 |
|
|
|
|
АКВАРИУМ - "Пушкинская, 10" (c) & (p) Мистерия звука, 2009
"Жасминовые тирсы наших первых менад примахались быстро..." Мне отчасти до боли сделалось жаль наш бестолковый русский народ, а отчасти было досадно: ничего нельзя поручить русскому человеку... Дали ему в руки жасминовый тирс, а он обрадовался и ну - махать им, пока примахал этот инструмент окончательно".
А. Аверченко, "Аполлон"
Новый альбом АКВАРИУМА "Пушкинская, 10" поклонники ждали с нетерпением. Потом оказалось, что это просто сборник песен, записанных на протяжении многих лет и не входивших в более ранние альбомы по причине "несоответствия концепции". Но сборник песен от Бориса Борисыча и группы товарищей все равно приняли. А почему бы и не принять? Звучит он, вроде бы, правильно, "по-аквариумному". И голос все тот же: немножко блеющий, с придыханием, выпевающий таинственные словосочетания...
Выход альбома был обставлен с серьезным пониманием искусства мистификации. Это, оказывается, вовсе не CD с песнями, а "научная работа с приложенным к ней вибрационным материалом". И братство св. Винифреды к нему приложило руку. И в рясы музыканты группы облачились. И буклет с подробным описанием того, что представляет собой здание под номером десять на улице Пушкинской, оформили. Только вот мистификация осталась сама по себе, не получилось её притянуть за уши к песням. А песни...
Я уже много лет пытаюсь понять, отчего очень многие поклонники АКВАРИУМА перестали его слушать примерно в конце 80-х. И интересуюсь этим в первую очередь потому, что для меня магия АКВАРИУМА закончилась на "Детях Декабря". Некоторые позже написанные песни, конечно, нравились, но вот то откровение, пришедшее с АКВАРИУМОМ 70-80-х, в них уже не ощущалось. Всем известно, что лет двадцать назад АКВАРИУМ плотно застолбил свою нишу в российской рок-музыке. И стал профессиональным коллективом. Музыканты выучили нужные законы, "стали респектабельны, стали большими". Потеряли старых поклонников. Обзавелись новыми. Это не плохо и не хорошо. БГ продолжает писать песни, и дай ему, как говорится, Бог здоровья.
Но "Пушкинская, 10", по-моему - просто сборник скучных песен с несколькоминутными проблесками вроде "Как Стать Таней" или красивого соло на дудуке в песне "Обещанный День". Все остальное не дотягивает до того, чтобы хоть как-то оправдать шарм хорошо инсценированной мистификации.
В "Теореме Шара" при почти одних и тех же приемах напрочь отсутствует дух "Служенья Муз". В "Вятке - Сан-Франциско" чувствуется только знание географии, но никак не знание философии жизни. И даже в исполнении майковской "Вперед, Бодхисаттва" не осталось и намека на бесшабашную свободу сознания того времени, когда эта песня была написана.
Конечно, можно поразгадывать шарады. Например, выяснить, что Пеликан и Еж, ходящие с огнеметом, воплощают собой символ любви и символ восходящего солнца. Что сапфиры в глазах олицетворяют высшие духовные ценности. Что Можжевельник - это символ вечной жизни. А Волчьей Зарей звали московскую колдунью, которую Васнецов изобразил на картине "Иван-царевич на Сером волке". Но и шарады в данном случае не помогают.
Можно бить, хоть разбей,
В бубен внешнего мира...
А толку? Потому что самопародийных строчек вроде "Я буду ходить, как корова на пуантах по горло в снегу" или "Если ты рододендрон - твое место в окне" слишком уж много.
Но наибольший минус "Пушкинской, 10" - не тексты. Самое огорчительное то, что этот сборник неискренне позитивен. Прямо как советский фильм "Кубанские казаки". Ирония в нем присутствует как нечто самодостаточное, не направленное ни внутрь, ни наружу. Потому что АКВАРИУМУ положено быть слегка ироничным. И загадочным. Но ведь загадка и ирония либо получаются сами собой, либо не получаются. Хорошо сделанной работой и выслугой лет на сцене их не добьешься. И драйвом со свободой от того, что ожидают слушатели, песни не снабдили. Хотя, похоже, старались.
Нечего желать и некем больше быть...
Может, в этих словах не только кокетство рок-звезды, а ещё и тщательно скрываемое осознание того, что "ушла Аббатская дорога"? Но петь и играть хочется. Я понимаю. Поэтому не осуждаю. Тем более что концерты АКВАРИУМА всё равно проходят с аншлагами.
Звуковое ландшафтирование продолжается. Хотя жасминовые тирсы, на мой вкус, уже примаханы и реставрации не подлежат.
Автор: Татьяна Ежова
опубликовано 14 мая 2010, 09:20
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (10) | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайтеРецензии | АКВАРИУМ - "Песни Рыбака" | Максилла Кузнецов | 15.03.2004 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Беспечный Русский Бродяга" | Максилла Кузнецов | 25.07.2006 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Беспечный Русский Бродяга" (Bonus DVD) | Максилла Кузнецов | 13.09.2006 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Лошадь Белая" | Юлия Боровинская | 08.12.2008 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Лошадь Белая" | Игорь Лунев | 19.03.2009 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Наша Жизнь С Точки Зрения Деревьев" | Юлия Боровинская | 24.08.2010 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Архангельск" | Юлия Боровинская | 06.10.2011 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Архангельск" | Hankich | 07.02.2012 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Тайная История Пчеловодства" | Олег Гальченко | 14.03.2013 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Воздухоплавание В Компании Сфинксов" | Олег Гальченко | 18.03.2013 | Рецензии | АКВАРИУМ - "А+" | Олег Гальченко | 25.02.2014 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Greatest Hits" | Олег Гальченко | 28.10.2015 | Рецензии | АКВАРИУМ - "Песни Нелюбимых" (EP) | Юлия Боровинская | 22.03.2016 | Статьи | Два дня в мае 1991-го (РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ДДТ, АКВАРИУМ...) | Сергей Райтер | 20.11.2009 | Статьи | Сергей Калугин: Как я впервые услышал АКВАРИУМ или Последнее письмо Тимофея | Екатерина Борисова | 31.08.2012 | Архив | "Российская Музыкальная Газета" №03'1993 (АКВАРИУМ, ТРИУМВИРАТ) | Старый Пионэр | 20.01.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 1 (разные издания) | Старый Пионэр | 21.10.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 2 (разные издания) | Старый Пионэр | 27.10.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 3 (разные издания) | Старый Пионэр | 28.10.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 4 (разные издания) | Старый Пионэр | 01.11.2004 | Архив | АКВАРИУМ, часть 5 (разные издания) | Старый Пионэр | 03.11.2004 | Архив | ВЫХОД (разные издания) | Старый Пионэр | 13.12.2006 | Архив | "Музыкальная Жизнь" №06'1987 (Ленинградский Рок-клуб) | Старый Пионэр | 14.03.2008 | Архив | "Мир Музыки - World of Music" вып. 1'1991 (АКВАРИУМ) | Екатерина Борисова | 21.09.2011 | Архив | "Мелодия" №01'1989 (АВТОГРАФ, АКВАРИУМ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ и др.) | Екатерина Борисова | 19.06.2013 |
Другие рецензии
|
|
|
|
|
|  |
|