ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, часть 1 (разные издания)


ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ

Группа создана в 1985 г. слиянием двух коллективов - ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ (руководитель Петр Плавинский) и 27-Й КИЛОМЕТР (Роман Суслов). Помимо Плавинского и Суслова в нее вошли: Дмитрий Шумилов (вокал), Михаил Верещагин (бас-гитара), Михаил Митин (ударные). Все, кроме Митина, когда-то учились в МИФИ. Позже пришел саксофонист Владимир Давыдов.

Название группы в чем-то выражает творческие принципы музыкантов. Отказ - это неприятие проторенных дорог в музыкальном искусстве. Вежливость - культура творчества, непредвзятость.

В феврале-марте 1986 г. записан первый магнитоальбом "Опера". По окончании записи Плавинский уходит из коллектива, руководителем группы становится Суслов, и именно его композиции придают ВЕЖЛИВОМУ ОТКАЗУ острую индивидуальность. Музыкальный язык усложняется, он не поддается ни стилевому, ни жанровому определению. В арсенале ОТКАЗА - весь спектр музыкальных интонаций: джаз, рэггей, фолк, авангард, академизм... В прошлом году записан второй магнитоальбом - "Пыль На Ботинках". Он одобрен худсоветом фирмы "Мелодия" - значит, появится в музыкальных магазинах.

"Парус" №11'1988


ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ

Неожиданностью, которую в подобных случаях справедливо называют приятной, оказалось для меня, да и для очень многих меломанов, наверное, известие о том, что группа Московской рок-лаборатории под странным и изящным названием ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ записывает свой первый диск на фирме "Мелодия". Кого-то позабавит подобный восторг по вполне, как может показаться, обычному делу. Для того группы и существуют, чтобы выпускать пластинки. Все, конечно, правильно, но...

Во-первых, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ незаслуженно долго оставался в тени. На радио его песен не услышишь, на телевидении видеоклипов группы тоже не снимали. В прессе хороших материалов о коллективе Романа Суслова днем с огнем не найдешь, даже "Звуковая Дорожка" газеты "Московский комсомолец" не нашла места для обстоятельного рассказа об этой команде. Конечно, вкусы у всех разные, но стоит все-таки с большим вниманием относиться к серьезным явлениям.

Во-вторых, так уж сложилось, что "Мелодия" сделала упор на издание альбомов любительских групп Ленинградского рок-клуба. Вероятно, ленинградцы более активны в работе с фирмой.

Сыграла тут роль и популярность клуба, и наличие готовых фонограмм. Хотя готовых записей, равно как популярности, и у многих столичных групп хватает. Например, у ЦЕНТРА Василия Шумова уже записано тринадцать магнитоальбомов, большая пластинка издана во Франции. А на "Мелодии" пока только выпущен единственный миньон. Можно было бы приводить еще какие-то доводы, но лучше побольше уделить внимания самой группе, ведь о ней до сих пор ходят неверные слухи, часто искажаются биографии ее участников. За примерами ходить далеко не надо. Возьмем наиболее серьезную статью о ВЕЖЛИВОМ ОТКАЗЕ из довольно известного московского рукописного журнала "Урлайт". Автор этой статьи почему-то сделал одного из членов группы Дмитрия Шумилова студентом Гнесинского училища по классу фортепиано. Сам Шумилов, узнав об этом впервые из "Урлайта", сильно удивился.

Как все начиналось...

Очень хотелось обойтись без пересказа творческой биографии ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА. Но, увы, кроме нескольких разрозненных и уже устаревших публикаций, о команде Романа Суслова ничего нет. Появился ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ примерно четыре года назад. К двум бывшим участникам группы новой волны 27-Й КИЛОМЕТР Роману Суслову (гитара, вокал) и Михаилу Верещагину (бас-гитара) присоединились клавишник Петр Плавинский и Дмитрий Шумилов, взявший в то время на себя роль свободного вокалиста. Позже в новоиспеченную группу влился Михаил Митин (ударные). Вот здесь, наверное, уместно сказать, что Шумилов и Митин имеют за плечами джазовую школу ДК "Москворечье".

Дебютное выступление музыкантов прошло на сцене ДК имени Курчатова. Кстати, там ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ базируется и до сегодняшнего дня. Первые концерты давались нелегко, особенно подводила аппаратура. Положение усугублялось тем, что группа по сути своей ориентировалась на сложную по исполнению музыку. И до сих пор проблемы качественного звучания волнуют музыкантов этого коллектива, как, впрочем, и многих других наших рок-групп.

