ПИКНИК, часть 1 (разные издания)


Представляем ПИКНИК

В Таллине начались гастроли рок-групп ДИАЛОГ, КРУГ и ПИКНИК. ДИАЛОГ и КРУГ - давние знакомые таллинских любителей рок-музыки. А вот ПИКНИК - трижды дебютант. Совсем недавно коллектив вошел в состав Ленконцерта, и эти гастроли - первые для исполнителей в роли профессионалов. Впервые он представляет и новую программу "Праздник навсегда", выступая вместе с группой пластического танца "Терра Мобиле". Впервые ребята - на сцене таллинского Дворца культуры и спорта имени В. И. Ленина. Наши вопросы руководителю ПИКНИКА Эдмунду Шклярскому:

- Несмотря на ваш первый визит в Таллин, зрители встречают и песни ПИКНИКА, и каждого из исполнителей словно старых знакомых. В чем секрет?
- Думаю, многие были гостями Ленинградского рок-клуба, в который мы вошли одними из первых еще в 1982 году.

- А до этого?
- Была самодеятельность в Ленинградском Политехническом, где я учился по специальности инженера атомных станций. И... подвалы. Пели там куда пускали. Раньше ведь для некоторых слово "рок" звучало почти нецензурно. Сами писали песни, аранжировали их, записывали, как умели, на магнитофоны. Наверное, эти записи тоже знакомы таллинцам. И тем не менее стали лауреатами одного из фестивалей рок-клуба, вошли в число двенадцати лучших коллективов по опросу, проведенному газетой "Смена".

- В составе ПИКНИКА нет профессиональных музыкантов?
- Все, как и я, "технари", увлеченные роком, его неисчерпаемыми возможностями для творчества, самовыражения. Очень рады, что имеем теперь больше простора для встреч с единомышленниками. Надеемся, что встречи с таллинскими друзьями повторятся.

М. КИРСИ
Фото А. ПАСТИЕВА

"Молодежь Эстонии", декабрь 1986



ПИКНИК без обочин

Обычно это бывает так - начало карьеры многих любительских групп часто гораздо интересней продолжения. Кроме того, многих устраивает положение вечно непризнанных и даже "гонимых". ПИКНИК давно уже рвался к профессиональной сцене...

Первая попытка коллектива, созданного около десяти лет назад на базе Ленинградского политехнического института, в создании рок-оперы "Слово о полку Игореве" провалилась, и о профессиональной сцене ребята в общем-то многие годы только мечтали. Это стало возможным лишь в октябре прошлого года.

Что же такое ПИКНИК? Если говорить вкратце, то это вокалист Эдмунд Шклярский и гитарист Александр Савельев, которые в 1980 году влились в группу с уже готовым названием, а спустя год она уже была среди ведущих ансамблей рок-клуба, став сразу же лауреатом 1-го смотра-конкурса. Саша и Эдик вместе уже 8 лет. И что показательно: даже играя в свое время на танцах, они пели только свои песни.

Но ПИКНИК не всегда был рок-клубовским ансамблем. Был у Савельева и Шклярского краткий период профессиональной работы. Это случилось 4 года назад, когда бас-гитарист ЗЕМЛЯН Виктор Кудрявцев пригласил их попробовать себя в новом амплуа и выступать в составе ленконцертовской КАЛИНКИ. Друзья быстро поняли, что попали не в "свою тарелку". Затем год работали с Виталием Псаревым из ПОЮЩИХ ГИТАР.

...И снова вернулись в родной рок-клуб, собрав новый ПИКНИК.

В 1983 году появился первый ролик "Дым", наделавший много шума. Чего стоила лишь одна песня "Золушка"! А "Хоровод", "Великан", "Темные Подъезды"? Они пели загадочно (о музыке у нас еще пойдет речь), голос Шклярского звучал столь необычно (вибрация голоса, интонации), а сам он появлялся на сцене весь в тумане и черном манто. От всего этого имиджа отдавало холодным, романтическим и колдовским. О группе заговорили, узнали про нее и в Москве. Многие прочили Шклярского в число лучших вокалистов, а его поэтические способности вызывали восторг. Преданная любовь поклонников заставила поверить в успех ПИКНИКА. Для дальнейшей работы было все, кроме... музыкантов. Женя Волощук и Михаил Андрющенко покинули группу "по семейным обстоятельствам". А Эдик с Сашей Савельевым остались одни. Дуэтом они записали следующий ролик "Танец Волка", но считают его не только своей работой, а всего ПИКНИКА в целом.

"Альбом" был не менее удивительным, чем первый. В музыке ощущалось очень мощное влияние ДЖЕТРО ТАЛЛ в сочетании с ранними КРИМ. Тексты оставались такими же романтическими, как и их автор. Ничего, впрочем, странного в этом нет. Эдмунд Шклярский не только пишет стихи с раннего детства, но и еще рисует, пишет маслом. Его картины неспокойны, немного холодны. Но подолгу не отпускают от себя тех, кто на них обратил внимание. Так же и песни - прослушаешь раз, и долго их мелодии остаются звучать в твоей душе.

Период программы "Танец Волка" - это еще рок-клубовский ПИКНИК. Отсутствие качественной аппаратуры - вечная проблема для всех самодеятельных ансамблей. Как часто мы с вами становимся свидетелями ситуаций, когда зрители гурьбой уходят с концерта. И вовсе не потому, что группа плохая, а потому, что какофонию звуков, не слыша текста, лишь скрежет гитар, вынести невозможно.

