АВТОГРАФ (разные издания)


АВТОГРАФ

Всесоюзная фирма грамзаписи "Мелодия" выпускает первый большой альбом рок-группы АВТОГРАФ.

Два года назад, когда были названы лауреаты фестиваля популярной музыки "Весенние ритмы. Тбилиси-80", в их числе находилась и московская самодеятельная рок-группа АВТОГРАФ. Для ребят, собранных гитаристом Александром Ситковецким всего за полгода до фестиваля, второе место в Тбилиси стало своего рода началом биографии. И вот уже на их выступления в столичных концертных залах не попасть - любители превратились в профессионалов, и нам, музыкальным критикам, пришлось отыскивать аналог АВТОГРАФУ в отечественной популярной музыке. Так или иначе, поиск закончился безуспешно, и не стоит тому удивляться. Рождаются и утверждаются новые направления эстрады - процесс в целом нормальный и закономерный. "Нам самим трудно определить одним термином свое направление, - говорит А. Ситковецкий, - назовем его, к примеру, "интеллектуальный рок".

Играющие в ансамбле музыканты хорошо знали друг друга еще до того, как родился АВТОГРАФ. Собственно, коллектив стал перевоплощением известного ансамбля ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, в котором А. Ситковецкий работал с момента его основания летом 1972 года.

Музыку в группе пишут все. Кто-то приносит изначальную разработку темы, далее она дополняется, "обрастает", что называется, оболочкой и шлифуется до полного устранения всего лишнего. Когда готова мелодия, в работу включаются поэты Маргарита Пушкина и Борис Баркас. Из имеющихся у них поэтических "заготовок" необходимо создать сложный и завершенный поэтический "дом". Так рождались "Марсианские Хроники" - наиболее сложная 15-минутная композиция в репертуаре группы, песня "Ирландия. Ольстер" на слова Маргариты Пушкиной. Жюри фестиваля в Тбилиси отметило ее за актуальность политического содержания. В новых песнях АВТОГРАФА используется богатейшая музыкальная палитра, от классики XVII - XVIII веков, Генделя и Баха до современнейших достижений экспериментального и электронного джаза, рок-музыки.

Владимир КОВАЛЕВ
"Сельская Молодежь" №8'1982



Этой весной у пятерых московских музыкантов из ансамбля АВТОГРАФ многое впервые. Впервые они приняли участие в столь авторитетном смотре молодых талантов как Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Это было первое участие рок-группы в столь солидном конкурсе. И выступил АВТОГРАФ весьма успешно, завоевав второе место.

А через месяц им предстоит новый экзамен и, может быть, даже более ответственный. Группа едет на гастроли в Болгарию, где даст шесть концертов в крупнейших городах страны и выступит с концертом в качестве гостя международного фестиваля "Золотой Орфей".

Фото С. ЖАБИНА
"Московский Комсомолец", апрель 1983



Узнаваемый АВТОГРАФ

Есть группы, которые как НА волнах качает: от успеха - к провалам. Московский АВТОГРАФ из другой категории - музыкантов отличает редкое качество, они постоянно "прибавляют", не выпускают оглушительные шлягеры, но все время идут вперед. Прошедший год не стал исключением. Весной АВТОГРАФ принимал участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и первый из рок-групп стал лауреатом этого солидного соревнования. Вскоре едет в Болгарию, и это также первый визит наших рок-групп за рубеж, там выступает на фестивале "Золотой Орфей" и получает специальный приз за антивоенную композицию "Истина" (музыка руководителя группы Александра Ситковецкого, стихи Маргариты Пушкиной). А не так давно АВТОГРАФ после полуторагодового перерыва вновь побывал на гастролях в Ленинграде. И, несмотря на такую длительную паузу, на то, что музыка в стиле "арт-рок", проповедуемая группой, не приживается в танцевальных дискотеках, на то, что у ансамбля мало грамзаписей, АВТОГРАФ собирал многотысячную аудиторию в крупнейшем зале Ленинграда - Спортивно-концертном комплексе. Сегодня на вопросы "Смены" отвечает руководитель московской группы Александр Ситковецкий.

- Первое, что бросилось в глаза после новой встречи с вашей группой: АВТОГРАФ удивительно стабилен, не меняет состав, стиль, даже репертуар не слишком обновил.
- Наша музыка все-таки не рассчитана на одноразовое прослушивание, мы не играем мелодий, шлягерных, прилипчивых, от которых надо вовремя избавляться, чтобы не набили оскомину и самим музыкантам, и публике. Что касается состава: стабильность - необходимый залог развития. То, что многие хорошие группы потеряли свое лицо, "сникли", как правило, идет от чехарды в составе. У нас поменялся за три года гастрольной работы только один певец, и то потому, что занялся всерьез научной деятельностью. Все остальные, включая техническую группу, даже рабочих, - те же самые.
Стабильность стиля... Люди, которые своей целью поставили исполнение такой музыки как "арт-рок", требующей высокого профессионализма, не меняются в своих пристрастиях.

