КИНО, часть 2 (разные издания)


Виктор Цой

У всех в "ЗД" мозги уже были набекрень, когда мы думали-гадали, чей постер опубликовать в сегодняшнем праздничном номере нашей славной газеты. Согласитесь, юбилей - вещь ответственная.

Да и какой юбилей - 70 лет. Не шутка!

И вдруг в дверях вновь возник Виктор Цой. Если помните, он уже возникал один раз (см. "МК" от 20 и 26 октября с. г.), наделав немало шума своим триумфальным возвращением в Москву после годичного изгнания (см. там же).

- Вот ты, Витя, и будешь на нашем постере, - обрадовавшись мимолетному виденью, вынесли мы суровый приговор.

Надо сказать, что Цой весьма флегматично отнесся к нашему заявлению, что, впрочем, вполне в его характере, и почти безучастно спросил: "Будете личной жизнью интересоваться?".

- Не будем, не будем! - замахали мы руками, и для пущей убедительности добавили: - Мы лично вообще ничем интересоваться не будем. Интересуются наши читатели.

Рост 184 см. Вот здесь лично я со своими ста семьюдесятью сантиметрами изошел черной завистью. Такой черной, как цвет цоевского костюма. Кстати, черный цвет - его любимый цвет. Одним словом, мужчина в черном. Очень элегантно. К нему бы еще женщину в белом - умри все живое!

Главной житейской трудностью Витя назвал проживание на его жилплощади кошки и двух собак, которых он очень любит, но они - не его. Тут еще попросили обезьянку на время приютить. В общем - чума!

Кстати, знаменитая питерская котельная, известная, пожалуй, всем истинным знатокам отечественной рок-истории (см. фильм "Рок" режиссера Алексея Учителя), начала очередной отопительный сезон.

Артур ГАСПАРЯН
Фото Александра АСТАФЬЕВА

"Московский Комсомолец" 10.12.1989



От штиля - к буре

Накануне Первомая несравненная рок-звезда Виктор Цой, плотно укутавшись в свой магический черный плащ, миновал контрольный пункт в аэропорту "Шереметьево-2" и, спустя полчаса, взмыл на крыльях доблестного "Аэрофлота" в направлении Японских островов. В Токио его уже ждала Джоанна Стингрей, жена гитариста Юры Каспаряна, а также американская певица независимого рока, а также большая поклонница группы КИНО (в силу своего семейного положения). Джоанна в данном случае прикладывает усилия к организации гастролей Витиной команды в стране Восходящего Солнца.

Однако все вышесообщенное не означает, что Витя позабыл о 15-летнем юбилее "Звуковой Дорожки". Он намерен вернуться в Москву 3 мая. Билеты уже на руках. Погоду, вроде, обещают летную.

До сих пор народ кайфует при воспоминании об аншлаговых сольниках КИНО в октябре прошлого года в Лужниках. КИНО - легенда питерского рока, которой поклоняются миллионы. Они в восторге встречают Цоя и команду от Москвы до самых до окраин. В Киеве недавно, невзирая на глубокую ночь, проводы Цоя переросли в многотысячный митинг на привокзальной площади. При этом общественный порядок соблюдался безукоризненно. То же самое повсюду и везде, где ступает цоева нога, а также ноги его коллег по группе: Юрия Каспаряна, Георгия Гурьянова, Игоря Тихомирова.

Два сольных концерта группы КИНО 5 мая на юбилейных шоу "Звуковой Дорожки" обещают быть невероятным событием в отечественной и мировой рок- истории.

Во время концертов КИНО в с/к "Олимпийский" всем будет преподнесен приятный сюрприз. Заядлые телезрители уже несколько дней наблюдают на экранах своих телевизоров в блоке коммерческого канала видеоклип французской группы НУАР ДЕЗИР. Ее фото "МК" опубликовал 21 апреля. Французские музыканты - большие друзья Цоя, и он пригласил их в качестве гостей выступить на своих концертах в Москве. Н.Д. уже 7 лет. Нынешний состав: Бертран Канта, Фредерик Видалес, Серж Тейсо-Гей, Дени Барт. Музыканты всегда держались вдали от шоу-бизнеса (в этом они очень похожи на "киношников"), и тем не менее их альбомы без пышной рекламы распродавались успешнее всех остальных французских рок-групп. Их любимые герои: маркиз де Сад, Маяковский, Лиля Брик, Жак Брель, группы ВЕЛВЕТ АНДЕГРАУНД и СТАДЖИС. Певца Бертрана Канта увлекает несовместимое: штиль и буря, пустыня и шумный город, японские хокку и Октябрьский переворот в Петрограде...

"ЗД" извещает также, что в номере "МК" от 29 апреля в расписание концертов вкралась ошибка. Группа БРАВО выступает на концертах в "Олимпийском" 2 мая. С 1 по 3 мая у группы также творческие вечера в ЦДТ на Ленинском проспекте. Однако именно 2 мая музыканты после своего выступления в ЦДТ немедленно прибудут в гости к "ЗД" и поздравят ее с юбилеем. Подробный материал о всех новостях в жизни и творчестве БРАВО читайте в нашей газете 4 мая.

