Фестиваль "Рок-Панорама-87", часть 1 (разные издания)


Все поперек
Послесловие к фестивалю "Рок-Панорама-87"

"Мы любим блюз, мы любим рок, мы любим все, что поперек", - поет Сергей Попов из группы АЛИБИ. Спору нет: рок ершист, все подвергает сомнению и является "противоречивым по определению", как верно заметил в недавнем интервью Б. Гребенщиков. За это многие сей жанр не любят и даже побаиваются. В прошлые времена эта нелюбовь находила простой конкретный выход: рок не признавали, а исполнители значились в "неофициальной самодеятельности". Теперь, понятно, так нельзя: запреты и культурное администрирование в духе Угрюм-Бурчеева не в чести. Однако хочется...

Наглядным примером такого "кисло-сладкого" подхода к року стал недавно прошедший в Москве фестиваль "Рок-Панорама-87". Об истории его проведения можно сложить печальный эпос. Год назад начал работать оргкомитет в составе А. Макаревича, А. Градского, С. Намина, А. Ситковецкого и других известных музыкантов, активистов московского рок-клуба. Была проведена огромная работа, но в апреле, недели за две до предполагаемого открытия фестиваля, поступило распоряжение: "Никакой Рок-Панорамы!". Оказалось, малосведущие в науке бюрократии музыканты не все бумаги оформили. И всё началось сначала - на этот раз с товарищами из горкома ВЛКСМ. Сроки, место проведения, участники - всё было определено, однако беспокойства продолжались до последнего дня. Поступила команда из Министерства культуры против участия иногородних групп. Поскольку это подрывало весь замысел фестиваля, организаторы решили: тогда не будет вообще ничего. Комсомол нашел в себе смелость отстоять позиции, но сильнейший в стране ленинградский рок-клуб в результате этих неурядиц оказался за бортом фестиваля. Очень жаль. Затем ещё одно интересное распоряжение: не давать рекламы "Рок-Панорамы" - ни на уличных афишах, ни в прессе. Удивительно: огромный Дворец спорта, сотни аккредитованных представителей средств массовой информации - и вето на рекламу! Уж если кто-то всерьез полагает, что рок-фестиваль - явление настолько опасное, что нельзя оповещать о нем широкую публику, то зачем было его проводить вообще? Иначе как лицемерной такую позицию чиновников не назовешь.

И все же "Рок-Панорама-87" состоялась. Сценография (А. Исаенко), звук и свет (О. Меликпашаев и В. Векштейн) были на высоком уровне. В зале, правда, творилось нечто странное. Огромное количество оперотрядовцев перекрыло все входы, проходы и выходы: билеты и аккредитации проверяются на каждом шагу; пройти за кулисы поговорить с музыкантами - нельзя (представителям прессы!), подойти ближе к сцене - нельзя, сделать фотографию с удобной точки - нельзя! Обстановка напоминала космодром накануне пуска, но никак не культурное мероприятие. В конце концов, удалось разобраться в сложной географии "запретных зон" Дворца спорта, непонятным осталось только одно: зачем все это? Кого боялись? Чего хотели не допустить? Танцев? Это глупо. Драк? Это маловероятно, если сами дружинники не спровоцируют.

Итак, устроимся в ложе прессы - на боковой трибуне, метрах в ста от сцены - и посмотрим на рок-панораму. Около 50 групп - по количеству участников это крупнейший фестиваль за всю историю советской рок-музыки. По качеству... Это сложнее. "Рок-Панорама" обернулась драматическим парадоксом: фестиваль, задуманный и организованный профессиональными музыкантами, наглядно показал, насколько они сами "устарели". Пожалуй, ни один наш рок-форум ещё не демонстрировал с такой наглядностью преимущество рок-групп нового поколения перед филармоническими ансамблями. ЭВМ, ЗОДЧИЕ, ЛОТОС, РОНДО, МЕТАЛЛАККОРД, ГАЛАКТИКА, ТАЙМ-АУТ, РАУНД, АТТРАКЦИОН... Одни за другим выходили эти коллективы на сцену и покидали её, не оставив о себе воспоминаний. Нельзя сказать, что все эти группы одинаковы: одни играют "хэви-метал", другие - "новую волну", третьи - некий "ресторанный рок"... В чем все эти исполнители были едины, так это в своей творческой убогости: штампы, штампы, штампы. "Проходные" тексты, привычные позы, сто раз обыгранные гармонии, добротное, но далекое от вдохновения исполнительство...

