ПИКНИК, часть 2 (разные издания)


Эдмунд Шклярский: "Вампиризм - это любовно-романтическое состояние"

Дорогой и любимый читатель "Сороки"!
Открыв эту страницу, ты и на сей раз не ошибся, потому что на ней снова мы - Танечка Гринь и Игорь Моисеев. Мы тут посовещались и решили сходить на ПИКНИК. Но отправились туда не вдвоем (как вы подумали), а за компанию с вашими вопросами и диктофоном. В общем, встречайте легенду питерского рока - группу ПИКНИК! В лице солиста, автора музыки и текстов Эдмунда Шклярского и директора коллектива Виктора Грицаенко.


Корр.: Расскажите немного об истории создания проекта ПИКНИК...
Эдмунд Шклярский: Такого проекта по сути нет, слово проект скорее научное. Мы рассматривали нашу группу как необходимость самовыражения, которая превратилась в то, что нам постепенно хотелось выходить с меньших площадок на большие. Так называемой сознательной деятельности группы 12 лет. В 1982 году мы записали у Тропилло первый альбом "Дым", после чего он каким-то образом появился во всех уголках нашей необъятной родины.

Корр.: Кто был в первом составе группы?
Э. Ш.: Али Бахтияров - ударник, бас-гитара - Евгений Волощук по кличке Жак, акустическая гитара - Александр Савельев, Алексей Добычин и я.

Корр.: А в сегодняшнем?
Э. Ш.: Нынешний ПИКНИК такой же, как 10 лет назад, с той поры, как мы поехали по стране.

Корр.: 10 лет назад вы стали профессионально заниматься музыкой?
Э. Ш.: Да. До этого у каждого из нас была "своя" работа помимо игры в группе. Собирались на репетиции в общежитии Кировского завода на проспекте Огородникова. Я, по профессии строитель атомных станций, работал в исследовательском институте. Потом те, кто решил бросить "свои работы", вошли во второй состав ПИКНИКА. Одно дело репетировать как бы между делом, другое - порвать с прошлым и уйти в туманное завтра. Вот новый состав группы, для кого музыка сегодня основное занятие: бас-гитара - Виктор Евсеев, клавиши - Сергей Воронин, саксофон - Юрий Ключанцев, ударные - Леонид Кирнос, я и директор группы Виктор Грицаенко.

Корр.: У кого-нибудь из вас есть высшее музыкальное образование?
Э. Ш.: Я, например, пять лет учился в музыкальной школе, потом нервы не выдержали, и я бросил. Так или иначе, мы все соприкасались с занятиями музыкой.

Корр.: А чем вы увлекались в 16-17 лет?
Э. Ш.: Я все время пытался организовать более-менее стабильную группу. На Невском был модный бар "Сонеты", где я играл на самодельном органе. Где-то еще играл на бас-гитаре. Вообще, я очень хотел играть на гитаре. Закончил школу - появилась необходимость бежать устраиваться в институт. Поскольку Политех был недалеко от дома, я туда и пошел.

Корр.: Не жалеете?
Э. Ш.: Наоборот. Там как раз проходили "пробы пера" на фестивалях, которые устраивались для самодеятельных ансамблей. Наш первый состав и образовался из участников таких фестивалей. Случайных людей в группе не было: в ПИКНИК приходили или чьи-то знакомые, или друзья. Мы считаем, что в группе должен быть особый климат, который удовлетворял бы всех ее участников.

Дж. Ивата (псевдо): Эдмунд, когда вы поняли, что проект ПИКНИКА удался?
Э. Ш.: По поводу определения "проект" мы уже поговорили. А вообще популярность почувствовали на первых гастролях в 1985 году. У нас не было тогда ни единого показа по телевидению, ни единого радиоэфира.

Корр.: Почему?
Э. Ш.: В то время была единственная передача "Утренняя почта" со своими худсоветами, и все. У нас имелась только запись на кассете, которая непонятным образом расходилась по стране, и нас еще ругали в газетах. К нам "прицепилась" "Комсомольская Правда", я думаю, на это существовала специальная установка.

Корр.: Но почему вас сейчас не видно и не слышно?
Виктор Грицаенко: В прошлом году погиб Али Бахтияров, который был продюсером. Год без администратора сильно сказался на группе. Музыканты не могут сами ходить по радиостанциям и предлагать свой материал. Но то, что ПИКНИК прекратил свое существование, выдохся, - это бред.

Корр.: Вернемся к теме ваших немногочисленных выступлений...
Э. Ш.: На самом деле, мы в общей сложности отыграли более 800 концертов по всей стране. В Питере специально играем не много. К питерской публике мы относимся с большей ответственностью. Вообще, в таких информационных центрах, как Питер и Москва, нет смысла тиражировать себя в больших количествах, нужно выходить с новым материалом и на хорошем уровне.

Корр.: Сколько у вас альбомов и какие?
Э. Ш.: Первый - "Дым", затем - "Танец Волка", "Иероглиф", "Родом Ниоткуда", "Харакири", "Немного Огня" и последний альбом "Вампирские Песни", который получился не целиком наш.

Корр.: Мы слышали, что вы нашли некоего талантливого музыканта и записали совместно альбом. Как вы познакомились?
Э. Ш.: Познакомились мы полтора года назад в общежитии института имени Бонч-Бруевича. Андрей Карпенко из Комсомольска-на-Амуре. С группой этого музыканта (она называется АНРИ АЛЬФ) мы выпустили совместный альбом. Это - эксперимент. В альбом вошли песни, написанные в одной концепции, с одной внутренней направленностью.

