АЛИСА, часть 1 (разные издания)


Энергия и энергетичность

Мы встретились дома. Уютная московская квартира. Домашняя рубашка, джинсы. Негромко работает старенький телевизор, на кухне готовится ужин. На журнальном столике - большая общая тетрадь с недописанным текстом, тут же, у кресла, - гитара.

Смущенная улыбка, закрытый переплет тетради. На нем надпись "АЛИСА".

"АЛИСА... Пожалуй, одна из самых острых групп конкурса, но и одна из самых талантливых", - такой текст был дан в "Собеседнике" под одной из фотографий, иллюстрирующих ленинградский фестиваль рок-музыки.

"...И тогда я включаю магнитофон и слушаю "Мое Поколение" группы АЛИСА", - писала "Литературная Газета".

Кто она, эта таинственная незнакомка? Где пропадала, откуда появилась, почему вдруг стала популярна настолько, что ее многочисленные ленинградские почитатели объединились в клуб? О чем поет, в конце концов? С этими вопросами я пришел к вокалисту группы и автору большинства песен Константину Кинчеву.

- Группа организована в 1984 году в Ленинграде бас-гитаристом Святославом Задерием. Сейчас, по сравнению с первоначальным, состав несколько изменился. Сегодня в АЛИСЕ: гитарист Андрей Шаталин, клавишник Польхан Кондратенко, барабанщик Михаил Нефедов и бас-гитарист Петр Самойлов. Слава Задерий собрал новую группу под названием НАТЕ. Она также член ленинградского рок-клуба. Кстати, НАТЕ тоже однажды уже выступила в Москве.

- Но ведь и ты москвич?
- Да, всю жизнь прожил в районе ВДНХ. Если бы не девушка с Васильевского острова, думаю, жил бы там по сей день. Зачастив в Ленинград, познакомился с местными музыкантами. Показал свои песни и как-то легко и неожиданно для себя остался с ними. В Москве тогда по разным причинам заниматься рок-музыкой было затруднительно. Это ведь только недавно по примеру ленинградцев здесь организована рок-лаборатория.

- Будешь переезжать?
- Буду.

Реальный показатель работы музыкантов достаточно прост: концерты, записанные пластинки. Если концерты группам организует клуб, то с пластинками дело обстоит непросто. До недавнего времени о них музыкантам приходилось только мечтать. Вместо пластинок записывались пленки. В 1984 году сделана первая сольная запись Кинчева "Нервная Ночь". Записать пленку помогли музыканты СЕКРЕТА Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов. На следующий год нынешним составом АЛИСЫ выпущен магнитофонный "альбом" "Энергия".

И вот, кажется, дело дошло до пластинок. На "Мелодии" готовят выпуск двух миньонов, на которых будут записаны достаточно известные композиции: "Меломан", "Энергия", "Мое Поколение" и "Соковыжиматель". Готовится также большая пластинка, но она выйдет ограниченным тиражом только для членов Ленинградского рок-клуба.

Многие называют стиль группы агрессивным. Это чересчур, конечно. Но даже допустив, что это так, можно попытаться объяснить такую характеристику. Молодежь в силу того, что она - молодежь, особенно чутка и нетерпима к обману и несправедливости. Прикрытые скорлупой бюрократизма и славословия, они становятся неуязвимы для многих взрослых, не говоря уже о молодых. Согласитесь, что безразличие - не лучшая манера поведения в этом случае.

"Мне неясен взгляд тех, кто устал.
Мне непонятен тот, кто спит..."


- звучит песня "Мы Вместе", и ее тотчас же подхватывает весь зал. Так было и во время недавних концертов в ЦДТ...

"Молодежь заряжена на действие" - эту фразу повторяют сегодня повсюду. Действительно так. Ее потенциал огромен, его реализация чрезвычайно мала. Обидно, если возможности останутся неиспользованными. Об этом думают сегодня все, об этом поют музыканты.

"И если ты увидишь мои глаза в своем окне,
Знай, я пришел помешать тебе спать..."


- продолжает тему композиция "Мое Поколение".

- Как ты относишься к профессиональной эстраде?
- Если говорить о профессионализме в смысле владения инструментом, голосом и т. п., словом, о мастерстве, то очень хорошо. Как иначе можно к этому относиться? Но к различного рода ансамблям, окрещенным кем-то почему-то странным термином ВИА, принадлежащим различным филармониям страны - никак: не верю тому, что они поют. Играли бы инструментальные вещи, зачем утруждать себя и слушателя пустословием?

- А кто из коллег тебе наиболее близок?
- Все те же известные ЗООПАРК, АКВАРИУМ, КИНО, а также, наверное, незнакомая московскому слушателю ленинградская группа ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК. Наша маститая эстрада, к сожалению, во многом не удовлетворяет запросы молодежи. Иначе чем еще объяснить появление буквально десятков групп в разных городах страны? Естественно, темы, а также формы их подачи они выбирают отличными от тех, которыми пользуются наши заслуженные эстрадники.

"В поисках контакта, в поисках рук
Я начал петь на своем языке...".


Немного о языке. Все замечают, что он несколько необычен. Причем одна и та же специфика видна у всех упомянутых групп. Значит, можно говорить о некой языковой тенденции.

- Каких поэтов ты бы поставил в ряд своих любимых?
- Ранний Маяковский, Хлебников, Пастернак...