Когда-то они смеялись над ВИА - а к чему теперь пришли сами? АРИЯ, КРУИЗ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ выступили более мощно, но не менее "предсказуемо". Их "металл" дает гарантированную эмоциональную встряску, но вот пищи для размышлений и более возвышенных чувств - никакой...

В чем же причина такой бессодержательности "творчества" этих "конвейерных" групп? Ответ известен, к сожалению, давно. Это мелочная опека худсоветов филармоний, концертных организаций, срезающих все острые углы, ростки оригинальности и попытки нешаблонного мышления. Так неужели наш рок так фатально "отяжелел" и отупел - эстетически и интеллектуально?

К счастью, нет. Доказательством тому служат программы некоторых групп. АЛИБИ и НАУТИЛУС-ПОМПИЛИУС вызвали бурную реакцию зала. Не прибегая к дешёвому "заводу", они просто пели умные и честные песни о нашей реальности, наших проблемах. А как же иначе? Ведь настоящий рок всегда был глубинно социален, всегда задавал вопросы и жил тревогой сегодняшнего дня. Удивительно, что у нас так мало групп, стоящих на позициях активной гражданственности, занимающихся злободневной "рок-публицистикой".

Нельзя не сказать о БРИГАДЕ С, которая, используя элементы шоу, тем не менее говорит о вещах умных, актуальных. Без всякой дидактики и назидательности. Кстати, многие группы, принадлежащие московской рок-лаборатории, больше расположены к выступлениям в небольших залах, где можно общаться со зрителями глаза в глаза. Здесь же на гигантской сцене в гигантском зале они просто потерялись.

Очень остро в последнее время стоит вопрос о музыкальной самобытности, поиске новых выразительных средств и оригинального звучания советского рока. Ориентация сугубо на "мировые стандарты" и довольно скучна, и вряд ли достойна страны с такими богатыми музыкальными традициями, как наша. Нельзя сказать, что музыканты, "копающие" в этом направлении, были широко представлены на "Рок-Панораме", однако выступление литовского АНТИСА, НЮАНСА и ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА из московской рок-лаборатории прозвучали свежо и нешаблонно. Главным событием фестиваля стало выступление ленинградского ансамбля АВИА, воссоздающего в своем представлении элементы театра "Синей блузы" и буффонады футуристов. Традиции революционного искусства двадцатых годов тонко увязаны с ироничной эстетикой современной "новой волны", и синтез этих двух начал дает поразительный результат. Да, вот это советский рок, который ни с чем не спутаешь. На долю АВИА выпал самый большой успех фестиваля при том, что у группы нет ни одного "фирменного" инструмента: самодельные электронные барабаны, чехословацкая электрогитара, советский электроорган "Электроника"... Вспоминаются горы дорогостоящей валютной аппаратуры у многих других ансамблей - участников фестиваля, и их жалобы на то, что "не хватает". Понятно, что творческую фантазию не подменишь никакими японскими "умными машинами".

Бесспорно, и А. Градский, А. Барыкин - это артисты известные, со своим сложившимся достаточно оригинальным стилем. Однако что поражает всегда во время их выступлений на подобных форумах - высокая требовательность к себе, своему творчеству. Чего, кстати, не было у многих артистов.

Свой обзор первой "Рок-Панорамы-86" мы назвали "В ожидании открытий". Еще тогда, полтора года назад, заключительные строки этого обзора были таковы: "Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что наша современная музыка полностью овладела тем арсеналом музыкальных средств, который употребляется в мире. Главная задача теперь - что сказать, как ярче, полнее использовать это".

Все остается актуальным до сих пор.

Ю. ФИЛИНОВ, Н. ВИККЕРС
Фото Ф. ЮРЬЕВА

"Комсомольская Правда" 26.12.1987



Послесловие для Нашего НеФормата от группы АЛИБИ

В целом всё верно и совпадает с тем, что видели и ощущали мы. Очень приятно, что заголовком статьи послужила цитата из нашей песни. Действительно, "профи" выглядели очень бледно, а вчерашняя самодеятельность (мы только-только прошли тарификацию) задавала тон и ставила зал на уши. Не очень понятно, почему выступление АВИА названо самым успешным. Оно было хорошим, но, например, НАУТИЛУС играл и принимался на порядок круче. Может быть, дело в том, что под псевдонимом "Н. Виккерс" скрывается известный любитель авангарда А. Троицкий.