- Но у ведущих "арт-роковых" групп мира, несмотря на приверженность стилю, тем не менее, нередко встречаются песни облегченной формы, которые широко доступны. А вы не намерены сделать один-два номера на широкого зрителя? Возможно, это привлекло бы к вашей сложной музыке новых поклонников, они могли бы постепенно, по ступенькам сложности подойти к вам...
- Вы знаете, на большинство пьес, которые мы пишем, мы рассчитываем - они, по меньшей мере, понравятся публике, а некоторые планируем в шлягеры. Но в этом жанре не так-то просто найти ЗОЛОТУЮ середину. Пока, видно, мы этого еще не умеем делать. Хотя шлягер ради шлягера писать не будем, это уж точно, все-таки главное - не отступать от своих принципов. Так же, как и в таком, например, важном моменте - количестве концертов. Думаю, любой музыкант понимает ненормальность ситуации, когда каждый день подряд он играет по два-три концерта. Это уже не творчество, а конвейер. И, тем не менее, редко кто может устоять от соблазна отыграть побольше концертов, то есть побольше заработать. Мы же сознательно ограничиваем число концертов.

- Интересно, чем музыканты занимаются в свободное время?
- Репетируем, многие из нас учатся. Я - на четвертом курсе Гнесинского училища, на заочном, по классу гитары. Бас-гитарист Леонид Гуткин - на дневном в Консерватории по классу фагота. Барабанщик Владимир Михалин закончил музучилище и три курса Института культуры как дирижер-хоровик. Пианист Леонид Макаревич - выпускник Консерватории по классу фортепьяно, и наш новый вокалист, 20-летний Артур Михеев, учится на третьем курсе Гнесинского училища по классу академического вокала.
Знаете, это тоже немаловажно, что с нами нет дилетантов, ведь если музыкант закончил Консерваторию, он совершенно другими категориями мыслит, чем тот, кто пришел сразу из самодеятельности. Трудно найти свое лицо, утвердить свое направление, не имея солидной профессиональной школы. Скажем, Алла Пугачева для меня прежде всего профессионал высочайшего класса. Я не раз бывал на ее репетициях, работает она адски, и я не припомню концерта, на котором даже специалистам было бы заметно, что она не в настроении, не в форме.

- Наверное, упрек в непрофессиональном подходе к творчеству можно сделать многим ВИА, рок-группам.
- Тут опять важен синтез. Есть группы очень профессиональные. На московском конкурсе артистов эстрады одним из лауреатов стал ансамбль АРАЙ, где играют очень "крепкие" музыканты, но не нашедшие пока своего ярко выраженного почерка. Однако таких коллективов, которые безупречно технически подготовлены, немного, и вы правы, это одна из причин однообразия, серости, потому что дилетанты стремятся в первую очередь скопировать уже найденные образцы, и это ведет к вторичности, нивелированию уровня.

...Непростой это разговор - о профессионализме. Концерты АВТОГРАФА - это всегда наглядные уроки профессионального, серьезного отношения к популярной музыке. Для кого-то из зрителей, признающих в рок-музыке только развлекательность, эти уроки покажутся слишком сложными, кто-то не все воспримет в стиле группы, мне, например, показалось, что АВТОГРАФ стал однообразнее в аранжировках, использует мало инструментальных и вокальных красок.

Но, тем не менее, эти уроки ленинградскому зрителю интересны, необходимы. И думается, что городской отдел Ленконцерта, занимающийся гастролями артистов в Ленинграде, мог бы чаще приглашать АВТОГРАФ, этот очень творческий коллектив, тем более что в коммерческом успехе после концертов в СКК также сомневаться не приходится.

И. ЧЕРНОВ,
руководитель дискоклуба "Витражи"

"Смена" (Ленинград), 1984



АВТОГРАФ в Бурже

Бурж (департамент Шер). Многотысячный зал стоя приветствовал овацией советскую рок-группу АВТОГРАФ, которая дала концерт на проходящем здесь, в старинном французском городе, ежегодном музыкальном фестивале "Весна в Бурже".

