"Ленинская Смена" (Горький) 27.05.1993 (нижегородские группы, Ю. Шевчук)


Еще один кирпич в стене

Сегодня — коротенький отчет о предпраздничных песнопениях в ДК имени Свердлова.

ОПАСЕНИЯ, что народ мероприятие проигнорирует, в том числе и из-за отсутствия рекламы, к счастью, не подтвердились. Скучать особенно не пришлось, во всяком случае начиная с «О. Р. Д.», позабавившего полувосточными песнопениями под бас, барабаны и драйв-акустическую гитару. Правда, почти ритуальные напевы типа «Шамбала-шамбала» (в зале эту вещь окрестили песней про камбалу) временами переходили чуть ли ни в HMR и обратно, но главный восторг у публики вызвала скорее не музыка, а красный монашеский балахон и лысый череп солиста.

«Мертвые души» были круты и печально-меланхолично-мелодичны. Но проблемы со звуком почти не позволили осознать слова, что, разумеется, добавило выступлению «Душ» солидный минус. Вещавший загробным голосом в микрофон Коля Гужа весьма смахивал на пророка, правда, слегка подвыпившего. Но это уже, как было сказано, вина аппаратуры.

Вообще от обстановки жутко веяло 80-ми годами; во всю резвились подвыпившие подростки, а, главное, музыка была еще «тех времен». В этом плане особенно преуспел «Черный культпросвет»: так и хотелось бросить в воздух вопрос: «А где они были 4 года назад?». Не то что бы скучно, но даже не вторично, а, пожалуй, пятерично.

«Предпоследнее искушение» ныне едва ли не единственная в Нижнем группа, пытающаяся создавать на сцене шоу. Этакая «мечта фотографа», за версту рождающая дух «АукцЫона». Что касается их самоопределения «группа психоделического вальса», то это, пардон, еще давным-давно сказал Троицкий о «Крематории». Хотя сейчас можно говорить уже о целом направлении с подобным названием, а при артистизме и естественности, присутствующих у «П. И.» все это вполне имеет место быть. Жаль только, что на дворе было уже темно и многие просто не досидели...

Дмитрий ДЕМИН


Юрий ШЕВЧУК: «Рок-н-ролл - музыка живых душ»
Группа «ДДТ» вступила в пору зрелости, считает ее руководитель

РОССИЙСКИЙ рок нынче переживает трудные времена. Из сотен интересных групп продолжают активную музыкальную жизнь лишь несколько — «ДДТ», «БГ-бэнд» (продолжение «Аквариума»), «Наутилус Помпилиус», «Алиса», «Бригада С»... Большинство ушло в тень. Их имена сегодня не способны собрать залы, студии звукозаписи стоят дорого, а выпустить пластинку можно только с помощью щедрого спонсора. «Социальный рок» уступил дорогу «попсе», а сам опять ушел в подполье, время от времени напоминая о себе какими-то акциями («Рок против террора», «Рок чистой воды», концерты памяти Виктора Цоя и др.).

Но даже из пятерки вышеупомянутых звезд жанра, пожалуй, только «ДДТ» продолжает выступать во дворцах спорта, совершив недавно триумфальный тур с новой программой «Черный пес Петербург» по маршруту Петербург — Киев—Минск— Москва. Его успех был заслужен. Ибо «ДДТ» — едва ли не лучшая российская рок-группа девяностых, а Юрий Шевчук — наиболее интересный рок-музыкант и рок-поэт.

Шевчуку — тридцать восемь, но все отмечают, что выглядит он как огурчик. Подтянутый, ни единого седого волоска, ходит в спортзал, бегает по утрам. Хороший пример для сына Петруши, которому недавно, как раз в день старта тура «ДДТ», исполнилось пять лет. После того как не стало мамы Петруши, они так и живут, как сказал Юра, «два мужика вместе».

