Фестиваль "Рок-Панорама-87", часть 2 (разные издания)


Марафон начался

Сложности, через которые пролег путь организаторов ежегодного московского фестиваля "Рок-Панорама", - тема для многотомного романа, не уступающего по остроте сюжета истории "Трех мушкетеров". И тем не менее...

Вчера на Малой спортивной арене в "Лужниках" дан старт "Рок-Панораме-87". Впервые рок-фестиваль в Москве проходит в спортивно-концертном зале. Его вместимость более 6 тысяч человек. Фестивальные концерты с 7 по 13 декабря смогут посмотреть более 45 тысяч любителей рок-музыки. Масштабна программа "Рок-Панорамы-87". В ней участвуют около пятидесяти профессиональных и любительских рок-групп из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Архангельска, Литвы, Эстонии, Латвии. На состоявшейся перед открытием фестиваля пресс-конференции представители оргкомитета фестиваля сообщили, что на фестиваль аккредитовано более 500 советских и иностранных журналистов. Прибыль от продажи билетов и реализации рекламной продукции поступит на счет Советского детского фонда имени В. И. Ленина. Ряд общественных организаций учредили специальные призы для участников фестиваля. Конкурсных наград программой не предусмотрено. По мнению организаторов "Рок-Панорамы-87", главная цель - не распределение призовых мест, а показ художественных достижений советских музыкантов во всех жанрах и направлениях рок-музыки, их гражданского и социального участия в общественном движении в защиту мира на Земле.

В 19:30 "Рок-Панорама-87" была торжественно открыта. Ведущий концертов Борис Зоричев объявил первых участников программы - дуэт электронной музыки ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ под руководством Игоря Кезля, принимавший участие также в прошлогодней панораме "Рок-86". За ними выступили в обновленном составе без Юрия Лозы ещё одни ветераны фестивалей "Рок-Панорама" - группа ЗОДЧИЕ. В программе первого дня зрители познакомились с группой Геннадия Рябцева, хард-рок-группами ТАЙМ-АУТ и XX ВЕК. Под восторженные овации зала программу завершили ветераны жанра, музыканты группы Гуннара Грапса из Таллина.

Во время первого отделения концерта ведущий "Звуковой Дорожки" Дмитрий Шавырин проводил на улицах города блиц-опрос москвичей об их отношении к рок-музыке.

Сценическое оформление зала заслуживает особого внимания. Многоярусная сцена, современный дизайн, профессионально поставленный свет вызвали немало комплиментов авторам сценографии - кооперативу "Элин".

В оргкомитете и в пресс-центре ощущается напряженный рабочий ритм. В 23:00 каждого дня фестиваля оргкомитет будет определять программу концерта на следующий день.

Рок-марафон в "Лужниках" начался. Доброго пути!

Артур ГАСПАРЯН
"Московский Комсомолец" 08.12.1987



В Москве, на Малой спортивной арене в Лужниках, проходит музыкальный фестиваль "Рок-Панорама-87". В нём принимают участие около пятидесяти профессиональных и самодеятельных рок-групп и исполнителей, представляющих практически все направления современной советской рок-музыки.

Вся прибыль от продажи билетов и реализации рекламной продукции поступает на счет 707 Детского фонда имени В. И. Ленина.

В ближайшем выпуске "Клуба З3 1/3" мы подробно расскажем об этом музыкальном празднике, который закончится 13 декабря. А сейчас сообщим, что в оставшиеся дни фестиваля любителей современной музыки ждет встреча с А. Градским, группами РОК-АТЕЛЬЕ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ, АРИЯ и другими исполнителями.

Фото В. НЕКРАСОВА
"Комсомольская Правда" хх.12.1987



Валидол для рок-н-ролла
Заметки с "Рок-панорамы-87"

В свое время кто-то спел: "Рок-н-ролл мертв". Барыкин на "Панораме" возразил: "Рок-н-ролл живет". Алёшин спросил у зала: "Рок-н-ролл жив?" Что ж, такое внимание к судьбе рок-музыки на нынешнем этапе вполне обоснованно. "Рок-Панорама-87", проходившая на Малой спортивной арене в Лужниках с 7 по 13 декабря, дала достаточное количество поводов для раздумий, породила определенные сомнения и подсказала некоторые выводы. Но - все по порядку.