Организационно всем рулили А. Градский (музыканты, реклама, пресса) и О. Мелик-Пашаев (техника, порядок). Мы им не завидовали, проблем у них было по горло, но они сдюжили - спасибо им за это грандиозное мероприятие, ведь "Рок-Панорама-87" так и осталась самым крупным и престижным рок-фестивалем советских времен.

Главный приз фестиваля, который получило АЛИБИ - новейший советский синтезатор "Электроника" - мы через некоторое время продали: нам он с нашими гитарами был ни к чему...

Сергей ПОПОВ


Дискуссионный клуб

Жар и лёд

Жар - это атмосфера. А лед - это то, что было под коврами в партере. Но и атмосфера тоже.

Вообще на такие события как "Рок-Панорама-87", оперативней всего реагирует газета. Кратко и точно высказалась, например, "Комсомолка" (26.12.87, "Все поперек").

Сейчас, когда фестиваль этот уже позади, хочется, отталкиваясь от его событий, высказать несколько общих соображений.

В популярной музыке мы в 70-х годах, безусловно, потеряли темп. Это еще одно из следствий эпохи застоя - быть может, не самое главное, но достаточно характерное. Не смогли разглядеть, оценить и поддержать то новое и интересное, что появилось в молодежной рок-песне. В результате терялось ощущение преемственности, перекрывались "низовые" источники, питающие всю нашу эстраду в целом. Сколько сил ушло на запреты, ненужную борьбу с роком (как прежде с джазом, авторской песней и т. д.)!

Конечно, в борьбе бюрократов с профессиональными и самодеятельными рок-группами была и своя логика. Советский рок рубежа 70-80-х становится для них опасным по тематике. В его текстах стало меньше любовной лирики и много социальной критики. Молодежь с гитарами, усиленными звукоаппаратурой, все острее откликается на недомогания общества. При этом широко используются приемы притчи, иносказания, сатирического заострения, карикатуры, гротеска. Впрочем, многие песни звучали с лозунговой прямотой... Рок становится неким синонимом правды, неприкрашенности. Конечно, были и заносы, и перекосы, и обыкновенное ерничество. И все же в целом позиция большинства рокеров была граждански-активной, обеспокоенной, хотя обвиняли-то их как раз в противоположном - асоциальности, отсутствии гражданственности.

Все это привело к весьма специфической обстановке, когда были две эстрады - официально признанная и "подпольная", и два счета ценностей. Даже грамзаписи оказалось две - "Мелодия" издавала то, что было признано ценным и нужным, а в домашних студиях записывались так называемые "магнитофонные альбомы", запрещаемые и проклинаемые, но имевшие у молодежи огромный спрос. В этой тьме все кошки были серы: "подпольный" статус уравнивал талантливых музыкантов и графоманов, яркие индивидуальности и тех, кто, используя конъюнктуру, быстренько "переснимал", перепевал и пересказывал содержание фирменных дисков и видеокассет.

К счастью, ветры перемен решительно преобразили эту кафкианскую картину: действуют рок-клубы, проводятся фестивали, "Мелодия", показав, что хорошо работать может и хочет, начинает выпуск всего лучшего, что накопилось за последние год-три...

Период запретов кончился.

И тут-то оказалось, что молодежные ансамбли, равно как и их продукция, весьма неравноценны.

Покуда "неофициальную самодеятельность" всякими способами преследовали и песен этих побаивались, все было как бы на месте. Но вот наступило время гласности и то, о чем пели рок-группы, перестало быть стыдливой тайной. Мало того - негативные явления в нашей жизни оказались под обстрелом прессы, радио, телевидения. Критика, в том числе социальная, стала государственной политикой.

Это не значит, что критика теперь должна уйти из песенных текстов. Одним из ее всплесков, прозвучавших на фестивале с былой силой, стала композиция подмосковной группы АЛИБИ "Ответ На Письмо Трех Советских Писателей". Но в целом "Панорама-87" показала: в содержании, тематике песен должен наступить какой-то поворот. Изменилась окружающая жизнь, произошел заметный сдвиг в политике, морали, нашем общественном самосознании. А вот отражения этого в музыкальной публицистике еще не ощущаешь.