Основной характеристикой стиха, которым пользуются сегодня рок-музыканты, пожалуй, можно назвать неорганизованность формы. Предприняв небольшой экскурс в историю отечественного стихосложения, вспомним, что именно эта черта была главной в поэзии 10-20-х годов нашего века. "У футуристов (к ним принадлежал ранний Маяковский) и их литературных сверстников, - читаем в "Очерке русского стиха" Гаспарова, - акцентный стих становится одним из ведущих размеров". Его использование означало движение от стиховой строгости к языковой естественности. Он выступает знаком вольности и раскованности что, по-моему, вполне объясняет его выбор рок-музыкантами.

- Каков возраст вашей аудитории?
- Восемнадцать-двадцать лет, но, кто знает, может, нас слушают и те, кто постарше. Во всяком случае, мы считаем своим адресатом молодого человека, впервые сталкивающегося с проблемами мира, в котором он начинает полноправно жить. Поэтому многие вопросы для него серьезны, жизненно важны, часто болезненны - короче говоря, стоят "в полный рост".

- Отказался бы ты от каких-нибудь ранее написанных песен?
- Разве что от совсем ранних. Они были чересчур манерны. А вообще-то отказывайся не отказывайся - они проживают положенный им срок, пока их слушают, а потом исчезают, вместо них появляются новые. Мы живем, проходят дни, проходят и песни.

- Недавно состоялся концерт АЛИСЫ в Москве, как ты его оцениваешь?
- Хочу сразу сказать, что то, что видели москвичи в ЦДТ, это уже прошлое группы. Мы отыграли "накатанную" ленинградскую программу годичной давности. Но ведь всегда интереснее показывать то, чем ты живешь в настоящий момент.
Если говорить в целом о концертах, удачными считаю те, на которых устанавливается прочный двухсторонний контакт группы и зала. В этом случае идет настоящий обмен энергией слушателя и исполнителя. Пожалуй, это то главное, ради чего выходишь на сцену. С этой точки зрения концерт в ЦДТ удался.

- В Москве скоро будет проведена "Рок-Панорама-87". Примет ли АЛИСА в ней участие?
- Это будет зависеть от москвичей, от того, смогут ли они организовать участие ленинградцев. Нам, конечно, хотелось бы видеть себя в списке приглашенных. Кстати, на сцене "Панорамы" будет много профессиональных коллективов. Зрителям представится прекрасная возможность оценить, кто есть кто.

- Ты обмолвился о сегодняшнем дне группы...
- Мы подготовили к ленинградскому фестивалю рок-музыки новую программу. Пытаемся экспериментировать в направлении театрализации выступления: вводим декорации, элементы актерской игры Написан ряд новых композиций. Кто интересуется - добро пожаловать в июне в город на Неве.

- На экраны страны вышел художественный фильм "Взломщик" с твоим участием. Мы можем поздравить тебя с актерским дебютом. Расскажи немного об этой работе.
- Спасибо. Дебют, правда, состоялся несколько раньше: еще в школе меня пригласили сниматься в фильме "Мальчик и лось", где, естественно, предложили роль мальчика, тоже музыканта. Так что это не первая работа.
"Советский Экран" уже познакомил читателей с сюжетом "Взломщика". Поэтому вы, наверное, знаете, что в фильме мне поручена роль музыканта из популярного в городе ансамбля. Так что перевоплощаться особенно не пришлось. Вот только многие ситуации, в которые попадает герой, мне были незнакомы. Поэтому не могу сказать, что Кинчев вел бы в них себя так же, как Лаушкин.
Думаю, фильм представит интерес для молодежи. А для любителей рок-музыки лента любопытна еще тем, что в ней можно будет увидеть популярные ленинградские ансамбли АУКЦИОН, КОФЕ и ПРИСУТСТВИЕ.

- Как тебе нравится "Звуковая Дорожка"?
- Я выписываю "Московский Комсомолец" и считаю "ЗД" одной из наиболее удачных музыкальных рубрик. Она интересна как просто любителям современной музыки, так и профессионалам как чуть ли не единственный источник информации в этой области.

- И последний вопрос: почему АЛИСА?
- Точно не скажу. Но для себя я объясняю это имя Ленинградом. Город чудесный, помнишь сказку?

Александр ШЕРСТОГАТОВ
Фото Валерия ПОТАПОВА

"Московский Комсомолец" 29.05.1987



Разочарование

Говорят, есть на Западе ресторан для богатых людей, который посещают исключительно для того, чтобы испытать острую новизну хамского обращения. При нашем дефиците просто вежливости, заметном уже даже зарубежным гостям, хочется иногда как-то расслабиться, отдохнуть душой. Хотя бы на концерте. Конечно, рок - это песни протеста. Это - эпатаж и взламывание сценических стереотипов. Но чтобы до оскорблений? Как-то обидно за свои три рубля быть обозванным, например, "козлом". Именно это произошло со зрителями на концертах с участием ленинградской рок-группы АЛИСА. То есть очевидцы говорят, что оскорбления были разными. Но на долю тех, кто пришел в Таллинский Дворец культуры и спорта им. В. И. Ленина 21 июня, досталось именно это. Потом звукорежиссеры просто убавили звук, чтобы брань не разносилась по залу.

