БРАВО, часть 2 (разные издания)


Разошлись, как в море корабли

Уже сейчас летописцы и историки отечественной поп- и рок-музыки могут в глубоком почтении снять свои шляпы (ежели таковые еще имеются) перед Женей Хавтаном. Только за то, что он - лидер и родитель группы БРАВО - нашел и вывел в люди Жанну Агузарову (в "бравошном" девичестве - Иванну Андерс) и Ирину Епифанову. Трудно переоценить всю ценность этого вклада в нашу общую копилку поп-достижений.

Причем говорим это безо всякой иронии. Ведь обе талантливые певицы могли еще очень долго демонстрировать свои уникальные способности в Домах культуры местного значения. Но судьба распорядилась так, что на их жизненном пути в разное время и при разных обстоятельствах возник скромный и застенчивый Женя Хавтан.

Жизнь затем, может, и не совсем справедливо распорядилась с БРАВО и ее лидером. Но жизнь есть жизнь, как поется в песне.

Эти размышления на нас навеяли последние известия из жизни группы БРАВО...

- Я больше не буду работать в БРАВО, - заявила на прошлой неделе теперь уже бывшая солистка группы Ирина Епифанова.

После окончательного развода с Жанной Агузаровой в конце 1988 года творческое будущее БРАВО во главе с Женей Хавтаном выглядело безрадостным. Высказывались очень пессимистические прогнозы. Однако в апреле прошлого года в коллективе появился новый вокалист Женя Осин.

Эта замена вдохнула некоторую жизнь в угасающий коллектив, Хавтан осуществил верный ход, не пытаясь подобрать что-то похожее на Агузарову. Сделал ставку на абсолютно новый образ.

По мере того как Ж. Агузарова и БРАВО все дальше отдалялись друг от друга, шагая каждый по своей дороге, Хавтан вернулся к идее женского вокала.

Миниатюрная 19-летняя Ира Епифанова (156 см роста) с невообразимо сильным голосом стала подлинной находкой для БРАВО. В палитре группы появились новые краски, которые выглядели весьма привлекательно и позволяли говорить о вновь появившихся хороших перспективах. Акции БРАВО резко пошли вверх... Уход певицы оказался неожиданным.

"ЗД" спросила у Иры о причинах ухода.

- Причин несколько, - ответила певица. - Во-первых, трудно совместить работу в группе и качественную подготовку к конкурсу "Ялта-90" (бывшая "Юрмала" - ред.). Во-вторых, моя работа в БРАВО была просто пробой пера. Когда меня пригласил Евгений Хавтан, то мы договорились, что все это будет лишь в порядке эксперимента. Мой уход из БРАВО не является результатом какого-то конфликта. Просто на определенном этапе обнаружилось, что наши творческие устремления не совсем совпадают. Мне ближе какие-то джазовые вещи, я пробую найти себя в блюзах... Мне многие говорят, что джаз сейчас не конъюнктурен. Но мне кажется, что честнее заниматься тем, к чему действительно душа лежит. Мне еще надо очень многому учиться. Работа в БРАВО, конечно, помогла мне, но это только начало. Все приходит через труд. Если вдруг в Ялте меня постигнет неудача, - буду учиться дальше, займусь вокалом. Даже если ничего не завоюю, хуже от этого петь не стану.

- Каковы жизненные принципы Ирины Епифановой?
- Вообще я верю в гороскопы, верю, что существуют природные силы, связанные со звездами. И верю также, что к успеху двигают исключительно добрые побуждения. Я знаю, что если человек добрый, то и удача ему будет сопутствовать. Поэтому мой главный жизненный принцип - доброта. Я никогда ни на кого не держу зла...

К сожалению, "ЗД" не смогла задать вопрос Жене Хавтану, которого сейчас нет в Москве. Директор БРАВО А. Агапов кратко ответил по телефону, что никаких контрактов с Епифановой подписано не было, поэтому она вольна делать все, что ей вздумается. У БРАВО претензий к ней нет...

Можно сделать вывод, что причины, побудившие Иру уйти из БРАВО, почти идентичны мотивам, по которым в свое время разошлись творческие пути этого коллектива с Жанной Агузаровой.

Е. Хавтану очень везло на солисток. Однако не повезло лишь в одном: потенциал и фантазия обеих певиц (Агузаровой и Епифановой) выходили далеко за концептуально-стилистические рамки, в которых на протяжении восьми лет настойчиво и бесповоротно работает группа БРАВО во главе со своим руководителем Женей Хавтаном.

Целеустремленность и настойчивость коллектива не могли не вызывать на определенном этапе больших симпатий, Однако со временем становилось ясно, что верность идее - вещь хорошая, если только она подкрепляется открытостью ко всему новому и здравому, что несет с собою жизнь.

В противном случае - засосет, затянет болото догматизма. А догматизм нигде и никогда не приводил к успеху.

Артур ГАСПАРЯН, Владимир РАССКАЗОВ
Фото Анатолия АЗАНОВА

"Московский Комсомолец" 19.07.1990



Группа БРАВО получит компенсацию

Уникальное в своем роде решение принял вчера Краснопресненский районный суд: едва ли не впервые в России борьба за авторские права увенчалась успехом.

Как стало известно "МК", группа БРАВО получит компенсацию от фирмы "Русский Диск", выпустившей в свое время их пластинку без согласия авторов. Сумма штрафа - 2 миллиона 710 тысяч рублей. Еще 33 тысячи 333 рубля заплатит бывший барабанщик группы Кузин, пособничавший пиратской акции "Русского Диска".

"Московский Комсомолец" 03.12.1992


Конечно, БРАВО!..
Стиляги из Москвы

Наверное, мало кто из нынешней генерации стильной молодежи знает, какие трудности испытали их любимчики, прежде чем стали знаменитыми. Тогда, 10 лет назад, редкий концерт БРАВО заканчивался без скандала, музыкантов энергично "винтила" милиция, а кое-кому из них пришлось даже посидеть за решеткой... Но это все было. А ныне, благодаря всероссийской "раскрутке", когда под модные ритмы БРАВО одинаково "твистуют" как пенсионеры, так и пио... пардон, тинейджеры, ребята из БРАВО здорово "подмочили" былую репутацию крутых "подпольщиков".
Как бы там ни было, редакция "Rock-Фуза" никак не могла пройти мимо юбилея этой команды...


