КРУИЗ, часть 1 (разные издания)


Маршруты КРУИЗА

"За последние месяцы много разговоров у нас и у наших друзей - любителей музыки о группе КРУИЗ. Слыхали их записи на дискотеках, песни понравились - энергичные, неглупые. Расскажите о КРУИЗЕ, тем более что группа упоминалась уже в параде популярности. Уверены, эту просьбу поддержат многие",- написали студенты М. Матвеев, Н. Кузьмин. Та же просьба - ещё в тридцати письмах.

Что мода творит! Давно ли эстрадные коллективы называли себя ВИА, а нынче один за другим сменили вывеску на ходкое - группа или рок-группа. Группами стали даже ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ и СИНЯЯ ПТИЦА - эталонные ВИА. Только вот рок-музыку играть так и не смогли. Видно, для этого нужно большее, чем просто приставку сменить...

У руководителей ансамбля МОЛОДЫЕ ГОЛОСА Матвея Аничкина и Валерия Гаины хватило мудрости всерьёз начать всё сначала. Сменить название. Сменить стиль, взяв за основу жёсткий хард-рок. И всё же вряд ли они предполагали, какой затяжной и трудный круиз предстоит их новой группе - КРУИЗУ.

Первая проблема - репертуар. Подгонять мелодии, которые группе предлагали композиторы, под стиль "рок" не хотелось. Да и стихи требовались иного толка. Впрочем, как и аранжировки... Очень уж не хотелось спешить, мельчить в таком серьёзном деле как создание молодёжной рок- группы, бездумно подражать западным составам.

Постепенно КРУИЗ стал своеобразной творческой лабораторией, где разрабатывались принципы советской рок-музыки. Участники группы сами экспериментировали - с композицией, с аранжировками. У группы появился "свой" поэт - Валерий Сауткин (кандидат технических наук, сотрудник одного из московских НИИ). Прежде Валерий писал тексты для СКОМОРОХОВ А. Градского, для АРАКСА, он автор стихов песни "Зеркало И Шут" (уже восемь месяцев этот номер в нашем параде популярности!). Но по-настоящему его талант раскрылся именно в КРУИЗЕ. Здесь - и политическая тематика ("Безумцы", "Стоп, Мистер Рейган!"), и охрана окружающей среды ("Послушай, Человек!", "Красная Книга"), и песни-настроения, сатирические, проблемные...

Членом художественного совета группы КРУИЗ может считать себя и композитор, аранжировщик Владимир Пресняков. Хотя он написал для ансамбля не так много композиций, но для воспитания молодых музыкантов КРУИЗА важен его опыт, такт, вкус.

Большинство песен написано музыкальным руководителем группы Валерием Гаиной. Он первоклассный лидер-гитарист, играет очень технично, в импровизациях почти не допускает брака, тонко чувствует специфику хард-рока и постоянно прибавляет в мастерстве. Специалисты единодушно называют Гаину завтрашней звездой советской рок-музыки.

А вот насчет певца Александра Монина мнения расходятся. В упрёк ему ставят не столь сильный голос, не столь красочный тембр. В заслугу же - чувство стиля, выразительную сценичность. Остальные музыканты - клавишник Сергей Сарычев, бас-гитарист Сергей Кирницкий, барабанщик Всеволод Королюк - очень "крепкие" инструменталисты.

Вот такая появилась группа на нашей эстраде. Не так давно сдала сольную программу. Добрыми словами отозвались о КРУИЗЕ композитор Александр Зацепин ("Я был бы рад сотрудничать с этими инструменталистами"), поэт Михаил Танич ("Стихи группы динамичны, современны"), старший редактор фирмы "Мелодия" Владимир Рыжиков ("Хочу предложить этому ансамблю записать миньон и готов ручаться за успех"). У посетителей концертов КРУИЗА остаётся впечатление яркого, продуманного зрелища, несущего праздничность, приподнятое настроение, оптимизм.

Комплименты можно продолжить. Я бы сказал, что КРУИЗ - первая наша группа, у которой нет очевидно слабых мест. У других почему-то пока так: хороши стихи - бедна музыка, сочны аранжировки - примитивны тексты. Плюсом КРУИЗА можно считать и танцевальность их записей, а то ведь многие группы чересчур увлекаются полиритмией, забывая о том, что танцевальность, простота аранжировок - это скорее достоинства, а не минусы в рок-музыке. Действительно, уже сейчас в молодёжных дискотеках вовсю крутятся записи КРУИЗА, хотя их музыку не назовёшь примитивной.

