КАЛИНОВ МОСТ - "Contra"


(c) & (p) Navigator Records, 2013
12 tks./T.t. 66:10


Свой двенадцатый номерной альбом группа записывала основным составом: Дмитрий Ревякин - тексты, акустическая гитара, вокал; Константин Ковачев (экс-OCTOPUS, КВАРТАЛ, КУКУРУЗА, а также составы, аккомпанирующие Владимиру Преснякову-младшему, Александру Маршалу, Александру Иванову и Ларисе Долиной) - клавишные, соло- и лидер-гитара, гусли, лютня; Андрей Баслык - бас-гитара, бэк-вокал; Виктор Чаплыгин - барабаны, перкуссия.

Важно отметить, что настоящему составу удалось максимально приблизиться к звучанию "классического" КМ (когда в группу входили Ревякин, Смоленцев, Щенников и Чаплыгин). Если не полениться прослушать - либо в проспекции, либо в ретроспекции, либо в случайном порядке - записи до-"выворотневского" периода, "Оружие" и "Contra", сходство в стилистике, подходе к аранжировкам, манере исполнения обнаруживается само собой. А на последнем альбоме КМ Ревякин поет так, будто ему не около 50 лет, а чуть больше 20-ти.

Альбомы КМ отличаются друг от друга. Тем не менее, у них есть одна общая черта: концептуальность. Но и концепции бывают разные. Именно по масштабу смысловой наполненности пять альбомов КАЛИНОВА МОСТА - "Оружие", "SWA", "Ледяной Походъ", "Є$X@†0" и "Contra" - можно условно объединить в пенталогию.

Для более адекватного понимания концепции рассматриваемого альбома нам необходимо обратиться к философии и культурологии.

Протест и противоречивость предполагается уже на уровне заглавия. Против чего же протестует автор?

В своих интервью Дмитрий Ревякин характеризует альбом "Contra" как урбанистический. При этом, очевидно, имеется в виду характер воздействия на человека: в частности, им употребляются узкоспециализированные термины, такие как "лоботомия", "примордиально", "фрактал" и др. Хотя, мне кажется, этот альбом правильнее было бы, наоборот, называть антиурбанистическим. Не уверен, но могу предположить, что лидер КМ испытал влияние идей Константина Леонтьева, одного из наиболее ярких представителей почвеннического направления в русской философии, который, как известно, был ярым противником прогресса в его западноевропейском понимании. По крайней мере, многие строки Ревякина созвучны высказываниям "русского Ницше". Правда, в отличие от последнего, Ревякин не столь категоричен. Здесь речь может идти скорее о двойственном отношении автора к научно-техническому прогрессу, который, с одной стороны, открывает нам новые возможности, делает жизнь более комфортной, с другой - развращает человека, формирует потребительское отношение к жизни. Протест у Ревякина вызывает не НТП как таковой, а так называемое информационное общество. На современного человека обрушиваются потоки информации, которые он не в состоянии усвоить. Возникает колоссальная нагрузка на психику, количество нервных расстройств, стрессов, депрессий возрастает в геометрической прогрессии. Погруженность человека в виртуальную среду приводит к его отдалению от мира реального. Развитие киберкультуры угрожает вытеснением реальных традиционных культур.

"Контроль" - песня-антиутопия, песня-предупреждение. Когда мы регистрируемся на тех или иных сайтах или в соцсетях, информация о нас может оказаться доступна посторонним людям и использована против нас.

Ты в разработке.
Тебя пасут.
Держать контроль!
Шантаж и подкуп
Терзают суть.
Держать контроль!


Песню можно трактовать и более широко - как рефлексию на тему взаимоотношений человека и машины (робота, компьютера). Если человечество потеряет контроль над производством машин, они со временем неизбежно превратятся во внешнюю, враждебную по отношению к нему силу. Сюжет боевика-роботоутопии Кристофера Хаттона - не такой уж вымысел...

Инструментальное сопровождение холодно, подчеркнуто бесчувственно. Лишь синтезатор на протяжении всей песни многократно повторяет тревожный сигнал "SOS". Ревякинский вокал исполнен беспокойства, которое постоянно нарастает и в последнем куплете достигает предела...