Когда в декабре памятного 1988 года Жанночка Агузарова решительно заявила о своем уходе из БРАВО, многие поклонники блюза, твиста, шейка и рокабилли основательно взгрустнули, предвидя близкий' конец хавтановской команды.

Действительно - все (или, по крайней мере, большинство) думали, что Агузарова без БРАВО протянет, а вот БРАВО без Агузаровой... Ан нет! Действительность показала обратное. Жанна покаталась по стране с гастролями, записала несколько новых песен, сняла пару-тройку видеоклипов в эдаком постретровском стиле. Однако ее творчество стало носить все более и более эпатирующий характер с ярким оттенком ухода от андерграунда в попсовый арт. Конечным итогом исканий экс-"Иванны Андерс" явился брак с американцем и скоропостижный отъезд в Штаты.

ТА что же Хавтан и К°? С потерей Жанны группа, естественно, сдала свои позиции, утратив образ, укоренившийся уже в сознании миллионов - образ, неразрывно связанный с небесно-звонким голосом экстравагантной девчонки из Сибири. Зато БРАВО сразу же приобрело нечто большее - свое лицо, перестав быть просто аккомпанирующим составом агузаровскому артистизму.

Теперь Евгению Хавтану следовало закрепить достигнутое и подобрать себе такого вокалиста, который мог бы вывести группу из наметившегося кризиса, не подражая при этом бесподобной Жанночке - ведь любой повтор, любое сходство неизбежно воспринималось бы публикой как жалкая пародия на бывшую солистку. С третьей попытки Хавтану это удалось. Валерий Сюткин, ранее выступавший в ТЕЛЕФОНЕ, пришел на смену Евгению Осину и Ирине Епифановой, как нельзя лучше вписавшись в выверенный годами "стиляжий" имидж БРАВО.

Произошло это событие в конце лета позапрошлого года, и с тех пор дела команды вновь круто пошли в гору. Интенсивная "раскрутка" на телевидении и радио, новый диск студии "Вавилон", теплая ностальгия по славным пятидесятым тире шестидесятым, а главное - удачная музыка Жени в сочетании с текстами Валеры, жизнерадостное исполнение сделали свое дело. БРАВО вновь на коне, что наглядно подтвердили майские концерты в Москве (зал гостиницы "Россия") и Санкт-Петербурге ("Юбилейный").

Программа этих выступлений состояла из полюбившихся фанатами хитов "Король Оранжевое Лето", "Звездный Шейк", свинга "Скорый Поезд", а также многих других песен, в числе которых были, конечно же, и "Вася", и "Девчонка 16-ти Лет", и старый добрый "Ленинградский Рок-н-Ролл". Примечательно, что группа без опаски исполнила стародавний твист Танича "Черный Кот", в котором трубная партия Сергея Бушкевича просто не поддается описанию. Стоит ли говорить, что публика и в Москве, и в Питере самым откровенным образом "торчала" на концертах БРАВО?

Ценным приобретением стал дли команды и добродушный шоумэн Евгений Яковлев, охарактеризованный Сюткиным как "последний нецелованный малыш в рок-н-ролле". Остроумные репризы Евгения, а также целая обойма отечественных твистов типа "Королевы Красоты", "У Самого Синего Моря" и "Последней Электрички", исполненных им во время антракта, заставляли всех поклонников БРАВО, пришедших в "Россию" или "Юбилейный", не расслабляться, пока музыканты приводили себя в порядок для второго отделения.

Кстати, его начало ознаменовалось виртуозным попурри из песен Билла Хейли, Элвиса Пресли, Чабби Чеккера и Литтла Ричарда, во время которого ударник Игорь Данилкин, бас-гитарист Дима Гайдуков, саксофонист Алексей Иванов, "заслуженный стиляга России" Хавтан и футболист Сюткин не жалели ни своих, ни чужих ног.

После дневного выступления 9 мая автор этих строк не без труда проник в кулуары "Юбилейного", чтобы поговорить с ребятами. Улыбающийся Валера беседовал с "секретником" Андреем Заблудовским, который пришел на БРАВО со своим очаровательным ребенком. Яковлев зачем-то повсюду искал "Буша" (подпольная кличка Бушкевича), а Женя Хавтан, отдыхая, скромно курил в сторонке. К нему-то я и прицепился с расспросами.

- Жень, ходят упорные слухи, что скоро из Америки приедет Жанна. Это правда?
- Да. Если все будет нормально, то в середине июля она у нас появится. На июль-август мы запланировали совместные гастроли, посвященные десятилетию группы, с маршрутом: Москва - Питер - Киев - Сибирь, в сентябре-октябре собираемся совершить героический вояж из Мурманска до Северного полюса. Хотим выступить перед полярниками. По итогам этой поездки планируем выпустить новую пластинку. Есть уже несколько песен для нее - "Заполярный Твист", "Пилот" и другие. Сейчас пробуем достать через армейские каналы грузовые вертолеты для доставки аппаратуры. А дальше видно будет...

- А кто будет петь летом, Валера или Жанна?
- Оба, - Евгений устало смотрел на меня поверх сигареты, терпеливо снимая дальнейшие вопросы.

- После Агузаровой БРАВО быстро сменило двух вокалистов. Сюткин был третьей, последней - и удачной - попыткой. Как вы на него вышли?
- Мы давно уже были знакомы, он тоже пел рок-н-ролл, любил твист и шейк. Решили попробовать сыграть вместе. Получилось. Ну, и пошло-поехало...

- Я слышал, что вы с Валерой постоянно спорили раньше насчет того, что же лучше в песнях БРАВО - музыка Хавтана или слова Сюткина. Как удалось вам наконец-то достичь "консенсуса"?

