"Nашъ Драйвъ" №03, февраль-март 1996 (Д. Ревякин, А. Григорян, хоумтейпинг и др.)


ЧТО ТАКОЕ "НАШЪ ДРАЙВЪ"

Поток писем с подобным вопросом не утихает уже который месяц. Настало время дать исчерпывающий ответ. Итак…

В названии газеты заложен стеб надо всеми сразу: над любителями англо-американского слэнга. над "квасными" декоративными патриотами образца 1890 года и над последователями соцреализма. Слово "драйв", обозначающее "энергию, напор, большую стремительность", как нельзя лучше подходит для молодежной газеты. А твердые знаки и стилизованный шрифт только добавляют пикантности.

Мы публикуем заведомо гротескные материалы, ибо наша цель - заставить читателя думать и переживать, пусть даже в результате шока. "Эпатаж пробивает сознание". И если после прочтения газеты внутри человека что-то перевернулось, если он стал смотреть на жизнь по-иному, если он засверкал и задымился - значит наша цель достигнута. Это и есть НАШЪ ДРАЙВЪ.

Нас можно любить, можно и ненавидеть. Самое главное, что вокруг нас не остается равнодушных. И покуда мы способны задевать самые тонкие струны души человеческой на всей территории страны (от Минска до Хабаровска, от Архангельска до Дагестана), нам стоит продолжать свое дело. А если мы начнем гнить и обжираться, то, скорее всего, просто тихо уйдем. Но об этом еще рано…

Все-таки соскучился наш народ по простой веселой безбашенности! Все прилизано и упорядочено. Один человек в Воронеже написал (не про нас, естественно): "Все вы представляетесь мне толпой причесанных и довольных мальчиков и девочек. Предел разгула - в школу не пойти?!". Глухо, как в танке!

Между тем официальная идеологическая машина запускает в массовое сознание новых "червячков": занимайся бизнесом, копи деньги, смотри "Санта-Барбару", слушай какого-нибудь Богдана Титомира - и ты станешь таким же, как этот прекрасный и преуспевающий парень? "Новое поколение выбирает…".
"Это все, что тебе нужно…".

Быть сытым - это снова модно. Чем лучше человек, тем толще морда.

Незаметно, неделя за неделей и месяц за месяцем некогда бурлившая поверхность рок-водоема зарастает тиной и превращается в мерзкое статичное болото, в Систему. Оглянитесь вокруг и вы увидите ее.

Система отобранных и просеянных газет, за каждой из которых прочно закреплена своя грань человеческой жизни.

Любовь опекает "СПИД-инфо", молодежи уготован "Я молодой", любознательность по уши погружена в "Калейдоскоп". В этой же компании и “Рок-Фузз”, от Системы он курирует рок. Сеть клубов-дискотек, между которыми перемещается стандартный набор англоязычных групп - это тоже своего рода Система. Грустно все это наблюдать. Трудно среди всего этого выжить.

Давай, выживай! Танцуй на коленях
Среди мирных машин и жадных денег.


Однако каждый месяц растет число городов, интересующихся ЪЪ. Растет число магазинов, торгующих газетой, а в самой газете все больше народа. Это добрый знак. Быть может, еще не все потеряно.


ВЕЧНОЕ ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ

Однажды некий человек, прослушав последние песни КАЛИНОВА МОСТА и прочитав последние интервью Ревякина, сказал, оценивая степень их запредельности: "Его (Ревякина - прим.ред.) уже нет с нами…"

Семнадцатого февраля в кинотеатре "Космонавт" состоялся акустический концерт группы КАЛИНОВ МОСТ, по сути дела, приуроченный ко дню памяти Александра Башлачева. Ревякин сразу же предупредил публику: "То, что сейчас на сцене - не КАЛИНОВ МОСТ, а новая группа, которая пока еще не придумала себе название". На сцене они были вдвоем: Дм. Ревякин и А. Пономарев (экс-ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ).

Было исполнено много песен: "Улетай!" (была спета дважды по многочисленным просьбам поклонников), "Девочка летом", "Без сахара", "Пойдем со мной", чересчур задорная для такого случая "Моя песня" и другие.
После концерта мне удалось взять у Дмитрия Ревякина небольшое интервью:
ЪЪ: - Как появилось название КАЛИНОВ МОСТ?
ДР: - Жена придумала. Группа получила это название в марте 1986 года в Новосибирске. А сейчас мы еще не придумали себе название.
ЪЪ: - Кто автор музыки и текстов?
ДР: - Музыка народная; слова - тоже.
ЪЪ: - Когда все темы будут исчерпаны, о чем ты будешь петь?
ДР: - Разве можно исчерпать неисчерпаемое?
ЪЪ: - Оно будет вечно?
ДР: - Естественно.
ЪЪ: - А вообще как долго ты собираешься играть?
ДР: - Играть, пока играется. Потом, может быть, политикой займусь…
ЪЪ: - А кого из политиков ты уважаешь?
ДР: - Всех уважаю по-своему: Ельцина - за то, что готовит всем магнитные карточки, Зюганова - за то, что он не сдается, праворадикалов - за то, что они праворадикалы. И их есть за что уважать…
ЪЪ: - Как ты проводишь свободное время?
ДР: - У меня нет свободного времени.
ЪЪ: - Идеал женщины?
ДР: - Моя жена.
ЪЪ: - В каких городах в ближайшее время ты планируешь выступать?
ДР. - В Чите.
ЪЪ: - Как будет называться твой новый альбом?
ДР: - "Травень".

От имени ЪЪ:
Ирина ДУБРАВИНА



СРОЧНО В НОМЕР

2 марта 1996 г. в клубе "Ten" ("Десятка") проходил концерт группы из СПб ЭДИПОВ КОМПЛЕКС. В программе так же были запланированы МЫШИ, но, по причине болезни одного из музыкантов, решили, что они не выступят. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС выступил по полной программе - было спето несколько новых песен, в частности "Мама". Пожалуй, это единственная русская группа, поющая на английском языке, непохожая на многие группы "Mainstream".

Характеризуется концерт тем, что в "Ten-club" собрались практически все "свои"; звук подводил. Все были обеспокоены…
Концерт начался поздно. За концертом следил Валера Просвиров (директор группы), вернувшийся по этому случаю днем раньше из Москвы.

