БРАВО, часть 1 (разные издания)


В ритме аплодисментов

Всего за год московская группа БРАВО шагнула из тени неизвестности к широкой популярности. Хроника этого восхождения приблизительно такова.

Март 1986 года: первые еще самодеятельные гастроли. Выступление в Ленинграде на престижной сцене Дворца молодежи, съемка в программе "Музыкальный Ринг", где БРАВО представляла Алла Пугачева.

Май: БРАВО - единственная любительская группа, участвующая в московском фестивале "Рок-Панорама-86". Ансамбль получает главный приз. Спустя две недели - выступление на Всесоюзном фестивале "Вильнюс-86". БРАВО становится лауреатом (приз за лучшую шоу-программу).

30 мая музыканты участвуют в концерте "Счет №904" в спорткомплексе "Олимпийский", разделив сцену с такими признанными мастерами нашей эстрады как Алла Пугачева, Александр Градский, АВТОГРАФ.

Июль: ансамбль обретает профессиональный статус, начинается регулярная гастрольная работа. БРАВО впервые показывают по ЦТ - в телеварианте концерта "Счет №904".

Совершенно справедливо БРАВО и солистку ансамбля Жанну Агузарову называют в числе самых многообещающих молодых исполнителей советской рок музыки. Их популярность не имеет "секретов" - характерные черты этой группы очевидны. Во-первых, оригинальный стиль - своего рода синтез танцевальной музыки 50-60-х годов и сегодняшней "новой волны". Во-вторых, несомненное мелодическое дарование руководителя и композитора ансамбля Евгения Хавтана. В-третьих, нешаблонные, остроумные аранжировки, позволяющие сразу отличить звучание БРАВО от любой другой группы. Наконец, своеобразный голос, артистизм и обаяние солистки ансамбля Жанны Агузаровой. Недаром Алла Пугачева, впервые прослушав записи коллектива, вздохнула: "Ах, это я в молодости..."

В 1987 году выйдет в свет первый долгоиграющий диск группы, в который войдут песни, написанные Евгением Хавтаном с 1983 по 1986 год, то есть за всю недолгую пока историю существования этого тонкого и своеобразного ансамбля.

На девятой звуковой странице - песни в исполнении группы БРАВО "Король - Оранжевое Лето" (Е. Хавтан - В. Степанцов) и "Ленинградский Рок-н-Ролл" (Е. Хавтан - Ж. Агузарова).

А. ТРОИЦКИЙ
Фото А. ЛИДОВА

"Кругозор" №3'1987



Жанна Агузарова и группа БРАВО

"Хочешь с нами спеть? Пожалуйста!" - сказал мне Женя Хавтан. Я выглянула в зал: там было ярко, празднично, полно молодежи... И вдруг поняла, что плачу - от страха... Но ребята подтолкнули меня вперед, я шагнула на сцену и запела: "Жил да был черный кот за углом..." Так на дискотеке в Крылатском получила первое боевое крещение.
А до того с треском провалилась в театральное, все 11 членов приемной комиссии отвергли меня единогласно. Пошла учиться в ПТУ на маляра. Утром - кисти и краски, вечером - песни в кругу друзей.
Наш веселый квинтет во главе с Евгением Хавтаном не мечтал о профессиональной сцене. Однако на дискотеках нам кричали: "Браво!", и мы убедились, что не одиноки в своей любви к року. Люди танцуют, они улыбаются, и я рада, что могу им в этом помочь.

Будь Со Мной
Слова Ж. Агузаровой
Музыка Е. Хавтана


В летнем парке музыка играет,
Все танцуют. Праздничные дни.
Пусть проходит лето и приходит осень -
Не забыть нам никогда московские огни.

Припев:
Будь со мной, будь со мной,
Будь со мной всегда ты рядом.
Будь со мной, будь со мной,
Будь со мной всегда ты рядом.

В зимнем парке тишина смеется
И деревья тихие стоят.
Мы с тобой гуляли, лето вспоминали,
У нас есть наша песенка, давай ее споем.

Припев:

Мы с тобою встретились весною,
Улыбаясь, тихо ты сказал:
"Осенью, весною, летом и зимою
Будь со мной рядом,
Будь всегда со мной!"

Припев:

Фото Е. МАТВЕЕВА
"Крестьянка" №9'1988



Жанна Агузарова - московский Гаврош

Она была похожа на угловатого подростка, стесняющегося своей неловкости, а потому дерзкого. И напоминала героиню популярного комедийного фильма "Петер", которая в силу разных забавных обстоятельств была вынуждена переодеться в мужское платье. Недаром участникам ансамбля БРАВО пришла в голову мысль дать своей новой солистке мужской псевдоним - Андерс. Но от этой идеи пришлось отказаться, потому что Жанна Агузарова могла быть только самой собой - и в жизни, и на сцене.

Самое удивительное - она, исполняющая стилизованные песенки 50-60-х годов, оказалась ближе и понятнее своим сверстникам, чем любая рок-звезда с наимоднейшими шлягерами. Жанна не пытается за словесной шелухой скрыть истинные чувства и мысли, Она не рвется на эстрадный Олимп. Отказалась от весьма лестного предложения выступать на фестивале в Юрмале, потому что считала - важнее (благо, есть студия) поработать над новыми песнями, записать пластинку.

Порой Жанну Агузарову обвиняют в стремлении эпатировать публику своим внешним обликом. Но эти упреки не новы - все, что непривычно, оригинально, у обывателя всегда вызывает отрицательную реакцию, так как нарушает его душевный покой, представление о том, "как надо". Достаточно вспомнить резкие слова в адрес Аллы Пугачевой, слухи, которые окружали ее имя. Кстати, о Жанне тоже ходит немало кривотолков. Поэтому мы решили попросить молодую певицу рассказать о себе и ответить на вопросы читателей "Кругозора".