Женя улыбается:

- Этот спор вечен. Он никогда не закончится. Но я-то знаю, что правда на моей стороне. А уж Валерка пусть говорит, что хочет.

- Группа уже была в Петербурге, причем всего три месяца назад. Как вас приняли питерские "стиляги", отличается ли их нынешняя реакция от февральской?
- Да нет. Питер нам всегда нравился, у нас тут очень много поклонников, друзей. Приятно опять видеть забитый до отказа зал, да еще когда люди так классно танцуют - вообще полный кайф!..

Игорь ЦИРУЛЬНИКОВ
Фото автора и Александра АБЕЙДУЛИНА

"Rock Фуз" №6, июнь 1992



БРАВО - ребята в стиле "ретро"

Концерт БРАВО закончился, ансамбль два часа своей программы отработал "вживую", и просто нельзя было находиться в зале, чтобы, слушая его песни, не сбацать вместе со всеми заводной танец "рок-н-ролл". У них чистое звучание, хорошая программа. Видно, что работают профессионалы своего дела.

Человек 20 ярых фанатов этого ансамбля никак не хотели ребят отпускать целых полчаса, и я был вынужден спокойно ожидать, пока музыканты оставят свои автографы на фотографиях, плакатах и пластинках, которые им протягивали со всех сторон, и которым, мне казалось, не будет конца. Их поклонники и поклонницы были одеты и обуты так же, как и кумиры: белые рубашки, широкие галстуки, туфли. Наконец, музыкантов отпустили, и я могу говорить с Женей Хавтаном и Валерой Сюткиным, отличными ребятами в стиле ретро. Кстати, все свои новые песни с того момента, как в БРАВО пришел Сюткин, парни сочиняют вдвоем: Женя пишет музыку, Валера - слова.

- Ребята, так что же все-таки важнее в рок-н-ролле - музыка или слова?
- Ну, я уже по телевидению говорил, что музыка важнее, - говорит Женя. - Слова вообще не имеют никакого смысла и значения, ведь музыка...
- Да не слушай ты его и не печатай то, что он сказал, - тут же перебивает коллегу Валера. - Слова в рок-н-ролле намного важнее музыки, это я тебе говорю...

Ребята начали было с энтузиазмом продолжать свой спор, улыбки не сходили с их лиц, и было не ахти как понятно, шутят они или всерьез. Отвлек их только новый вопрос.

- Валера, почему ваш коллектив называется ансамбль БРАВО, а не группа БРАВО?
- Правильно ты заметил, мы называемся ансамбль, а не группа, как это почему-то все о нас говорят. Группа - это ошибочно, а ансамбль, потому что у нас все идет от ретро, ведь БИТЛЗ и вообще коллективы того времени назывались ансамблями, а не группами.

Теперь, после этого небольшого, но существенного уточнения, я думаю, многие будут называть БРАВО ансамблем, а то парни обижаются, когда их "обзывают" группой. И впрямь, что у них общего с теми группами, что поют сейчас на нашей эстраде? Да ничего!..

- Женя, как отдыхает ансамбль БРАВО, будучи, как говорится, всегда в пути?
- Мы ходим по городу там, где у нас проходит концерт, заходим в комиссионные магазины, ищем старые, старинные вещи, всякие костюмы, галстуки, ботинки. Одним словом - всякие раритеты. Набродившись, сидим в гостинице, пьем чай.

- О вашем коллективе очень мало почему-то пишет пресса, хотя по телевизору вас можно увидеть почти каждый день. Вы что, не дружите с журналами и газетами?
- Просто мы не любим навязываться. Но если к нам приходит журналист, то мы с удовольствием ответим на все его вопросы. Только если они не нахальные и дебильные, а интересные. Сами же никогда не навязываемся каким-нибудь редакциям и не любим, когда о нас пишут всякие сплетни. Если работникам прессы что-нибудь о нас надо узнать, то добро пожаловать к нам, не сочиняя всякие басни и небылицы по слухам, как это нынче бывает даже в некоторых солидных изданиях.

- Как правило, после ухода из той или иной группы солиста или солистки у этого коллектива сразу наблюдается спад популярности - в лучшем случае, в худшем - распад. У вас, Женя, когда ушла Жанна, этого не произошло. Как вам удалось не только избежать развала, но и сохранить имя, остаться одними из популярнейших на музыкальном Олимпе, ведь потеря такой талантливой певицы как Агузарова неужели не угрожала самоликвидацией ансамбля?
- Да, Жанна одна. И нам вначале, после ее ухода, было тяжело. Мы не знали, что делать. Но потом все наладилось, стало на свои места. Название ансамбля, конечно, мы и не думали менять, ведь Жанна к нам пришла, когда мы уже были БРАВО, и сейчас, хотя она и очень далеко, мы все-таки остались друзьями. Переписываемся. Встречаемся. А как нам удалось избежать распада? Так просто это потому, что как раньше, так и сейчас мы делаем то, что нам нравится, не подстраиваясь ни под какие ветра моды. Играем рок-н-ролл, и, видимо, основа все же не в том, кто является солистом или солисткой, а в тех песнях, которые мы играем. И как раньше, так и сейчас мы по-прежнему играем веселую музыку, и она нравится людям. И любят нас, наверное, за то, что мы выходим на сцену без всяких синтезаторов и почти на голой сцене вшестером играем веселый рок-н-ролл и делаем это искренне, от души.

- Как получилось, что в ансамбле запел Валера Сюткин?
- Просто в тот период была у нас безысходка - и тут пришел Валерка...
- Да не слушай ты его, что я взялся от безысходности. Дело в том, что у нас в Москве есть очень известная сводница Татьяна Безысходка, вот она и привела меня к ним, где мы поближе и познакомились. Мы и раньше знали друг друга, но не общались.
- А я и говорю, что он от Безысходки взялся, и как раз в то время, когда ушла Жанна. А с приходом Валерки мы вместе стали писать песни. Одна из них, "Вася", стала очень популярной. Мы увидели, что это успех, и сделали еще несколько таких песен. Продолжаем сочинять вместе и по сей день.
- И весь успех благодаря текстам...
- Да нет же, все благодаря музыке.