Песню "Дети Полей" я бы назвал реквиемом по человеку, на смену которому пришел постчеловек или человек эпохи постмодерна, противопоставивший себя как окружающей природе, так и традиционной культуре. Вокал в припевах экспрессивен, в запевах - внешне сдержан, однако тревогу автора-героя выдают острые, напряженные гармонии в аккомпанементе. В конце песни голос Ревякина постепенно затухает, удаляется, растворяется: реальности нет никакого дела до переживаний лирического героя...

Песня "Ярга Лада" переносит слушателя в театр военных действий:

Мое сердце - передовая.
Здесь решаются судьбы мира.
Изгибается контур фронта хрупкой дугой.
Кровь горячая остывает,
Смят резерв, обозников смыло,
Леденеет жутко воронка, умер огонь.


На первый взгляд может показаться, что Ревякин, как 20 с лишним лет назад, решил поиграть со словами: "Ярила" - "яркий" - "яростный" - "ярга"... Последнее слово обозначает солярный символ русов. "Ярга Лада, как всегда, красна..." Показательно, что красный цвет всегда ассоциировался с жизнью, пламенем, революционными преобразованиями. Музыкальная составляющая развертывается на контрастном сопоставлении запевов и припевов. В запеве посредством безраздельного господства минора и полуречитативных фраз воспроизводится состояние тревоги лирического героя, которое устремляется к своей кульминации во второй части второго куплета. В припеве с появлением интонаций, близких русским народным песням, и мажорных аккордов напряжение ослабевает, а к концу песни (после кульминации) и вовсе сходит на нет.

Песня "Станичники" органичнее вписалась бы в альбом "Ледяной Походъ". Предельно скупая аранжировка, суровый маршевый ритм, чеканное произнесение фраз, безудержная ярость в голосе во всей полноте передают боевой дух казачества.

Во многих песнях Дмитрия Ревякина главная мысль или настроение лирического героя выясняется через состояние природы. Такова почти 11-минутная баллада "Солнце Умрет". Подобно симфоническому произведению, она построена в трехчастной форме и дополняется развернутой кодой. В первом и третьем разделах утверждаются пессимистическое настроение и минорная тональность. Фраза-рефрен "Сбудется слово, солнце умрет" произносится настолько пронзительно, что мурашки по коже. В третьем разделе (в музыкознании его называют репризой) Ревякин интонирует с еще большим надрывом, а инструментальная фактура обогащается новыми красками. Средний раздел контрастен крайним и погружает слушателя в светлые образы; тональность сменяется на мажорную. И середину, и коду украшают пространные гитарные соло Константина Ковачева.

В композиции "Тает" автор тонким штрихом нарисовал картину грядущего глобального потепления. Здесь Ревякин также выходит за пределы куплетной формы, а в кульминации поет на пределе возможностей. Андрей Баслык полностью оправдывает свою фамилию: его бас очень напоминает щенниковский до-"выворотневского" периода.

"Камни" - еще один марш, настроенчески контрастный "Станичникам". У автора камни - это "храмины небесного духа". Я же склонен воспринимать эту песню как град камней в огород информационного общества. Ревякин агрессивен, воинственен и яростен.

В песне "Приказ №15" проводится параллель между событиями начала прошлого века и настоящим временем. Автор вспоминает приказ барона Унгерна фон Штернберга - командира Азиатской дивизии №15. Мощный, напористый вокал в сочетании с уплотненным звучанием инструментов образуют убойную силу. Песню венчает прозрачная двухминутная кода с красивым соло акустической гитары.

"Рождество" - пожалуй, самая светлая вещь на альбоме. Лирико-созерцательный, "бардовский" запев мог бы прозвучать под одну акустическую гитару. Но Ревякин сотоварищи проявили необычайную изобретательность в аранжировке, постепенно насыщая фактуру: сначала акустическая гитара, а где-то на заднем плане электрогитара и мягкая подкладка синтезатора, затем фортепиано... В припеве вступает вся группа. Но Ревякин и этим не ограничился: припев второго куплета поется хором. Так красиво - аж слезы на глаза наворачиваются! Слушал бы и слушал...

"Тень" - композиция, не характерная для Ревякина и КМ. Автор вызывает дух, вернее, тень Родиона Раскольникова и заставляет ее разгуливать по питерским улицам под звуки разудалой плясовой. Если герой романа Достоевского раскаивается в содеянном, в песне Ревякина он выступает развернутой метафорой возмездия.

