ДДТ, часть 4 (разные издания)


DDT

"Эта программа - наши размышления о стране, о времени, о Питере. Очередной этап. Мы созрели для того, чтобы сделать такое шоу. Разумеется, шоу ДДТ.
Не будет никаких голых баб, "ролсройсов".
Будет присутствовать петербургский минимализм...
Новая программа называется "Черный Пес - Петербург".
Почему?
Потому что Питер - старый, грязный мудрый черный пес, глядящий на нас своими близорукими глазами, в которых вечность, память, боль и любовь".
Юрий Шевчук



Юрий Шевчук: "Время - не будильник для дураков"

Ноябрь. Липкое и промозглое питерское предзимье. Холод на улицах и в человеческих душах. Старушки-одуванчики в очередях деловито толкуют о том, как ловчее обменять ваучеры на гроб с приличными похоронами. Стыло, страшно, тоскливо. Такое ощущение, словно близится конец света. И кажется - все заняты только своими проблемами, до других и дела нет.
Но как ни странно, есть еще люди, которые способны сопереживать, осмысливать наше апокалипсическое время, дать происходящему оценку, и даже более того - выносить свою точку зрения на общий суд.
И речь идет вовсе не о набивших оскомину астрологических и политологических прогнозах. Речь идет о музыке и музыкантах. А именно - недавних концертах в питерском СКК группы ДДТ, об их новой программе: "Черный Пес Петербург".


Вряд ли кто-нибудь из тех, кто видел и слышал ее, ушел из громадного зала спортивного комплекса безучастным. Декорации Александра Орлова в форме фасадов домов с зияющими глазницами окон, сумятица световых лучей, надрыв в голосе Шевчука, его грустные стихи, беседы со зрителями в межпесенные паузы, виртуозная импровизация "дяди Миши" Чернова на саксе, отличные инструменталки, четкая концепция программы - все это настолько потрясало, что даже ОМОНовский обыск с поднятием рук при входе да постоянное мелькание бронежилетов и белых "сфер" в стоячем партере воспринимались сознанием лишь как дополнительный штрих к разворачивающейся перед глазами мистерии. Происходившее тогда в СКК можно без преувеличения сравнить с пинкфлойдовской "Стеной". И там и тут налицо желание музыкантов проанализировать время, которому они явились очевидцами, отразить то чувство беспомощности, охватывающее каждого из нас перед лицом неопределенности дальнейшего хода истории, дать надежду, пусть слабую и нежную как стебель одуванчика. Надежду на то, что будет лучше. Главное - продержаться, пронести свой крест, дождаться рассвета...

После всей феерии звуков и красок, промелькнувших за два с лишним часа третьего, последнего из премьерных концертов было странно лицезреть человека, который, собственно, и стал причиной всему увиденному. Как-то не верилось, что еще несколько минут назад он хрипел, ерничал, грустил в микрофон, точно волшебник, владея сердцами многотысячного зала. Меньше всего Юрий Шевчук походил на рокера, только что отыгравшего "вживую" весь вечер, и больше всего он напоминал собой бесконечно усталого школьного учителя. Обыкновенного, со стрижеными черными волосами и бородой, круглыми ленноновскими очками, одетого в коричневую кожанку. Правда, школьные учителя не курят "Мальборо", хотя кто их знает?.. Может уже и курят.

- Юрий, интервью обычно начинают с какого-нибудь простого вопроса, так сказать, для затравки. Вот для затравки и скажи, как возникла сама идея "Пса"?..
- Так сразу и не упомнить. Пожалуй, пришло это все в голову где-то в июле. Гнусно кругом, везде упадок... Я и предложил ребятам: "Давайте сделаем что-нибудь большое, люди нам только спасибо скажут". Жутко было начинать, ей-богу жутко. Весь август я сидел в лесу, писал программу. Сочинял, стыковал новое со старым, прикидывал. С сентября мы начали репетировать на своей основной базе в ДК Железнодорожников. Безумный был труд, почти трехмесячный, от зари до зари. Пахали не разгибаясь.

- С какими главными проблемами вы столкнулись, когда решили запускать программу?
-Трудности сейчас у всех общие - деньги. Даже не знаю, вышло бы что, если б не спонсоры. Фирма "ОИЛКО" нам здорово помогла, минчане - "Наступны крок" и лично Женя Федоров. Если б не все они, мы бы "Пса" не подняли. Для музыкантов сейчас экономическая проблема стоит на самом первейшем месте, решил ее - значит, полдела осилил. Время бесплатного кухонного рок-н-ролла прошло. И пока мы себя не окупили. Чтобы покрыть все расходы, нужно было билеты делать по три-четыре сотни рублей. Разумеется, на такой шаг мы пойти не могли... Ладно, окупимся, дело наживное.

- Юра, позади три дня выступлений. Уже можно сказать с уверенностью, что очередной проект ДДТ удался на славу. Это успех. Как ты к нему относишься?
- Честно? Я сам до сих пор не верю, что все получилось. Кажется, сейчас войдет кто-нибудь из знакомых и скажет: "Мужики, ну и лажу вы гоните..." Но нет, все хвалят, поздравляют. Устали мы, конечно, страшно... Говорят, однажды у Добрынина на одном из его выступлений "фанера" полетела, так он минут двадцать своим голосом пел. За кулисы приходит - весь серый, потный, охрипший. Лоб платком вытирает: "Устал я..." Вот такая история.
Отдохнуть бы теперь, да некогда.

- Почему?
- Завтра мы уезжаем на гастроли. Декорации, аппаратуру, технику - все берем с собой. Сперва в Минск, потом в Киев и Москву. Повезем "Черного пса" народу показывать.