Итак - проблема первая: о чем говорить рок-группам. Я акцентирую это, потому что, хоть мы и произносим слово ["музыка"], рок-музыка (советская, в частности) - жанр текстовой, поэтический. На втором месте - театрализация, шоу, сценическая подача. Музыка на последнем. Вообще ощутим заметный спад мелодического начала - слишком много речитативного материала, монотонного топтания на двух-трех нотах (особенно в стиле "новая волна"). Мелодия как таковая вообще наивно воспринимается некоторыми рок-музыкантами как символ коммерции, заигрывания с аудиторией...

Коли так - то вот и вторая проблема: что же считать подлинным роком? Пока у нас этим словом обозначается все подряд, что очень запутывает как теорию, так и практику. (Ругая не нравящуюся эстраду, ее чаще всего именуют "роком".) Так что рок? Может быть, то, что имеет генетическую связь с "корнями" - ритм-энд-блюзом и ранним рок-н-роллом (на "Панораме-87" выступили два таких ретро-состава - РОК-АРХИВ и МИСТЕР-ТВИСТЕР)? А может, настоящий рок - это лишь лихой "металл"? Ведь тяжелый рок - это одно из ответвлений блюза. А тогда куда отнести Барыкина, Градского? Или инструментальные ансамбли типа выступивших на фестивале КВАДРО и дуэта Кезля - Моргунов?

Все согласны, что есть эстрада (ну - популярная музыка, "поп") и есть рок. Относиться к эстраде мало кто хочет, престижнее находиться на рок-территории. Но ведь сам рок - малая часть "большой" эстрады, легкой музыки. За рубежом такое различие проводят и никто не обижается. В 1979 году, в дни гастролей Элтона Джона в СССР, я спросил у его продюсера, считает ли он песни своего протеже роком и получил хладнокровный ответ: "Нет, это мидл-ов-зе-роуд" ("середина дороги" - малоизвестный у нас термин, как раз и означающий эстраду). Я бы предложил такой вариант: появляется, как некий первоначальный толчок, как желание высказаться, выразить свое "я", стремление, обладающее огромной энергией и взрывчатостью (это то первичное состояние, которое и составляет суть "роковости"), далее певец или группа часто теряют эту динамику, внутренний запал, проблемность, но сохраняют многие другие качества - умение создавать красивые, оригинальные мелодии, исполнительское мастерство и т. п., переходя в класс "популярной музыки" (эстрады). Процесс этот подчас трудно уловим, черта, разделяющая жанры, достаточно условна. БИТЛЗ 60-х годов - рок-группа. Песни Маккартни, Леннона и других музыкантов ливерпульской четверки ближе к середине 70-х годов и дальше - популярная музыка.

Следующая проблема: тяжелый рок. Это очень модное у подростков направление (дающее "гарантированную эмоциональную встряску", по словам авторов заметки в "Комсомольской Правде"). Каждая филармония стремится ныне обзавестись своим "металлическим" составом. Есть музыканты, истово верующие в этот стиль - во всяком случае, играющие его не первый год (на "Панораме-87" - группа Гуннара Грапса, КРУИЗ). Но большинство перешли, скорей даже перебежали в эту веру совсем недавно, на волне подростковой моды. Если рок - это вообще не музыка, а стиль жизни, некая философия - то как прикажете понимать подобную "перестройку"? Татьяна Кочергина (и ДВАДЦАТЫЙ ВЕК), Антонина Жмакова (и РАУНД), Анатолий Алешин (и СТАЙЕР)... Вчера еще благополучные, "нормальные" шансонье, сегодня захрипевшие, на стоне, на всхлипе кричащие о какой-то своей запредельной внутренней боли - это честно, это от сердца? Позвольте не поверить. Появилась даже парадоксальная мысль: а ведь "металл"-то - по сути своей стиль как раз вполне "эстрадный". Разве только в рок-маске...