Были исполнены песни старого репертуара: "Foreigner", "Radio Bells", "Hidh Cloudt", "Sex & drugs for everyone", "Melodic old minor". Поражало необыкновенное звучание флейты Яника Николенко (первой флейты СПб, по материалам "Рок-фузза").
Всем было весело. Единственно, Ян Николенко сам не был доволен звуком. Было много танцующих.

Ирина Палагер


НОВАЯ ПОЭЗИЯ

Поэта трудно запугать, купить,
Покрыть при жизни толстым слоем пыли.
Зато его легко похоронить
И затерять тропу к его могиле.

О, сколько гениев и не…,
Но скромных слуг пронзительного слова!
А мы гадаем все: "По чьей вине?"
Над обнаженным нервом Башлачёва.

Как будто научить не может нас
Примеров горькопамятная бездна.
Не превращайте в кладбище Парнас -
На нем и для живых-то слишком тесно!

ИЗ БЛОКНОТА СЛАВЯНОФИЛА
К тельцу златому там любовь до гроба,
Танцуют в полприхлопа - три притопа.
Боятся нас, а сдохнут от микроба
Принципиально. Вот она - Европа!

МАРШ "ЭНТУЗИАСТОВ"
Храните деньги в трехлитровых банках,
Летайте самолетами "Эрфранс" -
Тогда никто не примет вас за Панков
И не впадет от хари Кришны в транс.

Когда же человек из Ку-клукс-клана
Вас переедет вашим "Жигулем",
Скорей достаньте карму из кармана
И станьте свазеландским королем.

От вас сойдет с ума сама Мадонна,
Сыграет вашу роль Джигарханян…
Вставай, вставай, проклятьем заклейменный,
Всем, что тебе сказал я, обуян!

Олег ГАЛЬЧЕНКО


ВОЙНА
Осторожно: видеоклип!
(Поэтика клипа в современной отечественной поп-музыке)


В свое время В.Цой сказал следующую фразу (не гарантирую правильность цитаты, но смысл сохранен): "Мы играем на плохих инструментах, у нас плохая запись, если и наши тексты будут плохи, то нас вообще не станут слушать". Тем самым он высказал интересную мысль о возможности определенной "компенсации" неблагоприятных внешних эффектов талантливым содержанием текста.

Ныне мы являемся свидетелями принципиально обратной картины: крайне низкий интеллектуальный уровень современных поп-песен компенсируется (и часто вполне успешно) динамизмом внешнего оформления.
Наибольший интерес для исследования представляет клип. Существует ряд способов привлечения внимания как на сознательном, так и на подсознательном уровне (второй, кстати сказать, гораздо эффективнее).

Эротизация — самый примитивный, грубый и легкоузнаваемый способ воздействия на зрителя, так как слушатель песни трансформируется именно в зрителя клипа. Текст и музыка отступают на второй план, на первом же оказывается частично или полностью обнаженное тело, как правило женское. Примеры бесчисленны. Недостаток эротизации в том, что она имеет весьма ограниченное количество потенциальных "клиентов" — как правило, молодых людей периода полового созревания. Что же касается остальных, то для них уготованы более тонкие приемы манипулирования.

Вплотную к методу эротизации примыкает метод эпатажа. Отличить одно от другого часто достаточно сложно по причине того, что эпатаж в эстрадном клипмейкерстве почти всегда носит сексуальный характер. Попутно необходимо отметить, что сейчас эпатаж переместился из сферы выражения своего "Я" в сферу "наглядной агитации", стал способом привлечения внимания. Утратив место в маргинальном пространстве контркультуры и уютно устроившись в, если угодно, поп-центре, эпатаж потерял статус подпольного и "щельного" языка, превратившись в достояние многих. Эротически-эпатирующее воздействие, никоим образом не соотнесенное с "глубинной реальностью" прослеживается, например, во многих работах Аркадия Укупника: атрибутика дрэг-культуры (певец травести), а также два персонажа, щеголяющие в садомазохистской амуниции (клип к песне "Я на тебе никогда не женюсь").

Другим краеугольным камнем, на котором держится современный поп-клип, является так называемый (мною) "метод энигмы" (от греческого: энигма — загадка). Пример: клип к песне Линды "Круг от руки". Эффективность воздействия данного приема коренится в самом зрителе. Человеку свойственно желание отыскивать смысл — клип предоставляет ему такую возможность. Обращусь к упомянутому клипу. На песке появляются и исчезают совершенно произвольно выбранные картинки, внимание же привлекает появление хорошо знакомых символов, вроде монады, всевидящего ока и др. Наше сознание лихорадочно пытается подыскать варианты интерпретаций, объяснений, прочтений. Возможно, что смысла и нет; то, что мы видим, произвольно и абсурдно, но разум зрителя уже задействован, привлечен, а большего и не требуется.

"Метод энигмы" широкоупотребим, достаточно вспомнить клип к известной песне группы "Агата Кристи" — "Опиум для никого". Требующее толкования поведение персонажей клипа словно подталкивает к вопросу "почему все произошло именно так". Не стоит искать экзистенциального содержания — его просто нет, а зрителю задана загадка без ответа (или с их множеством, что одно и то же), сам же процесс поиска смысла уже кем-то предзадан, но, к сожалению, только лишь для вовлечения человека в чужую игру.

Наиболее интересным и наименее заметным мне представляется способ воздействия, который я условно назову "метод паразитизма". Паразитизм проявляется в том, что клип существует, более того, получает некую насыщенность не за счет собственного содержания, а за счет использования того, что было сделано раньше. Примеров масса, но мало кто обращает внимание на то, что клипы к песням "Сказочная тайга" ("Агата Кристи"), "Восток — дело тонкое" (Аркадий Укупник) и др. держатся за счет эксплуатации — в данном случае, старых популярных фильмов путем умелого монтажа кадров. (Хорошо, если подобная эксплуатация не влечет за собой судебные разборки, как это было в случае с клипом "Есаул-2" по Газманову. — прим. ред.)

Удивительно, что факта эксплуатации не скрывают и сами исполнители. Например, Аркадий Укупник совершенно спокойно заявил, что фильм-шлягер породит песню-шлягер. Некоторое утешение находишь лишь в том, что подделка, симуляция рано или поздно, так или иначе, но проявит себя. "Белое солнце пустыни" смотрят до сих пор, причем фильму уже довольно много лет. А вот песня, которой была предуготовлена роль шлягера-паразита медленно скрывается с (простите за штамп) "культурного горизонта", и то только в том случае, если она там когда-либо находилась.