- И опять каждый вечер надрываться, выкладываться до предела? А потом сидеть, точно выжатый лимон и приходить в себя понемногу, как сейчас?..
-А как же! Ну ты даешь, старик. Мы же делаем свое шоу, постоянно что-то меняем, ищем, перестраиваем. Вот даже взять эти три дня. Первый блин, по-моему, выпекся комом - мы так и не нашли контакта с залом. Люди пришли поглазеть на бегающего и прыгающего Шевчука, не вслушиваясь в то, что он поет, говорит, талдычит им в микрофон. Вчера уже кое-что получилось как надо, потому что изменили подход, некоторые обращения, интонацию. А сегодня уже был солидный, спокойный полноценный концерт. Все вышло, как мы хотели, полностью. Но все равно будем что-то менять. Все равно.

- Хорошо, вот вы съездили на гастроли, вернулись. Что будет потом?
- Что потом? Бог его знает. Ну, Никита Зайцев поправится (сейчас вместо него Саша Ляпин играет), будем работать с ним. Вообще же есть дикое желание выспаться. После того, как с турне разделаемся, уйду на дно, как камбала, "зароюсь под снег"... Так что какой-то период вы меня не увидите и не услышите.

- А скажи, Юрий - вот сейчас у тебя много новых песен, ты их постоянно генерируешь. Представим же, что ты (тьфу-тьфу-тъфу, конечно) исписался вдруг. Все, не сочиняется тебе больше ни стихов, ни музыки. Что ты тогда будешь делать: играть свои старые вещи или просто уйдешь из рока?
- Уйду, конечно. Кому я буду нужен со старьем?.. Пускай тогда молодые играют. Да пока вроде рано об этом говорить, еще пока и поется, и пишется нормально.

- Тогда откуда такой пессимизм в твоих обращениях к залу? "Ребята, слушайте. Вам жить, вам детей рожать, вы - будущее. А мы - сдохнем..." - это цитата из сегодняшнего концерта.
- Вообще по натуре я - пессимист. Но пессимист воинствующий. Никак не могу поверить в то, что страна втоптана в дерьмо окончательно. Она поднимется, обязательно поднимется. И молодежь у нас классная, куда там нам, с нашими заклеванными мозгами. Я не ностальгирую по старым добрым временам. Злые они были, а никакие не добрые. Пытаюсь понять все новое, даже Богдана Титомира с его ВЫСОКОЙ ЭНЕРГИЕЙ. А что, молодцы ребята!.. Главное - во всем идти от природы.

- Ладно, оставим Титомира в покое. Кажется, мы подошли к очень интересной теме: "Художник и его время". Как относится художник Юрий Шевчук к своему времени?
- Так и относится. Живет в коммуналке, курит американские сигареты, иногда пишет стихи и песни... А если серьезно - время не будильник для дураков. Для художника время - это нечто иное. Я человек верующий, и меня к вере, к Богу подвигает мое непосредственное занятие музыкой. Искусство множит и укрепляет веру сильнее, чем массовые проповеди заезжих богоборцев. Это нужно искать в себе. На мой взгляд, каждый художник должен немножко посидеть на Тибете, а потом спуститься с гор, вернувшись к людям. Мы - постоянные нарушители границы духовного с материальным. Я мог бы стать счастливым для себя, замкнувшись в собственном мире, но считаю такой поступок нечестным по отношению к остальным людям, которые надеются на меня и мне верят. В такой ситуации уходить в себя просто бессовестно.

- Не бессовестно говорить людям правду, чистить их разум, постоянно твердить им, что они гораздо лучше, чем кажутся, и созданы для гораздо более лучшей жизни, чем та, которой они вынуждены жить. Что осень и зима не вечны, что рано или поздно будет весна, тепло и свет. Вот это не бессовестно.

- Мечта у тебя есть?
- Мечта? Пожить бы нам всем хоть немного по-людски! Успеть бы дотянуть до такого времени... Вот мечта какая. И еще одна есть - с детства моряком хотел стать, в школе даже "боцманом" дразнили. Позже в Нахимовское поступал, правда, не взяли. Может и к лучшему, конечно, но моряк из меня так и не получился. А жаль - так хотелось...

Игорь ЦИРУЛЬНИКОВ


Set-list

1. Пролог
2. Новые Блокадники
3. Река Мертвых
4. Храм
5. Рождественская
6. Ганг (Александр Ляпин)
7. Я Оставил Время
8. В Это...
9: Постинтеллигент
10. Ночь
11. Террорист
12. Беда
13. Черный Пес Петербург
14. Дождь
15. В Последнюю Осень
16. Что Такое Осень
17. Ты Не Один
18. Свечи
19. Ленинград
20. Родина
21. Актриса-Весна


Путешествие-92

О том, как делали "Черного Пса"

Итак, несмотря ни на что, Шевчук и его команда все-таки подняли эту программу... Без сомнения, столь грандиозную акцию вряд ли можно было бы провести без спонсорской поддержки. Говорят, что одни лишь московские концерты, грянувшие под завязку "Путешествия-92", потянули больше пяти "лимонов", а ведь были еще Питер, Минск, Киев...

Репетировать "Черного Пса" группа ДДТ начала 5 сентября на точке, что в подвале на Тамбовской. Работали как заведенные, поскольку четвертая часть этой программы была составлена из новых песен.

Параллельно с репетициями начали активный промоушин программы (премьера которой была назначена на 13 ноября - как раз в день рождения Петруши, сынишки Шевчука) на радио, ТВ и в прессе. Спешно запустили по всем телеканалам с размахом отснятый клип "Черный Пес", отчего гвоздь будущей программы стал всенародным хитом уже задолго до премьеры. Отштамповали 8 тысяч афишей - их расклеили в три этапа по всему Питеру. Надо признать, они порядком намозолили глаза всем петербуржцам. Венцом рекламной кампании стало появление на улицах города (за пару дней до концертов в СКК) двухметрового гиганта во флотской шинели с символикой ДДТ с огромным лохматым черным псом. Это был Сергей Брок, художник-неформал с Пушкинской, 10 и полноправный член "дедетешной" семьи. За его экипировку, кстати, говоря, бесстрашно взялись морячки-дэдэтэманы из "Дзержинки", а это, учитывая его габариты, было сделать ох как не просто!