На юбилейных концертах "ЗД" выступит также певец Владимир Мальцев, нашумевший недавно со своим шлягером "Париж, Париж!". К его творчеству "ЗД" также намерена обратиться в самое ближайшее время.

А сегодня - начало!

"Московский Комсомолец" 30.04.1990


КИНО готово

Позавчера Виктор Цой завершил кратковременный визит в Токио и вернулся в Москву с тем, чтобы принять участие в торжествах по случаю пятнадцатилетнего юбилея "Звуковой Дорожки".

Крупнейшая японская концертная фирма "Амьюз" при деятельном участии американской певицы Джоанны Стингрей пригласила В. Цоя приехать в Токио для знакомства. В начале этого года в Японии был выпущен компакт-диск с оригинальной записью альбома "Группа Крови" (1988). Фирма "Амьюз" намеревается организовать ныне концертное турне группы КИНО в Японии.

Для подписания контракта (церемония назначена на 6 мая) с ответным визитом в Москву прибывает депутация из шести человек, представляющая интересы "Амьюз". Японские гости посетят завтра сольный концерт КИНО, который будет дан в рамках 15-летнего юбилея "ЗД".

Виктор Цой, делясь вчера впечатлениями о японском визите, сказал корреспонденту "МК":

- О делах все эти три дня мы вообще не говорили. Казалось, что меня пригласили только для развлечений.

Музыкант посетил концерт популярной в Японии группы ВСЕ ЮЖНЫЕ ЗВЕЗДЫ. На него произвела обалденное впечатление постановка этого шоу, которую можно сравнить "разве что с постановками ПИНК ФЛОЙД".

- Их мелодичные песни были прекрасны, - сказал Цой и определил музыку ВСЕХ ЮЖНЫХ ЗВЕЗД как "современный вариант Фрэнка Синатры в японской интерпретации". Очень интересно.

При этом лидер питерского рока объяснил, что "когда японцы пытаются играть какие-то роки - это, конечно, смешно", поэтому ему было весьма приятно не быть обремененным созерцанием чего-то рокоподобного, а посмотреть действительно добротный и профессиональный эстрадный ансамбль с оригинальным живописным звучанием. "Да, есть чему поучиться", - задумчиво заключил Виктор Цой.

Лидер ВСЕХ ЮЖНЫХ ЗВЕЗД Кейсуке Кувата очень сдружился с Цоем и подарил ему великолепную черную гитару. В. Цой был весьма тронут подарком, ибо, как известно, питает особую слабость ко всему черному.

Завтра на юбилее "ЗД" в спорткомплексе "Олимпийский" группа КИНО даст два сольных концерта. Это первое появление легендарной петербургской рок-группы в Москве за последние полгода. Как минимум 25 тысяч зрителей увидят завтра своих любимцев на одной из крупнейших столичных площадок. Вопреки массированной атаке попсы, жестоко расправляющейся уже который год с настоящей и толковой музыкой, популярность КИНО не уменьшается, а даже резко пошла вверх в последнее время. Между тем КИНО отнюдь не поступается своими творческими принципами. Однако грамотная работа их продюсера Юрия Айзеншписа, сущей акулы шоу-бизнеса, привнесла в судьбу "киношников" стабильность и чувство уверенности в завтрашнем дне.

Летом В. Цой намеревается приступить к работе над новым альбомом. Программа завтрашних концертов составлена преимущественно из произведений, вошедших в два последних бестселлера - "Группа Крови" и "Звезда По Имени Солнце".

Артур ГАСПАРЯН
Фото Георгия МОЛИТВИНА

"Московский Комсомолец" 5.05.1990



Виктор Цой и его КИНО

Среди бесконечных разговоров о спаде, после двухлетнего бума, массового интереса к року, который подтверждают и свободно продающиеся пластинки и билеты на концерты рок-звезд, одной из немногих отечественных групп, еще сохраняющих интерес даже черного рынка, осталось КИНО Виктора Цоя. И хотя "Мелодия" выпустила, по всеобщему убеждению, самый слабый альбом этой группы - "Ночь", записанный еще в 1984-1985 годах и растиражированный фирмой грамзаписи только спустя три года, этот диск запросто не купишь.

Молодежь, бесспорно, любит Цоя. Многим известна его биография. Начиная с того, как двадцатилетний резчик по дереву в 1982 году с помощью АКВАРИУМА записал свою первую акустическую программу "45" и дал премьерный концерт в Ленинградском рок-клубе. Потом собрал Виктор Цой собственный состав, где на басе ему помогал А. Титов из АКВАРИУМА, затем И. Тихомиров из ДЖУНГЛЕЙ, на барабанах - Ю. Густав, а после него - Г. Гурьянов; лидер-гитаристом закрепился Ю. Каспарян, вторая гитара - И. Борисов.