Зал этот видел многих. И наших исполнителей, и зарубежных. Что ж, настала пора рок-музыки. Зазвучала она и здесь. Мы слышали ПИКНИК, ДИАЛОГ, КРУИЗ, АРИЮ. Не будем оценивать качество их выступлений. У каждой команды, как называют себя рокеры, есть поклонники, фаны, просто симпатизирующие. Теперь в гостях у таллинцев побывал Ленинградский рок-клуб в составе своих лауреатов. Оговорюсь сразу - АЛИСА подвела всех. И хозяев, и гостей. Показав непревзойденные пока на сцене дворца и за его кулисами образцы хамства, безвкусия. На их совести - изуродованный рояль, испорченный микрофон, испорченное настроение многих людей.

Пусть поймет меня правильно любой поклонник рок-музыки, даже тот, кому импонирует АЛИСА. Очень трудным был путь до сцены этой программы рок-клуба. Тем печальнее результат.

Мы слишком хорошо помним времена, когда на обложке "Крокодила" красовалась карикатура, снабженная подписью "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст". И времена, когда приходилось доказывать, что джаз хорош уже тем, это музыка угнетенных. А все выступления руководителя АЛИСЫ Кинчева (включая оскорбление инакомыслящих по отношению лично к нему зрителей и товарищей по клубу) - это отвратительная провокация чистой воды. Тем более позорная, что, "заклеймив" со сцены нашу избирательную систему, Кинчев продолжил "предвыборную борьбу", валяясь пьяным и оскорбляя работниц ТДКиС, которые пытались отправить его в Ленинград согласно купленным заранее билетам.

Подмосковный институт с сомнительной славой его вечеров, танцплощадки в Перловке и Красногорске, сами танцы, которые редко заканчивались без усиленного наряда милиции, - университеты, которые он прошел. Поэтому простим ему отсутствие воспитания, вопрос "где здесь туалет?" вместо привычного "здравствуйте". Непростительно же пренебрежительное отношение к другим группам.

Чем крепко движение рокеров? Товариществом. Руководитель группы ДДТ Юрий Шевчук говорил о том, что рок-группа - это семья. Иначе невозможно ее существование. Кстати, не противопоставляя эти коллективы, отмечу такую деталь. На репетиции Кинчев постоянно требовал прибавки звука. "Это не звук!" - раздраженно сказал он, когда громкость была на грани разрешенной сантехническими нормами. Шевчук же доверительно спросил зал, хорошо ли слышны слова текста. И это правомерно, ведь для русскоязычного рока слово - первично. Как и для всей русской песни. И без текста это просто ориентация на самое низменное в душе человека. А если твои слушатели подростки, завести их криком ничего не стоит - прочтите обычный учебник психологии.

И говорил о себе Шевчук самоиронично, самокритично, интеллигентно. Он, учитель рисования, художник, "переболел" подражанием Высоцкому. Нашел свой путь. Сейчас его песни "Мальчики-Мажоры", "Церковь Без Креста", "Слепой Мальчик" - бесспорные явления. Он говорит о том, что поэзия - основа рок-музыки. Что группа только в начале пути. Кстати, в число лауреатов V Ленинградского рок-фестиваля они попали по рангу лучших с точки зрения зрительских симпатий.

ТЕЛЕВИЗОР, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС из Свердловска, АВИА - о них говорили, спорили, и только две группы вызвали бесспорное отрицание - это АЛИСА и ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК. А ведь самообольщение - это путь в тупик.

Марина ДОБРОВИЦКАЯ
"Молодежь Эстонии", 27.06.1987



"Мы вместе" - поет Константин Кинчев. Но так ли это?

Я люблю музыку. И кино. Не всякую музыку и не любое кино, однако ни разу не ушел с сеанса или концерта, терпеливо ожидая (часто впустую) дельный кадр, красивый звук. Не потому, что "уплочено", просто привык доверять тем, кто делает искусство, и всегда убеждаю себя: если отснято, написано, спето, значит, как заметил Маяковский, это кому-то нужно. И стараюсь понять: может, мне?

И вот эта странная, другого слова не найду, картина "Взломщик". Ее авторы явно рассчитывали взломать не столько существовавшие некогда запреты на "подпольный рок", сколько устоявшиеся представления о том, "каково быть молодым", и навести основательного шороха.

Только вот фильм Ю. Подниекса "Легко ли быть молодым?" сенсационен нестандартным взглядом, непривычным подходом и оценкой, а "Взломщик", хоть и очевидна установка на сенсацию, обернулся пшиком, перефразировав Шекспира: много шума, а ничего.

Шума там и в самом деле хватает: децибелы неистовых аккордов, визг толпы, грохот крушащегося стекла. Все эти "эффекты" нанизаны на простенький сюжетик: старшего брата обстоятельства подталкивают к краже синтезатора, и младший, дабы не подставить горе-музыканта, сам крадет эту дорогую во всех смыслах вещицу.

Картина поверхностная: похоже, у ее создателей глаза разбегались, какую бы "чернуху" на свет божий вытащить, чтобы набрать побольше "вистов". Есть там такие кадры: публика вопит в лицо герою: "Лажа!" Это про фильм...

Дело не в том, что нет естественных мостиков от одного эпизода к другому, в конце концов отсутствие связок можно отнести к режиссерской находке, но бьет по глазам обнаженный расчет на ажиотаж вокруг "запретных" групп, прежде всего - пресловутой АЛИСЫ во главе с Константином Кинчевым, исполняющим главную роль в фильме.