"Отяжелевший" рок

Кто мог мечтать еще пару лет назад о том, чтобы беспрецедентный по количеству участников рок-марафон (50 групп!) мог бы проходить на одной из крупнейших площадок столицы, в присутствии многотысячной аудитории? Был собран мощный "аппарат", построена трехъярусная сцена, собран красивейший "свет"... Для того, чтобы "Панорама" прошла на уровне, было сделано все или практически все. Однако говорить о "Рок-Панораме" как о некоем празднике рок-н-ролла было бы неправомерно. И вот почему...

Рок-музыка живет и развивается по всеобщим законам искусства. А потому нет ничего удивительного в том, что на определенных этапах эта музыка переживает периоды подъема и застоя.

Взлет популярности рока, который пришелся на конец прошлого и начало этого года, был обусловлен множеством причин. И прежде всего - глобальными изменениями в жизни нашей страны и, естественно, в сфере культуры. Стали появляться диски рок-групп, радио- и телепрограммы, посвященные этой музыке, короче, "лед тронулся".

Музыка, накопленная за долгие годы застоя в "андеграундных" резервуарах, хлынула на "большую" эстраду. Всплеск творческой активности был связан ещё и с вливанием в рок "свежей волны" в образе "металлических" групп, которые, наконец-то, получили постоянную "прописку" в свете юпитеров. Был во всем этом ветер обновлений...

Канул в Лету год, и то, что еще совсем недавно вызывало восхищение, шокировало и увлекало, стало, в принципе, обычным и даже несколько банальным. Вслед за цунами "старых новых" песен установился творческий штиль. Ставка на "хард-н-хэви" на новом витке развития рок-музыки себя не оправдала. Принятие рок-эстрадой в качестве панацеи "металла" дало обратный эффект, как у человека, который, наглотавшись анальгина, чтобы унять головную боль, "посадил" сердце.

Обилие "тяжелых" групп (26!) на "Рок-Панораме" вызывало восторг лишь определенной - самой юной - части публики. У остальных же зрителей - головную боль. Да и "металл" "металлу" - рознь! В бесспорных лидерах, как и ожидалось, оказались старые знакомые: ЧЕРНЫЙ КОФЕ, КРУИЗ, АРИЯ; где-то рядом с ними менее известные в Москве ЛИВЫ, ГАЛАКТИКА. На весь фестиваль высококачественного "металла" этих коллективов хватило бы с лихвой. Хотя стоп...

"Металлический" дебют нашей заслуженной эстрадницы Антонины Жмаковой (группа РАУНД), потрясший многих до глубины души, в продолжении этого списка. Певица, по её собственным словам, наконец нашла себя и не где-нибудь, а в "металле, харде и хэви". Может быть, и Людмила Сенчина или Роксана Бабаян вдруг сотворят вскоре нечто эдакое, что и в самом фантастическом сне не пригрезится. Нет, конъюнктура - вещь не такая плохая, как может сперва показаться. Если, конечно, она не камуфлируется рассуждениями о высоких материях, "долгих творческих муках в поисках собственного "я" и т. д.

Есть рынок, в том числе музыкальный. Его главная формула - спрос определяет предложение. Думается, она и есть первопричина своеобразного "комплекса металлизма". В этом смысле "Рок-Панорама-87" оказалась очень коммерческим мероприятием. Но отчего же такая скука? Здесь бы хотелось почти пробрюзжать жуткую банальность - свободой надо уметь пользоваться. Плоха не ставка на конъюнктуру, а "комплекс конъюнктурности", когда деяние, мотивированное "надо" (или "хочу"), не сопровождается самокритичной оценкой - "могу ли?". В этой очевидной гонке за успехом многие группы выглядели смешно и беспомощно. Из "профессионалов", пожалуй, лишь "потяжелевший" Александр Барыкин со своим КАРНАВАЛОМ с наименьшими потерями преодолел тяжкие испытания. Профессионализм есть профессионализм. И чем выше его проба, тем больших аплодисментов он заслуживает.

Ну а что же остальные группы? (Ведь только дилетанты ставят между понятиями "металл" и "рок" знак равенства). Увы, и в других направлениях - довольно удручающая картина. Конечно, сказалось отсутствие на фестивале многих известных и популярных коллективов, например, тех же АКВАРИУМА, МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, АВТОГРАФА. У каждого из них - своя аудитория, свое творческое лицо. И участие в "Панораме" первой шеренги рок-музыкантов придало бы ей, несомненно, иную окраску, подняло на иной уровень... И все-таки.