Агузарова приехала на интервью в том же сценическом костюме, в котором выступала в Зелена-Гуре, коротенькие брючки-галифе защитного цвета, высокие грубые сапоги, из которых кокетливо выглядывали кружевные портянки. Задиристый хохолок вместо челки и улыбка, в ответ на которую невозможно не улыбнуться. Она с шутливой, почти торжественной серьезностью начала:

<- Быть певицей я никогда не собиралась. Другое дело, что пела... всегда. Мечтала стать драматической актрисой театра и кино. Приехала после школы из Сибири в Москву поступать в театральный институт. Сдала документы на актерский. И почти все члены приемной комиссии единогласно проголосовали "против". Я пошла в ПТУ учиться на маляра.
Мне повезло - в училище оказались хорошие ребята. Мы собирались вместе, кто-то играл на гитаре, я пела. И вот однажды мне сказали, что в Бескудникове появилась интересная группа молодых музыкантов и им нужна солистка. Я нашла телефон руководителя Жени Хавтана и позвонила. Говорю: "Доброе утро, старина, я хочу петь". Мои слова прозвучали словно пароль, он не удивился и пригласил на репетицию. Приехала. Смотрю, стоит школьный ансамбль, ребята все маленькие какие-то, худенькие. Я-то по телевизору видела - в рок-группах все красавцы как на подбор. Поехали мы в далекий клуб в Бескудниково. Там две хиленькие колоночки, самодельная ударная установка. Дали мне микрофон ржавенький, ребята заиграли, я сразу про весь антураж забыла. Так здорово они играли!.. Заголосила от радости! Думаю, только бы взяли... Женя мне тогда ни "да", ни "нет" не сказал.
Спустя неделю гуляю я по набережной около высотного здания (мне очень нравится архитектура, музыка, мода 50-х годов), и вдруг как-то сами собой сложились строчки "Желтых Ботинок". Думаю, позвоню-ка Жене, узнаю, может, приняли в ансамбль, тогда и стихи покажу. Позвонила, и мне говорят: "Приходи скорей, у нас репетиция".
К моим "Желтым Ботинкам" Женя Хавтан написал музыку. С тех пор мы с группой БРАВО вместе и расставаться не собираемся.

- Традиционный вопрос о планах.
- Предстоит поездка в скандинавские страны на гастроли, а дальше, дальше - безграничность. Я люблю это слово, для артиста оно значит все. Сейчас у меня, я бы сказала, "деревенский период". Может быть, корни дают о себе знать - я ведь родилась в сибирской деревне. Стало внимательнее вглядываться, вслушиваться в природу, радоваться зелени, цветам, лесу, облакам.

- Так что скоро заговорят о новом "имидже" Жанны Агузаровой, сменившей привычный для ее поклонников образ городской девчонки, московского Гавроша...
- Пусть говорят. Для меня главное суть, каким бы ни был этот пресловутый "имидж" - суть не изменится.

На двенадцатой звуковой дорожке - Песни "Желтые Ботинки" (Е. Хавтан - Ж. Агузарова) и "Когда-Нибудь" (А. Пугачева - И. Резник).

А. ДАВЫДОВ
Фото Е. МАТВЕЕВА

"Кругозор" №11'1988



Браво, БРАВО!

Рок-фестиваль "Собеседника" в Московском театре эстрады. Свыше 1000 открыток пришло в ответ на предложение назвать рок-группы, которые могли бы участвовать в нашем фестивале. Программа фестиваля еще окончательно не утверждена - ждем от вас новых предложений. Одна из наиболее часто упоминающихся групп - ансамбль БРАВО. Об этом коллективе - сегодняшний рассказ.

Почему, собственно, именно БРАВО? Что ж, с названием дело было так: четыре года назад четверо энергичных молодых людей собрались вместе, чтобы создать новую музыкальную группу. И, вполне понятно, только что народившемуся коллективу требовалось название. Вариантов было с сотню, не меньше, но все они, признаться, четверых молодых людей не устраивали. Тут-то и помог случай. Первое же их публичное выступление, проходившее в одном из московских концертных залов, было встречено более чем тепло. Зал, набитый битком, аплодировал несколько минут, тогда-то и донеслось с галерки это неожиданное - "Браво!". Ну, что же, подумали после концерта четверо молодых энергичных музыкантов, БРАВО - это, кажется, как раз то, что нужно.

Да, поначалу их было четверо: ударные инструменты - Павел Кузин, бас-гитара - Тимур Муртузаев, саксофон - Федор Пономарев и, наконец, душа группы, автор многих ее композиций и аранжировок, а также художественный руководитель - Евгений Хавтан. Пятый, а вернее, пятая - всем нам запомнившаяся солистка - пришла в БРАВО несколько позже.

Рискую повториться, но и тут помог случай. Просто жила-была девушка, более всего на свете любившая петь и совершенно случайно прослышавшая однажды о существовании наших молодых музыкантов, "которые, честное слово, не похожи на все то, что мы до сих пор привыкли видеть на молодежной сцене". Девушка, хотя и не без труда, раздобыла-таки телефон руководителя БРАВО, позвонив, без обиняков сообщила, что хотела бы петь с ними. "Приезжайте, - неожиданно сказали девушке. - Попробуем". Девушка набралась храбрости и приехала. И - неожиданно сильным мальчишеским сопрано азартно спела им про черного кота, которому чертовски не везет, - помните эту славную песенку, звучавшую лет двадцать назад?

Четверо энергичных молодых людей разом хлопнули себя по коленкам: они поняли - нашли то, что так безуспешно искали долгое время... Поначалу девушке придумали этакий экзотический "заморский" псевдоним - Андерс. Но это было недолго. Теперь она выступает под своим собственным именем. Зовут ее Жанна Агузарова.

- Почему исчез псевдоним? - спросил я ребят. Они улыбнулись.
- Ну, хотя бы потому, что это - не главное.

А что же тогда главное?

Главное в БРАВО - стиль, который не спутаешь ни с каким другим, стиль, который выделяет ее среди прочих многочисленных молодежных музыкальных групп. Если прибегнуть к образному сравнению, их музыка - все равно что появление на ультрасовременной автостраде старинного лимузина, неспешно дефилирующего перед опешившим от неожиданности постовым ГАИ. Что ж, название этому есть - ретро. Но нам все же гораздо важнее понять - почему именно ретро? Наверное, потому, говорят ребята, что в век грохочущего "тяжелого металла", в век холодноватой расчетливости компьютеров и прочей музыкальной чудо-техники возвращение к музыке 50-60-х годов - не просто ностальгия по старому доброму прошлому. Воспитание потребности оглянуться - хотя бы иногда! - назад, или, если угодно, воспитание уважения к нашему культурному музыкальному прошлому - вот задача, которую ставит перед собой БРАВО.