Корр.: Откуда вампирские мотивы в вашем творчестве?
Э. Ш.: Эстетика ночи подразумевает какую-то загадочность. А вампиризм - это своего рода романтизм. Я, например, один раз послушал БИТЛЗ, и тот адреналин, который мне дала эта музыка, породил зависимость от нее. Этого уже не могут заменить другие ощущения. Укус вампира тоже порождает зависимость, но только на другом уровне. Вампиризм - это любовно-романтическое состояние, ночная жизнь определенных существ.

Корр.: Есть ли у вас какие-то предпочтения в литературе? Откуда восток в 'ПИКНИКЕ?
Э. Ш.: С Украины. Гоголя люблю. Но больше на меня влияла живопись, сюрреалисты.

Корр.: Вы рисуете?
Э. Ш.: Да, но не считаю, что я рисую в сюрреалистической манере. Скорее, в символической. Три фрагмента картин пошли на оформление пластинок "Дым", "Харакири" и "Немного Огня".

Шаман (псевдо): Вы по вероисповеданию католик, как в "Иероглифе" появились буддистские мотивы? Не есть ли это какое-то ваше внутреннее противоречие?
Э. Ш.: Нет. Меня крестили в младенческом возрасте, а религию человек, наверное, должен выбирать сознательно. Для меня мир - мистический продукт без конкретных храмов. Храм - это внутри, как ты его сам строишь. Если я нахожу в каком-то учении что-то близкое для себя, это и беру. Мне многое близко у китайцев. Это не буддизм, а скорее, даосизм.

Читатель: Согласны ли вы с тем, что "Танец Волка" - лучший альбом группы?
Э. Ш.: Иногда мне нравится один, иногда - другой... У каждого свое мнение. Я слышал разные отклики. Могу сказать, что "Дым", "Иероглиф" и "Харакири" оказали наибольшее влияние на "жизнь" группы.

Дом у дороги (псевдо): За последнее время у вас, на мой взгляд, стало меньше хитов типа "Праздник", "Иероглиф"...
Э. Ш.: "Праздник" попал в хиты помимо нашей воли. Его часто показывали по телевидению, например, в новогодних передачах, транслировали по радио. Нам это скоро надоело. Мы решили показать, что ПИКНИК - это не только "Праздник", и стали продвигать другую песню - "Иероглиф".
Вообще хитами становились те песни, которые нравились музыкальным теле-радио-редакторам.

Корр.: Но вы практически не занимались своей раскруткой. Почему? Не было хорошего продюсера?
Э. Ш.: В нашей группе так исторически сложилось, что контакт со слушателем сохранялся через кассеты и пластинки, которые выходили почти без рекламы. Если бы мы зарождались сейчас, была бы другая модель: сначала - промоушн, потом - все прочее... 2 года у нас не выходило видеоматериала. В середине ноября закончен клип на песню "Твое Сердце Должно Быть Моим" с альбома "Немного Огня". Этот ролик появится впервые 2 декабря 8 передаче 'Хрустальный ключ", он выйдет также на 40-м и 22-м каналах.
Виктор Грицаенко: Сейчас речь идет о профессиональном промоушн Мы "запустили" пластинку "Немного Огня", и я нисколько не сомневаюсь, что многие ее песни станут хитами.

Корр.: Поговорим немного о жизни внутри группы.
Читатель: Можете ли вы вспомнить всех ударников ПИКНИКА поименно? Кажется, их было не меньше пяти.
Э. Ш.: Даже больше. Всех назвать, к сожалению, не могу.

Шаман (псевдо): 4 года назад в команде действовал "сухой закон". Он и по сей день в силе?
Э. Ш.: Законы у нас выходят регулярно (смеется). Мы даже подписывали специальные справки и придумывали наказания. Единственное из них действенное - не давать денег за концерт.

Корр.: Наказанные были?
Э. Ш.: Ну конечно. Сейчас в группе демократия: кто хочет, тот потребляет. Кто замечен в сильном злоупотреблении, - предупреждается.
Виктор Грицаенко: Группа прошла тот этап, когда музыканты пили вволю и радовались этому ощущению. Сейчас такой радости нет.

Дырявая голова (псевдо): Любите ли вы пикники?
Э. Ш.: Как-то не очень, поскольку тусовки вообще не по мне. Есть более приятные способы времяпровождения, чем общение с малознакомыми людьми, хотя... понятие "отдых" для меня не существует. Отдых мне не нужен.

Дж. Ивата (псевдо): Правда ли, что на ваших концертах практически нет эксцессов, и согласны ли вы с тем, что именно от исполнителя зависит поведение его поклонников?
Виктор Грицаенко: Правда. Согласен.
Э. Ш.: Сам исполнитель формирует атмосферу. Какова идея, проповедуемая со сцены, - таков и зритель.

Корр.: А что вы проповедуете?
Э. Ш.: Разумную свободу, когда человек должен жить своим умом.

Дед Всевед (псевдо): Хватит ли у вас сил повторить рекорд МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, то есть столь же долго продержаться на сцене?
Э. Ш.: Никто никогда не признается, тем более журналисту, что он уже ничего не может сотворить. Пока слушатель нас принимает, музыка ПИКНИКА будет живой и по форме, и по содержанию.

Поскольку Эдмунд не смог вспомнить всех ударников ПИКНИКА, приз - компакт-диск группы - он решил отдать человеку, задавшему столь каверзный вопрос. Просим счастливчика позвонить в редакцию!
А всех вас, дорогие наши, ждем 6 декабря в БКЗ "Октябрьский" на концерте группы ПИКНИК, которая представляет свои "Вампирские Песни".


