 |
|
|
|
|
АЛИСА - "Ъ" (р) CD-Maximum, 2010
Признаюсь, я очень давно не слушал АЛИСУ альбомами - только какие-то отдельные песни по случаю. И тому есть причины, которые изложу, говоря о новой работе группы. Да только группа ли это теперь? Или просто Константин Кинчев и аккомпанирующий состав? Скорее, второе. С АЛИСОЙ произошла та же беда, что и, например, с АКВАРИУМОМ и ДДТ - эти группы тоже давно существуют по схеме: лидер/певец/поэт/владелец бренда плюс работающие на него сессионщики. И качество музыки у АЛИСЫ от этого страдает больше, чем у других. А вообще отсутствие нормального коллективного творчества - беда "русского рока", потому что при таком подходе люди работают не над песней, а над реализацией амбиций лидера и основного автора. Кстати, на ранних альбомах той же АЛИСЫ, в музыкальном отношении значительно более интересных, чем её же альбомы последних лет десяти, авторство обозначено, как правило, так: музыка - группа АЛИСА, текст - Константин Кинчев. С каких-то пор автором музыки и текстов (кроме особых случаев) стал один Константин. А музыка стала удивительно скучной.
Такое впечатление, что со временем Кинчев аккумулировал в своём творчестве худшие тенденции как российской рок-музыки, так и западной. И если бедная мелодика вокальных линий в "русском роке" - явление, распространённое с очень давних времён (вероятно, с тех самых пор, когда впервые заговорили о текстоцентричности этого самого "русского рока"), то ведь и в западной музыке Кинчев выбирает в качестве ориентиров не лучшие образцы. В плане музыкальных вкусов Константин развит слабовато - до сих пор, по собственному признанию, слушает Оззи Осборна, а из более молодых предпочитает RAMMSTEIN. В альбоме "Ъ" слышны отголоски и того, что называют альтернативой (этакий деградировавший хардкор с гитарами, делающими "бдж-бджжж"), а в целом это мутный хард-рок без ярких риффов и, опять-таки, без ярких вокальных мелодий. Попробуйте исполнить какую-нибудь из этих песен под гитару или а капелла, и сразу поймёте, что песни-то нет. Всё есть у нынешней АЛИСЫ - хорошие инструменты, хорошее студийное оборудование, записан альбом хорошо и сведён грамотно. С музыкой только беда, с песнями. А ведь группа вроде как в песенном жанре работает... Или я что-то упустил, и это уже какое-то другое направление?
Первые пять песен альбома вообще кажутся одной композицией, в которой пафосное бухтение Константина то ускоряется, то замедляется, а музыканты, соответственно, фигачат то "забойняк", то "спокойняк". Какое-то свежее веяние слышится в песне "Работа" - по крайней мере, аранжировка хоть как-то работает на текст, он становится более "читаемым" на слух. За ней следует, пожалуй, лучшая по соотношению текста и музыки композиция альбома "Ъ" - "Дождь И Я" (Кинчеву вообще удаются песни про дождь, это давно известно), а потом всё возвращается в прежнее русло. Хотя при внимательном прослушивании становится понятно, что по тексту "Дождь И Я" - не самая глубокая песня здесь, но зато она слушается наиболее органично.
Что ж, самое время сказать что-то и о текстах. И снова я не могу обойтись без обобщений. Автор хочет говорить о том, что его реально волнует - это нормально. Вопрос в том, хватает ли у него способностей говорить об этом в поэтической форме. Кинчев - православный христианин. И давно уже он говорит в своих песнях о своей (и, кстати, моей тоже) вере, прямо или косвенно. Но людей, способных убедительно говорить на духовные темы в творческой, художественной форме не так уж много. И к этим людям явно не относится большинство рок-музыкантов, в том числе и Кинчев. Это же просто ребята с гитарами и барабанами - чего вы хотите? Многим из них для того, чтобы говорить о вере прямо, не хватает как духовного опыта, так и образования. Вот Кинчев - искренне верующий человек, но он неофит. Например, он воспринял вместе с православием и монархические идеи, даже не понимая, похоже, что они вовсе не обязательны для христианина. И толкает он теперь эти идеи с присущим ему пафосом. А заодно тусуется с "единороссами" - теми, кто, вопреки названию своей партии, усугубляет ситуацию, при которой у нас в стране "всё не так и всё не то" (цитата из песни "Страх"). Взрослый мужчина купился на их "государственническое" краснобайство.