Первое в его 11-летней истории выступление советских музыкантов стало заметным событием этого крупнейшего во Франции и в Европе праздника современной песни. Высокое профессиональное мастерство, дополненное всевозможными специальными сценическими эффектами, привело к заслуженному успеху.

Участвуя в "Весне в Бурже", мы стремимся показать, что мы умеем, и посмотреть на то, что делают наши коллеги из других стран, сказал корреспонденту ТАСС руководитель группы АВТОГРАФ Александр Ситковецкий. Мы надеемся, что в случае нашего успеха будет открыта дорога для выступления на авторитетной международной эстраде Буржа и другим советским певцам и группам. Музыкальный язык интернационален, и каждый такой концерт позволяет зарубежной аудитории глубже знакомиться с многообразной культурой Советского Союза, ломает формируемый антисоветской пропагандой стереотипный образ нашей страны, наших людей, подчеркнул он.

Я очень рад заслуженному триумфу ребят из АВТОГРАФА, поделился с корр. ТАСС впечатлениями после концерта директор международной программы фестиваля Жак Эрван. Публика великолепно встретила советских исполнителей, что особенно знаменательно, учитывая престиж фестиваля и высокие запросы его зрителей. По сравнению с программой, которую я видел в Москве в 1985 году, АВТОГРАФ сохранил творческое вдохновение и фантазию, усовершенствовав техническую постановку спектакля. В заключение Ж. Эрван выразил надежду на продолжение и углубление сотрудничества "Весны в Бурже" с Советским Союзом, на то, что и другие советские певцы и музыканты разных жанров смогут познакомить тысячи и тысячи посетителей фестиваля со своим мастерством.

Выступление неизвестного ранее во Франции АВТОГРАФА стало очень приятным сюрпризом, сказала корр. ТАСС, заместитель главного редактора специальной фестивальной газеты "Котидьен дю прентан" Паскаль Нейрон. Мне понравилась манера, в которой выступает группа. Французам, по натуре недостаточно любопытным, надо больше знакомиться с современной советской музыкой и культурой. По ее словам, "Весна в Бурже" позволяет это сделать, поскольку главная задача фестиваля - открытие новых имен, талантов и тенденций.

(ТАСС)
"Московский Комсомолец" 21.04.1987



Автограф успеха
В польском городе Сопоте состоялся XXIV Международный фестиваль песни

Год назад автор этих строк с грустным настроением покидал фестиваль "Сопот-86". Наше участие в нем, как вы помните, закончилось тогда провалом, чему и посвящалась критическая корреспонденция в "Комсомольской Правде".

И вот - новая встреча с международным праздником песни. Был он очень представительным. В Сопот прибыло двадцать четыре исполнителя из двадцати стран мира. По сравнению с прошлым годом возрос артистический уровень участников.

Среди гостей фестиваля выступили такие "звезды" мировой величины как Джозе Филициано и Джонни Кеш. В качестве гостя выступал и наш Валерий Леонтьев. Успех Леонтьева широко комментировала польская печать.

Впрочем, "разворотливость" ответственных людей из нашего Министерства культуры вновь приходится закавычивать. Известно, что, по условиям конкурса, хозяева фестиваля предлагают исполнять польские песни на родных языках участников или на иностранных. Кому известно, а кому и нет. Группа АВТОГРАФ перед выездом упорно упражнялась в познании польского текста песни. Потому что им так сказали. Хорошо, что ребята вовремя перестроились на ходу. Не прореагировало Министерство культуры и на прошлогоднюю критику в "Комсомольской Правде" по поводу отсутствия рекламы наших исполнителей. Рекламы снова не было. Ни одного плаката.

Победителей, как говорится, не судят. Тех, кто конкретно побеждал на сцене, мы судить не собираемся. Наоборот: то, что сделали ребята из группы АВТОГРАФ, можно назвать только одним словом: триумф. Триумф, основанный на энтузиазме исполнителей. Такого успеха советских участников не помнит Сопот. Об АВТОГРАФЕ говорили, писали, спорили. Многие газеты называли его единственным кандидатом на "Гран-при". При совещании жюри буквально одним голосом перетянул дуэт ДАБЛ ТЭЙК из ФРГ, получивший "Гран-при". Но и второе место ничуть не умаляет успеха АВТОГРАФА. Кроме того, группа получила престижную награду журналистов, аккредитованных на фестивале, а также специальную награду председателя польского Гостелерадио.

- Когда мы выезжали на фестиваль, то о наградах и не думали, - взволнованно говорит руководитель группы Александр Ситковецкий.- В Сопоте все-таки фестиваль эстрадной и поп-музыки, мы же представляем роковое направление. Тем более нам приятно.