Все-таки, неужели ничего интересного в роке больше нет? Нет нового, оригинального, смелого? Были же среди групп, участвовавших в "Панораме", интересные и уже именитые коллективы. Были, но не прозвучали так, как всем бы хотелось. Что-то не сработало. Не помогли ни новые песни, ни полюбившиеся шлягеры, ни интересные шоу, ни блестящие костюмы...

Может, "любители" не подведут?

Придуманное (но не существующее на самом деле) противоречие между профессионалами и любителями ажиотировало общественность настолько, что, как говорится, "пошли письма и поползли слухи". Поэтому очень правильно, что рок-лаборатория выступила со своей программой на "Рок-Панораме-87" и заняла целый её день. На наш взгляд, день этот оказался одним из самых запоминающихся и наиболее интересных моментов фестиваля. Творческие изыски музыкантов рок-лаборатории оказались во многом любопытными, занимательными и разнообразными. Хотя сия констатация отнюдь не подтверждает тезиса о "единственно верном рецепте рока", отчаянно культивируемом рок-лабораторией. Да и её программа оказалась далеко не ровной и не во всем "аховой". А представленный "Рок-Панорамой" прецедент сопоставимости, когда музыканты независимо от формального статуса были поставлены в равные условия, сломал многие стереотипы. Стало вполне очевидным, что нет "плохих" профессионалов и "хороших" любителей, а есть хорошая и плохая музыка (как у одних, так и у других), есть Музыканты, и есть имитаторы. И дело не в статусе.

Как всегда, с полной отдачей, работала БРИГАДА С. Группа ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ порадовала не только добротно и красиво сыгранными песнями, но и возвращением в состав Владимира Бажина, чьи вокальные возможности придают колорит группе и потенциально могут вывести ее в ряд наиболее состоятельных в стиле "хэви-метал". Можно, конечно, аплодировать интеллекту и изяществу ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА, постоянно находящегося в поиске и преподносящего по нескольку раз в год приятные сюрпризы; можно радоваться музыкальности и профессионализму АЛЬЯНСА, чей магический техно-поп на сей раз должен был символизировать общую мистически-таинственную канву всего концерта рок-лаборатории. Но вот некоторые раскрывшиеся тайны наводили на грустные размышления. Например, когда нам всерьез предлагали послушать "панк-капеллу" (!), или приобщиться к диковинному "панк-фанку", определения которого не найдешь ни в одной рок-энциклопедии... К сожалению, поза "воинствующего ежика", страдающего одновременно маниями преследования и величия, характерна для многих рок-групп - профессиональных и любительских. Но авторитет музыкантов от этого не выигрывает так, как это было раньше.

Видимо, причина - в смещении критериев оценки. Поясним: раньше для успеха было в принципе достаточно выйти на сцену в экстравагантных костюмах, держаться раскованно, играть громко... Эти элементы, заложенные в роке, импонировали молодому поколению. Сегодня этого недостаточно.

Лучшим представителям рок-н-ролла удавалось высказать то, что было на сердце у многочисленной армии его поклонников (и словами, и музыкой, и даже манерой держаться), то "резонанс" раскатывался по всей стране, и цепную реакцию успеха уже невозможно было остановить никакими запретами и никакой критикой. Молодежь прекрасно понимала и эзопов язык, и сценические намеки, заключенные в оболочку шоу, и атрибуты костюмов...

Бурно было встречено и выступление свердловского НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА. В их песнях был "стержень", была искренность и боль. Отсюда - успех.

Не менее интересно и перспективно направление, разрабатываемое ленинградской группой АВИА. Мир АВИА доведен до гротеска, вывернут наизнанку, но сделано это умно, иронично и правдиво...

Вот, пожалуй, и все творческие удачи "Рок-Панорамы-87". Надо сказать, что общий профессиональный уровень участников заметно возрос по сравнению с прошлогодним. Но опять-таки слишком много было серых, "никаких" выступлений, направленных в никуда и ни за чем". Это не может не вызывать озабоченности у всех, кто любит рок.

Дело техники...

Несколько слов хотелось бы сказать и о технических вопросах "Рок-Панорамы-87".

Первое. В нескольких газетах, которые успели "отметить" фестиваль в период его работы, говорилось, что в девяноста процентах всех концертных программ, слов было практически не разобрать из-за того, что аппаратура работала на пределе громкости. Трудно не согласиться с авторами - организаторы фестиваля отвели места для прессы на боковой трибуне, а её во время концертов во Дворце спорта озвучить практически невозможно. Заверим своих коллег по перу, что в партере, а также на задних трибунах звук был в норме.