Еще одно наблюдение. Пока мы в основном копируем, благо видеомагнитофон уже не редкость. "Металлисты" - "МОТОРХЕД или СЛЭЙЕР, нововолновики - ДЕПЕШ МОД или БЭД КОМПАНИ. Но это уже становится просто неинтересным. Это плагиат. Найдем мы, видимо, где-то совсем в другом месте. Может быть - в обращении к каким-то собственным, присущим только нам традициям. Во всяком случае, явно лучшими выглядели на "Панораме-87" те группы или солисты, которые говорили - конечно, без натуги, весело и роково - своим голосом: БРИГАДА С, НЮАНС, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, АВИА, Градский, недооцененный ЛОТОС, группа Гуннара Грапса. Они и стали "открытием фестиваля" подобно прошлогоднему БРАВО.

И последнее. По сравнению с залом Дома Туриста ("Панорама-86") Малая арена в Лужниках дала дополнительных четыре тысячи мест. Но было холодно (под коврами в партере был, повторяю, лед), неуютно, публика сидела в пальто и шапках, сцену было впору рассматривать в бинокль. Получился "стадионный" фестиваль, что для многих групп оказалось просто убийственным. Панорама более-менее получилась, а праздник - нет. Слишком много милиции и дружинников (боялись эксцессов?), прямо по ходу концертов шли поиски компетентного ведущего.

"Рок-Панорама-86" была оперативно отражена "Мелодией" - пластинки появились уже через три-четыре месяца. Надеюсь, оперативность эта сохранится. Только не надо "отражать" все подряд. Из пятидесяти ансамблей настоящий класс показали едва пятнадцать.

А. ПЕТРОВ


О вкусах не спорят?

"О вкусах не спорят", - гласит известное латинское изречение. Но спорить все-таки нужно. И возможно, даже не спорить, а пытаться совместно разобраться в них, терпеливо и вдумчиво.

Еще совсем недавно наши музыкальные вкусы формировались почти директивно, а многое из того, что было действительно дорого и созвучно душе, оставалось как бы на полулегальном положении. Но те же древние напоминают, что все течет и все изменяется. И, будем надеяться, изменяются, естественно, не только вкусы, но и отношение к их формированию. Опять же совсем недавно тон наших публикаций, теле- и радиопрограмм, посвященных проблемам современной музыки, стал иным. От категоричного отрицания всяких там ДИП ПЁРПЛ, РОЛЛИНГ СТОУНЗ и иже с ними перешли сначала на чисто информационную подачу, а потом уж начали появляться и серьезные критические материалы с элементами анализа. Хорошо это? Вне всякого сомнения. Давно пора!

На состоявшемся в декабре прошлого года совещании в ЦК партии член Политбюро, секретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев, в частности, сказал: "Почему непременно: или - или? ...Или рок, или частушки... Не или - или, а и - и. Нельзя жить на крайностях, шарахаясь из одного тупика в другой... Настоятельно нужны поиски и защита простого здравого смысла во всех делах". Говорят: "Привычка - вторая натура". Было время, когда у нас отрицалось подряд все "не наше" - ив том числе полезное, нужное, чему бы следовало поучиться, не просто бездумно заимствовать, а творчески переработать, осмыслить. Это было "славное" время ДОБРЫХ МОЛОДЦЕВ, "разноцветных гитар" и других исконно "наших" музыкальных коллективов - время ВИА. Но прошло немного лет, и теперь для большинства молодежных (и именно молодежных) коллективов важно найти себя, понять, кто они, для чего и зачем. Взгляд их вполне естественно обращается к западным образцам рок-музыки, хочется того или нет. Но привычка - вещь серьезная, да еще ставшая к тому же частью натуры. И вот пример. В октябрьском номере за прошлый год журнала "Молодая Гвардия" появилась статья А. Лысенкова и Ю. Сергеева "Коловерть беспамятства", живо напомнившая, что рок - это все-таки "музыка сытой буржуазии" и не по пути нам с ней (интересно, правда, какой путь авторы имели в виду). Наряду с КИСC и РОЛЛИНГ СТОУНЗ досталось и нашим - АКВАРИУМУ с АЛИСОЙ. Здесь не лишним будет напомнить, что порицать иную культуру (и, конечно же, музыку как ее важнейшую составляющую) только потому, что она не похожа на нашу и не влезает в какие-то рамки, мягко говоря, некрасиво. И еще одно. Позволю себе напомнить один из рассказов известного в 20-х годах советского сатирика и публициста А. Зорича "Общий знакомый", где герой, "современный", "правильный" и "все как нужно понимающий" гражданин, "...придя домой прямо после Бетховена, поставит сейчас же "Гоп со смыком"..." (была такая мещанская песенка). А его потомок - наш современник - вполне может наслаждаться дешевыми кабацкими шедеврами Токарева.