Группа БРАВО сегодня, пожалуй, на пике популярности. Им охотно предоставляют огромные спортивно-концертные комплексы. Их аудитория - от 15 до 75 лет. Летом этого года выходит первый диск-гигант группы, который выпускает фирма "Мелодия". Да, пожалуй, еще одна характерная особенность БРАВО - они чрезвычайно пластичны и раскованны не только в аранжировках, но и в поведении на сцене. Раскованность эта дается, кстати, нелегко... И наконец, вопрос последний и, наверное, самый главный: а что же дальше?

Вопрос не риторический. Вовсе не хотелось бы, чтобы БРАВО, как это не раз уже случалось на нашей памяти, оказалась лишь одной из многочисленных модных групп-однодневок, и не более того. Увы, мода - создание капризное и своенравное, и тут главное - уметь заглянуть в будущее, предопределить ход событий, трезво оценить свои возможности. Уже сейчас группа намеревается, если можно так выразиться, "идти дальше в прошлое". На очереди музыка сороковых-тридцатых годов. Идет напряженная работа: прослушиваются десятки популярных некогда мелодий, обдумываются и обсуждаются свежие, порой весьма неожиданные их аранжировки.

Что ж, посмотрим. Посмотрим, а пока закончим вот на чем. В короткой еще биографии БРАВО было достаточно счастливых случайностей, и в этом смысле она благодарна судьбе. Но главное, в конечном счете, как мне кажется, не случайно - не случаен талант этих ребят. В конечном счете, не внешняя атрибутика, а именно он - талант - заставляет нас кричать: "Браво, БРАВО!".

Игорь МОРОЗОВ
Фото Владимира КОСТЫЧЕВА и Алексея ЛИДОВА

"Собеседник" №11, март 1987



Жанну дома не застать. Гастроли, съемки, записи, репетиции... Популярность. А ведь еще совсем недавно группу БРАВО знал лишь весьма ограниченный круг знатоков столичной популярной музыки. Все дело решила "Рок-Панорама-86", на которой группа завоевала два главных приза.

Музыка в стилистике шестидесятых, возведенная на уровень проблематики дня сегодняшнего и потому близкая "и отцам, и детям", плюс обаяние солистки - Жанны Агузаровой - стали гарантией успеха группы на фестивале.

Сразу же после "Панорамы" группу приглашают на работу в филармонию в качестве профессионального коллектива. Молниеносная карьера! "Ленинградский Рок-н-Ролл", "Желтые Ботинки" и другие песни БРАВО уверенно входят в хит-парады молодежных газет, появляются на радио и телевидении...

Жанна Агузарова по итоговым опросам "МК" два года подряд уверенно занимает вторую строчку в списке лучших певиц года вслед за Аллой Пугачевой. Почему? Это очень просто - ее ни с нем не спутаешь. Сильный чистый голос, своя манера одеваться и держаться на сцене - все это помогло певице завоевать многочисленных поклонников по всей стране. Меньше всего Жанна старается эпатировать публику, больше всего - заразить весельем, разбить "ледяную стену" между залом и сценой. И, надо сказать, ей это здорово удается. Каждое выступление - это некий "праздник непослушания", искрящийся радостью и непосредственностью. Залог тому - искренность самой Жанны, ее чувство такта и меры.

Недавно у БРАВО вышел первый диск-гигант. Причем одновременно и в СССР, и в Финляндии. Многие песни написаны Евгением Хавтаном - руководителем группы - на стихи Жанны Агузаровой... Можно сказать, что БРАВО выходит на новый виток популярности. И есть надежда, что этот процесс будет постоянным.

Алексей ТРОПИН
Фото Сергея ЖАБИНА

"Московский Комсомолец" 6.01.1988



БРАВО

- Почему именно БРАВО? Это случайное название?
- Нет. Наше первое выступление состоялось в дискотеке Крылатского в 1983 году. Тогда нас объявили просто: группа Евгения Хавтана. Но когда мы закончили, неожиданно для нас раздались крики "браво". Так мы стали БРАВО.

- А как возникла сама группа?
- Обычно. Были музыканты в разных самодеятельных коллективах, но которые хотели играть свою музыку. С таким желанием мы собрались: Тимур Муртузаев - бас-гитара, Павел Кузин - ударные, Фёдор Пономарев - саксофон, Евгений Хавтан - гитара и автор музыки, солистка Жанна Агузарова. Кстати, сейчас все студенты музыкальных училищ.

- Женщина в рок-группе, согласитесь, редкость...
- Да, мы тоже вначале искали солиста, именно солиста. Вдруг появилась Жанна и попросила ее прослушать. Это было как удар. Если и бывает в жизни везение, то оно произошло тогда, когда пришла Жанна. Она обладает ярким голосом, необычным сценическим образом. Она работает, никому не подражая ни в манере держать себя, ни в костюме. А главное - она удивительно точно передает суть, настроение музыки.

- А какую музыку вы исполняете?
- Музыку пятидесятых годов, как бы пропущенную через наше сознание, сознание людей восьмидесятых. Почему именно пятидесятых, а не шестидесятых, семидесятых? Мелодии тридцатилетней давности привлекают нас искренностью и неподдельностью чувств. Тогда рок был добрым, веселым, или, как говорят, заводным. Мы тоже хотим, чтобы на наших концертах у людей было хорошее настроение, чтобы они с юмором и даже с иронией могли посмотреть на себя, на свои проблемы.

- Кто автор ваших песен?
- Музыку пишет гитарист Евгений Хавтан. Несколько текстов написала Жанна Агузарова.

- Что изменилось в вашей жизни с переходом на профессиональную сцену?
- Мы мало бываем дома. Объездили почти всю страну, побывали в Финляндии. Записали свой первый диск.

"Работница" №1'1988


С налетом понта и прикола
Интервью с продолжением

- Чак!

Маленький черный пудель кувырком летит навстречу, прыгает теннисным мячиком.

- Я назвал его в честь моего кумира Чака Бэрри, - шепотом говорит Женя.

Мне выдаются обгрызенные собакой домашние тапочки, и мы тихонько, чтобы не потревожить спящую квартиру, крадемся по коридору.

Концерт группы БРАВО позади, и теперь, несмотря на поздний час, я в гостях у ее руководителя - композитора и гитариста Евгения Хавтана.

Пора, наконец, положить конец потоку писем, льющемуся в редакцию "Студенческого Меридиана": "Правда, что барабанщик группы БРАВО в прошлом шофер снегоуборочной машины?", "Как относиться к заявлению нашего декана, что БРАВО - идеологический десант США?", "Действительно ли у Ж. Агузаровой прогрессирующая мания величия?"... Ведь о БРАВО никто ничего толком не знает! Сведения туманны. Слухи, сплетни - словом, "испорченный телефон".