Послушайте, разве это кому-нибудь нужно? Такие фильмы пригодны только самим музыкантам для рекламы. И горстке одуревших почитателей подвальных мелодий. Настоящим музыкантам фильм может пригодиться только в качестве пособия "как не надо". Моя воля, я бы снабдил афиши фильма пометкой: "Дети до 16 лет допускаются, но любящим музыку смотреть не рекомендуется!"

Музыка - вот основное действующее лицо фильма, как бы ни лез из кожи "артист" К. Кинчев. Так себе музычка, нечто среднее (очень среднее!) между давно вышедшей из моды Ниной Хаген и Билли Айдолом, последний всплеск популярности которого последовал за сообщением о его заболевании СПИДом. Хотя... мелодии и аранжировки - на втором месте; Кинчев понимает, что выше головы не прыгнешь, и отыгрывается в текстах: "Я умею читать в облаках имена тех, кто способен летать". К таковым руководитель АЛИСЫ, само собой, относит собственную персону, это читается в каждом жесте, каждом его движении.

И тем горше видеть, что пластиночки с примитивными кинчевскими виршами лежат на прилавках магазинов, а той же МАШИНЕ потребовалось 15 лет, чтобы к ним пробиться. Получается, что АЛИСА пришла на готовенькое, к тому пирогу, который с таким трудом выпекался на рок-кухне.

Мне кажется, Кинчев и АЛИСА - из породы нуворишей от искусства. Богачи, неведомо на чем разбогатевшие в одночасье.

Уверен, что эта группа и прочие "подпольщики" не выдержат открытой конкуренции на широкой сцене с нашими лучшими группами, отличающимися и техникой игры, и артистизмом, и настоящим вкусом: МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ, РОНДО, группой Стаса Намина или хотя бы с нашим ленинградским ФОРУМОМ.

...Конечно, уместнее мне было бы написать в "Советский Экран", но... Во-первых, "СЭ" распирает от гордости, что после появления раскрашенной физиономии Кинчева на обложке редакцию завалили восторженными письмами типа "ух ты!". Ну, а во-вторых, я заметил, что "Смена" никогда не руководствовалась конъюнктурными соображениями в оценке солистов и ансамблей. А вообще-то я решился написать потому, что люблю кино и музыку.

Александр ЛЕВИЕВ

P. S. Знаю, что к моему мнению присоединятся тысячи других зрителей и слушателей, иначе бы не взялся писать.

***

Константин Кинчев. Это имя буквально ворвалось в фонотеки, выплеснулось на газетные полосы, на киноэкран и в рекордно короткий срок завоевало неприступно сдержанную фирму "Мелодия". Пластинки группы Кинчева АЛИСА раскупаются с еще большим успехом, нежели билеты на фильм "Взломщик", где вокалист АЛИСЫ играет главную роль. Роль лидера рок-группы. И хотя Костя убежден, что не во всех ситуациях повел бы себя как герой картины (которого тоже, кстати, зовут Костя), успех "Взломщика" объясняется прежде всего редким исполнительским мастерством Кинчева, которое есть следствие идеального "знания темы".

АЛИСУ основал в 1984 году ленинградский басист Святослав Задерий (потом он собрал другую группу под названием НАТЕ). В год основания АЛИСЫ москвич Кинчев записал свою первую сольную работу "Нервная Ночь" при помощи музыкантов известного бит-квартета СЕКРЕТ. Тогда ни он сам, ни его будущие аккомпаниаторы из АЛИСЫ (гитарист Андрей Шаталин, басист Петр Самойлов, клавишник Польхан Кондратенко и барабанщик Михаил Нефедов) не думали, что через пару лет станут самым популярным молодежным ансамблем.

Составные этой неожиданной, еще не до конца осознанной музыкальными критиками популярности - качества лидера группы. Артистизм, бесспорный вкус, собственный сочинительский дар, подбор тем, всегда "в десятку", главная из них - тревожно звучащая последнее время тема разделенности поколений. У Кинчева своя пластика, лексика, фонетика. Молодым приятно и лестно отождествлять себя с красивым, мужественным, "уверенным в выбранной цели" певцом. Его песни притягательны тем, что примиряют - это при всей их внешней агрессивности - подростков-радикалов, обожающих шумный "забой", и слушателей думающих, воспитанных на АКВАРИУМЕ. Ведущие рокеры как минимум с интересом относятся к Кинчеву, при том, что он весьма критично относится ко всем рок-авторитетам.

В ленинградской АЛИСЕ - без счета сходств с крошкой Алисой из сказок-снов, если рассматривать ее приключения тем способом, которым она читала книги в "Зазеркалье",- прислонив к зеркалу. У Кинчева абсурд мироздания не смешон, как у остроумного англичанина, а тревожен ("Нас нельзя изменить, нас можно только уничтожить!" - отчаянно кричит во мглу герой "Взломщика", фильма, которому на Венецианском кинофестивале присуждена спецпремия Международной федерации кинопрессы). В Эдем детской беззаботности ленинградская группа приглашает через ворота ада (их новая пластинка называется "Блок Ада"). Если Зазеркалье Кэрролла было населено забавными и безобидными существами типа Шалтай-Болтая, то песенный мир АЛИСЫ страшноват своими Соковыжимателями и Экспериментатором. У Кэрролла ощущается вневременность, а у музыкантов - четкая привязанность к своему времени, Их бескомпромиссность не укладывается в схемы предварительных уговоров о предстоящей драке между близнецами Труляля и Траляля. И даже такой неподкупный критик, как Чеширский Кот, согласился бы, что музыку АЛИСЫ можно принимать или нет, но отказать им в праве на сатиру, умный фарс и пародию, призванную через иррациональное точнее взглянуть на самих себя, невозможно. При всем желании нравиться, при всей манерности Константин Кинчев остается самым заметным актером на нашей рок-сцене.