У ПИКНИКА с этим делом, то есть с аппаратурой, всегда все было на высшем уровне. Шклярский окончил Политехнический по специальности "контрольно-измерительные приборы высокой точности", а Савельев, как говорят в народе, вообще мастер на все руки.

Мне как-то довелось побывать на репетиционной базе у ПИКНИКА. Честно говоря, такое увидишь нечасто - сами музыканты, их друзья, жены и знакомые что-то мастерили, паяли, привинчивали. Буквально за два года ПИКНИК своими силами собрал лучшую в рок-клубе аппаратуру, на которой отыграли свои программы все 15 коллективов 1-го Ленинградского рок-фестиваля.

Шло время. И вдруг заявление на страницах ленинградской газеты "Смена": хотим работать на профессиональной сцене. Ленконцерт на свой страх и риск прослушал ансамбль, и с мая 1986 года новый состав группы уже работал номером в сборных программах. 11 октября худсовет Ленконцерта оформил группу на постоянную работу. Естественно, риск был - как встретят группу на гастролях по стране? Группу нестандартную, стоящую несколько в стороне от модных стилей и направлений, более приближенную к музыкальной стилистике ДЖЕТРО ТАЛЛ в сочетании с элементами электронной музыки.

ПИКНИК, несмотря на широкое использование ритм-компьютера, заменившего барабаны, и свое веселое название, играет чуть монотонные композиции со сказочным сочетанием звуков и эмоций.

Новая программа "Иероглиф" (так же называются и первый альбом группы, выпускаемый вскоре фирмой "Мелодия", и их третий магнитофонный ролик) - песни о тесной связи человека с природой, о мудрости, о любви фантастических героев, о честности. Есть и пародийные номера типа "Я Почти Итальянец" и "Мой Телефон Ноль-Ноль". Но несмотря на всю внутреннюю тревожную ноту концерта музыкальный мир ПИКНИКА оптимистичен.

Новый состав группы, в котором, кроме Шклярского и Савельева, сейчас играют бас-гитарист Виктор Евсеев, программист компьютеров Вадим Пономарев и два клавишника - Сергей Воронин и Юрий Ключанцев, тесно сотрудничает с профессиональными эстрадными режиссерами Львом Левинсоном и Владимиром Воронецким. Специально для программы создала ребятам костюмы художник-модельер Алиса Мандель.

Группа ПИКНИК, можно сказать, дебютирует в столице. Их выступление в сборной программе в начале года осталось практически незамеченным. Новая встреча должна стать более интересной.

Итак, с 3 по 10 октября ПИКНИК вместе со своими коллегами из групп ЗООПАРК и СОЮЗ выступает в Москве на площадке Дворца спорта в Лужниках.

Дмитрий ШАВЫРИН
Фото Сергея ЖАБИНА

"Московский Комсомолец" 25.09.1987



ПИКНИК

Некогда это был ансамбль, игравший "хард", имевший определенную известность; через него прошли многие музыканты, в том числе и нынешний председатель Ленинградского рок-клуба Н. Михайлов. Но в лидеры ленинградской "волны" группа выдвинулась после прихода Эдмунда Шклярского и Александра Савельева. Зазвучал холодноватый "интеллектуальный" рок с романтическими, несколько загадочными текстами (возможна ассоциация с менестрельным Иэном Андерсоном и группой ДЖЕТРО ТАЛЛ). ПИКНИК стал лауреатом I городского рок-фестиваля. Шклярского тогда называли среди лучших вокалистов.

В 1983 г. появилась первая магнитофонная программа "Дым". Потом вторая - "Танец Волка".

В конце позапрошлого года группа стала штатным коллективом Ленконцерта. Музыканты пришли на сцену с собственной, собранной по винтику аппаратурой, светотехникой и с новой, готовой для "проката" программой.

Сегодня кроме Шклярского и Савельева ПИКНИК представляют: клавишники Сергей Воронин и Юрий Ключанцев, бас-гитарист Виктор Евсеев и Вадим Пономарев, обслуживающий ритм-компьютеры.

"Парус" №3'1988


ПИКНИК, ау!

"В последнее время группа ПИКНИК почти не появляется в Москве, и о ней нет никакой информации. Но судя по тому, что в сентябре они все-таки выступят на концерте в МДМ, группа не распалась и продолжает работу. Что же происходит с ПИКНИКОМ?"
Сергей Аганесян, Москва


На вопрос Сергея мы попросили ответить менеджера группы Александра Савельева и лидера коллектива (а по совместительству еще и отличного художника) Эдмунда Шклярского.

- Вопреки слухам группа ПИКНИК жива и вполне здорова. Не так давно фирма "Мелодия" разродилась пластинкой "Родом Ниоткуда", записанной ПИКНИКОМ в Москве в конце 1987 года. Два года пылилась на студии готовая и ими же записанная фонограмма! И это в условиях перестройки, о которой руководители "Мелодии" не устают повторять.
И тем не менее ПИКНИК продолжает сотрудничать с фирмой, точнее, с ее ленинградской студией, которая после прихода туда Андрея Тропиллы становится всесоюзным рок-крылом "Мелодии".
Две песни ПИКНИКА вошли в один из пяти больших синглов, подготовленных А. Тропилло. Это новая форма для "Мелодии", когда на одном диске представлено по 2 песни пяти команд из альбомов, которые выйдут позднее.
ПИКНИК представил два хита из своего старого (1984 г. выпуска) магнитофонного альбома "Танец Волка", а в ближайшем будущем перезапишет материал этого альбома в новейшей студии ленинградской "Мелодии", что расположена в бывшей церкви Святой Екатерины на Васильевском острове. Благодаря энергии неутомимого Андрея церковь оснащена суперкомплектом фирменной аппаратуры, прилетевшей из Австрии. В этом году ПИКНИК совершил совместное турне по СССР, а затем по странам Западной Европы с английской рок-командой НЭЙМ. Планов на большие концерты в Москве пока нет, но очень хотелось бы показать нашу сольную программу и для столичных зрителей.