- Действительно, пора положить всему этому конец! - соглашается со мной Женя.

Мы сидим в его комнате, в ретро-креслах и пьем кофе из литровых кружек. С книжных полок поглядывают Чак Бэрри, Элвис Пресли и прочие "предки" БРАВО. Мерцает в полутьме лак акустической гитары. На столе - большая папка фотографий и вырезок. Архив группы.

- Ты помнишь, как все начиналось? - спрашиваю я.

Щелкаю клавишей диктофона.

Мой собеседник говорит неторопливо, по-боксерски сутулясь, и покусывает стиляжий ус. Из-за этих усов, короткой стрижки и мягкого, уверенного взгляда он и в самом деле похож на боксера из послевоенного французского фильма.

- С шестого класса я учился играть на классической гитаре. После окончания школы поступил в институт инженеров транспорта. И все время учебы занимался музыкой... Из-за этого даже проучился девять лет. Были расклады всякие: академки, повторы. Играл в разных группах. Просто участвовал... Потом захотелось чего-то своего. А ведь это было время музыкального застоя, начало восьмидесятых. Тишина. Никаких интересных "команд" не появлялось. Я решил, что надо делать какую-то другую музыку. Какую - еще не знал. В 82-м я впервые услышал группу СТРЭЙ КЭТС - случайно увидел их трехчасовой концерт по видео. И просто "заторчал" по-настоящему. От энергетики. До этого я не слышал никакого старого рок-н-ролла, как-то прошел мимо, но после СТРЭЙ КЭТС стал слушать и собирать музыку, начиная с сороковых годов.

В 83-м на базе ДК Энерготехпром была создана группа ПОСТСКРИПТУМ. Там был барабанщик, который сейчас играет в БРАВО, - это Павел Кузин, и вокалист, поющий в БРИГАДЕ С - Игорь Сукачев. Мы начали втроем. Потом Игорь ушел. Нам казалось, что он плохо поет... Барабанщик Паша привел с завода, где он работал, бас-гитариста. Ведь Павел Кузин - рабочий, слесарь шестого разряда. Я позвал саксофониста Александра Степаненко, он сейчас в группе ДИНАМИК. Стали репетировать, играть какие-то наброски, музыку без слов. Это была смесь рок-н-ролла и ансамбля ПОЛИС. Такал жуткая мешанина всего! Стиль не был определен. Мы искали какие-то ходы, что-то записывали на магнитофон, что-то пробовали.

И вот тут-то среди ночи мне позвонила Жанна. Вернее, тогда она представилась Иванной. Через двадцатые руки, через друзей добралась до меня. Она показалась очень странной. Просто сумасшедшей девчонкой. Помпезной какой-то. Попросила послушать ее. Через неделю мы встретились. Все в ней было для меня необычным: и поведение, и манера одеваться - броско, вызывающе. С налетом понта и прикола. В общем, было все, присущее ей и теперь... Только, конечно, тогда она была гораздо скромнее...

Женя опять разливает кофе, а мои мысли возвращаются к недавнему концерту. К Жанне, которую я увидел в интерьере выкрашенной казенной краской раздевалки. В короткой кожаной куртке. С таким же резким, как голос, взглядом - недаром она спортсмен-стрелок. Маленькая сибирячка, заброшенная судьбой на второе место хит-парада - сразу за Пугачевой. Какой-то долговязый парень настойчиво советовал ей продать косу с аукциона, где продаются вещи знаменитостей.

Иногда, где-то далеко под наслоением имиджей, мне даже удавалось увидеть ее настоящую. Робеющую. По-детски играющую. Но все это сейчас же пряталось за маской.

В чем феномен ее популярности? Я думаю, прежде всего - в той экзотической бесполости, которой ворожили публику западные звезды середины десятилетия, - Бой Джордж, Майкл Джексон. Не женщины и не мужчины, не взрослые и не дети. Какие-то щелкунчики, Чебурашки, каучуковые герои голливудских космических сказок.

- Я знаю, я кажусь вам капризной, - сказала Жанна.

Но по блеснувшим ореховым глазам было заметно, что ей чертовски приятно капризничать...

Часть II

Город плывет в море цветных огней
Город живет счастьем своих людей
Старый отель...

Магнитофон играет чуть слышно. Уже ночь. Даже пудель Чак дремлет, уткнувшись в мою ногу.

- Жанна запела, - продолжает рассказ Женя, - и это было так здорово, что все сейчас же определилось. Мы решили, что нам не надо никакого парня. Девчонка- это оригинально. Она классно выдавала блюзы, рок-н-роллы, без слов даже...

- Главное ее качество, которое привлекло?
- Понимаешь... Было настроение. Было... Ну, я таких исполнителей до этого просто не видел. В подаче есть энергия. Есть кайф - в том, что она делает. И все это - очень искренне.
Мы начали делать программу. Репетировать. Встречаться два раза в неделю. Жанна принесла тексты Вильяма Джей Смита, Арсения Тарковского. Музыка у меня была уже готова, и мы стали подбирать, что подойдет по настроению под эту музыку. Первая вещь была "Кошки". Твист такой. Вообще первую программу мы сделали быстро, буквально за месяц. Названия у группы не было. Появилась первая кассета, по которой нас, в общем-то, вся страна и узнала. Благодаря этой маленькой кассете с шестью песнями мы стали популярными. Она записывалась, конечно, не в лучших условиях, на обычных бытовых советских магнитофонах. Но зато главное чувствовалось - напор и музыкальный образ группы.
Что дальше? Дальше покатились концерты, сейшена. Знаешь, что такое сейшен? Когда люди собираются, приходят в клуб какой-нибудь, человек на пятьсот, билеты делаются... Хотя 1983 год - время давления на рок-музыку. Даже слова этого не признавали - "рок-музыка". Чтоб выступить в группе, надо было в отделе культуры даже название залитовать...

- Но его еще не было пока?
- Как-то выступали вместе с группой ЦЕНТР в дискотеке "Крылатское". Мы очень волновались. Некоторые, слышавшие нас на репетициях, говорили, что такое может не пойти, что это не профессионально, что это вчерашний или завтрашний, но никак не сегодняшний день, что никто не "врубится" и так далее... Но после выступления все сомнения рассеялись. Нам хлопали, кричали... И вдруг стали орать "Браво!" Это было очень непривычно, потому что "браво" обычно кричат в опере.
Так мы и стали БРАВО!

