КИНО - "Атаман"


(c) Виктор Цой 1985-1990, наследники Виктора Цоя и музыканты группы КИНО 2009-2012, Вячеслав Бутусов 2009
(p) Raskol Records, 2013


Если бы Виктор Цой до сих пор был жив, мы бы не услышали многих его произведений. А нет его - и суда нет. Безнаказанно пошарим шаловливыми ручонками по закромам Родины, вытащим на всеобщее обозрение еще одну сырую недоделку и выдадим ее за неизвестный шедевр. А сколько раз при этом кумир нескольких поколений в гробу перевернется - без эксгумации никто никогда не узнает.

Песня "Атаман", по которой назван альбом, дважды не прошла естественного отбора. Сначала сам Цой не стал ее доводить до ума, в отличие от всего остального материала будущего "Черного Альбома", затем в процессе работы над прощальной пластинкой ее забраковали остальные участники группы. Константин Кинчев утверждает, будто все дело в слишком явном сходстве с тем, что тогда делала АЛИСА, но мне кажется, что это не совсем верное предположение. Во-первых, группы Ленинградского рок-клуба регулярно обменивались тайными посланиями в своих песнях, иногда полемизировали друг с другом, иногда делали дружеские пародии, и это считалось вполне естественным - иначе существовать в поле общей субкультуры просто невозможно. Но вместе с тем они неустанно соревновались в изобретении новых идей, в завоевании культурного пространства, и при тогдашней мощной конкуренции сочинитель "Атамана" проигрывал бы не только Кинчеву, но и Газманову. Все-таки это была попытка изобразить нечто фолк-роковое, а КИНО с его урбанистической эстетикой, с вечной поэтизацией жизни "детей проходных дворов" было очень далеко от традиционной русской народной мелодики. Конечно, в "Пачке Сигарет" и "Кукушке" фольклорные корни начинают ощущаться особенно сильно, но это - скорее исключение, подтверждающее правило, да и трудно, проработав в одной кочегарке с бок о бок Башлачёвым некоторое время, не заразиться от него совершенно тебе не подходящими былинными мотивами. Во-вторых, Цой был хоть и человеком, умевшим подстраиваться под конъюнктуру и даже не брезговавшим прослушиванием записей ЛАСКОВОГО МАЯ, но даже быть модным он умел, не теряя чувства меры. А слова типа "атаман", "есаул" и вообще всякая псевдоказачья развесистая клюква в 1989-1990 годах считались самой модной фишкой на нашей эстраде. Петь блатняк в чистом виде советские артисты еще стеснялись, а вот прыгать по сцене в папахе и бурке - любо, братцы, любо. Рокеры, давно уже всё сказавшие на эту тему еще в знаменитом "Комиссаре", первые заявили о том, что они из другого эскадрона. Как спел в своей злой пародии еще не успевший подружиться с Розенбаумом Юрий Шевчук: "Надрываются жиды о тюрьме и плахе. Подайте мне стакан воды, сейчас я буду плакать. Ой, да не лапайте вы жизнь стерильными руками, а не слепите вы ее толстыми очками..." После подобного разноса появление еще и корейского казака, безусловно, стало бы полным чучхе!