Фото: Вячеслав ГУРЕЦКИЙ
Газета "Сорока" (СПб), ноябрь 1995



УДИВЛЕНИЕ Эдмунда Шклярского
У "родителей" ПИКНИКА обнаружена белая горячка

Несколько лет назад Эдмунд Шклярский отмечал десятилетие группы ПИКНИК, хотя на самом деле группа эта появилась задолго до его прихода в коллектив: в 76-м году ребята уже вовсю играли на танцах. Настоящий ПИКНИК - это Сергей Омельниченко, Алексей Добычин (на снимке) и Евгений Волощук. С ними - родоначальниками известного ныне коллектива - я и беседую.

- Где и как появился ПИКНИК?
- Все мы когда-то учились в Политехническом институте. Там был студенческий ансамбль ОРИОН, а также группа ТРИДЦАТЫЙ ВЕК. Несколько музыкантов из двух этих творческих объединений решили играть вместе: стали выступать на сейшнах, а группу назвали ПИКНИКОМ с подачи Добычина.

- А Шклярский?
- Он появился гораздо позднее. В Политехе каждый год проводились рок-фестивали. И все мы в них участвовали. Волощук всегда был лучшим среди басистов, Добычин - первым среди вокалистов. Да и Омельниченко пользовался у гитарной братии авторитетом. А Шклярский играл в группе УДИВЛЕНИЕ, никогда не занимавшей на студенческих фестивалях первых мест...
Понятно, что в настоящее время "лейбл" группы принадлежит Шклярскому, ведь он создал тот образ ПИКНИКА, который есть в сегодняшнем массовом сознании. Но вообще-то обидно, что он ведет отсчет времени ПИКНИКА с себя. Это не соответствует исторической правде.

- Вероятно, поэтому вы решили восстановить справедливость своим появлением на сцене?
- Нет. Дочка Омельниченко приобрела новые "клавиши". Мы решили их опробовать. А если серьезно, просто захотели вспомнить молодость, поиграть песни ПИКНИКА 1977 года и более ранние вещи.

- Самая хитовая тогдашняя песня?
Это и "Свет", и "Что Смотришь В Небо". Хитов у ПИКНИКА было много. Кстати, их играл и Эдик, который в первый раз пришел к нам в 77-м году. Потом ему надоело у нас, он "забросил" ПИКНИК. Спустя какое-то время Шклярский снова появился на горизонте. Поиграл с нами немного. А в третий свой приход Эдик стал "лабать" на гитаре вместо клавишных и петь.

- Вы часто общаетесь со своими старыми рок-н-ролльными друзьями?
- "Старики" всегда редко видятся. Но мы стараемся поддерживать между собой какую-то связь. Собираемся, вспоминаем молодость - благо есть что... Помнится, году в 74-м на концерте мы сильно "приняли". После чего синхронно произошли приколы с Волощуком и Добычиным.
Семнадцатилетний Волощук строго карался за пьянство домашними. Он понимал, что может выдать себя нетвердой речью. А потому, поднимаясь по лестнице домой, решил потренироваться в ораторском искусстве. Мама вышла встречать непутевого сына на лестничную площадку и увидела, как тот разговаривает сам с собой, сопровождая диалог экспрессивными жестами. "Белая горячка", - решила мама и чуть не вызвала "скорую" для Жени. А в это время Добычин поднимался домой по своей лестнице. Он решил, что если войдет в квартиру, быстро разденется и ляжет спать, то никто не заметит его состояния. Так и сделал. Только разделся заранее: перед входной дверью. Причем до трусов. А в это время его мама провожала гостей. "Здравствуйте", - скромно сказал сын маминым подругам и пошел в спальню.

- Надеюсь, вы не повторяете подвиги юности?
- Да что ты! Мы теперь люди остепенившиеся и солидные. У Сергея Омельниченко фирма по ремонту автомобилей. Алексей Добычин работает в фирме "GL", выпускает промышленную электронику. А Женя Волощук трудится в "Ленконцерте".

- Выходит, никто, кроме последнего, не имеет теперь отношения к музыке?
- Сергей тоже работал в "Ленконцерте" с 85-го по 89-й годы. Там же и Шклярский одно время обитал. Вдвоем аккомпанировали Касторскому - автору песни "Зайка Моя"...

Наталья ЧЕРНЫХ
Фото Вилли УСОВА

"Московский Комсомолец в Питере", 19-26.03.1998



ПИКНИК - "Фиолетово-Черный"
(p) Real Records

Знатоки не дадут соврать: ПИКНИК (а вовсе на АГАТА КРИСТИ и прочие разные) - первая отечественная готик-группа. И не только до сих пор живая и действующая, но, пожалуй, лучшая. К какому поджанру относить эти полные мрачновато-мистического очарования песни, эти легко узнаваемые клавиши и столь же неповторимый тембр голоса Шклярского, это сочетание романтики и печали, этот органичный синтез Востока и Запада - пусть спорят специалисты. Мое дело констатировать.

Подборка "главных песен" - превосходна. Коммерческий ее успех (по продажам "Фиолетово-Черный" с легкостью обошел в музыкальных магазинах "П.М.М.Л." Земфиры) - свидетельство, хоть и не доказательство. Доказывать ничего не надо, стоит всего лишь перечислить песни, которые можно назвать, конечно, хитами, но они так хороши, что тупое сленговое словечко просто неуместно: "Иероглиф", "Я Пущенная Стрела", "Телефон", чудесная аллюзия на цеппелиновскую "No Quarter" - "Ночь", "Мы Как Трепетные Птицы", "Я Невидим" ...и все остальное. Истинные бриллианты, наслаждение чувств. Правда, странно? Группы с 20-летним стажем обычно настолько монструозны, что их слушаешь в лучшем случае с почтением, но редко - с неподдельным интересом. Тем более - зная все (почти) песни с малых лет. Однако...