- Были еще варианты названий?
- Много. КВН, ФЕСТИВАЛЬ, ФОКСТРОТ... Штук двадцать разных. Но выбрали БРАВО. После этого счастливого концерта посыпалась масса самых разных приглашений. В основном нас знали студенты. Потому что публика, которая слушает рок, андеграунд- это в большинстве студенческая аудитория. Мы стали активно выступать. Но не забывай, что это были годы жестокого контроля цензуры, и, естественно, очень скоро мы влипли в неприятную историю...

Окончание

- Вот, послушай...

Женя делает громче: шпанский сакс ведет ритмичную любовную игру с барабаном...

...Ах, эти желтые ботинки
Шагают быстро по асфальту
И ты опять иде-е-ешь пешко-ом,
Я мимо проезжаю в "Чайке"...

- и еще... - перемотка, зажужжав, оборвала кульминацию любовной игры.

...Кошки могут среди бела дня
Полежать спокойно у огня
Кошки не болтают чепухи,
Не играют в домино и шашки,
Не обязаны писать стихи,
Им плевать на разные бумажки...

- Криминал? - серьезно спрашивает Женя.

- В смысле? - не понимаю я.
- Ну, криминальные слова, правда? "Я мимо проезжаю в "Чайке" - наводит на размышления. Или - "им плевать на разные бумажки"- это вообще ужас! Ты представляешь, какие бывают бумажки? И вот на эти бумажки - плевать!

Смеюсь.

-А ты не смейся! В первой половине восьмидесятых эти слова нам доставили много хлопот... Все началось с того, что во время концерта в одном из клубов милиция выломала дверь, в зал заскочили человек тридцать в форме. Начались непонятные разборки: "По какому праву вы тут выступаете, поете песни? Кто вам разрешил?"

- Вы на самом деле не получали ничего?
-Мы выступали ради собственной рекламы. Отношения к этому бизнесу не имели. Выплачивались деньги только за аппаратуру, за амортизацию. Но этим всем занимались организаторы...
В общем, началась тяжба с Петровкой 38. Она продолжалась три года. В основном придирки были к нашему внешнему виду (тогда мы были ближе к пост-панку), к текстам. Особенно бесили их тексты, которые ты сейчас слышал. Но все кончилось благополучно. Наступил 1985 год. "Оттепель". Весна. Появилась московская Рок-лаборатория, куда собрали все команды. На мой взгляд, здорово, что это получилось. Группы, которые раньше существовали нелегально, теперь объединили. - Женя усмехается. - Их можно контролировать. Мы одни из первых пришли в Рок-лабораторию, ездили на какие-то фестивали по Союзу, в Ленинград - там было наиболее сильное течение ленинградских стиляг.
В 1986 году МГК ЦК ВЛКСМ решил организовать общесоюзную "Рок-Панораму", где были представлены многие профессиональные коллективы. И один непрофессиональный - наша группа. Были возгласы - мол, зачем они нам нужны, это же самодеятельность, какое право они имеют выступать... За семь дней фестиваля - мы "убрали" всех профессионалов, отодвинули. По реакции публики, наших и зарубежных журналистов сразу было видно, что мы впереди. БРАВО - получила два главных приза: "Приз зрительских симпатий" и приз "За лучшую шоу-программу". И после этого мы пошли работать в Московскую областную филармонию. Сразу нас пригласили, а мы не отказались, потому что наступило решающее время, когда нельзя было больше висеть в воздухе между самодеятельностью и профессионалами. Надо было работать по-настоящему: это давало перспективу, нужно было записать пластинку...Пластинка, слава богу, сегодня уже на прилавках магазинов. Мы успешно гастролируем. Совсем недавно нас прекрасно принимали в Финляндии.

- Не кажется ли те тебе, что статус официальной группы может погубить вас, как погубил уже многих?
- Мы сейчас на грани официального и неофициального рока. Мы нашли золотую середину, оптимальный вариант и будем стараться удерживать это положение. Мы участвуем в "домашних тусовках" для немногих и в концертах, которые телевидение передает на всю страну.

- Ты говоришь о стране. Есть ли в вашей музыке что-то, присущее только советскому року? Национальная оригинальность?
- Конечно, специфика мелодий, напевность. В Финляндии - это был наш конек. Если бы мы играли обычную западную музыку- это было бы никому не нужно.

- Есть сейчас в СССР еще группы, близкие вам по стилю?
- Например, группа СЕКРЕТ. Они играют ретро, бит-музыку, битломанию. Но, по-моему, делают это слишком театрально и неискренне, - взгляд Хавтана становится жестким, в глазах мелькает боксерская злость, - опереточная такая команда. Есть группа МИСТЕР ТВИСТЕР, она мне больше нравится. Настоящий стиль " рокабилли". Потом, конечно БРИГАДА С, которая идет по нашим стопам. У них те же образы, они выступают в похожих костюмах, и у них много элементов музыки пятидесятых годов. Сейчас вообще идет сильная волна ретро-музыки. Я считаю, что БРАВО - третье поколение советской рок-музыки. Первое поколение - МАШИНА ВРЕМЕНИ, второе - КАРНАВАЛ и ДИНАМИК, третье - мы...

- В чем главный сценический секрет группы БРАВО?
- Главный? Пожалуй, в том, что мы играем не прямой рок-н-ролл, как его играли раньше, а его стилизацию. Через сознание людей 80-х пропущена вся эта эпоха. Теперь для нас она ностальгична и полна магии. Для подростков это необычно, это манит. Они вопят в папиных широких галстуках, для них это игра. Но они играют в нее всерьёз. Сейчас - пустота, непонятное для них время, все разрешено, а что - неясно.

- Людей, которые играли рок-н-ролл, у нас в те годы называли поклонниками Запада и так далее...
- Да, им приходилось нелегко... Была выпущена куча плакатов "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст" или "От саксофона до ножа- один шаг"... Тем кто начинает - всегда сложно. И нам было туго. Вот видишь, в "Меридиан" до сих пор письма идут: "Не идеологический ли десант группа БРАВО"? Но сложности - это составная рок-музыки. Без сложностей, авантюризма ее не бывает. Ведь это музыка для молодежи. Нужно быть чуть-чуть аферистом...