Название программы 1984 года - "Начальник Камчатки" - запечатлело подкупивший многих неожиданный, так сказать, хиппейный уход Цоя от налаженного быта интеллигентных родителей в истопники котельной, прозванной "Камчатка". Тогда же, на втором фестивале, КИНО попало в первую тройку групп ленинградского рок-андеграунда. В следующем году, кроме "Ночи", появилась программа "Это Не Любовь". А в 1988 году он изловчился записать в десятиметровой жилой комнатушке на четырехканальный магнитофон знаменитый теперь альбом "Группа Крови".

Широкую популярность Цою принес кинематограф. Провидчески назвал Виктор свою группу! Полнометражный документальный фильм "Рок" режиссера Алексея Учителя подбросил кое-какие подробности о судьбе музыканта. Но среди его поклонников прочно жила "легенда об артисте, прослывшем загадочно-неразговорчивым человеком. Однообразие его мелодий и ограниченный набор "дворово-подростковых" сюжетов слушатели уже заметили. Но этой демократичностью Цой как раз и привлекает, хотя невозможно не посетовать на страсть нашей юной публики к упрощенным мелодиям и стереотипным сюжетам.

А эффект песен артиста возникает из-за его своеобразной внешности, интонации и тембра голоса. Это уже немало.

Цой иногда проговаривается о незамысловатости своих истинных претензий. Мол, "перемен мы ждем, перемен" - это о школьных переменках между уроками, а совсем не о глобальной перестройке нашей жизни. Но тут сильнее оказался режиссерский талант Сергея Соловьева, превратившего Цоя в вестника сути рок-движения, который из самого "подполья" выкрикнул центральный лозунг сегодняшнего дня. Он любит намек.

Пожелал Цой "всем, кто ложится спать - спокойная ночь!" - и натренированный на эзоповом языке современник уже догадался о социальной подкладке этого нехитрого текста. Хотя артисту редко дано самому оценить масштаб своей исповеди.

Виктор Цой не выдвигал свою кандидатуру на выборы и не предлагал действенной программы. За него снова стараются кинорежиссеры. Размявшись на документальной короткометражке "Йа-х-ха!", в которой участвовала группа КИНО, режиссер Рашид Нугманов снял фильм "Игла", где Цой уже сыграл главную роль. Снова успех. Зрители идут на фильм ради модного артиста, а певцу приписывают черты его киногероя. Настоящий мужчина, способный чувствовать и нести ответственность за беды своей полузабытой стародавней подружки, но - женщины. И победой кажется даже нагрянувшая в финале картины смерть.

Уверена, фильм "Игла" добавил красок к имиджу Цоя. И, по-моему, неплохо, что они такие... традиционные. Говорят, возвращаемся к норме. Так почему не иметь понятно-объяснимого подтекста, напевая вместо старинных маршей новый их вариант с юношески-невразумительными словами: "Группа крови на рукаве, мой порядковый номер на рукаве!.."? Вероятно, просто у Цоя группа крови - первая. Свой последний, 1989 года, альбом артист назвал "Звезда По Имени Солнце".

На двенадцатой звуковой странице в исполнении группы КИНО - песни "Звезда По Имени Солнце" и "Группа Крови".

Нина ТИХОНОВА, кандидат искусствоведения
Фото Е. МАТВЕЕВА

"Кругозор" №7'1990



Гибель музыканта

Никто из многотысячной аудитории грандиозного гала-концерта на БСА 24 июня не мог и предположить, что присутствует на самом последнем концерте КИНО в Москве. Не будет больше концертов, записей, зарубежным гастролей, интервью, некому больше передавать письма от многочисленных поклонников... все закончилось в один день... - 15 августа.

Ранним утром Москву облетела страшная весть. Телефоны музыкальной тусовки раскалились добела. Вити Цоя - певца, композитора, киноактера, нет больше с нами.

Около 13 часов в среду в окрестностях Риги произошла страшная трагедия. Витя ехал на своем новом "Москвиче" с рыбалки. Он был в отпуске - впервые за много лет. В тот день его 5-летний ребенок вместе с ним ехать не захотел. А Витя очень любил посидеть в тишине - один с удочкой. В эти же дни была закончена запись нового альбома, а через месяц Виктор должен был приступить к съемкам нового фильма. Затем гастроли в Южной Корее и Японии. Но этого тоже никогда уже не будет.

...Визг тормозов, скрежет металла, исковерканный "Москвич" и автобус... Прибывшие машины "Скорой помощи" ничего уже не могли сделать. Сердце Цоя, открытое для миллионов советских и зарубежных слушателей, остановилось в момент удара об автобус, По предварительным данным, уставший Витя заснул за рулем и так и не проснулся...

Виктор Цой погиб в самом расцвете сил, на самом подъеме творчества, на вершине музыкального Олимпа. Кочегар питерской котельной, адским трудом в борьбе с бюрократическим аппаратом добившийся звездного часа, совсем недавно, 21 июня, справивший свое 28-летие.