Однако на Западе, который мы всё тщимся догнать и перегнать не только в области ракетно-балетной, давно уже принято выпускать трибьюты не только дорогим покойникам (в этой области отечественными рокапопсюками предприняты в меру успешные шаги), но и здравствующим группам, чьи заслуги перед рок-н-роллом неоспоримы. Почему бы не почтить таким образом ПИКНИК, который ну уж ничем не хуже (а по мне так намного интереснее) КИНО? Было бы прелюбопытно услышать, например, "Я Невидим" из уст Вячеслава Бутусова; "Великана" вполне удачно исполнила бы Земфира (получился бы еще один "Лондон", да и ладно); "Шарманка" будто создана для НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ; "Вечер" мог бы спеть, например, Чиж; "Немного Огня" очень своеобразно слушалась бы в трактовке Юлии Чичериной, а "Ты Вся Из Огня" подошла бы БИ-2 (без Васильева - ему с оригинальным коллективом хочется поручить "Немое Кино")... В общем, каждый слушатель способен мысленно продолжить эту игру, а воплощение ее в жизнь могло бы иметь ошеломительный резонанс, освежить радиоэфир, открыть стране пару новых имен, а также популяризовать ПИКНИК от Байкала до Амура. Впрочем, и в оригинале эти песни звучат лучше некуда - стоит ли огород городить? Исключительная прелесть, скажем, Джей Джей Кейла заключается вовсе не в том, что его сочинения более известны в исполнении Эрика Клэптона, NAZARETH и КАЛИНОВА МОСТА. Так что слушайте ПИКНИК таким, какой он есть. Он того стоит.

Екатерина БОРИСОВА
"FUZZ" 5'2001



Эй, музыкант, давай еще!
Сакит-Петербург, БКЗ "Октябрьский", 22 сентября

Конечно, немалую роль в нынешней популярности ПИКНИКА сыграли "Наше Радио" и CD-best "Фиолетово-Черный". Но много кого крутят по радио, много кто выпускает сборники - и если песни не хороши, кто их заметит даже при самой массированной рекламе? Битком набитый зал "Октябрьского" можно наблюдать далеко не на всяком мероприятии, - а вот на юбилейном концерте ПИКНИКА было именно так. И это здорово, потому что свидетельствует о любви и интересе к группе, столько лет спокойно и ненавязчиво следующей своим путем. Время разбрасывать камни растянулось для ПИКНИКА почти на 20 лет. Ныне - время собирать урожай.

Был роскошный свет и немного перегруженный по низам звук, - первое украшало концерт, второе заставляло группу звучать чуть тяжелее, чем на записях. Из декораций - задник с "египетскими" картинками и логотипом группы, два полотнища, на которые проецировались абстрактные киносюжеты, гонг и фигура женщины-пирамиды, а также несколько видеооператоров, не слезавших со сцены до конца и заслонявших собственно музыкантов. Из антуража - девушка-виолончель, персонажи на ходулях (в разных обличьях) и Алексей Могилевский с саксофоном. Но, кажется, если б ПИКНИК выступил на абсолютно голой сцене, впечатления были б не хуже, потому что эти статичные немолодые люди играли настолько точно, энергично и эмоционально, что просто стены вибрировали. В "яму" народ побежал чуть ли не на первой песне. Ко второму отделению "яма" переполнилась и уже не переставала синхронно подпрыгивать и махать руками, немного, разве что, растерявшись на в зверском темпе сыгранном "Телефоне". Подпевали каждой песне - программа была хитовая, - кроме, может быть, самых новых, с альбома "Чужой".

Двухчасовой концерт закончился тремя вызовами ПИКНИКА на "бис", а после - десятиминутной стоячей овацией. Старожилы, как говорится, не упомнят... И даже потом, когда утомленная, но не насытившаяся публика стала потихоньку разбредаться, не оставляло ощущение пережитого праздника. Погасшего фейерверка, чьи искры еще светят. Что ж, история ПИКНИКА далеко не закончена. Может быть, главная ее часть только начинается.

Екатерина БОРИСОВА
Фото: Алекс ФЕДЕЧКО-МАЦКЕВИЧ

"FUZZ" 12'2002 (в сокращении)



ПИКНИК - "'Говорит и Показывает"
(p) Grand Records

Обычно по достижении группой некоего порогового возраста она начинает впадать в так называемый "творческий кризис". По идее, ПИКНИКУ с его двадцатилетним стажем давно туда пора. Ан нет. "Говорит и Показывает" можно смело ставить в один ряд со "Стеклом" и "Харакири" и до хрипоты спорить - какой из трех лучше.

Альбом звучит удивительно свежо и ярко, словно позади ничего не было и нет. "И ангел мой бешеный, и звезды повешены вниз головой". Четыре хитовые песни на одном альбоме - показатель почти рекордный. И довольно древняя "Я Почти Итальянец" здесь как раз на своем месте, а не торчит, как "Диск-Жокей" из "Стекла". Упрекнуть группу можно разве лишь в том, что студийный вариант заглавной песни уступает по мощности и эпическому размаху концертным исполнениям - ну, всем бы так ошибаться, да и прочие композиции с лихвой компенсируют указанную недостачу.

Группа ни на йоту не отступила от своего фирменного звучания, но при этом в ее палитре появились новые краски. Впервые обозначившиеся в "Чужом" фолковые мотивы здесь играют далеко не последнюю роль. К обживаемым группой пространствам добавилась некая вневременная Россия, хотя в основном образный строй отсылает к средневековой Европе. А любимая Шклярским ориентальность обернулась на сей раз библейскими сюжетами, контуром наложенными на реалии других эпох. И всё это ПИКНИКУ, в общем, идет. К лицу ему и песни-сказки, и ироничность в текстах - вплоть до подтрунивания над собой ("Иеронима" можно рассматривать и как портрет художника в музыке, и как шарж Эдмунда Шклярского на самого себя) - и в оформлении пластинки, где карикатура подмешана к привычному гротеску. Те, кто привычно считают ПИКНИК и его лидера воплощением мрачной таинственности, могут не принять этих интонаций, штрихов или строчек наподобие "настрадался Нострадамус от людей" - но именно чувство юмора, как правило, спасает и от самолюбования (коим частенько грешат почтенные классики отечественного рока), и от творческого застоя.