Евгений ДОДОЛЕВ

***

От редакции:

Мы не случайно публикуем два мнения об одном и том же явлении. Думаем, что и другие читатели "Смены" захотят высказаться о проблемах, которые затрагивает Александр Левиев. А поразмышлять хотелось бы не только о фильме "Взломщик", вызвавшем самые разноречивые оценки в молодежной киноаудитории, но и попытаться подвести некоторые итоги бурной музыкальной волны, свидетелями которой мы стали в последнее время. Нам кажется, что настало время остановиться, перевести дыхание, осмотреться и наметить наиболее актуальные проблемы, определить лидеров музыкального процесса, понять, кто из них действительно творчески состоятелен, а кто "много шума и - ничего".

Надеемся, что читатели "Смены" будут объективны и доказательны в своих оценках. Учитывая мнения наших читателей, мы будем готовить последующие выпуски клуба "Музыка с тобой".

Фото Евгения МАТВЕЕВА
"Смена" №2(1456), январь 1988



Доктор Кинчев: "Между небом и зверем..."

Интервью с музыкантом...
Безусловно, каждому из нас хотелось бы знать о любимом исполнителе чуточку больше, чем знают о нем другие. Поэтому мы и решили открыть "Заочный музыкальный ринг".
Наверное, каждый уже понял, каким образом будет строиться наша работа. Вы отсылаете нам письмо с просьбой проинтервьюировать того или иного музыканта и прилагаете список вопросов, а мы, в свою очередь, зададим их исполнителям, набравшим наибольшее количество ваших голосов. Автор самого интересного вопроса получит фотокарточку с личным автографом любимого музыканта.
Сегодня мы публикуем беседу с лидером московско-ленинградской группы АЛИСА Константином Кинчевым. Выбор же следующего музыканта - в ваших руках!


- На последнем концерте в пятитысячном ленинградском спорткомплексе "Юбилейный" АЛИСА произвела приятное впечатление: и возросшей сыгранностью, и техничностью музыкантов, и профессиональным оформлением сцены. Получилось в целом - добротно сработанное концертное шоу...
- Это результат частых поездок по стране: ряд турне по пять-семь концертов явно пошли нам на пользу. Да и в команде у нас сейчас десять человек: шестеро на сцене, оператор, директор, художник, фотограф... И еще плюс те, кто в зале. АЛИСА - не просто состав музыкантов, а союз единомышленников. Те, кто с нами, - те и есть АЛИСА.

- Кто же "вместе с вами"?
- Люди, неудовлетворенные собой, чувствующие в себе борьбу "между небом и зверем..."

- Если АКВАРИУМ, образно говоря, идет к конечной цели через радость, то можно ли утверждать, что АЛИСА идет к ней через боль?
- Трудно сказать... Мне "созвучнее" боль, поскольку мы не на столько, наверно, "светлы", как Гребенщиков. У АЛИСЫ не пишутся такие "светлые" песни.
Это оттого, что нас не покидает острое ощущение несправедливости в этой жизни. Об этом мы и поем.
Поем о том, что "зверь" иногда начинает брать верх "внутри" тебя, в душе. Но, с другой стороны, эта борьба никогда не завершится, так как добро и зло - две стороны одной медали.

- У АЛИСЫ на сегодняшний день вышло уже два полновесных альбома - "Энергия" и "Блок Ада". Каким будет третий?
- Каждый альбом преследует определенные цели. Другое дело, как показывает практика, они никогда не выполняются до конца, как было задумано. Я думаю, что это нормальное явление, так как, достигнув идеала, придется остановиться, что равносильно творческой смерти. Поэтому в нашем новом альбоме, который планируется записать в ближайшее время, слегка изменится музыкальный стиль: мы хотим сделать его более "попсовым", легким по музыке.

- Прошло уже немало времени со дня выхода в свет вашего последнего альбома "Блок Ада". Как его оценивает сегодняшний "доктор" Кинчев?
- По нашему замыслу, он должен был получиться цельным, но так как для записи было всего два дня, то в итоге получилось много чисто технической "грязи". Тем не менее, в музыкальном плане он мне больше нравится, чем "Энергия".

- Существует мнение, что старые песни АЛИСЫ сильнее и интереснее, чем новые...
- Я так не думаю. Хотя слушателям, как говорится, "и карты в руки". Со стороны всегда виднее.

- Фирма "Мелодия" выпустила "сорокапятку" АЛИСЫ...
- К данному событию мы никакого отношения не имеем. Этим занимается Андрей Тропилло (человек, в свое время записавший все видные ленинградские группы - С. М.), взявший на себя, по обоюдной договоренности, все права на тиражирование записей.