Да, никогда больше "человек в черном" не зайдет к нам на третий этаж, никогда не услышим больше его новых песен. Но останутся старые хиты, останутся видеозаписи, останется людская память о музыканте.

Похороны Виктора Цоя состоятся в Ленинграде.

"Московский Комсомолец" 17.08.1990


Природа плакала в тот день...
Памяти Виктора Цоя

Никакие связи, именуемые в народе блатом, не помогли. Билетов на Ленинград просто не было. Недолго думая, мы вместе с менеджером КИНО Юрием Айзеншписом отправились в Питер на машинах. ГАИ будто бы чувствовало, что мы действительно очень спешим, и как бы не замечало нашей сумасшедшей гонки. Через 8 часов мы уже въезжали в ворота дворика Ленинградского рок-клуба на Рубинштейна, 13.

...Вот уже две ночи поклонники поминают своего кумира. Тихо под гитару поют Витины песни, плачут. А люди все идут и идут к его портрету - причем не только молодые, но и те, кому уже давно перевалило за 40!

Президент рок-клуба Коля Михайлов весь в растерянности. С одной стороны, необходимо учесть пожелания родственников, с другой - многотысячной армии фэнов.

Несмотря на субботу, в Ленсовете было проведено экстренное совещание. Благодаря усилиям Айзеншписа было получено разрешение на захоронение на одном из лучших кладбищ города. Нашли место - почти как у Высоцкого. Чтобы к могиле был открыт доступ большого количества людей. Но главный вопрос: как избежать эксцессов во время похорон?

Музыканты КИНО собрались вечером в студии ЛенТВ и в прямом эфире обратились к своим поклонникам. Это было единственно правильным решением в той взрывоопасной ситуации.

Все, кто собрались во дворике, организованно вышли на Невский, и колонна проследовала к кладбищу. По пути - церемония возложения цветов на кучи угля. Красные розы у ворот кочегарки, которую все слушатели КИНО знают как "Камчатку". Всю ночь под питерским небом звучали песни Цоя. За 28 лет он успел написать их более трехсот. У Исаакия и на Невском, у Петропавловки и на Лиговке, у кладбища и в рок-клубе Ленинград прощался с Цоем...

Известны ли подробности аварии? Да, о них мы просили рассказать гитариста группы Юрия Каспаряна:

- Мы были на дороге у Тукумса (под Ригой). Сотрудники ГАИ так и не нашли тормозного следа "Москвича" на крутом повороте. От удара "Икарус" (без пассажиров) отлетел в реку почти на 100 метров. Двигатель раскрошился, и его остатки можно было найти в радиусе 60 метров. Одно колесо так и не нашли. Единственные сохранившиеся детали - крышка багажника с неразбитым стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью нового альбома, который мы писали в Риге. Это была черновая запись, и к концу года мы ее доведем до совершенства. В память о Вите выйдет наш новый альбом.

Будущее КИНО? Трудно сказать - такой группы в Союзе уже больше нет. В ночь с субботы на воскресенье мы побывали у Вити дома на проспекте Ветеранов. У подъезда цветы, входная дверь расписана. Витины родственники дали нам возможность познакомиться с архивом и разрешили использовать редчайшие фотографии в "МК", что мы и сделаем в специальном выпуске "Звуковой Дорожки". Там же мы планируем опубликовать и последнее интервью Цоя, которое пока увидело свет только в рок-клубовском издании "Иванов".

...Траурная процессия медленно движется к Богословскому кладбищу. Тысячи людей молча ожидают, пока родственники и близкие прощаются с Виктором. Ни одной попытки прорваться через кордон. Причем вовсе не милиция, а ребята из рок-клуба сдерживают десятки тысяч фэнов. Первыми цветы на могилу кладут Андрей Макаревич, всего на полчаса прилетевший в Ленинград (у МАШИНЫ идут концерты в Москве), Артем Троицкий, Джоанна Стингрей, Сергей Курёхин, Костя Кинчев...

Мы уезжали из Ленинграда под вечер. По пути вновь заехали на кладбище. Очередь желающих попрощаться с Витей выстроилась на многие километры. Питер плакал с раннего утра, когда начал накрапывать дождь. Он прекратился всего на двадцать минут, когда гроб опускали в могилу, а затем хлынул с полной силой. В тот день плакали не только поклонники.

Говорят, что дождь во время похорон - доброе предзнаменование, что память об этом человеке будет сохранена навечно. А накануне была такая жара...

"Закрой за мной дверь, я ухожу", - пел Витя на своем последнем в жизни концерте в Лужниках. Мы закрыли ее, Виктор, тихо, тихо. Спи спокойно, мы не будем тебе мешать.

Дмитрий ШАВЫРИН
Фото Александра АСТАФЬЕВА

"Московский Комсомолец" 21.08.1990





Звезды Виктора Цоя

Обрыв пленки. Теперь - только прошедшее время.