И все-таки КИНО четверть века спустя заставили прилюдно исполнить эту песню. А изнасилованный современными технологиями голос сопротивляется произволу. Как бы студийные умельцы ни вырезали из оригиналов записанную на бытовой магнитофон акустическую гитару, как бы ни забивал Игорь Вдовин клавишами звуковые пустоты, как бы бывшие участники группы ни делали вид, будто они все еще вместе, не склеиваются осколочки в единое целое. Чудо "Черного Альбома" осталось неповторимым. И это - еще полбеды. Совершенно непонятно, к какому жанру принадлежит альбом в целом. Вряд ли даже его составители могут уверенно сказать, что это такое - трибьют, собрание раритетов или подборка лучших хитов, подправленных и подчищенных так, чтобы и современный слушатель остался доволен, и "восьмидесятники" не обиделись. Какой-то внятной идеи, объединяющей весь материал, скорее всего, не было. А было, похоже, желание впихнуть в трек-лист все подряд, лишь бы не оставлять реанимированную песню в одиночестве. И самой сильной оказалась именно трибъютная часть. Спетые Бутусовым "Дети Минут" - вот где на самом деле наиболее драгоценная жемчужина диска и... едва ли не самое страшное, что можно было бы услышать от легенд рока 80-х годов сейчас. Я никогда не верил в пророчества, но кого угодно проберет до костей озноб от вопросов, которые Цой - пускай и не своим голосом - задает нам из 1990-го. Тогда еще все отмеченные в тексте тенденции были почти неочевидны, и если у "фашистских детей" рыба и начинала гнить с головы, то запах ощущался еще не слишком сильно. Поэтому и истинный смысл текста казался поверхностным, связанным с какими-то внутритусовочными разборками. Ныне же посыл воспринимается совсем иначе. Существующие в современном нам обществе и поддерживаемые официальной пропагандой нравственные установки давно уже идут вразрез не только с тем, к чему призывал перестроечный рок, но и с тем, чему учит классическая русская литература. И что ждет нас, "детей минут", привыкших колебаться с генеральной линией и не способных видеть более далеких перспектив, тоже понятно!

Точно так же потрясающе актуальными оказываются вдруг и хрестоматийные хиты - "Группа Крови", "Звезда По Имени Солнце", "Дальше Действовать Будем Мы". Причем актуальны они не только по текстам, но и по музыке, доказывающей, что группа вполне могла бы и сегодня собирать полные стадионы, если бы все были живы и невредимы. Конечно, представленные на диске фан-миксы далеко не бесспорны - например, "Звезда" вышла чуть более вялой и неоправданно утяжеленной. Зато "Бошетунмай" с клавишными, стилизованными под духовые инструменты, прекрасен именно ввиду легкомысленности, ироничности и близости к "реггейным" корням, и в особенности к группе UB-40, которая в 80-х у нас считалась эталоном стиля. А самым ярким, самым живым и естественным, несмотря на все недостатки осовремененного звука, стал все-таки трек "Дальше Действовать Будем Мы", напрочь лишившийся "нововолновой" холодности благодаря соседству электрических инструментов и акустической гитары. Таким заводным он был лишь на квартирниках Цоя, что заметно даже по не самым качественным записям. А вот в студийном варианте оказался заметно подпорчен коллективным творчеством остальных музыкантов.

В общем, выпуская "Атамана" в свет, экс-музыканты КИНО не промахнулись - интерес к себе как к легенде иногда стоит поддерживать и подобными экспериментами. Только вот делать альбом тезкой самого неудачного произведения, попавшего в трек-лист скорее по недоразумению, все же не стоило. Как рекламный ход это работает, конечно, безупречно, но если помимо заработка ставилась цель еще и показать нового "неизвестного Цоя", то следовало бы привлечь внимание публики совсем к другим вещам!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 04 августа 2015, 04:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАлексей Рыбин - "Кино с самого начала"Геннадий Шостак14.11.2013
Статьи"КиноПробы" (часть 2) на телеканале "ОРТ"Старый Пионэр21.10.2002
СтатьиКиноХроника ("Конец Каникул")Андрей Дмитриев04.05.2008
АрхивКИНО, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр28.11.2003
АрхивКИНО, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр22.07.2005
АрхивКИНО, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр04.09.2006
Архив"Комсомольская Правда" 12.04.1989 (ЗВУКИ МУ, КИНО, АУКЦЫОН)Старый Пионэр15.02.2008
АрхивКИНО, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова13.08.2015
РецензииЮрий Айзеншпис - "Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды"Геннадий Шостак03.08.2012
РецензииВиктор Цой - "Мы ждем перемен"Геннадий Шостак20.02.2013
РецензииВиталий Калгин - "Виктор Цой"Геннадий Шостак14.08.2015
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
Архив"Московский Комсомолец" 21.04.1988 (к/ф "Йя-хха")Старый Пионэр29.10.2008
Архивк/ф "Игла" (разные издания)Старый Пионэр05.11.2008
АрхивКонцерт памяти Цоя (разные издания)Старый Пионэр04.06.2009
АрхивНикто еще не умер (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кобейн)Екатерина Борисова18.08.2013

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 7 / 0.008