Первые шаги в звукозаписи

Вероятнее всего, что именно концертные неурядицы подстегнули музыкантов к скорейшей записи своих композиций. И вот в начале 1986 года они выпускают в свет первую фонограмму под названием "Опера". Теперь уж московские меломаны, да и не только, наверно, московские смогли в полной мере ознакомиться с творческим кредо ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА.

В магнитоальбом "Опера" включено чуть больше десяти довольно разных композиций. Музыка написана Петром Плавинским и Романом Сусловым. Если внимательно прослушать "Оперу" несколько раз, то можно, пожалуй, легко разделить композиции по авторству. Мне больше понравились вещи Суслова, написанные на стихи Аркадия Семенова. Композиции привлекают своим ритмическим разнообразием, изяществом. Роман Суслов смело и не без успеха экспериментирует, рождая присущий только ему неповторимый стиль.

Совсем другой подход у Петра Плавинского, который сам сочиняет тексты и музыку. Слово в его песнях всегда на первом месте, а музыкальное сопровождение отходит на второй план. При этом, конечно, музыка становится менее интересной и более традиционной, чем в сусловских композициях.

Спор о том, что важнее, текст или музыка, идет уже не первый год. Развитие рок-музыки в нашей стране склоняет чашу весов то в одну сторону, то в другую. В определенной мере это противоречие повлияло и на судьбу ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА. Присутствие в одной группе сразу двух лидеров с разными подходами к творчеству создало сложную обстановку. Неудивительно, что вскоре после записи первой фонограммы Петр Плавинский покидает ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, который вследствие этого становится квартетом. Дмитрию Шумилову кроме вокала пришлось взять на себя и клавишные инструменты.

В поисках творческого лица

Пережив уход Плавинского, музыканты приступили к подготовке новой программы. В этом же году концерты ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА стали сопровождаться, на мой взгляд, оригинальным шоу. Его автор - московский художник-авангардист Гор Оганесян. Шоу пользовалось успехом, помогало группе устанавливать более тесный контакт с широкой аудиторией. Заметим также, что Оганесян писал для ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА и тексты. Например, он автор стихов к песням "Прощание", "Пессимистический Регги", "Голодная Песня", "Икар". Именно они и составили основу второй программы.

При подготовке новых вещей все чаще место у микрофона занимает Роман Суслов, который раньше почти не пел. Постепенно он практически становится лидер-вокалистом. Кроме того, в конце 1986 года состав пополняется саксофонистом Владимиром Давыдовым, который, так же как Шумилов и Митин, имеет джазовую подготовку. Естественно, в музыке стали преобладать джазовые краски. Примерно в это же время музыканты отказываются от шоу. Музыке ничто не должно мешать.

Что же нового предложил ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ своим поклонникам? Как вообще определить то, что делал коллектив Романа Суслова в этот период? Не буду брать грех на душу, сочиняя сейчас свои собственные формулировки, лучше приведу цитату из пресс-релиза группы: "Музыка новой программы, явившаяся плодом оригинального музыкального чувствования руководителя группы Суслова, оказалась не поддающейся ни стилевому, ни жанровому определению. Джазовая эстетика в композиционном развитии, элементы авангардного концептуализма и неоклассицизма, фольклорные корни в тонко нюансированном вокале - вот то, что составляет непростую, хотя и демократичную в силу песенной формы суть музыки ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА". Разумеется, настаивать на безоговорочном принятии данного определения было бы опрометчиво, но рассматривать его в качестве исходного можно.

"Пока мы еще горячи!"

1987 год. Авторитет группы растет. Роман и его единомышленники много и охотно выступают. Их часто приглашают и в другие города нашей страны. География поездок с каждым днем расширяется. ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ не редкий гость на фестивалях различных рангов. Вполне удачно музыканты участвовали в таком престижном смотре отечественной популярной музыки как московский фестиваль "Рок-Панорама-87". Позже фирма "Мелодия" выпустила три пластинки с записями концертов, попала туда, конечно, и композиция ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА, написанная Р. Сусловым на стихи А. Семенова.

В самом конце 1987 года появилась вторая фонограмма под названием "Пыль На Ботинках", составленная из семи композиций. Открывает альбом "Летаргический Сон" - своеобразный хит второй программы. Заслуживают внимания также "Помощник", "Голодная Песня", "Прощание". По-моему, несколько выпадает из общего настроения альбома композиция "В Чужих Озерах Сна", родившаяся в творческом содружестве Суслова и Плавинского. В целом эта фонограмма ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА производит сильное впечатление.