- Ребята, как вы относитесь к всевозможным хит-парадам?
Женя: Мы к ним никак не относимся. БРАВО нет ни в одном хит-параде, хотя у нас на концерте всегда полно народа, всегда аншлаг. Это нас очень радует, что концерты проходят с успехом, а в хит-парадах нас нет. Отсюда следует вывод, что судить о компетентности наших хит-парадов очень трудно. Для нас главное - не завоевание хит-парадов, а чтобы на наших выступлениях люди танцевали, отдыхали, и им нравились наши песни...
Валера: Хит-парады - это желание директора той или иной группы повысить рейтинг популярности своей команды. А нам это не надо, для нас важнее, чтобы в радость себе и людям.

- Женя, БРАВО принципиально выступает "вживую"?
- А мы просто по-другому не умеем. Мы не можем точно попадать под фонограмму: как только мы пытаемся исполнить песню под фонограмму, нас тут же публика засекает, и нам становится ужасно стыдно. Поэтому мы решили выступать только "живьем". Чтобы не попадать в неприятные случаи, дурацкие ситуации.

- Это вам дорого обходится?
- Да, нам это дорого обходится. Ведь все время надо возить с собой хорошую аппаратуру. На концерте должно быть качественное звучание. Для нас это дорого, но мы рискуем. Может быть, мы ненормальные, ведь почти единственные, кто ездит с живым звуком. Мы рискуем своим заработком, своими деньгами. Но идем на этот риск. В зале должен быть чистый, живой звук. И когда это поймут другие наши группы, тогда уже можно будет говорить, что на нашей эстраде есть музыка, есть рок-н-ролл. А пока этого не произойдет, на сцене будет процветать халтура.

- Женя, многим будет интересно знать, сколько сейчас стоит снять видеоклип, записать пластинку. Ты можешь назвать эти цифры?
- Ты знаешь, все равно, если я даже и скажу, то получится, что навру тебе. Хотя действительно все стоит очень дорого. Многим группам не по карману не то что записать пластинку или снять клип, но и записать магнитоальбом. Вот мы, например, хоть и БРАВО, но нам самим очень трудно выпустить пластинку, которую собираемся записывать в ближайшее время. Мы еще не нашли такую сумму денег для ее записи. Может, даже придется обращаться к спонсорам.

- Что для вас особенно важно, и чего вы боитесь во время гастролей?
- Для нас важно, чтобы в зале, куда мы приехали выступать, можно было настроить хороший звук. А боимся мы того, что в зале будет плохое звучание, и нас плохо будут принимать зрители.

Беседовал Михаил КУЗЬМИН
"Тусовка" (Луганск) №4, декабрь 1992



БРАВО - "Московский Бит"
Sintez Records

Что бы ни говорили музыканты БРАВО о том, что незаменимых среди них нет, но после ухода из группы Жанны Агузаровой признаки стабильности в их творчестве появились только сейчас. И этот альбом лишнее тому подтверждение. Такого количества стопроцентных хитов ни на одной пластинке группы еще не было. Правда, студийная работа оставляет желать лучшего, что, впрочем, закономерно - БРАВО всегда считалась чисто концертной группой. Именно при живом исполнении появляется знаменитый рок-н-ролльный драйв и милая непосредственность - качества, которые не дают публике усидеть на месте и пяти минут.

Справедливости ради надо отметить, что подобные метаморфозы происходят со всеми нашими рок-звездами, как только они начинают работать в профессиональной студии. Подвальные записи того же БРАВО, сделанные в начале восьмидесятых, были значительно интереснее нынешних, и добивались этого музыканты безо всяких технических ухищрений.

Всех поклонников старого БРАВО необходимо предупредить, что на этой пластинке звучит совершенно другая музыка. Если раньше во главу угла был поставлен сногсшибательный вокал (Жанны Агузаровой), а ретро-музыка лишь эффектно его дополняла, то теперь музыканты делают основную ставку на безукоризненную стилистическую выдержанность...

Илья ЛЕГОСТАЕВ
"Московский Комсомолец" 12.05.1993



БРАВО 10 лет спустя

При резкой поляризации направлений современной музыки никак нельзя пройти мимо феномена группы БРАВО, которая не прибивается ни к рок-, ни к поп-станам, а играет музыку далеких пятидесятых и шестидесятых годов и пользуется огромной популярностью. В чем здесь дело? - то ли в открытости музыкантов, в вечных темах их песен, в "доброте" звучания ли, в энергетике ли со знаком "плюс", - сейчас ответить очень сложно. Точно известно одно - в ходе презентации последней пластинки группы, вышедшей под названием "Московский Бит", на концертах в "Октябрьском" в апреле были полные аншлаги, а билеты продавали с рук за две-три цены. Полный аншлаг был и в конце августа в Манеже на ночной "пати" с участием группы. Так что юбилейные концерты с участием Жанны Агузаровой, запланированные на конец сентября, были просто обречены на успех.



В этом году БРАВО отмечает свое десятилетие. Ведь именно в конце 1983 года группа получила "крещение" в ДК Энерготехпрома, будучи арестованной на одном из своих первых концертов - вместе с солисткой, девятнадцатилетней Жанной Агузаровой. А всего за несколько месяцев до того группа именовалась ПОСТСКРИПТУМОМ, и играли в ней вместе с Евгением Хавтаном (ныне художественным руководителем группы, автором музыки ко всем песням) не только ударник Павел Кузин (игравший затем в БРИГАДЕ С, да и буквально только что выступавший в Питере в составе группы Джоанны Стингрей), но и ...Игорь "Гарик" Сукачев, лидер почти легендарной БРИГАДЫ С. Впрочем, Сукачев вскоре отправился в путь для создания своей супер-группы, а БРАВО занялось поиском своего направления. Женя Хавтан, пришедший в ПОСТСКРИПТУМ из группы РЕДКАЯ ПТИЦА, где он играл вместе с Сергеем Галаниным (еще одно пересечение!), к сочинительству музыки все десять лет так никого и не подпустил. Ну а тексты стала сочинять Жанна. И этот тандем привел группу к первым успехам, которые в 1987 году были окончательно закреплены дебютной пластинкой, выпущенной фирмой "Мелодия". К началу 1988 года группа имела уже две хорошо обкатанные программы с такими хитами как "Ленинградский Рок-н-Ролл", "Желтые Ботинки", "Медицинский Институт" и другими песнями в рок-танцевальном стиле.