Екатерина БОРИСОВА, Людмила РЕБРИНА
"FUZZ" 5-6'2003



ПИКНИК - "Концерт в Смоленске"
(с) Тектоника

Это, конечно, никакое не демо, а просто самопальная (выпущенная, полагаю, организаторами концерта) кассета. Качество записи соответственное: баланс не выстроен, звук лысый. То ли по этим причинам, то ли потому что ПИКНИК играл 24.02.2000 в славном городе Смоленске дуэтом - Шклярский (вокал, гитара) и Воронин (клавиши), - звучит всё несколько странно. Если в балладной части программы отсутствие ритм-секции не слишком фатально, то песни, подразумевающие эмоциональное развитие и расстановку смысловых акцентов музыкальными средствами ("Мы Как Трепетные Птицы", "Настоящие Дни", "Немного Огня"), имеют здесь весьма бледный вид. И это, думается, не вина музыкантов, которым настоятельно советую запретить широкую продажу данного артефакта, который, конечно, забавен как частная фанатская радость, но совершенно не отражает истинное состояние ПИКНИКА, концертный драйв коего очевиден и неоспорим. Наверно, и в Смоленске группа живьем воспринималась адекватнее, чем в этакой вот записи. А если нет, то тем более не вижу смысла в ее тиражировании. Бутлегерам бой!

Екатерина БОРИСОВА
"FUZZ" 10'2003



"ПИКНИК. Трибьют"
(р) Мистерия Звука

История отечественного трибьютостроения напоминает эволюцию института брака. Сперва женятся по любви, хоть и не всегда удачно ("Странные Скачки"); потом по расчету или по указке родителей ("КИНОпробы" и обе подборки перепевок ГО); теперь же две шеренги брачующихся (артистов и песен) механически выстраиваются друг против друга и строем попарно отправляются в церковь. Не только о чувствах или пользе, но и о праве выбора речи нет. Судьба такой.

Именно таким подходом веет от трибьюта ПИКНИКУ: тотальное равнодушие исполнителей к материалу и отсутствие интересных идей. Большинство номеров - "лобовые" перепевки с минимумом изменений: отметилось - и с плеч долой. Впечатление принудительности акта усиливается и скудостью выбора: в альбом вошло несколько вариантов одних и тех же песен. Взяли то, что поближе лежит, что попроще сделать - без азарта, без желания копнуть глубже... Кто с ружьем-то над ними всеми стоял?

В общей серости (и это об артистах, которые сами по себе отчетливо индивидуальны - Кашин, ЧАЙФ, Арефьева!) робким лучиком светятся достаточно интеллигентные версии Ю-ПИТЕРА и НАСТИ. Обе группы выбрали нестандарт ("Сурги и Лурги" и "Нигредо" соответственно), а Полева - еще и песню, которая изначально не была "обычной пикниковской". Результат не потрясает, но и не разочаровывает.

Неважно показали себя и те, кто мог удивить. Вадим Самойлов - удачная аранжировка, вполне адекватная посылу песни "Я Невидим", но полный прокол по вокалу; и ТОРБА-НА-КРУЧЕ, от которой после "Философской Песни о Пуле" ждалось еще одного чуда - но вышел не "Иероглиф", а клякса. Но если эти варианты будят лишь досаду, то Юта, известная любительница измываться над чужими текстами, проследовавшая по ее стопам манерная ЗАМША и похабные ЛЕПРИКОНСЫ - непроходящее чувство гадливости. Притом что - парадокс! - ЗАПРЕЩЕННЫЕ БАРАБАНЩИКИ, ухитрившиеся превратить мистическую "Ночь" в бананово-лимонный ретро-шлягер, никакого внутреннего протеста не вызывают. Смешно и не пошло. Хотя тоже не шедевр.

Главная беда трибьюта - ушла магия, та атмосфера таинства, которая выделяла ПИКНИК из числа всех прочих отечественных групп. Любой коллектив, взявшийся воссоздать в рамках поставленной трибьют-задачи нечто похожее (даже полностью изменив всё прочее), уже был бы достоин похвалы. Попытались лишь двое - Самойлов и еще ВИА ГАГАРИН; но последних снесло в сторону GREGORIAN и к месту назначения, увы, не вынесло. В таком контексте совершенно инфернально звучат DEADУШКИ с оригинальным вокалом Шклярского - ясное напоминание о том, как оно вообще-то должно быть... Всерьез задумаешься: а не стоило ли отдать дело на откуп разным готам, индустриальщикам и дум-металлерам? Они наверняка не допустили бы еще одного прокола - по драйву, которого здесь практически ни у кого днем с огнем не сыщешь. Исключений, опять же, два: Василий К. & THE KURTENS - "Мы Как Трепетные Птицы", сделанная как раз по любви, задолго до проекта; и финальная, на редкость стервозная "Шарманка" Юлии Теуниковой с ГОРОДОМ МАКОНДО; оба коллектива записали не только драйвовые, но и в меру ироничные версии, что сближает их с подлинником значительно больше, чем унылых копиистов.

В общем, из каверов на яркие и изначально хитовые вещи ПИКНИКА настрогался средненький поп-роковый сборничек, несколько утомительный для прослушивания - как и любая обязаловка. Кто там нынче в очередных кандидатах на трибьют? АКВАРИУМ? Ну, счастья ему и здоровья...