Отныне - концерты, посвященные памяти, публикации творческого наследия, броский эпитет, с которым нельзя при жизни. Виктор Цой погиб в один из самых плохих дней года - так показывали звезды. Если бы не погиб Виктор, все бы обошлось. Но звезды его не обманули.

Это для нас обрыв пленки.

Мы, как всегда, бессильны. Мы способны оплакать, можем, наконец, найти слова, которые теперь нужны только нам, но все это уже оправдание. Зачем теперь объяснения в любви - просто так жалко человека, которого больше нет.

Неправда, что он "с нами будет вечно" - только с самыми близкими. Со всеми остальными, с нами, - больше никогда.

Можно включить магнитофон, услышать толпе Виктора Цоя, увидеть его лицо в кино. Можно вздохнуть, покачать головой, закурить. Можно помянуть. Нельзя только склеить обрыв пленки.

Фото Геннадия ЧЕРКАСОВА
"Собеседник" №34, август 1990



КИНО без Цоя?

"Столкновение автомобиля "Москвич-2141" темно-синего цвета с рейсовым автобусом "Икарус-280" произошло в 12 час. 28 мин. 15 августа 1990 г. на 35-м километре трассы Слока-Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В. Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал..."

"...В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления".

Строки милицейского протокола и судебно-медицинской экспертизы сухо констатировали факты. Для людей, далеких от рок-культуры, они означали очередную жертву так называемого ДТП (дорожно-транспортного происшествия), каких на наших дорогах ежедневно случается немало. Но для тысяч других они несли нечто другое, а именно - Виктора Цоя, лидера ленинградской рок-группы, больше нет в живых.

Ему было 28 лет, почти 10 из них - в рок-н-ролле. Магнитофонные альбомы, пластинки, роли в кино. Стремительный взлет от кочегара, в свободное время выступающего в небольших клубах, до лидера группы, способной собирать целые стадионы поклонников.

Можно по-разному, конечно, относиться к песням Цоя и его вокальным данным. Но никто не будет оспаривать тот факт, что его влияние на молодые умы было огромно. Иначе не возник бы палаточный городок на Богословском кладбище в Ленинграде, где он похоронен, не появилась бы "стена Цоя" на Арбате, не происходило бы то же самое в других городах страны. Чем он "брал" этих ребят?

"Нам за честность могут простить практически все, и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность - уже ничего не прощают". Быть может, эти слова, сказанные В. Цоем в интервью "АиФ" (№39 за 1987 г.), и являются секретом его популярности: он всегда оставался честным в своих песнях.

К сожалению, его примеру следуют далеко не все. Так, сразу после его гибели по стране прокатилась волна явно сомнительных концертов, "посвященных памяти лидера КИНО". На рынок сейчас выбрасываются его плакаты, фотографии и т. д., при этом совершенно не учитываются интересы родных и близких артиста. По словам продюсера группы Ю. Айзеншписа, в этот процесс включилось и ТВ, не так давно показав "Последний концерт В. Цоя". Вот, мол, какие телевизионщики молодцы: успели-таки отснять. Однако после выступления на МУЗЭКО-90 в Донецке группа КИНО дала еще порядка 10 концертов.

"Но самое неприятное в этой истории, - сказал Ю. Айзеншпис, - другое. Когда мы приехали на фестиваль, то увидели, что концерт будет снимать телевидение. Но с нами это никто не согласовывал, и в договоре съемки не предусматривались. Поэтому первым желанием группы было отказаться от выступления, но это означало подвести всех своих поклонников, что для Виктора было неприемлемым. И музыканты согласились сниматься и выступать только при условии, что телевизионщики отдадут бесплатно оригинал записи. Но режиссер редакции музыкальных программ Н. Примак это всячески затягивала. А главный режиссер ГКЗ "Россия" С. Винников вообще предложил: поскольку на съемку были затрачены определенные средства, то пусть КИНО отдаст за пленку свой гонорар за выступление - это 30 тыс. рублей. Это уже попросту было прямым вымогательством".

Однако есть и хорошие новости. Чтобы сохранить то, что было сделано Виктором (ведь он был не только поэтом и музыкантом, но еще и писал картины, лепил, вырезал по дереву), решено создать Фонд памяти В. Цоя. В задачи фонда входит также и помощь молодым музыкантам.

"Что теперь будет с группой КИНО"? - продолжал Ю. Айзеншпис. - Увы, такой группы уже нет. Оставшиеся музыканты сейчас работают над последним альбомом КИНО, пластинку с 9 новыми песнями любители этого коллектива получат к концу года. Будут также реставрированы старые песни КИНО, после чего пути музыкантов, вероятно, разойдутся".

Н. СОЛДАТЕНКОВ
"Аргументы и Факты" №40'1990



Профессионалы... по поминкам...

Так уж повелось в нашей стране, что многие таланты не получают при жизни должного. Зато уж после смерти все пытаются наверстать упущенное - возникает несвойственная кумиру при жизни помпезность.

Полбеды, если подобное желание идет от сердца, бескорыстно. Истинно страшным становится это тогда, когда потуги поминальщиков (а зачастую ими оказываются люди, о которых покойный не имел ни малейшего представления) преследуют единственную цель - сделать на факте смерти деньги.