ПИКНИК, как видите, действительно жив, и мы приглашаем группу выступить на наших концертах.

Ближайшая программа "ЗД" пройдет в "Олимпийском" с 4 по 7 октября.

"Московский Комсомолец" 07.09.1990


Неужто все забыли старый добрый рок-н-ролл?

Есть возможность проверить - насколько был прав Андрей Макаревич, обронив свою крылатую фразу. 28 и 29 мая в "Октябрьском" зале компания "Мюзик шоу", газета "Смена", радиостанция "Европа Плюс" представят программу "Рок-Форум" (у программы есть еще и подзаголовок - "Скажи, куда ушли те времена?").

Ностальгия по не подпорченной коммерцией и эсэнгэшным бизнесом рок-музыке собрала в "Октябрьском" ПИКНИК, КРЕМАТОРИЙ, ОПАСНЫХ СОСЕДЕЙ, Алексея Романова (экс-ВОСКРЕСЕНЬЕ) с его проектом СВ. Появится на свет рок-н-ролльный и несколько молодых составов - например, ЯБЛОЧНЫЙ СПАС и ИМПЕРИЯ из Санкт-Петербурга, а также западные гости - группа САНТУ КАРХУ из Финляндии.

- Эдмунд, правду говорят, что советский рок закончился? - поинтересовался я у лидера группы ПИКНИК, ставшей "локомотивом" фестиваля "Рок-Форум-92"?
- Но у нас рок и не расцветал! Не поднимался выше средненького уровня. Да, были концерты, на которые собирались толпы фанов, но чтоб со сцены было показано нечто - такого не припомню. Так - кустарщина... Да и к тому же сейчас сама форма рок-команды приелась. Люди с гитарами с их стандартными прыжками, телодвижениями - это мозолит глаза не один десяток лет. Всем уже все понятно.

- Тебя, Эдик, послушаешь и решишь, что все у вас так плохо... Многие рок-команды сидят нынче без работы, а музыканты вновь уходят в кочегары, сторожа... А "пикниковцы" чем живут?
- У нас дела не столь печальны. Гастролируем в этом году даже больше, чем в прошлом. Только что проехали по Украине - в Донецке, Харькове на концертах творилось нечто. Были недавно на Дальнем Востоке - там тоже очень горячий прием. Похоже, увлечение "фанерными" звездами поп-музыки постепенно проходит. Сейчас цены на билеты выросли, и публика начинает размышлять: зачем платить деньги за кукол, открывающих рот под фонограмму?! Мы же играем вживую, на каждый концерт выходим как на последний. Энергетика совершенно другая. К тому же ПИКНИК всегда тяготел к рок-шоу, а народ, лишенный хлеба, зрелищ по-прежнему требует!

- С грампластинками - тоже тупиковая ситуация. Артистов заставляют искать спонсоров и выкупать весь тираж. Между тем минимальная цена пластинки - пятьдесят рублей...
- Ничего, переживем. Мы все свои пластинки подолгу ждали. Но они не теряли актуальности. Мы ведь модными стилями, политическими темами не увлекаемся. Два года ждали пластинки "Иероглиф", столько ждем и альбома "Харакири". В сентябре появится наконец-то! Причем и на виниле, и на лазерном диске. А в ближайшее время садимся записывать свой новый альбом. Сейчас многие рок-музыканты вообще перестали сочинять и записывать новые песни. Но в стол писать по-своему интересно. Коммерческие мотивы начисто исчезают.

- Эдмунд, ты что-то очень серьезный. Неужто правду говорят, что ты и твои музыканты теперь ведут сугубо трезвый образ жизни?
- Да ни грамма! Зовут на банкет - мы и от "шары" отказываемся. И знаешь, состояние великолепное. По утрам ничего не мучит. Не надо тратить уйму времени, чтоб в себя прийти.

P. S. Немного и лидере группы ПИКНИК. Он поляк по национальности, католик - по вероисповеданию. Он электрик высокой квалификации, интересный художник. В ПИКНИКЕ, несмотря на свою скромность, антизвездность, Эдмунд Шклярский воплощает тип авторитарного руководителя: сам сочиняет музыку, стихи, аранжировки, играет на гитаре, клавишных, занимается продюсированием и менеджментом.

Михаил АНТОНОВ
Фото Владимира ПАВЛОВА

"Смена", май 1992



Фамильные драгоценности ПИКНИКА

Почти год назад "Фан-клуб М. С." сообщил о казавшемся многим малореальным проекте группы ПИКНИК, решившей самой выпустить "золотой" коллекционный виниловый диск своих лучших песен за десятилетие, а затем устроить розыгрыш на ТВ "Останкино" первого, ограниченного тиража этой пластинки.

Тогда, заглянув в редакцию, лидер ПИКНИКА Эдмунд Шклярский и в ту пору басист группы, продюсер проекта Андрей Мерчанский объявили, что "на все про все" у них уйдет максимум полтора-два месяца. Я же предположил: "Встретимся через год!" Примерно так и получилось, однако я рад, что Мерчанский и К. "добили"-таки первую, самую важную часть проекта и на днях положил мне на стол новенький, роскошно оформленный "золотой" коллекционный альбом ПИКНИКА.