Говорить о способах влияния можно довольно долго, но не в рамках газетной статьи. Можно указать на чисто физиологические аспекты влияния — сверхчастая смена кадров, ведущая к запоминанию на уровне подсознания; непомерное усиление динамики действия, что ведет к уподоблению клипа кинобоевику (клип к песне "Москва — Чикаго 30-х годов").

К чисто фактическому содержанию статьи хотелось бы добавить, что автор никоим образом не претендует на роль всеведающего Метакритика, которому, якобы, известно истинное положение вещей, более того, автор по целому ряду причин не может им стать, еще более того, Метакритика (или Абсолютного свидетеля, называйте, как хотите)просто нет, как поведал нам не столь давно один веселый француз.

Таким образом, высказывание "свято место пусто не бывает" теряет свой пафос. Отсутствие МЕСТА снимает все претензии на него. Вернее, претензии остаются, но факт их реализации становится весьма проблематичен.
Столь длинное и не везде понятное объяснение я предпринял для того, чтобы сказать, что имеющий место разбор ни в коем случае не претендует на универсальность, а тем более на то, чтобы стать для кого-то объясняющей схемой. Мне кажется, что то, что я написал, в той или иной мере соответствует действительности, что это — так. Не более (которое, однако, всегда предполагает и "не менее") того.

С искренним пожеланием оставаться на границе,
Критерий Статуса.


Владимир Леншин: "Изначально люблю всё и всех"

Одной из особенностей объективной независимой прессы является способность спокойно, без нервов и издевательства озвучивать точку зрения, заметно отличающуюся от концепции газеты. Можно по-разному относиться к Леншину и прочим популярным ди-джеям, но всегда необходимо знать и эти взгляды, и это мнение…

В: - Чего в тебе больше: стебной веселости, развязности или сурового, делового отношения к работе?
Л: - Суровое отношение - это не совсем правильно. На самом деле во мне одна только серьезность, нет никакого стеба и никакого дуракаваляния. Если народу кажется, что я валяю дурака, значит мне удалось это серьезно, профессионально сделать. Цель этой работы - сделать так, чтобы не было видно, что это сурово и серьезно. Это должно быть легко. У человека должны быть генетические способности, должно быть очень много образования, он должен быть умным человеком, добрым, хорошим, суперпрофессиональным.

В: - По поводу "генетически"… Скажи мне, как Водолей Водолею. . . А вообще ты придаешь значение гороскопам?
Л: -Я верующий человек. Я верю в бога и верю звездам.

В: - Православный?
Л: - Да, конечно. Когда люди пытаются отсоединить астрологию от религии, это не совсем правильно, потому что астрология и экстрасенсорика - это две совершенно разные вещи. Экстрасенсорика - это тоже очень серьезно, очень профессионально, но к астрологии и к Богу она не имеет никакого отношения, потому что астрология - это наука звезд. А звезды - это и есть та Вселенная, в которой мы живем. Я верю в судьбу и могу сказать, что все, что происходит со мной - это не везение, не случайность, не какие-то повороты неожиданные, а это Судьба.

В: - Ты не считаешь, что особая расположенность к разговорному жанру это сугубо Водолейская черта?
Л: - Наверное. Потому что Водолей - вообще интересный знак. Я ни в коем случае не хочу причислять себя к каким-то великим людям, но, как это ни парадоксально, наиболее интересные для меня люди родились именно под этим знаком.

В: - Совершенно с тобой согласен.
Л: - Если очень примитивно, это знак Воздуха, легкости, но для меня это знак романтичных, мечтательных людей, философов и очень добрых. Знак людей, не способных на серьезную подлость, на грубость, на пакость. Если даже они кого-то и обидят резким словом (потому что любой человек бывает иногда грубым), они потом раскаиваются, терзаются и им гораздо больнее, чем тем, кого они послали, скажем так.

В: - Составляющие ди-джея: подвешенный язык, широкий кругозор, что еще?
Л: - Прежде всего мозги. Без мозгов он в любой профессии будет дураком. Мозги, образование, начитанность, очень большие знания, причем, не обязательно в области музыки. Нужно очень хорошо владеть сценической речью и такой наукой, как риторика. Очень многие, кстати, не догадываются, что это наука всех наук и ее сейчас не хватает очень многим: управляющим банков, начальникам рекламных служб. Потому что, как правило, это чудовищно необразованные люди, которые двух слов связать не могут. А ведь любой крутой руководитель должен владеть риторикой в совершенстве!

В: - Оценка состояния питерской да и российской в целом эстрады?
Л: - Я не хочу никого обижать, но у нас эстрады почти нет. Есть несколько очень талантливых композиторов, поэтов и исполнителей (не называя имен), но их единицы. У меня очень хороший музыкальный слух. я закончил музыкальную школу при консерватории по классу скрипки и фортепьяно, могу отличить одну ноту от другой, слышу любую фальшь, которую допускает певец. Очень хорошо слышу, когда человек вообще не поет, потому что отличить фонограмму, сделанную в студии, от живого исполнения очень просто. Сейчас технические средства таковы, что можно заставить петь собаку или кошку. А что касается музыки и аранжировки, для меня это тоже большая беда, потому что чудовищно, когда я слышу в одной песне что-то из ABBA, что-то из ACE OF BASE, что-то из BONEY M, что-то от Элтона Джона или Стинга.

В: - Русский рок можно выделить как стиль? Если не в музыкальном, то хотя бы в социокультурном плане?
Л: - Только в социо… Потому что, вообще вся русская эстрада и весь русский рок - это прежде всего чисто смысловое направление. Если убрать текст, музыки-то нет! У нас все основано на трех вещах: либо кто-то кого-то бросил, либо кто-то кого-то любит и жить без него не может, либо все кругом идиоты от политиков до народа. Это нонсенс, потому что слова должны быть красивыми и потом, наша рифма... Для меня жутко, когда поэт рифмует такие вещи: «как я люблю тебя, потому что вижу солнце, в жизни нет меня, чистое оконце". Это криминал.

В: - Это откуда?
Л: - А это на ходу вот сейчас получилось. Понимаешь, это из той серии про Незнайку, где он пытается стать поэтом, и Цветик его учит. Он дает ему рифму: "бочка". Тот отвечает "селедка" и поэт падает в обморок со словами: "нельзя рифмовать "бочка" -"селедка"! . А Незнайка отвечает: "Почему нельзя?! Кончается ведь одинаково!"