И всё же предсказать дальнейший маршрут КРУИЗА я не берусь. И вовсе не потому, что группа не лишена недостатков: чересчур увлекаются "громкой" музыкой, мало лирических композиций, довольно однообразен солист. Дело в другом: КРУИЗ, что говорится, запоздал. Поздновато начал. А история нашей эстрадной музыки показывает, что лидеры сменяют друг друга не раньше, чем через пять-семь лет, и выходят в первые "гроздьями". Последняя "гроздь" - МАШИНА ВРЕМЕНИ, ЗЕМЛЯНЕ, АРАКС, АВТОГРАФ, МАГНЕТИК БЭНД. Так что места на "пьедестале" заняты: у этих групп уже есть имя, съемки на телевидении, престижные залы, пластинки. КРУИЗ же только начинает, а догонять - самое трудное...

М. САДЧИКОВ
"Смена" (Ленинград), 18.09.1982



КРУИЗ: путешествие продолжается

После того, как в итоговой статье конкурса "Звезды 84" группа КРУИЗ была объявлена одним из "огорчений" года, в редакцию пришли письма: каковы же нынешние дела, планы, проблемы музыкантов этого своеобразного ансамбля?



С чтения писем и начался наш разговор с музыкальным руководителем, гитаристом КРУИЗА Валерием Гаиной.

- Действительно, в последнее время нас преследовали неудачи, мы как-то потеряли свой стиль, в коллективе слишком часто стали меняться музыканты. В общем, надо было решаться на кардинальные изменения.
Прежде всего стабилизировали состав. Теперь нас трое: Александр Кирницкий - бас-гитарист, певец, Всеволод Королюк - барабанщик и певец, и я.

...Прерву рассказ Валерия, чтобы не пропустить важный момент: чехарда в составе не идет на пользу ни одному ансамблю. Только поначалу кажется интересным и привлекательным, когда известный музыкант появляется в другой группе. Об этом говорят и специалисты, и слушатели. Но вскоре новость перестает быть свежей и у музыкантов начинаются проблемы - ведь сжиться с новыми людьми трудно, нелегко и выйти на новый уровень творчества, не узнав друг друга досконально. И Кирницкий. и Королюк в свое время так легко расстались с КРУИЗОМ. Оба затем "помотались" по филармониям и ансамблям, ничего толком не добившись. Поняли: они сильны, интересны в творчестве, лишь когда они вместе.

- Сейчас многие коллективы увлекаются применением электронных инструментов, клавишных синтезаторов. Они дают богатое звучание, однако какое-то неживое, синтетическое, - сказал барабанщик Всеволод Королюк. - Такая музыка становится "роботизированной", заданной, и в то же время снижаются требования к мастерству, технике инструменталиста, так как электронные инструменты нужно "обслуживать", а не играть на них. Мы же хотим сохранить в музыке естественность, "натуральность". Играем в две гитары и барабаны, показывая возможности трех инструментов и свои исполнительские возможности.

- Это не исключает, конечно, что в наших концертах не могут появиться приглашенные музыканты. Не так давно с нами выступал клавишник и певец Сергей Сарычев, на запись пригласили и певца Вадима Маликова, но всё же КРУИЗ - это трио музыкантов,- пояснил Валерий Гаина, и предложил послушать новые записи своей группы.

По прежнему КРУИЗ ориентируется на стиль "жесткий рок". Однако стиль этот уже изучен, отработан, отсюда и схематичность, шаблонность в композициях многих групп этого направления. Гаина с партнерами в новых песнях попытались внести в "хард-рок" мелодичность, "свинговое" начало в ритмике. Возможно, это ухудшило танцевальность, дискотечность, однако песни можно слушать по многу раз. Стихи образны, насыщены ассоциациями: группа поет стихотворения Арсения Тарковского ("Звездный Каталог"), классика румынской литературы Александри ("Родник"), литовского поэта Ойара Вициетиса ("Парусник").

В общем, новые песни оставляют впечатление кропотливой работы, а это ценное качество в суматошном эстрадном мире.

Думаю, именно эти качества музыки КРУИЗА привлекли внимание поэта Роберта Рождественского. Пожалуй, впервые он стал рука об руку сотрудничать с представителями нового направления нашей молодежной эстрады. Всё началось с того, что Валерий Гаина написал на стихотворение "Усталость" Рождественского музыку, и ребята показали поэту черновую запись. В тот вечер они долго проговорили о проблемах молодежной рок-музыки, о том, что ей необходимо повернуться к самым актуальным темам нашего времени. Ведь музыка эта экспрессивна, динамична, она может выражать темп, ритм наших дней.

