ТЕЛЕВИЗОР - "Дежавю"


(c) Телевизор, 2009
(c) & (p) "Геометрия" , 2009


Мальчик кричал: "Волки!" Люди могли по-разному относиться к его крикам, но они не задумывались, зачем он это делает, когда никаких волков не было и в помине. А мальчик творил. Каждый его крик был художественным актом. И с каким же удовольствием мальчик наблюдал за реальным воплощением своего творческого вымысла!

Вот именно за такого мальчика по замысловатому закону штампов продолжают принимать Михаила Борзыкина. А он им никогда и не был. Михаил всего лишь точно отражал в песнях свои состояния, не признавая границ политкорректности, не оглядываясь на конъюнктуру. И если кричал про волков (свиней или рыб), то только в том случае, когда чувствовал их хватку на собственном горле.

Пройдя через тему одиночества, побывав лирическим героем и циником, поделившись со слушателем глубинами разочарования, Борзыкин снова вывел ТЕЛЕВИЗОР на передовую, прокатившись по рокаде предыдущим альбомом и заложив поворот на 90 градусов.

Дежавю - они вернулись,
А нас простыл и след.


Дежа вю молотит в свой колокол, заставляя обернуться назад. "Они возвращаются". Двадцать два - это Число ТЕЛЕВИЗОРА. Одиннадцать песен снова, как и двадцать два года назад, заряжены в обойму и выпущены очередью по царёчкам природы. И разве возможно не начать проводить параллели или перпендикуляры? Вперед, в прошлое!

Написание названия в одно слово намекает на визуальное сходство с "Двоими". На то же указывает и состав, в котором записан альбом ("Двое" - с Шумайловым, "Дежавю" - с Сивицким). Даже оформление - очки, сработанные из двух циферблатов главных часов страны, больше похожие на разделенные Инь и Ян - вызывает вполне "двойственные" аллюзии. Но мы не будем отвлекаться. Наша цель: "Отечество Иллюзий".

Музыка "Дежавю", находясь в одной системе координат с этим знаковым альбомом ТЕЛЕВИЗОРА, тем не менее, разительно отличается от него тотальным использованием плодов технического прогресса. Вместо аскетично импульсивных и почти интуитивных клавишных партий Игоря Бабанова - прагматично расчетливые, выверенные компьютерные аранжировки, вместо богатой игры Алексея Рацена - беспорочные лупы. Наибольшая эволюция случилась в звучании гитар. Помните, как легко, контрастируя с материалом, звучали гитары Александра Беляева в "Отечестве"? А "Дежавю" - пожалуй, сильнейшая на сегодняшний день работа Сергея Сивицкого. Его гитара вступает в отчаянное и бескомпромиссное соитие с песнями Борзыкина, воя, стеная, рыча, визжа и мурлыча (впрочем, не обошлось и без дани уважения Беляеву: в "Газпромбайтере").

Изменения в инструментарии стали логичным следствием эволюции группы. Последовательно придерживаясь не только музыкальных, но и технократических тенденций, ТЕЛЕВИЗОР в свое время расстался с "новой волной", перебравшись в русло синти-попа. Сейчас же Михаил Борзыкин совершил эдакий стилевой камбэк, снова подпустив "волну", но уже не "нью", а "дарк". По большому счету, нет никакой разницы, в каком стиле предпочитает творить музыкант - в популярном или элитарном, но, справедливости ради, надо оставить уже ТЕЛЕВИЗОР без поп. А для успокоения пыла искусствоведа можно использовать какой-нибудь компромиссный термин, например, "синти-дарк" - хуже не будет.

Но музыка музыкой, а из песни слово не выкинешь. Вот мы и подошли к главному вопросу: "Так ли похожа нынешняя работа на альбом двадцатидвухлетней давности, и можно ли поставить эти двадцать две песни в один ряд?" Ответ однозначен, но лучше подойти к нему постепенно. Одиннадцатью шагами.

Шаг первый. "Отечество Иллюзий" начинался с сомнений, с размышлений о Боге ("Кто Ты?"), с поиска космоса внутри себя, с поиска своего пути. Все, никакого Бога и сомнений, теперь начало - это люди. И выбранный ими путь ("Дежавю"): "И как приговор во мне - глухая тоска: мы по разные стороны баррикад".

Шаг последний. Была издевательская квазиистерика "Сыт По Горло", а теперь "Тишина" и могильное умиротворение: "К вечной пустоте над покоями Тишины". Михаил словно нарочно полемизирует с предыдущим альбомом, оставляя от него осколки льдинок, не желающих собираться в одно слово.

Шаг второй. Самодостаточность - форма свободы, неуязвимость снов - путь силы. Самая главная свобода - "Внутри". Так было. Теперь уже ясно, что эта идея - "Глупая". "Самодостаточный? Да. ... Неуязвимый? Да. Я посмотрю на тебя, когда в твой дом придет беда".

Шаг третий. Все было так метафорично и глобально. "Отечество Иллюзий" своим размахом впечатлял, предполагая, что чем дальше, тем будет хуже. А обернулось всё сущей мелочью, ничтожным аксессуаром. Достаточно было лишь надеть очки. И нет ни патриотизма, ни веры, ни даже президента, только лишь сидящие на носу "Очки" средств массовой информации: "Найди врага быстро и без проблем".

Шаг четвертый. Ассоциативный ряд на уровне той части мозга, которая отвечает за самолюбие. "Полуфабрикаты" шагали стройно на конвейер, но были расплывчаты и представляли кого угодно, только не слушателя. Сегодня все конкретно. И если ты "Газпромбайтер", то уже не отвертеться покупкой диска на деньги, полученные от: "Золотые пришли нулевые... Новый хозяин - Единая Россия".