В рамках программы состоялась презентация альбома ДДТ "Актриса Весна", составленного из боевиков группы последних лет. Удивительно оптимистическая работа, лейтмотив которой очень легко можно выразить заключительными словами из главного номера альбома "Актриса Весна" - дожить до весны!.."

Специально к премьере "Черного Пса", кроме пластинок и компакт-кассет, были выпущены плакаты, футболки, значки с символикой ДДТ, а также восьмиполосная газета о группе и ее музыкантах, к выходу которой "RF" имеет самое непосредственное отношение.

Все концерты в четырех городах "Путешествия-92" были аншлаговые. Что ж, команда Шевчука в очередной раз подтвердила репутацию самой крутой группы России.

А нам остается добавить, что ближе к весне меломаны получат сюрприз - двойной концертный альбом "Черный Пес Петербург", запись которого проводилась на концертах ДДТ в Лужниках.

Фото Александра СПИЦЫНА
"Rock Fuzz" №8'1992



Юрий Шевчук не большой любитель всякого рода увеселительных мероприятий и тусовок - "все пустое, суета". Однако волей случая и обстоятельств он был вынужден оторваться от репетиций (группа ДДТ готовит новую программу, которую собирается представить публике в марте 1994 г.) и по приглашению организаторов прошедшей намедни "Ники" выехать из Питера в Москву.

Вместе с администрацией ДДТ, друзьями и соратниками он был поселен на 10-м этаже гостиницы "Москва". Из его номера была видна Красная площадь и собор Василия Блаженного. Это, казалось бы, малозначащее обстоятельство навеяло на романтико-поэтическую внутреннюю организацию Юрия несколько строк - "На десятом этаже "Москвы" я смотрю на Москву...". За день до проведения "Ники" все участники церемонии награждения были приглашены в Дом кино, чтоб, так сказать, осмотреться на месте будущего действа и порепетировать. Юрию (он вручал приз Набатникову и Ключникову за лучшую работу звукооператора в фильме "Дюба-дюба") организаторы предложили надеть фрак. От столь малопривычной духу рок-н-ролла формы одежды Шевчук наотрез отказался, заявив, что не приучен, не привычен, не к лицу, а бабочка у него и так есть - вот она, приколота к джинсовой куртке. (Перед отъездом из дома ему подарил свою, детсадовскую, сын Петя, очень расстроившийся, что папа будет "не как все").

"Московский Комсомолец" 24.12.1993


И зимой бывает "Осень"

23 декабря в БКЗ "Октябрьский" состоялся акустический концерт Юрия Шевчука и группы ДДТ. Часть средств от него была передана музыкантами в фонд "Русской поэзии".

На этот раз в составе группы не было ни басиста, ни ударника. Правда, было представлено "ударное" трио в составе Юрия Шевчука (вокал, акустическая гитара), Вадима Курылева (гитара, бэк-вокал) и Михаила Чернова (саксофон и флейта). Вышли на сцену и приглашенные музыканты - Яков Солодкий (конги и экзотические ударные инструменты) и экс-участник ДДТ Никита Зайцев (гитара, скрипка), ныне периодически выступающий в ночном клубе "Стардаст".

Вообще-то уже где-то с месяц ведутся разговоры о том, что в группе появятся новички; был пущен слух о том, что Вадим Курылев переключится на ритм-гитару, но пока никаких конкретных заявлений группа не делала.

В подготовленную группой программу "Акустика" вошли как известные хиты (в том числе из старых - "Я Получил Эту Роль"), так и песни, доселе на концертах не звучавшие. Вообще - более половины программы было отдано песням, которые впервые прозвучали с питерской сцены. Хотя, с какой-то стороны, часть их была уже обкатана на акустическом концерте в Самаре (в Театре оперы и балета). Еще раньше Юрий Шевчук дал два акустических концерта в Калининграде (один из концертов прошел в день памяти Высоцкого!). Была группа с акустическими сольниками в Тюмени, где удалось найти приемлемый для музыкантов такого класса аппарат. Впрочем, и это не столь важно. При нынешней раскрученности ДДТ предложения поступают десятками - и снять клип, и выступить, и выпустить какой-либо диск или сборник. Сумасшедшую активность в конце ноября развили и представители всяческих демократических блоков, предлагая Юрию Шевчуку принять участие в различных "политических солянках". Не раз на протяжении года Шевчук участвовал в сборных концертах и как "приглашенная звезда". Это было и на благотворительном концерте в Капелле (вместе со Славой Бутусовым), и на сольнике Владимира Веселкина в Театре Эстрады, когда Юра оставил для питерского секс-символа на своем диске весьма теплую надпись и подарил ему джемпер "Актриса-Весна".

"Засвечивался" Шевчук на протяжении года и в столицах - в Москве (на концерте Майкла Джексона) и в Праге (на концерте DEEP PURPLE), но присутствовал там только как приглашенный гость. И, если концерт американской поп-звезды произвел на Юру удручающее впечатление, выступление возрожденных ПЕПЛ буквально задело за живое мэтра нашего рок-н-ролла, словно окунув его в далекую молодость.

Не так давно Юра выступал и в Доме Писателей, опять же - в благотворительном концерте. Но эти эпизодические "акустические появления" не имеют ничего общего с состоявшимся в БКЗ грандиозным концертом, который занял почти два часа и готовился группой, чуть ли не как дело всего года.

Музыкантов, впрочем, можно понять, ведь последний раз сольно ДДТ появилась на Дворцовой 29 мая в День города (концерт шел в прямой телетрансляции, организованной с помощью "Сигмы-видео").

