Дмитрий Ревякин - "Grandi Canzoni. Opus 1" & "Grandi Canzoni. Opus Magnum"


(c) & (p) Navigator Records, 2013
12 tks./T.t. 57:55

(c) Oil Painting, 2014
(p) Survagis Records, 2015
12 tks./T.t. 63:01


Понятие "канцона" (от итал. canzone - песня) в современной музыкальной литературе обычно сводится к трем значениям: 1) в XV - XVI в. - многоголосная песня полифонического склада; 2) с XVI в - также инструментальная пьеса песенного характера; 3) небольшая лирическая песня в опере. Мне кажется, если бы музыковеды-профессионалы обратили внимание на дилогию Дмитрия Ревякина, это понятие подверглось бы радикальному пересмотру с точки зрения как формы, так и содержания.

"Grandi Canzoni" - это сайд-проект участников группы КАЛИНОВ МОСТ Дмитрия Ревякина и Александра "Анаксагора" Владыкина: Дмитрий пишет песни, Александр их аранжирует, колдует над саундом, приглашает сессионных музыкантов и решает всевозможные оргвопросы.

Большинство композиций, составивших "Grandi Canzoni", написано в 2010 году. Характерная черта цикла - оперирование различными пластами мировой музыкальной культуры. Если слушать обе части дилогии - "Opus 1" и "Opus Magnum" - нетрудно заметить жанровые различия: в первом альбоме Дмитрий Ревякин тяготеет к академическим жанрам, во втором - к фолку.

Состав музыкантов и инструментарий определялись замыслом не только и не столько автора, сколько аранжировщика. В записи "Opus 1" участвовали: Дмитрий Ревякин - пение; Александр Владыкин - домбра, баян, синтезатор, калюка, чаранго, перкуссия, подпевки; Татьяна Анциферова - пение; Евгений "Бар" Барышев (экс-КАЛИНОВ МОСТ, ныне - МОЛОКА СТАКАН) - гитара, акустическая гитара, бас-гитара, подпевки; Виктор Чаплыгин (КАЛИНОВ МОСТ) - барабаны; Евгений Каргаполов (экс-КОНСИЛИУМ, СЕДЬМОЕ УТРО, АМАЛЬГАМА, ПУТТИ, АФРИКА, ИВАН КАЙФ, сотрудничество с Черным Лукичом, Сергеем Рыженко и Сергеем Фалитёнком, в настоящее время - КОРИДОР, ВАНГОГИ и КОСМИЧЕСКИЕ ТУРИСТЫ) - гитара; Сергей Маковский - труба; Андрей Максимов - альт; Анна Новожилова - виолончель. "Opus Magnum" записывался меньшим количеством музыкантов: трубу, альт и виолончель заменил синтезатор. Анаксагор к перечисленным инструментам добавил мандолину, а на басу сыграл Эндрю Хартки - ирландский музыкант, ныне проживающий в Нью-Йорке. Многие канцоны нуждались в партитуре, запись которой сделала Елена Поповская. К слову, фрагменты нотных партитур можно увидеть на полосах диджипака к "Opus 1". Логично было бы для унификации разместить их и на диджипаке к "Opus Magnum", но издатели решили иначе. Кроме того, в буклете ко второй части дилогии допущена то ли ошибка, то ли опечатка: Елена Поповская по чьему-то недосмотру названа Пановской...

Но главное в цикле - все-таки музыкально-поэтический материал.

"Grandi Canzoni. Opus 1" открывается песней "Дрейф". Чисто музыкально (я имею в виду мелодику, интонационные обороты, гармонический язык) очень похоже на КАЛИНОВ МОСТ периода "Ливня" и "Пояса Ульчи". В стихах отчетливо слышны апокалиптические мотивы. "Молилась Мама" мне хочется назвать итальянской канцоной, обогащенной интонациями, характерными для русских народных песен; в аранжировке ощутимо влияние музыки эпохи барокко. "Задом Наперед" - красивая казачья песня. В инструментальный проигрыш органично вплетается мужской хор, пропевающий гласные звуки. Казахская домбра в сочетании с аккордеоном звучит вполне по-русски. Лишь в коде несколько раз повторяется, варьируясь, восточный наигрыш... "Дульсинея" навеяна знаменитым литературным шедевром эпохи Возрождения. Автор осмысливает современность сквозь призму прочтения романа Сервантеса. Дмитрию Ревякину всегда удавались марши. Достаточно вспомнить "Сибирский Марш", "Солдаты Севера", "Гряди", "Станичники", "Камни"... Но в отличие от перечисленных песен, в "Дульсинее" нет никакой воинственности - песня проникнута романтическим настроением.

"Антибля" состоит из двух контрастных по характеру частей: первая - исполненная безысходности, злобы и ярости "речевка нигилиста", полупропеваемая-полупроговариваемая на фоне минималистичного аккомпанемента синтезатора. "Я против мира - мир против меня" - так общо можно охарактеризовать ее содержание. Вторая - русские припевки под аккомпанемент аккордеона, домбры и чаранго. Злоба иссякает, уступая место тихой грусти. "Negative Tango", вероятно, написано под влиянием Астора Пьяццолы, которое проявилось в сверхусложненной ритмике. Захочешь - не станцуешь. Что касается содержания - песня скорее вписалась бы в альбом КМ "Contra". Могу предположить, что здесь, как и в песнях, составивших упомянутый альбом, проявилось влияние русского философа-почвенника Константина Леонтьева. Негативизм у автора вызывает научно-технический прогресс в его европейском истолковании. Это неприятие ощущается в каждой фразе, в каждом слове, в каждом звуке. Трудно вообразить, что Дмитрий Ревякин может быть таким агрессивным. Нет, это даже не пение, а яростный крик... "Падают Листья" - грустный романс, если воспользоваться метафорами известного кинорежиссера, писателя и поэта, не только об "осени года", но и об "осени жизни". Простейшая, без излишеств, аранжировка: акустической гитаре "помогают" альт и виолончель.