- Читатели спрашивают: вы миллионеры? Ведь БРАВО - одна из популярнейших групп в одной из самых больших стран мира?
- До миллионеров нам еще очень и очень далеко. Если кто думает, что жизнь артиста - сплошные деньги и отдых, узнали бы, сколько мы получаем, как мало отдыхаем, они бы сразу разочаровались в нашей "красивой жизни".

- Сколько вы получили за турне по Финляндии?
- Это была поездка по линии СОД - денег за это не платили.

- Последнее время часто приходилось слышать, как о группе БРАВО говорят, называя ее просто АГУЗАРОВА: "в концерте участвует Агузарова", или: "по телевизору будет Агузарова". Не кажется ли тебе, что скоро вы можете стать музыкальным придатком солистки?
-Тенденция к этому есть. И, может быть, вполне закономерная. На сцене Жанна действительно личность. Я считаю, что в Советском Союзе лучше певицы нет. Тем более что солист всегда заметнее, известнее остальных музыкантов. Солисты могут меняться. Главное - идея...

- Группа БРАВО сможет существовать без Агузаровой?
- Да.

- Ты уверен?
- Абсолютно. Просто многое придется начинать с нуля.

- А Агузарова без БРАВО сможет?

Хрипло тарахтит будильник. Он прерывает нашу беседу. Пудель Чак просыпается и вскакивает на ноги. "Уже утро?" - удивляюсь я.

- Всю ночь проговорили, - Женя удивлен не меньше, не только удивлен, но и озабочен. - Как много нужно сделать сегодня.

Уже через несколько минут мы мчимся в такси по пробуждающемуся городу. Хавтан покусывает стиляжий ус, по-боксерски сутулится и поглядывает на меня.

- Ты знаешь, - помолчав немного, говорит он, - Я думаю, сейчас наша группа на пороге какого-то нового этапа. Какого-то совершенно невероятного прикола. - Женя делает паузу и усмехается. - Я же тебе говорил, мы - рокеры - всегда немного аферисты...

P.S. следующего интервью уже не было! Агузарова вышла из БРАВО и направилась легкой походкой покорять планету и Вселенную одна...

Степан ВОРКОТ
Фото А. ВЕЙЦЛЕРА и автора

"Студенческий Меридиан" №7, 8, 9'1988



Открытие БРАВО

Собственно говоря, открытием стало буквально самое первое выступление этого ансамбля. В конце 1983 года, на одной из дискотек в Крылатском, в паре с очень модным в ту пору в Москве ЦЕНТРОМ. Тогда мы открыли для себя не просто обаятельнейшую певицу, совсем девчушку, но с замашками иронично-лукавой "звезды" и ее симпатичных партнеров, лихо игравших твисты и бегины. Мы открыли полузабытый пласт отечественной и зарубежной эстрады, с удивлением обнаружив его неожиданную актуальность на фоне тогдашнего рока...

"Сенсация получилась прежде всего оттого, что участники БРАВО были совершенно не похожи на все то, к чему мы привыкли в нашем роке. Это не был "тяжелый металл" с его оглушительной интенсивностью, это не был глубокомысленный, но пресноватый "бард-рок", это не была компьютеризированная "новая волна"... Квинтет Евгения Хавтана воскресил уже забытые традиции раннего наивного рок-н-ролла - безудержно веселого, романтичного и непосредственного", - писал в аннотации к первой пластинке ансамбля критик А. Троицкий.

Что же, мода на ретро то сходит на нет, то вновь усиливается, ничего необычного в этом не усмотришь. Тот же ЦЕНТР подчас откровенно признавался в любви к корифеям отечественной эстрады 30-х годов. Борис Гребенщиков и сегодня иногда поет романсы А. Вертинского - может быть, и БРАВО просто вовремя сориентировались на не "приевшуюся" искушенным столичным любителям музыки стилистику рокабилли и современных ему музыкальных течений? Впрочем, это можно было бы утверждать только в том случае, если бы вслед за первой ретро-программой появились совсем другие, в совсем ином стилевом ключе. Но время идет - а избранная "тональность" не меняется. Значит, то была не дань моде, а нечто большее. Что же?

Вот как рассказывает об этом сам Евгений Хавтан: "Музыкальная эпоха конца 50-х - начала 60-х годов - это огромный мир. Я люблю в этом мире и материки традиционного рок-н-ролла, острова Элвиса Пресли, Чака Берри, Билла Хейли и Эдди Кокрена... Люблю и моря Арно Бабаджаняна, Андрея Петрова и Юрия Саульского, все это привлекает необычайной простотой и доходчивостью, энергией и красотой. Но главное - во всей этой музыке удивительно точно выражено настроение эпохи, приветливой и доброжелательной. Даже самый незатейливый твист словно улыбается нам сквозь дымку прошедших десятилетий..."

Улыбается нам и музыка БРАВО. И не просто улыбается - брызжет весельем, юмором, зажигательными танцевальными ритмами. В каком-то смысле эта музыка - портрет ее автора, 27-летнего Евгения Хавтана (гитара), его друзей-музыкантов Фёдора Пономарева (саксофон), Павла Марказьяна (клавишные), Сергея Лапина (бас-гитара), Павла Кузина (ударные) и солистки - Жанны Агузаровой. Хочется особо подчеркнуть гармоническое сочетание их дарований: без этой гармонии не было бы БРАВО. Но первая среди равных здесь, конечно же, Жанна. Секрет ее обаяния не поддается мгновенной разгадке. Голос? Да, голос симпатичный, открытый, вполне сильный - но иногда в нем может промелькнуть хоть и очаровательная, но все же "неправильность"... Интонация? Да, очень искренняя, подчас выстраданная, в особенности в лирических монологах ("Верю Я" С. Бритченкова - И. Сукачева), какая-то трогательная, но бывает и аккуратно-ученической, неуверенной, что ли...