Нет, конечно, ДДТ принимала участие и в "Дне рождения НАУТИЛУСА", и в "Дне рождения Джона Леннона", играла (без Шевчука) в ЛДМ на празднике Пола Маккартни. Но это - скорее, лишь дань "звездности" музыкантов. Большую часть времени Юрий Шевчук посвятил работе над новыми песнями. Поэтому на концерте 23 декабря был представлен и ряд премьерных песен из нового альбома ДДТ. Название его пока неизвестно, но уже скоро музыканты плотно засядут за работу в студии. Вообще-то первоначально премьера новой рок-н-ролльной программы ДДТ была намечена на 6, 7 и 8 марта в СКК, но в начале января сроки были отодвинуты на апрель, так как музыканты не успевают уложиться в срок. У самого Юрия Шевчука словно открылось второе дыхание, и каждая его новая песня выходит лучше предыдущей! А ведь не так давно (летом и осенью) даже в прессе обсуждался вопрос о... кризисе лидера ДДТ, который скрывался от публики то под Калининградом, то в Комарово.

В минувшем году ДДТ (особенно во второй половине 93-го) не так много гастролировала: после концерта на Дворцовой наиболее значимыми оказались выступления в Барнауле (с программой "Черного Пса") по приглашению местного... "афганского братства". Интересно, что четвертый концерт в Барнауле прошел не во Дворце спорта, а на открытой площади вместе с "афганцами".

Естественно, что вскоре должна появиться и виниловая версия программы "Черный Пес Петербург". Возможно, что после выхода "двойника" появится и лазерная версия концертной программы. А там - в районе марта-апреля - на пластинке и компакт-кассетах должен выйти новый альбом, который планируется раскрутить еще до концерта-презентации. Сама же программа (продюсировать которую, видимо, снова станет Юрий Белишкин) будет провезена "по маршруту" "Черного Пса" - Петербург - Минск - Киев - Москва.

Конечно, будем надеяться, что к "раскрутке" будут выпущены новые видеоклипы - пока что в фильмографии ДДТ их всего восемь: "Предчувствие гражданской войны" и "Террорист", мини-фильмы Бориса Деденева "Что такое осень", "Рожденный в СССР", "Дождь" и "Черный пес Петербург", а также "В последнюю осень" Сергея Морозова и "Ты не один" Сергея Сельянова. Не стихает и лазерная работа в ДДТ. Символично, что Си-Ди-версия "Актрисы Весны" в итоговом топе продаж компакт-дисков за минувший год заняла четвертое место (после дисков различных "многотиражных" поп-кумиров!). Только что вышел компакт-диск-переиздание знаменитой "Оттепели", на очереди - лазерная версия альбома "Я Получил Эту Роль". Примечательно, что все диски группа выпускает на свои деньги, не завися от фирм грамзаписи и прочих магнатов шоу-бизнеса.

Конечно, никак не пройти мимо того, что прошедший 23 декабря концерт... снова стал благотворительным - часть средств от него была передана в фонд "Русской поэзии". Это и не случайно, ибо уже более года Юрий Шевчук работает над книгой своих стихов и прозы, на которую уже поступил заказ от солидного издательства в Калининграде. Занимается Юра и кинематографом, написав сценарий для французского фильма, шедшего в рамках "Новой студии" АТВ. Не случайно, что на концерте в БКЗ демонстрировались отрывки из фильмов Алексея Учителя "Рок" и художественного "Духов день" Сергея Сельянова (с Юрием Шевчуком в главной роли). Видимо, серьезное отношение Шевчука к кино сыграло свою роль и в его поездке на церемонию награждения российских кинематографистов "Никой". Были телесъемки и в "Октябрьском" - в частности, бригада украинских кинематографистов пожелала сделать кадры с "поющего Шевчука" своеобразной кодой своего монументального фильма о войнах.

Александр МАЛЬКЕВИЧ


Это был просто хороший концерт. Не было гор аппаратуры по краям сцены. Не было супер-гитариста Александра Ляпина. Не было умопомрачительного шоу. Юрий Шевчук играл акустику...

По фойе не спеша прохаживались питерские бизнесмены с обворожительными дамами в вечерних туалетах (как же! выступает тот самый Шевчук, который поет "Осень"!).

Весь зал, как, впрочем, и сами музыканты ДДТ были настроены на нечто необычное. В шестом ряду сидел Александр Беляев, бывший председатель ныне разогнанного Горсовета... Ударник Игорь Доценко по случаю концерта надел строгий костюм, белый шелковый пиджак Никиты Зайцева, черный фрак Якова Солодкого, да что там говорить...

Погас свет, и отрывок из фильма "Рок" напомнил всем собравшимся середину 80-х, когда, собственно, и возникла группа ДДТ, какой ее знают теперь сотни тысяч поклонников. Впрочем, Юрий Шевчук и его товарищи не заставили себя долго ждать. Взят первый аккорд, начался "Дождь". А дальше было то, что ждали все и каждый в отдельности - "Последняя Осень", "Прекрасная Любовь", "Черный Пес Петербург".

Крик из зала: "Осень" давай!" Шевчук устало поводит плечами: "Осень" как и "Весна", ребята, будет в конце, не беспокойтесь, а сейчас мы споем наши любимые песни". И звучат полузабытые "Я Завтра Брошу Пить", "Мальчики, Мальчики, Мальчики" (названия условные).

И только на этом концерте были возможны сольные выходы каждого участника группы. Первому выступать выпало "Дяде Мише" Чернову. Не мудрствуя лукаво, он сразу заявил, что жил на Лиговке, поэтому блатная песня "Маруся - Розовые Чулочки", исполненная им, была как нельзя кстати. Игорь Доценко буквально заворожил весь зал своим "эстрадным вокалом". Вадик Курылев тоже спел свою песню.

...Концерт заканчивался, на бис прозвучала "Это То, Что Останется После Меня". И наконец - "Осень". Похоже, эта песня никогда не превратится в заезженный хит!

