СПЛИН - "Обман Зрения"


(р) Navigator Records, 2012

Шарики, надутые в 90-х, продолжают медленно, но верно сдуваться. Некоторых даже и не жалко: напоролись на то, за что боролись, получили свою минуту славы - и снова стали никем. О некоторых же думаешь с сочувствием, видя, как хорошей в общем-то группе чуть-чуть не хватило силёнок для того, чтобы стать великой. Вот СПЛИН, от которого вроде бы уже нечего было ждать, поднатужился и выдал нечто почти на уровне своего главного шедевра - "Гранатового Альбома". Впору порадоваться за ребят, но покоя не даёт мысль, что это - не второе дыхание, а последнее издыхание.

Самое приятное, что есть в новом альбоме - его общее настроение. Не каждому музыканту с таким стажем работы удаётся сохранить в своих песнях нерв, чутко и болезненно реагирующий на разыгрываемую на наших глазах трагедию под названием "Жизнь". Привыкнув к статусу суперзвезды, проще всего стать кем-то вроде Бутусова, поющего красиво и искренне, но, к сожалению, ни о чём. Александр Васильев пока что не утратил связи с реальностью, не разучился страдать. Как ему это удалось, догадаться несложно - своих источников вдохновения наш герой не скрывает. Кульминацией альбома стала кавер-версия башлачёвской "Петербургской Свадьбы". На первый взгляд, в чересчур осовремененной аранжировке песня лишилась одного из своих достоинств - бардовской простоты, уходящей корнями в ленинградские КСПшные традиции, в творчество Клячкина, Городницкого и Дольского. Но при всех внешних изменениях, песня не перестала быть кратким курсом истории города на Неве и не лишилась атмосферы, в которой происходят все описываемые там события. Обращение к творчеству Александра Башлачёва, надо сказать, для СПЛИНА не было неожиданным, продиктованным сиюминутной конъюнктурой желанием засветиться в ещё одном трибъюте любой ценой. Когда-то в дебютном альбоме "Пыльная Быль" группа исполнила одноимённую балладу - длинную, болезненную, похожую на отдалённое эхо трагикомических вещей СашБаша типа "Слёта-Симпозиума" или "Подвига Разведчика". В последующих дисках эта линия не получила никакого продолжения, да и вообще фолк-роковые элементы со временем сошли на нет. А досада осталась - ведь Васильев и как автор, и как исполнитель способен на гораздо большее, но сознательно экономит силы и щадит нервы слушателей. И вот аукнулось почти двадцать лет спустя, да ещё как аукнулось!..

Всё остальное на диске - как вариации на уже заданную тему. Это касается даже "Дочери Самурая" - тревожной и немногословной, как вся состоящая из полунамёков японская поэзия. И "Чёрная Волга" (на неё пересядут те, кто когда-то вместе с Цоем катался в "Троллейбусе, Который Идет На Восток") приехала к нам из тех же золотых 80-х, и философский этюд "Летела Жизнь", которому не хватает разве что эпиграфа из Высоцкого: "Летела жизнь в плохом автомобиле и вылетала с выхлопом в трубу..." Вообще сожаление о том, что время летит слишком быстро и земная жизнь пройдена уже наполовину - едва ли не основной мотив большинства песен альбома. Усталость, ощущение, будто всё самое интересное уже случилось, одним словом - сплошной сплин: "Ну и дела, когда всё в жизни кувырком. Из-за угла, свернув, промчавшись с ветерком, трамвай ушёл. Теперь пешком!.." Лет двадцать назад о том же самом - только без налёта питерского романтизма - спел Юрий Лоза: "Мой трамвай последний скрылся за углом, я - сорокалетний человека лом..." Хорошо слушать такое, когда тебе чуть за двадцать, из уст человека, считавшегося уже почти ветераном. Но вот когда о муках кризиса среднего возраста заговаривают и твои ровесники, остаётся лишь удивляться: что ж вы так рано спешите себя хоронить?

Ответа не будет. Просто других выводов из имеющегося опыта, видимо, при всём желании не сделаешь. Попытки разбавить страдания хоть каким-то позитивом оказываются малоубедительными. "В Мире Иллюзий" - обманчиво благостный рождественский гимн, обещающий, что скоро мы все потеряем друг друга в вышеупомянутом мире, открывает не очень-то заманчивые перспективы то ли научиться по-настоящему радоваться жизни в состоянии маразма, то ли найти счастье и покой где-то на небесах. "Ковш" - вообще не что иное как попытка заглянуть в вечность, в то, что нас ждёт после жизни. Смотреть туда, оказывается, без ужаса невозможно, ибо мы там такие же посторонние, незваные гости, как и здесь, на Земле. Песня "Чудак" как будто призвана всё расставить по своим местам. Вот он - идеал, к которому стремится автор! Сходи, повиси на кресте, отдай свою жизнь за других - и все твои нынешние бытовые неурядицы покажутся сущей мелочью! Однако не получается ни притчи, ни проповеди - энергетика не та, накал эмоций почти на нуле. Это ведь он не о себе поёт, а о ком-то другом, тогда как сам ничего подобного не думает и не чувствует. Вот так хочешь поставить жирную точку в конце хорошо продуманной и складно рассказанной истории - а получается мутноватая клякса...

Удивительный получается парадокс: во времена, когда СПЛИН то пугал слушателей, что "выхода нет", то, предчувствуя новые глобальные потрясения, отчаянно призывал "оставаться зимовать", в этом всём чувствовался колоссальный запас жизнелюбия. Ибо всегда можно найти повод, чтобы не повеситься - например "институт, экзамены, сессия". Когда же нам показывают пример смирения и чёткого понимания, ради чего человеку приходится терпеть удары судьбы, мы видим перед собой самого настоящего висельника - бодрящегося, но уже примеряющего петлю. На ещё один альбом у него вдохновения хватило, но дальше двигаться, скорее всего, некуда.

А шарик вернулся. И он... никакой!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 24 апреля 2013, 21:51
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСПЛИН - "Раздвоение Личности"Андрей Головкин02.08.2007
РецензииСПЛИН - "Сигнал Из Космоса"Алексей Анциферов13.10.2009
РецензииСПЛИН - "Резонанс. Часть 1"Олег Гальченко18.08.2014
РецензииСПЛИН - "Резонанс. Часть 2"Олег Гальченко07.12.2014
Архив"Московский Комсомолец" 28.05-04.06.1998 (СПЛИН)Старый Пионэр21.09.2006

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.09 / 6 / 0.023