На одной из репетиций

Возможно, это звучит банально, но встретиться с музыкантами было совсем нелегко. Они, как уже отмечалось, часто работают на выезде, и я увиделся с героями моего рассказа после их возвращения из Куйбышева. Во время репетиционной паузы Роман Суслов, не отказав мне из вежливости, согласился ответить на несколько вопросов.

- Роман, что все-таки войдет в дебютный альбом?

Он, неторопливо теребя струны своей гитары, отвечал уклончиво:
- Мы отобрали примерно семь вещей. Две из них, вероятно, будут с нашего первого магнитоальбома, остальные со второго.

- Что значит для вас выход пластинки на "Мелодии"?
- Конечно, мы на этот счет сильно не обольщаемся... Суди сам, ведь пластинка по сути будет ретроспекцией. Нынешнее лицо нашего коллектива на ней меломаны увидеть не смогут. Очень заманчиво было бы записать совершенно новые композиции, но нет необходимых условий для такой студийной работы. Мы надеемся, что со временем осуществим свои идеи...

Здесь беседу пришлось отложить, потому что пора было продолжать репетицию. На следующий день ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ участвовал в концерте, а некоторые вещи еще не отрепетированы новым клавишником. Очередные изменения в составе привели к тому, что группа вновь стала квартетом. Дмитрий Шумилов теперь переключился на бас-гитару, ну а Михаил Митин и Роман Суслов по-прежнему на своих местах. Творческая биография продолжается - значит, мы будем ждать новых программ от "кружка музыкальных изысканий" под символичным названием ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, а также выхода их первой пластинки на "Мелодии".

Валерий МИХАЙЛОВ
"Мелодия" №2'1989



В озерах сна
Возможность всегда быть правым

Осенью 1989 г. "Мелодия" выпустила наконец диск группы ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. Здесь представлены музыканты нынешнего состава: Роман Суслов (вокал, гитара), Михаил Митин (барабаны), Дмитрий Шумилов (бас-гитара, клавишные) и Максим Трефан (клавишные).

На диске представлены "Опера-86" и "Пыль На Ботинках". Все они заново аранжированы и записаны на студии "Мелодии" в 1988 - 1989 гг. Благодаря этому, а также благодаря приглашению саксофониста Ивана Волкова и двух весьма нетривиальных музыкантов Сергея Рыженко (скрипка) и Андрея Соловьева (труба), а, главное, за счет той иронии, с какой сами музыканты относятся к своим старым композициям, не только изменилось звучание, но и эстетика стала ближе к постмодернистской эстетике новых работ ОТКАЗА. Но если еще внимательней прислушаться к этой пластинке, то можно услышать, например, те особенности голосоведения и звукоизвлечения в "Эй", которые привели Романа Суслова к созданию цикла "Этнические Опыты", "В Чужих Озерах Сна". Меня в них привлекает причудливое сочетание горячей спонтанности фри-джаза с суховатой выверенностью академического авангарда.

Так что же такое ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ? Не знаю, наверное, на этот вопрос лучше всех ответил Роман. Он сказал: ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - это возможность на одни и те же вопросы давать совершенно разные ответы" и (от себя добавим) всегда быть правым.

За последние два года ОТКАЗ объездил с концертами сначала практически весь Союз, а потом половину Западной Европы. Особо можно отметить фестивали: "Независимые музыканты Юга Африки" с участием музыкантов из движения "Рок ин оппозишн", Москва, май 1989 г.; "Мюзиче ин Сарзана", Италия, июль 1989 г., с участием американских, английских и французских музыкантов; международный фестиваль искусств в городе Транхейме, Норвегия, август 1989 г. И, конечно же, ребятам очень понравился сольный концерт в Болонском университете.

Кстати о сольных концертах. Видимо, практически все любители разного рода нетрадиционной и просто хорошей музыки знают малый зал ДК им. Горбунова. Так вот, поскольку всегда есть некоторое количество людей, желающих послушать концерт ОТКАЗА, а он в свою очередь очень любит эти концерты давать, было решено давать их с не очень большими промежутками.

Итак! 22 февраля в 19 часов состоится сольный концерт группы В ДК им. Горбунова.

Мария БАРАНКИНА
"Московский Комсомолец" 22.02.1990



Следующая часть >>

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 12 марта 2004, 17:08
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - "Гуси-Лебеди"Сергей Райтер29.12.2010
АрхивВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр09.02.2005
Архив"СДВИГ" 1990, часть 2 (ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, "Фестиваль Надежд")Старый Пионэр06.05.2010

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.009