Но оставим все это на совести людей с укоренившимися привычками и продолжим наш разговор о том, чему учиться, у кого и как.

Граммофонная пластинка отпраздновала свой вековой юбилей. Невозможно переоценить всего того, что дала она людям в общении на самом неповторимом из всех языков - музыкальном. И даже появление магнитной записи, развитие и совершенствование не повлияло сколько-то на устойчивый спрос и интерес к пластинке. Для многих, посвятивших свою жизнь музыке, она стала мудрым советчиком, другом и наставником. Но вот всего тринадцать лет назад, в 1975 году родился новый опасный и серьезный конкурент: японская фирма "Сони" выпустила на мировой (и прежде всего американский) рынок модель домашнего кассетного видеомагнитофона "Бетамэкс". Это было начало видеобума. Сейчас у населения разных стран, включая и нашу страну, свыше тридцати одного миллиона видеомагнитофонов разных марок. Появилось множество видеопрограмм, ориентированных на рок-музыку. Назову некоторые из них: "Клип Конекшн", "Мюзик бокс", "Каунтдаун", "Рок тил дон", "Хэви-металл саунд". Содержимое их - в основном видеоклипы с участием известных или малоизвестных, но усиленно рекламируемых исполнителей. Видеоролики с названными программами появились и у нас, так сказать, частным порядком. Предпринимаются активные попытки создания своих клипов. Но, к сожалению, это не всегда удается. Вы спросите почему? Думается, что ответ может быть однозначным. За внешним блеском, нагромождением подчас отвлеченных символов скрывается исполнительское и сочинительское убожество. Что же делать? Учиться! И учиться, беря за образец лучшее, что предлагает жанр. Вот, к примеру, вполне удалась "Воля И Разум" группы АРИЯ, чего не скажешь о "Щите И Мече" МАСТЕРА.

Нельзя отрицать того, что, глядя на экран, сосредотачиваешься не только на самой музыке, но и на сюжете клипа или сценическом образе музыканта, его порой экстравагантной внешности, одежде, манерах. Поэтому музыка как таковая отодвигается на второй план нашего восприятия. А если она плохая? Ведь есть и такая, и ее немало. Тогда приходит в действие могучий арсенал современной видеотехники. В результате из самой заурядной (и по содержанию, и по исполнению) песенки получается нечто весомое и значимое. А вот послушайте-ка эту же песенку только на пластинке, и сразу все встанет на свои места. Я не противник ни видео, ни металла. Среди представителей этого направления есть достойные внимания исполнители. Но, мне кажется, именно здесь можно найти характерные примеры антиформирования музыкального вкуса. И пусть не обижаются поклонники "горячего цеха", если я скажу, что в последнее время довольно часто хэви-металл ассоциируется в общей палитре рок-музыки с однообразием сценических образов и внешних атрибутов (будь то демонизм или вандализм), музыкальных тем, ставших давно штампами.

Вот что, к примеру, представляет своим зрителям - поклонникам названного направления программа "Хэви-металл саунд". На тревожно мерцающем экране - один из "районов" подземного царства зла (или что-то вроде этого). Не менее тревожно рокочет бас-гитара. В клетке - обезумевшая толпа живописно задрапированных в лохмотьях красоток. А перед ними... Перед ними - американская группа МОТЛИ КРУ в не менее живописном обличье, убеждающая аудиторию в существовании "взгляда, который убивает" (название композиции). К сожалению, мы так и не узнаем, как это происходит, из самой песни: примитивный музыкальный фон отнюдь не способствует полету фантазии.

Многие наши начинающие коллективы, рано или поздно сталкивающиеся с проблемой поиска авторского и исполнительского лица, берут за основу внешние эффекты подобного рода. У публики создается ощущение новизны, оригинальности... Но проходит время, мода меняется, и всем становится очевидным, что кроме экстравагантности у группы ничего и не было. Коллектив, возможно, потенциально и неплохой, гибнет или же влачит то же бутафорское существование, как и избранная им на свою беду атрибутика.