- Что вам даст награда?
- Она уже приносит отдачу. Здесь, в Сопоте, мы получили много приглашений на заграничные турне. Часть премии, полученную в долларах, мы решили потратить на обновление аппаратуры.

- Ваши ближайшие планы?
- Хотим дней восемь отдохнуть. В сентябре нас ждет поездка по родной стране. В октябре вновь приедем в Польшу. На концерт в Фонд солидарности со странами Африки и Латинской Америки. Жизнь предстоит напряженная. Работа, работа. Мы очень трезво оцениваем свою музыку, видим у себя немало недостатков. Мастерство надо шлифовать постоянно.

Через несколько часов после нашей беседы состоялся заключительный аккорд фестиваля - концерт лауреатов. И здесь АВТОГРАФ оставил еще один автограф успеха. Группа была первой из участников конкурса, кого публика приветствовала стоя. Вновь и вновь АВТОГРАФ приглашался на очередной "бис". А потом у микрофонов, рядом с нашими ребятами, встали американка Мери Ди, ирландец Спайдер Симпсон, самый юный участник фестиваля, 17-летний Аллен Майкл из Голландии, полька Майка Ежовска. Много раз рефрен со словами "Всем нам вместе жить на этой земле" раздавался в амфитеатре Лесной оперы. Артисты сошли со сцены, направились к зрителям. Произошло некое подсознательное, доброе, человеческое единение. Такие мгновения не забираются.

М. БОТЯН (Наш соб. корр.)
Сопот - Варшава

"Комсомольская Правда" 30.08.1987



Автограф АВТОГРАФА

Серьезно о группе АВТОГРАФ заговорили критики уже после первого ее крупного выступления на рок-фестивале "Тбилиси-80". Коллектив заявил о себе не только хорошими композициями, но и тематикой своих песен: "Ольстер. Ирландия", "Истина", "Корабль", "Пролог". Песни о любви, которой нужен мир и ненавистна война, "марсианские хроники" и вполне земные песни о том, что и людям двадцатого века нужней всего нежность ближнего.

"Мы стремимся ставить перед слушателями вопросы, кем они видят себя в современном мире, что хотят сказать людям", - говорит руководитель ансамбля гитарист-виртуоз Александр Ситковецкий.

Группу хорошо знают у нас в стране. АВТОГРАФ побывал на гастролях за рубежом и везде имел положительную прессу, а в этом году стал лауреатом Сопота.

Памятным для группы был год 1985-й. Концерт, который музыканты мира дали в фонд помощи голодающим в Африке. Это был 16-часовой концерт-телемост, связавший музыкантов и 2 миллиарда зрителей в 167 странах! "В СССР нас приветствует АВТОГРАФ!" - объявил тогда ведущий с лондонского стадиона Уэмбли.

Были потом гастроли, где их принимали и тепло, и с прохладцей. Но их профессионализм и любовь к музыке бесспорны. Об этом свидетельствует отношение к ним известных музыкантов Карлоса Сантаны, Джеймса Тейлора, Бонни Райта, ДУБИ БРАЗЕРС... Все они счастливы были плечом к плечу встать перед тысячной аудиторией стадиона "Измайлово" в июле нынешнего года. Выступление это стало триумфальным аккордом советско-американского "Марша мира-87". Им было легко петь всем вместе в финале "Дайте Миру Шанс" - гимн молодых борцов за мир Джона Леннона...

На двенадцатой звуковой странице - песни "Головокружение" и "Нам Нужен Мир".

Е. НИКИТЕНКО
"Кругозор" №11'1987



Как дела, АВТОГРАФ? Все о'кей!
5 июня популярной московской рок-группе АВТОГРАФ исполняется 10 лет

В 1980 году в Тбилиси состоялся первый (и до сих пор последний) всесоюзный фестиваль популярной музыки "Весенние ритмы", после которого впервые был приоткрыт занавес, довлеющий над словом "рок", и можно сказать, что на рок-светофоре был зажжен "желтый свет". Тбилисский поп-форум открыл для широкой публики имена таких групп как АКВАРИУМ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, АВТОГРАФ, ИНТЕГРАЛ, группы Гуннара Грапса, ДИАЛОГ, и лауреатские звания, полученные всеми этими коллективами, позволили им встать на профессиональные рельсы и иметь возможность гастролировать по стране.

Но рок тем не менее был все-таки "вне закона", и после ряда хвалебных статей в прессе одна за другой стали появляться резко критические, в которых журналисты не всегда чистоплотными способами пытались унизить тот или иной ансамбль. А защитить их было некому. Кто-то из-за всей этой свары остался без работы, кто-то ушел в подполье, а кто-то для того, чтобы существовать, стал искать способы для этого.