- А какие еще существуют варианты выхода ваших записей?
- Есть возможность выхода диска "Блок Ада" в Америке. Этим сейчас занимается Джоанна Стингрей. Она хочет заключить контракт с "Межкнигой" на выпуск в Соединенных Штатах одиннадцати, в том числе и АЛИСЫ, альбомов русскоязычных рок-групп.

- Западная рок-музыка и сегодня остается своеобразным эталоном для многих исполнителей и слушателей...
- Я и по сей день очень люблю ROLLING STONES, DOORS, T.REX. А из более молодых - Билли Айдола, SISTERS OF MERCY, U2...

- АЛИСА часто выступала с концертами, и ты, очевидно, имел возможность ближе познакомиться с цветом отечественной рок-музыки. Какая группа представляет для тебя наибольший интерес?
- Одну я затрудняюсь назвать, поэтому перечислю несколько. Это ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, ТЕЛЕВИЗОР, ДДТ, ЧАЙ-Ф, КАЛИНОВ МОСТ.

- В прошлом году на экраны вышел фильм "Взломщик", где ты играл главную роль. Очевидно, со съемками в нем были связаны какие-то надежды, ожидания?
- Надежда была одна, она и реализовалась - меня официально взяли на работу, и я был рад, что все разговоры с участковым на эту тему прекратились. А в принципе, от самого фильма я ничего хорошего не ждал - он слишком однобоко показывает рокерскую жизнь. В общем, я бы его оценил как "фильм для обывателя", созданный для того, чтобы показать: вот, мол, они какие, эти рокеры, продемонстрировать их якобы бездуховность. Хотя на самом деле это не так. Музыканты вовсе не дети пропойц, как показано в фильме...

"Хайль Гитлер... на том берегу!" - прокричал в микрофон солист группы АЛИСА Константин Кинчев...", - это строки из статьи, опубликованной в ленинградской газете "Смена". Далее следовал подробнейший разбор группы с позиций музыкальной критики годов этак 60-х. Но уже в следующем материале "Смены", посвященном этому событию, "вдруг выясняется", что автору статьи тов. Кокосову только прислышалось такое начало. На самом же деле куплет звучит так: "Эй вы, там, на том берегу!".
Спутать слова и услышать зловещий коричневатый оттенок при любом качестве звука было, пожалуй, невозможно. Хотя, как говорится, кто что хочет, то и слышит.


- И, наконец, последний вопрос. У АЛИСЫ сегодня не лучшие времена в творческой судьбе. Наверное, приходится больше задумываться о выбранном пути, искать новые направления в творчестве. Итак, куда же теперь движется АЛИСА?
- Куда?.. В сторону жизни.

Святослав МИХАЙЛОВ
Фото Н. ВАСИЛЬЕВОЙ

"Советская Молодежь" 5.05.1988



Константин Кинчев и группа АЛИСА

Одно из лидирующих мест в иерархии ленинградских рок-групп занимает АЛИСА. Пожалуй, ни один другой коллектив за последние год-два не вызвал столько споров. Кто-то с негодованием отвергает ее творчество, кто-то с благоговением носит майки с надписью "АЛИСА" и пытается прорваться на каждый ее концерт.

АЛИСА была создана в конце 1983 года басистом Вячеславом Задерием, который пригласил в нее музыкантов из любительских ансамблей - ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ и ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР. Год спустя, после того как в состав АЛИСЫ вошел певец Константин Кинчев, на группу обратили внимание. О песнях с едкими текстами, об АЛИСЕ стали поговаривать ленинградские знатоки. В марте 1985 года, во время проведения на сцене Дома самодеятельного творчества третьего фестиваля ленинградского рок-клуба, пять музыкантов группы, исполнив с большой экспрессией свои композиции, произвели настоящий фурор. АЛИСА становится лауреатом. Через год, на четвертом фестивале жюри снова называет АЛИСУ победителем. Широкое знакомство с музыкой ансамбля произошло благодаря телевизионному фильму "Переступить черту", в котором прозвучали песни из первого магнитофонного альбома группы.

Кассетная культура, магнитофонный альбом - эти понятия получили в нашей стране огромное распространение. Фирма "Мелодия", имеющая монопольное право на выпуск грампластинок, обходила молчанием рок-музыку, да и не только ее, но, к примеру, и бардовскую песню. Музыкантами был найден выход из сложившейся ситуации: они записывали свои произведения в домашних условиях на магнитофон, затем распространяли их среди любителей отечественного рока. Каждый такой магнитоальбом по длительности совпадает с долгоиграющей пластинкой и имеет свое название.

Первый магнитофонный альбом АЛИСЫ, который появился в 1986 году, был назван "Энергия". Все записанные песни действительно пронизаны неудержимым напором, импульсивностью, даже надрывом. Композиции стилистически близки "новой волне" и пост-панку. Интересны отдельные находки в аранжировках - например, использование флейты, саксофона, скрипки и виолончели. В то же время ощущается и некоторая исполнительская незрелость музыкантов. Например, в "Волне" недостаточно упруго и уверенно звучат ритм-секция Задерия и ударные Михаила Нефедова. Невозможно не заметить в "Плохом Рок-н-Ролле" маловыразительную игру клавишника Павла Кондратенко. Композиционно наиболее удачна в "Энергии" песня "Ко Мне", с мелодическими переходами, не характерными для "новой волны" (их украшают флейта Олега Васильева и саксофон Александра Рахова). В этой шестиминутной песне, особенно в инструментальном вступлении, чувствуется влияние АКВАРИУМА. Звукорежиссер "Энергии" Андрей Тропилло - личность в Ленинграде известная (в то время он помогал создавать магнитоальбомы всем ведущим группам рок-клуба). В записи также принимали участие пианист Сергей Курёхин и виолончелист АКВАРИУМА Всеволод Гаккель.