...После концерта публика шумной толпой покидала "Октябрьский" зал, весело скатываясь с обледенелых ступенек прямо в объятия ночной Лиговки. В лицо бил колючий декабрьский ветер. Доживем до весны?!

Людмила КУДРЯШОВА
Фото: Е. БУДАРИН (1), В. ГУРЕЦКИЙ (2, 3)

"Rock Fuzz" №14, март 1994



Это все... DDT

"Это Все" - так называется новая программа группы ДДТ, премьера которой состоялась 16 и 17 апреля в СКК.

Еще в декабре прошлого года, играя в "Октябрьском" акустику, Юрий Шевчук призывал всех "дожить до весны!". И не только потому, что весна - это прекрасно, а еще и потому, что в апреле должна была состояться премьера новой программы ДДТ.

Это шоу, по замыслу Шевчука, должно было встать в ряд музыкальных событий года, подобно рок-спектаклю "Черный Пес Петербург". Сравнивая те ноябрьские концерты ДДТ и эти два апрельских вечера, уже можно говорить о некоторых новых чертах, появившихся в группе. И дело не только в смене состава. Напомню читателям, что вместо Андрея Муратова на клавишах в ДДТ теперь играет Сергей Рыженко. Появился в группе и молодой гитарист Артур Овсеян. Дело, скорее, в другом. Может, просто время года так влияет на творчество Шевчука, а, может быть, с годами он становится добродушнее, но только новая программа "Это все..." показалась мне необыкновенно светлой, мажорной, весенней, оптимистичной, в отличие от резкой, монументальной, местами немного агрессивной, а иногда просто грустной, феерии "Черный Пес Петербург". Траурные декорации, символизировавшие питерский двор-колодец, были заменены на неброские светлые холсты и воздушные конструкции.

Новые песни группы, опробованные ДДТ за последние месяцы на разных площадках города (фестивали "АКВАРИУМ представляет...", "АэроFuzz", концерты в "Октябрьском" и ДК железнодорожников), прозвучали уже как абсолютно готовый материал. Публика великолепно встретила "Российское Танго", "Апокалипсис", "Белую Ночь" и, конечно, уже полюбившуюся балладу "Это Все, Что Останется После Меня", которую Шевчук впервые исполнил на концерте "10-летие НАУ".

Естественно, что тусовка требовала "Осень". Однако лидер ДДТ на это не пошел, хладнокровно выдержав психологическую атаку "стоячего партера", чуть ли не 10 минут с напором скандировавшего "О-сень!.. О-сень!.." В общем, новая программа ДДТ удалась. А это значит, что лучшая российская рок-группа сказала о себе еще далеко не все.



Людмила КУДРЯШОВА
Фото Евгения БУДАРИНА

"Rock Fuzz" №15, апрель 1994



Правда на правду

Начиная с этого номера "Rock Fuzz" открывает новый раздел. На этой странице редакция предлагает публиковать полярные (как позитивные, так и негативные) взгляды на творчество маститых российских рок-музыкантов. Надеемся, что мнения наших авторов не всегда будут отражать точку зрения массового читателя. И поэтому приглашаем всех принять участие в дальнейшей полемике.

Максимильяныч не терпит суеты

Вряд ли можно рассуждать о программе "Это Все", не вспомнив предыдущий шевчуковский концерт, альбом и фильм "Черный пес Петербург". Юрин "Пес" в 1992-м сумел "прогуляться" по Питеру (СКК, 13-15 ноября), Минску, Киеву и Москве (Лужники, 11-13 декабря). Тому предшествовали бурные два месяца репетиций. Всего два месяца! - для масштабного полотна короткая дистанция. С ходу вписались в программу приглашенные музыканты - Александр Ляпин (гитара) и Дмитрий Евдомаха (барабаны). Что касается музыки и текстов "Пса", то, пожалуй, впервые поклонники творчества Шевчука столь полярно разошлись в оценках: одни находили новые композиции глубокими и фактурными, другие - занудными. Но для тех и других были неоспоримы зрелищность, мощь, аншлаги, горячий прием. Впрочем, как и минусы - не лучший для группы №1 звук и свет...

В программе "Это Все" саунд был превосходен. В СКК такого хай-фай-звука я не припомню со времен СКОРПИОНЗ, а это было пять лет назад. "Спешиал сэнкс" - московской фирме "Сайленс Про" Михаила Капника, на дверях офиса которой красуется девиз: "Лучший звук - тишина". Эта саунд-команда, по мнению "дэдэтэшников", гарантировала львиную долю успеха рок-программы Ю. Ш. Звукорежиссер москвичей Сергей Куслапу вместе с питерцем Женей Мочуловым за долгие годы рок-мытарств Шевчука, пожалуй, впервые выстроили ему тот звук, который не раздражал, не отвлекал, а наоборот - поддерживал, вдохновлял.

Несмотря на падение "курса рок-н-ролла" в широких народных массах, прикормленных "МузОбозом", ДДТ не побоялась вновь шагнуть во дворцы спорта и на стадионы. Но Шевчук пел не для толпы, а для каждого, обрушив на меломанов, словно ливень, новые песни. Я полконцерта просидел с полузакрытыми глазами, вобрав голову в плечи, все пытаясь вслушаться в Юрины стихи, "догнать" ход его мыслей. Наивный! Поток информации был слишком велик для первого раза - ведь из 20 песен концерта 16 (!) оказались новыми. Мелькала мысль: если уж не успели выпустить компакт-диски или кассеты, то хотя бы помогли зрителю, отпечатав программку с текстами! Впрочем, новизна не "обламывала" - Юрий Максимиллианович излучал "белую энергию" и мудрость, да и аранжировки не грешили занудством и поворотами. Со мной, похоже, были солидарны тысячи зрителей, которые бурно встречали почти каждую неизвестную песню...