АВТОГРАФ, к примеру, стал участником, а затем и лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1983 г.) и, заняв 2-е место вслед за... фольклорным ансамблем п/у Владимира Назарова, получил возможность не только выпустить пластинку (записанную, кстати, в 1982 г., а выпущенную лишь... четыре года спустя), но и начать выезжать за рубеж, где он мог весьма достойно представлять советскую рок-музыку. Частые и продолжительные гастроли по стране, выступления в Москве проходили при неизменных аншлагах, и, наряду с ЗЕМЛЯНАМИ, ДИАЛОГОМ и группой Стаса Намина, АВТОГРАФ стал первой советской официальной рок-группой. Причем главным отличием ансамбля от вышеназванных был высочайший профессионализм всех без исключения музыкантов. Недаром в годовых хит-парадах "ЗД" все музыканты группы (А. Ситковецкий, В. Михалин, Л. Гуткин, Л. Макаревич, вокалист С. Брутян, а позже А. Беркут) занимали одни из первых мест. По западным меркам это была супер-группа.

Все шло хорошо. Даже более того. Дела пошли в гору. Группа теперь надолго уезжала в зарубежные турне, возвращаясь оттуда с лестными отзывами прессы. АВТОГРАФ был первым советским коллективом, выступившим в совместном концерте с самим ЧИКАГО, а вместе с ДИАЛОГОМ дали два концерта в самом престижном зале Лондона "Хаммерсмит Одеон". В 1985 году московская группа была единственным представителем Советского Союза на известном концерте "Лайв Эйд". На фоне всего этого совершенно неожиданно для многих явилась победа АВТОГРАФА на фестивале... эстрадной песни в Сопоте в 1987 году. Все это время в Москве и других городах страны весьма неплохо продавалась их первая (и пока единственная) грампластинка, хотя записанный на ней материал был образца 1982 года, да и по качеству он вряд ли мог кого-нибудь удовлетворить. И тем не менее пластинка (ее до сих пор еще можно встретить в дальних пыльных углах магазинов грампластинок) достигла тиража нескольких миллионов экземпляров.

Последняя поездка АВТОГРАФА в США завершилась долгожданной победой - группа все-таки смогла за 2 года добиться контракта на запись диска в США на фирме "Кэпитол".

И вот "камбэк" (возвращение) к советским слушателям. Дебют ряда новых композиций, выражающих совсем иное творческое лицо АВТОГРАФА, состоялся во время финальных лауреатских концертов "ЗД" в Лужниках 4 февраля этого года. Часть публики, судя по реакции зала, сразу приняла новые музыкальные формы коллектива, в который весьма удачно вписались новый клавишник Руслан Валонен (Леня Макаревич, покинув группу, решил посвятить себя семье) и известный саксофонист Сергей Мазаев, ранее лишь изредка сотрудничавший с АВТОГРАФОМ (с 1986 г. - постоянно в составе). Другие же - очень настороженно, с некоторой опаской воспринимали новые композиции. Группа вновь отправилась гастролировать по стране, стала появляться на телевидении, успешно выступила на I туре фестиваля "ЗД" в "Олимпийском" и финале всемирного конкурса видеоклипов, сразу две их песни ворвались в наш хит-парад по итогам апреля. Значит, все-таки возвращение состоялось, на группу вновь обратил внимание зритель и, несмотря на психоз по поводу ЛАСКОВОГО МАЯ, еще не все потеряно и вкус рок-аудитории еще не до конца утрачен. Возвращение состоялось, но ведь еще следует и закрепить, а затем продолжать держать "планку" (точнее, свою "фирму") на высоте. Это, по всей видимости, вскоре сможет сделать их новый, второй альбом, который должен увидеть свет в июне нынешнего года.

Следуя многочисленным прецедентам прошлых лет, музыканты не стали дожидаться выхода в свет пластинки и стали "раскручивать" будущий диск сами, запустив кассету с записью по студиям звукозаписи. Если верить руководителям студий, то спрос на АВТОГРАФ стал вновь появляться. Оригинал новейшей записи попал и в "Звуковую Дорожку", поэтому все, что вы прочтете ниже, можно считать рецензией на будущий диск.