В: - Для тебя существует противопоставление: рок - не рок, андеграунд - официоз, попса?
Л: - Я никогда ничего не противопоставляю, потому что в очень многих стилях я люблю всю музыку, которая является музыкой. Сегодня я могу весь день слушать что-то русское, а завтра и под пыткой это слушать не буду, а буду слушать Стинга, причем, тупо - один и тот же компакт двадцать раз подряд. Все от настроения зависит. Вообще музыка - это определенный фон жизни, который ей сопутствует. Она зависит от его настроения. Поэтому очень не люблю людей, которые являются ханжами и снобами. Ни один умный серьезный человек никогда не скажет: "Я люблю рок, а вся ваша розовенькая попса - это дерьмо".

В: - Как ты относишься к подобным случаям?
Л: - Это не умные люди. Ни один серьезный рок-музыкант не может так думать. Может быть, я каждого второго на нашей эстраде терпеть не могу, но я никогда об этом не скажу, потому что это мое субъективное мнение. Мне не нравится этот исполнитель, а пятьдесят миллионов от него визжат. Так дурак-то буду я, если я скажу, что он мне не нравится. Ведь эти пятьдесят миллионов любят его не потому, что он плохой исполнитель, а потому, что он сумел заполнить для них ту нишу, которой им не хватало. Если кто-то очень любит блатняк… Это тоже очень хорошая музыка, я тоже иногда ее с удовольствием слушаю. Почему? Потому что все от настроения зависит. Это точно так же, как спорить по поводу того, что пить. К примеру, я люблю коньяк, а ты любишь водку, а он любит вино. И я буду говорить, что ты дурак, потому что водка - это вообще пакость, а он - просто ненормальный, потому что вино - это смешно. Вот пить - так коньяк. Ну не бывает так. Во всем есть свои плюсы и минусы. Нет вообще никакого идеала в жизни, есть только приближение к идеалу.

В: - Ты заранее ответил на мой следующий вопрос "Может ли ди-джей высказывать свои личные симпатии и антипатии"?
Л: - Он может выразить как бы свои размышления по этому поводу. Все зависит от формы. Например, если я скажу, что "хотя мне не нравится подобная музыка, но я поставлю вам ее" - это неверно. Профессионально будет сказать: "Сейчас прозвучит песня, которую я немножко не понимаю, потому что что-то в ней меня не устраивает. Хотя, наверное, я не прав". Ди-джей ни в коем случае не имеет права сказать: "Эту песню любят же люди, ну и пусть слушают!". Это суперпрофнепригодность.

В: - Есть ли какая-то черта, через которую ты не можешь переступить?
Л: - Наверное, преступление. Любое преступление. Кража, убийство. Все, что связано с насилием.

В: - То есть, уголовка?
Л: - Нет, ну почему? Ведь насилие - это даже пнуть собаку. Человек, который пинает эту собаку, не понимает того, что месяцев через пять-шесть ему случайно на голову упадет кирпич. Ему вернется та боль, которую он причинил кому-то.

В: - Это в смысле фатализма, о котором говорилось в самом начале?
Л: - Может быть. Все возвращается. В Библии все написано. Самая грамотная книга, самая умная книга.

В: - Тогда я не буду спрашивать, что составляет основу твоего миропонимания.
Л: - Для меня самое важное - это любовь ко всему и ко всем. Я изначально люблю всех и все. Когда меня спрашивают: "Что Вы будете есть?", я говорю: "А я ем все!". И с очень большой насмешкой отношусь к людям, которые говорят: "я вегетарианец", "а я - мясоед", "а я это не ем, это не пью". Это чушь, на самом деле. Я все ем, все делаю и не худею, не толстею, не становлюсь глупее. Единственное, что я не принимаю и никогда не приму - это курение и любые наркотики. И пьянство. Я очень люблю выпить что-то вкусное…

В: - Пьянство в таком, обвальном смысле?
Л: - Да. И распивание всякой пакости. Напиток должен быть напитком. Это искусство. Очень не люблю курение, очень страдаю от этого, потому что очень многие люди курят. Ненавижу курящих женщин. Причем, действительно ненавижу, пусть они не принимают это как обиду. Это криминал. Женщина должна быть женщиной.

В: - Вот страшную вещь спрошу: соединение культуры и политики?
Л: - Я воздерживаюсь от всяческих комментариев в этой области… Я человек ни в коем случае не вне политики. Меня очень интересует, что происходит и я очень переживаю из-за любых событий, которые происходят в нашей стране, и за рубежом. Очень грустно от всяческих террористических актов. Но в политике должны быть профессиональные политики. Если, например, шоу-мен полезет в политику, а политик станет клоуном, ничего хорошего в этом не будет. Если бы каждый человек в нашей стране профессионально и по-доброму делал свое дело, у нас бы давно уже наступил золотой век.

В: - Но это же утопия... Чистой воды…
Л: - Нет, не утопия. На самом деле утописты - совсем не глупые люди. Они хотели, чтобы всем было хорошо. Я тоже этого хочу.

В: -Это правильно, но реализация-то...
Л: -Элементарно - делать хорошо свое дело. Я не верю, когда мне человек говорит: Я хочу сделать хорошо, а у меня не получается. Мне в жизни очень многие люди ставили палки в колеса и ставят, и будут ставить. И столько же людей, сколько меня любит, столько же и не любит, Ну и что? Но зато я знаю, что вот эта половина, которая меня любит и которой я помогаю жить - для них я делаю очень многое. А та вторая половина, которой кажется, что это плохо, меня не интересует, потому что если десяти людям от моего вечера стало хорошо, а одному - плохо, значит правы десять.

В: -Если бы на моем месте оказался человек, скажем, из рок-андеграунда с фишками типа "Европа плюс - это мажоры!".
Л: - Значит, мы говорили бы на таком же языке.

В: - Какая реакция была бы? Нашлось бы, что ответить?
Л: - Конечно, если человек начинает разговаривать со мной на определенном слэнговом языке...

В: - Нет, дело не в слэнге, дело в отношении.
Л: - У меня бы сложились отношения, потому что я всегда иду от противного и сам становлюсь таким человеком, каким хочет видеть меня собеседник. Мимикрия.

В: - Любимое время суток?
Л: -Ночь.