С новичками-музыкантами на этот раз долго не везло. Ставили на Толю Крупнина, басиста ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА, он даже начал репетировать, но потом ушел, побоявшись "совместительства". Соло-гитариста искали и в СПб, и в Москве. Юрий Белишкии даже Юре Каспаряну звонил, но не застал на Родине (как жаль!). Ситуация разрешилась забавно: в "железку", на репетицию, зашел незваным гостем двадцатилетний Артур Овсепян - армянский "вороненок", который толком еще нигде не играл, но сам по себе играл свежо и круто. Вернули завязавшего с травкой Никиту Зайцева. Клавишника уж было отчаялись найти, решив обойтись одними гитаристами, но вдруг Юра вспомнил о своем старинном приятеле Сергее Рыженко и тот сразу вписался в "дэдэтэшную" компанию (летом 94 Юраша с Рыжиком даже вместе отдыхать на юга съездили). Инструментальная и "видовая" картинка пополнилась и колоритным Шевчуком с бубном и за перкуссией.

"Это Все" выиграла у "Пса" в зрелищности. Декорации Андрея Мельника (он работал раньше с АКВАРИУМОМ) публика и эксперты нашли убедительными.

Реклама "Это Все" раскручивалась по лучшим стандартам шоу-бизнеса. Браво, Белишкин, который, кстати, в 1994-м отмечает 25-летие (!) работы в ролях администратора, менеджера, продюсера, директора, бригадира и проч.

Но полного кайфа в жизни не бывает. Тур "Это Все" оказался до обидного быстротечен: из-за обвала купона "вылетел" Киев. Программа была показана лишь 15-16 апреля в Петербурге, 7-8 мая в Москве ("Олимпийский"), 24 мая на центральном стадионе в Минске, 5 июня во дворце спорта Архангельска. Трудностей прибавила ситуация с разной валютой (рубль и "зайчики" - в Минске), проблемами во взаимоотношениях с московскими деятелями шоу-бизнеса (в Лужниках "дэдэтэшники" чувствовали себя поуютней, чем в "Олимпийском").

Конечно, шесть концертов в четырех городах - это по гамбургскому счету не тур, тем более для группы, находящейся в зените. Посему повременим с окончательными выводами насчет "идейно-художественных" достоинств творений Шевчука-94.

Если бы "дэдэтэшников" нынче спросили: что такое осень? - они бы ответили: это студия... Всю осень группа провела в четырех стенах студии. Может быть, эта осень выльется в один альбом. А то - и сразу в два.

"Я уверен, что "Это Все" - это не все", - улыбнулся Юра, который нынче вступил в роковой для поэтов возраст 37-летия, обживается в наконец-то приобретенной собственной четырехкомнатной квартире, отправил сына Петрушу в первый класс...

А раз - не все, то значит будет видеофильм "Это все" (съемки концерта в Минске), будут клипы по двум-трем песням. Поживем - услышим, увидим. Зрелый Максимильяныч - слишком глобален и непрост, чтобы "врубиться" в него с одного-двух концертов...

Михаил САДЧИКОВ

"Солдатское Танго" неумело танцуют вороны

В апреле в СКК свою новую программу зрителям презентовала группа ДДТ. Уже задолго до ее премьеры новые песни Юрия Шевчука вызывали неоднозначную реакцию и у журналистов, и у публики. Насторожили многочисленные приветственные рецензии на эти концерты. Это было тем более странно, если учесть, что в приватных беседах буквально все выражали весьма негативное отношение к новым песням ДДТ. Как говорится, концы не сходились с концами. Официальное мнение (которое, как известно, непогрешимо и единственно верно) гласило, что новая программа ДДТ - это самое лучшее, что удавалось Юрию Шевчуку сделать за последние несколько лет. И чем больше становилось таких "официальных мнений", тем сильнее становилось желание услышать иную точку зрения на прошедшие концерты, претендующие на звание "концертов весны".

Многим критикам представилась возможность увидеть "обкатку" новых песен еще в театре "Балтийский Дом" в марте во время фестиваля "Аэрофузз" и на "генеральной репетиции" 27 марта в "Железке". На "Аэрофуззе" программа не выдерживала вообще никакой критики - звук не был отстроен, группа выглядела несыгранной, а песни музыканты еще как следует не разучили. А вот концерт в ДК Железнодорожников стал одним из лучших для ДДТ - новые вещи как нельзя лучше подошли для небольших залов, наполненных фанатами. Вот бы и дальше двигаться в том же направлении, а то на больших площадках не остается места для творчества - зато вовсю вырывается на волю пафос суперзвезд.

Уже много писали о том, что группа попыталась резко уйти от коммерческих стандартов в своей музыке - все новые песни выдержаны в стиле жесткого гитарного рок-н-ролла. Но насколько это хорошо? Оба концерта в СКК были супер-аншлаговыми, но на новые композиции публика реагировала достаточно вяло. Многие вообще потихоньку уходили в место распределения прохладительных напитков. Конечно, нельзя не приветствовать стремление "дэдэтэшников" играть музыку, далекую от попсовых "ун-ца-ца", но расставание с Ее Величеством Мелодией тяжело отразилось на новых композициях. Все новые песни ДДТ я бы условно разделил на две части: протяжные "многоминутные" баллады на "историческую" тему и "роковые" боевики. И то, и другое разочаровало.

Конечно, баллады - это конек Юрия Шевчука. В них не нужно искать никаких мелодических ходов, зато есть простор для печальных песнопений. Не хочу сказать ничего плохого - все новые вещи Шевчука очень искренни и правдивы. Но - слишком много слов, и уже поэтому вряд ли они смогут стать всенародными хитами. Рок-боевики, напротив, слишком агрессивны и чересчур мелодически пусты. Эти песни построены на "активных" ударных, резком басу и "двух аккордах".