Итак, десять новых песен. При первом же, беглом, так сказать, прослушивании сразу обращает на себя внимание качество записи и совершенно неповторимый "саунд". Это именно "саунд", а не звук, т. к. после сотни советских фонограмм мне впервые в руки попала запись, отличающаяся прежде всего фирменным звуком. Не имея ничего против звукозаписывающих способностей Саши Кальянова (фонограммы Пугачевой, Николаева, Преснякова, Газманова и других), а также Андрея Ветра или Саши Кутикова, хочу заметить, что им, как и многим советским звукорежиссерам, не хватает какой-то изюминки, мельчайших штришков, отличающих их записи от "фирменности" фонограмм АВТОГРАФА.

Группа здесь действительно звучит "по-американски" (именно так, потому что англичане пишутся несколько иначе, более плоско, без насыщения и объемности звучания инструментов). Столь необычное по колориту звучание - результат тщательной работы звукорежиссера Дворца молодежи Игоря Замараева (вспомним, кстати, его последние работы: АЛЬЯНС, НРГ, Сергей Минаев, новейшая работа АРИИ - нельзя не согласиться, что в каждой из них чувствуется великолепная рука мастера) и клавишника группы Руслана Валонена, явившегося еще и продюсером будущей пластинки. Огромную помощь в их работе им оказали еще два человека, о которых нельзя не упомянуть, - это Иван Евдокимов и Сергей Рылеев.

Вроде прослушивание приводит уже совсем к иным размышлениям. На передний план выходят аранжировки и мастерство инструменталистов. Пожалуй, единственное слабое место будущего диска - некоторая несовместимость ряда инструментальных и вокальных партий. Но, вполне возможно, это лишь мое субъективное мнение и кому-то это покажется не так.

Построение большинства песен также идет по американскому принципу (ох уж это "пагубное" влияние "дикого" Запада) - мощное гитарное вступление, клавишный пассаж, электронно-духовой микс и хоровое пение в припевах. Две песни ("О, Мой Мальчик" и "Казенный Демон") перекликаются по музыкальным темам с лучшими работами ДЖОРНИ, ФОРЕЙНЕРА, КАНЗАСА (моей любимой группы - Д. Ш.), позднего ЧИКАГО. Причем поклонники этих групп обязательно примут на ура новый АВТОГРАФ. Если раньше музыка группы была в чем-то сродни ГЕНЕЗИСУ и ЙЕС, то теперь стилистика несколько упростилась, осовременилась, задышала свежим звучанием.

Из 10 песен - 5 баллад с романтическими настроениями текстов. Причем это прослеживается как в названиях песен ("Странник", "Казенный Демон", "Амур", "Камень", "Колокол", "Мастер"), так и в содержании (автор текстов Сергей Патрушев, он же тесно сотрудничает и с Андреем Мисиным).

Камень смотрит в небо,
Камень ищет рай,
Тот далекий край,
Где он был звездой...
Фосфор неба свернут в темную спираль.
Бесконечна даль
Над землей пустой.


АВТОГРАФ полностью отошел от любовно-патетической тематики к романтизму, который больше подходит к "металлу", чем к их стилистике. Судите сами: "сатана, демон, грозы, замки, восходы и закаты, звездная пыль" (песня "Мастер") - это так похоже на добрые сказки для взрослых, присутствующие в песнях РЭЙНБОУ или ДИО, ВАРЛОК или СИНДЕРЕЛЛЫ. Не говоря уж о тех группах, названия которых уже были упомянуты (КАНЗАС, ДЖОРНИ). И в то же время в них присутствует аллегорическая социальность (почему-то долгое время у нас было принято так - раз уж социальность, то лозунгами и шаблонами прямо "в лоб"), проявляющаяся в достаточно тяжелом настроении трех основных песен диска: "Каменный Край", "Колокол" и "Странник".

Открывает пластинку сильнейшая композиция "Город", которая являет собой совершенно точный портрет экологического и урбанистического загнивания огромных городов планеты и полное падение морали людей, живущих там. А закрывает - песня "Каменный Край" (так и называется этот диск), которая является логичным финалом и подчеркивает концептуальность новой работы АВТОГРАФА. По идее, все пластинки такими полноценными и должны быть. Только, к сожалению, не у всех получается. АВТОГРАФУ это удалось сделать. На высочайшем уровне остается ритм-секция (Леонид Гуткин и Виктор Михалин). Великолепен саксофон Мазаева (кстати, оказалось, что он еще и неплохо поет в песне "О, Мой Мальчик"), и по-прежнему необычно и загадочно звучит гитара Саши Ситковецкого. Кстати, функции гитары стали более разнообразными. Если раньше гитара Ситковецкого использовалась только как солирующий инструмент, то теперь, при использовании 6 (!) разнообразных по звучанию и функциональным данным гитар, стало возможным насытить партитуры песен чистыми (я бы даже сказал, кристальными) звуками струн. А максимальное обилие тонкостей и деталей, которые вы услышите на пластинке (может быть, вообще впервые на диске, выпущенном у нас в стране), дополняется присутствием более пятидесяти (!) музыкальных инструментов, используемых при записи альбома, к чему опять же причастен Руслан Валонен.

