КАЛИНОВ МОСТ - "Є$X@†0"


(с) Navigator Records, 2010

Белые одежды для черносотенцев

Вот уже две тысячи лет христиане ждут конца света (а что ещё остаётся приверженцам религии, объявившей едва ли не все естественные человеческие удовольствия греховными?), и, естественно, с надоедливой регулярностью с той стороны звучат вопли о "последних временах", которые не то вот-вот настанут, не то уже бушуют во всю мощь. Особенно усиливаются эти крики в периоды больших экономических и социальных потрясений, во время борьбы духовенства за власть, а также вблизи календарных "круглых дат" - конец тысячелетия, конец века... в крайнем случае, и конец десятилетия сойдёт. Так уж "повезло" нашему поколению, что на его жизнь выпало сочетание всех трёх этих факторов: и бесконечный кризис, и РПЦ, рвущаяся переписать Конституцию, в которой Россия названа светским государством, и заря нового тысячелетия. Неудивительно, что эсхатологические настроения расползаются, словно грипп, тем более что прививки от них ещё никто, увы, не придумал.

Вот и новый альбом КАЛИНОВА МОСТА называется "Эсхато", а коллаж на его обложке - мешанина, невольно напоминающая излюбленный стиль Егора Летова, но отнюдь не столь красочная - не оставляет ни малейших сомнений в том, что речь пойдёт не о бесконечно далёком будущем, но о дне сегодняшнем.

О музыкальной стороне альбома я здесь писать не буду: в конце концов, неожиданными решениями и стилистическими открытиями КАЛИНОВ МОСТ никогда не славился, а хвалить людей, которые всю свою сознательную жизнь занимаются роком, за то, что они хорошо владеют инструментами и неплохо научились записывать свою музыку, как-то нелепо. Да, есть в "Эсхато" музыка - как же без неё? - крепкая, эмоциональная, грамотная... в отличие от, к слову сказать, текстов, где Ревякин с непосредственностью восьмиклассника корёжит ударения ("ярились", "избранных", "бередит", "кренится") и рифмует "волю-морю", "года-хохотал", "огонь-покой" и далее в том же духе. Впрочем, все эти недоработки вполне можно счесть несущественными на фоне главного - содержания.

Диспозиция в альбоме по своей простоте достойна любой известной РПГ: с одной стороны "от Москвы до тайги разгулялась орда", "языческие культы терзают и гнетут" (кого или что именно они терзают и гнетут, кроме его собственного мозга, автор благоразумно умалчивает), а с другой - выстроился "окрылённый славой рыцарский орден", "наследники белых империй", в роли коих выступают казаки как образец мужского братства и ревнителей праведной веры. То есть безумно-фанатичная, крайне агрессивная и, вдобавок, отлично вооружённая и организованная сила, готовая ради "победы креста" сокрушить всё на своём пути. Признаюсь честно, при таком раскладе все мои симпатии - на стороне этой самой орды, где живут "без надежды, без слёз", да ещё, наглецы такие, "не боятся угроз" (что, несомненно, выдаёт во мне исчадье адово). Но, как бы ни надрывал голоса и струны КАЛИНОВ МОСТ, сочувствовать тем, для кого "кистень проворный - заветный друг", над кем реет "печать ревнивая крылатых свастик", и кто честно признаётся:

Как почуем запах драки,
Люк срывается с петель -


мне как-то совершенно не хочется. Кстати, последнее признание вышло особенно саморазоблачительным, точно указав, на каком именно уровне располагается разум у "белого воинства" - у нормальных-то людей обычно чердак сносит...

Прочитаны указы прадедовских времён
Вытравливать заразу железом и огнём -


замшелый, древний, косный фанатизм поднимается на щит, и, несмотря на то, что "белый" - едва ли не самое любимое прилагательное Ревякина в текстах этого альбома, на ум всё чаще приходит совсем иной цвет - чёрный. Да-да, те самые черносотенцы, которые в глубине души наверняка тоже считали себя героическими рыцарями, воюющими на стороне добра. Да и враг у них, в сущности, один и тот же: инаковерующие (те самые "языческие культы") и неверующие вовсе ("от века богоборцев не прощали").

Дюжину песен кряду Ревякин пытается вырядить черносотенцев в белые одежды, воспевая "боевое грозное братство", "простецов", что "верой крепкою сильны", но хоть и рыдает он о том, что "сердце в груди рвётся, просит добра", сопереживать его слезам нисколько не тянет - уж очень своеобразное у него об этом самом добре понятие:

Если что, медвежьей хваткой
Лиходею пасть порву
Буду рад, до правды падкий,
Послужить в сердцах добру.


