ПИКНИК - "Певец Декаданса"


(с) ПИКНИК, 2012
(p) Мистерия Звука, 2012


Собственный яркий и узнаваемый стиль - это прекрасно. Группа, у которой нет своего характерного стиля, не просто лишена всех шансов на успех - не слишком понятно даже, чего ради она вообще существует. А культурная эпоха, не создавшая собственного стиля (или созвездия стилей), не заслуживает ни отдельного наименования, ни того, чтобы вообще зваться эпохой.

Я люблю ПИКНИК - это группа, которую не перепутаешь ни с какой другой, причем не только благодаря суховато-механическому, почти нечеловеческому голосу Эдмунда Шклярского; она узнаётся с первых аккордов, с чёткого и холодного ритма, из которого, как здание из рёбер жёсткости, вырастает завораживающий готический собор музыки, с первых строк, графически-лаконичных, ни одного лишнего определения - sapienti sat, понимающему достаточно.

Я люблю эпоху декаданса - это текучее серебро речи, упоение звуком, бесконечно раскрывающиеся розы смыслов, романтическая обречённость - всё о любви, всё о смерти, сверкающие, переливающиеся эпитеты, цветение на грани увядания, пугливо содрогающееся от железного лязганья наступающего века.

Как совместить столь разные стили? И может ли ПИКНИК, как это заявлено в названии нового альбома, стать певцом декаданса? Увы, после прослушивания нового диска мой ответ вполне однозначен: не может. Никак.

Перед нами новый ПИКНИК - и только ПИКНИК. "Декаданс" здесь - всего лишь слово, красиво звучащее, но не наполненное никакими смыслами.

Говоришь: "Ничего не случится",
Если буду немного груб,
Говоришь, и смола сочится
В уголках потемневших губ,


- это декаданс?! Да помилуйте, это на декаданс похоже не больше, чем Буратино (смола!) на Пьеро, чем подвывание в рефрене - на изящную картавость Вертинского. Ну, хоть бы попытку сделал Шклярский воспроизвести даже не те нервные переходы от мягкой напевности к восклицанию и стону, звучавшие сто лет назад, но, на худой конец, изящный и лаконичный звук их антипода - полифона, извлекавшего музыку из перфорированного металлического диска. Но нет, написано: "ПИКНИК" - получите ПИКНИК, а как уж там альбом называется, неважно. Будь то "Железные Мантры", будь то "Певец Декаданса" - музыка всё та же.

И я не скажу, что это плохой ПИКНИК - временами он просто превосходен.

Как случилось, что мир остыл,
Мир теней и дорог пустых?
Жаль, не светит в пути звезда.
Нарисована, что ли? Да


- это по-настоящему пронзительно... вот только в эпоху декаданса о том же самом сказали бы совсем, совсем иначе. И прекрасные джазовые вокальные вариации Натальи Корж (доселе засветившейся только в качестве исполнительницы пары песен в малоизвестных кинофильмах) на коде не спасают - не те времена, не тот дух, не тот стиль.

Нарисованные звёзды... Весь альбом - как попытка сыграть в чужих декорациях без веры в предлагаемые обстоятельства, и если герой подлинного декаданса истекал клюквенным соком под смех зрителей, но гибнул всерьёз, то герой альбома холодно выжимает этот самый клюквенный сок из мешочка, спрятанного на груди, и даже изобразить агонию не пытается - ладно, публика съест!

Вот уж, казалось бы, на что декадансная тема - "Клоун Беспощадный"! Какое бурление страстей вокруг неё было (и как тут, кстати, не вспомнить АГАТУ КРИСТИ, которые в своё время очень стильно воспроизвели её в "Viva, Kalman!"), а песня никакая.

Ну, кривляется, ну, скачет
Дерзкий клоун на ковре


- и ничего, пустота, да и какое нам вообще дело до возомнившего о себе паяца, если, похоже, нет до него дела и самому автору?

Стиль искажается, комкается, вместо звёздного неба - картон и фольга, и вот уже невесть откуда залетает словечко "пижон", не вписывающееся решительно никуда - ни в декаданс, ни в ПИКНИК, а потом появляется и "гильотины сеченье" - интересно, поперечное, продольное или вовсе кесарево? Ах, имеется в виду просто лезвие? Но, господа, в эпоху декаданса к словам относились куда трепетнее; а впрочем, "Гильотины Сеченье, Верёвки Петля" - это совершенно иная эпоха, танцы весёлых нищих, их грубоватая лексика...

Может быть, по внутреннему соответствию ближе всего к заявленной теме альбома многозначная и ироничная "Инкогнито" - идеальная паранойя, тени, метельное кружение; ёрничает ядовитый голос:

Ничего не говори, не подходи на выстрел,
Не смотри по сторонам, они и так уже близко...


Кстати, написал эту песню Станислав Шклярский - сын лидера ПИКНИКА. Если так и дальше дело пойдёт, первая настоящая рок-династия на русской сцене нам обеспечена!

Но в целом, увы, Звезда Декаданса, как сказано в ещё одной песне, действительно плывёт в далёком - слишком далёком - небе. И нужно ли было вообще обращать к ней взгляд? В конце концов, мало ли других, красивых и звучных слов, из которых можно вынуть смысл и вновь набить их каким угодно содержимым, словно таксидермист - чучело? Вот, к примеру, "плеоназм" или "ремиссия". А главное, от альбома с таким названием никто ничего особенного ждать не будет!

Автор: Юлия Боровинская
опубликовано 05 октября 2012, 12:22
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииПИКНИК - "Египтянин"Старый Пионэр06.04.2001
РецензииПИКНИК - "Чужой"Старый Пионэр17.05.2002
РецензииВместо нескольких рецензий... (ПИКНИК, ЭЛИЗИУМ, ПСИХЕЯ, КИРПИЧИ, ПИЛОТ и др.)Старый Пионэр29.04.2003
РецензииПИКНИК + В. Самойлов - "Тень Вампира"Naftalin23.04.2004
РецензииПИКНИК - "Королевство Кривых"Jolly24.01.2006
РецензииПИКНИК - "Мракобесие и Джаз"Старый Пионэр24.05.2007
РецензииПИКНИК - "Театр Абсурда"Юлия Боровинская23.04.2010
РецензииПИКНИК - "Три Судьбы"Юлия Боровинская10.10.2011
РецензииПИКНИК - "Три Судьбы"Сергей Райтер25.10.2011
РецензииПИКНИК - "Большая Игра"Юлия Боровинская26.01.2016
СтатьиНа празднике сердца и души (ПИКНИК в ОКЦ, Брест, 12.12.2014)Геннадий Шостак22.12.2014
АрхивПИКНИК, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр05.04.2006
АрхивПИКНИК, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр21.08.2006
ФорумУмер Сергей Воронин - клавишник группы "ПИКНИК".Алексий08.12.2006

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005