15 августа 1990 года Виктора Цоя не стало. Весть моментально облетела страну, а все не верилось...

Поминали Цоя везде. Поминали как могли. Что не было додано при жизни, пытались воздать после гибели. Где-то это делалось искренне и бескорыстно. Кое-где с этого имели деньги... И какие...

25 и 26 сентября, в канун сорока дней со дня смерти, поминали Виктора Цоя во Дворце культуры ЗИЛ. Среди музыкантов не было маститых рокеров, а некоторые не имели к року ни малейшего отношения.

Зеленый лучик пробежал по увенчавшим сцену горящим гигантским буквам "Цой", и актер и музыкант Павел Смеян начал вечер памяти. Говорил о том, что традиционные поминки проходят в печали, в церкви и при свечах. У музыкантов все иначе - они провожают друзей песнями.

Но случилось так, что достойно проводить душу усопшего не удалось...

Не успели объявить первый номер - рок-группу из Иркутска БЕЛЫЙ ОСТРОГ, как в зале, где собрались в основном московские фанаты солиста КИНО, воцарился свист. Не прекращался он весь вечер, сопровождаясь выкриками и громогласными ругательствами. То, что предлагалось организаторами концертов, по мнению фанатов, не имело ничего общего с группой КИНО.

И режиссер-постановщик программы (он же поэт, художественный руководитель, звукорежиссер, менеджер, пресс-атташе - перечислять можно долго), идя на поводу у разъяренной толпы, "спасал вечер". Включал фонограмму группы КИНО. А в это время исполнители, явившиеся на вечер, чтобы выступить безвозмездно, отдав свою дань памяти Виктора Цоя, стояли на сцене, словно оплеванные, и ждали, когда хоть немного стихнет свист, чтобы начать петь.

Понятно, они были ни в чем не виноваты. Но сценарий программы был построен настолько дилетантски, с отсутствием всякого понятия о музыкальных стилях и жанрах, что исполнители, представлявшие разные направления в музыке, оказались без вины виноватыми... Неплохие представители попсы встречались зрителями в штыки...

А ведь и сами артисты оказались обманутыми. Их приглашали экспромтом, заранее не знакомили со сценарием. Не представляя программы в целом, не подозревали о величине готовящегося обмана. И подобной неразборчивостью и излишней доверчивостью, пусть даже основанных на благородных побуждениях, невольно подмочили собственную репутацию. На музыкантов не бросались с кулаками, но каждому после выступления в подобной программе было не по себе.

Сразу же складывалось впечатление, что организаторам глубоко наплевать не только на конфуз артистов, но и на собравшуюся в зале аудиторию.

В самый разгар первого "памятного" концерта режиссер-постановщик программы Николай Костромитин устроил огромную паузу, организовав телевизионные интервью с музыкантами. О зрительном зале словно забыли. В ответ на это раздались свист и крики неодобрения. Зрителей просили помолчать - мешают работе телевизионщиков. Посулили: "За это мы вам покажем фильм "Игла" с участием Виктора Цоя". Принадлежность телевизионной редакции, подписавшейся снимать подобную халтуру, тщательно скрывалась и телевидением, и организаторами поминок.

Немудрено, что следующий вечер был напрочь сорван. Попсовые команды РОНДО и АЛЬЯНС были освистаны и громогласно обруганы матом. В музыкантов полетели листовки с требованием убраться и "оставить Витю в покое".

Зал бурлил, и программу пришлось остановить. Фанаты требовали прекратить издевательство над памятью покойного. Самые "инициативные" отправились разбираться с "автором безобразия" Костромитиным.

Накануне представители творческого объединения "Классика" с гордостью заявляли мне, что на их концертах не бывает милиции, так как им удалось добиться того, что фанаты сами наводят порядок в зале. В этот вечер пришлось сделать исключение из правил - предвидя справедливое возмездие, Н. Костромитин, зовя на помощь милицию, в сопровождении трех телохранителей убегал из Дворца культуры. Не успев прихватить собственную шляпу...

Сюжет казался до боли знакомым: Ильф и Петров когда-то описали матчи Остапа Бендера в Нью-Васюках, закончившиеся позорным бегством великого комбинатора. Директор "Классики" Владимир Сугробов, бывший комсомольский функционер, а потому, по его словам, имеющий "колоссальный опыт работы с молодежью", оказался в тот вечер предусмотрительнее: в ДК ЗИЛ он отсутствовал. Видимо, богатый опыт подсказал ему, что коль запахло паленым, безопаснее находиться подальше от любителей рок-музыки, собравшихся на вечерах памяти, им же организованных...

Что греха таить, на вечерах "поминок" В. Цоя Костромитин и Сугробов стали самыми популярными, так как пользовались огромным спросом. В те "памятные" вечера почти каждый зритель норовил спросить с них за явное неуважение к покойному и его почитателям, безвкусицу, халтуру, требовали вернуть деньги за билеты. Организаторы же оказались необычайно скромны: совсем не хотели сознаваться зрителю в том, что "главные" - это они. Может, следовали принципу: "Скромность не только красит, но и спасает человека"?