Эх, если бы Кинчев отказался от излишней претенциозности и занялся бы тем, что умеет. А что он умеет? Константину Евгеньевичу, как и большинству лучших авторов текстов в роке, хорошо удаётся либо передача душевных состояний, настроений, эмоций, либо социальная тематика. В те времена, когда он не претендовал на что-то более серьёзное, ему была не чужда и ирония (и самоирония), и его песенные картины были живее, объёмнее. Лично для меня Кинчев - прежде всего лирик, мечтатель, бытовой философ, умеющий наблюдать за красотой мира: вспомните "Маленький, Забытый Всеми Театр", "Мы Держим Путь В Сторону Леса", "Дождь". Да много у него есть хороших песен. Перекос же начался ещё до прихода Константина к православию, с альбома "Шабаш": со свойственной рокерам нескромностью Кинчев попытался говорить о том, в чём сам ещё младенец. В альбоме же "Ъ" он использует слишком много банальных штампов, и в сочетании с однообразной музыкой это очень мешает воспринимать даже поверхностный смысл песни.
Всё же надо сказать, что из песен откровенно религиозных есть на "Ъ" одна, в которой Константину удалось выразить нечто важное для каждого христианина просто, ясно, чётко и красиво. И называется она соответствующе - "Главное". Эх, кабы не ущербность вот эта музыкальная...
Автор: Игорь Лунев
опубликовано 29 октября 2010, 10:55
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (45) | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайтеРецензии | АЛИСА - "Танцевать" | Старый Пионэр | 23.12.2001 | Рецензии | АЛИСА - "Сейчас Позднее, Чем Ты Думаешь" | Старый Пионэр | 28.11.2003 | Рецензии | АЛИСА - "Изгой" | Старый Пионэр | 13.12.2005 | Рецензии | АЛИСА - "Стать Севера" | Старый Пионэр | 07.08.2007 | Рецензии | АЛИСА - "атнирибалйеревд ялетинархсьлуП" | Старый Пионэр | 13.03.2008 | Рецензии | Рикошет (трибьют) - "Выход Дракона" | Старый Пионэр | 25.12.2009 | Рецензии | АЛИСА - "Саботаж" | Олег Гальченко | 30.01.2013 | Рецензии | АЛИСА - "Цирк" | Старый Пионэр | 30.10.2014 | Рецензии | "Башлачёв. Серебро и Слёзы. Трибьют" | Геннадий Шостак | 27.01.2015 | Рецензии | АЛИСА - "Эксцесс" | Юлия Боровинская | 31.10.2016 | Статьи | Восемь лет. Без права передышки (АЛИСА - "...Танцевать", ДС "Лужники", Москва, 9.02.2002) | Старый Пионэр | 11.12.2002 | Статьи | Пляс Сибири на Чудских берегах (АЛИСА в Пскове, август 2004) | Алекс Драйвер | 03.08.2004 | Статьи | АЛИСА в Ухте (ГДК, 26.02.2005) | SmokerMan | 16.03.2005 | Статьи | Кайф без денег (АЛИСА - "Книга фотографий") | Старый Пионэр | 25.04.2007 | Статьи | "Саботаж" удался на славу (АЛИСА в ДКИ НАУ, Киев, 20.10.2012) | Валерия Соколовская | 25.10.2012 | Архив | "Ура! Бум-бум" (Ростов-на-Дону) №11'1994 (Петр Самойлов: АЛИСА отмывала деньги партии) | Старый Пионэр | 10.02.2004 | Архив | АЛИСА, часть 1 (разные издания) | Старый Пионэр | 04.11.2004 | Архив | АЛИСА, часть 2 (разные издания) | Старый Пионэр | 12.11.2004 | Архив | АЛИСА, часть 3 (разные издания) | Старый Пионэр | 19.11.2004 | Архив | АЛИСА, часть 4 (разные издания) | Старый Пионэр | 01.08.2006 | Архив | "Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23-29.03.1998 (АЛИСА, ЧАЙФ) | Старый Пионэр | 03.11.2006 | Архив | "Ленинская Смена" (Горький) 27.05.1993 (АЛИСА) | Старый Пионэр | 20.11.2006 | Архив | "Молодежная Эстрада" №02'1991 (АЛИСА) | Старый Пионэр | 07.09.2007 | Архив | "Московский Комсомолец" 30.10.1987 (Ленинградский Рок-клуб - открытие сезона) | Старый Пионэр | 12.03.2008 | Архив | "СДВИГ" 1991, часть 1 (К. Кинчев, ТУПЫЕ) | Старый Пионэр | 15.06.2010 | Архив | "Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.) | Екатерина Борисова | 17.06.2013 | Форум | АлисА "Сегодня позднее, чем ты думаешь" | Old Pionear | 30.10.2003 | Форум | АлисА меняет кожу?! | Старый Пионэр | 18.12.2003 |
Другие рецензии
|
|
|
|
|
|  |
|