Да-да, именно "золотой", потому что вместо традиционного черного винила пластинка "сияет золотом", да так, что просто в руки взять боязно. Внутри альбома - шикарный вкладыш-постер музыкантов ПИКНИКА в черно-красных тонах.

На лицевой стороне - работа питерского художника Виталия Левакова, причем ручная работа. Музыканты, улыбаясь, вспоминают, например, как Виталий в течение трех часов подряд рисовал на обнаженной женской натуре необходимый иероглиф (фирменный знак лидера ПИКНИКА Эдмунда Шклярского); причем Леваков трудился над альбомом практически бесплатно.

У истоков проекта вместе с творческими людьми стояли и представители делового мира - Владимир Комисов, Валерий Лавский, фирма "Stardust", издательская фирма "Dabs". Позже музыкантов выручил спонсор Владимир Скальный. Не раз на пути, который вместо планируемых полутора месяцев обернулся полутора годами, Мерчанского и К. подстерегали подножки, подставки, обломы. Суперхитом в этой серии стала ситуация, когда альбомы, уже отпечатанные на фабрике имени Ивана Федорова, повезли на "Мелодию", чтобы склеить конверты, и оставили там на выходные, а на складе прорвало трубу - залило весь тираж.

- Господь спас тогда четыреста конвертов, они были более-менее сухими, - вспоминает Мерчанский.

Что ж, не так давно 450 "золотых" альбомов поступили в магазины грампластинок Москвы и Петербурга. Хотя стоят они по 20 тысяч рублей, расходятся хорошо. Обладатели коллекционного альбома (каждый из 450-ти пронумерован!) нашли внутри запечатанного полиэтиленового конверта красочный билет "Элит-лотереи". Меломанам предстоит заполнить эту карточку, вписав свои координаты, отправить заказным письмом в Москву, в телекомпанию "ВИД", ведущему "Хит-конвейера" Михаилу Борзину.

Предполагается, что обладатели карточек со счастливыми номерами смогут получить после телевизионного розыгрыша "Элит-лотереи" еще и призы - видеомагнитофон, аудиотехнику. Правда, сделать это будет не так-то просто, потому что за то время, пока проект пробивал себе дорогу, программа "Хит-конвейер" практически исчезла с экранов ТВ. Однако Андрей Мерчанский намерен привлечь для ТВ-розыгрыша какую-нибудь другую популярную мюзик-программу ТВ.

В дальнейшем "Коллекционный диск" группы ПИКНИК выйдет полуторатысячным тиражом на черном виниле, но в этой партии уже не будет номерных пластинок. Кстати, у семи пластинок "золотой" серии нет номеров, однако на конверте и на самом диске золотом выбиты инициалы тех людей, кто сыграл в жизни легендарной питерской группы ПИКНИК значительную роль. На одной именной пластинке выбиты инициалы "МС", а это значит, что ведущий "Фан-клуба" Михаил Садчиков также удостоен этой немалой чести.

"Смена" 22.04.1994


ПИКНИК! Как много в этом звуке... Сколько чудесных воспоминаний он будит: вот крохотная каморка в угрюмом общежитии какой-то Богом забытой фабрики на проспекте Огородникова, попасть в которую можно разве что ползком, вот клуб в местечке с мрачным названием Горелово, вот открытие Ленинградского Рок-клуба - все счастливо-торжественные и необычно серьезные, вот стекляшка на Энергетиков, где что-то этакое начало вырисовываться, проявляться сквозь неизбежный юношеский пафос и наивное философствование... Подумать только, десять годков минуло, а мы даже не пригнулись. Дает, видно, знать рок-н-ролльная закваска. И ведь вот что приятно: меняются времена, мы - если верить древнему мудрецу - меняемся вместе с ними, а песни ПИКНИКА остаются такими же волнующе-свежими, как и в тот день, когда услышал их впервые. Этот альбом - не отчет и не подведение итогов: скорее уж, просто коллекция маленьких шедевров - от таинственной и покрытой флером мистического очарования "Ночи", от фантасмагории "Опиумного Дыма" и готических образов "Танца Волка" до мудрой отрешенности "Великана" и восточной щедрости сюжетов альбома "Харакири". ПИКНИК - так уж все время получалось - шел собственной дорогой: он никогда не стремился быть "с кем-то" или "при чем-то" - только сам и сам по себе. Да что там говорить: слушайте и вспоминайте, а если не слышали - слушайте и завидуйте тем, кто вырос вместе с этими песнями. Как, например, я.

Андрей БУРЛАКА
Текст на вкладке к альбому ПИКНИКА "Коллекционный Альбом '83 - '93"



Восточная философия Эдмунда Шклярского

Корр.: Совсем недавно появился новый альбом ПИКНИКА - "Харакири". По-твоему, он чем-то отличается от предыдущих работ группы?
Эдмунд Шклярский: Во-первых, я не могу сказать, что он новый. Он был записан полтора года назад. А новый альбом в полном понимании этого слова мы только собираемся записывать. Он будет называться "Немного Огня". Практически все альбомы мы стараемся делать концептуальными, логически законченными. Исключение, наверное, составляет пластинка "Иероглиф", она получилась как сборник песен. Это была единственная возможность записаться, и там просто не было времени.

Корр.: То есть концептуальность в работе над музыкой это ваше основное кредо?
Э. Ш.: На пластинках - да. Допустим, сама пластинка может быть шлягером, хотя не обязательно она должна состоять из каких-то конкретных - "хитовых" вещей. Она будет иметь преимущества у слушателя за счет своей целостности, как нечто единое, неделимое.

