"Московский Комсомолец" 21.04.1988 (к/ф "Йя-хха")


Эй, поколение!
Рок-кулътура крупным планом

"Дальше действовать будем мы!" - эти строчки Виктора Цоя прозвучали в фестивальные дни в фильме режиссера Рашида Нугманова "Йя-хха". Виктор пел не на сцене, а прямо на своем рабочем месте - в ДЭЗовской котельной, скинув рабочие рукавицы и сменив лопату на гитару.

Кажется, сегодня стало окончательно ясно, что рок для Виктора Цоя - не хобби, а то, что называется основной профессией.

Так что кадры из фильма "Йя-хха" сегодня - это чисто из истории отечественной рок-культуры...

Ох уж этот сумасшедший рок! Эти нелепые одежды, безумные прически, непонятные слова, и никакого, ну просто никакого...

"Через двадцать лет вы посмотрите на свои фотографии, и вам станет стыдно". Это тоже цитата из фильма "Йя-хха". Из поздравительной речи в ЗАГСе, во время брачной церемонии героев фильма.

Наверное, те, кто не побывал на фестивальных просмотрах, считают, что именно там можно было посмотреть самое-самое молодежное кино. То есть кино, в котором молодежь показывает сама себя такой, какой она себя представляет. В котором рассказывает о своих взглядах на мир. Раскрывает им, "взрослым", "загадки" своего поколения. Где же еще быть такому кино? Где в нашей стране кинематографисты моложе, чем во ВГИКе?

Однако в основном студенческие работы и тематически, и формально вполне укладывались в рамки того, что мы уже привыкли видеть на большом экране. Конечно, были и публицистическая острота, и свежий материал, и поэтические изыски. Но был и привычный взгляд человека из-за камеры. Взрослого такого, серьезного человека. В кожаном пиджаке и кепке - каким мы себе и представляем настоящего киношника.

При этом его, конечно, интересуют и современные молодежные проблемы. В фильме "Время, свободное от взрослых" он прикоснулся и к року, за какие-нибудь двадцать минут смешав его по старой памяти в одну кучу с неформалами всех цветов и мастей и почему-то с проституцией. Все это проходило под общей проблемой досуга и демонстрировало на что "они", эти странные, нелепые и невоспитанные "они", тратят свое свободное время.

Конечно, может быть, образ такого "киношника" несколько утрирован, но на самом деле возникает вопрос: неужели все, что происходит сегодня в молодежной среде, настолько незнакомо и прямо-таки чуждо сегодняшним молодым кинематографистам? Интересно, где кинематографисты жили до своего поступления? По каким улицам ходили?

"Эй, поколение - ответь!".

Песня Константина Кинчева прозвучала на фестивале также в фильме "Йя-хха". Режиссер Рашид Нугманов заинтересовался отечественной рок-культурой. Свой фильм он задумал как честный и непредвзятый репортаж, сам по себе напоминающий причудливую рок-композицию с присущими ей иронией и сарказмом, лирическими отступлениями и бытовыми зарисовками.

И было все это уже два года назад. Когда в мае 1986 года съемочная группа выезжала в Ленинград для работы над фильмом, по экранам не прошли еще ни "Взломщик", ни "Асса", ни "Легко ли быть молодым?", то есть те фильмы, которые принято сегодня отождествлять с молодежным кино. Молодежным в данном случае по тематике, а не по возрасту создателей. Сейчас хронология событий настолько перепуталась в памяти зрителей и критиков. Режиссеру Надежде Хворовой, например, даже на обсуждении нынешнего фестиваля пришлось доказывать, что ее фильм о неформальных движениях "Стоит лишь тетиву натянуть" был закончен одновременно с "Легко ли быть молодым?", и "эпилогом Подниекса" она быть никак не может...

...Йя-хха! Это и боевой клич, и возглас приветствия, и еще что-то такое неопределенное.

Рашид Нугманов с операторами Тельманом Мамедовым и Алексеем Михайловым приступили к съемкам, не имея конкретного сценария. Замысел фильма умещался на двух страничках заявки. Была обозначена тема и определены участники. Ими должны были стать группы АЛИСА, ЗООПАРК, КИНО. И, конечно, Борис Гребенщиков.

В течение нескольких месяцев создатели фильма входили в контакт с музыкантами и их окружением. Это было не наблюдение "в микроскоп", а полновесное общение, когда кинематографисты не только постигали, но и примеряли на себя своеобразный мир, образ жизни, взгляды и привычки своих героев.

Возникали неожиданные сложности. "Объект исследования" авторов фильма не вызывал энтузиазма у кабинетных работников. И, например, группу КИНО снимали тайком.

Картина задумывалась как художественно-документальная. Этим было вызвано и участие двух операторов - Тельман Мамедов учился тогда на VI курсе операторского факультета в мастерской игрового кино, а Алексей Михайлов по образованию документалист. Используя исключительно ручную камеру, операторы стремились поймать в объектив все интересное, что происходило вокруг. "Не выключайте камеру, даже если в кадр попадет случайно кто-нибудь из съемочной группы", - наставлял операторов режиссер.

Руководители мастерских поставили операторам за фильм "Йя-хха" среднестатистический "трояк" и посоветовали для очередных экзаменов снять что-нибудь еще. На XVI ВГИКовском фестивале фильм был удостоен диплома за операторскую работу. Вот такие бывают парадоксы...

Анализировать фильм Нугманова достаточно трудно. Он рассчитан скорее на эмоциональное, чем на логическое восприятие. В окончательном своем виде фильм лишен того, что принято называть сюжетом. Спокойное и неторопливое наблюдение одного дня пестрой и шумной жизни молодого Ленинграда не сводится к какой-то конкретной коллизии. Однако создатели в первую очередь стремились передать дух, атмосферу мира, которому посвятили свой фильм. Своеобразный звуковой ряд фильма, растворение игровых эпизодов в документальной ткани рождает ощущение подлинности происходящего, непридуманности персонажей и обстоятельств.

Конечно, главными судьями должны стать зрители. Если... Если они когда-нибудь смогут увидеть этот фильм. Впрочем - на торжественном закрытии фестиваля было принято решение продемонстрировать фильмы-лауреаты в одном из московских кинотеатров.

Рок-культура проникает нынче повсюду. И в рамках культурной программы прошедшего фестиваля на вгиковской сцене выступили две группы Московской рок-лаборатории. Мнения о концерте - самые разнообразные. Но сам факт такого концерта, безусловно, отраден. Молодым кинематографистам необходимы контакты с творчеством своих ровесников.

Георгий АНАНОВ, студент ВГИКа

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 29 октября 2008, 10:47
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЮрий Айзеншпис - "Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды"Геннадий Шостак03.08.2012
РецензииВиктор Цой - "Мы ждем перемен"Геннадий Шостак20.02.2013
РецензииАлексей Рыбин - "Кино с самого начала"Геннадий Шостак14.11.2013
РецензииКИНО - "Атаман"Олег Гальченко04.08.2015
РецензииВиталий Калгин - "Виктор Цой"Геннадий Шостак14.08.2015
АрхивКИНО, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр28.11.2003
АрхивКИНО, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр04.09.2006
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
Архивк/ф "Игла" (разные издания)Старый Пионэр05.11.2008
АрхивКонцерт памяти Цоя (разные издания)Старый Пионэр04.06.2009
АрхивНикто еще не умер (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кобейн)Екатерина Борисова18.08.2013
АрхивКИНО, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова13.08.2015

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.007