Решили продолжить контакт. Гаина написал песню-плакат "Много Нас", в которой всего один куплет и один припев. Но в этих лаконичных строках сказано самое главное:

Много нас.
Ученый бомбу хвалит.
Много нас...
Эсминец рвет волну.
Много нас -
Только все-таки не хватит
Людей на новую войну!


Готова и исполняется на концертах группы и композиция "Скажи Мне...". Три песни - три образа. Очень личные и в то же время такие глобальные стихи "Усталость" дали толчок к написанию рок-баллады. "Много Нас" - энергичный, спрессованный номер в стиле "жесткий рок". "Скажи Мне" - современная колыбельная. Разноплановая стилистика позволяет прослушать песенный триптих на одном дыхании, а ведь он длится больше десяти минут. Свето- и цветоэффекты усиливают на концерте эмоциональное впечатление от музыки.

А путешествие КРУИЗА тем временем продолжается. К XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве молодые музыканты подготовят композицию "Землю Спасти!" на стихи Роберта Рождественского. Выступление группы запланировано в одной концертной программе вместе с ПЕСНЯРАМИ - таким образом может получиться интересное сопоставление, белорусский ансамбль представит традиционное, уже зарекомендовавшее себя направление жанра ВИА, а Валерий Гаина с коллегами продемонстрируют композиции рок-стиля.

Подготовка к фестивалю не может ограничиваться лишь написанием нескольких новых песен на нужную тему, она способна помочь молодым артистам взглянуть на себя, на свое место в эстрадном жанре серьезней, ответственней.

М. САДЧИКОВ
"Смена" (Ленинград), март 1985



Среди концертов, которые в ближайшее время заинтересуют московскую молодежь, гастроли популярной польской джаз-рок-группы КОМБИ (зал "Дружба", с 1 по 3 декабря) и концерты группы КРУИЗ (Малая спортивная арена, с 16 по 20 декабря), для которой выступления в Лужниках станут генеральной репетицией перед гастролями в Испанию.

"Московский Комсомолец" 26.11.1987


КРУИЗ длиной в десять вопросов *

"Здравствуй, "Фонограф"!
Пишет тебе постоянный читатель "Молодой Гвардии". Меня, как поклонника рок-группы КРУИЗ интересует: правда ли, что ее покинул барабанщик Сергей Ефимов? И кто занял его место в коллективе?! Говорят, что фирма "Мелодия" уже выпустила их второй альбом... Словом, расскажите, пожалуйста, что-то новое про этот ансамбль: ведь после первой вашей публикации (см. "МГ" от 17.05.1987 - ред.) прошло уже девять месяцев".
Геннадий ОСИПЧУК, Сергей КАЛЕНСКИЙ
А ещё - наш постоянный читатель Вячеслав СОПРЫКО


Больше недели мы не могли связаться с художественным руководителем рок-трио Тамбовской областной филармонии Матвеем Аничкиным: их в Москве не было. Длилась коммерческая поездка КРУИЗА по ГДР. Но наконец-то нам повезло - и несколько дней назад к телефону подошел...

- Добрый день, вас беспокоит Киев, газета "Молодая Гвардия". Это Матвей Аничкин?
- Да, слушаю... Спасибо вам за прошлогоднюю публикацию... Как я понял, у вас уже скопились вопросы к нам.

- Так, может быть, начнем?
- Спасибо за внимание, киевские друзья, слушаю.

- Матвей, говорят, "Мелодия" записала ваш второй альбом?
- Точнее, завершается запись пластинки. Работа приближается к финалу. Возможно, до конца марта у нас будет десять отшлифованных произведений. Затем, чему мы уже были свидетелями, начнется очень долгий путь этой записи на фирме "Мелодия".

- Альбом уже имеет название?
- Пока ещё нет. Но вскоре слушатели получат записи уже известных им песен "В Огонь", "Новый Мир", "Рыцарь Дороги" плюс совсем новые произведения. Эта программа параллельно записывается и на английском языке. Ведь ряд зарубежных корпораций звукозаписи, например, из ФРГ, обратились к нам с предложением издать этот диск у себя.

