ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - "Гуси-Лебеди"


(c) & (p) Zenith/Союз, 2010

И всё-таки: почему "Гуси-Лебеди"? Может, именно так музыкальная мысль обретает очертания, киль и оперение в тишине до поры зачехлённых инструментов? Может, сами музыканты слетались, подобно гусям-лебедям, на репетиции и концерты в долгие годы великой альбомной немоты? А группа молчала более семи лет...

Чёрт возьми! Говорят, за семь лет могут полностью поменяться состав крови, семейное положение, цвет волос и политические убеждения. За семь лет вырастает новое поколение, для которого нужно еще подобрать нужные слова, чтоб объяснить, что же такое ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. Впрочем, все эти годы, помимо редких московских концертов, участников группы можно было более или менее отследить в разных ипостасях. Сергей Рыженко, например, со своей волшебной скрипкой продолжает активно концертировать и иногда радует с экранов ТВ воспоминаниями о группах ПОСЛЕДНИЙ ШАНС, МАШИНА ВРЕМЕНИ и ФУТБОЛ. А также о том, как пел "за того парня" песни "Мочалкин Блюз" и "Старик Козлодоев" в буревестнике перестройки - лирической трагедии "АССА". Кстати, роль "нашего советского негра Вити" сыграл в том фильме басист ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА Дмитрий Шумилов. Блестящие джазовые подкасты трубача Андрея Соловьёва вы можете регулярно слушать на Джаз.ру. Я сам давно хочу вырваться на сольные концерты пианиста группы, а в миру - композитора-минималиста Павла Карманова. Ну, а фронтмен-гитарист Роман Суслов, сменив бешеный столичный ритм на несуетные пасторальные картинки провинции, давным-давно занимается разведением лошадей на собственной ферме.

И всё-таки ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ дал своё определение альбому: "Иллюзия народной песни, помогающей увлечь слушателя в очередное путешествие по вымышленным землям и странам". Прекрасно, тогда поехали! Открывается "Гуси-Лебеди" чеканным, мрачным и, как полагается, торжественным "Маршем" с истерящим дуэтом трубы Соловьёва и скрипки Рыженко. Завершается же нежнейшим барочным "Этюдом" с ведущей лирической гитарой Суслова под кармановские рояльные переливы. Пожалуй, только эти две вещи можно стилистически определить однозначно. Между ними - бездна. Между ними - небольшая музыкальная энциклопедия, написанная в рамках альбома, где главы "Джаз", "Классика", "Рок", "Фьюжн" и "РИО" плавно переходят друг в друга, переплетаются между собой, накладываются друг на друга. Изящная наджанровая "Камасутра", гимн полиритмии, ода импровизациям и синкопам, фейерверк полифонии. Яркий пейзаж, нарисованный акварелью и гуашью. Но ни в коем случае это - не звуковой "Чёрный квадрат". Ни в коем случае - не музыкальный арт-хаус. Всё подчинено специфической логике музыкального мышления самих исполнителей. Эклектика downtown music рука об руку идёт с нашими родными интонациями в "Дорожной", "Мурке", "Страданиях", "Бурятской Морской". Среди фри-джазовой экзальтации и почти арт-рокового разгуляя бальзамом капает фольклорное да посконное: "степь да степь, выпь да ковыль", "вольному - воля", "вынь да положь", "ой вы волны, ой да приливы-отливы, ой да!". Даже текст в "Мурке": "Как ты жила, с кем ты жила, коза рогатая..." тянет продолжить канонической "распальцовкой": "...разве ж я тебя не одевал? Кольца и браслеты..." и т.д.

Кстати, по поводу текстов. На сей раз Роман Суслов взвалил основную ношу на себя. Часть написана в более или менее традиционном ключе:

Перевод. Следопыт.
Анекдот. По капле в рот вода
Чёрный кот. Синий кит.
Снега нет. Ноябрь у двора.

("Перевод")

Другая же часть - фонемный пунктир "птичьего" (гуси-лебеди?) языка с явными рифмованными "человечьими" окончаниями строк. Заливное из такого языка заслуживает даже не эстетических, а скорее - энергетических оценок:

---------------------- старанья
---------------------- дыханья

("Страдания")

Перу Аркадия Семёнова принадлежат лишь две (зато какие!) вещи - "ТикиРика" и "Время". Только ленивый и беспринципный обозреватель слегонца не ужалил поэта за строчки:

Теки река, теки и бог с тобою
Моя страна сдана без боя.

("ТикиРика")

Претензии были по нынешним временам ужасающие: "пафос", "лозунговость". Я же ленив и беспринципен в кубе и поэтому говорю: "Браво, Аркадий!" Даже учитывая возможную метафорическую трактовку текста, за последние лет двадцать пять эти строки уместно было спеть раз -дцать. В инструментальном же проигрыше "Времени" сконцентрирована вся музыкальная философия программы: пост-боповая труба поперёк ломаного ритма, унисон рояля и скрипки, басовая автономия и многое другое, не поддающееся словесному описанию. Нет, правда! Поcле "Гусей-Лебедей" хочется быть безапелляционным в оценках и непомерно комплиментарным. Но ограничусь уже сказанным и добавлю, что выход такого альбома с лихвой оправдывает семилетнее молчание.

Автор: Сергей Райтер
опубликовано 29 декабря 2010, 19:26
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (8) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

АрхивВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр12.03.2004
АрхивВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр09.02.2005
Архив"СДВИГ" 1990, часть 2 (ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, "Фестиваль Надежд")Старый Пионэр06.05.2010

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.018