Вскоре группа лишилась своей экстравагантной вокалистки - в конце 1988 года Жанна Агузарова начала сольную карьеру (здесь "помог" и успех фильма "Асса" с ее песней "Лучше Страны Не Найдешь"). Жанна даже успела записать альбом, который в 1991 году вышел на фирме "Ритонис". Но сама Жанна была уже далеко, так как смогла-таки найти страну лучше тогдашнего Союза. В сентябре 1990 года рейсом Москва-Нью-Йорк Агузарова отбыла в Соединенные Штаты, окончательно обосновавшись в Лос-Анджелесе. И тут же слухи о ней хлынули, как из рога изобилия: поет в ресторане "Черное море", еле-еле сводит концы с концами, отошла от музыки, продала свой мозг для медицинских опытов и т. д. и т. п.

В том же сентябре группа пригласила солистом Валерия Сюткина из ЗОДЧИХ. Правда, до него еще выступали и Евгений Осин (ныне он - соло-гастролер, записавший альбом "Плачет Девушка в Автомате" и выпустивший пластинку "70-я Широта" с традиционным набором "песен влюбленных романтиков"), и Ирина Епифанова, которая тоже соблазнилась сольной карьерой и вскоре группу оставила.

И, несмотря на успех нового БРАВО, остались вопросы, подобные тем: "А как бы смотрелась сейчас здесь Жанна? Как пела бы эти песни?"

И вот на все эти вопросы музыканты группы решили ответить в ходе начавшегося 25 сентября в Питере специального турне, посвященного десятилетию группы - и, естественно, с участием Жанны Агузаровой, без которой юбилейная поездка была бы действительно бессмысленна.

Непосредственно в Питере БРАВО дало концерты 25, 26, 27 и 28 сентября в БКЗ "Октябрьский". Правда, первый дневной концерт 25 числа был отменен - но зато все вечерние выступления были аншлаговыми. И вообще первый концертный день для группы был ознаменован целым рядом приключений.

Прибытие в город на Неве 24 сентября прошло вполне буднично - вся группа разместилась в "Октябрьской", а американская стар Жанна отбыла в правительственную резиденцию на Каменном Острове (вместе со своей группой НАЙНТИН НАЙЗ).

25-го же после первого концерта вся группа направилась... в клуб "Там-Там" на концерт группы ПРЕПИНАКИ. Надо сказать, что "Там-Там" и так был переполнен народом, а тут еще и столичные гости свалились в одной компании с Артемом Троицким, открывавшим все концерты группы на правах старого друга Жанны. Была в Там-Таме" и сама Жанна в сопровождении трех охранников (кстати, один из них постоянно дежурил у дверей гримерки Жанны). Но надо сказать, что БРАВО не осталось безучастным наблюдателем - музыканты вышли на сцену, дабы принять участие в джеме. Что это было - словами не описать, ибо на следующий день Женя Хавтан сказал Михаилу Борзину из "Хит-конвейера", что "не повторяется такое никогда".

26 сентября группа дала еще и дневной концерт, на котором было множество пожилых людей и море цветов. Как обычно концерт вел администратор группы Евгений Яковлев, а теплые слова о БРАВО говорил Артем Троицкий. Сама же схема концертов была достаточно традиционной: сначала несколько песен (вроде "Король Оранжевое Лето" Вадима Степанцова из БАХЫТ-КОМПОТА) представляло БРАВО, затем одну песню с группой исполняла Жанна. Затем на сцене со своей группой появлялась Жанна. Группу NINETEEN NINES Жанна Агузарова собрала по объявлениям в газетах, дабы играть с ними музыку "темных" девяностых годов - мрачный и усталый рок-н-ролл, злой и холодный под яркими лучами калифорнийского солнца. Говоря по правде, песни ее не особенно впечатляли - возможно, что здесь сказался языковой барьер в восприятии певицы, которую просто невозможно представить вне русского языка. Хотя - из ее нового репертуара нельзя не отметить прекрасную регги-композицию "You're an Angel", посвященную Жене Хавтану.

После Агузаровой целое отделение играло БРАВО 1993 года, а потом - потом под песню "Лучше Страны Не Найдешь" появлялись роскошные декорации Бориса Краснова, и БРАВО образца 1983 года исполняло свои лучшие вещи: "Желтые Ботинки", "Ленинградский Рок-н-Ролл", "Кошки" и "Старый Отель". Завершался же концерт совместным джемом всех музыкантов.

В перерыве между концертами 26 сентября группа отбыла на обед в фешенебельный ресторан "Bella Leone". Да и вообще воскресенье было насыщено весьма приятными событиями для музыкантов, завершившимися ночными телесъемками в клубе "Сатурн" (причем, что примечательно, съемки эти проходили в рамках программы о дне рождении Джона Леннона).

БРАВО, правда, не играло, а приятно проводило время в компании друзей. Коих собралось множество, учитывая то, что цены на билеты были снижены - пять тысяч вместо привычных десяти (прессу так и вообще за две с половиной пускали). Что до друзей, так только в воскресенье в БКЗ побывали и Юрий Белишкин, и Кирилл Миллер, и Александр Донских, и группа ПРЕПИНАКИ. Побывала в "Октябрьской" и большая подруга Жанны Агузаровой Наталья Ветлицкая, прибывшая в ослепительно-белом костюме, внешне тщательно замаскированная.