В: - Первая ассоциация со словом "Америка"?
Л: - Что-то очень передовое.

В: - "Европа-плюс"- это круто?
Л: -Это профессионально.

В: -Чисто гипотетический вопрос: что нужно сделать такое страшное, чтобы спровоцировать тебя на неадекватные действия, либо лишиться твоего расположения?
Л: -Достаточно сделать любую подлость по отношению ко мне, близким мне людям или любому прекрасному в жизни, будь то живое или неживое. Ненавижу любых людей, которые пытаются противопоставить себя человечеству. Это изгои и они несчастны. Это люди которых, может быть, надо лечить, но я считаю, что ни в коем случае нельзя поощрять никакое насилие. Если человек совершил насилие, он должен этому же насилию и подвергнуться.

В: - Вопрос профессионалу: у нас получилась хорошая беседа?
Л: - Я считаю, что очень хорошая. По крайней мере, она получилась честной. А это самое главное. Я всегда говорю правду, за исключением тех случаев, когда человеку нужно, чтобы я соврал для того, чтобы ему было хорошо.

В: -А предел мечтаний можно сформулировать?
Л: - Чтобы все были счастливы. Абсолютно. Потому что если все будут счастливы, тогда и я буду счастлив.

Интервью: Евгений ВЕСНИН


СМЕРТЬ ЭТО ВДОХНОВЕНИЕ
(Интервью с лидером московской группы КРЕМАТОРИЙ Арменом ГРИГОРЯНОМ)

Случилось так, что два знаменательных визита группы в Питер (осенью и зимой) оказались обойдены вниманием монстра рок-прессы города-героя Петербурга. Интервью с Арменом было опубликовано лишь в нескольких малотиражных газетах с весьма узким кругом читателей. Сегодня ЪЪ делает свой посильный вклад в информирование об этой замечательной группе.

ЪЪ: -В первую очередь, Армен, какие рок-группы повлияли на ваше творчество?
АГ: -Очень сильное впечатление на группу КРЕМАТОРИЙ произвел, конечно же, Майк. Мы не случайно напоминаем о нем в своем творчестве.

ЪЪ: -Что представляла собой ваша группа в самом начале?
АГ: -Сначала, может быть, вы помните - была группа АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ. Все началось с квартиры, где я сочинял песни. Пели песни на "англо-марсианском языке" (стиль ближе к BLACK SABBAT). Первые два альбома, еще без аранжировок, были записаны в театре Маяковского.
В то время я заканчивал Московский Авиационный институт, и передо мной встала проблема выбора: институт или музыка. Я выбрал музыку.

ЪЪ -Сколько лет КРЕМАТОРИЮ?
АГ: -Двенадцать лет. Первый альбом - "Винные мемуары", а последний - "Танго на облаке" плюс представленный в Питере "Текиловые сны".

ЪЪ: -Расскажи о своем новом альбоме.
АГ: -"Текиловые сны" - маленький ключик к моим путешествиям в Латинскую Америку.

ЪЪ: -В ваших текстах есть слово "кладбище", а название группы -"крематорий"…
АГ: -Когда мы придумывали название, мы не пытались делиться рецептами, советами, как жить, а пели о любви. Когда слушаешь песню, всегда возникает что-то мрачное. Я знаю, что рано или поздно мы все умрем, это не тайна. Другого конца не может быть. Я уже даже составил завещание: когда умру, мое тело сожгут в крематории. Смерть для меня это вдохновение.

ЪЪ: -Всегда ли Вы искренны?
АГ: -На 99% искренны. То есть, все люди, о которых мы пишем - и Кондратий, и Таня - действительно были, существовали, это реальные персонажи. А сейчас в нашем творчестве преобладают сны, мечты, космос, иллюзии…

ЪЪ: -Какие современные рок-группы представляют для Вас интерес?
АГ: -Мне нравятся многие группы, играющие рок… Но не нравится АГАТА КРИСТИ, не люблю, когда все высосано из пальца. ЧИЖа я помню, когда он еще был в составе РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ. Он уже тогда был знаменит.

ЪЪ: -Какую литературу Вы предпочитаете?
АГ: -Люблю читать Эдгара По, склонен к философским сочинениям.

ЪЪ: - Что впереди у КРЕМАТОРИЯ?
АГ: -У нас много музыки. Будем продолжать записываться.

Интервью: Ирина ДУБРАВИНА


ГОВОРИТ НАРОД

Сегодня в рубрике "Говорит народ" редактор московского журнала МАЗА Евгений Дюмулен с обзором московской экстремальной и альтернативной сцены.

Конец осени 1995 года ознаменовался мощнейшей альтернативной акцией под названием "Учитесь плавать". Фестиваль продолжался два дня, в течение которых успели выступить полтора десятка команд из Москвы, Питера и Кишинева. Без мазы рассказывать обо всех участниках этой тусовки. Заострю внимание лишь на нескольких интересных московских коллективах.

EPILEPSI BOOT. Группа образовалась около пяти лет тому назад, но к активным действиям приступила лишь летом 1994 года. Целый год работы по клубам -результат на лицо: ребятки уже способны собрать несколько сотен фэнов. Да это и понятно - музыка, замешенная на NY-HARDCORE, ANGRY и чисто русской мелодике никого не оставит равнодушным. Стоит так же отметить, что в самое ближайшее время на фирме "METALAGEN/СОЮЗ" выходит их дебютный альбом.

Следующим участником фестиваля был еще один московский альтернативный коллектив CROCODILE T.X. Первая их программа была выполнена в духе FAITH NO MORE/BEASTIE BOYS. Успешно просейшенив в течение года по всевозможным московским рок-клубам, ребята завоевали массу сердец поклонников "модной" музыки. В настоящее время CROCODILE T.X. находятся в некотором затишье - они готовят новую программу, в которую очень активно внедряются отголоски INDUSTRIAL.

Кроме того следует отметить группу I.F.K. - довольно оригинальный рэп-хардкор с двумя вокалами; и CHICOTILO BULLS - просто веселая альтернативка (кстати, люди из города на Неве могли видеть ее в декабре прошлого года во время тура группы по питерским клубам).

Говоря о музыкальной жизни столицы, невозможно пройти мимо такой ее неотъемлемой части, как рок-клубы. В настоящий момент существуют: самый радикальный и экстремальный FORT ROSS, где сейшена проходят каждую пятницу, субботу и воскресенье. R-CLUB - концерты проходят практически каждый день, в основном тяжелые направления. CALIPSO CLUB - собираются всяческие хардрок-тусовочки. Помимо вышеназванных, существует некоторое количество мажорных клубов, где проводятся разовые акции.