Конечно, кое-кто из "официальных летописцев" утверждал, что в новой программе группы нет прежней "эстрадной шлягерности", поэтому кое-кто из зрителей и поспешил разочароваться. Соглашусь. Только не надо ставить знак равенства между "шлягерностью" и мелодичностью. Словосочетание "рок-музыка" подразумевает собой не только "рок", но и "музыку". А когда вместо нее остается только крик - это плохо вне зависимости от стиля и имени музыканта. Перед которым, кстати, большинство критиков (в том числе и журналистов) порядком немеют. Как же так - бросить камень в святыню?!..

Большая удача ДДТ - то, что новая программа пока еще не записана и не вышла в свет. Фаны не смогут регулярно слушать эти песни и не смогут быстро разочароваться. Из новых песен реально может стать хитом "Белая Ночь". И, как это ни кощунственно, до уровня "Осени" можно довести "Правду На Правду". Есть и еще одна удача - песня "Что Нам Ветер На Это Ответит", которая по силе восприятия равна "Последней Осени". Бесспорно разочаровала песня "Российское Танго", которую с большей степенью надежности можно было бы назвать "Солдатским Танго", ибо такое "танго" действительно могут танцевать только солдаты на плацу (что с успехом продемонстрировал и сам Шевчук на сцене СКК). В этой композиции группе удалось поставить рекорд по "скупости мелодического рисунка", да и текст явственно указывал на то, что писалась она не в лучшие для Поэта творческие времена.

Сейчас даже сложно сказать, что именно может "спасти" будущий альбом. Я с трудом насчитал три возможных хита - "Белая Ночь", "Это Все" и "Что Нам Ветер На Это Ответит". При "доводке" в студии могут зазвучать по-иному "Правда На Правду" и "Апокалипсис". Итак, пять песен с грехом пополам. Правда, сейчас группа такого уровня, как ДДТ может себе позволить выпускать на CD всего лишь восемь композиций. Если бы Шевчук включил в новый альбом "Черный Пес Петербург" и "Ты Не Один", то вместе с более безликими "Белой Рекой" и "Песочными Часами" они вытащили бы пластинку до уровня "лучшего диска года".

Только вот нужно ли это самому Шевчуку? Любой молодой "команде" такие композиции сделали бы честь, но я не уверен, что именно этих песен фанаты ждут от лидера ДДТ. Молодая группа с такими песнями упорно бы рвалась наверх, и их критики не смогли бы сравнить ни с чем. В оценке же ДДТ прежде всего идет "имя". Вот и получится, что новый альбом будут покупать просто потому что это - ДДТ.

В общем, похоже, что группа решила переключиться на "творчество для себя", пожелав реализовать себя и свое "я" (а вернее, "я" Юрия Шевчука) любой ценой. Только вот насколько это честно по отношению к зрителям, которые приходят на концерты слушать музыку, а не откровения человека, надломленного происходящим вокруг жизненным кошмаром?..

Денис ЛИТОВЦЕВ
Фото Д. ВЫШИНСКОГО (1-3) и. Л. БАТАГОВА (4)

"Rock Fuzz" №17, декабрь 1994



ДДТ - "Это Все..."
ДДТ рекордз (MC)

"Актриса Весна" сыграла злую шутку с Юрием Шевчуком. Она сделала его частью истеблишмента. Группа ДДТ не только стала лидером "коммерческо-демократического" рока, но и превратилась в еще одну АОР-единицу. Жаль, что эту ситуацию не сможет изменить новый альбом. Хотя, безусловно, он будет воспринят на "ура" нашими любителями поп-рок-н-ролла. Ведь здесь "Дождь" заменен "Ветром", а вместо "Что Такое Осень" залы скоро будут истерично требовать "Белую Реку" (благо, клип уже крутится по телевидению).

Конечно, данный релиз не построен на одних минусах. Шевчук-поэт безупречен, послушайте хотя бы "Российское Танго". Иронично-надрывный текст с элементами сентенции:

И мы кричали: мы самые крутые
Впереди себя несем свои пальцы
Но не знали мы, молодые,
Что крутыми бывают лишь яйца.


А какой кайф испытывает каждый петербуржец от "Белой Ночи" - эта песня гораздо интереснее других баллад ДДТ о нашем городе. Аранжировка на пять с плюсом.

Замечательно, конечно, что группе стукнуло 15 лет. Но с течением времени теряется задор и молодая злость. Появляется холодный профессионализм, умиротворенность.

Неужели это все, что останется после Шевчука?

Дмитрий КОШМАР
"Rock Fuzz" №24, август 1995



Юрий Шевчук: Мы еще держим линию фронта!

Шевчук: Мы довольно долго искали и решали, что нужно оставить от старого ДДТ и что нужно изменить. Искали новое звучание, расширили палитру, ввели новые для нас интонации и ритмы, более созвучные нашему времени.

- Поэтому состав в ДДТ несколько изменился?
Ш.: Конечно. У нас новый бас-гитарист - Паша Борисов. Он очень удачно влился в коллектив, это успешное, очень своевременное для группы приобретение. Паша - очень тонкий, очень опытный музыкант, на сцене от него веет спокойствием. Ему сорок лет, а выглядит он на двадцать пять, по утрам бегает, купается.

- Кто еще из новых в ДДТ?
Ш.: Костя Шумайлов, Кот. Это просто чума!

- Надеюсь, в хорошем смысле?
Ш. (смеется): В хорошем, в хорошем...

- А где Андрей Васильев?
Ш.: А вот Худой пока не играет...

- А Игорь Тихомиров? Он тоже теперь не в группе?
Ш.: Тихомиров в группе по уши! Он занимается всей технологией звука, компьютерами. Игорь - удивительный, прекрасный человек, он настолько вписался в команду!