А как здорово стал петь Артур Беркут!

Не уверен, что пластинку ждет массовый коммерческий успех (к счастью, АВТОГРАФ не МИРАЖ и не ЛАСКОВЫЙ МАЙ), но ряд песен, уже достаточно раскрученных ТВ ("О, Мой Мальчик" или "Я Люблю" - финал конкурса видеоклипов, "Утренняя почта", "Взгляд"), а также уже услышанных зрителями на концертах, смогут занять достойное место не только в сердцах слушателей, но и в хит-параде "ЗД". Как, впрочем, и будущая пластинка на полках у меломанов.

Дмитрий ШАВЫРИН

P. S. С 18 по 21 мая в УСЗ ЦСКА вы сможете услышать новые песни группы АВТОГРАФ в программе режиссера Вадима Короткова "Рок-философы". В программе, посвященной интеллектуальной музыке, вы также встретитесь с Андреем Мисиным, группами АЛЬЯНС и НРГ.

Советуем не пропустить отпущенного вам шанса.

"Московский Комсомолец" 12.05.1989


Александр Ситковецкий: "Мы этого действительно не ожидали"

А такого вряд ли кто-то мог ожидать. В период массового расцвета "белых, желтых и розовых роз" и "вечеров" той же раскраски, первый тираж новейшего альбома группы АВТОГРАФ - "Каменный Край" моментально исчез с прилавков магазинов грампластинок. Три песни с альбома вот уже несколько месяцев уверенно входят в наш "топ-твенти", а в большинстве открыток, поступивших в редакцию, в графе "грампластинка месяца" значится название альбома.

Все это тем более странно, потому что АВТОГРАФ не так часто появляется на концертных площадках столицы (за исключением, пожалуй, концертов "ЗД"). Гораздо чаще это имя можно встретить на афишах далекого Нью-Йорка или Лондона. Взять тот же ДИАЛОГ - об этом коллективе сейчас хорошо знают в континентальной Европе, но в Советском Союзе оно уже, наверное, забыто меломанами. Сделав ставку "туда", они почти все потеряли "здесь".

АВТОГРАФ по этому пути не пошел, да и не собирался идти. Результат налицо - "Каменный Край" быстро раскуплен счастливчиками, на него огромный спрос в студиях звукозаписи, три песни в хитах. Не всем сегодня это удается. Разве не так?

И все-таки за десять лет существования группы всего 2 альбома и 2 сингла. Мало? Конечно. Даже очень. Что думает по этому поводу руководитель АВТОГРАФА Александр Ситковецкий?

- В свое время записать пластинку на "Мелодии" было очень тяжело. Наш ансамбль был одним из первых, кому в 1986 году (!!!) удалось записать диск, целиком состоящий из собственных композиций. И вдруг стало все можно. Приходи - и пиши. Особенно, если у тебя уже есть имя. Но мешало другое - группа в течение нескольких лет была вынуждена участвовать в различных международных мероприятиях, фестивалях. Как только мы вернулись в Союз, сразу записали диск. Сейчас уже готов материал для следующей пластинки. Самое простое - сесть на месяц в студию и записать диск. Но АВТОГРАФ этого не хочет. Прежде всего я хочу изучить реакцию зрителей на этот тип музыки.

- А разве нынешнее отсутствие первого тиража в магазинах через два месяца после его выхода не доказывает, что уже можно писать следующий диск?
- Это одновременно радует, но и настораживает. Прежде всего успех "Каменного Края" доказывает, что зрители постепенно возвращаются к нормальной музыке и эта музыка им нужна. Музыкальный рынок должен быть сбалансирован, как это есть во всех цивилизованных странах. Пусть будет ЛАСКОВЫЙ МАЙ или Белоусов, но есть люди, которые это просто не хотят слушать. Им необходим более высокий интеллект музыкального произведения. Поэтому я хочу подождать второго, третьего тиража. После отпуска АВТОГРАФ вновь отправится в тур по стране и будет смотреть на реакцию зрителей в концертных залах.
Да, со вкусами аудитории надо как-то считаться, но главное - это оставаться самим собой.