Вот такое оно - героическое добро: пасть порву, моргалы выколю, "а наградой полыхают пожары"...

И если вам всё ещё кажется, будто бы "белый воин" ведёт свой беспощадный бой ради людей, то вот, получите:

Пересохнут пусть колодцы,
Разбредутся в пыль стада,
Может небо расколоться -
Жизнь за родину отдам.


То есть родина для него - отнюдь не то место, где живут своей мирной жизнью люди, гори оно синим пламенем, а "проклятое пространство", где должно возжечь "знамение креста". А уж кто и как отдаст за этот фейерверк жизнь, неважно!

Аж до старушки-Европы добрался лирический герой, упрекая её в том, что "сытый потомок империй праздно молчит". И ведь в голову ему не встанет, что гордиться имперским прошлым стыдно, поскольку никто и никогда не пожелал бы себе оказаться среди покорённых империей народов, а "бремя белого человека" - лишь пафосная придумка для прикрытия грабежа и насилия. Хоть бы историю собственной страны вспомнил: пытался уже некий благородный рыцарский орден из матери-Европы сделать Россию частью империи... Да и кого, собственно, планируется палить на обновлённом огне Реконкисты? Тех турок и алжирцев, которых, разумно или нет, но уже признала своими гражданами Европа? Или вообще всех подряд, кто не умеет или не желает осенить себя крёстным знаменем надлежащим образом?

Вся эта хоругвеносная истерика кажется настолько знакомой, что когда Ревякин поёт: "может, явится друг", практически уже не приходится сомневаться в том, какой именно друг имеется в виду, так что голос Кинчева, вступающий в "Цитатах", воспринимается как должное. Пожалуй, Дмитрий Александрович и Константин Евгеньевич могли бы и весь диск хором спеть или перемешать материал "Эсхато" с песнями из любого кинчевского альбома последних лет - вряд ли неискушённый слушатель разобрался бы, где чьё авторство!

Да, и впрямь похоже христианство на грипп: была когда-то хорошая группа АЛИСА, да вся вышла, когда заразился её лидер бурно развивающимся неофитским дремучим православием. Да ладно бы ещё сам заразился, но и на друга, видать, неосторожно кашлянул - была когда-то и хорошая группа КАЛИНОВ МОСТ... Была? Или, может, ещё выздоровеет?

Автор: Юлия Боровинская
опубликовано 10 ноября 2010, 12:35
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (124) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииКАЛИНОВ МОСТ - "Ледяной Походъ"Максилла Кузнецов26.12.2007
РецензииКАЛИНОВ МОСТ - "Сердце"Юлия Боровинская18.01.2010
РецензииКАЛИНОВ МОСТ - "Золотое Толокно"Валерия Соколовская02.04.2012
РецензииКАЛИНОВ МОСТ - "Contra"Геннадий Шостак26.11.2014
СтатьиДекабрь в Петербурге (АДАПТАЦИЯ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, КАЛИНОВ МОСТ, ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ - 2003)Екатерина Борисова24.12.2003
СтатьиКАЛИНОВ МОСТ через Неву (Дворец Молодежи, Петербург, 19.12.2003)Dedushka13.01.2004
СтатьиРаздвоение (Презентация альбома Дм. Ревякина "Жатва". ЦДХ, Москва, 1.06.2007)Максилла Кузнецов05.06.2007
СтатьиКак боролись с нечистою силою (КАЛИНОВ МОСТ в ЦК НАУ, Киев, 31.03.2012)Валерия Соколовская03.04.2012
СтатьиСибирская лирика на украинской земле (КАЛИНОВ МОСТ в клубе "Юность", Киев, 4.04.2014)Валерия Соколовская08.04.2014
СтатьиДмитрий Ревякин: "Я постоянно хожу беременный песнями"Геннадий Шостак12.12.2014
Архив"АйДа!" №06, июль 1997 (МЕГАПОЛИС, Е. Маргулис, КАЛИНОВ МОСТ)Старый Пионэр31.10.2003
Архив"Комсомольская Правда-на-Дону" 1999 (КАЛИНОВ МОСТ, АБВИОТУРА)Максилла Кузнецов30.01.2007
АрхивКАЛИНОВ МОСТ - "Дарза" (разные издания)Старый Пионэр18.04.2007
Архив"Порог" (СПб) №04, август 2001 (отчеты, статьи, рецензии)Старый Пионэр24.12.2007
Архив"Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.)Екатерина Борисова17.06.2013
АрхивКАЛИНОВ МОСТ, часть 1 (разные издания)Екатерина Борисова12.02.2014
АрхивКАЛИНОВ МОСТ, часть 2 (разные издания)Екатерина Борисова21.02.2017

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005