Во время моей беседы с Костромитиным к нам подошли четыре девушки. Подозревая в Костромитине "главного", попытались высказать претензии. Режиссер-постановщик мигом отправил их к рядовому администратору. Когда же я, руководствуясь профессиональным интересом, попытался узнать, чем недовольны юные зрительницы, Костромитин выдвинул ультиматум: "Выбирайте: вы берете интервью у меня или у них...".

Подошедшие девчонки возмущались "бессовестным грабежом" устроителей "благотворительных" концертов. По 6 рублей за входной билет взимали с самых "богатых" - студентов, пэтэушников, школьников, составлявших аудиторию.

Костромитин заявил тогда, что "если бы не "голые энтузиасты" из "Классики", то факт гибели Виктора Цоя остался бы в Москве незамеченным".

Мне как журналисту высказывались претензии, что я не хочу поддержать "благотворительную" инициативу "Классики".

Нехотение мое состояло в том, что я любезно отказался тогда записывать будущие куски газетного материала, которые взялся задиктовывать мне Костромитин. И не только потому, что они целиком состояли из знакомых напыщенно-патетических фраз времен застоя. Но еще и потому, что все это была чистейшая ложь, которая недостатком похвалы и саморекламы в свой адрес, разумеется, не страдала...

Так же как сами вечера не страдали благотворительностью. Семье Цоя предназначалась ничтожная (по сравнению с общим кассовым сбором) сумма в 1,5 тысячи рублей. И то, организаторы толком не знали, куда ее денут. Мне сказали, что деньги пойдут в Фонд Цоя на Арбате, зрителям - на банковский счет в Ленинград.

Из всего сказанного организаторами больше всего покоробила фраза, произнесенная Костромитиным: "Мы с таким трудом взялись отпраздновать сорок дней со дня смерти Виктора Цоя!".

Если подобные мероприятия вообще берутся праздновать, комментарии, я думаю, излишни...

Стоит ли вообще устраивать массовые поминки кумиров? Пусть даже не на дилетантски-коммерческом, но и на профессиональном, безусловно, честном уровне?

Побеседовав с музыкальным критиком Артемом Троицким, не смог не согласиться с его логикой на сей счет. Он считает, что вечера памяти, как и поминки - дело сугубо интимное, не для залов и стадионов. Ушедших поминают узким кругом. А пытаться устроить из этого шоу... Поминки - дело не профессиональное. А "профессионалы" по поминкам... Артем говорил, что слишком хорошо знает, что преследуют эти люди. Нагнетание пафоса с одной единственной целью - сделать деньги. "Я слишком хорошо знал покойного, знал его вкус, отменное чувство меры, умение обходиться без излишеств - и в музыке, и в одежде. Ни слава, ни богатство не изменили его в этом отношении. А подобные "поминки" всегда грешат отсутствием всего этого".

Андрей ДОМНИЧ
"Московский Комсомолец" 06.10.1990



Звезда по имени Цой

Черная лента шоссе. Набегающие полосы разметки. Шум мотора навевает сон. И, как в замедленной киносъемке, вырастает из ниоткуда "Икарус"...

"Мы с тобой, Виктор!" - пишут на стенах и заборах тысячи его поклонников во всех уголках страны. Для них он жив в песнях, в фильмах. Страна устроила Виктору Цою официально-торжественное прощание. Под его именем проходят теперь благотворительные концерты, а они... Они провожали его по-своему. Им не нужно торжественных поминовений. На кладбище среди тысяч, пришедших в последний раз повидаться со своим кумиром, возвышался плакат: "Пой, пой, Виктор Цой!" Это не отчаяние. Это уверенность, что их Витя - с ними. Он просто ушел. Ушел, чтобы вернуться в песнях.

Виктор родился 21 июня 1962 года в Ленинграде, на родине советского рока. В школе его дразнили япончиком, на что он всегда обижался. С детства играл на гитаре и, как он впоследствии скажет, не представлял без нее жизни. После школы стал работать резчиком по дереву, его тянуло к творчеству, и он искал способ самовыражения. Вскоре он понимает, что дерево - не его материал. Человеческая душа со всеми ее нюансами и оттенками - вот что привлекало Цоя. И он начинает сочинять. Для того чтобы творить, он выбрал самое подходящее место - одну из ленинградских котельных. "Камчатка", как он ее называл. Вначале его герой - агрессивный романтик, скрывающий за насмешливой едкой оболочкой легко ранимую душу. В одиночестве он тоскует и мечтает, на людях - смеется над обществом с его разнообразными социальными табу.

