СПЛИН - "Резонанс. Часть 2"


(р) Navigator Records, 2014

Примерно этого и следовало ожидать: в первой части нас пытались напугать, а сейчас все чаще убаюкивают. Все тот же психоделик, стилизованный под современный поп-рок, но никак не вмещающийся в рамки его канонов, все тот же гоголевско-достоевско-ахматовский Петербург в качестве декорации, все та же неопределенность - то ли сновидение перед нами, то ли зарисовки из реальной жизни. Но жизнеутверждающих, успокоительных ноток куда больше. "Бывает так, что жизнь прекрасна, и вся понятна и проста, и ничего не происходит, и красота!..", - так начинается первая песня, носящая название "Красота". И дальше герою предстоит либо созерцать эту красоту, либо искать, чувствуя, что она где-то рядом. Гармония внутри него соседствует с гармонией красок и звуков вокруг: "Вот так! Вот так! Вот так оркестр играет в такт!..".

Музыка, рождающаяся сама собой, из ничего, звучащая в душе или в глубинах космоса у Васильева противопоставляется музыке рукотворной, а значит - фальшивой, несовершенной. В "Песне На Одном Аккорде" - одной из немногих, кстати, где гитаре позволяется агрессивно прорычать, - на фоне мучительно монотонного, умышленно примитивного аккомпанемента рисуется карикатурный образ музыканта советской закалки, пытающегося самовыражаться при весьма скромных технических возможностях. Горе-лабух знает, что его усилия тщетны, что очень скоро его либо вообще забудут, либо станут воспринимать как чистое недоразумение. Но иначе он не умеет - в этом его трагедия и судьба в то же время. Судя по тому, что подобное откровение проскакивает именно сейчас, все новые композиции рождались в муках, которые, к счастью, оказались не напрасными. Самая сильная - и по вложенным чувствам, и во всех остальных отношениях - вещь в альбоме называется "Танцуй!". Здесь Александр Васильев вдруг вспоминает, что когда-то слышал Башлачёва и кое-чему у него научился. Плотный, длинный и откровенный текст, в котором свалено в кучу все - любовь, боль, хмельная удаль, едва заметно проступающие во всегда спокойном и отстраненном голосе надрывные нотки... Это никогда не станет радиохитом, но зато останется в памяти слушателей надолго как момент истины: ведь может же, если очень постарается! Кстати, редко у какой группы, работающей больше двух десятков лет, рождаются настолько болезненные песни о любви - в жизни авторов к этому времени уже все, как правило, устаканилось, превратилось в однообразную рутину повседневной семейной жизни. Для того, чтобы сохранить свежесть чувств и то ощущение, которое когда-то передавалось всего двумя словами "выхода нет", надо быть и большим художником, и просто очень искренним человеком.

В лучших образцах любовной лирики у СПЛИНА душа живого человека противостоит агрессивной урбанистической среде. Поэтому неудивительно, что рядом с выстраданными, но все-таки светлыми произведениями появляются совсем другие - такие как "Нефть". Это почти политический памфлет (вообще-то не излюбленный жанр данной группы), и в то же время чистой воды сюрреализм. Когда речь заходит о разбазариваемых природных ресурсах, у русских рокеров очень часто крышу сносит - то провинциальным панкам из группы ЧОРНЫЙ ФЛАГ мерещится, будто "мы живем на насосной станции", то Шевчук пророчит: "Когда закончится нефть, наш президент умрет!". Для Васильева нефть - некая хищная субстанция, пожирающая все живое, что попадается ей на пути. Спасения от нее нет, и остается лишь одно - присоединиться к хору голосов, когда-то очень давно певших про предчувствие гражданской войны и про поезд в огне.

Начинающийся тревожными аккордами, а в дальнейшем исполняемый расслабленно, словно в состоянии апатии "Пожар" окончательно разрушает ощущение, будто нас окружает гармоничный, разумно устроенный мир. Кто в кого стреляет, откуда запахло жареным, не так уж и важно. Во сне иногда страх рождается на пустом месте, враг оказывается безликим или невидимым - и именно он, как правило, наиболее опасен. Впрочем, от пожара и войны еще можно убежать - а попробуй, сбеги от самого себя, вынужденного подчиняться чужой воле!.. Увидеть себя героем песни "Шахматы" - то ли королем, то ли игрушкой в чужих руках, то ли великим, то ли несчастным, а, главное, воюющим неизвестно с кем и за что - после такого неминуемо придется проснуться в холодном поту и с вопросом: "К чему бы это?" Да понятно, к чему - именно так себя и ощущает человек в современном нестабильном мире, даже если он рок-звезда. Лишь финальный трек "Исчезаем В Темноте", закольцовывая сюжет, всаживает в слушателя лошадиную дозу успокоительного. Все услышанное и увиденное нами тает как утренний туман - словно и не было.

Ну, и чем это не российский вариант "The Wall"? Разве что чисто технической стороной дела. Однако разве важно, на каком языке ты берешься обсуждать волнующие тебя философские и общественно значимые проблемы, если самим языком владеешь превосходно? Тридцать пять лет назад еще не придумали такого гранджа, который звучит в "Шахматах", а хард-рок, к которому тяготеет "Песня На Одном Аккорде" процветал, "новая волна" зарождалась... Использование самых современных средств, делающих материал доступным пониманию сегодняшней молодой публикой, как ни странно, помогло группе дорасти до возрождения лучших традиций классического прогрессив-рока. Что после сочинения коммерчески успешных, но непростительно простоватых песенок типа "Гандбола" кажется почти невероятным.

Лишь с выходом второй части "Резонанса" стало понятно, насколько монументален этот проект, насколько глубока и логична его основная идея, а также то, в какую опасную игру ввязался СПЛИН сейчас. Группа отработала на пределах своих возможностей, и любая попытка возвращения к малым песенным формам, к альбомам, лишенным столь же жесткой единой концепции, в дальнейшем будет восприниматься как шаг назад. На этом ломались многие легендарные отечественные коллективы начиная с МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, так выложившейся на "Реках И Мостах" (тоже, кстати, нашем привете Роджеру Уотерсу!), что дальше оставалось лишь погрузиться в ретро, превратиться в бронзовый памятник себе любимым. Возможно ли для Васильева какое-то движение вперед, в сторону еще большего усложнения языка, в сторону еще большей творческой взрослости - покажет лишь время. Слишком смело выглядит даже первый шаг, и если возможно продолжение - значит, наш герой только сейчас приступает к выполнению своей миссии художника, а в предыдущие несколько десятилетий просто разминался и репетировал.

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 07 декабря 2014, 11:27
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСПЛИН - "Раздвоение Личности"Андрей Головкин02.08.2007
РецензииСПЛИН - "Сигнал Из Космоса"Алексей Анциферов13.10.2009
РецензииСПЛИН - "Обман Зрения"Олег Гальченко24.04.2013
РецензииСПЛИН - "Резонанс. Часть 1"Олег Гальченко18.08.2014
Архив"Московский Комсомолец" 28.05-04.06.1998 (СПЛИН)Старый Пионэр21.09.2006

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.01