Однако не музыка альбома, предложенная в упрощенном "нововолновом" ключе, вызвала интерес. Прежде всего, привлекли внимание тексты песен - "Мы Вместе", "Волна", "Мое Поколение", - сочиненные и спетые в скандирующей плакатной манере Константином Кинчевым. Он показал, что способен находить точные образы и ощущать пульс сегодняшнего дня:

Новые слова, давно забытые песни,
новый символ, новый виток.
Идет волна, держитесь вместе
или, как страус, головою в песок.


Кстати, в создании названных песен участвовал и основатель АЛИСЫ Вячеслав Задерий. Однако, проработав около двух лет, он ушел из группы и организовал новый ансамбль НАТЕ!. Полноправным лидером АЛИСЫ становится вокалист Константин Кинчев, который теперь определяет кредо группы.

Настоящее его имя - Константин Панфилов. "Мой сценический псевдоним неслучаен, - говорит Кинчев. - Кинчев - фамилия деда, болгарина, профессионального революционера". Молодой певец принадлежит к поколению, формировавшемуся в "застойный период", и он резко говорит об этом:

Мое поколение молчит по углам
Мое поколение не смеет петь.
Мое поколение чувствует боль,
но снова ставит себя под плеть.
Мое поколение смотрит вниз.
Мое поколение боится дня.
Мое поколение пестует ночь,
А по утрам ест себя.

("Мое Поколение")

Обращение к поэтическим цитатам в данном случае естественно. Именно в стихах Константин Кинчев вполне рельефно выражает себя, свою жизненную позицию:

Мне не ясен взгляд тех, кто устал
Мне не понятен тот, кто спит.

("Мы Вместе")

Часто эти песни воспринимаются как призыв к социальной активности. Более того, создается впечатление, будто АЛИСА во главе с Кинчевым стремится предстать в роли некой рок-мессии, ведущей за собой молодежь. Вот только не очень ясно пока куда. "Если ты веришь мне, ты пойдешь со мной", - поет Кинчев. Певец берет на себя непосильную ношу провидца и духовного отца:

Это дерзость, но это в крови -
я умею читать в облаках имена тех, кто способен летать.

("Мое Поколение")

И, надо полагать, делает это он сознательно:

Быть может, я много беру на себя,
быть может, я картонный герой,
но я принимаю бой.

("Земля")

Эпатаж, экспрессивность, нацеленность на эффект - вот составные части "живых" выступлений АЛИСЫ. Надо сказать, что Кинчеву удается постоянно держать зрителя в напряжении, он актер от природы. Неудивительно, что его пригласили на главную роль в фильме "Взломщик", рассказывающем о рок-музыкантах. В 1987 году "Взломщик" получил на фестивале "Молодое кино Ленинграда" приз имени Динары Асановой и был отмечен на международном венецианском кинофестивале. Мне представляется, что особый интерес к "Взломщику" был вызван прежде всего свежестью и необычностью рок-н-ролльной темы в советском кинематографе (фильмы "Асса" и "Рок" тогда были еще в производстве). Создатели "Взломщика" (режиссер В. Огородников и сценарист В. Приемыхов) отнеслись к проблеме предвзято: они пошли по линии наименьшего сопротивления, изобразив рокеров, согласно расхожим домыслам обывателей, этакими изгоями, способными на преступление и вандализм. Остается удивляться, почему согласился сниматься в фильме именно Кинчев - ведь "Взломщик", по сути дела, дискредитирует рок-движение. Думается, за этим стоит постоянная жажда ошеломить и взбудоражить публику, завести ее.

Недаром за выступлениями АЛИСЫ тянется шлейф скандальных историй, связанных, в основном, с вызывающим поведением, с погромами, которые устраивают на концертах группы распоясавшиеся рок-фаны...

А как обстоят дела с выпуском пластинок АЛИСЫ? В 1986 году увидел свет сборный альбом "Красная Волна", куда вошли песни АКВАРИУМА, КИНО, СТРАННЫХ ИГР и АЛИСЫ. Однако его смогли услышать лишь американские любители рока - альбом был выпущен в США фирмой "Биг Тайм Рекордз". Затем в 1987 году, уже у нас в стране, выходит миньон АЛИСА (в диск вошли песни из "Энергии") и альбом "Ленинградский рок-клуб" с песнями групп ТАМБУРИН, ЗООПАРК, АЛИСА и других. В этом году на прилавках магазинов, наконец, появилась "Энергия". Судьба первого альбома АЛИСЫ более удачна, чем, например, у дисков "Радио Африка" АКВАРИУМА и "Белая Полоса" ЗООПАРКА - "Энергия" выпущена без купюр.