— Юрий, «Черный пес Петербург» — это еще одна акция в защиту великого города?
— Нет. Во всяком случае, не акция в политическом смысле слова. Программа — это наши размышления о стране, о времени, о Питере. Почему «Черный пес»? Потому что Питер — старый, грязный, мудрый черный пес, глядящий на нас своими близорукими глазами, в которых вечность, память, боль и любовь. Попробуй погладь — не даст, брось кость — не возьмет, не та порода. Поэтому здесь, в этом городе, — художники, здесь — искусство. И как бы ни старались многочисленные политики выбить этот дух из города своими дешевыми презентациями, псевдофестивалями и прочим — этот пес жив, он борется, дышит. Сюда очень часто прилетают ангелы, и я знаю многих людей, у которых за плечами большие белые крылья. Здесь смятенный пушкинский бомж Евгений и домашний, присмиревший за столетия Медный всадник. Здесь на плащаницах окон навеки запечатлился отраженный в них лик Достоевского, а в золотых клубах осенних лип угадывается контур бакенбард Пушкина. Здесь — дырявые дороги, сквозь выбоины которых можно увидеть Америку на том конце Земли. Здесь жулики философы с Лиговки, уличные старухи, сгорбленные, как галки, — память города, почерневшие, порванные на куски нервы его и совесть...

— Много спорят о том, что такое рок-н-ролл и что такое поп-музыка, попса? Ваша точка зрения?
— Наша музыка — рок-н-ролл, то есть живая музыка живых душ. А скрипичный ключ здесь — Слово. В этом главное отличие рока от попсы, которая глуха душевно. Откройте третий том «Толкового словаря» Даля: там есть слово «попсовать», что означает «извратить, испакостить что-либо».
Рок-н-ролл — всегда начало. Неизменно юная душа, незадолбанная бытом и дешевым жизненным опытом. На своих последних концертах мы постарались создать гармонию света, цвета, слова, музыки, ту. гармонию, которая так необходима всем сейчас. Это было шоу «ДДТ», но шоу, в котором не мелькали никакие голые бабы, «роллс-ройсы», а, наоборот, присутствовал петербургский дух строгости. Старались копнуть вглубь, а не вширь. Получилось ли? Это вопрос к зрителям, к критикам.

— Юрий, в последнее время тебя и твоих музыкантов не узнать! Вы репетируете как проклятые, ты пишешь одну новую песню за другой, вы снимаете клипы, гастролируете. Однако в музыкантских кругах поговаривают, что такая бешеная работоспособность еще и тем вызвана, что Шевчук с друзьями... бросил пить. И теперь как бы находит отдохновение в работе...
— Нет, не мы бросили пить, а водка нас бросила, не выиграла битвы этой. Сильней мы оказались. Время сейчас такое, что нужно трудиться, работать, делать что-то реальное. Столько крика, шума, треска, гама, беззакония, бессмыслицы кругом...
Мне всегда импонировали мужики, которые в самые лихие времена оставались профессионалами, занимались делом. На них, как правило, Россия держалась. Я не говорю про нас, просто для нас эталон — такие мужики.

— Вашей группе почти десять лет. Вы были и в подвалах, и в гонении, а теперь вот в признании. Как вы сами оцениваете нынешнее состояние «ДДТ»?
— У «ДДТ» сейчас — зрелость. Как утверждают некоторые критики, мы уже не андеграунд. А что такое андеграунд? Если это — вечное безденежье, репетиции в подвале, неприятие поп-культуры и очередной дурацкой политической линии, если это искренняя любовь к музыке, если это поиск новых форм и неожиданных решений, способных поставить вечные вопросы более остро, современно, созвучно эпохе, то мы и есть андеграунд. А если андеграунд — это бесконечные тусовки, бухло и наркотики, очередной зверинец, невнятно бормочущий что-то о своей проблеме между ног — тогда черт с ним.
Сейчас, правда, кажется, что ничего стоящего уже нельзя сделать, что любая толковая инициатива бесперспективна и наказуема, ибо наталкивается на непробиваемую стену бестолковщины, дороговизны, равнодушия. Но, как известно, времена не выбирают. И посреди этой бестолковщины надо сохранить связь поколений, дух подлинной русской культуры, которая идет от Пушкина, Достоевского, Мандельштама, — той культуры, которую затем подхватили и понесли Галич, Высоцкий, рок-музыканты и поэты...
А сегодня мы ощущаем, хоть, может быть, это и громко сказано, что свеча в наших руках. Мы должны ее передать. Я знаю, что на наши осенние концерты пришло двести-триста тысяч человек, может быть, даже полмиллиона-миллион, и нам важно, чтобы в зрителях-пацанах что-то отложилось, «записалось». Тогда они продлят эту связь, сохранят по времени дух Питера, России.