Но вернемся непосредственно к концертам. В самом конце года в клубе FORT ROSS прошла мощнейшая ALTERNATIVE PARTY. В ней приняли участие несколько интересных коллективов т.н. новой волны московской альтернативной сцены. Открывала вечер группа X-SONGS. Люди проповедуют настоящий MOSCOW HARDCORE STYLE с некоторой долей OI. Несмотря на то, что это выступление было всего лишь вторым в биографии группы, судя по реакции зала, на 50% заполненного скинами, можно предположить, что у ребят будет большое будущее.

Затем публике был представлен коллективчик под названием LOST IN BLACK. Самое примечательное в том, что поют там аж три вокалиста, а точнее - очень милых вокалистки.

Далее по программе была еще одна московская формация YOU KNOW WHAT. Ребята все чаще и чаще сейшенят и это идет им только на пользу. Смесь MACHINE HEAD, WHITE ZONE и NAILBOMB - по-моему, это очень даже круто.

Вот, собственно, и все. Хочу лишь заметить, что все сравнения с известными "фирменными" командами довольно-таки поверхностны. Несомненно, каждый из вышеперечисленных коллективов обладает ярко выраженными индивидуальными качествами. Так что, не судите строго.


ГЕНЕРАЛУ КАРБЫШЕВУ

Наверное, это риск - стоять вот так, непристойно и весело, генералу Карбышеву.
На Невском все блестит. Вылизано. "For sale" - вывески в окнах трехэтажного дома рядом с Гостиным. Продается. Неделю уже. Везде рекламные щиты да столбы такие красивые. "Ты - это то, что ты носишь" - джинсы, фирменные. Ты - это уже не ты… Санкт-Петербург, окно в Европу… Банки, конторы, дорогие навороченные магазины, мороженое на каждом углу. Обмен валюты, толпы жителей и туристов. Регулировщики на перекрестках. Была такая песенка у группы "Санкт-Петербург" В.Рекшана: "Зачем иду-иду по Невскому". Такая вот тема про человека, которому все по… Рекшана я упомянул, потому что у нас рок-газета.

Рок - это не музыка. Это судьба, жизнь и смерть. Соответственно рок-музыка - это не рок. Рок-музыка - это "Битлз", Коля Васин, Коля Барабанов. И мне как-то по…, что наша рок-музыка, совдеповская, рашн, хуже ихней. Короче говоря, каждому Ростраповичу свою дирижерскую палочку. Свой смычок.

Я человек сугубо непрофессиональный, грубый, матерящийся, преклоняюсь перед подвигом; клянусь "уйти вовремя", а перед тем завалить фрицев по максимуму. Понятно?

Т. Смердящий


РОДИНА
Быть живым
, 1995г.

Наконец первая удачная качественная запись всегда гениальных песен Олега "Манагера" Судакова. Альбом воистину нерукотворный, честный, страшный и добрый. Исчерпывающий ответ на вопрос "кем быть". Просветляющий головы людей, зверей и сверхчеловеков, дающий новые мозги. Сборник, в основном состоящий из старых песен, бьющих с новой силой, наповал, на убой, в яблочко. Прослушиванию не подлежит. Популяризации не подлежит. Неудобоваримый, антикоммерческий.

ТЕПЛАЯ ТРАССА
Этот мир
,1993г.

Понятное дело, кому-то (не мне) в кайф НОГУ СВЕЛО. Ясно, что фанаты группы ДДТ хотят ДДТ, Шевчука. С ними все ясно. ТТ - это Летов. ТТ - яркая, бескомпромиссная летовщина. ТТ - за Летова! В одной из песен альбома реанимируется замечательная советская тема: "Один американец засунул в ж… палец и вытащил оттуда РОК-Н-РОЛЛ…".
Молодцы!

Т. СМЕРДЯЩИЙ


НОВОЕ ВРЕМЯ
Патриотизм
, 1995г.
КРЭЙЗИ & НОВОЕ ВРЕМЯ
Октябрь
, 1995г.

Незарастающую борозду оставило в головах молодых якутских панков творчество Игоря Федоровича Летова. С точностью до интонации, до малейшего "шажочка" и "прыжочка" воспроизводят ребята песни лидера ГО. Заметно снижает идейно-художественный уровень кассеты использование ревербератора, который эксплуатируется по принципу "каши маслом не испортишь". Человек, по-летовски читающий в перерывах между песнями стишочки, вызывает искреннее сострадание: не накачали ли его предварительно изрядной дозой снотворного?
Вступительные композиции еще внушают оптимизм, но "чем дальше в лес, тем больше дров". А в целом - хорошие ребята, Летова любят. Но зачем же его так сдирать?!

Оркестр Маргинальной МистерииОРКЕСТР МАРГИНАЛЬНОЙ МИСТЕРИИ
Над холодной водой
, 1994г.
Лестница, 1995г.

Два этих альбома сливаются в один. Технично, монолитно, гладко. Необычайное спокойствие. Рекомендуется слушать в состоянии "вне времени и пространства".
Очень хороши композиции "Миндальный регги", "Возвращение", "Не все это блюз" и инструментал "Вечер в незнакомом городе". К сожалению, в текстах не всегда присутствует смысловой стержень, поэтому иногда бывает не легко понять, о чем же здесь, собственно, пелось.
Впрочем, мы не РокФузз - оценок за музыку не выставляем.

ТЕЛЕВИЗОР
Двое
,1996г.

О создании этого альбома уже говорилось в предыдущем номере. Тексты почти всех песен альбома это письма-обращения-манифесты, построенные на векторе "я-ты", "я-мир", "я-слушатель". Приятно удивляет бесшабашная необычайно меткая пародия на рэйв "Белиберда-микс" ("Децибелы/психотропны:/двигай телом-/думай жопой!"). Кроме того, в альбоме она выступает в качестве разделительной черты между мрачноватыми наездами ("Люли-любовь", "Нет денег", "Со мной не сваришь каши", "Муха-блюз") и светлыми лиричными песнями-письмами. Недовольство рок-патриотов неживой электронной музыкой легко снимается замыслом группы ("Должен быть очень особый звук. Телевизор всегда стремился к тому, чтобы наши песни нельзя было сыграть в подворотне на двух аккордах.")
Социальные песни еще острее, лиричные - еще глубже. Резко, сурово и очень качественно.