Екатерина БОРИСОВА, Людмила РЕБРИНА
"FUZZ" 2'2004



ПИКНИК + В. Самойлов - "Тень Вампира"
(с) Grand Records, 2004

Надежды юношей питают, и каждый юнош - как питон... Без литературных и кинематографических цитат не обойтись, ведь вампиризм описывается и исследуется всеми жанрами искусства чуть ли не со времен их возникновения. Хотя ироничность подхода появилась сравнительно недавно и далеко не у всех. В фильме с тождественным диску названием ее, например, почти нет - там всё зловеще подлинно, отвратительно трагично, натуралистически страшно. И, кстати, никакой мистики. Зато уж от ПИКНИКА, да еще в сочетании с Самойловым, да еще памятуя "Ночь" или "Влюбленного Вампира", чего было и ждать, как не мистики, готики, тайны, магии? И еще безликие белобалахонные фигуры на фоне древней башни и грозового неба (обложка), бледные авторы в черных одеждах (яблоко диска)... Загадочно, странно, интересно... как и следовало надеяться.

А вот и зря. Следовало еще и помнить, что еще в "Говорит и Показывает" Шклярский стал подозрительно ироничен, оперируя средневековыми образами. И, окутывая нынешний цикл песен зябко-туманным саундом, делая его подчеркнуто меланхоличным, убирая из текстов и мелодий четкие рефрены, добавляя к своему суровому голосу рыдающие самойловские обертоны, он от намеченной линии все же не отступил. Пусть в песнях рыщут оборотни, упыри, вурдалаки, тени и прочие потусторонние особи, пусть неизменный женский образ стал совсем уж бесплотен, пусть отдельные звуки и гармонии приводят нас в Грецию и Трансильванию - это ничего не значит. Это всё игра, а точнее - фарс. На ум приходят то "легализованные" вампиры Анны Гамильтон, а то и "Theatre des Vampires" Нила Джордана/Энн Райс: "Вампиры, притворяющиеся людьми, притворяющимися вампирами... Как это современно!" И, разумеется, Хармс с его бытовой чернухой (благо, байки в мультимедийном приложении апеллируют к последнему без вариантов). Насмешка, нежелание принимать правила исследуемого мира нигде прямо не объявлены, но всплывают постоянно: тут словечко, здесь нотка; там прозрачные текстовые цитатки, сям музыкальные намеки; вот "Не Кончается Пытка" без следа подземелий Заппы, но зато с прямой отсылкой к "И Корабль Плывет" БИ-2, а вот "Граф Д." (Дракула, конечно), положенный на рифф из "Money" PINK FLOYD - только что звона монет не хватает... И самая большая фига спрятана в названии: если в реальной жизни вампиров как бы нет, а у вампиров литературных, выдуманных традиционно нет тени, то тень вампира - это нечто, не существующее вдвойне. И "Тень Вампира", выходит - альбом-мистификация, альбом, которого нет. Двойная обманка. Пирожок с ничем.

Конечно, настоящий маг может себе позволить развлечься среди трудов праведных - причем в рамках любого аспекта бытия. Но - жаль. Могло быть иначе, и не факт, что хуже.

Несчастный граф, топи себя в сметане.

P.S.: Что с того, что игра, говорите? Все-таки зря вы так. Вампиры - господа серьезные, шуток не понимают. А то и обидеться могут...

Екатерина БОРИСОВА
"FUZZ" 5'2004



"Королевство Кривых"
Эдмунд Шклярский представляет новый альбом группы ПИКНИК

Очередной альбом ПИКНИКА столь же сумрачен и мистичен, как и прежние работы группы. Неожиданна лишь тесная связь этой пластинки с кинематографом, очевидная в названии и раскрывающаяся в содержании.

Эдмунд Шклярский: Как и большинство наших альбомов, "Королевство Кривых" состоит из песен разных времен. Заглавная фраза появилась года три назад, и произошло от фильма "Королевство кривых зеркал" - только не от самого фильма, а от его названия: мне показалось, что если убрать из него одно слово, получается какой-то другой мир.

FUZZ Есть еще пословица: "В стране слепых и кривой - король".
Эдмунд: Да, я ее знаю, но как раз она не приходила на ум. И еще одно пересечение с кино: в мае должен выйти на "НТВ" сериал, который так и будет называться - "Королевство кривых". Песня написана не специально к нему, но так получилось, что оно подошла. Причем рабочее название у сериала было другое, но потом они решили, что раз песня подошла, то можно так назвать и сериал. Вчера мы озвучивали последние 3 серии - шумами и всяким прочим... А для альбома это название было как игла, на которую нанизывается все остальное, к нему подбирались те песни, которые могли подойти.
Альбом мы записывали летом, чего никогда прежде не делали. Всегда это происходило зимой или осенью, когда погода более сумрачная. Вещи, требующие концентрации, нежелательно делать летом, когда за окном солнце светит. Сидишь в помещении и видишь, что на улице-то лучше!.. А тут, поскольку к сериалу требовался материал в реальном виде, пришлось заставить себя в жаркие июньские дни посещать студию, записывать сначала барабаны, а потом... потом, раз барабаны уже записаны, дальше записывать барабаны (смеется). Никаких чудесных инструментов здесь нет. Много, как мне кажется, акустической гитары в том или ином виде и скрипичных партий. Набор достаточно привычный, нет ни ситар, ни труб. Это все в будущем.
В диске есть интересная интерактивная начинка: фильм об обрамлении, которое сопутствовало написанию альбома, а также групповой портрет всех тех людей, которые играли в ПИКНИКЕ или долго присутствовали в жизни группы. В том числе Андрей Бурлака, Михаил Садчиков, Андрей Тропилло и так далее. Всего около пятидесяти человек, и, нажимая на кнопку, можно с ними поподробнее познакомиться. Больше всего там барабанщиков оказалось, - человек восемь, если не больше.