Корр.: В альбоме "Харакири" тоже будут вещи с восточным уклоном?
Э. Ш.: Восточный уклон присутствует практически везде. Может быть, просто он не сразу заметен.
Смысл текстов у меня как-то сам по себе трансформируется через восточную философию. Уклон все равно будет.

Корр.: Чем у тебя выражено пристрастие к восточной философии. Ты на востоке жил или просто где-то сталкивался с этой философией?..
Э. Ш.: Однажды мне попалась книга китайского философа Лао Дзы, она оказалась созвучна с моими взглядами и запала мне очень глубоко... Там излагались мысли в очень короткой форме, и с тех пор я не люблю ничего длинного. Например, песни, где много куплетов, много слов. Я стараюсь все выражать в двух фразах, в двух словах. Два слова могут создать какой-то смысл, который будет понятен.

Корр.: То есть ты пытаешься в текстах песен стремишься к символизму?
Э. Ш.: В общем, да! То есть для себя ставлю главной задачей создание универсального символа, который будет понятен не только ограниченному числу людей. Чем больше народа его понимает, тем этот символ будет удачней.

Корр.: То есть символами ты пытаешься создавать впечатление или даже, образно говоря, рисовать картинки?
Э. Ш.: Символ не указывает каждому конкретному человеку дорогу, ну скажем, иди туда, возьми то. Он просто дает какое-то направление мысли, а образ слушатель себе рисует сам.

Корр.: Есть ли у ПИКНИКА песни, написанные не тобой?
Э. Ш.: В нашем первом альбоме "Дым" есть песни, исполненные первым вокалистом ПИКНИКА Алексеем Добычиным, он же автор текстов. В перспективе есть идея выпустить альбом, в котором каждый из участников группы сможет использовать свой песенный и музыкальный материал.

Корр.: У тебя есть какие-то события, оказавшие влияние на рождение песни? Откуда ты черпаешь темы для своих вещей?..
Э. Ш.: Бывает, что это все как-то случайно происходит. До сих пор помню случай, явившийся явно точкой отсчета - это когда была написана песня "Все Мы Гости В Этом Мире, Всем Пора Домой" из альбома "Танец Волка". Мы зашли в пивной бар однажды, и там одна пьяная девушка как-то проронила эту фразу. Фраза запомнилась и стала как-то сама собой "обрастать". В итоге получилась такая песня.
Почти каждая песня начинается с какой-то фразы или впечатления, на которое наслаивается сама по себе тема будущей песни.

Корр.: Твои песни получаются из тем, найденных на улице?!
Э. Ш.: Ну, не из очередей, конечно, которые на улице, а из событий, встреч, которые откладываются в памяти впечатлением.
Конкретную точку трудно назвать, но все состоит из отдельных событий.

Корр.: Творчество каких групп оказало влияние на музыку ПИКНИКА?
Э. Ш.: Лично у меня все началось с БИТЛЗ, далее были РОЛЛИНГ СТОУНЗ, КРИМ, ПИНК ФЛОЙД.
Некоторое влияние на нашу музыку оказали такие группы как ПОЛИС, ДЖЕНЕЗИС, ДЖЕТРО ТАЛЛ.

Корр.: Чем ты занимался до того, как музыка стала твоей основной профессией?
Э. Ш.: Я закончил политехнический институт по специальности "Строительство атомных станций", потом три года работал в институте.
Как-то само собой при появившейся возможности мы побросали свои работы и занялись непосредственно группой, и уже при перестройке появилась возможность гастролировать. Мы репетировали месяца 3-4, после отправились в первые гастроли в Таллинн, далее в Донецк и так до наших дней.

Игорь ГОРНОСТАЕВ, корреспондент "RF" по Краснодарскому краю
"Rock Fuzz" №9'1993



ПИКНИК длиною в 10 лет

Когда ливерпульская четверка Джон, Пол, Ринго и Джордж взяли в руки музыкальные инструменты, никто и предположить не мог, какой они произведут мировой переворот. Они взорвали мир своими песнями. И ранили не один миллион людей. А уж если провести социологическое исследование среди отечественных музыкантов на тему "что вас заставило взять в руки гитару (или другой инструмент)", то многие наверняка произнесут легендарное - БИТЛЗ.

38-летний лидер питерской группы ПИКНИК входит в число последних. Именно "битлы" заставили Эдмунда Шклярского переквалифицироваться из инженера по строительству атомных станций в музыканта.

В 1983 году появился первый магнитофонный альбом ПИКНИКА - "Дым". Выход его тоже был маленьким переворотом, но уже в масштабах отечества. Медитативная восточная музыка сочеталась с хард-роковыми гитарными риффами. А тексты песен были такими навороченными, что у чиновников из Министерства культуры пухли головы - они пытались "расшифровать" символы, которыми оперировали музыканты ПИКНИКА. Шклярскому же пришлось вести борьбу со своими родителями.

"Мои родители всегда боролись с гитарой и длинными волосами, хотя мама у меня преподаватель консерватории, - говорит Эдмунд. - Они считали, что игра на гитаре, которой я увлекся с 9 лет, это всего лишь баловство, поэтому надо закончить "серьезный" институт и работать инженером".

Через 2 года после выхода "Дыма" ПИКНИК выпускает второй альбом "Танец Волка", а еще через два - "Иероглиф", который сразу же попал во все хит-парады (только начинавшие шествие по страницам советской прессы). В 1989 году вышла пластинка "Родом Ниоткуда", а в 1991-м - "Харакири". В конце этого года ПИКНИК будет записывать пятый альбом "Немного Огня" и отмечать 10-летие сознательной жизни.