- Ты хочешь сказать, что зритель отучился думать и все-таки в будущем году появится шанс вернуть его в нормальное музыкальное русло?
- Точно. В будущем году еще одно новое поколение заполнит концертные залы и стадионы. И если сейчас им дать послушать хорошую музыку, то положение можно исправить. Они придут познавать и изучать новую для них музыку. Повторяю - новую. Но даже если этого не произойдет - не страшно. Каждой аудитории необходима своя любимая музыка.

- И последнее - в 1990 году в США выйдет ваш дебютный "экспортный" альбом. Он будет таким же, как "Каменный Край"?
- Нет, лишь половина композиции (естественно, с английскими текстами) войдет в него. Пока мы исполняем европейскую музыку. Для того чтобы продать ее в Америке, ее надо американизировать. Что это такое? Сделать композиции более лаконичными, конкретными, тяжелыми. Наши русские остросоциальные тексты там никому не нужны и совершенно непонятны. Поэтому все тексты песен будут написаны только американскими поэтами. Лишь это может принести шанс на успех. Зимой пластинка будет записана, а к будущему лету надеемся узнать о результатах.
С москвичами мы встретимся сразу после нашего отпуска. Скорее всего это произойдет на декабрьских концертах "ЗД", посвященных 70-летию газеты "Московский Комсомолец".

Дмитрий ДМИТРИЕВ
Фото Григория КАЦМАНА

"Московский Комсомолец" 29.09.1989



Все десять лет

Теперь их принято называть "супергруппой", и, - существуй какое-нибудь звание типа "заслуженный деятель рок-музыки СССР", - АВТОГРАФ смело можно награждать в числе первых.

Помню иные времена, когда на удаленной подмосковной платформе сходили мы с пригородных электричек и молча, дабы не спугнуть покой охраны порядка, скапливались в местном Доме культуры. Чтобы слушать рок на русском языке. Между прочим, именно тогда и закрепилась слава ВИСОКОСНОГО ЛЕТА с Александром Ситковецким, который уже в 70-е считался могучим музыкальным авторитетом. Я вспоминаю ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО не затем, чтобы ностальгически всхлипнуть. В тот подпольный период, когда в умах безраздельно властвовала символика Макаревича, "високосники" (с Крисом Кельми в том числе) воспевали то герцога Альбу, о котором многие и не слыхали, то водили нас по каким-то мрачным готическим коридорам, то снисходили к земле, но только затем, чтобы своих же поклонников как-нибудь едко поддеть: "Так надо, ходить на сэйшн стадом, рвать одежду в толчее на куски..."

Их голос выбивался из общего хора. Потом ЛЕТО куда-то запропастилось, а в 80-м году в Тбилиси на первом легальном рок-фестивале объявился свежеиспеченный АВТОГРАФ Александра Ситковецкого. Их "Ольстер", композиция "Пристегните Ремни Безопасности" убедили всех, что и наш отечественный рок может звучать вполне "фирменно". Кстати сказать, высококлассность свою АВТОГРАФ доказывал постоянно (то есть все десять лет, именно столько исполнилось группе 5 июня сего года). Участники группы (А. Ситковецкий, В. Михалин, Л. Гуткевич, Л. Макаревич, вокалист С. Брутян, а теперь А. Беркут) неизменно лидировали в разнообразных хит-парадах. АВТОГРАФ немало и успешно погастролировал на Западе, был первой советской рок-группой, проникшей в святая святых - зал "Хаммерсмит Одеон" в Лондоне, а еще играл в одном концерте с самим ЧИКАГО. Можно было бы длить бесконечно перечень их побед, но сейчас недостаточно одного сходства с западным "саундом". Хочется слушать что-нибудь "свое" не только текстовое, но и музыкальное. Вот почему те, кто помнит и любит ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО и кто скептически наблюдал некоторые прошлые опыты АВТОГРАФА, наверняка оценят новый альбом группы. С приходом клавишника Руслана Валонена и саксофониста Сергея Мазаева качество звучания стало таким, что комар носа не подточит, но при этом в композициях "Город" или "Я Люблю" снова прорезалась "последняя прямота" одинокого человека на пороге отчаяния... Наверное, это и есть только "автографское", ибо при все внешнем благополучии и даже лоске он никогда не были скучающе-самодовольными. Вот почему я и говорю: их автограф не рука штабного писаря пишет, но поэта.

Игорь МАРТЫНОВ
"Собеседник" №41, октябрь 1989


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 20 октября 2004, 19:07
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

Архив"Сельская Молодежь" 1983 (рок в СССР)Старый Пионэр18.03.2008
Архив"Мелодия" №01'1989 (АВТОГРАФ, АКВАРИУМ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ и др.)Екатерина Борисова19.06.2013

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.005