У Шамана Три Руки
Достаточно бодрая и оптимистичная песня. Шаманы с нами присутствуют на концертах - ну, хотя бы в визуальном ряде, - и вообще жизнь шаманов всегда интересовала. И мне казалось, что при их путешествиях в нижние и верхние миры им не помешают какие-то дополнительные органы. В том числе третья рука. Конечно, не такая, как у Фантомаса... (смеется), хотя, может быть, и такая. И иногда, при каких-то неожиданных обстоятельствах, она шаману поможет в борьбе со злыми духами.

FUZZ А третий глаз?
Эдмунд: В песне глаза нарисованы на руках, и они должны предвидеть рассвет и прочие появляющиеся визуальные объекты.

И Летает Голова То Вверх, То Вниз
"Это вам не лезгинка, а твист". Цитата из фильма "Кавказская пленница", тот эпизод, где Моргунов затаптывает окурок. Вот в таком ключе песня. Лучше ее не пересказывать, потому что там начала и заключения нет, - только какие-то эмоциональные состояния.

Королевство Кривых
Мир человека, который бродит по знакомым с детства пейзажам и, вместо того, чтоб окончательно разочаровать, они становятся ему как-то ближе. Даже то, что несет негативный оттенок, с течением времени может казаться чем-то милым. Как зубная боль или простуда - иногда ведь человеку бывает приятно поболеть.

Себе Не Найдя Двойников
Это песня соматической направленности, скажем так. Одна из немногих песен о взаимоотношениях двух людей. Действие происходит в комнате... скорее, даже не действие, а его невозможность. И те искры, которые пробегают между этими статичными людьми, и составляют содержание песни.

Ветер Лилипутов
Самая новая из песен альбома, написана на слова дочки. По спецзаказу (смеется). Она же случайно войдет в фильм "Три пожара" режиссера Мухамедзянова. Там есть тема монгола, и когда этот монгол появляется, будет звучать инструментальная версия песни.

Бедный Робинзон Крузо
Самая древняя песня в альбоме, написанная еще во времена студенчества на стихи Маршака. Это его перевод народного стихотворения. Песня очень коротенькая, - некая вставка, чтобы можно было перевести дух и сделать глоток воздуха. У нас такие песни иногда присутствуют.

Из Коры Себе Подругу Выстругал
Песня о человеке-перекати-поле, который путешествует и, вроде, ничего ему не надо, но хочется с кем-то поделиться, пообщаться. И он себе выстругал персонажа из коры. Я еще вспоминаю фильм Феллини, где Казанова, когда ему все уже надоели, общается с неким деревянным предметом - куклой или не куклой...

FUZZ Еще есть фильм "Изгой", где герой Тома Хэнкса - современный Робинзон Крузо - разрисовал мяч и с ним разговаривал.
Эдмунд: Здесь, в песне, человек не заключен в замкнутое пространство, он, наоборот, может передвигаться по всему земному шару. Но, тем не менее, свое одиночество скрашивает предметом из коры.

Когда Призрачный Свет
Одна из тем, эксплуатируемых нами, - тема города. Город предстает живым существом и, как правило, недружелюбным. А ночью - еще более недружелюбным. И вот, ночь, и человеку слышатся слова: "Не задерживай взгляд, проходи, чужой". И он, собственно говоря, этим и занимается.

FUZZ Тема города более отчетлива в ранних альбомах ПИКНИКА, нежели в поздних...
Эдмунд: Последний раз фраза про город - "Город ждет меня и жжет" - была в альбоме "Говорит и Показывает". Вообще я стараюсь как-то себя ограничивать (смеется) - то есть хочется употребить слово "город", но я сдерживаюсь, чтоб оно не выделялось. Чтобы не было так: вот "вампирские песни", а вот "городские". Не такой важный предмет, чтоб выделять особой строкой.

Все Вокруг Боятся Радости Паяца
Это снова вставка, еще короче, чем "Робинзон Крузо". Некая интерлюдия. Опять на слова дочки.

И Все...
Тут я вспоминаю фильм Тарковского "Андрей Рублев", где Ролан Быков играет паяца, которому наконец-то отрезали язык, но его внутренняя сущность все равно заставляет вести себя именно так, а не иначе. Подобный персонаж может жить в другом месте и в другое время, но именно он интерпретирован в этой песне. Человек, который прет на рожон независимо ни от чего. Такой характер.

Aianostre
Заключительная музыка, вариации Баха. Слова никакого вразумительного смысла не несут, но когда они звучат, похожи на итальянский язык. Плавный переход к реальной жизни. Или наоборот. Выход из альбома. Можно переворачивать на следующую сторону - если бы она была. А ее нет. Мы ее, к счастью, не придумали.

Екатерина БОРИСОВА
Фото: Алекс ФЕДЕЧКО-МАЦКЕВИЧ

"FUZZ" 5'2005



Эдмунд Шклярский. Последние впечатления

FUZZ Последний просмотренный фильм?
Эдмунд Шклярский: От начала до конца? Такого давно не было. Последний реально просмотренный фильм - "Ночной дозор", потому что мы были приглашены на презентацию. Мы его видели даже дважды, первый раз еще не совсем смонтированным. И удивительно, что второй раз мне тоже было интересно его смотреть. Может быть, это субъективное мнение, поскольку были какие-то пересечения с авторами...

FUZZ А книгу вы читали?
Эдмунд: Читал и, кроме того, мы когда-то приглашали Лукьяненко на концерт. Вообще я не поклонник фэнтэзи в том или ином виде, и то, что обо мне в книге речь идет, тем более близко к сердцу не принимаю. Отношусь к этому как к вымыслу. Хотя все, что о нас пишут, я стараюсь собирать, и мы это храним. И даже если написано что-то негативное, через год это можно спокойно читать и воспринимать как приятную неожиданность.