Впрочем, братание с музыкантами происходило не только за кулисами, куда практически никого и не пускали. Мало того, на третий день концертов все аккредитации, выданные администрацией зала, были отменены, ибо ими весьма бойко торговали у входа (приглашение без указания места шло за четыре тысячи, приглашение с местом - за десять, а пропуск на сцену - за пятьдесят). Поэтому поклонники вынуждены были довольствоваться общением из зала, забрасывая любимых музыкантов цветами. А в остальном все было как обычно - танцы в проходах, шквал аплодисментов, полный аншлаг и отсутствие билетов в кассах. Плохо оказалось только то, что за три долгих года отсутствия Жанны в России (это - первый ее приезд в страну) у нее выработался самый настоящий комплекс суперзвезды. Дело даже не в том, что она всем отказала в интервью, а в самом отношении к окружающим. Обидно, что она вернулась на родину как гастролер, хотя здесь ее не только гораздо теплее принимают, чем в Лос-Анджелесе, но и обхаживают, платят, потакают всем капризам. Где еще такое отношение можно встретить?! Впрочем, до конца турне еще много времени и, возможно, что-нибудь да вынудит Жанну остаться в родной стране.

Кстати, само юбилейное турне продлится до конца октября - БРАВО даст более тридцати концертов во многих городах России и на Украине, но преимущество столиц - Питера и Москвы - прежде всего в том, что наши фанаты смогут увидеть уникальную сцену, выполненную по проекту художника Бориса Краснова. Увы, из-за супердороговизны сцена сия (с роскошными декорациями в виде экзотических пальм и московских небоскребов) никуда дальше столиц проследовать не сможет.

Параллельно группа готовится встретить десятилетие не только концертами. После гастролей БРАВО сядет в студии для работы над новой пластинкой.

А уже сейчас вниманию меломанов предложена компакт-кассета (вскоре выйдет и лазерный диск) с альбомами "Стиляги из Москвы" и "Московский Бит", выпущенная фирмой "Синтез рекордс" (эта же фирма весной выпустила пластинку "Московский Бит" с такими хитами, как "Стильный Оранжевый Галстук" и "Космический Рок-н-Ролл"). На ней (не без помощи продюсера Александра Кутикова) в прошлом году вышла и пластинка "Стиляги из Москвы", записанная на "Петро-студио".

Сейчас группа готовит к выходу на компакте и сборник "Жанна Агузарова в Составе БРАВО. Лучшие Песни". Правда, нечто похожее - сборник "БРАВО. 10 Лет" уже выходило - фирма "Русский диск" выпустила подобную пластинку. Но - "пиратским" способом, не заплатив за это группе ни копейки. Евгений Хавтан создал прецедент, подав на фирму в суд и выиграв дело - так что теперь идейные наследники "Мелодии" обязаны выплатить худруку БРАВО пять миллионов рублей. А выпускаемый самим Хавтаном сборник будет отличаться от "пиратского" прежде всего тем, что качество фонограмм Хавтана несравнимо выше "пиратских" записей государственной фирмы. И вот это самое качество - звучания ли, музыки ли, отношения к зрителям - группа БРАВО, ведомая Женей Хавтаном, смогла пронести через эти десять лет. Нам - и для нас.

Александр МАЛЬКЕВИЧ


Только три вопроса!..

Агузарова никому не дает интервью - это вето ее американского продюсера. Для журналистов во вторник пресс-конференция. Но я в понедельник уезжаю в Москву. Поэтому обращаюсь к Жене Хавтану. И он по старой дружбе представляет меня Жанне.

"Хай! Приятно познакомиться", - говорит она и протягивает руку. "А мы с вами были знакомы в 89-м", - отвечаю я. Агузарова поднимает с глаз темные очки, внимательно смотрит: "А я вас помню!" Жанна согласна на интервью.

- Только три вопроса! - предупреждает меня Жанна-звезда...

Я мучительно думаю, что это должны быть за вопросы, чтобы их было только три. Правда, я знаю, что где три, там и...

- Жанна, вам не кажется, что многие считают вас странной и не понимают вас?
- Нет, - Агузарова все время порывается собирать свои вещи и поэтому не стоит на месте.

- Вы не бываете одиноки?

Она проходит мимо меня, поворачивается, машет перчаткой и в ее замечательных карих глазах читается одно: "Вы задали провокационный вопрос!"

- Я одинока. И - не одинока... Одновременно. Получается интересный процесс. Понимаешь?

- Жанна, если в начале 80-х свое состояние ты выразила в "Желтых Ботинках", "Ленинградском Рок-н-Ролле", то сейчас ты можешь передать свое ощущение жизни?
- Мой любовник в Сахаре... Меня волнует то же самое, что и тогда - любовь.

- Многие ли кавалеры добивались вашей руки (мы все время скачем: то на "вы", то на "ты")?
- Это уже отдельное долгое интервью.

Да. Помню. Времени на него у меня уже нет. Тут мне на глаза попадаются Жаннины сапоги на платформе, и я хватаюсь за соломинку.

- Ваш имидж вы сами придумываете?
- Наверное, это мне посылается свыше. Настроение творчества.

- После этих концертов в Питере у вас не появилось мысли остаться в России?
- Нет.

- Что вы пожелаете читателям?
- Любви.

- А мне?
- Того же... И себе самой я желаю то же самое, потому что мне любви, как и всем другим, очень не хватает... Ну, а теперь я должна идти. Благодарю вас!

Сергей ШАПРАН
Фото В. ГУРЕЦКОГО (1), А. БЕЛОВА

"Rock Fuzz"№ 12'1993



Евгений Хавтан: "Наше сотрудничество с Жанной Агузаровой продолжится..."