Больше всего в Шклярском поражает дотошный подход к своим песням и записям альбомов. Можно было за 10 лет наделать столько песенок-однодневок, но... "Песня пишется очень долго. Я не могу зафиксировать момент ее зачатия. Рождается слово, которое обрастает образами. Потом продукт созревает - и рождается песня... После окончания института мне нужно было отрабатывать на заводе, и я подумал, что времени будет достаточно, буду писать песни. Заставлял себя насильно садиться с гитарой и сочинять. В результате за этот год я ничего нормального не написал".

- Кстати, все ваши альбомы производят впечатление поразительной целостности.
- Это как раз то, на что мы ориентируемся. Сборники не оставляют такого ощущения. Поэтому я не могу, к примеру, слушать "Abbey Road" БИТЛЗ, а с удовольствием слушаю "Dark Side Of The Moon" ПИНК ФЛОЙДА - для меня это пример концептуальности.

Недавно в Питере местная газета "Смена" проводила опрос среди поклонников современной музыки. В редакцию пришло много открыток, где в графе "молодая группа" стояло слово ПИКНИК. Даже в родном городе не знают, что группе уже 10 лет и что она активно гастролирует (может, это потому, что в двух центральных городах России - Москве и Питере концерты были очень редко). "Отношения между Москвой и Питером, - говорит Шклярский, - мне напоминают Америку и Англию. Те живут своей жизнью и эти заняты собой. Может быть, так и должно быть... Несмотря ни на что, мы активно гастролируем начиная с 1985 года. Объездили уже весь бывший Союз. Записи альбома уделяем в общей сложности месяц в году. Мы даже исключили из своей практики такое понятие как репетиция. Когда нужно - собираемся и играем".

- На основе чего пишутся ваши альбомы?
- Пластинка "Харакири" отразила мое знакомство с книгой Ницше "Так говорил Заратустра". Тогда это для меня было некоторым откровением. Я вынес из книги мысль о том, что все настоящее должно стоять на крови. Храмы, стихи - все на крови. Даже каждая строчка в песне должна быть пронизана кровью. "Иероглиф" я писал под впечатлением Лао-цзы. Я сделал попытку говорить универсальными символами, понятными не только мне, а максимальному количеству людей.

Помимо музыки Шклярский рисует картины. Причем это не какие-то бессмысленные непрофессиональные картинки, а грамотные работы. Всего около 20 полотен. Последняя законченная - "Путешествие головы". По длинной дороге, обрамленной по краям скалистыми холмами, идут части головы - нос, ухо, глаз. Смесь Дали и Босха, которые повлияли на Эдмунда сильнее всех поэтов.

"У этих художников меня очень сильно поражает ощущение свободы, с которым они работают, - говорит музыкант. - Они так вольно обращаются с красками, с частями человеческого тела и с сюжетами... Это заставляет работать воображение".

- Скажи, тебе интересно жить сейчас, или было интереснее, когда вы начинали играть музыку?
- Когда мы все затевали, никто из нас не думал, зачем это нужно. Было состояние безысходности. Творческая энергия искала выход. Слава богу, что она нашла его. Ведь если человек - художник, то, как ты ни запрещай ему рисовать, он все равно будет это делать. Другое дело, что с возрастом человек переходит из одного состояния в другое. Поэтому жить интересно всегда.

В. ПОЛУПАНОВ
"Я - Молодой" №23, декабрь 1993



ПИКНИК: настоящие дни в "Октябрьском"

16 февраля 1994 года в БКЗ "Октябрьский" ПИКНИК встретил свой 10-летний юбилей - без особой помпы и без шумного рекламирования спонсоров, чьи имена порой затмевают имена самих музыкантов.

Вообще-то на свет божий ПИКНИК появился значительно раньше - в 1978 году. Впрочем, его основатели Алексей Добычин и Евгений "Жак" Волощук встретились будучи студентами Ленинградского Политехнического института. Тогда, в 1973 году, они создали свою первую "команду", названную ими ОРИОН.

В том же году в Политех поступил и молодой Эдмунд Шклярский, будущий художественный руководитель группы, также с головой окунувшийся в музыкальную жизнь Политеха. Он создал собственную группу УДИВЛЕНИЕ, которая с успехом конкурировала с ансамблем его будущих товарищей по ПИКНИКУ.

Обе группы пользовались определенным успехом у студентов, но вскорости УДИВЛЕНИЕ свое существование прекратило, и Шклярский целиком ушел в учебный процесс, хотя связей с друзьями не потерял.

В 1979 году ПИКНИК стал играть уже постоянно, и в его составе помимо Добычина и Волощука заблистали гитарист Сергей Омельниченко, ударник Александр Кондрашкин и флейтист Николай Михайлов.

Тем временем Шклярский закончил Политехнический институт по специальности "Строительство атомных станций" и по распределению попал в какой-то институт. В свободное время он играл в жилконторе (где была более-менее приличная аппаратура) и там познакомился с гитаристом Александром Савельевым, который в 1980 году и втянул Эдика в группу ЛАБИРИНТ. С ним Шклярский играл в течение года на танцах в Юкках и других "спокойных от властей" местах, причем музыканты исполняли как собственные песни, так и композиции ROLLING STONES и GRAND FUNK RAILROAD.