Нет сомнения, что у нас рок-искусство по многим причинам слабее, чем за рубежом. И если чему-то учиться у западных рок-музыкантов, то профессионализму и мастерству. Форму нужно искать только свою, выражающую внутреннее содержание, творческие принципы, мировоззрение.

Будучи на гастролях в нашей стране, известный американский исполнитель Билли Джоуэл, выступая на ленинградском "Музыкальном ринге", сказал: "Музыку не обязательно видеть. Ее нужно слушать". Пожалуй, я соглашусь с его словами. И не потому, что люблю Джоуэла еще со времени его "Незнакомца" (одноименный альбом 1977 года) и что он авторитет в роке. Мне кажется, музыка должна свободно, без дополнительных внешних стимуляторов находить своего слушателя. Английский поэт Уильям Блейк писал: "Музыкант - это ухо человека". И чем лучше он, тем полнее раскрывается перед нами мир звуков, которыми полна жизнь. Язык музыки интернационален, понятен всем. Хорошо владеющему им исполнителю совсем не нужно прибегать к достижениям современной сценической или другой техники. К сожалению, многие забыли (а может быть, и не знали), что рок - это в первую очередь искренность, честность и, конечно же, мастерство. Приведу еще один, на мой взгляд, очень характерный пример. Погибший от наркотиков в возрасте двадцати семи лет гитарист-виртуоз Джимми Хендрикс (до сих пор не превзойденный никем) умел заставить разговаривать свою гитару на любом языке. И та боль, которую чувствовали его пальцы от игры на многочасовых концертах и ежедневных репетициях, сливалась с болью его сердца за гибнущих во Вьетнаме парней, выливалась в неповторимо страстное исполнение одной из последних композиций - "Автомат", ясную без всяких слов. Возможно, те, кто знаком с творчеством музыканта, спросят, как же с его выходками на сцене, сжиганием дорогих гитар, разбиванием усилителей и динамиков? Я судить не берусь. Все это было. Но был и профессионал, фантазер, для которого самым главным всегда оставалась музыка.

С. МУРАВЬЕВ, журналист


Рок-Панорама 87

Как метко заметил художник-постановщик фестиваля Анатолий Исаенко, суть происходящего весьма напоминала полет на допотопном самолете (в отличие от "Рок-Панорамы-86", скорее напоминавшей хоть и роскошный, но все-таки велосипед...). Столь резкий скачок произошел благодаря поистине титанической работе, проведенной самими музыкантами, продюсерами и поэтами рока, а также упорству и благим намерениям Оргкомитета фестиваля, созданного тремя московскими организациями: Горкомом ВЛКСМ, Главком культуры и МГСПС.

Отдавая должное официальным работникам, рискнувшим в трудное для рок-музыки время организовать столь серьезную акцию, не могу не заметить, что перестраховка с их стороны все же имела место.

Прежде всего - полное отсутствие рекламы, думается, намеренное, дабы не вызвать ажиотажа; причем даже непосредственно на Малой арене Лужников только на третий день появилось скромное объявление о том, что, дескать, идет фестиваль... По опыту своих выступлений знаю, что такие действия могут только отпугнуть зрителя (кстати, в первые дни так и произошло).

Что же было на самих концертах? Несмотря на городской статус, фестиваль явился событием всесоюзного значения, ибо формально из Москвы было не более четверти всех участников, а география остальных оказалась чрезвычайно широкой: Украина, Латвия, Эстония, Литва, Казахстан, Армения, Ленинград, Свердловск, Тамбов, Йошкар-Ола, Рязань, Калуга, Орджоникидзе, Горький, Грозный, Махачкала... Скажу откровенно, лично для меня музыкальных открытий не произошло. Думаю, в силу специфики моей деятельности. Все коллективы хорошо известны, репертуар был отобран Оргкомитетом, членом которого я был, так что удивиться было нечему, да и не эту цель все мы преследовали. Основной задачей фестиваля было сплочение музыкантов, поэтов и исполнителей рок-музыки, демонстрация достижений, уточнение проблем, но главное - общение. Кстати, последнее и не получилось в силу опять-таки излишней перестраховки по поводу возможных беспорядков. Сложнейшие системы контроля репертуара, организация охраны порядка, путаница с аккредитациями, каждая из которых (а они были аж разных цветов!) давала право прохода сквозь определенную дверь, а через другую дверь - нет, наконец, непонятная изоляция прессы от участников - все эти сложности в конечном счете испортили атмосферу праздника, и "Рок-Панорама-87" стала фестивалем деловым, будничным, похожим на отчетное собрание. Что ж, пусть так, зато, по общему мнению, ничего подобного - ни по свету, ни по звуку, ни по сценографии - в нашей стране не было.