Гоша ЗИНГЕЛЬШУХЕР


НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЯВЛЕНИИ ХОУМТЕЙПИНГА
специально для газеты "Нашъ Драйвъ"

За английским термином "home-taping" скрывается обычная домашняя звукозапись, с одним лишь, но кардинальным отличием от привычного для России значения.*1 "Хоум-тэйпинг" (ХТ) это именно запись оригинальной собственной музыки, произведенной в домашних условиях.

Явление это началось с появлением необходимых для того технических предпосылок, в первую очередь, такого новшества, как аудио компакт-кассета. Кассетные магнитофоны были значительно удобнее и дешевле громоздких катушечных агрегатов, а качество записи вполне удовлетворяло скромные запросы домашнего музицирования. Вторым достижением технического прогресса, открывшим дополнительные возможности ХТ, стал рынок достаточно дешевых электромузыкальных устройств, позволявших человеку без консерваторского образования добиваться создания желаемых звуков с наименьшими затратами. Отличный сервис американской почтовой службы открыл невообразимые горизонты для обмена звуковой продукцией в обход традиционной бойни за место под солнцем в системе звукозаписывающих компаний, хит-парадов, МТВ и магазинов. Старый постулат "если не знаешь где раздобыть музыку, которая нравится тебе - то сделай ее сам", заработал в очередной раз на новой технологической основе.

Итак, ХТ - это сделанная с наименьшими умственными и техническими затратами попытка вывода из глубин сознания музыки, звучащей внутри автора. Самой яркой особенностью такого метода музицирования является полный контроль автора над всем процессом создания произведения:
- появление идеи в собственной голове;
- подбор необходимых звуков или создание совершенно новых с использованием любых методов звукоизвлечения;
- обработка и микширование звука в соответствии с конкретной концепцией автора, а так же в зависимости от технических средств, имеющихся в наличии;
- запись готового произведения на звуконосители: компакт-кассеты, DAT-кассеты, компакт-диски и т. д.
- распространение. Это отдельный пункт, с которым как раз и слабовато у нас. Ибо на Западе существует целая сеть фанзинов (журналов), маленьких радиостанций, каналы электронной почты, просто знакомства и, как я уже говорил, прекрасно (по крайней мере, по сравнению с Россией) работает почтовая служба.

Результатом такой тотальной независимости являются уникальные звуковые записи, открывающие внутренний мир их создателей с потрясающей яркостью и откровенностью, что само по себе можно принимать или не принимать как музыку, но не считать это своеобразным актом творчества никак нельзя.

Основная струя ХТ-течения забурлила в Штатах, стране богатой, напичканной новыми технологиями, с налаженным бытом и, соответственно, с наличием свободного времени для раздумывания над всякими новшествами. Впрочем, пионерами стиля американцев можно назвать с определенной натяжкой - ибо, когда в Америке обстановка только начала напрягаться в сторону ХТ, в Европе лучшие умы уже вовсю хоум-тэйперили. Было это, правда сказать, не совсем "хоум", зато вполне "тэйпинг". Взять хотя бы того же г-на Шульце. По всем параметрам он вписывается в категорию хоум-тэйпера, но это уже ХТ в своем максимальном проявлении. Именно немецкая школа электронной музыки дала сильнейший импульс американскому (да и международному) ХТ. Хотя не стоит забывать и о Throbbing Gristle. На благодатной американской среде из этих искорок разгорелся вполне приличный костерок, оказывающий сейчас определенное влияние на творчество Российских ХТ. Эффект пока не ощущается сильно ввиду технической отсталости российской глубинки. Москву и прочие столицы в расчет брать не приходится, •так как там в большинстве своем "почему-то" более заинтересованы в коммерции -законы бизнеса толкают на создание музыки, способной полным ходом приносить прибыль. Вот и получаются рэйвы всякие, что достаточно хорошо приближено к ХТ, но призваны они обслуживать индустрию развлечений, а не подвигать человека на раздумья о вечном. Истинный же ХТ всегда, как правило, странен и непривычен. Более того, он всегда альтернативен. И это хорошо, ибо заставляет задуматься о противоположном и не впадать в традиционализм, пусть даже и авангардного плана.

Хоум-тэйпер, как правило, всегда одиночка. Группы, предпочитающие работать в жанре домашнего музицирования, достаточно редки. Очень часто это лишь использование приемов ХТ для достижения максимальной отдачи от музыкантов во время записи. Хороший пример подобного подхода - немецкая группа "CAN" или рижская группа "Popolznowenje". Характерным отличием группового творчества от упражнений ХТ-одиночки является дальнейшее развитие творчества группы в сторону определенной коммерциализации под влиянием различных причин. То есть, занимаясь подобным творчеством в коллективе, автоматически приносишь в жертву все остальные радости жизни - самоотдача должна быть максимальной. Если ты работаешь один, то гораздо проще рассчитать свой режим, ведь основной процесс идет в голове, и работать так можно и в вагоне метро, и на лекции в институте, для этого не нужна специальная студия и аппаратура. А группа порождает за собой различные экономические проблемы и, соответственно, методы их разрешения: концертную деятельность, выпуск компакт-дисков и пр. Как правило, процесс этот наносит сильный ущерб музыке как таковой. Отличием могут быть лишь коллективы, имеющие в своем составе обеспеченных материально персон, способных тратить деньги на музыку без особых проблем. Но это уже совсем крайняя редкость (или редкая крайность).

Пару слов о технической стороне ХТ. Минимальный набор средств весьма прост:
- кассетная дека (или портастудия);
- музыкальный источник (клавишные или синтезатор, гитара с блоком эффектов, любой акустический инструмент с датчиком, преобразующим акустические колебания в электромагнитные);
- ревербератор, компрессор и пр., т.е. штучки; позволяющие придать разработанному звуку товарный вид;
- микшер или любое другое устройство сведения звука.

В зависимости от материального состояния каждого конкретного хоум-тэйпера перечень этот может быть сильно расширен и оснащен словечками типа МИДИ, софт, драйвер, кампутеръ, интерфейс и прочей умной пургой. Или же наоборот сокращен до минимума.