ПИКНИК же к осени 1981 года успел вступить в Ленинградский Рок-клуб, поиграть на его открытии и... распасться. Александр Кондрашкин пустился в далекий путь ударника экстра-класса, переигравшего практически во всех питерских группах. Пришедший вместо него Петр Трощенков ушел в АКВАРИУМ, а флейтист Н. Михайлов стал... президентом питерского Рок-клуба. Тогда-то Волощук и обратился к коллегам из находящегося на грани распада ЛАБИРИНТА, гитарист которого Саша Савельев посоветовал взять на место ушедшего в ОРНАМЕНТ Сергея Омельченко гитариста и певца Эдмунда Шклярского.

В новом составе был записан дебютный альбом "Дым" на студии у Андрея Тропилло. И уже тогда в группе появились творческие разногласия, в ходе которых ушли и Добычин, и Волощук ("Жак" позднее играл в ГОРОДЕ Владимира Рекшана, а потом собрал группу ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).

Только к 1986 году был определен более-менее постоянный состав ПИКНИКА, во главе которого прочно встал Эдмунд Шклярский. Он родился 26 сентября 1955 года в Ленинграде, по вероисповеданию - католик, в школу пошел с восьми лет и, когда заканчивал ее, наткнулся на книжку "Древнекитайская философия", в которой и вычитал бессмертные постулаты Лао Цзы, идеями которого проникся и старался внедрять их в свое творчество на протяжении всех последующих лет. Хотя - как это и ни странно, в своих картинах (а Шклярский - еще и интересный художник!) Эдик большого упора на "восточные дела" не ставит.

В 1985 году ПИКНИК впервые выехал с гастролями по стране. Тогда же в Питере прошли и первые сольники группы - сначала в ЛДМе, а затем (под Новый год) - сразу одиннадцать (!) концертов в ДК Крупской. Последующие три года прошли для группы чрезвычайно интересно - был поставлен даже своеобразный рекорд - 30-40 концертов в месяц! Вся эта "гоночная эстафета" завершилась в сентябре 1988 года, когда ПИКНИК дал три сольника в СКК. С тех пор количество выступлений в Питере было ограничено, и последний раз ПИКНИК играл в СПб в августе 1991 года в "Октябрьском" (тоже три концерта!).

На 199091 годы пришлась большая часть фестивальных выступлений ПИКНИКА. Группа съездила в Сопот на фестиваль альтернативной музыки балтийских городов, в 1990 году выступала в рамках культурной программы "ЭКСПО-90"в Японии. Летом 1991-го группа играла в Москве на трехдневном "Глахе интернэшнл" вместе с СЕКРЕТОМ, Настей Полевой, КВАРТАЛОМ и еще множеством питерских и московских групп. Тогда же ПИКНИК стал и лауреатом телефестиваля "Шлягер", да и вообще одно время считался достаточно "шлягерной" группой.

В последнее время ПИКНИК стал уделять большое внимание записям, в том числе и римейкам. Начал он с выпуска легендарного "Дыма". В студию специально для этого пришли и Алексей Добычин, и Евгений Волощук, а за барабаны сел нынешний директор Али Бахтияров. В альбоме удалось сохранить главное - волнующее ощущение того времени и тех песен.

Сейчас группа собирается "реставрировать" на Си-Ди знаменитый "Иероглиф", а также воплотить в "лазерном варианте" и новый альбом "Немного Огня", который в течение трех недель должен быть записан на "Мелодии".

В минувшем году ПИКНИК в Питере особенно не светился, выступал только в качестве гостей на фестивале "Мини-93" в Мюзик-холле да в клубе ЛМЗ на Руставели. Там группа словно отрепетировала свою юбилейную программу, и это было не случайно - ведь именно в стенах клуба ЛМЗ музыканты впервые взяли в руки гитары, здесь же была и их первая репетиционная точка в городе. Конечно, у Эда Шклярского было и время на собственную творческую активность - он даже успел стать членом жюри шоу-конкурса "Трамплин", в котором оценивал успехи юных мастеров вокала.

Сегодня "на обочине" Эдмунд Шклярский - вокал, гитара; Виктор Евсеев - бас-гитара; Сергей Воронин - клавишные; Юрий Ключанцев - саксофон; Леонид Кирнос - ударные. Этим составом 16 февраля ПИКНИК открыл юбилейную программу, отыграв песни с "Харакири". Во втором отделении сменились костюмы, и для зрителей в зал повалил "Дым" - в новых саунд-версиях и со старыми участниками. Было еще и третье отделение, в котором играл ПИКНИК времен расцвета и кульминации своего успеха. Чем так особенно "цепляет" ПИКНИК - так это тем, что его участники никогда не шли на поводу у конъюнктуры: не писали остросоциальных песен, не подстраивались под ресторанные стандарты. Они играли и играют настоящую музыку.

Конечно, в группе было много проблем. Не так давно гитарист Андрей Мерчанский (расставшийся с ПИКНИКОМ) в откровенном интервью рассказал о том, как два года назад команда добровольно прошла кодирование. С тех пор музыканты группы и капли в рот не берут, чему свидетелями стали все гости юбилейного банкета в "Октябрьском". В буфете БКЗ бушевали страсти, вовсю шла съемка телефильма, автором которого, по всей видимости, станет Александр Семенов ("Здравствуйте, рокеры"). Гости подходили к Шклярскому с поздравлениями. Эдмунд же был бесстрастен и спокойно пил пепси-колу, невзирая на столы, ломящиеся от немецкой водки "Morozov", коктейлей и шампанского.

Долго еще разъезжавшиеся гости вспоминали концерт - невероятно теплый, отменный, заводной. Удивила и публика, среди которой было очень много молодежи, действительно очень живо реагировавшей на музыку ПИКНИКА. Были, конечно, и рокеры со стажем, но для них были гостеприимно распахнуты двери буфетов - они, как водится, подтвердили свою высокую квалификацию, нагрузившись до полной "отвязки". Впрочем, на этом празднике до них никому не было особого дела.