FUZZ Последняя прочитанная книга?
Эдмунд: Сейчас перечитываю Гоголя, "Вечера на хуторе близ Диканьки". Как начинаю забывать, перечитываю, мне не надоедает. О. Генри могу так перечитывать, Зощенко и Гоголя.

FUZZ Последний прослушанный диск?
Эдмунд: "Christmas Album" JETHRO TULL. И другие их альбомы переслушивал. Дело в том, что мне довелось недавно брать телефонное интервью у Яна Андерсона для журнала "Rockmusic.ru"... Конечно, у них там своих журналистов хватает, но для меня Андерсон - не просто литературный объект, а человек, который присутствовал музыкальным фоном с 1969 года. И, зная наше пристрастие к JETHRO TULL, журнал сделал предложение, которое мною с удовольствием было принято, и я с замиранием сердца пытался что-то такое у него спрашивать. И он на все вопросы реагирует совершенно спокойно и даже, говорят, сейчас любит критические статьи. А в молодости негодовал и чуть ли не пытался распустить группу.

FUZZ Последний концерт, который вы посетили как зритель?
Эдмунд: В прошлом году ходил на концерт Блэкмора. Блэкомора с женой. Не то что я большой поклонник того, что он делает в последнее время, - для меня это был просто выход в свет. Я не ожидал никаких откровений, так что ничего неожиданного и не было. Нормальный концерт. Сходил, посмотрел и ушел.

FUZZ Последняя гастрольная поездка?
Эдмунд: На Дальний Восток. Раз в год мы туда ездим - Хабаровск, Владивосток, Благовещенск... И снова до Камчатки не добрались. В прошлом году погода была нелетная, а в этот раз там концерты и не планировались.

FUZZ Где планируете отдыхать этим летом?
Эдмунд: Специального понятия "отдых" у нас нет, мы стараемся его минимизировать. Когда ничем не занят, это очень тягостно. А если отдых совмещается с каким-то музыкальным действом - тогда ничего, нормально. В прошлом году мы ездили в мае играть в Германию, и заодно арендовали автомобиль и поехали в Италию. А в этом году нас приглашают в Израиль и мы опять будем совмещать путешествие с концертами. Музыкальный туризм такой.

Фото: Алекс ФЕДЕЧКО-МАЦКЕВИЧ
[size=9]"FUZZ" 5'2005



ПИКНИК - "Мракобесие и Джаз"
(с) Grand Records, 2007

Провальных альбомов ПИКНИК не записывал никогда. Но если разметить шкалу от "просто хороших" до "блестящих", то "Мракобесие и Джаз" точно окажется в верхнем регистре. При этом он подозрительно лишен и эпического размаха, и утонченной таинственности. Таких четких, собранных и "прямых" альбомов группа не делала со времен, пожалуй, "Харакири". Привычная широта культурного поля, обязательная для понимания всех ассоциаций и ссылок, никуда не делась - без этого Шклярский не Шклярский, - но на сей раз загадок минимум. И как-то слишком соблазнительна идея сложить воедино Заратустру, Захер-Мазоха, разбойников, "Apocalypse now" и откровенные русизмы в аранжировках - и получить картину нового жестокого средневековья на дворе совершенно конкретной страны. Здесь и сейчас. Мракобесие и джаз. Разве нет?

От лобовых решений спасает, как всегда, ирония, имманентно присущая этому автору и этой группе. Да, шуточки тут получились совсем уж мрачные, но это тем более не повод записывать ПИКНИК в число как представителей "социального рока", так и правдолюбцев-русофилов. Все не так просто, как кажется. Не так однозначно. Не случайно ведь падший ангел уподобляется карточному шулеру, а соответствующая композиция являет собой чистую кавер-версию (по музыке) старинной шахтерской песни "Sixteen Tons". Внизу не всегда ад, наверху не обязательно рай. И личной свободы тоже никто еще не отменял. Так что выбор пути - как, впрочем, и способов толкования услышанного - по-прежнему остается за вами.

Екатерина БОРИСОВА
"FUZZ" 7'2007



<< Предыдущая часть

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 21 августа 2006, 15:52
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (3) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииПИКНИК - "Египтянин"Старый Пионэр06.04.2001
РецензииПИКНИК - "Чужой"Старый Пионэр17.05.2002
РецензииВместо нескольких рецензий... (ПИКНИК, ЭЛИЗИУМ, ПСИХЕЯ, КИРПИЧИ, ПИЛОТ и др.)Старый Пионэр29.04.2003
РецензииПИКНИК + В. Самойлов - "Тень Вампира"Naftalin23.04.2004
РецензииПИКНИК - "Королевство Кривых"Jolly24.01.2006
РецензииПИКНИК - "Мракобесие и Джаз"Старый Пионэр24.05.2007
РецензииПИКНИК - "Театр Абсурда"Юлия Боровинская23.04.2010
РецензииПИКНИК - "Три Судьбы"Юлия Боровинская10.10.2011
РецензииПИКНИК - "Три Судьбы"Сергей Райтер25.10.2011
РецензииПИКНИК - "Певец Декаданса"Юлия Боровинская05.10.2012
РецензииПИКНИК - "Большая Игра"Юлия Боровинская26.01.2016
СтатьиНа празднике сердца и души (ПИКНИК в ОКЦ, Брест, 12.12.2014)Геннадий Шостак22.12.2014
АрхивПИКНИК, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр05.04.2006
ФорумУмер Сергей Воронин - клавишник группы "ПИКНИК".Алексий08.12.2006

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.035