Есть уже решение худсовета "Мелодии" об издании следующего альбома, названного "Блок Ада", с которым интересующиеся отечественным роком смогли познакомиться еще в 1987 году. Всю музыку и тексты его написал Константин Кинчев. По сравнению с "Энергией" здесь полностью изменена стилевая основа - автор берет на вооружение хард-рок. Музыка содержит интересные мелодические находки, ритмические эпизоды и выразительные сольные связки Андрея Шаталина, разнообразны приемы аранжировок. Усложнилась поэтика. Однако порой режут слух бесконечные рефрены ("Эй, ты, на том берегу" в песне "На Том Берегу" или "Если ты веришь мне - ты пойдешь со мной" в "Если Ты Веришь"). Жизнеутверждающая "нововолновая" "Энергия" сменилась хард-роковым апокалипсисом: "Землю покрыла вонь городов", для живущих на ней "это лишь остановка в пути, мертвым - дом", - провозглашает Кинчев. Наиболее интересной представляется баллада "Солнце Встает" - с запоминающейся мелодией и ярким поэтическим образом:

Мы вскормлены пеплом великих побед
Нас крестили звездой,
нас растили в режиме нуля.


Сейчас АЛИСА работает над новым альбомом, имеющим пока рабочее название - "206, Часть 2". В него должны войти песни не только Кинчева, но и басиста группы Петра Самойлова. Запись ведется вместе со звукорежиссером Андреем Глазковым (он же был в студии с АЛИСОЙ во время создания "Блока Ада"). Вполне возможно, что к моменту выхода этой статьи альбом "206, Часть 2" уже увидит свет, конечно, в магнитоварианте. Очень не хотелось бы касаться околомузыкальных тем, но обойти их не удается. Я вскользь упомянул об эксцессах, часто возникающих на концертах АЛИСЫ. Возможно, у кого-нибудь из молодых читателей на это готов ответ, подобный словам одной из песен К. Кинчева:

Академики чешут плеши,
погоны свистят в свисток,
румяные домохозяйки
зеленеют при слове "рок".

("Все Это Рок-н-Ролл")

Однако еще раз хочется заострить внимание вот на чем: во многом артист несет ответственность за своего зрителя. Кинчев на сцене избрал образ рок-бунтаря, и не секрет, что подростки стремятся в жизни подражать своему кумиру, превратить лидера АЛИСЫ в фетиш. Не отсюда ли излишняя ажитация аудитории на концертах группы?

"Игру без зрителя можно счесть безумием", - писал Иммануил Кант, но не безумно ли все время играть на зрителя?

Вадим ЗИНКЕВИЧ
Фото В. КОНРАДТА

"Музыкальная Жизнь" №24'1988






Следующая часть >>

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 04 ноября 2004, 21:01
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАЛИСА - "Танцевать"Старый Пионэр23.12.2001
РецензииАЛИСА - "Сейчас Позднее, Чем Ты Думаешь"Старый Пионэр28.11.2003
РецензииАЛИСА - "Изгой"Старый Пионэр13.12.2005
РецензииАЛИСА - "Стать Севера"Старый Пионэр07.08.2007
РецензииАЛИСА - "атнирибалйеревд ялетинархсьлуП"Старый Пионэр13.03.2008
РецензииРикошет (трибьют) - "Выход Дракона"Старый Пионэр25.12.2009
РецензииАЛИСА - "Ъ"Игорь Лунев29.10.2010
РецензииАЛИСА - "Саботаж"Олег Гальченко30.01.2013
РецензииАЛИСА - "Цирк"Старый Пионэр30.10.2014
Рецензии"Башлачёв. Серебро И Слёзы. Трибьют"Геннадий Шостак27.01.2015
РецензииАЛИСА - "Эксцесс"Юлия Боровинская31.10.2016
СтатьиВосемь лет. Без права передышки (АЛИСА - "...Танцевать", ДС "Лужники", Москва, 9.02.2002)Старый Пионэр11.12.2002
СтатьиПляс Сибири на Чудских берегах (АЛИСА в Пскове, август 2004)Алекс Драйвер03.08.2004
СтатьиАЛИСА в Ухте (ГДК, 26.02.2005)SmokerMan16.03.2005
СтатьиКайф без денег (АЛИСА - "Книга фотографий")Старый Пионэр25.04.2007
Статьи"Саботаж" удался на славу (АЛИСА в ДКИ НАУ, Киев, 20.10.2012)Валерия Соколовская25.10.2012
Архив"Ура! Бум-бум" (Ростов-на-Дону) №11'1994 (Петр Самойлов: АЛИСА отмывала деньги партии)Старый Пионэр10.02.2004
АрхивАЛИСА, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр12.11.2004
АрхивАЛИСА, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр19.11.2004
АрхивАЛИСА, часть 4 (разные издания)Старый Пионэр01.08.2006
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23-29.03.1998 (АЛИСА, ЧАЙФ)Старый Пионэр03.11.2006
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 27.05.1993 (АЛИСА)Старый Пионэр20.11.2006
Архив"Молодежная Эстрада" №02'1991 (АЛИСА)Старый Пионэр07.09.2007
Архив"Московский Комсомолец" 30.10.1987 (Ленинградский Рок-клуб - открытие сезона)Старый Пионэр12.03.2008
Архив"СДВИГ" 1991, часть 1 (К. Кинчев, ТУПЫЕ)Старый Пионэр15.06.2010
Архив"Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.)Екатерина Борисова17.06.2013
ФорумАлисА "Сегодня позднее, чем ты думаешь"Old Pionear30.10.2003
ФорумАлисА меняет кожу?!Старый Пионэр18.12.2003

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.004