Беру на себя смелость утверждать, что хотя бы этот факт перечеркивает все указанные недостатки и превращает фестиваль в уникальное событие международного значения.

Подтверждением моих слов может быть присутствие на каждом дне многих зарубежных специалистов жанра, телерепортеров ведущих компаний, аккредитация более чем четырехсот журналистов, советских и иностранных, подробное освещение работы "Рок-Панорамы" в прессе (к сожалению, чаще в зарубежной), реакция на качество света и звука, которую трудно скрыть даже при наличии негативного отношения к недостаткам фестиваля.

К сожалению, еще один грустный факт; билеты (в который раз) распределялись по организациям и ведомствам - отсюда прохладное отношение части публики к происходящему, в то время как другая часть громогласно, и порой бестактно по отношению к участникам требовала "металла", не понимая, что это встреча друзей, а не концерт "хэви" с "какими-то там вместе".

Грешно, конечно, высказывать претензии к аудитории, но, кажется мне, большая часть московской публики Дворцов спорта в силу разных причин полностью дезориентирована и не понимает, что рок-музыка невероятно разнообразное явление, в котором есть место и социально-философским стихам, проповедям-призывам, коммерческой (в хорошем смысле) лирике, музыкальному мастерству, просто песне под гитару и многому другому.

Дешевая попытка некоторых музыкантов приписать себе и своему направлению в роке истинность, стремление обвинить всех других в соглашательстве, сколотив вокруг себя компанию "фанов", смотрящих в рот своему кумиру, вызывает у меня просто смех, а то и раздражение, ибо людям давно поющим и давно работающим известны мотивы подобных действий. Прежде всего, неуверенность в том, что тебя примет публика таким, каким ты сам хочешь быть, - отсюда и спекуляция на своей "непонятности" и элитарности, отсюда желание шокировать аудиторию или, как случилось на одном из концертов "Панорамы", в случае неприятия ансамбля из принципа "достоять" на сцене и "додавить" зрителя, заставив его вежливо похлопать...

Я не хотел бы казаться диалектичным, но сами события каждого дня "Рок-Панорамы" подвигают к диалектике. Самодеятельные группы, все без исключения, выглядели интереснее в театральном, идейном и творческом отношении, но при этом чрезвычайно слабыми в музыкальной сфере. Профессионалы - наоборот: прекрасно пели и играли, зато были довольно скучны. Вот бы позаимствовать всем друг у друга то, чего каждому не хватает. Впрочем, для этого и "Рок-Панорама".

Событиями фестиваля явились выступления свердловского НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ленинградской АВИА и московской группы АЛИБИ, которые покорили аудиторию своей непосредственностью и искренностью стихов, остротой социальной атаки и настоящей театральностью.

По общему мнению, удачным был день московской Рок-лаборатории (к сожалению, без ЗВУКОВ МУ); подтвердили свой класс солисты А. Барыкин, А. Алешин, А. Малинин, на высоте были группы АРИЯ, КРУИЗ, БРАВО и ЧЕРНЫЙ КОФЕ.

В течение двух-трех месяцев предполагается выпустить на фирме "Мелодия" пластинку "Рок-Панорама-87", смонтировать видеофильм о фестивале (съемка велась шестью телекамерами), организовать продажу изделий с рекламой фестиваля, фотопродукции, снять видеоклипы с участием лидеров "Панорамы", переведя при этом все полученные средства на текущий счет Детского фонда. Наконец, учтя все недостатки организации, приступить к подготовке "Рок-Панорамы-88", намеченной на середину сентября будущего года.

В добрый путь...

А. ГРАДСКИЙ
"Мелодия" №2'1988



Следующая часть >>

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 15 мая 2007, 11:49
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (8) | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.016