Александр МАЛЬКЕВИЧ



Честно говоря, я недолюбливаю пышные рок-н-ролльные юбилеи, коих в последние годы стало слишком много. Устраиваемые по любому поводу, они напоминают скорее похороны наличием обязательных ритуалов. Тем не менее я принял приглашение и пришел в БКЗ "Октябрьский" на юбилей ПИКНИКА. Наверное, из всего нашего рок-истеблишмента только они способны вызвать живой интерес.

Все эти 10 лет группа двигалась своим индивидуальным путем, не стараясь привлечь к себе внимания эксцентричными выходками, выбирая вместо тусовки сосредоточенную работу.

В последнее время музыканты не баловали питерскую публику обилием концертов, предпочитая изнурительные турне по городам и весям бывшего СССР.

...В тот вечер в "Октябрьском" наконец-то удалось возродить ту теплую, дружескую обстановку, без которой рок-н-ролл в сущности невозможен. Разумные цены на билеты позволяли обеспечить аншлаг, что в наше время не столь частое явление. В зале находился весь цвет "рок-н-ролльной интеллигенции". На какое-то мгновение показалось, что в зале сегодня только свои, как было когда-то. Концерт начался вовремя, что по питерским меркам совсем немыслимая роскошь.

Тезис "рок-н-ролл без лажи не бывает", взлелеянный некоторыми моими коллегами, был похоронен. Надеюсь, навсегда. Звук был максимально безупречен, не говоря уже о свете. Единственным недостатком ПИКНИКА последних лет был, пожалуй, императив клавишных с его неизбежной сухостью. Иногда просто как глотка воздуха не хватало мощного гитарного звука. Общую атмосферу праздника не смогла испортить даже некая мрачная история с "Коллекционным Альбомом" - компиляционным двойником. А на сцене продолжался неистовый праздник хорошего вкуса, музыки.

"Аранжировки потрясающие, - заметил, хитро улыбаясь, Андрей Тропилло, - давно такого не слышал".

Романтическая музыка с легким, едва ощутимым налетом ностальгии, приправленная отстраненным голосом Эдмунда Шклярского, сделала свое дело: аплодисменты почти не смолкали.

Второе отделение явило едва ли не полное собрание хитов во всем их стилистическом многообразии: готическая "Ночь" и барочный "Инквизитор", мирно соседствовали с "Я Почти Итальянец", "Играй Мне Еще" и философским "Иероглифом".

Ну, какая же "Ночь" - лучшая, на мой взгляд, песня группы - без Жака Волощука? Последний не замедлил с появлением на сцене в неизменной (с 1982 г.) черной кепке.

Тут-то самое время напомнить о том, что ПИКНИК - это группа-семья. Такая же, какой были в свое время РОССИЯНЕ, такая же, какой является сегодня московский ВА-БАНКЪ. А это обязывает ко многому. Может быть, это и явилось одной из причин такой светлой атмосферы.

Наряду с "навечно зачисленным" Жаком на сцене не преминул отметиться и Леша Добычин. Что ж, семейный праздник - дело серьезное.

Не выдержал многолетней разлуки с барабанами и Алик Бахтияров, много лет назад сменивший барабаны на представительный имидж директора. Секунда - и пиджак с галстуком отброшены в сторону, а мы имеем честь наблюдать вконец разошедшегося Али Алимовича за ударной установкой.

И за всем этим - редкий случай единения зала и музыкантов. На этой высокой ноте праздник и завершился. Был, впрочем, банкет. Небольшой. Для своих. На котором было объявлено: ПИКНИК завершил работу над альбомом "Немного Огня". А впереди у ПИКНИКА очередные гастроли. У Эдмунда Шклярского помимо этого - работа на лейбле "Matuzalem", им же и организованном.

А у нас с тобой, читатель, грядущая встреча с новым альбомом группы, начавшей второе 10-летие своей жизни.

Михаил ШИШКОВ
Фото А. УСОВА

"Rock Fuzz" № 15'1994



Следующая часть >>

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 05 апреля 2006, 19:26
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииПИКНИК - "Египтянин"Старый Пионэр06.04.2001
РецензииПИКНИК - "Чужой"Старый Пионэр17.05.2002
РецензииВместо нескольких рецензий... (ПИКНИК, ЭЛИЗИУМ, ПСИХЕЯ, КИРПИЧИ, ПИЛОТ и др.)Старый Пионэр29.04.2003
РецензииПИКНИК + В. Самойлов - "Тень Вампира"Naftalin23.04.2004
РецензииПИКНИК - "Королевство Кривых"Jolly24.01.2006
РецензииПИКНИК - "Мракобесие и Джаз"Старый Пионэр24.05.2007
РецензииПИКНИК - "Театр Абсурда"Юлия Боровинская23.04.2010
РецензииПИКНИК - "Три Судьбы"Юлия Боровинская10.10.2011
РецензииПИКНИК - "Три Судьбы"Сергей Райтер25.10.2011
РецензииПИКНИК - "Певец Декаданса"Юлия Боровинская05.10.2012
РецензииПИКНИК - "Большая Игра"Юлия Боровинская26.01.2016
СтатьиНа празднике сердца и души (ПИКНИК в ОКЦ, Брест, 12.12.2014)Геннадий Шостак22.12.2014
АрхивПИКНИК, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр21.08.2006
ФорумУмер Сергей Воронин - клавишник группы "ПИКНИК".Алексий08.12.2006

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.005