Тогда, в 82-м, едва появившись на ленинградском рок-горизонте, Цой чем-то напоминал недавно окончившего школу подростка, который, меланхолично осознав и приняв как аксиому несовершенство этого мира, создает свой собственный мир, понятный только ему и таким, как он. Это было как условный знак, как пароль. "Надеюсь на то, что дети проходных дворов услышат меня", - пел Виктор Цой. Людям, мир которых ограничивался кабинетными стенами, Виктор, естественно, пришелся не по вкусу. Нет, в его песнях не было особого криминала. Просто он выбивался из общей колеи, не вписывался. Цой, в общем-то, не очень увлекался остросоциальной тематикой. "Я пишу о том, что происходит вокруг меня", - скажет он в одном из своих интервью.

А вокруг были его друзья, его поклонники. "Начальник Камчатки" - так называли его. Маленькая котельная превратилась в своеобразную Мекку для тех, кто чувствует не так, как все, и воспринимает мир через призму легкой грусти и гордого одиночества.

Вокруг бушевала буря. Люди стали просыпаться от тотального летаргического сна, приходило новое время. Но Цой оставался Цоем и мир его героев - тоже. Беспричинная тоска и желание излить душу влекли к Виктору тысячи юных сердец. Иногда наивный, иногда едкий, всегда мечтательный и одинокий, - таким знают Виктора Цоя его поклонники.

"Мне бы не хотелось, чтобы подлецам и предателям нравилась моя музыка", - сказал однажды Виктор. Он считал, что главное в его песнях - это честность. В каждой песне Цой ведет со слушателем разговор один на один, откровенно, не заигрывая. Наверно, поэтому и был у него свой слушатель, понимающий с полуслова и поддерживающий.

Середина 80-х стала для Цоя поворотным этапом. Свобода творчества и возможность донести себя, свою боль и грусть, свою радость и надежду до широкого слушателя - что еще надо человеку, который хочет высказаться! Виктор Цой ждал этого момента, надеялся, что он придет.

Пришел апрель 85-го. Концерты, альбомы, съемки... Но успех не мешает Виктору. Он продолжает искать, искать себя в этом мире ночи и неразделенной любви, толкучки в подъездах и неразделенной тоски.

"Вы могли бы полюбить все человечество?" - спросили однажды Цоя. "Нет, я не могу любить тех, кого не знаю", - ответил он.

В каждой своей песне Виктор постарался рассказать о каком-то осколке своей жизни, и из этих осколков складывается причудливая картина его многоцветной души - от черной тоски до розовой нежности. Но вы не найдете в нем злобы и зависти.

"Кочегар человеческих страстей", он никогда за успехом не гнался. Его тревожило, останется ли что-то после него.

Я прошел по всем дорогам и туда и сюда.
Оглянулся - и не смог разглядеть следа.


Конец 80-х. Дом культуры Московского авиационного института. Виктор выходит на сцену один, в руках - гитара. Синеватый свет прожекторов, за которым четко вырисовывается восточный профиль. Он стоит перед залом и смотрит на них, приехавших из разных концов Москвы, чтобы услышать Виктора Цоя. Зал затих в ожидании. Первые аккорды - и ребята вскакивают с мест, подпевая и размахивая шарфами и шапками. Он поет, увлекаясь и увлекая их в свой странный мир одинокого Дон Кихота, шпагой которого служит гитара, а домом - дорога.

Закончилась первая песня - и порвалась струна. Потом - вторая, третья. Последнюю песню он играет на трех струнах. Зал стоит, подпевая. Десятки маленьких огоньков, свет спичек и зажигалок вспыхивает в разных концах зала. Они - с ним, и он чувствует это. И, может быть, именно это ощущение общности - главное в песнях Цоя. Это не стадо, готовое в припадке истерии броситься бить и крушить. Эти ребята, пришедшие на концерт, ощущают в себе что-то новое - может быть, доброту, или грусть, или гнев, но никогда - ненависть.

"Высокая в небе звезда зовет меня в путь" - эти слова оказались пророческими. Цой не споет новых песен, мы не увидим его в новых фильмах, не будет больше ажиотажа на его концертах. Но если вам тяжело на душе - включите магнитофон, и Виктор в своей философско-меланхолической манере объяснит, что жизнь не так уж и плоха, как это иногда кажется.

Виктор ТАТАРСКИЙ
"Музыкальный Глобус" (I программа Всесоюзного радио), 17.11.1990






<< Предыдущая часть

Следующая часть >>

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 22 июля 2005, 18:39
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (3) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАлексей Рыбин - "Кино с самого начала"Геннадий Шостак14.11.2013
РецензииКИНО - "Атаман"Олег Гальченко04.08.2015
Статьи"КиноПробы" (часть 2) на телеканале "ОРТ"Старый Пионэр21.10.2002
СтатьиКиноХроника ("Конец Каникул")Андрей Дмитриев04.05.2008
АрхивКИНО, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр28.11.2003
АрхивКИНО, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр04.09.2006
Архив"Комсомольская Правда" 12.04.1989 (ЗВУКИ МУ, КИНО, АУКЦЫОН)Старый Пионэр15.02.2008
АрхивКИНО, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова13.08.2015

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.006