- Нашим читателям известно, что вы дебютировали в этом году в западноевропейской индустрии грамзаписи...
- Да, в начале года одна из мощных испанских фирм издала альбом "Рок Из России", на котором КРУИЗ представлен тремя песнями - "Последний Рассвет", "Новый Мир" и "Время". ЧЕРНЫЙ КОФЕ - двумя произведениями; АВТОГРАФ и АВГУСТ - по одному. Это первый сборник профессиональных советских рок-групп, изданный на Западе. КРУИЗ этим гордится.

- Двадцать дней длилась ваша коммерческая поездка по ГДР. Где и как вы выступали?
- Берлин, Лейпциг, Веймар, другие города. В Германскую Демократическую Республику мы приехали по приглашению международной концертной организации "Кюнстагенттур", которая сделала нам колоссальный подарок. Мы работали в одной программе с британской рок-легендой, ансамблем ЮРАЙ ХИП (см. "МГ" от 20.12.1987 - ред.), которая несколько месяцев назад выступала в нашей стране. Это были незабываемые семь концертов с ветеранами мирового рок-движения.

- Сегодня отечественные рок-музыканты немало делают для расширения и углубления международного диалога. Знаю: группа КРУИЗ - одна из активистов движения "Рок-музыканты за мир", развивающегося в рамках деятельности Советского комитета защиты мира.
- Да. Так, самым большим событием прошлого года для нас стал большой музыкальный фестиваль в Норвегии "Восток - Запад", на который от нашей страны КРУИЗ ездил как один из представителей движения "Рок-музыканты за мир" Советского комитета защиты мира. Кроме местных музыкантов, языком музыки мы общались с известными американскими исполнителями. В этом году продолжим рок-встречи. 15-25 апреля в Испании стартует большой фестиваль "Артисты за мир", который состоится в Мадриде и ещё трех городах страны. КРУИЗ и на нем представит Советский Союз.

- Оттуда - домой?
- Нет, в ФРГ, где запланировано сначала десятидневное рекламное турне в мае, а потом - тридцатидневное. В июне мы приглашены на один из представительных фестивалей "хеви-метала" в ФРГ. Что ещё вас интересует? Изменений в трио нет - барабанщик Сергей Ефимов "на месте" и никуда переходить не собирался.

- Последний вопрос: как мы понимаем, при таких международных маршрутах мы не скоро увидим КРУИЗ в Киеве?!
- Дело в другом. Не только мы, но и ведущие московские рок-группы не понимают отношения к себе Министерства культуры УССР. Скажем, в этом году нам отказали в проведении концертов в Запорожье и Днепропетровске. Складывается впечатление, что кто-то (или некто) слишком осторожный перестраховывается... Почему и зачем...

- Спасибо за интервью. До свидания.

Беседу вел ведущий музыкальной странички "Фонограф" Александр РУДЯЧЕНКО
Фото Александра АСТАФЬЕВА (Москва)

"Молодая Гвардия" (Киев), 6.03.1988


* Перевод с украинского - Валерия СОКОЛОВСКАЯ, Наш НеФормат, 2013


После КРУИЗА
Совместимы ли музыка и варварство?

Посмотрите внимательнее на этот снимок. Нет, это не Арзамас, и не Бологое, и не Свердловск после катастрофы. Это наш Волгоград. Так выглядит головной вагон электрички после того, как вечером 16 октября в нем проехала орда поклонников группы КРУИЗ, возвращаясь домой после концерта на Центральном стадионе.

Такого видеть еще не приходилось. В вагоне выбиты все 18 окон вместе с рамами, вырваны с "мясом" 30 скамеек из 32, стены и даже потолок испещрены многочисленными надписями и рисунками, некоторые из них не то что неприличного - крайне непристойного содержания. Распоясавшиеся юнцы, не удовлетворившись тем, что выкинули в окна скамейки, погнули и вырвали все металлические детали оборудования, взломали дверь, ведущую в кабину управления. Там они принялись включать все кнопки и рычаги. Это просто счастье, что их "шалости" не закончились катастрофой.

Остановить осатаневшую от безнаказанности толпу и не пытались. Пассажиры опрометью бежали подальше от неё, дежурные наряды милиции в вагон войти не решились. И эта дикая вакханалия продолжалась на всем пути от стадиона до Заканалья.

Ущерб причинен громадный. Повреждены ещё пять вагонов. Железнодорожникам понадобится очень много времени, чтобы хоть как-то выправить положение. И не только им. В тот же воскресный вечер были повреждены 8 троллейбусов, 7 трамваев, 4 милицейские машины, разбиты стекла в нескольких домах, магазинах, автомобилях, разнесен вдребезги пост ГАИ.