Ну, а умение двигаться, создать сценический образ? И тут передо мной в памяти встают "разные" Жанны. Юная проказница в шортах с конским хвостом на голове (ну просто копия с девушек 60-х!). Внезапно повзрослевший подросток, увидевший жизнь совсем не с праздничной стороны, то ли мальчик, то ли девочка в мешковатой фрачной паре, напоминающая одновременно знаменитого Петера Франчески Гааль и героиню "Степного волка" Германа Гессе в заключительной сцене на балу... Потом, неожиданно, элегантная "дива" с декольте и газовым шарфиком на худеньких плечиках (ну впрямь молодая Капитолина Лазаренко!)... Затем - девушка в огромном пиджаке, словно с чужого плеча, разноцветной юбке, в носочках и лаковых туфельках ("Девушка без адреса"?..) Сегодня - абсолютно не схожая со всеми перечисленными персонажами девица, заигрывающая со стилем "панк": вытравленные коротко стриженые волосы (иногда к ним каким-то чудом прикрепляется "коса - девичья краса"), несусветные костюмы вроде солдатской гимнастерки, коротких, до колен, брюк и сапог, из голенища которых может "очаровательно" выглянуть и белое кружевце. Ну и девочка!.. Впрочем, такой костюм ничуть не испортил впечатления от ее выступления на польском фестивале "Зелена Гура", напротив, в окружении "звезд" большого и малого масштаба Жанна почему-то всегда начинает очень сильно напоминать... Золушку. Но Золушку современную - тоже очень стеснительную, но для храбрости решившую вдруг "сверкнуть" нарядом. Во всяком случае, именно так было на концерте 30 мая 1986 года "Счет № 904", сбор от которого пошел в фонд помощи Чернобылю. Так было и на "Зеленой Гуре".

Но хотя имидж солистки может вдруг "круто" измениться - повторяю, собственно музыкальная стилистика песен БРАВО вот уже несколько лет продолжает развиваться и обогащаться в рамках одной сферы. Практически все песни написаны Е. Хавтаном на стихи А. Тарковского, С. Черного, У. Дж. Смита, К. Кавалерьяна и наиболее постоянного соавтора - выпускника Литературного института имени Горького В. Степанцова. Лишь однажды группа БРАВО впрямую отдала дань ретро-моде: когда, еще будучи любительской, с блеском исполнила "Черного Кота" Ю. Саульского - этот незаслуженно обиженный критиками, любимейший твист нашей юности. Кстати, о критиках: думаю, что они в долгу перед самобытным ансамблем. Во всяком случае, не заметить индивидуальный композиторский почерк Е. Хавтана, но всерьез на страницах солидного журнала возмущаться принадлежащим перу Хавтана "Ленинградским Рок-н-Роллом" на текст самой Жанны, да еще за то, что в нем "танцуют и ограды, и мосты" по меньшей мере нелепо и напоминает достопамятную "борьбу" с "Ландышами" О. Фельцмана или тем же "Черным Котом" Ю. Саульского.

Песни Е. Хавтана можно разделить как бы на несколько групп. К первой относятся, на мой взгляд, наиболее индивидуальные по языку, лирические танцевальные номера: здесь и элегический "Старый Отель" с его неповторимой нисходящей интонацией, "Розы", серия последних песен - "Будь Со Мной", "В Чем Дело?", "Как Быть"... Здесь царят красочная инструментовка, красивейшие гармонии, щедрая мелодика, так отличающаяся от некоторых сегодняшних шлягеров, "по-хозяйски" использующих лишь одну ритмоинтонацию.

В самом деле, попробуйте напеть вслух одну из мелодий Е. Хавтана. Как правило, запоминающееся начало, повтор - но с развитием только что отзвучавшего мотива, затем еще один мелодический оборот - на этом, в принципе, можно было бы закончить куплет. Однако он не кончается - вот следует новое "колено", оно развивается, мелодическое дыхание достигает апогея - и тут-то куплет, наконец, обретает свои окончательные очертания. Редко кому удается так "длить" (воспользуемся асафьевским выражением) мелодию... И не только "длить" - но и ни на миг не забывать о слушателе, доставляя ему эстетическое наслаждение.

В другую группу входят песни, представляющие рок-н-ролльную традицию (недаром в одной из них так уместно цитируется "Рок Вокруг Часов" Б. Хейли): "Открытие", уже упоминавшийся "Ленинградский Рок-н-Ролл", "Як". Несколько особняком стоят песни, которые можно назвать гротескными зарисовками: "Желтые Ботинки", "Медицинский Институт", ироничные "Кошки" на стихи У. Дж. Смита. Озорство и беззлобная усмешка, почти детское ощущение радости от проказничанья - но та же, всегда присущая песням БРАВО элегантность, особый "шик" в каждом мелодическом обороте, ритмическом коленце. Правда, есть еще одна песня, которая вроде бы стоит особняком: "Синеглазый Мальчик" на стихи В. Степанцова. "Роковой" монолог этакой женщины-вамп, тоскующей о возлюбленном, с экстравагантной аранжировкой, эффектно "вспыхивающими" аккордами гитары, неожиданными акцентами и исступленной аффектацией вокала. Правда, и здесь неожиданно проглядывает вовсе не чужеземный штрих: "Облейте мое сердце серной кислотой, ой, ой, ой! Мой синеглазый мальчик сегодня не со мной, ой-о-ой, ей-ей-ей!" Интонационный вскрик - явно из русского лирического страдания. Такой текст и такая интонация вполне могли бы присутствовать в "Русской тетради" В. Гаврилина...

Большинство из перечисленных песен можно встретить на пластинке, вышедшей в прошлом году. Фирма "Мелодия" планирует выпуск еще одного диска ансамбля. Уже вышла пластинка БРАВО в Финляндии, и на ее выпуск, кстати, понадобилось гораздо меньше времени. Однако на невнимание к себе участники ансамбля пожаловаться не могут. За два года работы в Московской областной филармонии они объездили, пожалуй, всю страну. В феврале 1988-го были в Финляндии с десятидневным турне по маленьким площадкам - клубам, студенческим кафе, выступали как раз в том "камерном" жанре, который им ближе. Были гостями, как уже говорилось, фестиваля "Зелена Гура" в Польше, летом съездили туда еще раз, побывали и в Швеции, на ежегодном рок-фестивале молодых талантов в Италии. Ансамбль часто звучит по радио, его записи есть почти у всех заядлых коллекционеров "магнитофонного рока", телевидение также часто радует любителей жанра встречами с БРАВО, в том числе и в "видеоклипах". Растет и известность Жанны Агузаровой как певицы - судя по ежегодным опросам газеты "Московский Комсомолец", популярность ее уже "звездная"...

Вместе с тем "звездная" слава обязывает. И не только самих музыкантов, но и тех, кто призван способствовать развитию их творческой деятельности. Тех, без кого не было бы ни Мирей Матье, ни БИТЛЗ, ни Лайзы Минелли. Хотя... На одном из недавних концертов я видела Жанну Агузарову сидящей в зале вместе со знаменитым продюсером из Англии Брайаном Ино. Неужто не дрогнет сердце ни у кого в наших концертных организациях?