Есть в этом вопросе и еще одна "изюминка". Самым верным путем пошли группы московской рок-лаборатории, которые попросили звукорежиссеров помочь им в озвучивании (хотя и были опасения разных подвохов со стороны "профессионалов"). Но "профессионалы" сделали все возможное, чтобы не подкачать - звук в зале 9 декабря был одним из лучших. В остальные же дни к "аппарату" подходили звукорежиссеры групп, которые не имеют достаточных навыков работы на высококачественных пультах. Эта излишняя уверенность в своих силах их и подвела...

Свет, дымы, лазеры, спецэффекты - то есть вся та "кухня", которая была создана силами молодых ребят из объединения "Лефортово", поразила даже самых притязательных любителей рок-музыки. Если, к примеру, сравнить оформление сцены на "Панораме" и на концертах ЮРАЙЯ ХИП, то последние проиграли по всем статьям. Благодаря этому даже явно слабые и неподготовленные к выступлению на столь ответственном мероприятие коллективы выглядели вполне приемлемо, проигрывая прежде всего по своим музыкально-текстовым "данным". Визуальный ряд "Рок-Панорамы" заслуживает высшей оценки по всем категориям.

И, наконец, несколько слов о порядке выхода артистов на сцену. Казалось бы, ясно, что ни в коем случае нельзя было вслед за НАУТИЛУСОМ ПОМПИЛИУСОМ показываться ЭВМ, что нельзя вслед за АВИА и БРАВО в двенадцатом часу ночи выпускать на сцену КРУИЗ. Что это - просчет сценаристов и режиссеров? Как оказалось, нет. Например, музыканты из ЭВМ настояли сами, чтобы выступать последними, и лишь после исполнения первой песни поняли свою ошибку. Но было поздно. Лишь треть зала смогла выслушать их программу, остальные молча отправились по домам.

Какие же основные выводы можно сделать после окончания фестиваля? В актив можно записать то, что, несмотря на многочисленные сложности, благодаря слаженной работе Оргкомитета, такой московский музыкальный форум все же состоялся. Да, к сожалению, он не смог собрать все лучшие коллективы страны, но многие "звезды" (как явные, так и потенциальные) отсутствовали по уважительным причинам. Обидно, конечно, что не все популярные профессиональные группы приняли участие в "Панораме", которые могли бы заметно разнообразить всю панораму праздника. Но если "звезды" не смогли принять участие в фестивале, то для новичков рок-сцены появилась уникальная возможность "себя показать и людей посмотреть". Вы, видимо, уже догадались, что речь сейчас пойдет об "открытиях" и "разочарованиях" - неизменных спутниках каждого музыкального форума. И если в прошлом году большинство экспертов признало, что несомненным открытием было БРАВО, то нынешний год подарил нам гораздо больше интересных имен. (И пусть мы немного повторимся, но ещё раз скажем, что возглавили этот список НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, АЛИБИ из Дубны, БРИГАДА С и АЛЬЯНС из Москвы. Очень толково выступили гости - ЛИВЫ из Лиепаи и АНТИС из Вильнюса.

А как же разочарования? И без них, к сожалению, не обошлось. Ниже своих возможностей выступили ЗОДЧИЕ, группа Анатолия Алёшина (ветеран буквально ежемесячно теряет форму и растрачивает потенциал), ПАРК, ЛОТОС.

Пройдут месяцы. Часть звукового материала появится на пластинках "Мелодии" (во всяком случае, это было обещано на недавних днях "Мелодии" на ВДНХ), кое-что покажут по телевидению, многие песни (а это уж обязательно) прозвучат по радио. И все это будет для любителей музыки хорошим подарком - добрыми воспоминаниями о декабрьской неделе в Москве.

Что сможет поправить пошатнувшееся "здоровье" колосса по имени Рок? Видимо, все та же ставка на Правду и Искренность (а не на "металл", как сейчас), которые всегда выделяли настоящий рок из пестрого потока всякой другой музыки. Правда и Искренность, возведенные на современный уровень профессионализма и помноженные на веру в успех...

На фестивале побывали Артур ГАСПАРЯН, Евгений ФЕДОРОВ и Дмитрий ШАВЫРИН
Фотографировал Александр АСТАФЬЕВ

"Московский Комсомолец" 25.12.1987



<< Предыдущая часть

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 12 марта 2009, 11:42
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001