Наша газета уже не раз писала о таких варварских "концертах" после концертах заезжих рок-знаменитостей. Но к этой теме приходится возвращаться вновь и вновь. Акты варварства отнюдь не уменьшаются, а, наоборот, стали уже дурной традицией, имеющей к тому же тенденцию к расширению. В толпе рабочих локомотивного депо, в понедельник утром обступивших изуродованный вагон, чаще всего слышались гневные возгласы в адрес... музыки. Именно её требовали "казнить" оскорбленные происшедшим люди. И лишь один, немолодой уже рабочий недоуменно спросил: "А при чем здесь музыка?"

Действительно, при чем? Самый легкий путь сейчас - свалить все на неё и на артистов, которые, дескать, довели молодежь до исступления. Тем более что и искать надлежащие меры долго не придется: закрыть в город доступ рок-музыкантам - и вся недолга. Кстати говоря, так уже и было не раз в прошлые годы. Ну, и чего мы добились? Многократно доказано, что нельзя воевать с музыкой, как бы мы к ней ни относились. С халтурой - можно и нужно.

КРУИЗ - далеко не халтура. Хотя я лично не являюсь его поклонником, но надо отдать должное группе: она является одной из лучших в стране, достойно выглядела и за рубежом. Дело не в ней и уж тем более не в музыке. Не надо путать причину и следствие, не надо пытаться ставить проблему с ног на голову. Все мы знаем, например, о куда более кровавых инцидентах после футбольных матчей. Но ведь никто и нигде не ставил вопрос о наказании футболистов или о закрытии футбола вообще. Наказывали стадионы, городские власти - за неумение обеспечить порядок.

Конечно, аналогия (как и всякая, кстати, аналогия) приблизительна. Однако и в данном случае главная причина варварства молодежи после рок-концертов та же - неумение обеспечить порядок. Культура поведения, эстетическое воспитание молодежи - это отдельная тема разговора. Сейчас же, по "горячим следам", можно сказать одно - организация таких концертов нуждается в коренной перестройке, принять участие в которой должны и органы управления культурой, и милиция, и комсомол. Наверное, здесь нужен один хозяин, полностью ответственный не только за сборы, но и за последствия. Сейчас, когда эти функции выполняют (если выполняют), кроме филармонии, ещё с пяток кооперативов, данная задача практически неосуществима.

Следует, видимо, ещё раз хорошенько подумать, нужны ли многочисленные аудитории для такой специфической музыки, каковой является рок, особенно тяжелый. В Волгоградском центре досуга, например, выступают самые разные музыканты, в том числе и весьма "металлические". Но эксцессов здесь не было. И дело не только в прекрасной организации, но и в относительно малых размерах зала. Кому же выгодно формировать многочисленные наэлектризованные толпы?

Используя спортивные арены, вряд ли можно приобщить людей к музыке. Скорее всего, устроители подобных концертов преследуют цель, гораздо более приземленную: извлечение максимальной выгоды при наименьших затратах. Но то, что хорошо в экономике, не всегда применимо в искусстве, если это искусство, разумеется. Как же бороться с подобными устремлениями? Я бы, например, предложил обязать устроителей возмещать нанесенные городу убытки. Это их, безусловно, отрезвит. Можно найти и другие средства. Если только не закрывать глаза на проблему.

В. АПАЛИКОВ (наш корр.)
Фото А. КОШКАДАЕВА

"Волгоградская Правда", октябрь 1988



Следующая часть >>

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 09 сентября 2005, 14:45
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииКРУИЗ - "Круиз-1"Старый Пионэр26.02.2009
СтатьиВалерий Гаина: "Я всегда буду делать то, что я хочу"Екатерина Борисова25.11.2009
СтатьиВалерий Гаина: "Я всегда буду делать то, что я хочу" (окончание)Екатерина Борисова25.11.2009
Архив"Парус" №05'1988 (БРАВО, АВГУСТ, КРУИЗ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ, "Асса")Старый Пионэр23.01.2008
АрхивКРУИЗ, часть 2 ("Московский Комсомолец", разные выпуски)Старый Пионэр19.02.2008
АрхивКРУИЗ, часть 3 (разные издания)Екатерина Борисова26.08.2013
Архив"Работница" №04'1988 (БРИГАДА С, АВИА, КРУИЗ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС)Екатерина Борисова12.02.2015

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.017