Татьяна ДИДЕНКО
Фото С. БЕРМЕНЬЕВА

"Музыкальная Жизнь" №21'1988



Жанна Агузарова

Яркая, ни на кого не похожая. Артистичная. Неожиданная во всем. Манерная. Восходящая звезда. Какими только эпитетами не наделили Жанну Агузарову поклонники современной музыки с первых же дней выступления группы БРАВО! Но какими бы крайностями ни страдали сравнения, было ясно, что на эстраду пришла певица с необычным голосом, яркой актерской индивидуальностью. Не показной, нарочитой: если веселье, то до упаду, если грусть - до тоски смертной, а основанной на полутонах, внутренней, скрытой от зрителей игре, большом внутреннем накале. И еще на даре импровизации. Просто невозможно представить одну и ту же песню, исполненную ею даже приблизительно похоже. Каждый раз новый рисунок, другие оттенки образа.

Путь солистки группы БРАВО на эстраду был непрост. Приехав из Сибири поступать в театральное училище, она не смогла доказать приемной комиссии, что театр ее призвание, а она прирожденная актриса. Девчонка из провинции пыталась как-то иначе реализовать свои возможности, но все попытки не приносили желаемых результатов, пока кто-то из знакомых или знакомый знакомых не рассказал ей о парне, который пишет такую (!!!) музыку. Жанна Агузарова и Женя Хавтан встретились.

- Хорошо, что я встретил ее, а она - меня, - говорит руководитель БРАВО, - мы были друг другу нужны.

Не последнюю роль в этой истории сыграл случай. Но как бы там ни было, у композитора появилась исполнительница, которая максимально точно смогла передать слушателям то, что он хотел сказать. А певица нашла песни, которые позволили ей раскрыть свое природное дарование.

"Работница" №1'1989


Счастливое возвращение

Наряду с появлением перед публикой легендарного УРФИНА ДЖЮСА во главе с Александром Пантыкиным еще одной бесспорной сенсацией фестиваля "Звуковой Дорожки" в "Олимпийском" стало выступление группы БРАВО.

Еще зимой казалось, что обаятельное БРАВО, шумно и скандально появившееся на московской рок-сцене пять лет назад, приказало долго жить. Прискорбные декабрьские вести об окончательном разладе с бывшей вокалисткой выдавили у внушительной армии фэнов-бравистов слезу горечи и заставили их с обреченным видом собирать по домашним архивам открытки и фотографии в памятные альбомы.

И даже когда создатель и бессменный лидер группы Женя Хавтан решительно заявлял, что БРАВО будет жить и даже в самое ближайшее время намерено посмотреть в глаза своим почитателям прямо со сцены, я предполагал, что это - дело не очень близкого будущего. Многим моим коллегам ситуация, в которой оказалось БРАВО, также казалась весьма обреченной. В конечном итоге многие сходились на мысли, что пока БРАВО соберет достаточно сил, чтобы вновь выйти на сцену, о группе, в лучшем случае, будут помнить как о яркой бабочке, увиденной позапрошлым летом где-то на Канарских островах.

Поэтому когда в начале апреля я услышал в телефонной трубке голос Хавтана, утверждавшего, что БРАВО готово выступить на нашем фестивале, даже как-то разволновался. Особый момент волнения пришлось испытать и на концерте 15 апреля, когда предстояло выйти перед пятнадцатитысячным залом "Олимпийского" и спросить: "Вы помните БРАВО?". Громоподобная овация сотрясла воздух, а на сцене в этот момент, пританцовывая свое любимое буги-вуги, появились музыканты. Слез радости у зрителей было в избытке на протяжении всего выступления ансамбля. Волнение прошло. Ему на смену пришло, как пишут в серьезных газетах, чувство глубокого удовлетворения.

Итак, сегодняшнее БРАВО - это шесть музыкантов, двое из которых стояли у истоков группы в 1984 году: Евгений Хавтан и Павел Кузин. Все течет, все меняется - простите за банальность. А на фотографии слева направо изображены: вокалист Евгений Осин, бас-гитарист Сергей Лапин, саксофонист Фёдор Пономарев, гитарист и руководитель Евгений Хавтан, бессменный барабанщик Павел Кузин и наконец новая краска в музыкальной палитре БРАВО - трубач Алексей Еленский. Новая в том смысле, что трубача раньше в группе не было вообще. Был когда-то клавишник, но по мне труба лучше. Сразу как-то сочности и аппетитности в музыке прибавилось.

По понятным, надеюсь, причинам очень хотелось посплетничать с Хавтаном и разузнать обо всем, как говорится, из первых уст. Разговор, естественно, сразу зашел о вокалисте Жене Осине. Хавтан, как оказалось, очень доволен своей находкой. К тому же, теперь он утверждает, что придурковатостью уже никого не удивишь. Выбор руководителя БРАВО, как мне показалось, действительно не из худших. Осин сценичен, пластичен. Поет задорно, и публикой принимается "на ура". Конечно, к новому голосу в БРАВО многим слушателям и зрителям придется еще привыкать. Но в главном БРАВО осталось прежним - веселым рок-н-ролльным коллективом, излучающим флюиды безмятежной радости и ностальгии по ретро одновременно.

БРАВО выступило на фестивале "ЗД" с успехом, честно скажу, превзошедшим мои ожидания. Всем читателям "ЗД" Женя Хавтан, в свою очередь, просил непременно передать следующее:

- БРАВО продолжается. Никакой трагедии не произошло!

Артур ГАСПАРЯН
"Московский Комсомолец" 20.04.1989



Следующая часть >>

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 16 января 2005, 18:11
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (4) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииБРАВО - "Мода"Анна Сусид22.11.2011
РецензииБРАВО - "30 Лет. Концерт В Stadium Live"Олег Гальченко11.01.2015
РецензииБРАВО - "Навсегда"Олег Гальченко11.08.2016
АрхивБРАВО, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр20.01.2005
Архив"Московский Комсомолец" 12.05.1993 (БРИГАДА С, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и др.)Старый Пионэр15.01.2007
Архив"Парус" №05'1988 (БРАВО, АВГУСТ, КРУИЗ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ, "Асса")Старый Пионэр23.01.2008

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.013