— Вы, знаю, человек верующий. А как относитесь к атеистам?
— Кто подсчитал, сколько живых трупов наплодил атеизм... Вот уж проклятье! И смею заверить, не только наше проклятье. Были мы недавно в Иерусалиме, и у гроба Господня я пришел в недоумение, наблюдая за равнодушной толпой, жующей жвачку и лязгающей затворами фотоаппаратов. Снимок у гроба — на вечную память! Им что к нему, что к ленинскому Мавзолею — все едино. И люди-то эти — со всех концов света...
Таких «живых мертвецов» мы каждый день встречаем на улицах, видим по ТВ. На кладбищах их портреты на постаментах выглядят как-то честнее. Мертвяк — тело без души. Не сомневающееся ни в чем. Пусть даже самодвижущееся, пусть преуспевающее. А что еще нужно-то? Да просто живи, тусуйся, кайфуй, бей конкурентов, суетись на карман, пока над тобой не грохнуло... И все, никакой там души. Души, туши душу! Так легче. Тогда и мораль с нравственностью становятся все менее обременительными, и искусство — все более «простым» и «доступным», и Александр Сергеевич Пушкин тогда старый дурак, а Богдан Титомир — гений.

— Многие рок-команды обожглись на том, что слишком тесно связали свое творчество с политическими мотивами, а это оказалось столь недолговечным... Каким образом вы умудряетесь совмещать в творчестве вечные и злободневные проблемы?
— Мы просто поем песни. Любим музыку. И, конечно, понимаем ее по-своему. В рок-н-ролле мы видим гармонию. Главное — не преходящее, суетное трепыхание формы, а сама суть, глубина, корень. Мы не хотим быть ни рабами собственной индивидуальности, ни воплотителями очередных социально – политических идей.
В «ДДТ» все мы разные. Собрание стихий: от журчащего ручейка до чугунной глыбы и урагана. Но все это имеет единый ритм. Все мы чувствуем одни и те же вибрации, которыми заполнен космос. Вибрации эти — время, жизнь, судьба, любовь.

— Я бы не хотел, чтобы у читателя сложилось впечатление некоей идиллии от вашей группы. У «ДДТ», знаю, тоже бывают проблемы, проколы, неудачи. Вот в прошлом году вы несколько месяцев записывали альбом, затем его так же долго переделывали, но из этого проекта так ничего и не вышло...
— Да, мы мучительно работали над пластикой «Пластун». Действительно, несколько раз переписывали материал, пока не зарезали его. Дитя не родилось. Мы сами виноваты — сделали несколько ошибок в начале записи, потом они всплыли. И альбом этот стал похож на графин на столе партсобрания — вещь дежурную, лишенную жизни. А затем у нас случилась та самая поездка в Иерусалим, и нам, наверное, сам Господь подсказал этот мужественный шаг: не выпускать в свет то, что не удалось. Зато после этой неудачи записали абсолютно новый альбом «Актриса Весна» за три недели.

— Лет пять назад я в одном музыкальном журнале рискнул предсказать, что «ДДТ» вскоре станет лучшей рок-группой России, а Шевчук может занять место Владимира Высоцкого как прямой духовный преемник этого истинно русского поэта. Первое предсказание сбылось, а вот второе?...
— Нет, это слишком сказано. Мы же не занимаемся спортом — кто первый, кто второй. Просто делаем свое дело. Стараемся выложиться до конца. И — искусство любим. Главное ведь — любить искусство, а не себя в нем. Тогда, может быть, и оно когда-нибудь ответит тебе взаимностью. Может быть...

Вел беседу Михаил САДЧИКОВ

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 22 ноября 2006, 16:56
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЮрий Шевчук & ДДТ - "Прекрасная Любовь"Андрей Головкин22.05.2007
РецензииЮрий Шевчук & Константин Казански - "L'Echoppe"Сергей Райтер28.12.2009
Рецензии"Башлачёв. Серебро и Слёзы. Трибьют"Геннадий Шостак27.01.2015
Архив"Nашъ Драйвъ" №05, август 1996 (Ю. Шевчук, аналитика, рецензии)Старый Пионэр12.07.2005
АрхивДДТ, часть 4 (разные издания)Старый Пионэр22.08.2006
Архив"Юность" №11'1991 (Ю. Шевчук)Старый Пионэр08.09.2006
Архив"Московский Комсомолец" 27.11.1993 (Ю. Шевчук)Старый Пионэр22.01.2007
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
Архивк/ф "Духов день" (разные издания)Старый Пионэр27.11.2008
АрхивКонцерт "Рок Против Террора" (разные издания)Старый Пионэр24.02.2009

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.18 / 6 / 0.059