Композиция "Звенья" производит гнетущее впечатление. Каждая строчка стихотворения являет собой метафору, а когда их (метафор) становится слишком много, крыша начинает потихонечку съезжать. Ревякин словно читает каждую строчку нараспев на фоне холодного, бездушного аккомпанемента... Это самый тяжелый для восприятия трек на альбоме. Слушая "Contra" от начала до конца, я выбрасываю его из плей-листа.

Завершает альбом песня "Фитилек", которую мне хочется охарактеризовать как "анти-частушки" или "частушки навыворот": жанр частушки предполагает веселье, а здесь, как и в открывающей альбом песне "Контроль", царит настроение тревоги и страха. Вообще финальную композицию я воспринимаю не как точку, а жирное многоточие...

К альбому прилагается 28-страничный буклет. Как и прежде, Ревякин аккуратен в датировке своих сочинений. Так, песня "Звенья" написана в 2009 году, все остальные - в 2010-м. Я бы настоятельно рекомендовал тем, у кого есть возможность, ознакомиться с текстами именно в их печатном варианте. Тем более что каждый снабжен иллюстрацией за авторством Владимира Распутина. Например, на странице, где опубликован текст песни "Тает", нарисованы солнце, горы и стекающая с них вода. "Приказ №15" иллюстрирует то ли мужчина в плаще, то ли вурдалак. "Тень" - характерный петербургский пейзаж и мужская фигура с топором. А какое отношение к "Рождеству" имеют полиция и колючая проволока, я, честно говоря, не очень понимаю. Но художник вовсе не обязан как-то истолковывать свои произведения...

Слушатель не найдет в этом альбоме хитов в привычном значении этого слова. Создавая свои песни, Ревякин преследовал иную цель. Альбом "Contra" провоцирует на размышления. Иначе говоря, последняя работа КМ - это призыв к людям задуматься об этических и ценностных ориентирах, в которых сегодня развиваются наука и техника.

Скачать альбом (скачивание платное)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 26 ноября 2014, 20:04
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииКАЛИНОВ МОСТ - "Ледяной Походъ"Максилла Кузнецов26.12.2007
РецензииКАЛИНОВ МОСТ - "Сердце"Юлия Боровинская18.01.2010
РецензииКАЛИНОВ МОСТ - "Є$X@†0"Юлия Боровинская10.11.2010
РецензииКАЛИНОВ МОСТ - "Золотое Толокно"Валерия Соколовская02.04.2012
СтатьиДекабрь в Петербурге (АДАПТАЦИЯ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, КАЛИНОВ МОСТ, ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ - 2003)Екатерина Борисова24.12.2003
СтатьиКАЛИНОВ МОСТ через Неву (Дворец Молодежи, Петербург, 19.12.2003)Dedushka13.01.2004
СтатьиРаздвоение (Презентация альбома Дм. Ревякина "Жатва". ЦДХ, Москва, 1.06.2007)Максилла Кузнецов05.06.2007
СтатьиКак боролись с нечистою силою (КАЛИНОВ МОСТ в ЦК НАУ, Киев, 31.03.2012)Валерия Соколовская03.04.2012
СтатьиСибирская лирика на украинской земле (КАЛИНОВ МОСТ в клубе "Юность", Киев, 4.04.2014)Валерия Соколовская08.04.2014
СтатьиДмитрий Ревякин: "Я постоянно хожу беременный песнями"Геннадий Шостак12.12.2014
Архив"АйДа!" №06, июль 1997 (МЕГАПОЛИС, Е. Маргулис, КАЛИНОВ МОСТ)Старый Пионэр31.10.2003
Архив"Комсомольская Правда-на-Дону" 1999 (КАЛИНОВ МОСТ, АБВИОТУРА)Максилла Кузнецов30.01.2007
АрхивКАЛИНОВ МОСТ - "Дарза" (разные издания)Старый Пионэр18.04.2007
Архив"Порог" (СПб) №04, август 2001 (отчеты, статьи, рецензии)Старый Пионэр24.12.2007
Архив"Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.)Екатерина Борисова17.06.2013
АрхивКАЛИНОВ МОСТ, часть 1 (разные издания)Екатерина Борисова12.02.2014
АрхивКАЛИНОВ МОСТ, часть 2 (разные издания)Екатерина Борисова21.02.2017

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.01