- Расскажи о туре ДДТ. Он будет беспрерывным?
Ш.: Сейчас (конец лета - прим. ред.) мы сделали небольшую паузу. Мы уже показали "Мир Номер Ноль" в Кривом Роге, Харькове, Севастополе, Кишиневе, Питере, Москве... Малость отдохнем, а потом опять продолжим гастроли. Сначала по России, а после побываем в Западной Европе, в США, в Австралии и, быть может, в Индии.

- В Индии? Там, если я не ошибаюсь, никто из российских рок-групп еще не выступал. Да и в Австралии тоже...
Ш.: В Австралии у меня раньше были сольные концерты. Ну в Индию... отчего не поехать? Я даже хочу найти переводчика, чтобы он перевел одну мою песню на санскрит, я потом ее в Индии исполню. Ну, конечно, об Индии мы еще только мечтаем. Надеюсь, эти мечты сбудутся.

- Не знаю, когда осуществится ваша индийская мечта, но в США ДДТ уже играло, там ведь у вас хорошо налаженные контакты.
Ш.: В Америке - да. После нас другим группам уже будет полегче. Вот и АКВАРИУМ недавно поехал, и другие.

- Но АКВАРИУМ выступал в США куда как раньше, чем ДДТ.
Ш.: Но прежде АКВАРИУМ работал, в основном, в клубах, зато потом поехал играть на больших площадках.

- Из всех наших групп лишь у АЛИСЫ не сложились американские гастроли.
Ш.: Костя Кинчев связался с очень плохими ребятами. Мы в свое время от их услуг отказались. Костя на меня даже обиделся, он считал, что мы ему дорогу перешли. А на самом-то деле, он имел дело не с теми продюсерами, и фактически не мы перешли ему дорогу, а эти продюсеры. Пытались они и нам помешать. Не с теми, не с теми, с кем надо, Костя связался.

- В Питере ДДТ несколько лет не работал в СКК.
Ш.: Вот опять решили. Сейчас мне сорок один год, много лет еще впереди, лет до пятидесяти вполне можно покувыркаться с концертами, а потом... Пока я еще буду этим заниматься, а в дальнейшем - и другими делами. Вот западные рок-звезды - Брайан Ино, Дэвид Боуи - они выросли из рок-музыкантов в настоящих художников. Делают инсталляции, пишут книги, снимают кинофильмы, создают картины. Ну и концерты иногда проводят. И я хочу отойти от рок-н-ролльного "бум-бум-бум", эта программа для меня как бы завершающая. Уже скучно только рок-н-роллом заниматься. Хочется другие порешать вопросы. Я уже давно об этом думаю. Хотелось бы выступать с камерными концертами, создать что-нибудь вроде театра одного актера - с чтением стихов, с инсталляциями. Но сейчас - мы на месте. И выступления на стадионах сейчас нужны. Мы почувствовали это и в Донецке, и в Севастополе, и в Питере, когда подходили люди и говорили, что ничего подобного они еще не видели. Это окрыляет! Причем подходили не только любители рока, но и критики, и журналисты, и музыканты. И я по их глазам видел, что им это нужно. Значит, ДДТ еще не утратил свою энергетику, и линию фронта мы еще держим! Может быть, пока больше некому. Нету, нету таких дураков, которые возили бы за свой счет по всей стране и по миру свет, звук, экраны. Пока нету таких дураков, которые бы все это делали, сходили бы с ума и ничего при этом не зарабатывали.

Шевчук был прав, когда сказал, что "ДДТ еще крепко держит линию фронта". Ничего подобного на отечественной сцене еще не наблюдалось. Грандиозное действо! Непросто, очень непросто его анализировать, так как сочетание множества новых песен с безостановочной трансляцией на огромный экран над сценой, как и заранее смонтированных кадров и происходящее на сцене и в зале (съемки производились множеством видеокамер) требует какой-то принципиально новой формы изложения. ДДТ, безусловно, произвел разворот в сторону нового, экспериментального звучания. Это отметили многие. Более полное представление о новых песнях ДДТ мы сможем иметь после выхода в свет очередного аудиоальбома. Впрочем, в программу "Мир Номер Ноль" группа включила не только новые, но и хорошо известные песни. Шевчук решил не обламывать своих многочисленных фанов и спел в конце все свои золотые хиты. По большому счету, к новой программе эти номера никакого отношения не имеют, более того, она является результатом преодоления и этих номеров, и вообще старой рок-эстетики.

Между прочим, в числе наиболее знаменательных концертов в истории ДДТ, Шевчук считает все предыдущие концерты в СКК, поэтому и питерская премьера программы "Мир Номер Ноль" войдет в число наиболее важных дэдэтэшных событий. Ведь ДДТ в самом деле пока еще очень крепко держит линию рок-н-ролльного фронта.

Георгий ЛЕВИН
Фото: Валерий ПОТАПОВ
СПб, 1998

"Иванов-Review" (Тула - СПб) №11'1998



<< Предыдущая часть

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 22 августа 2006, 13:52
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЮрий Шевчук & ДДТ - "Прекрасная Любовь"Андрей Головкин22.05.2007
РецензииЮрий Шевчук & Константин Казански - "L'Echoppe"Сергей Райтер28.12.2009
Рецензии"Башлачёв. Серебро и Слёзы. Трибьют"Геннадий Шостак27.01.2015
Архив"Nашъ Драйвъ" №05, август 1996 (Ю. Шевчук, аналитика, рецензии)Старый Пионэр12.07.2005
Архив"Юность" №11'1991 (Ю. Шевчук)Старый Пионэр08.09.2006
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 27.05.1993 (нижегородские группы, Ю. Шевчук)Старый Пионэр22.11.2006
Архив"Московский Комсомолец" 27.11.1993 (Ю. Шевчук)Старый Пионэр22.01.2007
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
Архивк/ф "Духов день" (разные издания)Старый Пионэр27.11.2008
АрхивКонцерт "Рок Против Террора" (разные издания)Старый Пионэр24.02.2009

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.09 / 6 / 0.013