СПЛИН - "Раздвоение Личности"


(с) Navigator Music, 2007

"- Отчего такая тоска бывает, романтик?..
- Тоска? От глупости в основном. От недоразвитости..."
В. Шукшин, "Воскресная тоска"


Каким-то образом сложилось, что творения группы СПЛИН неизменно проходили около и сквозь меня, то есть мимо. Из всего услышанного только тройка-четверка песен встретила понимание - вот и вся любовь. То ли мое внутреннее ухо барахлит, то ли в ихней консерватории надо что-то подправить. Хотя возможно и другое...

Несколько лет назад мне довелось посмотреть по TV целый концерт СПЛИНА. Скучная бодрость представления укрепила прошлый скепсис, "узаконив" его. Длинная серия "орбитов" под беззубое, невнятное музицирование (память услужила формулировкой из ГОСТа: "недостаточно выраженный вкус") сформировала у меня именно то чувство, под вывеской которого и трудится в поте лиц означенный коллектив. Апофеозом зеленой тоски стал финальный гаденький хит "Феллини", усугубивший реакцию участием тошнотворно поющего Левы Би-2. Своим настроем песня мигом попала под ласковое определение дерьма воз...

Впечатление от того концерта со временем поблекло, уступив место безразличию. Недавно же одна добрая душа в благородных просветительских целях принесла мне для ознакомления новый альбом СПЛИНА "Раздвоение Личности"...

Оказалось, не все так "сплиново", а певец Александр Васильев обладает приличным поэтическим потенциалом, раньше почему-то мною не замеченным. Правда, другие члены команды очень старались омрачить радость моего открытия навязчиво шумными партиями, не особо заботясь об оригинальности музыкальных идей. Да и сам Васильев прилежно поддерживал соратников, то завывая Томом Йорком, то предлагая высосанные из пальца сюжеты, то долго и на разные лады повторяя какую-нибудь "архиважную" фразу, в конце концов успешно сводя на нет ее значение.

Основные претензии к творчеству СПЛИНА в целом - надуманный драматизм и показушное нытье. В зависимости от степени и роли названных "достоинств" в песне и вырабатывается отношение к ней.

Совершенно беспросветными в этом смысле я нахожу как минимум три вещи из нового альбома.

"На Счастье". Пустой речитатив взрывается истеричным припевом вроде земфировского "Ты совсем как во сне...".

"Мобильный". Желе соплей о безответном телефоне и окружающей безнадеге. Грустно, девочки.

"Пробки" (опять?). Мрачный занудный "монотонец", зевота в зените. Музыкальный же гвалт в концовке, устроенный гитаристом и барабанщиком, показывает, что все-таки не все пробки вышибло. И зря.

Одной ногой в ряду верных неудач стоит "Бетховен". Метафоричная апелляция к чувствительности восторженных школьниц, за чьи счастливые слезы я ручаюсь, не сильно меня тронула (что естественно). А надрывные откровения "Бетховен мёоортв" и "Бетхооовен жив", заключающие в себе суть песни, вынудили досадливо поморщиться. Спасают же вещицу неплохие стихи (чуть не написал "женские")...

Вообще говоря, патетика - штука действенная, притягательная. Однако в ней не вредно знать и меру, а с этим у "сплинных" дел мастера пока не ладится. Многие альбомные произведения грешат неоправданным обилием эмоций, за что хочется нацепить на шею А. Васильеву гирлянду сухарей и сушек, бросить его в идущую невскую волну (поостыть) и призывно звонить в колокол в честь данного праздничка. Пусть поклонницы полюбуются...

Впрочем, несмотря на явные безобразия, альбом сделал главное: заставил вслушиваться, чутко следить за сплетениями слов и внезапностью рифм. Тем и утешил.

Взять, скажем, отрывок из песни "Мелькнула Чья-То Тень":

И по сигналу мгновенно
Воет сирена, орет офицер
В кого-то снайпер нацелен
Центр оцеплен, город в кольце

Ни одного отпечатка
Лает овчарка, вспышка слепит глаза
Летят в эфир позывные
Нервные злые взвизгнули тормоза
Мелькнула чья-то тень
...

Ситуация схвачена цепко, нерв происходящего ощутим, а на пригоршню деталей не нарадуешься. Чистое искусство.

Понравилось также пение на слабую долю в песне "Лепесток". Жаль, что симпатичный текст сворачивается в банальную строку "Никто не хочет войны", и возникшее поначалу обаяние улетучивается.

Интересной показалась композиция "Император", но исполнение и аккомпанемент тут слегка "промазали". Предпочтительнее было бы вступить мягким a cappella и, постепенно нагнетая звуковое давление, довести дело до кульминационной развязки, чтоб закончить тем же тихим a cappella. Увы, шедевром лишь пахнуло.

Теперь о лучших четырех. Трудно не выделить третий и шестнадцатый треки диска, "Матч" и "Прочь Из Моей Головы". Жесткие мужские песни. Два столпа, на которых держится альбом. Пространство между ними по праву освещает "Маяк" - бескомпромиссное признание в любви. Все три отлично написаны, за что спасибо авторам*.

Ну, и прощальная вещь "Сын". Удивительное, необычайно нежное завершение альбома, сущий отдых в тени. Умеет ведь, гад...

Начал я за упокой, кончил я за здравие. Такое вот раздвоение.
-----------------
* "Маяк" - песня на стихотворение В. Маяковского "Лиличка!".

Автор: Андрей Головкин
опубликовано 02 августа 2007, 16:06
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (16) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСПЛИН - "Сигнал Из Космоса"Алексей Анциферов13.10.2009
РецензииСПЛИН - "Обман Зрения"Олег Гальченко24.04.2013
РецензииСПЛИН - "Резонанс. Часть 1"Олег Гальченко18.08.2014
РецензииСПЛИН - "Резонанс. Часть 2"Олег Гальченко07.12.2014
Архив"Московский Комсомолец" 28.05-04.06.1998 (СПЛИН)Старый Пионэр21.09.2006

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.009