Два долгожданных события - юбилейные концерты БРАВО и возвращение на родную землю некогда таинственно исчезнувшей Жанны Агузаровой - состоялись. Явление Жанны на российскую землю месяц назад уже было широко освещено и прокомментировано не только нашей газетой, но и многими другими масс медиа, включая ТВ. В полном разгаре совместный юбилейный тур БРАВО и Ж. А. по странам СНГ. В преддверии московских концертов лидер БРАВО Евгений Хавтан во время короткой остановки в Москве на пути из Киева в Волгоград любезно ответил на вопросы ведущего "ЗД" Артура Гаспаряна.

- Женя, удовлетворен ли ты тем, как проходят юбилейные гастроли БРАВО?
- Мы уже отыграли 15 концертов в разных городах. Впереди - еще столько же. Честно говоря, я даже не ожидал подобного резонанса. Вокруг наших концертов, куда бы мы ни приехали, царит абсолютный ажиотаж. К примеру, в Киеве во Дворце спорта повышибали все стекла в наружных витринах. Поток людей невозможно было остановить, хотя цена билетов, установленная организаторами, составляла в пересчете 50 долларов. Правда, я настоял на том, чтобы в продажу были пущены и дешевые билеты. Мы не можем позволить себе работать только на элитарную публику.

- Не много наберется у нас исполнителей, способных удерживать к себе столь стабильный интерес в течение 10 лет. С вами это случилось. Чем объясняет бессменный руководитель БРАВО подобный расклад?
- Мне кажется, что на нашей поп-роковой сцене происходит сейчас очень мало действительно стоящих и интересных событий. Наш юбилей - это все-таки событие. А почему к нему такой большой интерес? Мы все-таки внесли свою лепту в нашу рок-н-ролльную историю и, смею надеяться, лепту достойную. Хотя, если честно сказать, я никогда специально к подобному ажиотажу не стремился. Ты сам это прекрасно знаешь и можешь подтвердить как человек, знакомый с нами практически все эти годы...

- Подтверждаю...
- Представляешь, в Питере на наш концерт пришли самые натуральные стиляги. Ну, то есть они уже давно не стиляги, они давно выросли, повзрослели, посолиднели, остепенились, имеют хорошую работу... Но специально, по случаю, они вытащили из комодов и шкафов свои былые стиляжные прикиды и пришли к нам со своими детьми, женами, коллегами по работе... Ей-богу, это было так трогательно!

- Как ты нашел Жанну после стольких лет разлуки?
- В общем-то, это уже не первая встреча с ней после перерыва. В начале года мы вместе работали в Израиле, о чем, кстати, "Звуковая Дорожка" уже писала... А нашел я ее такой же, как и всегда. Жанна есть Жанна, она и на Марсе - Жанна. Но хочу сказать, что с тех пор, как она покинула БРАВО, петь стала еще лучше. По моему глубокому убеждению и безо всяких скидок, я бы сказал, что если все эти годы Алла Пугачева была и остается у нас певицей №1, то Жанна Агузарова была и есть певица №2.

- Весьма оригинальная формула, но по большому счету справедливая. По крайней мере, и на мой взгляд. Но давай продолжим эту тему применительно к вашему юбилейному туру. Как тебе понравились ее американская группа и американские песни, которые Жанна исполнила в Питере?
- Это была очень специальная музыка. Честно говоря - не в образе Жанны Агузаровой. Я имею в виду "образ", который любит и к которому приучена наша российская публика. Поэтому зрителям было неинтересно смотреть и слушать все это. Хотя лично мне музыканты очень понравились. Однако Жанна все же приняла правильное решение и отправила ребят обратно в Америку. Теперь на концертах она поет свой классический репертуар.

- Юбилей пройдет. Жанна вернется в Лос-Анджелес. Вы останетесь здесь. Неужели на этом все и закончится?
- Нет, ни в коем случае! Наше сотрудничество продолжится вне рамок БРАВО. Ничего более конкретного пока сказать не могу, но самым трудным для нее шагом было первое возвращение в Россию. Теперь, я думаю, все пойдет значительно проще и легче.

- А каковы планы непосредственно у БРАВО после юбилейных торжеств?
- После концертов садимся на фирме "Мороз Рекордз" за запись третьего оригинального альбома. Мы постараемся честно оправдать тот интерес, который публика испытывает к нам. Мы искренне благодарны за это всем нашим поклонникам. Ведь по всем законам, когда из группы уходит личность (а Жанна Агузарова была ярчайшей звездой первого состава БРАВО), подобный коллектив обычно уходит с авансцены далеко на задний план. Честно говоря, мне самому до конца непонятно, как нам удалось так подняться и не терять своего положения все эти годы...

- Большое спасибо за интервью и успехов вам!

"Московский Комсомолец" 23.10.1993


Обратная сторона В. Сюткина

Лидер отечественного стиляжничества группа БРАВО в очередной раз покорила Питер полным аншлагом во время концертов в ДК им. Горького 23 и 24 июля. В этом не было ничего удивительного, так как незадолго до этого по стране прокатился слух о предстоящем распаде группы, и толпы поклонников рок-н-ролла в "бравом" исполнении стекались на последние в истории, по их мнению, концерты БРАВО.



Во время выступлений и в разговоре с прессой руководитель группы Евгений Хавтан опроверг "враждебные" слухи о распаде, признав, однако, что в составе БРАВО происходят некоторые изменения (уже на этих концертах выступал клавишник Денис Мажуков; должен вернуться кто-то из начального состава), что, впрочем, никак не повлияет на их творчество (хотя сами концерты показали обратное - звук БРАВО несколько утяжелился, и даже старые хиты группы зазвучали ближе к классическому рок-н-роллу). Вокалист Валерий Сюткин сообщил о том, что он записывает сольный альбом, и согласился немного рассказать о музыкальной и текстовой концепции своего будущего детища.

- То, что я делаю, абсолютно не похоже на БРАВО, в прямом смысле слова. Это, скорее, ближе к тому, что делает группа КВАРТАЛ. Тем более что аранжировщиком и гитаристом выступает бывший гитарист КВАРТАЛА Балашов. Это будет гораздо тише, гораздо романтичней. Джаз, соул, ритм-н-блюз, слушаемые мною, находят отражение в этом проекте, они и являются его формой.