Шаг пятый. В 80-е казалось, что все еще возможно, что пусть "Рыба Гниет С Головы", но "они" слишком малы. Теперь все провоняло насквозь. Уже "Заколотите Подвал!" вызывает стойкое чувство дежа вю: "Священным союзом Царя и Совка бредит Кремлядь... Эй, родина! Протри зрачки-то! Это - неохристочекисты!"

Шаг шестой. Продолжением темы загнивания с головы шел вполне оптимистичный опус о том, что мешают нам жить "Три-Четыре Гада". Пусть даже сотни миллионов, но все равно рано или поздно они пойдут на дно. Такие обреченные и уже не опасные гады. В 2009-м Борзыкин (редчайший случай!) обратился к чужим стихам (замечательного поэта Владимира Лифшица), чтобы показать, как число "четыре" превращается в "Квадраты". И это уже не обреченные свинки: "Неслышно выступят из темноты люди, умеющие убивать".

Шаг седьмой. Нотация с лучшими намерениями. Попытка открыть глаза на неприятный факт, что "Твой Папа - Фашист". Хватит! В конце концов, жить с лапшой на ушах не так уж и плохо, но больше нотаций не будет, коли мила "Околесица": "Спиться, скурвиться или повеситься - тебе решать".

Шаг восьмой. Самый простой и очевидный. Пока были "они" и "мы", все было как на ладони: они сидят, а "Мы Идем". Но вот только "нас" простыл и след. И "Пока Мы Сидим", гордые собою, "они готовят кресты для новых святых - менты убивают молодых!"

Шаг девятый. Это был лозунг, призыв, руководство к действию. Было необходимо "Выйти Из-Под Контроля". Железной метлой в светлое будущее никого не загонишь. И если тебе страшно, то "Сиди Дома". Никуда не выходи, но еще раз подумай о том, что "это - не политика. Это - драка за свою душу со своим страхом".

Шаг предпоследний, лирический. Отталкиваясь от идеи Стругацких, Борзыкин в "Отечестве" родил тягучую и затягивающую "волновую" балладу о том, как "Дети Уходят". Она была необычна и стояла особняком не только среди работ ТЕЛЕВИЗОРА, но и в общем рок-пантеоне буйных 80-х. Чувствуя ответственность за подрастающее поколение, рок-музыканты сами в то время были в какой-то мере детьми. Через два с лишним десятка лет Михаил записал одну из самых проникновенных среди существующих песен о любви мужчины, уже пережившего молодость. Уже не дети, уже рядом только один человек. И настоящее спасение возможно только "Пока Ты Со Мной". И настоящая правда: "Пока ты со мной, давай не бояться смотреть на себя в зеркала".

Вывод 1: Два туза из колоды ТЕЛЕВИЗОРА несомненно оказались разных мастей: если раньше были пики, то теперь, очевидно - черви.

Вывод 2: Такого уровня искренности давно уже никто не достигал на отечественной рок-сцене. И в этом альбоме - все истинная правда. Правда одного человека: Михаила Борзыкина. А если вы думаете, что все совсем не так, что Борзыкин - только лишь мальчик, кричащий ради собственного творческого удовлетворения слово "Волки!", то сей прискорбный факт означает лишь одно: у вас другая, собственная правда. И ничего более.

Вывод 3: Альбом стоит купить (а не скачать) хотя бы ради того, чтобы иметь возможность повесить в офисе у себя за спиной эффектный плакат (размер А3, на обороте тексты) с изображением колючей проволоки на фоне Кремля. Это сэкономит место на стене. Зачем вешать два портрета, когда есть вариант "два в одном"?

Послесловие. После прослушивания "Дежавю" возникает всего один вопрос в двух формах: "Зачем вообще что-то делают остальные российские рок-музыканты? Кто все эти рок-люди и для чего они здесь?" Тише, тише, ответ на этот вопрос мне известен. Но важен сам факт возникновения вопроса.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 01 сентября 2009, 21:44
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (39) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииТЕЛЕВИЗОР - "Путь к Успеху"Старый Пионэр26.03.2002
РецензииТЕЛЕВИЗОР - "МегаМизантроп"Старый Пионэр08.02.2005
РецензииТЕЛЕВИЗОР - "Ихтиозавр"Старый Пионэр24.11.2016
СтатьиЛедоход (ТЕЛЕВИЗОР в "Red Club", Петербург, 4.03.2006)Jolly13.03.2006
СтатьиТЕЛЕВИЗОР в "Орландине" (Петербург, 22.12.2006)Старый Пионэр08.01.2007
СтатьиМихаил Борзыкин: "Так начинался ТЕЛЕВИЗОР"Старый Пионэр01.02.2007
СтатьиМихаил Борзыкин: "ТЕЛЕВИЗОР тогда схлынул в андеграунд" (продолжение)Старый Пионэр22.02.2008
СтатьиМихаил Борзыкин (ТЕЛЕВИЗОР): Неполитическая информацияАлексей Анциферов19.12.2011
СтатьиУбили Кенни! (ТЕЛЕВИЗОР в "Yotaspace", Москва, 15.09.2016)Старый Пионэр20.09.2016
АрхивТЕЛЕВИЗОР (разные издания)Старый Пионэр15.06.2006
Архив"Московский Комсомолец" 15.07.1988 (ТЕЛЕВИЗОР и фирма "Мелодия")Старый Пионэр29.01.2008

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005