракт в каком-нибудь берлинском клубе, отыграть там пару концертов и вернуться сюда "крутыми", купив там подержанный авто. Есть, правда, несколько интересных групп (ОПАСНЫЕ СОСЕДИ, ДВА САМОЛЕТА, ЖЕЛТЫЙ ДОМ), но их так мало. Да и в среде тех, кто играет неплохую музыку, культивируется либо алкоголь, либо наркотики, как у Джима Моррисона. Но сначала нужно быть Моррисоном, а потом колоться.

- Что тебя удерживает в музыке? Ведь ты неплохо владеешь английским языком (4 курса филфака ЛГУ) и мог бы себе найти более денежную работу?
- Когда я начинал, то прежде всего у меня было желание что-то сказать. Этот энтузиазм сохранился и по сей день. С годами у меня выработалась определенная непритязательность. Я не бухаю, по большому счету, в рестораны не хожу, машины у меня нет, квартира коммунальная. Я сам себя ограничил и не имею на этот счет никаких амбиций. Но взамен я имею возможность переводить себя в другое состояние. Так или иначе все мои песни - это обращение к Богу. И, думаю, это отношение сохранится. Сейчас такое время, когда выживет только сильнейший. Тот, кто будет делать свое дело, не продаваясь почем зря.

- Но таланты могут погибнуть, так и не раскрывшись...
- Я всех хочу призвать не опускать руки. Да, большинству сегодня приводится нелегко. Нет дешевой колбасы, но зато есть возможность делать то, что ты хочешь. Можно отдаться деньгам и зарабатывать миллионы, а можно отдаться творчеству, и к тебе уже не придет комсомолец и не скажет: "Не пой эту песню!" Я за то, чтобы все шло естественным путем. Никакого социального равенства не может быть. Человек человеку - волк. Но сейчас общество живет по более естественным законам, а это залог того, что все в конце концов стабилизируется.

В. ПОЛУПАНОВ
"Я - Молодой" №13(19), июль 1993





Автор: Старый Пионэр
опубликовано 15 июня 2006, 18:48
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииТЕЛЕВИЗОР - "Путь к Успеху"Старый Пионэр26.03.2002
РецензииТЕЛЕВИЗОР - "МегаМизантроп"Старый Пионэр08.02.2005
РецензииТЕЛЕВИЗОР - "Дежавю"Старый Пионэр01.09.2009
РецензииТЕЛЕВИЗОР - "Ихтиозавр"Старый Пионэр24.11.2016
СтатьиЛедоход (ТЕЛЕВИЗОР в "Red Club", Петербург, 4.03.2006)Jolly13.03.2006
СтатьиТЕЛЕВИЗОР в "Орландине" (Петербург, 22.12.2006)Старый Пионэр08.01.2007
СтатьиМихаил Борзыкин: "Так начинался ТЕЛЕВИЗОР"Старый Пионэр01.02.2007
СтатьиМихаил Борзыкин: "ТЕЛЕВИЗОР тогда схлынул в андеграунд" (продолжение)Старый Пионэр22.02.2008
СтатьиМихаил Борзыкин (ТЕЛЕВИЗОР): Неполитическая информацияАлексей Анциферов19.12.2011
СтатьиУбили Кенни! (ТЕЛЕВИЗОР в "Yotaspace", Москва, 15.09.2016)Старый Пионэр20.09.2016
Архив"Московский Комсомолец" 15.07.1988 (ТЕЛЕВИЗОР и фирма "Мелодия")Старый Пионэр29.01.2008

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.022