Так, например, архангельские концептуалисты "Шесть мертвых болгар" прекрасно обошлись потрепанным ревером "Лель", микрофоном МД-200, набором кухонных кастрюль,*2 проигрывателем с кучей старых пластинок и кассетником "Радиотехника" десятилетней давности. К счастью, трое "оставшихся в живых" музыкантов, помимо перечисленного барахла, сохранили и великолепно соображающие головы, что позволило записать в условиях обычной квартиры в минимальные сроки отличную кассету, достойную уровня ранних "Резидентс". Рафинированные американцы не мыслят себя без DAT-аппаратуры, комплекта синтезаторов, компьютера с МИДИ-комплектом и прочих фенек, значительно обогащающих звуковую палитру, но практически ничего не добавляющих к самой идее автора, заставляющей его взяться (хотел сказать, за перо)…

Бурление ХТ-культуры с максимальной интенсивностью наблюдается сейчас, как я уже говорил, в Северной Америке. Европа тоже дает жару, но в процентном соотношении (да и в качественном тоже) это не столь серьезно, как того бы хотелось. Обмен информации идет на уровне почтового, т.н. mail-music и mail-art. Доходит до того, что музыканты, работая совместно над одним проектом, записывают на кассеты свои партии, ни разу не встречаясь друг с другом и совершенно не подозревая в процессе работы о том, каким будет конечный результат. Именно эта непредсказуемость и незапрограммированность, ощущение новизны и привлекают меня больше всего в ХТ. Россия сильно выпадает из этого международного процесса ввиду абсолютно не нормальной работы нашей почты. Посылаемые кассеты практически никогда не доходят до адресата и, кроме всего прочего, отправка обычной кассетки за рубеж выливается в совершенно дикую сумму, часто становящуюся причиной отказа от услуг почты.*3 На моей памяти таким образом сорвалось несколько совместных проектов. Очень жаль. Кроме того, техническая сторона процесса немаловажна. Конечно, можно записывать свои творения и на "Радиотехнику", используя кассеты "Славич". Но чтобы достойно выглядеть на Западе, желательно все-таки поднапрячься и сделать обложечку и кассету хромовую купить. Да и тэйпить все не на "бэрдском сувенире". А за бугром народ уже вовсю "ДАТ-овскими" кассетами обменивается…

В общем, грустно пока все… Надежда теплится в душе и заставляет продолжать делать журнал и даже эта заметка - все тот же "результат" тления маленького огонька.

Петр Дюковъ,
прим. Антипина И.ф./ "Результаты", Архангельск.


*1 В России все всегда делается через одно место, и когда на смену глобальному дефициту пришла тотальная нищета, суть значения "домашняя звукозапись" не изменилась: это переписывание на ферромагнитный материал с пластинок и компакт-дисков, а порой с ТВ и радио каких-то песен для домашнего использования.
*2 Использование кухонной утвари и мебели в ХТ на Западе обусловлено целями концептуализма, а те же звуки в отечественном ХТ чаще всего являются следствием бедности /безденежья.
*3 И хоум-тэйперов в России много, да почта хреновая, таланты есть, да денег у них нет.


АНЕКДОТ МЕСЯЦА

Металлюга с большого похмелья лежит на кровати. Рядом мать:
- Что же делать, может, цепями позвенеть?
- Не-а…
- Может, Iron Maiden поставить?
- Поставь "Ласковый Май" - хоть желудок прочистить.


Цитата месяца

"Утреннее вставание, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, еда, трамвай, четыре часа работы, еда, сон и так все, в том же ритме в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Чаще всего этой дорогой следуют без особых затруднений. Но однажды вдруг возникает вопросительное "зачем" и все начинается с усталости, подсвеченной удивлением… Усталость пробуждает сознание и вызывает все последующее. Последующее может быть либо возвратом к бессознательному, либо окончательным пробуждением."
А. Камю


ТАК ИХ!

К весьма занятным выводам пришел президент Международной ассоциации нетрадиционной медицины академик Сергей Шушарджан, проведя исследование некоторых популярных сегодня песенок.
Аркадий УКУПНИК, "Сим-Сим, откройся". Оказывает влияние на почки, могут возникнуть болезни мочеиспускательного канала.
Наталья ВЕТЛИЦКАЯ, "Посмотри в глаза". Может развить страх, недоверие, фригидность.
Кай МЕТОВ, "Позишн намбо ван". Приводит к бессоннице, приступам гнева и агрессии.
Симон ОСИАШВИЛИ, "Мое лекарство и спасение". Развивает ревность, навязчивые идеи.
Ирина АЛЛЕГРОВА, "Угонщица". Для взрослых безвредна, у детей может вызвать легкие нервные и психические расстройства.


…И КРОМЕ ТОГО…

Оказывается, есть связь между местной анестезией и рок-музыкой. Вот что было написано в серьезном журнале "Химия и жизнь": "При урологических операциях вместо транквилизаторов можно применять музыку с четко выраженным ритмом". К такому же выводу независимо друг от друга пришли ортопеды из английского города Дерби и румынский стоматолог Мирча Русу из Ясс. Они врубают рок-н-ролл во время сложнейших операций и уверяют, что большинство клиентов мучаются намного меньше.

(подготовлено на основе материалов газеты "Губерния", г. Архангельск)


"Nашъ Драйвъ"
Ежемесячная Арт & Рок газета
Учредитель и главный редактор:
Николай ДРУЖИНИН
Евгений ВЕСНИН
Художественный редактор:
Елена СМИРНОВА
Адрес редакции: 193144, С.-Петербург, С-144, а/я 59, Е. Веснину
Установочный тираж: 998 экз.
Цена свободная


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 03 июня 2005, 12:52
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Рецензии"Башлачёв. Серебро И Слёзы. Трибьют"Геннадий Шостак27.01.2015
РецензииДмитрий Ревякин - "Grandi Canzoni. Opus 1" & "Grandi Canzoni. Opus Magnum"Геннадий Шостак27.12.2015
СтатьиДмитрий Ревякин: "Я постоянно хожу беременный песнями"Геннадий Шостак12.12.2014
Архив"Я - Молодой" №50'1996 (Д. Ревякин, ЧАЙФ)Старый Пионэр20.11.2003
Архив"Самовитое слово" Дмитрия РевякинаЕкатерина Борисова17.01.2013
Архив"Самовитое слово" Дмитрия Ревякина (окончание)Екатерина Борисова17.01.2013

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 7 / 0.011