"Miraculium Absolutum" - единственная композиция, музыка которой написана Александром Владыкиным. Поразительное сочетание синтезированного органа и домбры! Дмитрий Ревякин на фоне торжественной музыки распевно читает белый стих. Произведение целиком и полностью отвечает своему названию. В песне "Обряд Седьмого Свода" вновь торжествует маршевая стихия. Мне кажется, что это посвящение, адресат которого тщательно зашифрован. "Год 1904" - стилизация казацких баллад начала XX века. Дмитрий Ревякин и Татьяна Анциферова блестяще разыграли в лицах трогательную сцену встречи вернувшегося казака с женой. Завершает альбом "весенняя" дилогия, которую образуют Четверостишие "Наутро" и баллада "Вечер Марта".

Название второй части дилогии переводится с латыни как "великая, самая главная работа". Как говорилось выше, в альбоме многие звучания синтезированы. Но от этого композиции не стали хуже.

Открывается "Opus Magnum" торжественной балладой "Белая Рака". Мужской хор, выпевающий гласные звуки "о-и-о-и-о", выполняет функцию еще одного колористического инструмента. "Ты Да Я" - современная русская народная песня, монолог отца, обращенный к сыну. Очень красив плясовой эпизод в проигрыше. "Три Казака" тематически и настроенчески перекликается с "Задом Наперед" из первой части. И аранжировка очень похожа. "Закрутило" - рассказ о том, как по-разному порой складываются судьбы у людей. Здесь Ревякин очень близок русским писателям-деревенщикам. Аранжировка адекватна содержанию песни: холодные клавишные поддерживаются баяном, в проигрыше появляется соло-гитара.

Помню, еще в начале 90-х годов в интервью лидер КМ часто говорил о своей нелюбви к Москве как городу. Теперь же он решил о ней спеть. Три последующие песни составляют так называемый "антимосковский" мини-цикл: "Караваны" - карикатура на так называемое "высшее общество". Острый сарказм ощущается не только в стихах, но и в музыке. Очень к месту пришлась "кабацкая" вставочка в середине композиции. "Трансаэро" с первого прослушивания может восприниматься как посвящение авиакомпании. На самом деле песня совсем о другом: родному Новосибирску автор противопоставляет чужую Москву, в которой он "ни чужой, ни свой". На мой взгляд, не вполне удачное пародирование русского шансона. "Tango Glamur" воссоздает картинку свадьбы между представителями элиты. Здесь всё напоказ, по заданному сценарию. Но искренне ли? По музыке - электронное танго с продолжительным баянным соло в коде...

"Обитель" - философская рефлексия на тему "...и каждому воздастся по делам его..." (рим. гл. 6). Музыкально песня напоминает КМ конца 90-х - начала 2000-х. Я считаю эту вещь самой лучшей в дилогии. "Эсхато-Оперетта" - почти опереточная ария. В интерпретации Ревякина учение о конце света вызывает не страх, а смех. При желании в названии композиции можно увидеть намек на альбом КМ "Є$X@†0". "Учусь Ходить" содержит прямую отсылку к Евангелию от Матфея (гл. 14, 2 - 3). Ее основную идею можно кратко сформулировать как обретение веры через страдание. Обращаясь к библейской тематике, автор, надо отдать ему должное, не уходит в проповедничество. Эта песня тоже могла бы закрепиться в репертуаре КМ. "Тропой Ульчи" - очередное посвящение Александру Башлачёву. С точки зрения музыкальной составляющей песня весьма не характерна для Ревякина. "Выцвело Небо" - романс с симфоническим финалом. Через природную стихию автор выражает свое отношение к жизни.

Альбомы идеально прописаны. А если их воспроизвести на дорогой аппаратуре, "откроешь клад, какого не видал".

Оба диска снабжены буклетами со стихами песен и с иллюстрациями за авторством Владимира Распутина. Последние не только очень красивы, но и очень смыслоемки. Воздержусь от каких-либо собственных истолкований: обладатели CD могут всё увидеть, интерпретировать и оценить сами.

Дилогия целиком и полностью оправдывает свое название. Это действительно великие песни. С одной стороны, здесь есть все то, за что любят Дмитрия Ревякина и КМ. С другой стороны, эксперимент с музыкальными жанрами и стилями оказался более чем удачным. Талант автора и аранжировщика-саундпродюсера засверкал новыми гранями и красками.

Слушать альбомы:
"Grandi Canzoni. Opus 1"
Grandi Canzoni. Opus Magnum"

Скачать альбомы (скачивание платное):
"Grandi Canzoni. Opus 1"
"Grandi Canzoni. Opus Magnum"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 27 декабря 2015, 21:30
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Рецензии"Башлачёв. Серебро И Слёзы. Трибьют"Геннадий Шостак27.01.2015
СтатьиДмитрий Ревякин: "Я постоянно хожу беременный песнями"Геннадий Шостак12.12.2014
Архив"Я - Молодой" №50'1996 (Д. Ревякин, ЧАЙФ)Старый Пионэр20.11.2003
Архив"Nашъ Драйвъ" №03, февраль-март 1996 (Д. Ревякин, А. Григорян, хоумтейпинг и др.)Старый Пионэр03.06.2005
Архив"Самовитое слово" Дмитрия РевякинаЕкатерина Борисова17.01.2013
Архив"Самовитое слово" Дмитрия Ревякина (окончание)Екатерина Борисова17.01.2013

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003