- А что будет с работой в БРАВО?
- На мой взгляд, это вполне нормально, даже естественно. Ведь когда ты постоянно делаешь одну и ту же музыку, ты можешь выработать весь свой творческий запас, плюс это не дает тебе развиваться как личности, как музыканту. А ведь это полный застой, болото. Группа не может выиграть от этого, я, естественно, тоже.

- Будешь ли ты на своем альбоме исполнять песни БРАВО?
- Нет, я обязуюсь, что песни, написанные Женей Хавтаном, исполнять не буду. Ну, разве что "Я То, Что Надо", мне от этой песни уже не уйти. В остальном же на альбоме будут песни, написанные мной и только мной. Они немного ироничные, немного лиричные, немного грустные. И хотя названия у альбома пока нет, но, самое главное, все будет очень тихо и спокойно.

- Кто будет помогать или помогает тебе в твоей работе?
- Разные люди. Мне вообще очень нравится работать в паре. К примеру, песню "Блюз Голубой Луны" я написал вместе с моим другом Сережей Петрашевым. Он Поэт именно с большой буквы, очень талантливый. Он сделал весь последний альбом Тане Булановой, писал тексты для Мисина. И я искренне рад нашему нынешнему совместному творчеству.

- Ты не боишься повторить судьбу Сетцера из СТРЭЙ КЭТС, который в своих сольных проектах делал практически ту же музыку, что и с группой?
- Нет! Я ставил приятелям записи из своего альбома. В первый момент они даже не поняли, что это я. Все другое, вокальная аранжировка, манера, все...

- Можно ли назвать все это "обратной стороной Валерия Сюткина", другой гранью твоего творчества?
- А почему бы и нет? В этом абсолютно нет ничего страшного.

- Когда альбом увидит свет?
- Не знаю. Я могу сейчас позволить себе такую роскошь как писаться на разных студиях. Есть много предложений от наших больших компаний, они говорят: "Выпускай альбом у нас, мы тебе студию оплатим и все такое", но уж очень не хочется попадать к ним в зависимость. Ведь надо же себя выжимать. Впрочем, надеюсь, что к концу года работа будет закончена. И так долго не потому, что там надо что-то взвешивать, просчитывать, там все ясно. Просто хотелось записать две песни - записал. Потом отдохнул, записал еще одну. Я работаю, абсолютно не напрягаясь, стараясь сделать все чисто, правдиво, искренне. Это самое главное, на мой взгляд, в творчестве. Это должно быть главным для каждого музыканта, поэта, писателя. А для меня это фундамент, залог всего того, что я могу дать людям, залог всей радости, любви.

Сергей КОРНИЛОФФ
Фото А. БЕЛЕНЬКОГО

"Rock Fuzz" №16, ноябрь 1994



БРАВО - "Хиты Про Любовь"

(p) & (c) 1998 Extraphone
13tks/59mins


Две новости - хорошая и плохая. Вначале хорошая. Романтики не перевелись, они есть, по крайней мере, один - Евгений Хавтан. Столько лет прошло, а он по-прежнему способен волновать душу своими песнями. БРАВО давным-давно уже стали классиками жанра, и их новый альбом не является чем-то новым и непохожим на предыдущие работы. И слава богу. Все те же глубокие и красивые звуки старых хавтановских "Рикенбекера" и "Гибсона". Все те же запоминающиеся мелодии и тексты о звездах, дорогах, дальних планетах, мальчиках и девочках. Плюс в качестве "бонуса" в конце вы можете услышать песню "До Свидания", записанную вместе с Сюткиным и Агузаровой. Кроме всего этого, в аранжировках появились уже совсем явные бритпоп-элементы. Это очень красиво и здорово.

Теперь о плохом. Я очень люблю БРАВО и мне немного обидно уже во второй раз получить во многом вторичный альбом. Понятно, что очень трудно удерживать равновесие и не повторять самого себя. Однако от понимания этого легче не становится. Даже что-то очень красивое со временем приедается. Мне кажется, что Хавтан не собирается делать ретро, но почему-то получается именно так. В "Хитах Про Любовь" есть настоящие жемчужины, такие как "На Планете Гамма", "Сон-Обман" или "Вера, Надежда, Любовь", а также "ну очень диско" песня "В Логичном Мире". "Серенада 2000" почему-то не тянет на большой хит. Ну не верю я Роберту Ленцу, когда он поет, что чья-то мама сказала, что он хулиган. Сюткин мог быть хулиганом, а Ленц слишком холоден для этого. Альбом иногда напоминает 60-минутный поиск компромисса между южным Хавтаном и северным Ленцем.

Но тем не менее все-таки хочу вас уверить, что по качеству эта запись превосходит очень многие работы отечественных исполнителей. Аранжировки безупречны, а песни, как я уже говорил, по-прежнему красивы. Мне хотелось большего, но это могут быть мои личные проблемы. БРАВО отличный коллектив, а Хавтан несомненно держит марку отличного автора и гитариста. Несмотря ни на что (в том числе и на некую иронию в названии), альбом "Хиты Про Любовь" должен понравиться фэнам этой замечательной группы.

K.S.
"Музыкальная Газета" (Минск) №20(84), 27.05.1998



<< Предыдущая часть

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 20 января 2005, 11:27
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииБРАВО - "Мода"Анна Сусид22.11.2011
РецензииБРАВО - "30 Лет. Концерт В Stadium Live"Олег Гальченко11.01.2015
РецензииБРАВО - "Навсегда"Олег Гальченко11.08.2016
АрхивБРАВО, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр16.01.2005
Архив"Московский Комсомолец" 12.05.1993 (БРИГАДА С, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и др.)Старый Пионэр15.01.2007
Архив"Парус" №05'1988 (БРАВО, АВГУСТ, КРУИЗ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ, "Асса")Старый Пионэр23.01.2008

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.004